Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Понятие воображения и реконструкция воображаемых образов. 5

1.1.Воображение, его виды и функции. 5

1.2. Механизм создания и реконструкции воображаемых образов. 7

Глава 2. Взаимодействие воображения с иными мысленными и чувственными процессами. 10

2.1. Воображение и мышление. 10

2.2. Воображение и речь. 11

2.3. Воображение и эмоции. 12

2.4. Воображение, ощущение, восприятие и память. 14

Глава 3. Развитие воображения у детей 9-14 лет. 18

3.1. Взаимосвязь воображения с развитием структур головного мозга у детей 9-14 лет. 18

3.2. Воображение и формирование лобных долей у детей 9-14 лет. 20

Заключение. 23

Список использованной литературы.. 26

Введение

Воображение можно назвать специфичной формой  психики человека, которая стоит особняком от иных процессов психики и  которая одновременно  занимает среднее  положение между мышлением, восприятием и памятью.

Особенность подобной формы процесса психики состоит в том, что воображение  связано странным образом с работой организма, будучи в это же время наиболее "психическим" из всех психических состояний и процессов. Последнее может означать, что ни в чем ином, кроме воображения, не выявляется загадочный и идеальный характер психики. Можно предположить, что только воображение, желание его объяснить и познать привлекло внимание к   явлениям психики в древние годы, стимулировало и продолжает стимулировать его на сегодняшний день.

Но  явление воображения мы можем назвать загадкой и теперь. Человечеству знает совсем немного о механизмах воображения и о его  физиологической базе. Вопросы того, где в человеческом мозгу находится воображение, с деятельностью каких нервных культур оно связано, сейчас еще не являются разгаданными. Во всяком случае, мы можем об этом сказать   меньше, чем, к примеру, о  восприятии, ощущениях, памяти и внимании, изученными  на достаточном уровне.

Предмет данной курсовой работы – воображение.

Объект данной курсовой работы – особенности эмоционального и когнитивного проявления воображения.

Целью данной работы является всестороннее изучение воображение, взаимосвязи воображения с иными мыслительными и чувственными процессами.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- дать определение воображения с точек зрения различных ученых;

- исследовать механизм реконструирования и создания образов в воображении;

- обозначить взаимосвязь воображения с речью, эмоциями, мышлением, восприятие и памятью;

 - проанализировать развитие воображения и его особенностей у детей 9-14 лет.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Понятие воображения и реконструкция воображаемых образов

1.1.Воображение, его виды и функции

Воображение имеет большое значение в человеческой жизни. Вследствие воображения человек создает, рационально планирует свои действия и руководит ими. Практически вся человеческая духовная и материальная культура - это продукт  творчества и воображения людей. Воображение играет также важную роль для совершенствования и развития человека.  

Выделяя воображение как специфическую психологическую реальность, Л.С. Выготский подчеркивал, что «какие-то элементы   фантазий всегда имеют происхождение эмпирического характера и могут быть найдены в повседневной жизни, тогда как комбинации, сочетания данных элементов, их соединения в фантастические коллективы образов идут под воздействием хода нашего внутреннего мира, в первую очередь, неудовлетворенных влечений и неотреагированных эмоций»[1]. Иллюзия беспричинности и самопроизвольности в деятельности воображения происходит   из-за того, «что причины, которые обуславливают данную работу, лежат в глубине душевного мира человека и зачастую являются скрытыми  для сознания».

К.Г. Юнг утверждал, что результат воображения обладает символическим значением и выражает наиболее глубокие уровни и неосознанные направления духовной жизни. В человеческом воображении открыты такие содержания сферы бессознательного психического, которые являются недоступными для прямого   наблюдения и разумного мышления.

3. Фрейд подчеркивал, что для личности невротического склада уход в фантазию — это путь минимизирования  внутреннего   напряжения, возникающего во время фрустрации; с иной стороны, действия воображения могут увеличивать процессы аффектации и оказывать влияние на интенсивность и характер эмоционального оценивания ситуации, причем данное влияние может быть как дестабилизирующего характера (увеличение отрицательных эмоций, к примеру, страха), так и стабилизирующего (примером может послужить  пользование ресурсов воображения в различных и иных имагинативных и релаксационных психотерапевтических техниках).

У воображения существуют четыре главных вида:

Активное воображение – характеризовано тем, что, используя его, человек по собственной воле  у себя вызывает образы соответствующего характера.

Пассивное воображение заключено в том, что его образы появляются внезапно, без  желания и воли человека.

Продуктивное воображение – выражается тем, что в нем «реальность сознательно воссоздается человеком, а не просто  механически воссоздается или копируется»[2]. Притом в данном образе эта преобразуется творческим образом.

Репродуктивное воображение – при пользовании ставится цель воспроизведения реальности в таком виде, как она есть, и несмотря на то, что здесь также существует фантазийный  элемент, подобное воображение напоминает больше память или восприятие, чем творчество.

В процессе человеческой жизни воображение призвано выполнять перечень специфических функций, первая из них заключается в том, чтобы воображать  действительность в образах и уметь пользоваться ими при решении задачи. Данная функция воображения имеет связь с мышлением и входит в него естественным образом.

Вторая функция воображения заключается в уравновешивании  эмоционального состояния. С помощью своего воображения человек обладает способностью хотя бы отчасти удовлетворить многочисленные потребности, снимать напряженность, порождаемую ими. Эта неимоверно важная функция отдельно разрабатывается и подчеркивается в такой области психологии, как психоанализ.

Третью функцию воображения можно связать с его сопричастностью в произвольном управлении процессами сознания и состоянием человека. При помощи искусно сотворенных образов человек может проанализировать  необходимые события, с помощью образов он имеет возможность управлять воспоминаниями, восприятием, высказываниями.

Четвертая функция воображения заключается в созидании внутреннего планирования действий, иными словами возможности исполнять их в уме, управляя  образами.

Пятой функцией воображения можно назвать программирование и планирование действий, сочинение таких программ, оценка их верности, процесса претворения в жизнь.

При воображении человек имеет возможность управления многими физиологическими и психологическими состояниями собственного организма, направлять его на будущую деятельность. Являются известными факты, которые свидетельствуют о том, что при помощи воображения,   волевым способом человек может оказать влияние на процессы организма:  менять ритм  дыхания, артериальное давление, частоту пульса, температуру тела и т.п. Подобные факты находятся в базе аутотренинга, который широко используется для регулирования собственных действий.

      1.2. Механизм создания и реконструкции воображаемых образов.

Воссоздающее воображение – это «рефлекторный процесс реконструкции воспринимаемой письменной или устной речи (слов) в образы зрительного характера, при помощи пространственной организации образов в воображении»[3].

Вследствие этого нужно напомнить, что мышление может быть произвольным (сознательным) и непроизвольным (автоматическим).

В   воображении сознательно манипулируя образами зрительного характера – вы их поворачиваете, увеличиваете, отделяете части – это можно назвать сознательным,  произвольным мышлением.

Когда при восприятии устной речи образы сами собой систематизируются в вашем воображении – это можно назвать автоматическим или непроизвольным мышлением. Иными словами, в данном случае ваше воображение находится в  зависимости от речи другого человека. Пример: ворона в клюве держит кусочек сыра.

 В механизме воображения воссоздающего выделяются два параллельных канала. Первый – канал преобразования рефлекторного  существительных в образы зрительного характера. Второй – канал организации пространства воображаемых образов, или канал операторов пространства.

Существительные преобразуются рефлекторно в образы зрительного характера: яблоко, авторучка, стул, стол, рубашка.

Прилагательные, глаголы, предлоги, падежные окончания, суффиксы – это операторы в пространстве. Их цель– управлять образами в вашем подсознании.  

  Мнемотехнические занятия заметно улучшают визуальное мышление и внимание– способность представления образов и управления ими в воображении. А зрительное мышление является базой понимания. Если при текстовом чтении у человека не появляются зрительные воображаемые образы, то человек  не воспринимает этот текста.

Известно, что специалисты по мнемотехнике довольно часто работают научными и художественными редакторами, из-за неординарной способности воспринимать текстовую информацию и находить ошибки и недочеты в текстах.

Альберт Эйнштейн,  знаменитый ученый, утверждал: «По-видимому, слова   в их устной или письменной форме не имеют никакого значения в механизме мысли»[4]. Сущности психики, служащие, скорее всего,  элементами мысли, - это четкие знаки и более или менее явные образы, которые можно воспроизводить произвольно и соединять между собой… обычные слова и иные знаки приходится с мучением находить лишь на втором этапе, когда ассоциативная игра   установилась и по желанию может быть воспроизведена». Другими словами, речь на известном мыслительном этапе – это всего лишь механизм для информационного  вывода из мозга и ее ввода в иной мозг.

При запоминании информации мнемотехническими методами вы заметите, что речь необходимо подключить только тогда, когда существует необходимость передачи информации другому человеку. Много образов, используемых для запоминания как вспомогательных, зачастую вообще нет необходимости как-то называть, потому что они не выводятся никогда из мозга, достаточно видеть их в собственном воображении.

 

 

Глава 2. Взаимодействие воображения с иными мысленными и чувственными процессами

2.1. Воображение и мышление

Воображение имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Как и  мышление, оно помогает предугадывать будущее. Что общего и какие различия имеются между мышлением и воображением?

Общие черты заключаются в следующем:

1.        мышление и воображение появляются в сложной ситуации, т.е. в таких случаях, когда нужно обнаружить новое решение;

2.        мышление и воображение можно мотивировать личностными потребностями. Действительному  процессу удовлетворения нужд может предшествовать «воображаемое, иллюзорное удовлетворение потребностей, т.е. яркое,  живое воображение той ситуации, с помощью которой данные потребности могут   удовлетвориться»[5].

Различия между воображением и мышлением следующие:

1.        опережающее проявление реальности, которое осуществляет в деятельности воображения, возникает в форме конкретных образов, в виде ярких фантазий, в то время как  предварительное отражение в мыслительных процессах происходит при помощи управлением понятиями, которые позволяют в обобщенном и опосредованном виде познавать мир;

2.        во время деятельности воображение едино с мышлением. Включение мышления или воображения во время деятельности можно выявить неясностью проблемной ситуации, дефицитом или полнотой информации, которая содержится в начальных условиях задачи. В сложной ситуации, с которой деятельность начинается, есть две системы сознательного опережения результатов данной деятельности: организованная система представлений и образов и организованная понятийная система. В основе воображения существует возможность выбирать конкретный образ. В основе мышления — возможность комбинировать понятия. Зачастую подобная работа движется сразу в "двух этажах", потому что  системы понятий и образов крепко связаны — к примеру, выбор метода действия ведется при помощи логичных рассуждений, с которыми органически слитыми являются яркие фантазии о том, каким образом осуществится действие. При рассмотрении сходств и различий мышления и воображения, нужно заметить, что сложная ситуация может отличаться меньшей или большей неопределенностью.

2.2. Воображение и речь

Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой  связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

Э. Блейлеру и его направлению мы обязаны тем, что знакомы с фактами, проливающими свет на вопрос: «Отчего речевое развитие является мощным двигателем для развития процесса  воображения?» Как утверждает автор,  «речь делает свободным ребенка от прямых впечатлений о предмете, она позволяет ребенку  представлять себе какой-либо предмет, который ему неизвестен, и думать о нем»[6]. С помощью речи ребенок может освободиться от власти прямых  впечатлений, не ограничиваясь их рамками. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с определенным сочетанием соответствующих фантазий или действительных предметов. Это помогает ему вполне свободно находиться в области впечатлений, которые обозначаются словами.

 

2.3. Воображение и эмоции

Активная деятельности фантазии может вызвать  насыщенную картину эмоционального состояния детей. Известно, каким образом дети могут воспринимать сказки. Они эмоционально переполнены, их эмоции не уступают по силе   картине эмоционального настроя взрослых членов семьи в самые важные моменты жизни.   Детская игра также теряет просто  свой смысл для ребенка, если в ней нет  яркого эмоционального фона и, в то же время, игра целиком базируется на активной работе фантазии. Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой  связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

Эмоции и воображение в детской жизни нераздельны. Влияние эмоций на воображение и обратно было замечено учеными давно. Еще французский психолог Т.Рибо подчеркивал, что «все формы творческого воображения заключаются в сильных эмоциональных моментах»[7]. Л.С. Выготский вывел «закон эмоционального общего знака», сущность которого определил словами «…каждое чувство, каждая эмоция хочет воплотиться в образы, которые соответствуют данному чувству»[8].  Эмоция как бы коллекционирует мысли, впечатления и образы, которые созвучны настроению человека. Так, насыщенная эмоциональная жизнь способствует развитию воображения. Второй закон, который выведен Л.С. Выготским, можно назвать «законом эмоциональной действительности воображения». Он утверждает, что «каждое  строение фантазии влияет обратно на ниши чувства, а если это  строение и не соответствует   реальности, то вызываемое им чувство все же является реально переживаемым, действительным, которое захватывает  человека чувством».  

Пользуясь богатством эмоциональных состояний, можно с успехом воображение развивать и в то же время, организуя целенаправленно фантазию, можно сформировать чувственную  культуру.

Образы воображения придают внутренний язык для наших чувств. Данное чувство подбирает каждые элементы реальности  и соединяет их в такую связь, которая является обусловленной изнутри нашим самочувствием, а не извне, логикой данных образов.

Образы воображения способны приобрести стимулирующую силу, становиться мотивами деятельности и поведения. Потому развитие воображения - это и есть база для формирования мотивационно-потребностной области человека.

2.4. Воображение, ощущение, восприятие и память

Довольно часто ощущения можно рассматривать прямо как существующий реалистический образ   и, склоняясь к сенсорно-рефлекторным впечатлениям, они не признаны даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств реальности - косвенно или прямо включены в построение всех (кроме того, и обобщенных) образов мысли. Они взаимосвязаны с прямым влиянием  объекта на органы чувств и, по сути, воспроизводят действительность. Являясь результатом прямого взаимодействия субъекта и объекта, результатом более или менее непосредственного влияние объекта на человеческие органы чувств, ощущение отражает качества данного объекта. Оно не равны физическому отношению, но включает в себя сильный  заряд образности. Зависимость ощущений от “внечувствительных факторов” (интересов,  мотивации и прочих) является все более существенной в развитых формах сенсорного отображения реальности, получая собственную ценность в пределах воображения.

Воображение при создании наглядных образов включает в себя ощущения. Но при  том воображение базируется на их смысловом моменте. Потому «воображение не зависит физиологически от деятельности человеческих органов чувств»[9]. Кроме того, воображение находится в зависимости от развития  формы сенсорности, и ощущения принимают участие в построении образов воображения вследствие того, что они помогают собиранию сведений об объекте, то есть снабжают субъект  материалом, соединительные преобразования которого создают сущность образов воображения.

Но воображение – это не результат функционирования органов чувств. Воображение – преобразовательский объект. Подобное преобразование - на сенсорном уровне - возникает, к примеру, когда работа одних органов чувств, участвуя в деятельности других, изменяет типичную для всех организационную систему опыта. Но синтезирующую и решающую роль в таком изменении играют не частные взаимовлияния, а вся  организация жизнедеятельности личности. Субъект как бы контролирует деятельности органов восприятия, что дает сделать актуальными нужные ему отношения, а также переделывать их в соответствии с потребностями и задачами деятельности.

Поскольку и воображаемый образ, и восприятие возникает в мозгу, вероятно постепенное изменение одного образа в другой. В противоположность ощущениям восприятие показывает целостность объекта: его временные и пространственные рамки, величину, форму, объем и т.д. Восприятие – предметный образ в целом, в нем уже достаточно полно раскрыты характеристики смысле предмета и вследствие этого повышается адекватность образа и его константность.

При  восприятии субъект может конструировать   комплексы прямо не заданных параметров объекта. Притом не только   образ объекта становится сложнее, но и становится более развитой способность субъекта выражать характеристики объекта реальности путем “достраивания” содержания, представленного в ощущениях. Для целостности восприятия мало лишь впечатления чувств, и в этом находит выражение главенствующее значение стороны смысла в образах восприятия. Если в пределах ощущений их смысловая   активность находит себя основным образом отсутствии констатации или в констатации факта ощущения, то в восприятии данная активность будет реализовываться как способность “достроить” образ, видеть в частности общее, сделать актуальным суть образа без непосредственного воздействия на стимул.

Так, к примеру, возможность восприятия изображений на плоскости геометрических фигур как объемных строится лишь на определенном этапе исторического  развития. С выработкой необходимых жизненно механизмов отражения обыденных предметов строится и восприятие отображения рисунков, геометрических фигур Человек начинает отображать объемно изображения на плоскости. Но данный факт далеко не говорит  о наличии в   восприятии самостоятельного источника воображения. В этом случае мы сталкиваемся с феноменом активности восприятия.

Элементы воображения можно обнаружить  в сенсорном отображении только в таких случах, когда вместе со способностью по необходимости “достроить” образы опосредованно или непосредственно данных объектов явно возникает человеческая способность находить для себя функциональную значимость (эстетическую, практическую, нравственную и прочие)   объектов восприятия и делать данную значимость предметом специальных процедур и особого рассмотрения. Воображение хочет предположить, что участие   смыслов в процессе создания образов становится достижением сознания и специфического рода человеческой деятельности. “Отстраняясь” от построенного образа, субъект воображения осознанно “достраивает” или “строит” из сенсорной материи то, что нужно “по смыслу” с точки зрения его позиции. Данная способность говорит о том, что «субъект может представить себе базу данного фрагмента личной  деятельности и “стать выше” наличествующих оснований»[10].

  Факт, что в человеческое восприятие способно по этим отдельным элементам “достроить” нужные стороны объекта, “видеть” общее при действительной доступности только его частей, говорит о развитии предметно-деятельностных характеристик сенсорных образов. Сложность подобных образов, наличие в них опыта коллективной и индивидуальной деятельности есть отражение появляющегося воображения, потому что осознанное обращение к прошлому опыту и учет его воздействия на восприятие, как правило, можно определить сознательно формулируемыми задачами деятельности. Но суть воображения, которое зарождается в первичных образах, заключено не в способности познавать общее по части воспринятого явления или строить образ недостающего предмета, а в том, что воображаемые образы сознательно создаются человеком. Это значит, что воображение раскрывается в сознательном. Это также значит, что воображение – это  деятельность, в которую в какой-либо форме сознательно “включается” сам субъект воображения, в которой выражается его отношение к реальности, которое лежит в основании деятельности воображения. Субъект во время воображения создает свои собственные мотивы, установки, желания предметом своей деятельности.

Таким образом, главной чертой, отличающей воображение от разных форм активности в сенсорном  отражении, является специфичная осмысленность  субъектом воображения человеческих (культурных,  социальных и прочих) основ данной деятельности.

Построение воображаемого образа всегда возникает с основой на образы памяти.

Психологи стремились доказать, что воображение  - это  детерминированная деятельность, что воображение возникает закономерно, они были правы и обнаруживали  очень важную  информацию для доказательства данной мысли. Но, вместе с этим обходили стороной проблему появления новых воображаемых элементов. Закон Вундта утверждает: «впечатление, или живое созерцание свадьбы, или мысль может привести к противоположному воображаемому образу, к примеру, образу вечной разлуки, образе гроба; осознанное представление может напоминать людям противоположное, но не постороннее положение»[11]. Другими словами, воображение очень крепко коренится в сущности нашей памяти.

Творческое воображение, несмотря на то, что оно и является в какой-то мере воображением воспроизводящим, как форма деятельности не тождественна с памятью. Оно рассмотрено как специфическая деятельность, которая представляет  особенный тип деятельности памяти.

Деятельность воображения даже при оперировании с давними образами, является деятельностью, психически обусловленной иначе, чем деятельность памяти.

Разница между воображением и памятью заключена не в самой деятельности воображения, а в тех причинах, вызывающих данную деятельность.

Особенность воображения заключается в переработке  прошлого. В данном отношении оно связано неразрывно с деятельностью памяти, потому что  репродуцирует то, что в ней есть. Иногда воображение называют только одним из типов памяти. Главное отличие  воображения от образной памяти заключается в ином  отношением к реальности. Образы памяти - это репродукция  опыта прошлого, потому что  главная функция памяти сохранить как можно более точно итоги опыта прошлого.

Глава 3. Развитие воображения у детей 9-14 лет

3.1. Взаимосвязь воображения с развитием структур головного мозга у детей 9-14 лет

Физиологической базой творческого воображения  является, создание иных сочетаний из тех связей времен, образовавшихся в опыте прошлого,  развитие самого главного свойства человеческой   нервной системы   - ее глубокой  пластичности, "которая раскрывает большие возможности многочисленных комбинирований наличествующих  временных связей и создания новых"[12].  Образ того или другого предмета появляется в законченном и готовом виде не сразу же, а как результат трудной аналитико-синтетической деятельности мозга. По данным исследований выясняется, что во время постепенного изучения образа первоначально выделяются  самые главные признаки объекта и только потом - отдельные детали. Выяснение образных деталей движется   от  более значимых в этом объекте к менее главным. Воображаемые образы – это результата достаточно трудной аналитико-синтетической деятельности человеческого головного мозга. Воображение, как целенаправленный процесс, имеет тесную взаимосвязь с преобладанием определенных связей нервов в области полушарий головного мозга, обеспечивающее целенаправленность и избирательность возникающих связей.

Для осознания нейрофизиологических основ творчества привлекает внимание функции лобных долей мозга и функциональная асимметрия мозга.   Левое полушарие целиком сохраняет возможность речевого общения и манипулирования иными строго формальными знаками. Его деятельность дает человеку осознавать направленную к нему речь, как письменную, так и устную, и давать правильные грамматически ответы. Деятельность  левого полушария дает человеку легко управляться математическими формулами и цифрами в рамках усвоенных ранее правил и формальной логики. Но деятельность левого полушария не помогает различать интонацию речи и модуляции голоса. Кроме того, левое полушарие является нечувствительным к музыке и плохо справляется с узнаванием трудных  образов, которые не поддаются разложению на составные простые элементы. Работа только лишь левого полушария не дает  различать образы человеческих лиц и не дает восприятия на эстетическом уровне произведениями искусства. Приобретенное и врожденное зрительное обобщение располагается в правом полушарии. Зрительное восприятие является базой для предметного мышления. Работа правого полушария в основном связана с событиями, имевшими место в далеком прошлом. Левое полушарие ориентировано на будущее. Правое полушарие - это носитель творческих сил, неосознаваемых человеком. Изыскания ученых дали подтверждение наличию функциональной асимметрии головного мозга. Из-за правого полушария   сам собой  складывается обобщенный образ мира, а левое кропотливо и постепенно конструирует модель мира из отдельных, но изученных тщательно деталей. Самая главная роль "правополушарной" возможности к улавливанию многих связей, к организации многозначного контекста не понижает роль "левополушарного" мышления в креативной деятельности. Творческий процесс может включать в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов, и нарушение каждого из них сказывается отрицательно на окончательном результате. Богатейшее воображение так и будет "вещью в себе", которая лишена общественного значения, если не пройдет вычищающего этапа критической доработки..

Причины  асимметрии функциональной проявляются уже при рождении. Они реализуются при нормальных условиях обучения и воспитания. Асимметрия «может сформироваться во время личностного развития, под воздействием общественных контактов»[13]. В первые жизненные годы возобладает правое полушарие головного мозга. Изменение асимметрии в сторону неопределенного преобладания левого полушария заметно, начиная с 10-летнего возраста, и приобретает особенно странное выражение к концу подросткового периода. Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства "левополушарной" мыслительной стратегии  не является лишь физиологической функцией взросления, а в большей мере зависит от общественных обучения и влияний. Наша культура ориентируется, в первую очередь, на развитие левополушарных, логико-знаковых элементов мышления, и в результате они довольно быстро становятся преобладающими. Возникает процесс стандартизации мышления у детей.

Но из научных исследований можно сделать следующий вывод. Если дети с развитием нормальным асимметрии межполушарной попадают под влияние многостороннего развития, когда активация левополушарных элементов  мышления может уравновеситься стимуляцией мышления на основе образов, они в состоянии улучшить свои творческие способности. Вследствие чего и «воображение у детей 9-14 лет развивается очень быстрыми темпами»[14].

 

3.2. Воображение и формирование лобных долей у детей 9-14 лет

Функцию логического рассуждения мозг доверил лобным долям. Выходит так что именно в школьном возрасте у детей идет достаточно сильное развитие как раз именно лобных долей

Что же есть   лобные доли? На лобные доли коры человеческого мозга помещается 1/4   его объема. Если не пускаться в недра нейрофизиологии, то можно лаконично сказать, что именно в лобных долях заключается наша личность. Именно в данном  месте возникает то, что мы привычно зовет мыслительным процессом.    Логическое предвидение, анализ, мышление, юмор, планирование, самокритика и критика,  воображение – все эти возможности нашего интеллекта могут существовать лишь из-за работы «серого вещества» в лобных долях.

Данный же отрезок нашего мозга способствует   нашему произвольному (то есть сознательному) вниманию. Что отсутствует в лобных долях, так это деятельность инстинктивного характера. Довольно часто мы поступаем вопреки воле наших инстинктов.  . Всякий  раз, когда ваш разум начинает вмешиваться в деятельность инстинктов, помните – это именно лобные доли мешают поступать так, как вам хотелось бы. Вследствие того, что в 10-15 лет идет развитие лобных долей а следственно и воображения, то ребенок может представить, что может следовать за его поступками и действуют более осознанно и осмысленно по сравнению с более ранним возрастом.  

  Лобные доли, кроме борьбы с инстинктивными потребностями, являются ответственными за поведение, которое противоречит  нашим стереотипам, нашим привычкам. Им и лишь  им присущ полет фантазии  в любом его виде, будь то создание гениальной живописной картины   или же или же просто необычно приготовленной еды. В эти процессы также живо включается воображения,  помогая достигать творческих успехов непринужденно, непосредственно и легко.

Но  не надо  думать, что наши лобные доли – это единственный механизм, который сражается  с приступами неосознанности. В данной деятельности они не являются одинокими, потому что они всего лишь часть (пусть и самая умная) биологического сложнейшего компьютера, который называется   головной мозг. В необходимых условиях лобные доли активируют всякую нужную им на данный  момент область мозга или весь мозг и используют все необходимые ресурсы для реализации того, что они считают необходимым.

Лобные доли имеют большое значение при сосредоточении произвольного внимания. Когда мы сосредотачиваемся на чем-то, то именно данный мозговой отдел помогает нашему организму сосредоточить внимание на данном объекте, выделить в звуковом фоне необходимую нам музыкальную информацию и способствует работе памяти, в первую очередь, запоминая   такую информацию о предмете, что для нас является самой важной.

Лобные доли ответственны за построение целей, сложное поведение и планирование. В действительности лобные доли – это механизм управления воображением, памятью, мышлением и остальными когнитивными процессами.

В это же время не надо думать, что наши лобные доли – это бездушная логическая машина, биологический компьютер.   Лобные доли находятся в тесной взаимосвязи с лимбической системой. Не углубляясь в дебри изучаемого объекта все же необходимо сказать,  что лишь данное обстоятельство помогает нам всякую работу интеллекта воспринимать и выполнять с разнообразными эмоциями.  Именно «лобные доли помогают нам испытывать радость от полета фантазии и воображения»[15]. Дети 9-14 лет уже имеют далеко не всегда детское воображение, основанное на детских мечтах. Они воображают, что с ними будет во взрослом возрасте. Они воображают более осознанно, чем в детском возрасте. Все это происходит благодаря формированию и развитию лобных долей.

Однако не стоит переоценивать влияние лобных  долей на когнитивные процессы, в том числе на воображение. Базой мыслительной человеческой деятельности является мозг, вне рамок его функционирования сознание не может себя проявить. Повреждение мозга, а тем более его разрушение, негативным образом отражается на человеческой психике. Например, повреждение мозжечка может привести к нарушению в координации движений, а операционное удаление затылочных долей - к потере зрения. При нарушении лобных участков мозга люди не в состоянии осознанно   управлять своим поведением и реализовать самоконтроль, у них нет воображения и способности мыслить абстрактно.

Заключение

Воображение можно назвать специфичной формой  психики человека, которая стоит особняком от иных процессов психики и  которая одновременно  занимает среднее  положение между мышлением, восприятием и памятью.

Всестороннее изучив воображение, взаимосвязи воображения с иными мыслительными и чувственными процессами, а также зависимость воображения от нейрофизиологических процессов головного мозга, мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяя воображение как специфическую психологическую реальность, Л.С. Выготский подчеркивал, что какие-то элементы   фантазий всегда имеют происхождение эмпирического характера. К.Г. Юнг утверждал, что результат воображения обладает символическим значением. 3. Фрейд подчеркивал, что для личности невротического склада уход в фантазию — это путь минимизирования  внутреннего   напряжения, возникающего во время фрустрации.

      2. Выделяют четыре вида воображения: активное (возникает по собственной воле), пассивное (возникает спонтанно), продуктивное (сознательное воссоздание), репродуктивное (близко к памяти или восприятию).

     3. Воссоздающее воображение – это рефлекторный процесс реконструкции воспринимаемой письменной или устной речи (слов) в образы зрительного характера, при помощи пространственной организации образов в воображении. При запоминании информации мнемотехническими методами вы заметите, что речь необходимо подключить только тогда, когда существует необходимость передачи информации другому человеку. Много образов, используемых для запоминания как вспомогательных, зачастую вообще нет необходимости как-то называть, потому что они не выводятся никогда из мозга, достаточно видеть их в собственном воображении.

4. Воображение имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Мышление и воображение появляются в сложной ситуации, а также мотивировано личностными потребностями.

5. Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой  связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

6. Эмоции и воображение находятся в тесной взаимосвязи. Образы воображения придают внутренний язык для наших чувств. Данное чувство подбирает каждые элементы реальности  и соединяет их в такую связь, которая является обусловленной изнутри нашим самочувствием, а не извне, логикой данных образов.

7. Воображение при создании наглядных образов включает в себя ощущения. Но при  том воображение базируется на их смысловом моменте. Потому воображение не зависит физиологически от деятельности человеческих органов чувств. Кроме того, воображение находится в зависимости от развития  формы сенсорности, и ощущения принимают участие в построении образов воображения вследствие того, что они помогают собиранию сведений об объекте.

8. При  восприятии субъект может конструировать   комплексы прямо не заданных параметров объекта. Притом не только   образ объекта становится сложнее, но и становится более развитой способность субъекта выбражать характеристики объекта реальности путем “достраивания” содержания, представленного в ощущениях. Для целостности восприятия мало лишь впечатления чувств, и в этом находит выражение главенствующее значение стороны смысла в образах восприятия. В этом его связь с воображением.

9. Воображение очень крепко коренится в сущности нашей памяти.

Однако воображение, несмотря на то, что оно и является в какой-то мере воображением воспроизводящим, как форма деятельности не тождественна с памятью. Оно рассмотрено как специфическая деятельность, которая представляет  особенный тип деятельности памяти.

10. Дети с развитием нормальным асимметрии межполушарной попадают под влияние многостороннего развития, когда активация левополушарных элементов  мышления может уравновеситься стимуляцией мышления на основе образов, они в состоянии улучшить свои творческие способности. Вследствие чего и воображение у детей 9-14 лет развивается очень быстрыми темпами.

11. Именно лобные доли помогают нам испытывать радость от полета фантазии и воображения. Дети 9-14 лет уже имеют далеко не всегда детское воображение, основанное на детских мечтах. Они воображают, что с ними будет во взрослом возрасте. Они воображают более осознанно, чем в детском возрасте. Все это происходит благодаря формированию и развитию лобных долей.

Список использованной литературы

1.                Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.

2.                Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

3.                Выготский Л. С. Психология. – М.: Апрель, 2000. – 555 с.

4.                Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 480 с.

5.                 Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

6.                  Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

7.                Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

8.                Петровский  А.В., Ярошевкий М.Г . Психология. М., 1998.

9.                Подьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

10.           Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко.  -  М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

11.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

12.           Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т.  Т. 2. М., 1989.

13.           Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1991.

14.           Смирнов А. Проблемы психологии памяти. М., 1966

15.           Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1998.

16.           Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

17.           Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

18.           Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего школьного возраста. М., 1996.

19.           Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

20.           Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления  // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

21.           Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти  // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

22.           Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.

 


[1] Выготский Л. С. Психология. – М.: Апрель, 2000. – С. 48.

[2] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1991. – С. 25.

[3] Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. – С. 201.

[4] Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления  // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. – С. 306

[5] Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1998. – С. 117

[6] Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти  // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 214

[7] Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. – С. 135.

[8] Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. –  С. 161

[9] Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко.  -  М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – С. 111

[10] Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –  С. 234..

[11] Смирнов А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. – С. 89.

[12] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989. – С. 218.

[13] Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. – С. 45

[14] Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего школьного возраста. М., 1996. -  С. 59

[15] Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989. – С. 257.