Анализ тенденций развития розничной торговли в РФ в I полугодии 2003 г. |
Русское экономическое общество |
29 июля 2003 г. |
|
По данным Госкомстата РФ, оборот розничной торговли в I полугодии т.г. в товарной массе вырос на 8,9% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. и составил 2060,1 млрд. руб. ($66,18 млрд.). Отметим, что темпы роста объема розничной торговли практически идентичны прошлогодним в соответствующем периоде (в I полугодии 2002 г. темпы - 8,7% к уровню I полугодия 2001 г.). В июне т.г. оборот розничной торговли составил 356,5 млрд. руб. ($11,75 млрд.), что в товарной массе на 8,8% превышает значение показателя в соответствующем периоде 2002 г. (в июне 2002 г. - на 7,8%). Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО В I полугодии 2003 г. по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. отношение объема розничной торговли к ВВП снизилось с 35,6% до 33,2% (объем ВВП, по предварительным данным Минфина РФ, в I полугодии т.г. составил 6053,4 млрд. руб. или $199,6 млрд.). Однако, по нашему мнению, отношение оборота розничной торговли к ВВП в реальности выросло, так как темпы роста в розничной торговле превышают темпы роста ВВП. Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в I полугодии т.г., по предварительным данным Госкомстата, на 14,6% к соответствующему периоду 2002 г., а в I полугодии 2002 г. - на 10,1%. Источник: Госкомстат РФ, Минфин РФ, расчеты РЭО * - по отношению к соответствующему периоду предыдущего года В структуре оборота розничной торговли в I полугодии 2003 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдается некоторое сокращение доли продовольственных товаров. Так, доля продовольственных товаров составила 46,7% (в I полугодии 2002 г. - 47,5%), а непродовольственных - 53,3% (52,5%). В июне т.г. доля продовольственных товаров составила 47% (в июне 2002 г. - 47,1%), а непродовольственных - 53% (52,9%). В I полугодии 2003 г. оборот розничной торговли продовольственных товаров составил 961,4 млрд. руб. ($31,68 млрд.), что на 7,3% превышает значение I полугодия 2002 г. Оборот непродовольственных товаров увеличился на 10,3% и составил 1098,7 млрд. руб. ($36,2 млрд.). Кроме того, в июне наблюдается увеличение удельного веса торговых организаций в общем объеме оборота розничной торговли до 75,9% против 75,4% в июне 2002 г. и соответственно снизилась доля рынков с 24,6% до 24,1%. Вывод: Из проведенного анализа видно, что в российском секторе розничной торговли продолжаются устойчивые темпы роста, сложившиеся в последние годы. Основными факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, являются рост инвестиций в данный сектор и повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения. Необходимо также отметить увеличение доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в качестве показателя улучшения потребительских настроений и ожиданий. Розничная торговля является одним из крупнейших секторов экономики России, мобилизующих значительные объемы трудовых и материальных ресурсов. Следовательно, существующие темпы и структурные изменения в розничной торговле свидетельствуют о реальных благоприятных тенденциях в российской экономике, повышении предпринимательской и потребительской активности в стране. Развитие потребительского рынка в России может оказать значительное влияние на дальнейший экономический рост, так как окажет положительное катализирующее воздействие на смежные отрасли экономики. Субъекты экономики России, ориентированные в настоящее время на внутренний потребительский рынок, являются одними из наиболее перспективных в среднесрочном и долгосрочном плане. Подтверждением данного высказывания может служить массовый приход на российский потребительский рынок крупных зарубежных компаний, которые проводят активную инвестиционную политику и внедряют на розничном рынке страны современные технологии. Причем активность данных процессов в настоящее время усиливается. В то же время следует отметить, что предприятия розничной торговли по-прежнему несут существенные издержки по преодолению административных барьеров, особенно это актуально для малого предпринимательства. Очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов государственного регулирования, основанных исключительно на экономических принципах и законах. |