Содержание
1. Краткая характеристика ООО «Востокметалл-Хабаровск». 3
2. Анализ экспортной деятельности компании. 5
3. Разработка стратегии конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл-Хабаровск» на рынке металла. 12
Список литературы.. 21
1. Краткая характеристика ООО «Востокметалл-Хабаровск»
Общество с ограниченной ответственностью «Востокметалл» было создано в октябре 1990 года на базе предприятия вторичной металлургии «Дальвторцветмет» с двадцатилетним опытом по переработке цветного лома и производству алюминиевых сплавов.
Сегодня это общество с ограниченной ответственностью «Востокметалл», учредителями которого являются: Министерство имущественных отношений Хабаровского края, а также ряд японских компаний.
А также:
- Общество с ограниченной ответственностью «Плутон-Хабаровск», зарегистрированное Регистрационной палатой Хабаровского края по регистрации юридических лиц 13 июня 2000 года;
- Общество с ограниченной ответственностью «Востокметалл», зарегистрированное Хабаровским отделением государственной регистрационной палаты Администрации Хабаровского края 22 декабря 1999 года.
Учредители Общества не отвечают по обязательствам Общества и несут риск убытков, связанный с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов в его уставной капитал. Число участников не может превышать пятидесяти.
Учредители не полностью внесшие свои вклады в уставной капитал, несут солидарную ответственность по обязательствам Общества в пределах неоплаченной части вклада каждого из Участников.
Согласно Уставу, Общество учреждено с целью удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц всех форм собственности в производственных, коммерческих и торговых услугах, получения прибыли от эффективного использования собственных и привлеченных средств.
Общество может иметь гражданские права и исполнять гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, в частности, Общество осуществляет следующие виды основные деятельности:
- приобретение, сбор, переработка и реализация лома черного, цветного металла и сплавов;
- проведение операций с ценными бумагами, валютой, недвижимостью;
- инвестиционная, лизинговая и иные виды финансовой деятельности;
- коммерческая внешнеэкономическая деятельность – включая создание совместных предприятий, участие в международных объединениях и организациях в РФ и за рубежом с целью развития экспорта и импорта товаров и услуг;
- торговая, торгово-посредническая, закупочная, сбытовая; создание оптовых и розничных торговых подразделений и предприятий, в том числе совместных; комиссионная торговля;
- проектная, научно-исследовательская; проведение технических, технико-экономических, финансовых, правовых и иных экспертиз и консультаций, информационное обеспечение;
- все виды транспортных услуг, в том числе транспортирование грузов, включая международные перевозки, предоставление услуг складского хозяйства, фрахтовые операции с речным и морским транспортом;
- предоставление услуг по хранению, ремонту, продажной подготовке и продаже автотранспортных средств и запасных частей к ним;
- предоставление автотранспортных средств в аренду и на прокат;
- оказание содействия в подготовке правовой, экономической и другой документации, в проведении переговоров, заключении контрактов, как с российскими, так и с зарубежными партнерами;
- производство всех видов рекламной продукции;
ООО «Востокметалл» является единственным на Дальнем Востоке специализированным металлургическим предприятием по производству алюминиевых сплавов. Наличие мощной материальной базы, современного металлургического оборудования, большого опыта работы в этом виде деятельности позволяет производить ежегодно до 100 тысяч тонн алюминиевых сплавов. Структура и химический состав алюминиевых сплавов отвечает требованиям международных и отечественных стандартов. Около 90% произведенной продукции экспортируется.
Переработка лома черных металлов ведется как традиционной огневой резкой, так и специализированным оборудованием. «Востокметалл» - это десять производственных участков в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Мощность предприятия по переработке черного лома составляет 150000 тонн в год.
Предприятие имеет большой опыт по разделке корабельной, авиационной, бронетанковой техники и средств ПВО.
На предприятии имеются хорошие железнодорожные подъездные пути, железнодорожные и автомобильные весы, погрузочно-разгрузочные механизмы.
2. Анализ экспортной деятельности компании
При анализе внешнеэкономической деятельности ООО «Востокметалл» следует помнить, как об этом уже говорилось выше, что 90 % произведенной продукции экспортируется. Это связано с тем, что в России нет стабильных потребителей продукции предприятия.
Основным экспортируемым товаром является переработанный лом черных металлов и алюминиевые сплавы: Алюминий 1ПО-56К; Сталь 154кп, пс; 94П; Сталь 08кп, пс; 08Ю; Чугун ОП124-НГ3.
Основными импортерами продукции ООО «Востокметалл» на протяжении последних пяти лет являются следующие страны, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Объемы экспорта и основные импортеры ООО «Востокметалл» в 2000 – 2004 годах
Страна, регион |
Объем экспорта алюминия и черного метала, тонн |
||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
Финляндия |
3295 |
3234 |
2576 |
2684 |
2784 |
Франция |
1335 |
1725 |
1393 |
1021 |
1254 |
Швейцария |
31666 |
30459 |
30199 |
31220 |
31240 |
Италия |
1520 |
2160 |
1717 |
1380 |
1584 |
Испания |
1350 |
1090 |
1026 |
1074 |
1137 |
Европейский Союз (всего) |
39166 |
38668 |
36911 |
37379 |
37999 |
Япония |
101950 |
99934 |
90790 |
82418 |
86128 |
Китай |
61548 |
68671 |
69481 |
70192 |
73248 |
Корея |
23414 |
23728 |
28966 |
28605 |
25489 |
Тайвань |
11580 |
11580 |
12469 |
10959 |
11546 |
Азия (всего) |
198492 |
230086 |
201706 |
192400 |
196411 |
Весь мир |
237658 |
268754 |
238617 |
229779 |
234410 |
Как видно из таблицы 1, самыми крупными потребителями продукции ООО «Востокметалл» являются предприятия, расположенные в Китае, Японии и Швейцарии. В 2004 году общий объем произведенной продукции составил 260 тыс. тонн. метала (включая алюминий и переработанный лом черных металлов). Из всего этого объема на экспорт пошло 90,16%, из которых 81,32% - 190616 тонн в упомянутые три страны. Для наглядности представим диаграмму, отражающую долю всех потребителей продукции ООО «Востокметалл» в общем объеме экспорта в 2000 и 2004 годах.
Рис.1. Доля потребителей продукции ООО «Востокметалл»
в общем объеме экспорта в 2000 году
Рис.2. Доля потребителей продукции ООО «Востокметалл» в общем объеме
экспорта в 2004 году
Как видно из приведенных данных в 2004 году экспорт в Японию сократился на 5% по сравнению с 2000 годом. Экспорт в Швейцарию не изменился в связи с долгосрочным контрактом между ООО «Востокметалл» и Швейцарскими потребителями.
Другой причиной стабильного спроса на продукцию ООО «Востокметалл» в Швейцариии является тот факт, цены на данную продукцию относительно невысокие по сравнению с общемировыми. В начале 2002 года на российском наблюдается некоторое оживление на рынках стали и алюминия и попытки поднять цены, что является скорее психологическим ходом в начале нового года. Для производителя определенные трудности связаны с тенденцией снижения цен и депрессивных ожиданий, а цены достигли минимального уровня. На мировом рынке цены находятся на очень низком уровне и практически не менялись. Однако листовая сталь производства ООО «Востокметалл» еще более подешевела. Понижение цен составило около $15 на тонне. Это связана с мировыми стандартами качества на продукцию металлургических предприятий, которым не до конца соответствует продукция ООО «Востокметалл». Но производители ожидают в ближайшем будущем некоторого подъема цен, что связано в основном с отменой системы лицензий на импорт стали с 1 апреля 2002 г. Китаем, который в ноябре 2001 г. стал членом ВТО. Кроме того, в США появились первые признаки завершения экономического спада.
В январе 2002 г. на рынках металлопродукции наметилось оживление. Хотя цены на многие виды продукции в основном снижались из-за того, что производители и трейдеры избавлялись от прошлогодних запасов продукции, можно отметить увеличение оптимистических прогнозов. Прошлый год заставил многих производителей металлопродукции во всем мире реструктуризировать производство, выводить излишние мощности, разрабатывать программы дальнейшего уменьшения избыточного производства. Введение антидемпинговых мер на рынках США и Западной Европы, при всем негативном их влиянии на российских производителей, в том числе и на ООО «Востокметалл», положительно сказалось на “расчистке” этих рынков от излишков металлопродукции. К началу 2004 г. несколько ослабевает давление излишних объемов продукции на рынки металла, и на второе полугодие 2005 г. аналитики прогнозируют начало выхода из мирового экономического кризиса.
В феврале на рынках металлопродукции наконец-то начался долгожданный подъем. Пока что оживление спроса еще не сопровождается значительным ростом цен, но, по крайней мере, можно с уверенностью сказать, что падение цен остановилось. Кризис 2002 г. заставил производителей черных металлов сокращать объемы производства, выводить избыточные и неэффективные мощности, повышать качество производимой продукции, а потребителей металла – использовать накопившиеся запасы. Так что в 2003 г. потребители вошли с «новым» спросом, а производители – с более качественным товаром и более гибкой системой ценообразования. Единственное опасение у аналитиков вызывает стремление продавцов металлопродукции слишком резко поднимать цены, к чему рынок пока еще не готов.
Таким образом, перед ООО «Востокметалл» открываются даже дополнительные возможности по сбыту своей продукции за рубежом.
В 2004 году, как и в 2000 году, деятельность ООО «Востокметалл» ориентировалась преимущественно на внешний рынок. По прогнозам руководства, в 2005 г. существенно – на 15% - вырастет внутренний спрос на металлопродукцию. Тем не менее, за 2004 г. ООО «Востокметалл» экспортировал 234410 тонн металлопродукции на $892 млн. Это меньше чем объемы экспорта аналогичного периода 2000 г. в количественном выражении на 1,4%.
Производство алюминиевых сплавов – значительная позиция экспорта ООО «Востокметалл», его доля в общем объеме экспортируемой металлопродукции - 59%. В 2004 г. предприятие экспортировало около 138302 тонн алюминиевых сплавов, что превышает уровень прошлого года на 20,5%. проката – на 9,1%.
Более подроюная информация по структуре экспортируемого товара в Швейцарию и Японию представлена в таблице 2.
Таблица 2
Объем экспорта по видам продукции ООО «Востокметалл»
в Японию и Швейцарию в 2000 – 2004 г.г., тыс. тонн.
Марка Продукта |
Объем экспорта по видам продукции, тонн |
|||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
Алюминий 1ПО-56К |
60150 |
14510 |
49967 |
14316 |
51750 |
12986 |
46978 |
13425 |
49093 |
13433 |
Сталь 08кп, пс; 08Ю |
24487 |
5461 |
20150 |
5600 |
15434 |
8154 |
14011 |
8429 |
14642 |
8435 |
Сталь 154кп, пс; 94П |
12300 |
7840 |
17846 |
7890 |
9079 |
3624 |
8242 |
3746 |
8613 |
3749 |
Чугун ОП124-НГ3 |
5013 |
3855 |
11971 |
2653 |
14526 |
5436 |
13187 |
5620 |
13780 |
5623 |
Итого |
101950 |
31666 |
99934 |
30459 |
90790 |
30199 |
82418 |
31220 |
86128 |
31240 |
Примечание: 1 – Япония;
2 – Швейцария.
Как видно из таблицы 2, в течение рассматриваемого периода доля Алюминия 1ПО-56К в общем объеме экспорта составляет около 50%.
Для более наглядного представления о динамике экспорта в Японию и Швейцарию рассмотрим рисунок 3.Как видно из диаграммы величина экспорта продукции в Японию снижалась до конца 2003 года. В 2004 году наметился рост экспорта в Японию. Снижение экспорта в 2000 – 2003 годах связано с отсутствием постоянных заказчиков-потребителей в Японии, с которыми заключен долгосрочный контракт. Лишь в конце 2003 года они стали появляться в связи с чем наметился небольшой рост величины экспорта.
Рис.3. Динамика экспорта продукции (металла) в Швейцарию и Японию
в 2000 – 2004 годах
Что касается экспорта в Швейцарию, то отклонения здесь очень слабые, т.к. ООО «Востокметалл» имеет постоянных потребителей в Швейцарии, которые на протяжении 7 лет сотрудничают с компанией. Рассмотрим особенности экспорта в Японию и Швейцарию с позиции ассортимента экспортируемого товара (рис.4.)
Как видно из диаграммы больше половины экспортируемой продукции приходится на Алюминий марки 1ПО-56К, хотя за рассматриваемый период объем его экспорта снизился на 18,4%, на втором месте стоит Сталь 08кп, пс, 08Ю величина экспорта которой также падает и в 2004 году снизилась на 40,2% по сравнению с 2000 годом; на третьем Чугун ОП 124-НГЗ; на четвертом сталь 154 кп, пс; 94П.
Рис.4. Динамика экспорта в Японию по видам товара в 2000 – 2004 годах
Теперь рассмотрим по экспорту в Японию (рис. 5.). Как видно из диаграммы около 45% экспортируемой продукции приходится на алюминий марки 1ПО-56К, в последние годы выросла доля стали марки 08кп, пс; 08Ю; а также чугуна марки ОП 124-НГЗ, а вто спрос на сталь марки 154 кп, пс; 94П сильно упал.
Таким образом, можно сделать вывод, что продукция ООО «Востокметалл» пользуется спросом в Японии и Швейцарии (не смотря на значительное снижение в 2000 – 2003 годах объема экспорта).
Отечественные металлурги по-прежнему сталкиваются с проблемами при сбыте продукции в странах Западной Европы, США и даже России. Высокие таможенные пошлины, обусловленные антидемпинговыми процессами против поставщиков дешевой продукции, приводят к постепенному уходу с этих рынков российской металлопродукции со средним и высоким уровнем добавленной стоимости. На продукцию низкого передела – чугун и полуфабрикаты, спрос наоборот растет.
Рис.5. Динамика экспорта в Швейцарию по видам товара в 2000 – 2004 годах
Поэтому для поддержания и развития экспорта продукции ООО «Востокметалл» необходимо постоянно совершенствовать качество продукции, поддерживая его на уровне мировых стандартов. То есть необходимо создавать кокурентоспособный товар, который будет востребован на зарубежных рынках.
3. Разработка стратегии конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл-Хабаровск» на рынке металла
Потенциал роста рентабельности производства у ООО «Востокметалл» сохраняется. Его мощности недозагружены почти на 50% из-за отсутствия спроса на продукцию. При улучшении конъюнктуры рынка завод вполне может увеличить объемы производства и тем самым повысить конкурентоспособность своей продукции на внешнем рынке.
Мировая конъюнктура черного и цветного металла остается достаточно сложной. Однако в то же время наблюдаемый рост производства в российском машиностроении может содействовать увеличению объемов покупок металла у ООО «Востокметалл» со стороны отечественных потребителей. Для у ООО «Востокметалл» этот факт тем более примечателен, что концентрация машиностроительного производства в Дальневосточном регионе (особенно в южной части) далеко не самая низкая по стране. В то же время финансовые результаты 2004 года показывают низкую эффективность работы отделов сбыта предприятия на внутреннем рынке. Учитывая плотность металлургических предприятий на Дальнем Востоке, можно предположить, что менеджерам у ООО «Востокметалл» будет достаточно непросто воспользоваться небольшим подъемом производства в некоторых металлоемких отраслях.
Рассмотрим возможные пути повышения конкурентоспособности экспорта металла в Японию и Швейцарию.
При всей, на первый взгляд нестабильности ситуации фирма не только остаётся успешно работающим предприятием на внешнем рынке, но и имеет возможность постоянно повышать свою конкурентоспособность на рынке. К факторам, позволяющим с успехом это делать, можно отнести следующие активно разрабатываемые направления:
Ассортимент продукции
На сегодняшний день основным фактором, обеспечивающим привлекательность абсолютно любого вида продукции металлургических предприятий, является ассортимент предложения металлических изделий, начиная от фирменного бланка и заканчивая способом упаковки продукции. В ООО «Востокметалл», с момента основания фирмы, едва ли главное внимание изначально уделялось качеству разработок ассортимента предлагаемой продукции. Это создает определенные неудобства для потребителя, т.к. выбор не велик. Сегодня ООО «Востокметалл» выпускает 4 основных вида продукции в 7 различных вариантах упаковки. Поэтому для повышения конкурентоспособности необходимо наращивать ассортимент продукции.
Повышение профессионализма и качества выполняемых работ.
К сожалению, в условиях непостоянного спроса на продукции металлургических предприятий, имеющиеся производственные ресурсы ООО «Востокметалл» загружены далеко не полностью, и поэтому основной упор в стратегии конкурентоспособности делается на качество продукции предприятия. На сегодняшний день, слабое место предприятия в производстве стали марки 08кп, пс, которая очень важна в строительстве для изготовления железобетонных конструкций.
Поэтому следующим направлением повышения конкурентоспособности на рынках Японии и Швейцарии является покупка необходимого оборудования для выпуска данной стали более высокого качества.
Первоочередной задачей предприятия должно стать существенное улучшение своего положения на внешнем рынке. Определяющим фактором платежеспособности выступает состояние оборотных средств, основное отвлечение которых связано с постоянным ростом дебиторской задолженности (величина дебиторской задолженности ООО «Востокметалл» превышает 40%). Улучшение использования оборотных средств - главное направление финансовой деятельности предприятия. Важным условием его реализации является стабилизация производства. При снижении объемов продукции показатели использования оборотных средств неизбежно ухудшаются за счет того, что запасы сырья, материалов, других видов материально-технических ресурсов и топлива сокращаются меньшими темпами, чем объемы продукции.
На отвлечение оборотных средств оказывают влияние бартерные сделки при закупке оборудования взамен поставок сырья и металлопродукции. Если приобретенное на бартерных условиях оборудование не вводится в действие, а монтируется и осваивается продолжительное время, то на этот период оборотные средства “омертвляются”. Материальные затраты на ООО «Востокметалл» занимают в себестоимости продукции 78%. За материальные ресурсы, не производимые на Дальнем востоке (коксующиеся угли, плавиковый шпат, магнезит, бокситы, глинозем и ряд других), предприятие вынуждено приобретать за более высокую цену, вырученную от реализации экспорта металлопродукции. Эта доля составляет около 45%. Более 50% валютной выручки комбинат направляет на техническое перевооружение. Для решения перспективных задач технического перевооружения производства оборудование должно оплачиваться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, амортизационных отчислений и банковских кредитов. Это позволит предотвратить отвлечение оборотных средств.
Во-вторых, для технического перевооружения предприятия необходимы инвестиции. Повышение инвестиционной активности непосредственно связано с восстановлением отношения к амортизации как к реновационному ресурсу и финансовому источнику капиталовложений. Доля амортизации снизилась до 3.1% ВВП предприятия против нормального 10-12%. Возврат к рациональным пропорциям позволит существенно замедлить процесс старения фондов за счет ускорения амортизации, которая должна стать одним из приоритетных направлений восстановления производственного потенциала предприятия.
В-третьих, накопление инвестиционного потенциала связано с его целенаправленным использованием, главным образом, на техническое и технологическое обновление производства не отвечающего качеству международных стандартов. Для этого необходимо создать специальный внебюджетный фонд кредитования технического прогресса, финансовые ресурсы которого будут формироваться за счет части отчислений от приватизационных средств.
В-четвертых, реализация такого фактора как средства коммерческих банков, а также сбережения населения и приватизационные сертификаты обусловливает повышение привлекательности предприятия для потенциальных инвесторов. Доя достижения этого есть реальные предпосылки. Металлургическое предприятие обеспечивает и будет обеспечивать значительную занятость населения, более высокий уровень доходов занятых на предприятии по сравнению со средним в промышленности, служат ресурсным фундаментом для социальной инфраструктуры, формируют экспортно-импортный потенциал государства. Предприятие участвует в реализации важнейших государственных программ, например - развития автомобилестроения. Металлурги ООО «Востокметалл» выполнили заказ Японской корпорации AISIN SEIKI Co., Ltd., затевающей совместное предприятие с приморским «Дальстроем», и изготовили пробную партию металлических труб толщиной 1.6 мм. Завод получил заказ еще на 70 листов. Если, как планируют японцы, «Дальстрой» в 2005 году доведет выпуск в Артеме до 80 тысяч (то есть втрое больше нынешнего) труб, то потребуется до 150 тысяч тонн тонколистового металла. И если отдадут предпочтение более дешевому, но неплохому по качеству ООО «Востокметалл» - будет весомая загрузка цеха холодной прокатки.
Перспективным представляется также участие предприятия в программах развития сельскохозяйственного машиностроения, атомной энергетики, реконструкции и расширения Хабаровского нефтетерминала. Однако, предприятию для реализации конкретных программ технического перевооружения и внедрения прогрессивных разработок, связанных с освоением новых, конкурентноспособных видов металлоподукции и ресурсосберегающих технологических процессов, не обойтись без привлечения значительных ресурсов иностранных инвесторов.
Снижение постоянных издержек.
К сожалению, небольшой объём производства не позволяет закупать сырье в большом количестве, что дало бы существенные скидки у поставщиков и их дилеров. Однако, с целью снижения постоянных издержек необходимо постоянно проводить мониторинг цен поставщиков угля, глинозема и т.п.. Это позволит иметь некоторую экономию средств и соответственно, снижать цены на продукцию.
Совершенствование работы с клиентами.
На основании приведенного выше анализа конкурентоспособности экспорта продукции ООО «Востокметалл» можно отметить, что в целом продукция предприятия является конкурентоспособной на внешнем рынке (Японии и Швейцарии). Черный и цветной металл ООО «Востокметалл» является конкурентоспособным прежде всего по качеству, соответствует требованиям мировых стандартов. По доли на внешнем рынке ООО «Востокметалл» является лидером среди аналогичных предприятий Дальневосточного региона, его основные потребители в основном находятся в Японии и Швейцарии: Fudo Construction Co., Ltd.; AISIN SEIKI Co., Ltd.; AISIN SEIKI Co., Ltd.; Ebara Corp. и другие компании.
Удаленность потребителя увеличивает цену на металл, тем самым снижая степень конкурентоспособности на внешнем рынке..
Исходя из полученных данных, можно рекомендовать отделу маркетинга ООО «Востокметалл» в его рекламной деятельности в странах потребителях отталкиваться от наиболее выигрышных позиций металла.
Последние исследования отдела маркетинга на предприятии в области металлургической промышленности показывают, что средний показатель темпов роста спроса на металл в 2004 г. для Швейцарии невелик – около 1-3%. Более высокий спрос на металл, в соответствии с данными исследованиями, смогут продемонстрировать Япония и Китай. Это связано с тем, что в настоящее время в Японская экономика характеризуется стремительным развития во многих производственных сферах, что вызовет со стороны хозяйственных субъектов (прежде всего машиностроительного комплекса) спрос именно на металл.
Что же касается стратегии повышения конкурентоспособности предприятия на Японском рынке метала, то наилучшей стратегией здесь будет прямой экспорт постоянным клиентам, выбор которой связан со следующими факторами:
- ООО «Востокметалл» расположено в Хабаровске;
- льготное налогообложение и финансовые выгоды;
- низкие расходы на производство;
- близость рынка сбыта.
Сегодня же большая часть экспорта в Швейцарию и Японию осуществляется через сеть посреднических компаний, которые завышают цену, тем самым снижая конкурентоспособность продукции.
Такой путь связан с отсутствием постоянных контрактов между ООО «Востокметалл» и Японскими (Швейцарскими) предприятиями. В результате этого нет необходимости весть стабильную отгрузку продукции на внешний рынок. Поиск постоянных клиентов (потребителей) и организация прямого экспорта в Японию и Китай значительно понизят цены на продукцию и повысят конкурентоспособность ООО «Востокметалл».
Преимущества использования стратегии прямого экспорта для ООО «Востокметалл»:
- минимальные затраты при вступлении на рынок Японии;
- получение большей прибыли (товар реализуется без участия посредников, что позволяет увеличить свою прибыль);
- быстрое реагирование на изменение вкусов и желаний потребителей.
Другой проблемой, решение которой позволит повысить конкурентоспособность экспорта металла ООО «Востокметалл» является отсутствие четкой маркетинговой стратегии по сбыту продукции. Предприятие ищет покупателя среди потенциальных потребителей и заключает с ними контракты. В маркетинге ООО «Востокметалл» отсутствует целевой рынок, на который предприятие должно ориентироваться и относительно которого строить свою политику сбыта и продвижения.
Таким образом, ООО «Востокметалл» необходимо определиться с выбором целевого рынка. При выборе целевого рынка необходимо вначале составить портрет потребителя заинтересованного в приобретении продукции ООО «Востокметалл», причем следует отметить, что основной вид деятельности предприятия – производство черного и цветного металла. Специфика производимого ассортимента продукции такова, что ООО «Востокметалл» не является производителем товаров народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это юридические лица различных организационно-правовых форм, занимающихся преимущественно машиностроением. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ООО «Востокметалл» не приходится и 1% от общего объема выпускаемой продукции, так как они являются потребителями такой продукции, как металлически листы, блоки и т.п., которые не относятся к основным выпускаемым изделиям, и их объем производства в общем валовом объеме занимает более 2%. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ООО «Востокметалл» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет.
Поэтому, для повышения конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл» предприятие должно четко уяснить себе, что их маркетинговая стратегия должна строиться в рамках выбранного сегмента целевого рынка, но не по принципу «как получиться». А главным сегментом рынка или главными потребителями должны быть:
- машиностроительные предприятия;
- капитальное строительство;
- железнодорожный транспорт.
Углубление и развитие всех вышеперечисленных направлений как раз и позволит постоянно повышать конкурентоспособность экспорта ООО «Востокметалл» и занимать хоть и незначительную, но стабильную долю рынка.
Еще одним немаловажным направлением повышения конкурентоспособности экспорта металла в Японию и Швейцарию предприятием ООО «Востокметалл» является получение международных сертификатов качества продукции. Несмотря на признанное качество продукции, ООО «Востокметалл» не имеет международных сертификатов качества.
Сертификация - это свидетельство, выдаваемое независимым органом, удостоверяющее качество фактически поставляемого на рынок товара и его соответствие условиям контракта.
Таким образом, сертификация является пропуском для товаров на рынки сбыта, дающим возможность получить максимальную прибыль при продаже продукции. С развитием рыночных отношений товаропроизводителям должна быть предоставлена возможность в рамках действующей системы осуществлять так называемую добровольную сертификацию своей продукции с целью официального подтверждения заявленных показателей качества и повышения конкурентоспособности своих товаров. Следует отметить, что добровольную сертификацию любых товаров по любым показателям могут осуществлять по инициативе изготовителя все организации и их объединения, располагающие необходимыми для этого возможностями.
Особенность сертифицированной продукции заключается в том, что регламентируемый зарубежными стандартами уровень прочностных, пластических и вязких характеристик достигается использованием режимов контролируемой прокатки без последующей термической обработки, что повышает ее конкурентоспособность.
В соответствии с направлениями технического развития комбината и совершенствованием конкурентоспособности экспорта ООО «Востокметалл» должна разрабатываться система обеспечения качества продукции, отвечающая требованиям международного сертификата ISO 9 000. С этой сертификацией предприятие получит больше возможностей для вклада инвестиций в развитие основных фондов, дальнейшего улучшения качества продукции и экологии. Эта работа могла бы проводиться более эффективно при наличии мер государственной поддержки, в том числе:
- Освобождение предприятий, реализующих программы технического перевооружения, от уплаты экспортных и импортных пошлин при продаже металлопродукции и приобретения оборудования.
- Предоставление правительственных гарантий при приобретении оборудования в порядке кредитно-компенсационных сделок за рубежом.
- Освобождение от обязательной продажи валютной выручки, используемой для расчетов за поставленное оборудование.
- Освобождение от налогообложения прибыли, направляемой предприятием на инвестиционные программы.
Сертификация – один из важнейших факторов улучшения конкурентоспособности продукции ООО «Востокметалл», действенный механизм управления качеством, дающий возможность объективной оценки продукции, повышения ее конкурентоспособности, предоставления потребителю продукции подтверждения ее пригодности, обеспечение контроля за соответствием товаров требованиям экологической чистоты.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Маркетинг, 2003.
2. Алтуфьев А. П. Экспорт и импорт как направлении внешнеэкономической деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: товарная политика, конкурентоспособность товара, стратегические решения. - СПб: С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2004.
4. Балакшин В.В. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятий металлургии. - М.: МГПТУ, 2004.
5. Дэй Дж. Стратегический маркетинг. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2005.