УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Б Е Л К О О П С О Ю З А
У Т В Е Р Ж Д А Ю
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ
_____________________Л.М.ХИНЕВИЧ
«____» _______________2004 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ЗАОЧНОЙ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНА: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 2-250110 «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ:2-25011032 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
ТОВАРОВ» (КИ-4)
Рассмотрены и одобрены на заседании
цикловой комиссии товароведения,мене-
джмента и технологических дисциплин
Пр.№___ от _______________________
Председатель цикловой комиссии
_________________Д.В.Ясюкевич
МОЛОДЕЧНО-2004
Составитель: Швырева Е.И.
Рецензент: Ясюкевич Д.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Организация и технология торговли» включен в блок специальных дисциплин,формирующих высококвалифицированного специалиста для торговой отрасли.Объетом по изучению являются организационные и технологические процессы в торговле,обеспечивающие доведение товара от производства до потребителя.
Изучение курса ставит своей целью дать учащимся знания о сущности и основных законо- мерностях развития торговых процессов,принципах управления ими,а также методах оценки
оценки и выбора наиболее эффективных технологий товародвижения.
Важной задачей курса является обучение учащихся умению оценивать множество вариан-
тов технологических решений с целью выбора наиболее рационального,обеспечивающего по
вышение производительности труда,решения социальных задач,эффективности работы как отрасли в целом,так и отдельных ее предприятий.
В соответствии с учебным планом специальности 2-250110 «Коммерческая деятельность»
дисциплина «Организация и технология торговли» изучается на 4-м курсе.
Контрольная работа составлена в 100 вариантах.Вариант контрольной работы определяется в таблице в зависимости от двух последних цифр номера личного дела
учащегося.
В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра номера личного дела учащегося.
Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы. Например,шифр учащегося К4-025-03 .Число 03 означает
год зачисления учащегося в учебное заведение; число 025 – номер личного дела, где последние две цифры 25 определяют вариант контрольной работы.Пересечение второй строки по вертикали и 5-го столбца по горизонтали определяют клетку с номерами вопросов контрольной работы.
Учащиеся должны быть внимательными при определении варианта. Работа, вы-
полненная не по своему варианту, возвращается учащемуся без проверки и зачета.
СТРУКТУРА И ОБЪЁМ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в обычной ученической тетради, страницы которой нумеруются.
На каждой странице тетради необходимо оставлять поля шириной 4-5 см для замечаний преподавателя и 2-3 страницы для рецензии преподавателя.
Ответ на вопрос дается после проведения его точной формулировки.Решение задач необходимо сопровождать пояснением, расчетами,соответствующими выводами.
На обложке тетради должен быть наклеенный заочником бланк,где указывается
фамилия, имя, отчество учащегося, шифр, наименование предмета в строгом соответствии с учебным планом, номер контрольной работы, номер варианта, место работы и занимаемая должность.
Работа должна быть выполнена аккуратно,четким, разборчивым почерком. Сокращение слов в тексте не допускается. Писать работу рекомендуется чернилами
одного цвета.
В конце работы указывается перечень использованной литературы, затем ставится дата выполнения работы и подпись учащегося (подпись должна быть разборчивой).
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
«ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ» УЧАЩИМИ
СЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ :
2-250110 «КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ОЦЕНКА |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
ЗАЧТЕНО |
Контрольная работа выполнена в полном объёме в соответствии с установленным вариантом и методическими рекомендациями по выполнению контрольной работы. Использовались рекомендуемые литературные источники.Правильно решены ситуации,сформули- рованы выводы. При этом допускается : 1)недостаточно полное освещение отдельных вопросов; 2)негрубые ошибки или погрешности в изложении вопроса или решении ситуации; 3)незначительные недостатки в оформлении (отсутствие перечня литературы и т.д.)
|
НЕЗАЧТЕНО |
1. Контрольная работа выполнена небрежно,неразборчивым почер ком,а также не по заданному варианту. 2. В работе не раскрыто основное содержание вопросов задания или имеются грубые ошибки в освещении вопросов и в реше- нии ситуаций. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№№ п/п |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
1. 2. 3. 4.
5. |
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИ ЯТИЯХ. ТАРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТА ТАРЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ. |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ДИСЦИПЛИНЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ»
ТЕМА 1. РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ. Розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли.В ней завершается процесс обращения товаров. Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.В её состав включаются магазины,палатки,павильоны,киоски,торговые автоматы,автомагазины и т.д. Совершенствование торгового обслуживания населения пред-полагает создание функциональной модели торговой сети,которая строится с учетом социально-экономических факторов.Важнейшим из них является: максимальное удовлетворе
ние требований потребителей и повышение эффективности работы торговых предприятий.
Основными тенденциями развития РТС на современном этапе являются:
-укрупнение предприятий розничной торговли;
-индустриализация торговой сети;повышение оснащенности предприятий розничной торгов-ли средствами механизации,внедрение достижений научно-технического прогресса и передового опыта;
-комплексная рационализация деятельности торговых предприятий;
-комплексный подход к обслуживанию населения;
-создание рациональной экономической модели торгового обслуживания и др.
Основными задачами рационального размещения РТС на современном этапе развития торговли являются:
-максимальное приближение РТС к покупателям;
-обеспечение необходимого ассортимента товаров в магазинах;
-обеспечение каждому предприятию необходимого объёма товарооборота,условий рентабельности работы;
-эффективное использование материальных,финансовых и трудовых ресурсов;
-четкое разграничение районов деятельности однотипных магазинов.
Научно обоснованное размещение розничной сети должно обеспечить высокую культуру торгового обслуживания и повышения эффективности торговли.
Обязательным условием рационального размещения РТС является разработка перспектив- ных планов её развития в тесной увязке со схемами районных планировок и генеральными планами застройки сельских населенных пунктов. При изучении темы учащимся необходимо усвоить принципы размещения РТС,основными из которых являются: ступенчатое размещение (концентрация),равномерное и групповое размещение.Для потребкооперации в рамках административных районов рекомендуется ступенчатая система построения розничной торговой сети. Она предполагает дифференцированное размещение торговых предприятий различных типов по трем основным функциональным группам населенных пунктов: районных центров,местным (кустовым) центрам,рядовым селам.
При размещении розничной торговой сети в конкретных населенных пунктах рекомендует-ся использование равномерного и группового размещения.
Равномерное размещение целесообразно для магазинов торгующих товарами повседневного
спроса,с тем,чтобы сократить радиус пешеходной доступности. Групповое расположение магазинов предполагает их концентрацию (территориальную и емкостную),что обеспечивает возможность совершения комплексных покупок.
В данной теме особое внимание уделяется созданию сети образцово-показательных магази-зинов в п/к. Образцово-показательное предприятие розничной торговли должно отвечать сов
ременным требованиям типизации и ассортиментной политики,обеспечивать высокий уровень организации торгово-технологических процессов и рациональное использование площадей, применять прогрессивные методы продажи товаров рекламно-информационные средства,научную организацию труда.Строительство торговых зданий осуществляется по проектам. Проект – это комплекс технический и конструкторской документации,содержащей технико-экономические обоснования, расчеты,чертежи,сметы,пояснительные записки.Другими словами проект – это документ обосновывающий техническую экономическую целесообразность строительства.
Проекты подразделяются на индивидуальные,повторные и типовые.Индивидуальные проекты разрабатываются для одноразового строительства.Индивидуальные проекты для немассового строительства могут использоваться повторно. Типовые проекты используются для многократного использования.
Изучая данную тему учащиеся должны изучить содержание основных частей типового про-екта : технико-экономической части, схемы генерального плана,строительной части,сметы.
Строительство магазинов может осуществляться подрядным и хозяйственными способами.
При подрядном способе заключается договор между заказчиками и строительной организа-
цией.При хозяйственном способе все работы выполняются силами и средствами торговой организации.Хозяйственный способ позволяет полнее использовать внутренние резервы (ма
териальные,трудовые,финансовые). В улучшении материально-технической базы торговли, кроме нового строительства, важное место занимает реконструкция и ремонт торговых зда-ний и сооружений.Реконструкция – это переустройство существующих торговых объектов в основном без расширения зданий и сооружений основного назначения.Реконструкция быва- ет полной и частичной. Для нормального функционирования торговых объектов может про
водится их капитальных и текущий ремонт. Капитальный ремонт проводится с целью вос-становления изношенной части основных фондов,его проводят один раз в 15-20 лет эксплуатации здания. Текущий ремонт осуществляется с целью поддержания торговых зданий и торгового оборудования в надлежащем состоянии.
Завершающим этапом строительства или реконструкции является прием торговых объектов к эксплуатации. Порядок приема регламентирован СНиП,согласно которым осуществляется в два этапа: первый этапы – предварительная приемка рабочей комиссией,2 этап – окончательная приемка приемочной комиссией.
В процессе изучения темы учащимся следует изучить состав комиссий и документальное оформление приемки объекта.
Для более глубокого и целенаправленного изучения темы учащимся рекомендуется использовать литературу: Платонов В.Н. Организация торговли,с.31- 44,58-64.,Виноградова
С.Н.Организация и технология торговли, с.338-344. Требования к образцово-показательным
магазинам системы п/к. Распоряжение Правления Белкоопсоюза №84 п.1,от 27.08.95 г.
ТЕМА 2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯ-
ТИЯХ. На 2-м уровне образования в разрезе данной темы предусматривается изучение вопросов культуры торговли,качества торгового предприятия. Учащиеся знакомятся с понятием «имиджа» торгового предприятия. Культура торговли –определенный уровень развития отрасли,совокупность достижений в ней.Различают следующие составляющие культуры торговли:товар; материально-техническая база торговли и ее техническая оснащен
ность; внедрение прогрессивных методов продажи и оказание дополнительных услуг;меха- низм хозяйственных связей торговли с промышленностью; культура труда работников тор- говли; этическая и эстетическая культура. Качество торгового обслуживания – совокупность
признаков,характеризующих состояние материально-технической базы розничной торговли, уровень применения прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания,рекламы.
Учащимся необходимо усвоить,что для самостоятельной оценки уровня качества торгового обслуживания на торговом предприятии ,организации можно применять систему показате-лей, объединяющую семь групп: показатели,характеризующие качественное состояние розничной торговой сети;показатели,характеризующие внедрение прогрессивынх методов
продажи; показатели,характеризующие дополнительное обслуживание покупателей; показа-тели.характеризующие полноту и устойчивость ассортимента; показатели, характеризующие развитие товарооборота;показатели,характеризующие затраты времени на приобретение покупок;показатели, характеризующие завершенность покупки.
Для обстоятельного изучения вопросов культуры и качества торгового обслуживания учащи- мся рекомендуется изучить стр.438-442 по учебнику Виноградовой В.Н. Организация и технология торговли. Имидж предприятия торговли – это собирательный образ представле-ния о предприятии,которое отражают наиболее важные для потенциальных покупателей ха-рактеристики,выгодно отличающие его в среде конкурентов.Составляющие имиджа торго-вого предприятия,процесс его формирования и другие вопросы учащиеся могут изучить,ис- пользуя монографию Пагуновой О.В. «Имидж торгового предприятия»
ТЕМА 3. ТАРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОТА ТАРЫ. На 1 уровне образования учащимися
были изучены понятия о таре и упаковке,организация оборота тары в торговле. Продолжая
изучение темы на П уровне образования предусматривается усвоение таких вопросов,как требования к таре и упаковке,унификация и стандартизация тары,маркировка тары,порядок расчетов за тару,пути повышения эффективности работы с тарой. К таре предъявляется ряд требований,которые можно объединить в несколько групп: технические,эксплуатационные,
экономические,эстетические,санитарно-гигиенические. Особое внимание следует уделить таким требованиям как унификация и стандартизация тары. Унификация – это научно обо- снованное сокращение типоразмеров тары. Принципы унификации заключаются в том,что
размеры ящиков по площади дна должны быть краткими модульному размеру –
800 х 1200мм.Размеры ящиков устанавливают исходя из того,что они должны заполнять поддон на 90 – 100 %.
Стандартизация – установление наиболее рациональных типов тара с точки зрения матери-алов изготовления, конструкции,размеров,формы,массы,возможности многократного испо-
льзования и снижения стоимости производства. Цель стандартизации – установить общие нормы и требования к таре.Маркировка – это информация,наносимая изготовителем (упа-ковщиком) на тару,этикетку,ярлыки и т.п.
Учащимся следует усвоить содержание тарной маркировки,характеризующей тару.Она
включает товарный знак или наименование предприятия-изготовителя тары,обозначение
нормативно-технического документа,номер тары по НТД. На тару используемую много-кратно надпись «многооборотная». Места и способы нанесения тарной маркировки учащиеся
могут изучить,используя Альбом наглядных пособий Довнар А.А.,Станкевич Л.Г.с.36, где
содержится ГОСТ РБ СТБ 1100 –98 «Маркировка,характеризующая транспортную тару».
В организации обращения тары важное место занимает порядок ее оплат.Порядок оплаты
тары,утвержден постановлением Департамента цен при Госэкономплане Беларуси 29 апреля
1993 г. №183 ц. Учащимся необходимо изучить содержание вышеуказанного документа,по-
скольку наряду с договором поставки,он лежит в основе определения экономической эффек-
тивности работы с тарой. Для того чтобы учащиеся могли ориентироваться в вопросах повы- шения эффективности работы с тарой,в первую очередь,они должны владеть понятиями рас-ходов,потерь и доходов по таре, знать как они образуются из чего складываются.
Практика показывает,что при рациональном ведении тарного хозяйства можно не только устранить потери,но и снизить расходы.Основой этого являются тщательно обоснованные организационно-технологические и экономические мероприятия.
Мероприятия по повышению эффективности работы с тарой:разработка условий договора с позиции интересов предприятия по вопросам тары (соответствие нормативно-технической
документации,качество,цена,порядок приемки,возврата,централизованный вызов,ответст-венность сторон за нарушение условий договора по вопросам оборота тары и др.).Соблюде
ние правил приема тары по количеству и качеству на предприятии.Соблюдение правил вскрытия тары.Правильность хранения тары.Ремонт тары,переработка нестандатрной или вышедшей из оборота тары.Надлежащее оформление документооборота по таре.Учет тары,начисление амортизационных отчислений на инвентарную многооборотную тару.
Предварительная подготовка тары к сдаче.Организация централизованного сбора и регу- лярный вывоз тары.Сверка взаиморасчетов по таре между таросдатчиками и тарособираю
щим предприятием для определения количества возвращенной и не возвращенной в срок тары.Сокращение остатков тары по отношению к остаткам товаров.Ускорение оборачиваемо
сти тары,Утилизация тары разового пользования. Для целенаправленного изучения темы учащимся рекомендуется использовать учебники: Виноградова С.Н.Организация и технология торговли. С.206-217, Платонов В.Н. Организация торговли. С.251-254,256-260.
ТЕМА 1У. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ. Транспорт играет чрезвычайно важную
роль в экономике страны,являясь связующим звеном в сложнейшей цепи хозяйственных свя
зей.Взаимодействуя с оптовой и розничной торговлей,он оказывает существенное влияние на их развитие и эффективность деятельности.
Перевозка товаров народного потребления может осуществляться железнодорожным,автомо
бильным,водным,воздушным и гужевым транспортом.Основными видами транспорта ,испо
льзуемыми в торговле является железнодорожный и автомобильный.Изучая эту тему учащи-еся должны рассмотреть особенности каждого вида транспорта,которые определяют сферу его применения. Перевозки грузов в Республике Беларусь регулируют следующие нормытивные документами: Гражданский кодекс РБ (гл.40,41),Закон РБ «Об основах транспортной деятельности» от 05.05.1998,№140-3,Закон РБ «О железнодорожном транспорте» от 06.01.1999 №237-3,Закон РБ «Об автомобильном транспорте и автомобиль-
ных перевозках» от 21,07,2001г, №50-3.
Конкретизация и особенности перевозок отдельными видами транспорта отражены в тран-
спортных уставах и кодексах.Детально вопросы,касающиеся взаимоотношений транспорт-ных организаций и отправителей (получателей) грузов,освещены в подзаконных норматив-но-правовых актах: Правилах транспортно-экспедиционной деятельности в РБ от 09.08.1996г
№86, Правила перевозки грузов на каждом отдельном виде транспорта,где определяются условия перевозки,порядок приема (выдачи)грузов,составления актов и т.д.,в постановлени
ях и приказах министерств и ведомств,регулирующих перевозку грузов,порядок лицензиро-вания этого вида деятельности,формирования тарифов,оформления транспортных и грузосопроводительных документов.
Важным юридическим документом,регулирующим взаимоотношения сторон,является договор .Договор перевозки грузов – основной транспортный договор,по которому перевоз
чик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю,а
отправитель – уплатить за перевозку грузов,установленную плату.В процессе изучения темы
учащиеся должны рассмотреть порядок документального оформления перевозок грузов автомбильным и железнодорожным транспортом,усвоить специфику и содержание технологических операций,выполняемых при перевозке грузов ж/д и автомобильным транс-портом. Для целенапрвленного изучения темыи решения ситуаций учащимся рекомендуется использовать следующую литературу и нормативные документы: Устав железнодорожного
транспорта общего пользования. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Виноградова С.Н.Организация и технология торговли,с.217-287. Платонов В.Н.Организация торговли .с.263-279.
ТЕМА 5. ТОВАРНЫЕ СКЛАДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛАДСКИХ ОПЕРАЦИЙ.Процесс перещения товаров в сфере обращения,связанный с доведением их от производственных предприятий до потребителей называется товародвижением. В него входит не только фи- зическое перемещение реального вещественного потока из мест производства в место по- требления,но и процессы хранения,подсортировки товаров как в пути следования,так и
на промежуточных базах и складах в розничной торговой сети в ожидании их реализации.
На процесс товародвижения оказывают влияние различные факторы,которые можно объединить в следующие группы: социально-экономические, производственные,транспорт
ные и торговые.Предприятия и организации,участвующие в процессе товародвижения назы
вают звеньями товародвижения.
Важное значение для рациональной организации процесса товародвижения имеет определе-ние оптимального количества звеньев,через которые проходит товар. Наиболее оптимальным
вариантом товародвижения является движение товара через одно промежуточное звено.
Учащимся необходимо усвоить,что показатели звенности имеют большое значение,т.к. про-
хождение каждого складского звена приводит к удоражанию процесса товародвижения за
счет увеличения погрузочно-разгрузочных операций,естественной убыли товаров,расходов
связанных с содержанием складских размещений и обслуживающего персонала,с замедлени
ем оборачиваемости товаров. Количество звеньев, необходимых для доведения товара от про
изводства до потребителя должна быть экономически обоснованным.
Оптовая торговля представляет собой самостоятельное звено сферы товарного обращения, осуществляющее операции по купле-продаже товаров с целью доведения их до субъектов
рынка.
Основной функциональной единицей предприятиия оптовой торговли является товарный склад.Товарный склад – это структурное подразделение оптовой или розничной торговли,на
значением которого являются хранение и переработка товарных запасов и имеющее для этих
целей обособленное,специально приспособленное помещение (здание).
В торгово-технологическом процессе склады выполняют следующие функции: накопление
товарных запасов, которое является необходимым условием непрерывности их обращения;
бесперебойное снабжение розничной торговой сети товарами; хранение товарных запасов,
предусматривающее создание необходимых условий; контроль за качеством поступающих
товаров;подсортировка товаров,преобразование производственного ассортимента в торго-вый,подготовка к отпуску и обслуживание оптовых покупателей; оказание услуг розничной
торговой сети.В теме большое внимание отводится вопросам,касающимся организации тех-нологических процессов на складах.Внутрискладской технологический процесс подразделя-ется на следующие составные части: поступление товаров; хранение товаров; отпуск товаров.Каждая из названных частей состоит из отдельных операций.Учащиеся должны усвоить технологию таких операций технлогического процесса как разгрузка транспортных
средств,приемка товаров,размещение и укладка товаров на хранение,оформление продажи,от
борка товаров с мест хранения,подготовка к отпуску,отправка товаров покупателю.
Особое внимание необходимо уделить приемке товаров на складах,ее документальному оформлению,поскольку от ее правильной организации будут зависеть результаты деятельно-сти оптового предприятия.Приемка товаров осуществляется в соответствии с Положением о
приемке товаров по количеству и качеству (1996г.).Изучение вопросов приемки предусматри
вает овладение теоретическими знаниями,а также их практическое применение посредством
решения торговых ситуаций.Для последовательного и глубокого изучения данной темы уча-щимся рекомендуется использовать следующую учебную литературу: Виноградова С.Н
Организация и технология торговли,с.61-91,108-168.Башаримова С.И. Организация отраслей деятельности потребительской кооперации ,с.159-183.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
___________________________________________________________________________
предпослед- : последняя цифра личного дела учащегося
няя цифра :
личного дела : 0 : 1 : 2 : 3 : 4 : 5 : 6 : 7 : 8 : 9 :
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
44 45 46 47 48 49 50 45 46 47
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
30 31 32 33 29 28 27 26 25 30
1 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34
50 49 48 47 46 45 44 45 46 47
20 19 18 17 16 15 14 13 12 11
33 32 31 30 21 22 23 29 28 27
2 41 42 43 34 35 36 37 38 39 40
48 49 50 49 48 47 46 45 44 50
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
33 32 31 30 29 28 27 26 25 24
3 43 42 41 40 34 35 36 37 38 39
45 46 47 48 49 50 49 48 47 46
6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
15 14 13 12 18 19 20 21 22 23
4 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43
47 48 49 50 44 45 46 47 48 49
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
5 37 38 39 40 41 42 43 34 35 36
50 49 48 47 46 45 44 48 50 49
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
16 15 14 13 12 11 10 9 8 7
6 40 41 42 43 35 36 37 38 39 40
49 48 47 46 45 44 50 49 48 45
12 13 14 15 1 2 3 4 5 6
25 26 27 28 29 30 31 32 33 11
7 41 42 43 40 39 38 37 36 35 34
50 49 48 47 46 45 44 47 48 49
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
25 26 27 28 29 30 31 32 33 1
8 35 36 37 38 39 40 41 42 43 34
44 45 46 47 48 49 50 44 45 46
18 17 16 15 14 13 12 11 10 9
24 25 26 27 28 33 32 31 30 29
9 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34
47 48 49 50 44 45 46 47 48 49
ВОПРОСЫ И СИТУАЦИИ
контрольной работы по дисциплине:»Организация и технология торговли»
1.Тенденции развития кооперативной торговли в современных условиях.Программа соц.- эконом.разв. п/к РБ на 2001-2005 гг.
2. Требования и принципы размещения розничной торговой сети. Создание сети образцово-показательных магазинов.
3. Понятие о проектах для строительства,их виды.Содержание типового проекта,его привязка к строительной площадке.
4. Капитальное строительство,ремонт и реконструкция торговых предприятий.Поря-
док ввода в эксплуатацию вновь построенных и капитально отремонтированных торговых зданий.
5.Понятие культуры торговли.Показатели качества торгового обслуживания.Поня-
тие имиджа предприятия розничной торговли
6Требования к таре и упаковке. Маркировка тары и упаковки.
7.Унификация и стандартизация тары.
8Порядок расчетов за тару.Пути повышения эффективности работы с тарой
9.Роль транспорта в системе товародвижения.Виды транспорта,используемого для перевозки товаров.
10.Организация перевозок грузов автомобильным транспортом: документы, регули-
рующие перевозку грузов; классификация автотранспорта и перевозок.
11.Документальное оформление перевозки грузов автомобильным транспортом.
12.Прием грузов к перевозке автомобильным транспортом, погрузка и разгрузка, сдача
груза и ее оформление.
13.Тарифы автотранспорта и их применение.
14Документы,регулирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом.
Классификация перевозок.
15Организация перевозок грузов ж/д транспортом: отправка грузов по железной доро-
ге,маркировка грузов, погрузка и пломбирование вагонов и контейнеров, докумен-
тальное оформление перевозок грузов.
16.Порядок выдачи и получения грузов в местах общего и необщего пользования,до-
кументальное оформление.
17.Акты железной дороги: коммерческий акт,акт общей формы,акт вскрытия вагона,
акт технического осмотра вагона.
18.Контейнерные перевозки и перевозки пакетированных грузов.
19.Ответственность железной дороги и клиентуры по перевозкам товаров.
20.Организация перевозок речным и воздушным транспортом.
21.Понятие и сущность процесса товародвижения\; факторы, влияющие на процесс
товародвижения.
22.Принципы и условия рационального построения процесса товародвижения.
23.Звенность товародвижения,пути сокращения звенности.
24.Функции складов в процессе товарного обращения.Классификация складов.
25.Технологические и общетехнические требования к устройству складов.Виды складских помещений.
26.Содержание и принципы организации технологических процессов на складах.
27.Технология разгрузки транспортных средств, транспортировка товаров к местам
приемки и хранения.
28.Приемка товаров, поступивших на склад в вагонах и контейнерах по количеству.
Документальное оформление приемки.
29.Приемка товаров на складах по качеству. Документальное оформление.
30.Хранение товаров на складах.
31.Отпуск товаров со склада и его документальное оформление.
32.Технология отборки товаров оптовыми покупателями.
33.Технология подсортировки и комплектования отгрузочных партий товаров на складах.
34.Порядок составления акта приемки товаров по количеству,его содержание и утверждение.Приложите копию акта.
35.Акт приемки товаров по качеству,его содержание и утверждение.Приложите копию акта.
36.Товарные потери на складе,порядок их списания.
37.Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории РБ.
38.Закон РБ «О защите прав потребителей»: о правах покупателей, информация о товарах и изготовителях.
39.Порядок обмена товаров ненадлежащего и надлежащего качества в соответствии с законом РБ «О защите прав потребителей»
40.Контроль за работой магазина.
41.Ассортиментные перечни магазинов: содержание, порядок разработки и утверждения.
42.Типизация магазинов, характеристика основных типов магазинов потребительской
кооперации РБ.
43. Понятие и сущность товародвижения.Факторы,влияющие на процесс товародвижения.
44.При приемке обуви на складе Молодечненского райпо забраковано 15 пар обуви,
поступившей от Барановичской обувной фабрики.Укажите:
- Как должен поступить товаровед в создавшейся ситуации.
- Состав комиссии для приемки обуви по качеству
- Как поступить с забракованной обувью.
45.При укладке ящиков грузчиком продовольственного склада выпали 2 стеклянные банки с томатным соусом и разбились.Как должен поступить зав.складом.Как документально оформить бой товара? За чей счет будут списаны потери товара? Формы тов.потерь,методт-
ка расчета и порядок отражения в учете.
46. На складе райпо истек срок хранения рыбных консервов и овощных консервов для детского питания.Внешний вид товара не потерян. Как должен поступить товаровед?
47. В адрес грузополучателя прибыл груз в неповрежденном автотранспортном средстве с неповрежденными пломбами грузоотправителя. При выгрузке обнаружена недостача одного товарного места.Как должен поступить завскладом в данной ситуации?
48.Решите ситуацию:
На ж.д. ветку оптовой базы поступил товар в вагонах.Вам необходимо организовать разгрузку и приемку промтоваров, прибывших в вагоне.Изложите последовательность
Операций по технологии разгрузки вагона и приемки товаров.
49.При вскрытии ж.д.контейнера с трикотажными изделиями, поступившего за исправными пломбами,обнаружены затекшие товары с размытыми желтыми пятнами от дождя.
Укажите последовательность действий зав.складом и товароведа в создавшейся ситуации.
50.Железная дорога уведомила оптовую базу о поступлении хозяйственных товаров в ее адрес и подаче вагона к складу базы.
Укажите:
1.Порядок уведомления получателя о поступлении груза и время подачи вагона.
2.Порядок приемки товара из вагона.
В О П Р О С Ы
для самоподготовки к экзамену по дисциплине:»Организация
и технология торговли».(КИ-4)
1.Тенденции развития кооперативной торговли в современных условиях.
2.Требования и принципы размещения розничной торговой сети.
3.Понятие о проектах для строительства,их виды.
4.Содержание типового проекта, его привязка к строительной площадке.
5.Капитальное строительство торговых предприятий.
6.Ремонт и реконструкция торговых предприятий.
7.Порядок ввода в эксплуатацию вновь построенных и капитально отремон-
тированных торговых зданий.
8.Понятие культуры торговли.Показатели качества торгового обслуживания.
9.Имидж предприятий розничной торговли.
10.Требования к таре и упаковке.
11.Маркировка тары и упаковки.
12.Унификация и стандартизация тары.
13.Порядок расчетов за тару.
14.Пути повышения эффективности работы с тарой.
15.Роль транспорта в системе товародвижения.
16.Характеристика автомобильного транспорта.
17.Характеристика железнодорожного транспорта.
18.Характеристика водного и воздушного транспорта.
19.Документы,регулирующие перевозку грузов автотранспортом.Классификация автотранспорта и перевозок.
20.Документальное оформление перевозки грузов автомобильным транспортом.
21.Порядок погрузки и разгрузки груза с автотранспортного средства.
.Порядок сдачи груза при перевозке автотранспортом и ее оформление.
22.Тарифы автотранспорта и их применение.
23.Документы,регулирующие перевозку грузов железнодорожным транспортом.Клас-
сификация перевозок.
24.Отправка грузов по железной дороге,маркировка грузов.
25.Погрузка и пломбирование вагонов и контейнеров.
26.Документальное оформление перевозок грузов железнодорожным транспортом.
27.Порядок выдачи и получения грузов при ж.д.перевозках,документальное оформление.
28.Акты железной дороги:коммерческий акт,акт общей формы,акт вскрытия вагона,акт технического осмотра вагона.
29.Контейнерные перевозки грузов. Перевозки пакетированных грузов.
30.Ответственность железной дороги по перевозкам грузов.
31.Ответственность клиентуры по перевозкам товаров железнодорожным транспортом.
32.Понятие и сущность процесса товародвижения.Факторы,влияющие на
процесс товародвижения.
33.Принципы и условия рационального процесса товародвижения.
34.Звенность товародвижения,пути сокращения звенности.
35.Роль и функции в процессе товарного обращения.
36.Классификация складов.
37.Технглогические и общетехнические требования к устройству складов.
38.Виды складских помещений.Особенности устройства специальных складов.
39.Содержание и принципы организации технологических процессов на складах.
40.Технология разгрузки транспортных средств, транспортировка товаров к местам приемки и хранения.
41.Приемка товаров,поступивших на склад в вагонах и контейнерах по количеству.До-
кументальное оформление.
42.Порядок приемки товаров на складе по количеству при обнаружении недостачи.
43.Приемка товаров на складах по качеству..Документальное оформление приемки товаров по качеству.
44.Хранение товаров на складах.
45.Отпуск товаров со склада и его документальное оформление.
46.Технология отборки товаров оптовыми покупателями.Подсортировка и комплектование отгрузочных партий товаров.
47.Прием-сдача товаров в магазине при отпуске товаров со склада в порядке централизованной доставки.
48.Требования к образцово-показательным магазинам потребительской кооперации.
49.Отправка товаров со склада,особенности отправки со склада экспедиции.
50.Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории РБ.
51.Закон РБ «О защите прав потребителей»: О правах покупателей,информации о
товарах и изготовителях
52.Порядок обмена товаров ненадлежащего качества в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».
53.Порядок обмена товаров надлежащего качества в соответствии с Законом РБ
«О защите прав потребителей».
54.Порядок составления акта-приемки товаров по количеству ,его содержание и
утверждение.
55.Акт приемки товаров по качеству,его содержание,порядок утверждения.
56.Товарные потери на складе.Порядок их списания.
57.Специализация торговых предприятий.
58.Типизация торговых предприятий.Характеристика современных типов магазинов потребкооперации РБ.
59. Ассортиментные перечни: содержание,порядок разработки и уктверждения.
60.Контроль за работой магазина.
61.Понятие о товародвижении.Факторы,влияющие на процесс товародвижения..
Г Л О С С А Р И Й
АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ –набор товаров,объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков.
АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬТОВАРОВ: часть торгового ассортимента товаров,кото-рый должен быть постоянно в продаже.
ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК – календарный срок в течение которых товар должен соответство-вать всем требованиям к его качеству,определенным в порядке,установленном законодатель
ством.
ГРУППА ТОВАРОВ – совокупность товаров определенного класса,обладающая сходным составом потребительских свойств и показателей.
ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ- товарные потери,обусловленные естественными процессами,
вызывающими изменение количества товара.
ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ- количество складских звеньев,через которые проходит товар при его перемещении от производителя к покупателю как на основе перехода прав собственности на товар,так и без него.
КИОСК – оснащенное торговым оборудованием строение,не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров,рассчитанное на одно рабочее место продавца,на площади которого хранится товарный запас.
КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ – розничная торговля непродовольственными товарами, принимаемыми по договорам комиссии от юридических или физических лиц в целях,не свя-
занных с предпринимательской деятельностью этих лиц.
МАГАЗИН- специально оборудованнное стационарное здание,предназначенное для прода-жи товаров и оказания услуг покупателям и имеющее торговое помещение.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ – вид торговли,осуществляемой в целях последующего использова
ния товаров в предпринимательской деятельности или иных целях,не связанных с личным,
семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием.
ПАВИЛЬОН – оборудованное строение модульного типа,имеющее торговый зал или без
него и помещение для хранения товарного запаса,рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
ПАЛАТКА – легко возводимая сборно-разборная конструкция,не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров,рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца,на площади которого размещен товарный,как правило,на один день торговли.
ПОСЫЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ – оптовая,розничная торговля,характеризующаяся доставкой
товаров с использованием посылок,бандеролей и иных почтовых отправлений и выборам товаров при помощи каталогов и иных информационных источников.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ТАРА – тара,поступающая к потребителю с продукцией и невыполняющая функцию транспортной тары.
ПОДДОН – средство пакетирования,имеющее настил и при необходимости надстройку для
размещения и крепления груза.
ПРОСТОЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ – ассортимент товаров,представленный такими видами товаров,которые классифицируются не более чем при трем признакам.
РАЗВЕРНУТЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ – ассортимент товаров,представленный разновидностью товаров.
РАЗВОЗНАЯ ТОРГОВЛЯ – розничная торговля,осуществляемая вне стационарной торго- вой сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торгов
ли транспортных средств,а также мобильного оборудования, применяемого только в комплек
те с транспортным средством.
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ – вид торговли товарами,предназначенными для личного,семей
ного ,домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
РЫНОК – имущественный комплекс,включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями,сооружениями,оборудованием,предназначенный для осуществления юридическими и физическими лицами торговли сельскохозяйственной продукцией,дикорастущими плодами,ягодами и иными продовольственными и непродоволь ственными товарами,а также животными.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ – метод продажи, основанный на самостоятельном осмотре,отбо-ре и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
СКЛАДСКАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.
СЛОЖНЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ – ассортимент товаров,представленный такими видами товаров,которые классифицируются более чем по трем признакам.
СРОК ГОДНОСТИ – период по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению
СРОК СЛУЖБЫ – период,в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать покупателю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за
недостатки, возникшие по его вине.
СРОК ХРАНЕНИЯ – период, в течение которого товар при соблюдении установленных ус-
ловий хранения сохраняет все свои свойства,указанные в нормативном документе,устанавли-
вающем требования к качеству товара,и в договоре.
СТАЦИОНАРНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ – торговая сеть,расположенная в специально обору-
дованных и предназначенных для ведения торговли и оказания услуг зданиях или помещени
ях ,представляющих собой строительную систему,имеющую замкнутый объём.
СТЕЛЛАЖНОЕ ХРАНЕНИЕ ТОВАРОВ – хранение упакованных и неупакованных товаров на полках стеллажа.
ТАРА - основной элемент упаковки,представляющий собой изделие для размещения продукциию
ТЕХНОЛОГИЯ ТОРГОВЛИ – совокупность параллельно или последовательно выполняемых операций и процедур при продаже товаров и организации товародвижения с использованием определенных средств и методов.
ТОВАРНЫЙ ЯРЛЫК – ярлык,прикрепляемый к товару листок,пластинка с указанием названия,количества,места изготовления,номера или других сведений.
ТОВАРОДВИЖЕНИЕ – процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления.
ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ – система мероприятий по доведению товаров от производителейц до мест продажи или потребления.
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – последовательность операций,обеспечива-
вающих процесс купли-продажи товаров и товародвижения.
ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления,минуя товарные склады посредсников.
ТРАНСПОРТНАЯ ТАРА – тара,образующая самостоятельную транспортную единицу.
УПАКОВКА - средство или комплекс средств,обеспечивающее защиту продукции от повреждений и потерь,окружающую среду от загрязнений ,а также процесс обращения продукции.
ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ - организационный прием,представляющий собой разно- видность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
ФОРМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ –организационный прием,представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА –суммарная площадь горизонтальных,вер
тикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования,используемого для показа и демонстрации товаров в торговом зале.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1.Закон РБ «О защите прав потребителей»
2.Временные правила комиссионной торговли непродовольственными товарами,ут-
вержденные приказом Минторга РБ №73 от 30.05.1007г.
3.Инструкция о порядке продажи товаров в кредит,утвержденная приказом Минторга
РБ №36 от 29.04.1996 г. (в редакции от 24.09.1999г.)
4. Правила продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.Утв.прика-
зом Минторга РБ № 53 от 14.05. 1999 г.
5.Положение о поставках товаров в РБ,утвержденное постановлением Кабинета Ми- нистров РБ №444, от 08.07.1996 г. (в редакции от 02.06.2000 г.)
6.Положение о приемке товаров по количеству и качеству,утвержденное постановлени-
нием кабинета Министров РБ № 285 от 26.04.1996 г.
7.Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки,утвер-
жденные постановлением Госснаба СССР № 1 от 21.01.1991г.
8.Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары .Постановление Министерства экономики РБ,Министерства торговли РБ,Министверства сельского хозяйства и продовольствия РБ,Белорусского концерна по материальным ресурсам,№ 164/9/2 от 24.05.2000 г.
9.Порядок оплаты транспортной тары,поставляемой с продукцией (товарами) и при ее возврате, утвержденный постановлением Минэкономики РБ 1 183 ц от 29.04.1993 г.
10.Письмо Комитета цен Министерства экономики РБ № 81-5/6 –94 от 01.02.05 г. «О порядке оплаты тканевых мешков».
11.Правила перевозок грузов автомобильным транспортом.Постановление Министерст-
ва транспорта и коммуникаций РБ № 22 от 22.09.2000 г.
12. Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в РБ №74/8, утв. Министерством экономики РБ и Министерством транспорта и коммуникаций РБ от 02.04.01.
13. Требования к образцово-показательным магазинам системы потребительской кооперации. Распоряжение Правления БКС №84 п.1 от 27.08.95 г.
14.Устав железнодорожного транспорта общего пользования .Постановление Совета Министров РБ №1196 от 02.08.1999 г.
15. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли.–Мн. «Высшая школа»,1998.
16. Виноградова С.Н. Организация коммерческой деятельности.-Мн«Выш.школа»,2000
17. Гурская С.П.Торговое обслуживание потребителей,1999.
18. Дашков Л.П.,Памбухчиянц В.К. Организация,технология и проектирование торго-
вых предприятий.М.: Маркетинг,1995.
19. Довнар А.А.,Станкевич Л.Г. Организация и технорлогия торговли.Альбом наглядных пособий.- Мн.НИИ БКС,2002 г.
20.Пигунова О.В.Имидж предприятия розничной торговли,1999.
21.Платнов В.Н.Организация торговли. – Мн.: БГЭУ,2002.
22.Торговый свод РБ. Т.1,2. – Мн., 1997.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Пояснительная записка 1
2. Структура и объём контрольной работы 1
3. Критерий оценки знаний 2
4. Тематический план 3
5. Методические указания по изучению
тематического плана дисциплины 4-8
6. Варианты контрольной работы 9
7.Вопросы и ситуации контрольной работы 10-11
8. Вопросы для самоподготовки 12-13
9. Глоссарий 14-15
10.Список литературы