Раздел 1. ЭКОНОМИКА

Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА    

Раздел 3. МЕЗОЭКОНОМИКА

Раздел 4. МАКРОЭКОНОМИКА

·Глава 1. Понятие экономики · Глава 2. Исторические типы хозяйствования · Глава 3. Система хозяйствования

·Глава 4. Микроэкономика рынка ·Глава 5. Микроэкономика рыночного производства ·Глава 6. Микроэкономика рыночного распределения ·Глава 7. Рыночное потребление

·Глава 8. Сфера коммерции ·Глава 9. Производственная сфера ·Глава 10. Финансовая сфера ·Глава 11. Социальная сфера ·Глава 12. Межотраслевая экономика

·Глава 13. Национальный доход ·Глава 14. Механизм функционирования макроэкономики ·Глава 15. Динамика макроэкономики ·Глава 16. Кризисы макроэкономического процесса ·Глава 17. Государство в рыночной экономике ·Глава 18. Международная экономика

·Глава 15. Динамика макроэкономики · Международная безопасность · Международная безопасность

Раздел третий

8.1. Понятие современной торговли 8.2. Товарно-торговый капитал 8.3. Издержки торговли 8.4. Оптовая торговля 8.5. Розничная торговля 8.6. Современные системы торговли. Заключение Основные понятия Задания Направления исследовательской работы

Глава 8. Сфера коммерции

СОСТАВИТЕЛЬ: О.А. Мищенко и О.В. Борисова

Простейшей и первичной сферой мезоэкономики является торговля или коммерческая деятельность. Целью данной главы является изучение:

  • понятие современной торговли;
  • природы торгового капитала;
  • торговых издержек и прибыли;
  • видов торговли, оптовой и розничной;
  • деятельности торговых посредников;
  • торговых бирж и прочих субъектов торговли

В начало


8.1. Понятие современной торговли

Термин "торговля" (и "торговцы", и "коммерсанты") применяется обычно к деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена связанной с распределением и к тем, кто осуществляет ее с целью извлечения прибыли. Он получил широкое распространение в России в связи с переходом к рыночным отношениям.

Главной целью торговли является удовлетворение или по меньшей мере стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека.

Торговля имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои потребности или запросы с помощью обмена, посредством сделки. Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделка осуществляется на рынке, который был рассмотрен выше.

В торговле, как сфере товарного обращения, выполняется большой комплекс различных процессов и операций. По характеру выполняемых в сфере товарного обращения функций процессы и операции, совершаемые в торговле, можно подразделить на два вида:

    • производственные или технологические;
    • коммерческие (или чисто торговые).

Технологические процессы связаны с движением товара как потребительной стоимости и являются продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т.д.). Орудиями труда в торговле являются торговые машины, аппараты, различное торгово-технологическое оборудование. К предметам труда в технологических процессах относятся находящиеся в обращении товары, тара и др.

Коммерческие процессы - это процессы, связанные со сменой форм стоимости, т.е. с куплей и продажей товаров. К коммерческим относятся и такие торговые процессы, которые обеспечивают нормальное осуществление операций купли и продажи товаров в сфере товарного обращения (изучение покупательского спроса, организация хозяйственных связей между поставщиками и покупателями товаров, рекламирование товаров, оптовые закупки и продажа товаров и др.).

Промежуточное положение между этими двумя видами процессов, выполняемых в торговле, занимают так называемые дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям при продаже товаров. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товара на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и др.).

Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в опте), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информацион-

ную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции

Основу деятельности торговли составляет товарно-торговый капитал. Рассмотрим его природу подробнее.

В начало


8.2. Товарно-торговый капитал

Сущность торгового капитала определил К. Маркс в третьем томе "Капитала". По его мнению, торговый капитал - это обособившаяся часть промышленного капитала, связанная с куплей товаров ради последующей продажи с целью получения прибыли.

Условием возникновения и существования торгового капитала является наличие товарного производства и товарно-денежных отношений. Так как указанные условия сложились задолго до возникновения капиталистического способа производства, то задолго до капитализма появился и торговый капитал.

Торговый капитал в докапиталистических формациях имеет следующие существенные отличия от торгового капитала в условиях капитализма:

1.     Торговый капитал в докапиталистических формациях являлся самостоятельным и господствующим видом капитала.

2.     Торговля осуществлялась преимущественно продукцией мелких товаропроизводителей и частично излишками продукции рабовладельческих и феодальных хозяйств.

3.     Торговая прибыль образовалась на основе неэквивалентного обмена: торговцы скупали продукты у крестьян и ремесленников по ценам ниже их стоимости, а продавали товары по ценам выше их стоимости. Источником торговой прибыли является прибавочный продукт (а иногда и часть необходимого продукта), созданный трудом простых товаропроизводителей, а также часть прибавочного продукта, созданного трудом рабов и крепостных крестьян в хозяйствах рабовладельцев и феодалов.

Торговый капитал, зародившись на базе простого товарного производства, сыграл в дальнейшем крупную роль в разложении простого товарного производства и превращении его в капиталистическое. Это проявилось в том, что, с одной стороны, эксплуатация торговцами мелких товаропроизводителей вела многих из них к разорению и превращению в наемных рабочих, а, с другой стороны, капиталы, накапливавшиеся в руках купцов, в дальнейшем стали использоваться для вложений в промышленные предприятия.

В условиях капитализма господствующей формой капитала становится не торговый, а промышленный капитал, так как он представляет собой единственную форму капитала, функцией которого является не только присвоение прибавочной стоимости, но и ее создание. Однако наряду с промышленным капиталом важную роль играет и торговый капитал, который в условиях капитализма представляет собой обособившуюся часть промышленного капитала.

Функция продажи товаров, превращения товарного капитала в денежный в ходе исторического развития оказалась переданной от промышленника торговцу и превратилась в специальное занятие последнего. На ранней ступени развития капитализма промышленные предприниматели, вышедшие из среды торговцев или из разбогатевших ремесленников и кустарей, сами занимались реализацией своих товаров. Но с увеличением масштабов производства и расширением рынков это становится экономически невыгодно для промышленника.

Процесс реализации товаров требует дополнительных средств на содержание и оборудование торговых помещений, оплату торговых работников, рекламу и т.п. Следовательно промышленный капиталист должен был бы авансировать на эти цели дополнительный денежный капитал или же уменьшить свой капитал, занятый в процессе производства, за счет отвлечения части авансированного капитала в сферу обращения. Но как то, так и другое ведет к снижению нормы прибыли, поскольку капитал, занятый в сфере обращения, прибавочной стоимости не создает. Указанные обстоятельства способствовали тому, что промышленные капиталисты все чаще стали передавать операции по реализации товаров другим лицам, что привело к выделению особой группы капиталистов, вкладывающих свои капиталы в торговлю и занимающихся исключительно куплей-продажей товаров. Так возникает своеобразное "разделение труда" между промышленниками и торговцами.

Будучи особым родом капитала, торговый капитал уже не играет той самостоятельной роли, которую он играл в докапиталистических формациях. Роль торгового капитала при капитализме сводится к обслуживанию процесса обращения промышленного капитала.

Таким образом, торговый капитал в условиях капитализма представляет собой обособившуюся часть промышленного капитала, авансируемую торговыми капиталистами и функционирующую только в сфере обращения.

В начало


8.3. Издержки торговли

Процесс движения товаров от производства до потребителя связан с различными затратами живого и овеществленного труда, выражаемые в денежной форме, эти затраты называются издержками обращения.

Различают два вида издержек обращения торговли:

1.     чистые;

2.     дополнительные.

Чистые издержки обращения - это расходы, обусловленные исключительно процессом "купли-продажи". К таким расходам относятся затраты на оплату труда в торговле, на содержание магазинов, корреспонденцию, рекламу, учет денежных средств и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товара и возмещаются за счет чистого дохода.

Наряду с чистыми издержками обращения реализация товаров требует и таких расходов, которые вызываются продолжением производственных процессов в сфере обращения. К таким процессам относятся: сортировка, расфасовка, упаковка товаров, их хранение, транспортировка от места производства к пунктам их реализации. Хотя труд по осуществлению этих операций не создает новых потребительных стоимостей, он является трудом производительным, так как он как бы завершает создание потребительной стоимости, обеспечивая сохранение или повышение готовности к потреблению поступивших в сферу обращения товаров. Поэтому труд, связанный с указанными производственными процессами, протекающими в сфере обращения, увеличивает стоимость реализуемых товаров. Издержки по хранению, сортировке, транспортировке товаров, в отличие от чистых издержек, представляют собой дополнительные издержки обращения. Поскольку дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемых товаров, поскольку их возмещение осуществляется в результате реализации этих товаров, подобно тому, как происходит возмещение издержек производства.

Издержки обращения, так же как и рассмотренные выше - производственные, по отношению к товарам реализации делятся на постоянные и переменные.

Переменные издержки обращения зависят от изменения торгового оборота предприятия. При этом степень такой зависимости различна. Она может носить:

    • пропорциональный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению товарооборота, например, потери товаров от естественной убыли);
    • дегрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем товарооборота, например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении);
    • прогрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товарооборота, например, расходы на заработную плату продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда).

Таким образом, наличие переменных издержек обращения обусловлено процессом реализации товаров на торговом предприятии.

Постоянные издержки обращения не зависят от изменения объема товарооборота, т.е. они имеют место даже в том случае, если предприятие временно прекратило свою торговую деятельность. При этом в составе таких затрат выделяются абсолютно постоянные издержки обращения (например, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные издержки (например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные издержки обращения, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности торгового предприятия. В длительном периоде его деятельности все виды издержек обращения подвержены изменению.

По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы издержек обращения:

1.     Материальные расходы. К ним относят стоимость товаров, использованных в рекламных целях и полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основного каптала и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.

2.     Расходы на оплату труда. К ним относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия.

3.     Отчисления на социальные мероприятия. К ним относят все виды обязательных отчислений торгового предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ (фонд государственного социального страхования; государственный пенсионный фонд; фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы; фонд содействия занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования).

4.     Амортизация основных фондов и нематериальных активов. К ним относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основного капитала на полное их восстановление и капитальный ремонт, а также нематериальных активов торгового предприятия.

5.     Прочие виды издержек обращения торгового предприятия.

Деятельность торговых фирмы различается на оптовую и розничную торговлю. В чем их особенности?

В начало


8.4. Оптовая торговля

Оптовая торговля является важным звеном в системе товародвижения, так как обеспечивает необходимую интенсивность товарных потоков. Именно она способствует активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени.

Начиная с середины 60-х годов, отечественная торговля постоянно менялась, что можно объяснить проводимыми экономическими реформами в народном хозяйстве страны.

Качественное преобразование оптовой торговли началось с 1992 года, после выхода Указа президента РСФСР "О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР" от 28 ноября 1991 г. Созданию принципиально новых предприятий оптовой торговли, способных работать в рыночных условиях, способствовали развитие свободной предпринимательской деятельности, упразднение централизованного распределения продукции, рыночное свободное ценообразование.

В современном смысле слова оптовая торговля - совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.

Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки. Отличительной особенностью этих организаций является рыночный характер их деятельности: моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость, свободный выбор партнеров, полная финансовая ответственность.

Важное значение современной оптовой торговли заключается и в том, что именно она занимается поставкой товаров отечественного производства на внутренний рынок и заставляет наших производителей изменять структуру ассортимента и поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

По структуре оптовую торговлю в России можно разделить на два направления: оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами, оптовая торговля готовой продукцией.

Оптовая торговля сырьем и полуфабрикатами включает в себя также оптовую торговлю средствами производства, продовольственными товарами без переработки, осуществляет торговые связи с производством.

Оптовая торговля оптовой продукцией включает в себя торговлю потребительскими товарами, в том числе продовольственными товарами без переработки, и торговлю средствами производства; осуществляет торговые связи с потребителями.

Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.

Основными задачами оптовых предприятий являются:

поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству;

закупка товаров у производителей, их доставка и хранение;

формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли;

информационное и консалтинговое обслуживание;

обеспечение максимально возможной совокупной экономии за счет снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.

В настоящее время сеть оптовых торговых предприятий представлена предприятиями различных форм собственности и ведомственной принадлежности. По организационно-правовой форме это могут быть товарищества, общества, кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. По организационно-экономической форме - торговые дома, холдинговые компании, концерны, ассоциации, синдикаты, товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки.

Функции оптовой торговли можно разделить на две группы:

по отношению к производителям и поставщикам;

по отношению к оптовым покупателям.

В первую группу необходимо включить следующие функции:

определение возникающих потребностей, спроса, заказов потребителей, т.е. формирование портфеля заказов;

предоставление логистических и сервисных услуг по реализуемому ассортименту товаров;

разразработка и проведение совместных рекламных компаний;

проведение всех видов погрузочно-разгрузочных работ, транспортирование товаров;

инвестиционное обеспечение процесса товародвижения;

максимально возможное снижение коммерческого риска.

Важнейшей функцией второй группы является преобразование производственного ассортимента в торговый, к этой группе можно также отнести такие функции, как организация складского хранения товарных запасов в целях оперативного маневрирования ими в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков, организация доставки товаров по наиболее оптимальным схемам завоза, кредитование поставок.

Оптовые предприятия оказывают следующие виды оптовых торговых услуг:

технологические услуги - хранение, подсортировка, фасовка, упаковка, маркировка, экспедирование товаров;

коммерческие услуги - реклама, информация, торгово-посреднические, комиссионные;

организационные - консультации по формированию ассортимента, качеству, организации продажи, маркетинга.

В настоящее время существует множество видов предприятий оптовой торговли. Главными принципами их классификации являются масштабы их деятельности, выполняемые функции, товарная специализация.

Оптовые торговые предприятия различают по месту и роли в процессе товародвижения; существуют предприятия, расположенные в районах производства, на которых концентрируются товары конкретной группы, выпускаемые мелкими и средними предприятиями конкретной отрасли (обувной или текстильной промышленности и т.д.); в районах потребления располагаются предприятия, которые обязаны обеспечить жителей региона (края или области) широким ассортиментом потребительских товаров.

По масштабам деятельности оптовые предприятия делят на предприятия общенационального (федерального) и регионального уровня. Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны и обеспечивают федеральные нужды. Они осуществляют продвижение товаров от производителей к потребителям по всей территории страны.

Особую роль играют предприятия межрегионального уровня, которые должны обеспечивать наиболее отдаленные территории России. Разрушение системы государственных оптовых предприятий в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока привело в 1996-1998 гг. к срыву досрочного завоза необходимых товаров. Одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения жизнедеятельности населения отдаленных регионов в настоящее время является воссоздание системы государственных оптовых предприятий межрегионального уровня в тех краях и областях, где необходимо обеспечить промышленность, сферу обращения, сферу обслуживания, население всеми необходимыми товарами из расчета длительного отсутствия навигации по рекам Сибири и прибрежным морям Тихого и Северного ледовитого океанов, а также в некоторых горных районах Сибири.

Главной функцией оптовых предприятий регионального уровня является преобразование производственного ассортимента в торговый, комплектование такого ассортимента, который полностью бы удовлетворял запросы розничных торговцев и конечных покупателей. Они осуществляют коммерческую деятельность на региональном потребительском рынке.

По товарной специализации оптовые предприятия делят на специализированные и универсальные.

Специализированные оптовые предприятия осуществляют закупку и продажу розничным предприятиям (другим оптовым предприятиям) товаров какой-либо одной товарной группы или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением, например: одежда, текстильные товары, обувь, галантерейные товары, культтовары, хозяйственные товары, бакалейные товары, строительные материалы.

Универсальные оптовые предприятия представляют к продаже предприятиям розничной торговли универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Чаще всего используются в сельской местности.

По месту и роли в оптовой торговле эти предприятия подразделяют на предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле и приобретающие право собственности на товар (независимые оптовые торговцы) и предприятия, выполняющие функции оптовых посредников и не приобретающие право собственности на товар, а также предприятия-организаторы оптового оборота.

Независимые оптовые торговцы принимают на себя весь предпринимательский риск, так как приобретают товары за свой счет. Риск увеличивается при изменении конъюнктуры рынка, возникновении товарных потерь, естественной убыли товаров, морального старения товаров. Создавая собственные товарные запасы они способствуют сокращению товарных запасов у товароизготовителей и конечных потребителей, осуществляют также транспортирование товаров, сбор и транспортирование порожней тары (по договорам с поставщиками товаров), рекламу, оказывают консультативно-информационные услуги. Наиболее часто встречающимися видами таких оптовых предприятий являются оптовая торговая база, выходная оптовая база, база производственно-технического обслуживания и комплектации, мелкооптовые магазины, заготовительные конторы. Большинство этих типов оптовых предприятий традиционно для России, однако в последние годы широкое распространение получили такие предприятия, как мелкооптовые магазины-склады типа "кэш энд керри" (буквальный перевод - "плати и увози"). Услугами таких предприятий пользуются мелкие предприниматели, владельцы ларьков, павильонов, торговых палаток или торгующие вразнос.

Некоторая часть оптовых баз работает на рынке в качестве сбытовых организаций промышленных компаний. Свою деятельность они организуют как независимые оптовые фирмы, особенностью деятельности является сбыт продукции своей промышленной фирмы.

Оптовой торговлей в особо крупных размерах занимаются торговые дома, созданные в форме холдинговых компаний. В мировой практике это чаще всего транснациональные корпорации, в состав которых входят производственные, закупочные, сбытовые, транспортные, сервисные и другие фирмы. Чаще всего торговые дома специализируются на потребительских товарах, владеют сетью универмагов в различных странах. Наиболее широко в мире известны торговые дома Marks & Spencer, C&A, Reebock, Nichimen и др. В России наиболее крупными торговыми домами являются фирмы "Старик Хоттабыч", "Торговый дом на Смольной", но торгуют они в основном импортными товарами. Часть торговых домов создается на базе конкретного промышленного предприятия. Например, в Москве успешно функционирует ТД "Красный Октябрь", созданный при шоколадно-кондитерской фабрике "Красный Октябрь" и реализующий в основном ее продукцию.

Оптовой торговлей занимается большое количество различных посреднических фирм.

Посредник - это юридическое или физическое лицо, находящееся между контрагентами коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией. В роли контрагентов выступают, как правило, производители товаров, оптовые и розничные потребители.

Посредническая деятельность является составной частью производственного, торгового, финансового предпринимательства, т.е. может иметь различные формы: производственные, торговые и финансовые.

К предприятиям, выполняющим функции оптовых посредников и не приобретающим право собственности на товар, относятся предприятия агентов и брокеров, которые специализируются на оптовой торговле машинами, оборудованием и комплектующими изделиями. Условно их разделяют на промышленных, сбытовых и торговых агентов.

Торговые агенты осуществляют свою деятельность за счет и в интересах другого лица (принципала), отношения между ними регулируются специальными агентскими соглашениями, вознаграждение за свою деятельность они получают в виде процента от суммы заключенных сделок.

Товарные брокеры являются наиболее активным типов торгового посредника. Они действуют на основании разовых поручений и строго в пределах инструкций своих клиентов. Основным преимуществом в деятельности товарного брокера является строгая конфиденциальность при ведении многочисленных переговоров со своими клиентами. Как правило, брокеры не раскрывают имен участников торговой сделки.

Развитие предпринимательства, демонополизация и приватизация вызвали к жизни новые формы организации товарного рынка. Среди них важное место занимают товарные аукционы, торги, ярмарки, биржи, торгово-промышленные выставки, оптовые продовольственные рынки.

Товарные аукционы представляют собой специально организованные рынки, которые действуют периодически и представляют к продаже товары, обладающие индивидуальные свойствами *(пушно-меховое сырье, художественные ювелирные товары, произведения искусства, исторические раритеты и т.д.). На аукционах товары продаются путем публичных торгов, покупателем становится тот, кто предложил наиболее высокую цену.

Торги - это способ закупки товаров, при которых к определенному сроку подаются предложения от нескольких поставщиков, причем контракт заключается с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов. Различают различные виды торгов: открытые, когда в торгах участвуют все желающие фирмы; закрытые, когда для участия в торгах приглашаются лишь определенные фирмы.

Ярмарка - это периодически действующий рынок, т.е. рынок, собирающийся регулярно в одном и том же месте в определенное время года и на установленный срок.

Ярмарки проводят специализированные организации, которые работают на региональном, национальном или международном уровне. Наиболее известные ярмарки проводят в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Москве. Самые крупные в Сибири ярмарки организует АО "Сибирская ярмарка" (г. Новосибирск). АО "Алтайская ярмарка" специализируется на организации ярмарок по различным товарным группам в Алтайском крае и г. Барнауле.

Биржи - регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, сырья, ценных бумаг, на котором осуществляются такие операции как купля-продажа реального товара, хеджирование, установление стандартов на биржевые товары; разработка типовых контрактов; котировка цен; осуществление арбитражных функций; ведение расчетов; информационная деятельность. По назначению и объектам деятельности биржи делятся на фондовые, валютные, биржи труда, товарные.

Товарные биржи играют большую роль в становлении и развитии товарного рынка. Товарные биржи - это особый вид постоянно действующих рынков, на которых при определенных условиях совершаются сделки купли-продажи на массовые сырьевые и продовольственные товары, обладающие родовыми признаками, качественно однородными и взаимозаменяемыми, так как товар продается и покупается без его предъявления и осмотра. Современные товарные биржи - это универсальные коммерческие структуры, помогающие предпринимателям ориентироваться в деятельности на конкретном товарном рынке. Товарные биржи играют стабилизационную роль в организации процесса товарообращения, уравновешевания спроса и предложения, создания конкуренции между производителями и формирования цен.

Торгово-промышленные выставки - периодически действующий рынок, организованный с целью показать научно-технические достижения, где разрешается совершение коммерческих сделок по выставленным образцам.

В начало


8.5. Розничная торговля

Розничную продажу товаров на потребительском рынке осуществляют торговые предприятия (юридические лица) и отдельные предприниматели (физические лица).

Розничное торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельно хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и предоставления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли.

По организационно-правовым формам и формам собственности различают три типа предприятий: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

Индивидуальное торговое предприятие является хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, создается за счет капитала только одного предпринимателя ли членов одной семьи. К этому виду относится также частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, с правом найма рабочей силы. Предприятия такого типа наиболее часто встречаются в зарубежных странах, однако в России широкого распространения пока не получили из-за отсутствия в достаточном количестве стартового капитала у предпринимателя.

Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Распространение получили общества с ограниченной ответственностью.

Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме открытого или закрытого акционерного общества. Наиболее крупным розничным торговым предприятием России является московское АООТ "ГУМ".

По масштабам деятельности розничные торговые предприятия делятся на малые, средние и крупные.

К малым предприятиям согласно отечественного законодательства относятся магазины с численностью работающих не более 15 человек. Средние предприятия, с количеством работающих не более 50 человек, встречаются наиболее часто.

Развитие розничной торговли уделяется огромное внимание во всех странах. Уровень развития торговли характеризуется такими показателями, как число магазинов, количество торговых работников, число покупателей, приходящихся на один магазин в среднем по стране и т.д. Россия, а также СНГ в целом, значительно уступают западным странам в вопросе развития розничной торговли. В СНГ магазинов в 4 раза меньше, чем в США, и в 3 раза меньше, чем в Японии.

Классификация розничных торговых предприятий широка и разнообразна, она подробно изучается в ряде специальных дисциплин, таких, как организация торговли, торговый менеджмент, основы коммерческой деятельности и т.д. Рассмотрим такие принципы классификации, как типы магазинов, формы и методы продажи товаров.

Тип магазина характеризуется рядом взаимосвязанных параметров: товарным профилем, мощностью торгового предприятия (характеризуется размером торговой площади), формой торгового обслуживания, районом деятельности магазина, ценовым уровнем и т.п.

Типы магазинов по торговле продовольственными товарами и по торговле непродовольственными товарами отличаются друг от друга. По торговле непродовольственными товарами основными типами являются универмаг, "Детский мир", "Современное домашнее хозяйство", "Мода", "Одежда" и т.д. По торговле продовольственными товарами наиболее широко распространены такие типы, как универсам, гастроном, "Продукты" и т.д.

Развитие частного предпринимательства привело к созданию многочисленных магазинчиков с малой торговой площадью не более 100 кв.м, получивших название "бутик" (лавка), однако мало кто из предпринимателей пишет русское наименование, предпочитая называть свое предприятие на французский лад. Однако в ряде стран происходит процесс закрытия мелких малоэффективных лавок, на их месте создаются крупные магазины. В Германии, например, вместо мелких предприятий строят супермаркеты с торговой площадью более 1500 кв. м каждый. В США и Западной Европе наиболее популярным типом магазина стал гипермаркет, площадь которого колеблется от 3 тыс. кв. м до 20 тыс. кв. м, в котором представлен универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров массового спроса, проводящий политику низких цен. Наиболее распространенным типом магазина в России является универсам - крупный магазин по продаже продовольственных товаров универсального ассортимента методом самообслуживания. Помимо продовольственных товаров в них реализуются непродовольственные товары повседневного спроса.

Крупными магазинами по продаже непродовольственных товаров являются универмаги с площадью не менее 1000 кв. м, характерной особенностью которых является оказание покупателям разнообразных дополнительных услуг.

К специализированным магазинам относятся магазины, торгующие товарами конкретной товарной группы (продовольственных или непродовольственных товаров), например, "Диетические продукты", "Овощи, фрукты", "Рыба" или "Одежда", "Обувь", "Ткани", "Запасные части для автомобилей".

Тип магазина предприниматели выбирают самостоятельно, руководствуясь современной номенклатурой, включающей в себя 118 типоразмеров магазинов для строительства и ряд дополнительных типов для реконструкции действующей торговой сети. Однако в настоящее время достаточно редко строятся новые специальные торговые здания, чаще реконструируются имеющиеся, в которых не всегда создаются необходимые удобства для покупателей и персонала предприятия.

На отечественных предприятиях розничной торговли применяются как традиционные, так и современные формы продажи товаров, а именно:

1.     самообслуживание - обычное; с индивидуальной консультацией; с применением тары-оборудования;

2.     продажа товаров по предварительным заказам; с индивидуальным обслуживанием; по образцам; на дому у покупателей; путем посылочной торговли (по каталогам) и другими формами внемагазинного обслуживания.

Внедрение прогрессивных форм торгового обслуживания имеет важное социально-экономическое значение, так как значительно сокращает время, затраченное населением на ведение домашнего хозяйства, которое по подсчетам социологов составляет 12-15% годового бюджета времени, а четверть этих затрат приходится на приобретение продуктов и непродовольственных товаров в розничной торговой сети. При применении прогрессивных форм продажи эти затраты сокращаются на 30-50%, в 1,5 - 2 раза увеличивается пропускная способность магазинов.

Для расширения зон торгового обслуживания населения применяют внемагазинные и активные формы продажи товаров. К ним относятся:

мелкорозничная торговля, которая осуществляется через специализированную торговую сеть (киоски, ларьки, павильоны, палатки), особенно широко применяется для организации сезонной торговли в весенне-летний период;

продажа товаров через торговые автоматы;

посылочная торговля, которая осуществляется разными методами:

во-первых, по каталогам, этот вид торговли получил широкое распространение во многих странах мира, наиболее крупные кампании работают как международные фирмы, например, германская кампания "Универмаг "Отто". В Германии посылочная торговля дает 5% розничного товарооборота. В России посылочная торговля начала возрождаться в последние годы, так как в первой половине 90-х годов практически перестала существовать;

во-вторых, через теле-магазины, так называемые "магазины на диване", где широкой публике представляются товары самого разнообразного назначения, покупатель может заказать их по телефону или используя почтовую открытку. Этот метод приближает товары к покупателям и значительно экономит им время на приобретение необходимых товаров;

продажа товаров длительного пользования в кредит;

комиссионная продажа товаров принятых от населения, кооперативов и лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

продажа товаров по подписке (осуществляется преимущественно при торговле книгами);

продажа товаров посредством Internet, которая широко используется во многих странах мира и начинает применяться в России. Технология Internet имеет глубокое влияние на мировую сферу услуг. Мировая Internet-торговля, включающее программное обеспечение, индустрию развлечений (кинематограф, видео, игры, звукозаписи), информационные службы и т. д., в последнее десятилетие росла стремительными темпами, и составляет сегодня только в США более 40 миллионов долларов в год, причем рост в этой области происходит геометрически. В настоящее время создан клуб русских виртуальных магазинов, который объединил магазины в Самаре, Москве, Туле, Санкт-Петербурге. Другие города пока своих Internet-магазинов еще не создали;

продажа по подписке (осуществляется преимущественно при торговле книгами); сезонные ярмарки и базары, которые приводят в определенные периоды года с целью расширения продажи товаров (елочные и школьные базары, ярмарки по торговле товарами для садоводов и т.д.); аукционы, которые применяют при продаже антикварных изделий, картин, скульптур, драгоценностей и т.п. К активным формам продажи можно отнести также лотереи, выставки-продажи, выставки-дегустации, продажу товаров в поездах, на самолетах, теплоходах, выездную и выносную торговлю.

Эти формы активно используются при стимулировании сбыта товаров.

Отечественная статистика включает в розничный товарооборот и оборот в сфере общественного питания. Рассмотрим основные типы предприятий, которые согласно ГОСТа 50762-95 отнесены к предприятиям общественного питания.

Предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Основными типами предприятий являются ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Каждый тип магазина имеет свои особенности обслуживания, ассортимента реализуемой кулинарной продукции и номенклатуры предоставляемых потребителям услуг. В зависимости от качества предоставляемых услуг, уровня и условий обслуживания рестораны и бары делят на классы: "люкс", "высший", "первый". Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют. Важным признаком классификации является деление таких предприятий по ассортименту реализуемой продукции: рестораны делят на рыбный, с национальной кухней или кухней зарубежных стран; бары различают следующим образом: молочный, пивной, винный, кофейный, коктейль-бар, гриль-бар и т.д. Свои особенности у кафе, столовых и закусочных.

В США статистика в отдельную группу выделяет все предприятия, которые оказывают населению разнообразные услуги на коммерческой основе, а именно: гостиницы, колледжи, авиакомпании, ремонтные мастерские, похоронные бюро, косметические салоны и т.д. Рост численности таких предприятий значительно выше, чем торговых, причем расширяется и перечень услуг.

Итак, мы видим, что розничная торговля весьма разнообразна и рассчитана на все слои общества.

В начало


8.6. Современные системы торговли.

Экономические реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, привели к перестройке в сфере торговле. В результате приватизации были ликвидированы многие торговые системы в связи с управлением в 1992 г. Министерства торговли РСФСР и ряда промышленных министерств.

В 1996-1998 гг. были сорваны поставки товаров на Крайний Север и Дальний восток, ухудшено снабжение многих рабочих поселков, снизилось качество поставляемых импортных товаров, т.е. отрицательно сказалась ликвидация государственной торговли.

В октябре 1998 года создается Министерство торговли РФ и начинает заново создаваться система крупных государственных оптовых предприятий.

Государственная розничная торговля осуществляется федеральными оптовыми предприятиями и муниципальными розничными предприятиями, однако ее доля в общем объеме розничного товарооборота невелика - 18%, 74% товарооборота дает частная торговля, 8% - кооперативная. Кооперативную торговлю осуществляют предприятия, принадлежащие потребительским обществам регионов России, которые объединены в потребительский союз Российской Федерации и управляются Центросоюзом РФ. Частные фирмы, работающие на рынке потребительских товаров, создают собственные системы оптово-розничных предприятий с филиалами в других регионах и в пределах своих краев, областей.

Большую роль в становлении и развитии оптового рынка играют товарные биржи и торговые дома. Они создаются и функционируют с целью организации процесса товарообращения, приведения в соответствие спроса и предложения на товары, создания конкуренции между производителями и формирования цен.

В начало


Заключение

Во-первых, сфера торговли является той отраслью экономики, которая развивается наиболее быстрыми темпами. Принципиальные изменения происходят в розничной торговле, где наиболее активную позицию занимает частное предпринимательство, разрабатываются и внедряются принципиально новые формы обслуживания населения.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики коренную перестройку претерпели оптовая и мелкооптовая торговля, изменились ее организационные формы, формы коммерческой деятельности. По существу новыми для российской экономики стали такие категории, как товарная биржа, брокерская фирма, торговый агент, торговый дом и т.д.

В-третьих, значительное внимание продвижению своих товаров на рынке стали оказывать российские товаропроизводители, создающие фирменные торговые предприятия. В Москве развивается сеть фирменных магазинов, которые реализуют товары предприятий легкой и текстильной промышленности и входят в состав их акционерных обществ. Возникает розничная сеть, реализующая продукцию хлебозаводов, молкомбинатов, молокозаводов, предприятий ликеро-водочной, кондитерской промышленности.

В-четвертых, на крупных торговых предприятиях создаются специальные службы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, изучением и прогнозированием потребительского спроса, контролем за деятельностью магазинов, анализом и определением эффективности тех или иных форм и методов торговли, разработкой и конструированием новых видов изделий, внедрением стандартизации и маркирования, информацией покупателей о потребительских качествах и свойствах новых товаров, организацией выставок и т.д.

В начало


Основные понятия и термины

Агент

Аукционная торговля

База оптовая

Коммерция

Торговля

Издержки обращения

Биржа

Брокер

Магазин

Маклер

Оптовая торговля

Розничная торговая

Товарно-торговый капитал

Товарооборот

В начало

 

Практические задания

1. В чем состоит различие между оптовыми и розничными торговцами? Поясните на конкретных примерах.

1.     Проанализируйте основные различия между продовольственным магазином, торгующим традиционным методом, и магазином, торгующим методом самообслуживания. Какой из них, по вашему мнению, наиболее удобен для покупателей?

1.     Приведите примеры применения активных форм торговли в вашем городе. Какие из них наиболее привлекательны для покупателей и почему?

2.     Основное различие между оптовиками-купцами, с одной стороны, и агентами и брокерами - с другой, заключается в том, что первые предлагают покупателю больше услуг. Прокомментируйте это утверждение.

3.     Дайте характеристику наиболее популярным в вашем городе предприятиям торговли и общественного питания (место расположения, тип предприятия, метод обслуживания, коммуникационная политика, ценовая политика, причина популярности).

В начало


Направления исследовательской работы

1.     Изучение потребительского спроса на конкретные группы товаров.

2.     Политика изменения ассортимента продаваемой продукции.

3.     Размещение предприятий розничной торговли

4.     Размещение оптовых предприятий федерального значения на территории РФ.

Управление оптовыми и оптово-розничными предприятиями торгов

8.1. Понятие современной торговли 8.2. Товарно-торговый капитал 8.3. Издержки торговли 8.4. Оптовая торговля 8.5. Розничная торговля 8.6. Современные системы торговли. Заключение Основные понятия Задания Направления исследовательской работы

Предыдущая глава

Содержание

Следующая глава

web m@ster Dorokhin S.A.