Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

1. Понятие "научно-техническое нововведение". Жизненный цикл инновации_______________________________________________________________ 5

2. Внешние и внутренне факторы, влияющие на успех инновации____ 15

3. Оценка эффективности труда научных и инженерно -технических работников______________________________________________________________ 22

Заключение___________________________________________________ 28

Список литературы____________________________________________ 29

Введение

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Само развитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

Инновационный менеджмент призван обеспечить научную организацию этого сложного и богатого по своему содержанию процесса и управление им.

И наука, и развивающаяся на ее основе практика управления (рассматриваемого в широком смысле как целенаправленная организация совместной деятельности людей) имеют уже более чем стопятидесятилетнюю историю развития в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и других секторах экономики. Многообразный опыт, накопленных в разных странах мира—высокоразвитых и менее развитых, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и других) важнейшее значение имеет именно управление, т. е, способность и умение вырабатывать цели, определять ценность, координировать выполнение задачи функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на производительный труд все большего и большего числа людей с разным образованием, опытом, квалификацией и интересами. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют проводимые в настоящее время обсуждения и исследования, мнения ученых и бизнесменов об основных тенденциях нововведения менеджмента в XXI в.

Объект исследования: управления инновациями.

Предмет исследования: новововведение как объект инновационного управления.

Цель исследования: рассмотреть процесс инновационного управления нововведениями.

1. Понятие "научно-техническое нововведение". Жизненный цикл инновации

Слово «инновация» является синонимом нововведения, или новшества, и может использоваться наряду с ними. В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения: в одном случае нововведение представляется как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.; в другом — как процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих. Нам представляется более правильным определить сущность инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков.

При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.

По определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах, рекомендации по которым приняты в Осло в 1992 г., отсюда название — «Руководство Осло». Они разработаны применительно к технологическим инновациям и охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответственно различаются два типа технологических инноваций: продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Процессные инновации— это освоение новой или значительно усовершенствованной продукции, организации производства. Выпуск такой продукции невозможен при использовании имеющегося оборудования или применяемых методов производства. Следует отметить различия американской и японской систем инноваций: в США 1/3 всех инноваций относится к процессным, а 2/3 к продуктовым; в Японии — обратное соотношение.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. НТП — существенный фактор производства продукции, обеспечивающий за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира повышение производительности труда.

Нововведение это такой товар, который непосредственно руками не потрогать и физически не измерить: им невозможно воспользоваться без определенного минимума научных знаний (особенно математических), профессиональной компетенции и необходимой информированности; его без соответствующей предварительной подготовки и переобучения не реализовать. Специфической чертой такого товара является его способность к неограниченному умножению (мультипликации) доходов.

 Интеллектуальный товар (информация, изобретение, ноу-хау и т.д.), защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Инновационная продукция — результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция). Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

В отличие от НТП инновационный процесс не заканчивается внедрением, т. е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, делается более эффективным, приобретает ранее не известные потребительские свойства. Это открывает для него новые области применения и рынки, а следовательно, и новых потребителей, которые воспринимают данный продукт, технологию или услугу как новые именно для себя. Таким образом, этот процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается.

Основой инновационного процесса является процесс создания и освоения новой техники (технологий) (ПСНТ).

Техника — совокупность вещественных факторов производства (средств и предметов труда), в которых материализованы новые знания и умения человека.

Технология — совокупность приемов и способов изготовления и применения техники и преобразования природных веществ в продукты промышленного и бытового применения. ПСНТ начинается с фундаментальных исследований (ФИ), направленных на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ — раскрыть новые связи между явлениями, познать закономерности развития природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и поисковые.

Результаты теоретических исследований заключаются в научных открытиях, обосновании новых понятий и представлений, создании новых теорий. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий; не известных ранее свойств материалов и их соединений; методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намечаемой работы, более или менее ясны теоретические основы, но отнюдь не конкретные направления. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход ФИ в мировой науке составляет лишь 5%. В условиях рыночной экономики заниматься этими исследованиями не могут себе позволить отраслевая и тем более заводская наука. ФИ должны финансироваться за счет бюджета государства на конкурсной основе и частично могут использовать внебюджетные средства.

Второй стадией ПСНТ являются прикладные исследования (ПИ) Они направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Научно-исследовательская работа (НИР) прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских работах. Кроме того, ПИ могут быть самостоятельными научными работами.

Информационные работы — научные работы, направленные на улучшение поиска и совершенствование анализа научно-технической информации. Важнейшей составной частью информационных работ являются патентные исследования.

Организационно-экономические работы направлены на совершенствование организации и планирование производства, разработку методов организация труда и управления, методов классификации и оценки эффективности научных работ и т. д.

Научно-учебные работы — деятельность по подготовке научной работы аспирантов, студентов и т.д.

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР — завершающая стадия научных исследований, это своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему (технологические работы).

Завершающей стадией сферы науки является освоение промышленного производства новых изделий (Ос), которое включает научное и производственное освоение: проведение испытаний новой (усовершенствованной) продукции, а также техническую и технологическую подготовку производства.

На стадии освоения выполняются опытные, экспериментальные работы на опытной базе науки. Их цель — изготовление и отработка опытных образцов новых продуктов и технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального (нестандартного) оборудования, аппаратуры, приборов, установок, стендов, макетов и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Помимо этих работ опытные производства выполняют различные работы и услуги, непосредственно не относящиеся к НИОКР (ремонтные работы, типографские услуги и т.д.), и осуществляют выпуск мелкосерийной продукции.

Опытная база науки — совокупность опытных производств, выполняющих опытные, экспериментальные работы. Опытная база науки является составной частью научного потенциала страны, ее состояние и использование характеризуют способность науки осуществлять опытную проверку результатов научных исследований и разработок с целью обеспечения непрерывности инновационного процесса. Опытная база включает трудовые и материально-технические ресурсы, предназначенные для проведения опытных, экспериментальных- работ. Опытные производства могут быть различных организационных форм — завод, цех, мастерская, опытно-экспериментальное подразделение, опытная станция и т.п.; иметь различное местонахождение, разную степень хозяйственной самостоятельности, находясь на балансе научной организации или являясь юридическим лицом.

После стадии освоения начинается процесс промышленного производства (ПП). В производстве знания материализуются, а исследование находит свое логическое завершение. В рыночной экономике имеет место ускорение выполнения ОКР и стадии освоения производства. Инновационные предприятия, как правило, выполняют ОКР по договорам с промышленными предприятиями. Заказчики и исполнители взаимно заинтересованы в том, чтобы результаты ОКР были внедрены в практику и приносили доход, т. е. были бы реализованы потребителю.

Если все пройдет благополучно, то промышленное предприятие вновь будет заинтересовано в заключении договора с этой научной организацией. Таким образом, для научной организации удачно выполненная работа гарантирует стабильные заказы, рабочие места для сотрудников с соответствующей оплатой труда. В этом заключается стимул ускорения и качественного выполнения Прикладных НИР и ОКР. В рыночных экономических условиях не надо никого директивно принуждать.

На стадии ПП осуществляются два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителям. Первый этап — непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Целью и содержанием второго этапа является доведение новой продукции до потребителей. В условиях господства государственной формы собственности и строго централизованного управления народным хозяйством это происходило путем планового распределения. В условиях рыночной экономики новая продукция реализуется с учетом спроса потребителей и рыночных цен.

За производством инноваций следует их использование конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг и обеспечением безаварийной и экономичной работы, а также необходимой ликвидацией устаревшего и созданием вместо него нового производства. На стадии использования осуществляются два одновременно протекающих процесса: непосредственное использование материальных и культурных благ, произведенных на основе научно-технических достижений, а также сервисное обслуживание, включающее технические и организационные мероприятия, обеспечивающие поддержание нового изделия в работоспособном состоянии в течение нормативного срока службы.

Период, который начинается с выполнения фундаментальных и прикладных исследований и включает в себя последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом.

Каждое звено жизненного цикла относительно самостоятельно, имеет свои закономерности, выполняет специфическую роль. Исходным и определяющим пунктом этого цикла является наука, которая генерирует идеи; техника — следующее звено -— материализует эти идеи в определенной системе машин и соответствующей технологии; производство представляет собой сферу использования научно-технических достижений. В жизненном цикле этапы освоения новой техники и организация ее широкого выпуска играют решающую роль в материализации и применении в народном хозяйстве научных открытий. Поэтому их в широком смысле можно назвать внедрением новой техники в производство. Жизненный цикл продукции имеет временные, трудовые и стоимостные оценки, используемые для организации планирования, финансирования и использования научно-технических достижений.

Инновационный процесс охватывает цикл отработки научно-технической идеи до ее реализации на коммерческой основе. Инновационные процессы в большей степени, чем другие элементы НТП, связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных и коммерческих задач.

Следовательно, инновации ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. Инновационный процесс можно определить как комплекс последовательных работ от получения теоретического знания до использования товара, созданного на основе нового знания, потребителем. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель с целью совершенствования способа удовлетворения своей потребности.

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты. Объектами инновационной деятельности являются разработки техники и технологий предприятиями, находящимися независимо от организационно-правовой формы и формы собственности на территории страны.

Субъекты инновационной деятельности ~ юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности. Права субъектов гарантируются Конституцией Российской Федерации. Среди субъектов могут быть и инноваторы. Инноватор — автор инновации (открытия, изобретения, полезной модели, проектного решения, рацпредложения, ноу-хау, промышленного образца или иного вида инновации).

НТД, как правило, осуществляется в научных организациях (или в ИП). Научная организаций — организация (учреждение, ИП), выполняющая НИОКР в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

2. Внешние и внутренне факторы, влияющие на успех инновации

Актуальность осуществления технологических разработок обусловлена двумя группами изменений в среде функционирования предприятия, имеющих отечественную и международную природу. Иными словами, на предприятия оказывает давление внешний и внутренний рынок.

Это давление выражается в изменении поведения потребителей; развитии рынков товаров и услуг и, как следствие, усилении конкуренции; общемировом развитии новых разнохарактерных технологий; глобализации спроса и предложения.

Во всем мире инновации сегодня — это не прихоть, а необходимость выживания, сохранения конкурентоспособности и дальнейшего процветания. Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов . Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.

Мировые тенденции в области развития технологий, на первый взгляд, кажутся далекими от российской действительности и не оказывающими существенного влияния на деятельность отечественных товаропроизводителей.

Однако стремление России стать полноценным членом международной торговой системы вызывает необходимость приводить производимые товары и услуги в соответствие с мировыми требованиями.

Так, введение в действие жестких экологических стандартов для производителей автомобилей в Европе, известные как «Евро-1, 2, 3», заставляет отечественных автомобилестроителей, хотя и с отставанием, учитывать эти требования при производстве своей продукции.

Международные товаропроизводители, в свою очередь, изменили требования отечественных потребителей к качеству товаров и услуг и оказали существенное влияние на формирование новых запросов и вкусов у них. Современные покупатели более образованы, более информированы и более требовательны.

Они скептически относятся к рекламным объявлениям. Сегодня автолюбителей, например, привлекает машина только в том случае, если в ней есть климат- и круиз-контроль, подогрев сиденья и зеркал; любая домохозяйка не хочет обходиться без кухонного комбайна и стиральной машины-автомата; каждому школьнику и студенту нужен компьютер. Изменились не только жизненные нормы, но и стили.

Современный мир отличается тем, что снижается производство стандартных товаров широко потребления. В наши дни становится все труднее найти два одинаковых галстука, два идентичных выходных платья или две похожие машины.

Сегодня все чаще встречаются такие, к примеру, слоганы, как «индивидуальная мебель» или одежда «Не для всех» (Not for Everybody). Растущее, усиливающее многообразие рынков товаров и услуг означает, что стратегия многих продуктово-рыночных комбинаций становится все более дифференцированной.

Это сокращает жизненный цикл товара, заставляет производить товары небольшими партиями, увеличивая при этом производство дифференцированной продукции, разработанной и произведенной для особых групп потребителей.

Все эти процессы в совокупности приводят к необходимости постоянного обновления или совершенствования имеющихся товаров и предопределяют разработку новых технических решений. При этом конкуренция с каждым днем становится динамичнее.

Одним из показателей ее динамики может служить время, в течение которого соперники имитируют новый товар, выпущенный одним из участников рынка. Опыт успешно развивающихся компаний показывает, что сегодня выживает тот, кто умеет быстро реагировать на изменения и постоянно занимается инновациями.

Таким образом, изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, усиление конкуренции, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды.

Анализ промышленных предприятий, успешно ведущих инновационную деятельность, показывает, что основным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности.

Другими словами, на предприятии должен быть лидер-новатор, который готов выделить ресурсы на разработку новой продукции и постоянно заинтересовывать в инновациях весь персонал.

Из мирового опыта нам известно , что стремление к инновациям таких известных менеджеров, как Билл Гейтс из компании Microsoft, Акио Морито из Sony, Джека Уэлча из General Electric, привело их компании к мировому лидерству.

Другим основным условием для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг.

Это условие имеет важное значение, так как на практике инновации часто определяются как «создание и предоставление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые ими как новые или более совершенные». И большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.

Обобщая эти и другие условия, отметим, что для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая:

·                     интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия);

·                     материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей);

·                     финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, федеральные, грантовые);

·                     кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами);

·                     инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки);

·                     иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» [5] выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия.

Практика показывает, что далеко не всем предприятиям необходимо осваивать новые технологии, несмотря на постоянное возрастание значения инноваций.

Некоторые виды и формы хозяйственной деятельности, скажем малые фармацевтические предприятия, неспособны самостоятельно разрабатывать новые лекарственные препараты. А предприятиям, находящимся в полном упадке или на стадии банкротства, просто не имеет смысла модернизировать производство. Отсюда следует необходимость выделения условий, при которых предприятиям полезно разрабатывать новые товары.

Такими критериями являются: угроза устаревания существующих продуктов; возникновение новых потребностей у покупателей; смена вкусов и предпочтений потребителей; сокращение жизненного цикла товаров; ужесточение конкуренции.

Среди внутренних факторов, при которых возрастает эффективность инноваций, можно назвать: способность руководства и персонала выделять и оценивать экономические, социальные и технологические изменения во внешней среде; ориентация руководства на долгосрочную перспективу и наличие четких стратегических целей; развитая система сбыта и маркетинга, способная исследовать и оценивать рыночные тенденции; осуществление непрерывного поиска новых рыночных предложений; умение анализировать и реализовывать новые идеи.

Оценивая инновационный потенциал своего предприятия, руководитель определяет свои возможности ведения инновационной деятельности, т.е. отвечает для себя на вопрос, «под силу» ли предприятию внедрение инноваций.

Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.

Здесь предприятиям следует принять важное стратегическое решение: приобретать инновации на стороне или разрабатывать самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь ввиду, что единовременное приобретение технологии потребует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок.

Для наиболее эффективного использования финансовых вложений потребуется тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.

Во втором случае целесообразным представляется создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения [1]. По сравнению с приобретением новой технологии такой подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Вместе с тем, новое подразделение, в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, можно создать посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела.

Многие из отечественных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на мировом уровне, пошли по пути зарубежных компаний и создали в своем составе специализированные инновационные подразделения (по аналогии с отделами R&D — Research & Development). Такой подход позволяет, во-первых, приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя.

Во-вторых, привлечь высококвалифицированные научные кадры и, в-третьих, быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О науке и научно-технической политике» (ст. 5) самостоятельные научно-исследовательские организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут получить свидетельство о государственной аккредитации, дающее право на предоставление налоговых и иных льгот, установленных законодательством РФ.

Одним из первых шагов к созданию собственного инновационного подразделения может стать посещение предприятий, имеющих в своем составе специализированное инновационное подразделение («научно-технологический институт» внутри предприятия), с целью ознакомления с их опытом развития.

Основное назначение инновационного подразделения заключается в проработке различных научно-технических идей по достижению поставленной инновационной цели. На основе таких идей разрабатываются и принимаются технические решения. В виде отчета эти решения могут использоваться как техническое задание для инновационного проекта.

3. Оценка эффективности труда научных и инженерно -технических работников

Экономическая ценность инновации определяется ростом прибыльности, расширением масштабов бизнеса и возможностей накопления для последующего реинвестирования капитала.

Оценивая результаты деятельности, организуемой инновационным менеджером — Инменом, используют систему взаимосвязанных эффектов:

• научно-технического (эффективность затрат на первом этапе жизненного цикла товара);

• маркетингового (экономия за счет сокращения времени выхода на товарный рынок);

• экологического (снижение загрязнений окружающей среды и повышение безопасности производства);

• регионального (изменение числа рабочих мест и улучшение снабжения региона ресурсами и потребительскими товарами).

В общем виде экономическая эффективность инноваций определяется сопоставлением экономических результатов с затратами, вызвавшими результат.

Инновации изменяют следующие основные характеристики производства:

1) объем производства и продаж (реализуемая продукция);

2) текущие затраты;

3) размер созданного и функционирующего имущества (основных производственных фондов и нематериальных активов);

4) численность занятых в производстве;

5) длительность хозяйственного цикла.

Сопоставление вариантов инноваций проводят, используя два типа показателей эффективности инноваций в производственной сфере.

1) Показатель эффективности затратного типа представляет собой отношение результата инноваций к величине совокупного живого и овеществленного труда (цена инноваций), которое было потреблено.

2) Показатель эффективности инноваций ресурсного типа представляет собой отношение результата к величине примененных производственных ресурсов в стоимостном выражении. При этом результат нововведения в производстве принимается в годовом исчислении.

Например, затратный тип показателей эффективности представлен в виде результата производства на 1 руб. инновационных затрат. Второй тип представлен показателем фондоемкости, т. е. величиной, обратной отношению результата (товарной продукции) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

Обобщающая характеристика экономической эффективности инновации представлена показателем абсолютной эффективности:

                    E=L/I,                                                (1.1)

где L прирост экономического результата, например прибыли (снижение затрат); I — инвестиции (капитальные вложения).

Для качественного сопоставления вариантов инноваций в производстве, где возможны случаи изменения единовременных и текущих затрат в противоположных направлениях, используется формула приведенных затрат:

         Зп = Сn+ rIn -> тin,                                          (1.2)

где Зп — приведенные затраты по варианту n;

Сn — текущие затраты (себестоимость) по этому варианту;

In инвестиции (капитальные вложения) по этому же варианту;

r коэффициент эффективности, заданный предпринимателем (инвестором) [3].

Для количественного сопоставления вариантов развития производства и выработки целевых экономических установок инноваций рассчитывают показатель годового экономического эффекта инноваций:

Эr = 3п – 3п-1 = [(Сn + rIn) - (Сn+1+ rIn)] Vn+1     (1.3)

где Vn+1— годовой выпуск продукции после нововведения.

В конкурентном рынке коэффициент эффективности r, являющийся величиной, обратной сроку окупаемости инвестиций, устанавливается предпринимателем исходя из конъюнктуры финансового рынка и ожидаемых результатов нововведения.

Ранее по народному хозяйству в целом нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений Ен устанавливался в диапазоне от 0,1 до 0,24 в зависимости от вида продукции (отрасли) и региона.

В показателе ресурсного типа отражаются вся совокупность использованных ресурсов и полная величина экономического результата, полученного от инновации. При неизменности выпуска продукции и используемых ресурсов этот показатель, рассмотренный в динамике, может служить характеристикой степени использования этих ресурсов и определять интенсификацию производства.

Для взаимной динамики показателей экономической эффективности нововведений затратного и ресурсного типов характерны две ситуации.

1) Оба показателя либо снижаются, либо увеличиваются. В любом из этих случаев общее направление изменения эффективности будет однозначным.

2) Указанные показатели могут изменяться в противоположных направлениях в следующих сочетаниях:

а) показатель затратного типа увеличивается, а ресурсного падает;

б) приведенные затраты уменьшаются, а фондоотдача растет;

в) один из показателей стабилен, а другой изменяется. В случае а приведенные затраты увеличиваются из-за вовлечения новых производственных ресурсов, использование которых уменьшает затраты на производство, но объем ресурсов увеличивается быстрее, чем растет объем производства. Такое увеличение производства за счет новых производственных ресурсов, отдача которых ниже, чем до изменений, расценивается как экстенсивное.

В случае б эффект от получения отдачи с 1 руб. стоимости использованных ресурсов уменьшается в результате снижения размера ресурсов или ухудшения качества (уровня) их использования. Первая из причин наблюдается редко.

Следовательно, в этом случае эффективность производства снижается из-за ухудшения использования ресурсов. При одновременном росте показателей затратного и ресурсного типов интегральная оценка эффективности не вызывает затруднений.

На стадии выбора стратегических инновационных решений, когда проводится оценка будущих результатов использования новшеств, мы сталкиваемся с неопределенностью ситуации в отсутствие исходных данных, достаточных для технико-экономических расчетов.

Существующие методики оценки экономической эффективности мероприятий научно-технического прогресса действуют в условиях определенной экономической ситуации, и имеющийся опыт экономического обоснования предпринимательских проектов распространяется, как правило, на объекты с достоверной структурой экономических показателей1.

В большинстве случаев при выработке инновационной стратегии Инмен имеет дело с прогнозными расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику конкретной инновационной области. Определение ожидаемых показателей требует специальных подходов, от рациональности которых зависит дальнейшая возможность использования показателей для экономического обоснования целесообразности создания и использования новшества.

Технико-экономический уровень производства после нововведения можно характеризовать через показатель удельных приведенных затрат b:

b =  (C + rnФ) / V,                           (1.4)

где С — себестоимость производства; rn — нормативный коэффициент эффективности rn = 0,1 — 0,12;  V годовой объем товарной продукции.

Таким образом, общий экономический анализ новшеств и нововведений состоит из определения ряда ожидаемых показателей, которые можно систематизировать по трем группам, характеризующим:

• ожидаемые экономические результаты от реализации новшеств и нововведений (Цн, L, П) [5];

ожидаемые инновационные и инвестиционные затраты, связанные с созданием новшеств и нововведениями (kн, kп),

• эффективность новшеств и нововведений (Е, Еи, ен, Эи, Эн, Кп, b, Т).

Именно влияние нововведений на прирост результатов производства определило появление таких оценок, как научно-технический уровень производства (НТУ)1. Показатель НТУ представляет собой количественную оценку степени совершенства технической базы производства и выпускаемой продукции.

Строго говоря, измерить степень совершенства кроме как в относительных единицах не удается, так как на НТУ влияют такие показатели, как новизна, патентоспособность, широта возможного использования результатов. Поэтому для измерения НТУ как интегрального показателя применяют балльные оценки, экспертные оценки, коэффициентные методы. Степень точности таких измерений невелика и зависит от достоверности информации и субъективных причин.

В наших исследованиях за критериальный показатель НТУ в основном принят показатель удельных приведенных затрат р, определяемый как приведенные затраты в производстве, приходящиеся на 1 руб. товарной продукции.

Используется также система частных показателей, характеризующих эффективность основных фондов, уровень технологии и управления производством. Применяются и совсем специфические показатели, характеризующие технический уровень отдельных производств.

Так, например, НТУ производства химических волокон оценивается с учетом таких характеристик, как доля непрерывного способа производства в общем объеме выпуска, скорость формования и масса выходных паковок, степень переработки шламов и прочие [3].

Наконец, расчеты фактического НТУ производят исходя из сопоставления с мировым уровнем прогрессивности. Практика расчетов НТУ приводит зачастую к парадоксу, когда экономическая оценка фактического функционирования производства не совпадает с оценкой научно-технического уровня основных-фондов и применяемой технологии, выполняемой путем сопоставления по техническим показателям с лучшими зарубежными или отечественными аналогами.

В частности, такой парадокс возникает каждый раз, когда ведется оценка технического уровня производства, на котором полностью амортизировано оборудование (устаревший морально способ) в сопоставлении с новым капиталоемким производством.

Поэтому обращаться к этому методу оценки уровня влияния новшеств на развитие производства можно только в отдельных случаях, соблюдая осторожность в обобщениях и выводах.

Заключение

Эффективность современного предприятия, темпы развития определяются инновационной активностью и производством «товаров рыночной новизны», которые либо удовлетворяют совершенно новую потребность, либо выводят на новую ступень удовлетворения известной потребности, либо существенно расширяют круг потребителей (объем продаж).

В российской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного распределения и концентрирования ресурсов [2].

Кроме того, ограниченность ресурсов, казалось бы, должна побуждать предпринимателя снять эти ограничения путем нововведений. Однако побудительные мотивы подавляются, с одной стороны, из-за отсутствия резервов и неопределенности в будущем, а с другой стороны, при низкой отдаче от средств, вложенных в реальный сектор.

Экономический климат, от которого во многом зависит развитие производства, изменяясь к лучшему, равновесному состоянию влияет на инновационное предпринимательство. В частности, повышается внимание к оценке будущих запросов потребителей. Возникает потребность работать с ресурсодержателями и заказчиками в тесном контакте, помогая им использовать предлагаемый новый продукт или технологию для формирования или развития их бизнеса.

Обостряется отношение к времени, которое проходит с момента вложений в новшество до получения экономического результата. Следует заметить, что началась волна сжатия времени, отведенного на нововведение. Неизбежен поиск оптимального соотношения между вложенным капиталом в долгосрочные инновационные проекты с ярко выраженным коммерческим характером и ожидаемыми экономическими результатами.

Список литературы

1.     Дракер П.Ф. Как выйти в лидеры. Практика и принципы.М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992.

2.     Дракер П.Ф. Новые реальности. В правительстве и политике. В экономике и бизнесе. В обществе и мировоззрении. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994.

3.     Мексон М.Х., Альберт М.. Хедоурн Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 1992.

4.     Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента: Пер. с англ. / Науч. ред. и предисл. Е. А. Кочерина.— М.: Контроллинг, 1991.

5.     Богатин Ю.В., Швандер В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: учебное пособие для вузов – М.: Финансы, М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.     Завлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. М.: «Экономика» 2000г.

7.     Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для Вузов/ Под ред. В.А. Швандара – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8.     Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждено Минэкономики РФ, Минфином РФ 21.06.1999 № ВК 477.

9.     Управление — это наука и искусство / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд.— М.: Республика, 1992.


1 Лихтенштейн В.М. Экономика подготовки производства новой техники. — М.: Наука. — 1989-. — 160 с.


1 Канторович Л.В., Макаров ВЛ. Цены и эффективность производства//ЭММ. - 1984. - Т. XX. - Вып. 1. - С 46.