Тема 6 - ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1.Маркетинговое понимание товара............................................................................................... 1

2.Классификация товаров в маркетинге. Группы и виды товаров.............................................. 2

3.Концепция жизненного цикла товара.......................................................................................... 3

4.Виды новых товаров...................................................................................................................... 5

5.Целостная концепция создания “нового товара”........................................................................ 5

6.Современные требования к товару............................................................................................... 7

7.Упаковка, маркировка и штриховое кодирование...................................................................... 9

1.Маркетинговое понимание товара

Если предприятие произведет изделие, то оно еще не будет являться товаром и еще не будет готово для рынка и конечного для потребителя; такое изделие называется продуктом.

Продукт - это конкретный результат исследований, разработок и производства, несущий в себе определенные свойства, ради которых товар будет кем-то приобретен, а также обладающий качествами, которые характеризуют его предназначение. Продукт должен иметь не столько блестящее качество, сколько положительный образ и уровень качества, сложившийся у потребителя. Формирование этих критериев у различных потребителей на разных рынках является одной из основных задач маркетинга.

Кроме того, необходим комплекс мер, позволяющих и помогающих довести продукт до потребителя и позволяющих обеспечить его использование. Для этого существует поддержка продукта.

Поддержка - это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта.

Поддержка продукта включает:

• Все меры, помогающие сберечь потребительские свойства продукта до момента продажи: транспортные услуги, упаковка и маркировка, средства хранения и консервации.

• Меры по обеспечению потребителя документацией на продукт, обучение пользованию, гарантии и сервисное обслуживание.

• Сопутствующие продукты и услуги, необходимые для успешного использования продукта.

Поддержка и продукт являются основой товара и составляют как бы его вещественное содержание; чтобы товар был соответствующим образом оценен потребителем, чтобы сформировать определенный образ у потребителя, побудить его приобрести товар, чтобы товар приобрел законченный вид и в итоге его можно было вывести на рынок, необходимо воздействие инструментов маркетинга. К ним относятся грамотная реклама, налаженный сбыт, эффективное обслуживание, гибкая ценовая политика. Это становится особенно важным, так как в современных условиях нужно не просто обеспечить потребителя, но и завоевать его, удовлетворить его потребности и запросы, лишь тогда можно получить выгоду от производства продукта.

Сейчас можно подытожить все вышесказанное и представить формулу товара.

Товар = Продукт + Поддержка + Инструменты маркетинга

Значит, товар в маркетинговом понимании - это продукт, как результат труда производителя с присущими ему качествами плюс поддержка как комплекс мер, обеспечивающих эксплуатацию продукта и подготовку к ней на должном уровне, плюс воздействие инструментов маркетинга как средств для выхода на рынок, завоевания потребителей и реализации продукта.

2.Классификация товаров в маркетинге. Группы и виды товаров

Существует огромное количество товаров, различающихся по всевозможным параметрам. Чтобы упорядочить каким-то образом все множество товаров в маркетинге используется их классификация, то есть объединение схожих по определенным признакам товаров в отдельные группы.

Товары могут классифицироваться по разным параметрам или по их наборам, поэтому существует несколько видов их классификации, множество способов построения структур, которые могут иметь сложную древовидную форму. Одну из них приведем ниже.

Традиционные товары.

Биржевые или, как их еще называют, “классические” товары - это небольшая, но весьма важная группа товаров, относительно легко поддающихся стандартизации, играющая значительную роль в мировой экономике. Их можно разделить на четыре следующие группы:

• Энергоносители - это прежде всего нефть, газ, уголь.

• Продовольственные - пшеница, сахар, кофе, какао, рис, кукуруза, соя.

• Стратегические - золото, уран, платина, никель.

• Металлы - медь, алюминий, серебро, сталь.

Промышленные товары условно делятся на три подгруппы:

• Материалы - сырье, полуфабрикаты, детали.

• Капитальные - здания, сооружения, оборудование.

• Вспомогательные - инструменты, масла и прочие материалы для технического обслуживания и т. п.

Потребительские товары создаются и предназначены для личного, семейного или домашнего пользования (потребления), для удовлетворения личных запросов и потребностей людей (телевизор, пылесос, автомобиль, прическа, обед в ресторане, кинофильм и т.п.). Потребительские товары в зависимости от характера предъявляемого спроса делятся на шесть подгрупп:

• повседневного спроса - газеты, сигареты, продукты, жетоны;

• импульсивной покупки - книги, журналы, сладости, спиртное;

• экстренного приобретения - лекарства, зонты, пакеты;

• предварительного выбора - мебель, одежда, аппаратура;

• особого спроса - меха, автомобили, видеокамеры, банкеты, видеодвойки, музыкальные центры, компьютеры, круизы;

• пассивного интереса - страховки, надгробия, учебники.

Услуги - это действия, приносящие потребителю полезный эффект, причем предоставление услуг может сопровождаться и выходом материального результата, хотя по своей сущности принято считать, что услуги неосязаемы, их нельзя транспортировать, хранить, складировать, но услуги, как и любой другой товар, являются объектом продажи.

Бытовые услуги можно подразделить на четыре подгруппы:

• питание - столовая, бистро, пиццерия, кафе, бар, ресторан, банкет;

• жилье - строительство, ремонт, переоборудование, реконструкция;

• обслуживание - стирка, уборка, присмотр, ремонт машин и изделий;

• отдых - билеты, путевки, кино, театр, дансинги.

Деловые услуги бывают трех видов:

• технические - наладка, обслуживание и ремонт оборудования, ремонт зданий, сооружений, помещений, утилизация отходов производства;

• интеллектуальные - правовые (юридические), бухгалтерские, аудиторские, рекламные, маркетинговые, подбор персонала, управленческие;

• финансовые - расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, страхование, пенсионное обеспечение, управление капиталом.

Социальные услуги могут оказываться в четырех областях:

• образование - школа, колледж, курсы, училище, лицей, институт, академия, университет;

• здравоохранение - поликлиника, кабинет или салон, больницы, консультации, профилактории, санатории;

• безопасность - охрана, расследование, правовая защита;

• развитие - лектории, экскурсии, музеи, клубы.

Нетрадиционные товары: лица, места, идеи, организации.

Характер потребления товаров различного назначения не одинаков, так как в его основе лежат различные потребности и мотивы, так как решения о покупке принимают разные субъекты. Неодинаково также положение товаров с разным характером потребления, так как при приобретении товаров тщательного выбора производитель должен затратить больше усилий на его создание, производство и продвижение. В целом товары, относящиеся к различным группам, требуют и индивидуального подхода, хотя в конечном итоге в любой маркетинговой классификации во главе угла лежит принцип удовлетворения потребностей, на его основе должны базироваться и другие возможные классификации.

3.Концепция жизненного цикла товара

Под жизненным циклом товара понимают промежуток времени от замысла и зарождения продукта до его снятия с производства и продажи.

Любой товар, попав на рынок, существует на нем определенный, отведенный ему отрезок времени, который можно сравнить с жизненным путем человека. Этот отрезок времени называется жизненным циклом товара или продукта (ЖЦТ или ЖЦП).

Жизненные циклы товаров различны и зависят от многих факторов: особенностей самих товаров и изменений, происходящих с потребителями, окружающей средой. Основные характерные виды ЖЦТ представлены на рис. 1.

Рис. 1. Характерные виды ЖЦТ

Для большинства же товаров, функционирующих на рынке, типичен традиционный или классический цикл товара.

Концепция ЖЦТ заключается в ом, что любой товар по истечении определенного времени после выхода на рынок вытесняется другим, более совершенным или дешевым товаром, ЖЦТ может иметь различную длительность для разных товаров, но товар не может быть вечным. Задачей маркетинга является рациональное удлинение ЖЦТ.

ЖЦТ принято делить на этапы или фазы, на каждой из которых изменяются: объем продаж и производства, получаемая прибыль и затраты на товар, маркетинг, цена изделия и другие параметры.

Рис. 2. Жизненный цикл товара

Можно выделить следующие фазы ЖЦТ:

1. Исследование и разработка - эта фаза начинается задолго до создания продукта и выхода товара на рынок, в ней происходит процесс зарождения товара. Роль маркетинга на этом этапе состоит в сопровождении процесса создания товара от идеи до продукта, для этого изучаются нужды потребителей, выявляются потребности в товаре, изучается сам потребитель и рынок. Также просчитывается возможная прибыль и необходимые вложения в проект. Не каждая идея может воплотиться в товар, после отбора и анализа остается лишь небольшой процент для дальнейшей разработки. производитель несет лишь затраты, не получая прибыли, и готовится к выводу товара на рынок.

2. Фаза внедрения - ее цель создать рынок для нового товара. Темп роста продаж здесь относительно невелик, их объем незначителен, торговля убыточна, а маркетинговые и производственные расходы велики, конкуренция практически отсутствует. Технология производства еще не отработана и товар не модифицируется. Эта фаза является своего рода индикатором, который объективно отражает затраченные усилия, так как товар либо отвергается, либо принимается рынком. Здесь маркетинг должен сформировать сбытовую структуру, проводить информационную рекламу и обеспечить технологическую и рыночную адаптацию товара, закрепить товар на рынке. Не случайно на эту фазу приходится пик затрат.

3. Фаза роста - в данной фазе происходит признание товара покупателями, спрос на него и объем продаж быстро растет. Цена на товар повышается, увеличивается прибыльность производства, причем рост происходит быстрыми темпами. Улучшается качество технологии и товара, появляются его модификации, на рынке появляются товары-конкуренты. Производителю выгодно продлить эту фазу путем совершенствования продукта, расширения каналов сбыта, освоением новых участков рынка, усилением рекламы и другими мерами.

4. Фаза зрелости - на этом этапе повышается степень насыщенности рынка, происходит замедление темпов роста продаж, а затем их объем перестает расти, товар становится известным и перестает быть новым, затраты на товар минимальны, но нужны затраты на массовую рекламу, эффективность которой снижается, постепенно начинает падать прибыль, конкуренция становится особенно острой. выпуск товара происходит крупными партиями или массово, технология производства доведена до совершенства, имеется широкий спектр модификаций товара. На этой стадии применяются меры по продлению ЖЦТ, такие как сегментация рынка и освоение новых рынков, усиление продвижения, снижения цен. В результате чего возможно локальное изменение основного течения фазы и ее продление, сопровождающееся некоторым ростом, такое явление может носить многократный характер. Наконец, в завершении данной фазы наступает период насыщения рынка товаром, иногда выделяют в отдельную фазу - фазу насыщения, начинающуюся с момента прекращения роста продаж и стабильного сокращения прибыли.

5. Фаза спада - финальная фаза ЖЦТ говорит о том, что жизнь товара подходит к концу. Происходит устойчивое снижение спроса, объем продаж и прибыли, цены на товар падают, он начинает продаваться с убытком. Затраты на рекламу снижаются, происходит незначительное снижение качества, основная масса потребителей переключается на другой товар, у конкурентов начинает появляться новый товар, который начинает вытеснять прежний. В этой ситуации производитель имеет несколько способов решения проблемы. Во-первых, можно попытаться продлить жизнь товара путем оживления продукта с помощью его совершенствования, новой рекламы, изменив упаковку, политику цен. Во-вторых, предприятие может попытаться выжать из товара остаточную прибыль, привлекая лояльных потребителей и сокращая издержки производства и сбыта, однако такие действия позволяют лишь отсрочить на некоторое время уход товара с рынка. И в-третьих, можно просто прекратить производство товара и планомерно вывести его с рынка.

Таково общепринятое описание ЖЦТ, однако в реальности он может протекать несколько по иному, и в зависимости от специфики отдельных видов товаров ЖЦТ принимает разные формы, различающиеся по продолжительности и по форме отдельных фаз.

4.Виды новых товаров

Понятие нового товара относительно, он может быть абсолютно или “совсем” новым, не имеющим аналогов, или новым только для определенного рынка, критерий новизны может быть рассмотрен и с позиции ЖЦТ. Если допустить, что новизна является не сущностной, а качественной характеристикой, то можно будет говорить о степени новизны. И тогда высшей степенью будет обладать абсолютно новый товар, не имеющий аналогов в мире (100%), высокой степенью - товар, не имеющий аналогов в России (80%), хорошей -принципиальное изменение потребительских свойств (60%), достаточной - принципиальная технологическая модификация (40%), малой - существенное изменение внешних параметров (20%), ложной -бессмысленная модификация (0).

Применительно к новым товарам в маркетинге выделяют несколько их видов:

Товар, не имеющий аналогов на рынке, является оригинальным результатом новейших разработок, количество таких товаров изначально невелико, разработка таких товаров трудоемка и дорогостояща, вследствие чего стоимость высока. “Новыми” могут быть лишь товары, доселе совершенно незнакомые потребителю (в 1885 году - автомобиль, в 1960 - видеомагнитофон, 1975 -персональный компьютер и т. п.).

Товар, качественно превосходящий аналоги, имеющий более высокий уровень усовершенствования, такие товары поначалу недешевы, но ориентированы на быстрое внедрение и эффективно замещают своих устаревших собратьев (замена кварцевых часов электронными, грампластинок - лазерными дисками и т. п.).

Товар, усовершенствованный без принципиального изменения свойств, такие товары распространены наряду с аналогами, уже обращающимися на рынке и выполняет те же функции (телевизоры на батарейках, от аккумулятора).

Товар рыночной новизны, товар, который является новым только для данного рынка, появляется, когда производитель с известным на определенном рынке товаром выходит с ним на новый рынок, товар при этом не изменяется, а может лишь адаптироваться (кабельное телевидение для России).

Товар, нашедший себе новую сферу применения, устаревший товар, который может стать новым в качественно новой сфере или условиях применения (вертолет в качестве участника строительно-монтажных работ, тушения пожаров и т. п.).

5.Целостная концепция создания “нового товара”

Технология разработки и реализации нового товара включает несколько основных относительно самостоятельных емких этапов:

1) планирование продукта;

2) разработку идеи нового продукта;

3) разработку нового продукта;

4) разработку товарной марки и упаковки.

Создание нового товара начинается с замысла, то есть с определения основной выгоды, получаемой потребителем  и производителем.

1. Планирование продукта. Планирование начинается с принятия решения о выпуске модифицированного или нового продукта. Первый вариант связан с меньшими затратами и риском неудачи, но менее эффективен.

Модификация выражается в выпуске новой модели с другим дизайном (стилем, цветом, материалом отделки и т. п.), в основе которой лежит базовая модель, или новой торговой марки.

2. Разработка идеи нового продукта. Процесс разработки начинается с выдвижения возможно большего числа новых идей относительно возможных покупателей, потребностей, способов их удовлетворения, конструктивных особенностей товара и т. д.

Основными источниками генеральных направлений и идей являются научно-исследовательские институты фундаментальных и прикладных исследований. проблемные исследования являются источником принципиальных общих идей, их дальнейшая разработка выполняется отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями. Отраслевые НИИ финансируются отраслевыми (если они есть в государственной структуре) или территориальными, местными бюджетами.

На этапе генерирования идей следует привлекать как можно больше специалистов, экспертов, консультантов, деятелей науки, прислушиваться к любым, даже на первый взгляд нереальным идеям. Здесь наиболее эффективен метод “мозгового штурма”, т. е. организация единовременного сеанса работы группы экспертов.

В качестве экспертов могут выступать руководители предприятия, его ведущие технические и экономические специалисты, работники службы маркетинга, приглашенные эксперты. Важно только, чтобы все участники группы в процессе работы могли чувствовать себя совершенно независимыми друг от друга, несмотря на свое фактическое положение на предприятии или вне его.

Ответственным моментом является этап фильтрации идей. Следует опасаться срабатывания стереотипа и в образе и в мышлении. Необходимо помнить, что самыми лучшими могут оказаться, казалось бы абсурдные, самые “сумасшедшие” на первый взгляд идеи. Фильтрация идей способствует формированию образа товара. Как правило, после фильтрации остается несколько альтернативных идей, которые необходимо сравнить, оценить и принять одну или несколько к производству. К дальнейшей разработке здесь наиболее применим метод экспертных оценок. Разрабатывается перечень оценочных показателей, характеристик продукта и устанавливается их вес в общей, интегральной оценке.

На этапе анализа концепции необходимо проверить принятую идею нового продукта на потенциальных потребителях. Наиболее простой способ такой обратной связи - анкетирование. В анкете указываются вопросы, позволяющие скорректировать характеристики товара, ориентировочно установить сегмент рынка и потенциальный объем продаж.

В экономическом анализе необходимо установить:

- прогнозы спроса нового товара, в т. ч. сезонные колебания;

- продолжительность сбыта, показатели периодичности покупок;

- прогнозы издержек фирмы, в т. ч. на производство, сырье, замену имеющегося и приобретение нового оборудования, изготовление оснастки, перестройку структуры производства, подготовку и переподготовку кадров и т. п.;

- конкуренцию, в т. ч. приобретение лицензий, патентование, защиту от промышленного шпионажа;

- инвестиции, разработка продукции, распределение и сбыт;

- прибыльность, в т. ч. период покрытия первоначальных расходов, общая и относительная прибыль, эффективность капитальных вложений, риск.

3. Разработка нового продукта. Это наиболее длительный и дорогостоящий этап. Для непосредственной разработки нового товара часто используют метод “целевых групп”, формируемых из нескольких сотрудников (специалистов в этой области) предприятия.

На данном этапе выбираются тип и качество материала, разрабатывается технология изготовления или возможность и целесообразность приобретения новой технологии, изготовление или покупка материалов (комплектующих), применение имеющихся на рынке или разработка новых материалов (если да, то где?, кем? по какой цене?), разработка конструкции продукта, определение возможности использования имеющегося оборудования или закупки нового (если закупки, то где?, какого?, по какой цене?), и т. д.

Следующими этапами являются экспериментальные разработки и создание “опытной” партии товара.

Эта партия должна пройти рыночный тест путем демонстрации на выставках и ярмарках, продажи ограниченного числа изделий по нескольким различным ценам для определения “степени эластичности спроса” на товар и последующей разработки ценовой политики, передачи товара в ограниченное бесплатное пользование с получением журнала испытаний и т. д. (пробный маркетинг). Пробный маркетинг также предусматривает реализацию небольших партий продукта в нескольких (в соответствии с выборкой) характерных для массового рынка или его сегментов районах. Цель пробного маркетинга - прогноз коммерческой реализации, проверки качества товара и маркетинговой разработки, пока еще есть время кое-что исправить, доработать.

Запуск в серию новых товаров возможен только после проработки вышеуказанных вопросов и рыночного тестирования.

6.Современные требования к товару

Таблица 1

Требования к товарам по временным и избирательным признакам

Текущие требования

Перспективные требования

Общие требования

Специфические требования

ü  Разрабатываются и предъявляются к товарам серийного производства, находящимся в продаже;

ü  Регламентируются  государственными стандартами и техническими условиями;

ü  Периодически пересматриваются, уточняются и изменяются.

ü  Объединяют более широкий по уровню показателей качества товаров;

ü  Основой для них являются текущие требования к качеству товаров;

ü  Направлены на наиболее полное удовлетворение потребностей.

ü  Предъявляются либо к одному, либо к преобладающему большинству товаров;

ü  Это  -  наиболее полное соответствие товара своему назначению и степень выполнения основной функции, удобство пользования, безвредность для человека и обеспечение нормальной жизнедеятельности организма, прочность и надёжность в эксплуатации в пределах установленного срока, возможность и простота ремонта, эстетические требование и др.

ü  Предъявляются к группе изделий или определённому товару (н-р, возможность эксплуатации стеклянных и фарфоро-фаянсовых изделий при резких колебаниях температуры);

Таблица 2
Требования к товарам по характеристикам сторон потребления

Социальные требования

Это соответствие производства товара общественным потребностям, оправданность его производства и потребления.

Функциональные требования

Это требования к выполнению изделием его основных функций, приспособленность товара к локальным особенностям его эксплуатации (там, где производится сбыт).

Эргономические требования

Удобство пользования изделием в процессе эксплуатации и наличие сервисного обслуживания, соответствие товара особенностям организма человека, обеспечение оптимальных условий эксплуатации его человеком в быту.

Гигиенические требования

Предусматривают обеспечение безопасных и безвредных условий для жизнедеятельности человека при его взаимодействии с изделием и средой.

Эстетические требования

Требования к форме конструкций, внешнему оформлению и другим особенностям изделия. Выявляют общественную ценность, полезность, рациональность, функциональную целесообразность товара, удобство пользования им, а также соответствие вкусам населения и моде.

Технологические требования

Предъявляются прежде всего к материалам, которые должны отличаться лёгкостью и простотой в использовании, допускать возможность применения современных методов обработки.

       Модульность товара, т.е. конструкция из отдельных модулей, блоков, которые легче транспортировать, производить ремонт, подгонять под требования конкретного потребителя.

       Соответствие современному уровню техники.

Требования к надёжности товаров

Надёжность в эксплуатации: безотказность, ремонтопригодность, сохраняем ость и долговечность.

Экономические требования

Включают не только производственные затраты, но и затраты потребителей, связанные с приобретением, использованием, ремонтом товаров и др. расходами.

Сохранность товаров

Предъявляется к условиям, обеспечивающим сохранение потребительной стоимости товаров в течении установленных сроков и после их истечения.

Рыночная атрибутика товара - это совокупность товарно-знаковой и другой символики и обозначений, которыми наделяется товар и его упаковка. Рыночная атрибутика в комплексе с рекламой и другими мерами формирует лицо товара, его образ и имидж, делает товар узнаваемым.

Теперь рассмотрим основные элементы рыночной атрибутики.

Товарная марка - это имя, знак или символ, необходимый для того, чтобы различать товары разных производителей, которые идентифицируют продукцию или услуги с производителем или продавцом.

Виды торговой марки:

Фирменное имя - это буква, слово или группа букв или слов, которое легко можно произнести, например, Acer, Canon, КаМАЗ, Жигули.

Фирменный знак - это символ, отличительный рисунок, цвет или сочетание цветов, обозначение, его можно увидеть, но нельзя произнести. Фирменный знак является, как правило, частью товарной марки. Например, фигурка зубра на автомобилях МАЗ.

Товарный знак - это товарная марка или любая ее часть, фирменное имя, фирменный знак, которая защищена юридически, например, Microsoft является собственностью Microsoft Corporation. Товарный знак это прежде всего объект собственности и исключительное право на его использование принадлежит его владельцу, для обозначения того, что знак зарегистрирован и охраняется законом в большинстве стран используется обозначение   R   C . Словесную часть знака или словесный знак называют также фирменным названием или логотипом.

Логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или марки.

Фирменный блок - объединенные в композицию атрибуты, представляющие единое целое, сюда могут быть включены также различные надписи, девизы, адреса.Во всех рекламных материалах это основной элемент информации о предприятии.

Фирменный цвет, фирменный шрифт, фирменные константы - это используемое фирмой сочетание цветов, комплект и способ начертания шрифтов, формат и верстка текста соответственно.

Все перечисленные атрибуты в совокупности образуют фирменный стиль, который неразрывно связан с имиджем, благоприятным образом предприятия. он способствует некоторое единение продукции и продавца, выделяет продукцию, противопоставляя ее конкурентам, гарантирует покупателям определенный уровень качества, создает индивидуальный образ товара, способствует продвижению товара.

Его отдельные элементы могут являться объектами собственности и охраняться законом и исключительное право на их использование имеют их владельцы. Товар и упаковка могут содержать не все вышеуказанные элементы, это дело вкуса производителя, но некоторые из них по закону должны присутствовать обязательно.

7.Упаковка, маркировка и штриховое кодирование

На современном этапе упаковка выполняет следующие функции: предохранение товара от порчи и повреждений, обеспечение рациональных транспортировочных единиц, обеспечение рациональных единиц для складирования, обеспечение оптимальных по весу, объему, количеству единиц для продажи товара, несение рекламной информации.

Маркировка товара и упаковки должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть четкой и ясной, надписи должны быть разборчивы, печатная и другая информация должна отвечать содержимому упаковки, маркировка должна располагаться в соответствующих и отведенных для нее местах, она также должна быть адаптирована в соответствии с национальными и языковыми стандартами и выполнена в соответствии с нормами и стандартами.

Упаковка должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать оптимальный вес и объем при транспортировании и хранении; должна быть приспособлена к перевозке на соответствующих транспортных средствах и хранению; должна соответствовать уровню автоматизации транспортировки и хранения, например, обладать штриховым кодом; должна выгодно отличаться от упаковки конкурентов; быть привлекательной для покупателя и служить ему помощником; соответствовать уровню цены.

Штриховой код представляет из себя прямоугольное поле, заполненное контрастными полосами, под которыми находится группа цифр. При считывании специальным сканером информация, зашифрованная в коде, попадает непосредственно в компьютер, что облегчает ее обработку. Каждая страна, производитель, группа товаров и другие параметры имеют свой код, в соответствии с которым данные об этих параметрах вводятся в систему.

Штриховое кодирование позволяет автоматически учитывать поступление товаров на склад, отпуск со склада, организовать учет товаров непосредственно в магазине, расчеты с покупателями через кассовые аппараты, контролировать потоки движения товаров.

В настоящее время имеются две системы штрихового кодирования:

I. Штриховые коды потребительских товаров, использующих международную систему EAN - Европейская товарная нумерация -штрих-сетка и 13-ти значный цифровой код.

II. Американские коды ИРС, выдаваемые в США и Канаде, имеют штрих-сетку и 12 разрядов и могут начинаться с любой цифры, две из которых выносятся за штрих-сетку и код страны не выделяется.

Считывание происходит так: штриховой код на товаре подставляют под световой луч считывающего устройства (сканера) и в результате выявляют определенную информацию. Узкий луч лазера просматривает 13 штриховых линий кода и передает информацию в компьютер для анализа.

Например, штриховой код может быть таким: 6001007000561 (цифры условные)

600 1007 00056 1

1      2    3   4

- первая группа из 3 цифр (6,0,0) указывает место производства (страна-производитель);

- вторая группа из 4 цифр (1,0,0,7) указывает название фирмы-производителя (предприятие);

- третья группа из 5 цифр (0,0,0,5,6) конкретизирует товар (информация о самом товаре);

- четвертая группа из 1 цифры (1) - код проверки.

Приведем пример идентификации штрихового кода десертного шоколада “Люкс”, массой 100 г московской фабрики “Красный Октябрь”, имеющим следующую группу цифр на этикетке - 4609112034505.

Алгоритм проверки правильности кода:

1. Сложить цифры, стоящие на четных порядковых номерах (6+9+1+0+4+0=20).

2. Сумму умножить на 3 (20*3=60).

3. Сложит цифры, стоящие на нечетных порядковых номерах без контрольной цифры (4+0+1+2+3+5=15).

4. Сложить сумму чисел из пунктов 2 и 3 (60+15=75).

5. Последнюю цифру полученного числа нужно вычесть из числа 10 (10-5=5).

Эта разность должна равняться контрольной цифре: 5=5, иначе фальшивка.