Анализ тенденций развития розничной торговли (потребительского рынка) в РФ в 2003 г. Оборот розничной торговли, по данным Госкомстата РФ, по итогам 2003 г. вырос в товарной массе на 8% по сравнению с 2002 г. и составил 4483,5 млрд. руб. ($147,6 млрд.). Отметим, что темпы роста объема розничной торговли несколько снизились по сравнению с прошлогодними (в 2002 г. – 9,2%). В декабре 2003 г. оборот розничной торговли составил 477,3 млрд. руб., что в товарной массе на 8,2% превышает значение показателя в соответствующем периоде 2002 г. (в декабре 2002 г. – 9,2%). |
|
|
|
Источник: Госкомстат РФ, расчеты РЭО По итогам 2003 г. по сравнению с 2002 г. отношение объема розничной торговли к ВВП снизилось с 34,6% до 34% (объем ВВП, по данным Госкомстата РФ, в 2003 г. составил 13,3 трлн. руб. или $434,6 млрд.). Также стоит отметить, что реальные располагаемые денежные доходы населения выросли в 2003 г. на 14,5% (в 2002 г. – 9,9%). |
|
|
|
Источник: Госкомстат РФ, Минфин РФ, расчеты РЭО * – по отношению к соответствующему периоду предыдущего года Структура оборота розничной торговли в 2003 г. по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась. Так, по данным Госкомстата, доля продовольственных товаров по итогам 2003 г. составила 46,2%, непродовольственных – 53,8% (в 2002 г. – 46,5% и 53,5% соответственно). В декабре 2003 г. наблюдается практически аналогичная ситуация. Оборот розничной торговли продовольственных товаров в 2003 г. составил 2,07 трлн. руб., что на 7,1% превышает значение 2002 г., оборот непродовольственных товаров вырос на 8,7% и составил 2,41 трлн. руб. Также стоит отметить, что в 2003 г. оборот розничной торговли на 76% формировался торгующими организациями, а доля рынков составила 24% (в 2002 г. – соответственно 75,4% и 24,6%). Вывод: Сложившиеся тенденции развития потребительского рынка в стране в 2003 г. следует в целом оценить позитивно. Однако оценки Госкомстата, по нашему мнению, как по динамике, так и по объему розничной торговли вызывают сомнения. Сектор розничной торговли развивается наиболее высокими темпами в стране, однако по-прежнему значительная часть бизнеса находится в тени, поэтому официальные оценки не отражают всей полноты картины. Вызывают сомнения и оценки Госкомстата по изменению структуры субъектов рынка. По нашему мнению, доля торгующих организаций повысилась более значительно, так как ощутимы усиливающиеся тенденции внедрения более цивилизованных механизмов торговли, особенно в связи с активным приходом российский потребительский рынок крупных зарубежных компаний. Причем активность данных процессов в настоящее время увеличивается. Основными же факторами, положительно влияющими на текущие темпы роста розничной торговли, являются рост инвестиций в данный сектор как со стороны западных, так и отечественных инвесторов, а также повышение платежеспособного спроса населения на потребительские товары вследствие роста реальных доходов населения. В целом же, следует отметить, что за последние несколько лет в секторе розничной торговли произошел настоящий прорыв. На потребительском рынке наметились тенденции роста современных высокоэффективных форм торговли. Все, что связано с конечным потребителем в России, обладает серьезной перспективой в дальнейшем, так как, несмотря на активное развитие в течение последних лет по сравнению с западными странами, российский розничный рынок пока недостаточно развит (например, по количеству торговых площадей на человека Россия значительно уступает Западу. Также очевидно, что по мере развития цивилизованного рынка розничной торговли должна развиваться и система гибких, более совершенных механизмов государственного регулирования, основанных исключительно на экономических принципах и законах, что в настоящее время наблюдается не так часто. |