Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Понятие, элементы и правовые основы налогового статуса индивидуального предпринимателя.......................................................................................... 6

1.1. Значение и роль индивидуального предпринимателя в экономике России.............. 6

1.2. Понятие, элементы и особенности налогового статуса индивидуального предпринимателя.................................................................................................................................................... 11

1.3. Правовые основы налогообложения индивидуального предпринимателя............. 22

2. Действующая система налогообложения индивидуальных предпринимателей........................................................................................................................ 27

2.1. Традиционная система налогообложения.................................................................. 27

2.2.Упрощенная система налогообложения...................................................................... 27

2.3. Вмененная система налогообложения........................................................................ 27

Заключение.................................................................................................. 28

Список литературы..................................................................................... 29

Введение

Формирование адекватной условиям России модели рыночной экономики требует создания прочной финансовой базы. Важное место в мобилизации денежных ресурсов общества играет налоговая система со свойственными ей особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач на определённом этапе.

В настоящее время в России трудности финансовой стабилизации во многом связаны с отсутствием фундаментальных исследований проблем налогообложения малого бизнеса. Задачи реформирования российской налоговой системы приводят к острой необходимости теоретических построений и обоснований, на передний план выдвигаются социальные тенденции налоговой системы.

В последнее время негативные явления переходного периода предполагается преодолевать за счёт развития малого предпринимательства, определяющего возможности самореализации населения в достижении сложившихся предпочтений и ценностных ориентаций, а также посредством оптимизации налоговой системы и, в частности, усиления стимулирующей и социальной функций налогов.

Становление и развитие рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, созданием предприятий малого бизнеса, активизацией различных финансово-кредитных институтов, что способствует увеличению числа реальных налогоплательщиков. В связи с этим обостряется проблема взаимоотношений государства в лице налоговых структур и предприятий малого бизнеса как налогоплательщиков. В настоящее время предприниматель обязан отдавать государству от 30 до 60 % цены реализации производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов, поэтому снижается деловая активность населения, и предприятиями изыскиваются всевозможные пути для сокрытия или неуплаты налогов, что подчёркивает несостоятельность существующей налоговой системы. Преобразование двух важнейших сфер жизнедеятельности населения (участие в малом бизнесе и выплата налогов) происходит по методу проб и ошибок, что снижает их эффективность в хозяйственной практике, вызывает негативные оценки в различных слоях населения.

В последние годы предпринимались попытки активизировать развитие и функционирование малого бизнеса. В их основе стратегия полной экономической свободы, ориентации на социальной рыночное хозяйство, расширение спектра однотипных товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности, усиление регулирующего воздействия государства на становление малых форм хозяйствования. Хотя нормативная и законодательная база налоговой системы на современном этапе сложна и запутана.

Экономическая наука на протяжении длительного времени занимается изучением налога - одного из основных рычагов государственного управления. Проблемы налогообложения всегда занимали учёные умы: Б. Франклин (1706), Вобан (1707), Мотескье (1748), позднее П. Прудон, А.Смит, Д. Рикардо, М. Алексеенко, Н. Тургенев, Д. Миль и другие, которые рассматривали и анализировали природу налога, принципы налогообложения, принципы распределения налогового бремени. Были обоснованы теории единого налога, где прозвучала идея справедливости в налогообложении (практика XX века доказала несостоятельность и неосуществимость теорий единого налога, но тем не менее проводились исследования, связанные с поисками справедливых способов налогообложения).

В современных условиях налоговое регулирование предпринимательской деятельности занимает П. Самуэльсона, К. Макконнелла, С. Брю; из отечественных экономистов - академика Д. Львова и д.э.н. С. Глазьева как представителей "радикально-реформистского" направления, выступающих за замену существующего механизма налогообложения системой рентных платежей на природные ресурсы; профессора В. Фролова как представителя "умеренно - реформистского"  подхода  к  налогообложению,  который выражается в следующем: вместо подоходного налога с граждан и налога на прибыль с юридических лиц предлагается введение совершенно нового сбора - налога на потребление; Министерство финансов как представителя эволюционного подхода, который характеризуется внесением в налоговую систему определённых корректив, адекватных происходящим в экономике процессам, и выражается инструктивными материалами, законодательными разъяснительными актами и письмами; учёных-экономистов Д. Черника, А. Люсова, В. Исправникова, В. Дьяченко, В. Галкина, В. Гусева и других, которые своими исследованиями, имеющими теоретическое и практическое значение, вносят весомый вклад в разработку различных аспектов налоговой системы.

Таким образом, рационализация системы налогообложения малых форм предпринимательства должна учитывать то обстоятельство, что практически при любой организационно-правовой форме предприятие несёт имущественную ответственность всем своим имущество, тогда как его участники - в пределах своих вкладов, также являющихся имуществом предприятия.

Данные факты определили выбор темы дипломной работы и обусловили ее актуальность.

1. Понятие, элементы и правовые основы налогового статуса индивидуального предпринимателя

1.1. Значение и роль индивидуального предпринимателя в экономике России

Предпринимательство – это поиск новых сфер рационализации и выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

1. Предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (см. ст.2 ГК и коммент. к ней). Следовательно, гражданин, работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, т.к. он действует не на свой риск, а выполняет поручения работодателя. Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. До принятия специального закона она осуществляется на основании Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

2. Государственная регистрация предпринимателя производится на основании его заявления, которое может быть послано и по почте. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься. Регистрация производится в день поступления документов. Основанием отказа может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна. Порядок выдачи лицензии определен Постановлением Правительства РФ N 1418. Отказ или уклонение от регистрации могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке. После уплаты регистрационного сбора заявителю выдается свидетельство, которое является основным документом, удостоверяющим его право на предпринимательскую деятельность. Свидетельство выдается на определенный срок. В нем указываются виды деятельности, которыми вправе заниматься предприниматель.

3. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, но не прошедший государственную регистрацию, не приобретает в связи с этим статуса предпринимателя. Он утрачивает этот статус и с момента прекращения действия государственной регистрации, по истечении установленного срока, аннулирования государственной регистрации и т.п. В таких случаях, согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со ст.25 ГПК подведомственны суду общей юрисдикции. Однако суд при разрешении спора может применить положения ГК об обязательствах, связанных с предпринимательской деятельностью. Эти положения содержатся в ст.310, 315, 322, в п.3 ст.401 ГК (см. коммент. к ним.).

4. Для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность. Следовательно, самостоятельно заниматься этим граждане могут по достижении 18 лет (см. ст.21 ГК), если они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья (см. ст.29 ГК и коммент. к ней), вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (см. ст.30 ГК и коммент. к ней). Последние могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя. Лицо, вступившее в брак до достижения 18 лет, признается полностью дееспособным (ст.21 ГК) и поэтому вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. То же относится к эмансипированным (см. ст.27 ГК и коммент. к ней), которые занимаются предпринимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст.13 Закона об оружии).

По Владимиру Далю "Предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек". Предпринимательская функция - это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель - это тип "выскочки". Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций. Быть предпринимателем - значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций" (И.Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.

Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью - получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.

С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С позиции же публичного права (уголовного и административного) предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя, является незаконным предпринимательством.

Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.

Законодательству других государств известна фигура коммерсанта. Статус коммерсанта признается за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные операции в виде предпринимательства.

В бывшем СССР фигура предпринимателя впервые была официально признана со вступления в силу 1 мая 1987 года Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".

Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок.

Самостоятельной предпринимательской деятельностью не вправе заниматься судьи, работники прокуратуры, сотрудники органов федеральной безопасности, налоговой полиции, нотариусы.

В других случаях запрет на занятие предпринимательской деятельностью является результатом наказания. Например, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации незаконное предпринимательство в сфере торговли наказывается наряду с лишением свободы или штрафом еще и лишением права заниматься предпринимательской деятельностью в торговле на срок до пяти лет.

Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской   деятельностью   требует  наличия  определенных профессиональных навыков и  профессиональной  подготовки. Некоторые законы и иные правовые акты,  регламентирующие порядок осуществления той или иной  деятельности,  содержат квалификационные  требования, предъявляемые к гражданам,  желающим заниматься такой деятельностью.

Например, в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность.

Регистрация граждан, желающих заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" от 7 декабря 1991 года, а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации.

Регистрация гражданина, желающего заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляется по месту его жительства.

В соответствии с установленным порядком, для регистрации необходимо представить (или направить по почте) следующие документы - заявление по установленной форме и документ об уплате регистрационного сбора. Предельная ставка этого сбора не должна превышать установленного законом размера  1 МРОТа.

Государственная регистрация предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте.

Документом, удостоверяющим статус гражданина-предпринимателя, является бессрочное свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя.

Свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах: один   выдается   гражданину-предпринимателю, второй остается у регистрирующего органа, а третий направляется  налоговому органу по месту регистрации предпринимателя для постановки его на учет.

1.2. Понятие, элементы и особенности налогового статуса индивидуального предпринимателя

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) граждан может осуществляться двояко: с образованием юридического лица или без образования такового. Оба варианта имеют свои особенности. При выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности обычно учитываются преимущества и недостатки той или иной формы.

В настоящее время индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица имеет определенные преимущества перед другими организационными формами ведения предпринимательской деятельности. В чем они заключаются?

Юридическая процедура регистрации предпринимательской деятельности в этой форме предельно упрощена. Кроме того, порядок регистрации индивидуального частного предприятия, не являющегося юридическим лицом, сопряжен с меньшими затратами.

Для предпринимателей-индивидуалов установлен особый режим налогообложения. Как и коммерческие организации, индивидуальный предприниматель является субъектом налогообложения. Однако его юридический статус как налогоплательщика в условиях действующей системы налогообложения экономически более выгоден, нежели статус такого налогоплательщика, как юридическое лицо. Интересен, например, тот факт, что индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на добавочную стоимость.

Иначе обстоит дело и с налогообложением имущества предприятий, считающихся юридическими лицами.

По специальным правилам производится налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей при операциях с ценными бумагами. Для последних предусмотрена отчетность перед налоговой инспекцией один раз в год путем представления декларации о доходах. Любое взыскание по налоговым обязательствам гражданина-предпринимателя производится только в судебном порядке. Это служит определенной гарантией от незаконных действий налоговых органов.

Есть очевидные плюсы в ведении финансово-хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от коммерческих юридических лиц они не обязаны иметь расчетный счет в банке. А имея такой банковский счет, индивидуальные предприниматели обладают альтернативой в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. К примеру, они не должны становиться на учет в органы государственной статистики.

Существует вопрос - применяются ли правила об обязательной продаже части валютной выручки к внешнеэкономической деятельности индивидуального предпринимателя, который совершает валютные сделки. Юристы считают, что индивидуальные предприниматели не обязаны продавать часть своей валютной выручки. Иными словами, правила об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке страны не применяются к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Действительно, как следует из Инструкции Банка России от 20 июня 1992 г. с характерным названием - "Об обязательной продаже предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" юридические лица, но не граждане-предприниматели осуществляют обязательную продажу 78% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

В отличие от этого в названной Инструкции указывается, что на предпринимателей-резидентов, не зарегистрированных в качестве юридического лица, распространяется порядок покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

В ряде законодательных актов, принятых в последнее время, установлена ответственность предприятий, учреждений и организаций за определенные административные правонарушения. Между тем административная ответственность граждан как субъектов хозяйственной деятельности установлена и реализуется на иных, более либеральных началах.

ГК РФ регулирует основания и порядок ликвидации юридических лиц. Правовой же регламент ликвидации индивидуального частного предприятия предусмотрен специальным законодательством. В отличие от длительных и непростых процедур ликвидации юридических лиц прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по их решению происходит сравнительно просто. Если сам предприниматель закрывает свое дело, то в этом случае ему достаточно произвести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, удостоверить отсутствие претензий со стороны налоговых органов и сдать в регистрационный орган (регистрационную палату) свидетельство о государственной регистрации.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу при получении регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации - в день получения заявления.

Прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица возможно по истечении срока, на который выдано свидетельство о государственной регистрации.

По законодательству о банкротстве гражданин-предприниматель так же, как и предприятие, обладающее правами юридического лица, по решению арбитражного суда может быть признан банкротом. Но правила банкротства разные.

Решая вопрос о целесообразности и выгоде ведения индивидуальной предпринимательской деятельности, надо, очевидно, исходить из того, что гражданин-предприниматель, равно как и предприятие - юридическое лицо, самостоятельно участвует не только в коммерческом обороте. Он также является субъектом земельных, кредитных, валютных, экспортно-импортных, приватизационных и других хозяйственных правоотношений. При этом его правовой статус основывается на других, в сравнении с правовым положением коммерческой организации, принципах. К примеру, участие граждан-предпринимателей и юридических лиц в приватизации государственного имущества законодательством регулируется по-разному.

По ныне действующему законодательству индивидуальный предприниматель, как и предприятие, вправе применять наемный труд. Но трудовой контракт работника с предпринимателем имеет свою специфику.

В ГК содержится правило, по которому к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила этого Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов. Такой законодательный прием, как принято считать, позволяет одинаково решать проблему персональной экономической, имущественной ответственности граждан-предпринимателей и собственников (учредителей) предприятий.

Действительно, по ст.401 ГК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Итак, ГК вводит для предпринимателей более строгую ответственность: от нее предприниматель может быть освобожден лишь в случае, если докажет, что нарушение обязательства вызвано непреодолимой силой. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагента должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т.д.

Исходя из этого, субъект предпринимательской деятельности несет имущественную ответственность за нарушение обязательств независимо от вины. Как полагают цивилисты, в этом случае действует прямо противоположный принципу вины "принцип причинения". Последний означает, что должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, даже несмотря на то, что ему удастся доказать отсутствие вины в нарушении обязательства. Должника может освободить от ответственности за нарушение обязательства только непреодолимая сила (явления стихийного характера, война, забастовки и т.д.). Поэтому для привлечения должника к ответственности достаточно установить сам факт допущенного им нарушения и отсутствие непреодолимой силы, обусловившей невозможность исполнения. В данной ситуации никакие иные доводы должника не должны приниматься во внимание.

Впрочем, эта норма права носит диспозитивный характер, и в договоре допустима оговорка, что наступление непреодолимой силы может быть обстоятельством, исключающим ответственность сторон, например в договоре поставки.

К недостаткам индивидуального предпринимательства обычно относят то обстоятельство, что гражданин-предприниматель несет ответственность по принятым на себя обязательствам всем своим имуществом. И здесь следует сказать, что в реальной практике возникает вопрос, несет ли гражданин-предприниматель, создавший предприятие без образования юридического лица, ответственность по долгам этого предприятия всем принадлежащим ему имуществом или только той частью своего имущества, которое вложено в уставных фонд (капитал)? По гражданскому праву физическое лицо (гражданин), заключая сделки от своего имени, несет ответственность по обязательствам, возникающим из договоров и иных сделок, всем своим имуществом. Следуя этому правилу, гражданин-предприниматель, т.е. лицо, основавшее частную фирму без образования юридического лица, отвечает по долгам перед кредиторами всем имуществом как фирмы, так и своим частным движимым и недвижимым имуществом.

Наследники предпринимателя несут ответственность по его долгам, но имущественные претензии кредиторов ограничиваются размером наследуемого имущества.

Видимо, то обстоятельство, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, не устраивает многих желающих заняться бизнесом. У некоторых прослеживается цель спрятать свою личность за статус юридического лица. Ведь это дает возможность уменьшить предпринимательский риск для граждан, создавших предприятие - юридическое лицо, ибо по долгам в этом случае будет отвечать это юридическое лицо, а не его учредители. Иными словами, подобным образом учредители обычно ограничивают свой имущественный риск, поскольку ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, несет само юридическое лицо, а не его участники.

В юридической литературе оригинально определяется роль юридического лица как юридической конструкции в современных условиях развития предпринимательства: юридическое лицо является необходимой формой предприятия, благодаря ей происходит "персонификация имущества" предприятия и ограничение предпринимательского риска собственника только размерами персонифицированного (обособленного) имущества в созданном им юридическом лице. Действительно, конструкция юридического лица позволяет собственникам имущества, имеющим желание заниматься предпринимательской деятельностью, ограничить неизбежный риск, связанный с осуществлением такой деятельности, размером имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал) юридического лица.

Итак, поскольку часть имущества собственника при создании юридического лица всегда обособляется от остального его имущества, постольку он избавляется от риска, что в случае банкротства созданного им предприятия на его частную собственность может быть обращено имущественное взыскание.

С позиций ГК такое суждение, несомненно, правильное. Но разумно ли это правило в настоящее время? Ведь мы знаем, что очень часто создаются фиктивные фирмы, а мошенники-учредители, нередко имея в частной собственности громадное недвижимое и движимое имущество, платят кредиторам по долгам ничтожные суммы, составляющие уставный капитал предприятия как юридического лица, и сохраняют в неприкосновенности свой персональный (частный) капитал, зачастую переводимый за границу.

Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности юридических лиц - коммерческих организаций. Он может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (см. ст.49 и коммент. к ней). Деятельность предпринимателя может основываться на наемном труде, что вытекает из ст.3 ГК. Однако он не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие ГК коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены ГК для них гл.4 Кодекса (см. ст.6 Вводного закона и коммент. к ней). Существующие на основании Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", который утратил силу, индивидуальные (семейные) частные предприятия должны быть до 1 июля 1999 г. преобразованы в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы. При этом следует учитывать, что согласно ст.66 ГК хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое является его единственным участником. Не преобразованные до указанного срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора. До преобразования или ликвидации к ним применяются нормы ГК об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст.115, 123, 296, 297) с учетом того, что собственником их имущества являются их учредители - граждане.

. Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (ст.1041 ГК).

.Законодательство признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнерами с целью производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" был принят 22 ноября 1990 г. и сейчас во многом устарел (Ведомости РСФСР, 1990, N 26, ст.324). В соответствии со ст.257 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 28 февраля 1996 г. указано, что крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства и, следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или сущности правоотношений. Поэтому споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражным судам.

Таким образом, с момента государственной регистрации гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретает статус индивидуального предпринимателя и подпадает под юрисдикцию коммерческого законодательства.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Это означает, что индивидуальный предприниматель вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом. Вместе с тем отдельными видами деятельности, перечень которых должен быть определен законом, он может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом торговые сделки, т.е. те сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.

Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание. Более того, индивидуальный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от вины. Он освобождается от ответственности только в том случае, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. При этом к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Нарушенные имущественные права и интересы индивидуального предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

Таким образом, правовой статус индивидуального предпринимателя совпадает с правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в том, что правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают иное регулирование деятельности индивидуального предпринимателя, или иное регулирование вытекает из существа правоотношений.

Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Как и коммерческие юридические лица, индивидуальные предприниматели являются субъектом налогообложения. Но если коммерческие юридические лица  уплачивают  налог  в  соответствии  с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий", то порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя определяется Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

Индивидуальный предприниматель вправе применять наемный труд. Ранее действовавший российский Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" прямо запрещал применение наемного труда гражданином-предпринимателем. Гражданский кодекс Российской Федерации 1994 года такого прямого запрета не содержит. Поэтому исходя из принципа "разрешено все, что прямо не запрещено законом", следует признать, что индивидуальный предприниматель может привлекать наемных работников. Подтверждением этому, кроме того, служит и то обстоятельство, что в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом, требованиями второй очереди являются расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе и по контракту, т.е. с наемными работниками.

1.3. Правовые основы налогообложения индивидуального предпринимателя

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.02 г. N 104-ФЗ с 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим "Упрощенная система налогообложения" (глава 26.2 НК РФ). Этим же Законом с 1 января 2003 г. был признан утратившим силу Федеральный закон от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).

Ряд положений законодательных актов, регулирующих налогообложение субъектов малого предпринимательства, рассматривался в Конституционном суде Российской Федерации. Предметом рассмотрения стал в том числе п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ. Граждане, обратившиеся в суд, утверждали, что последующее правовое регулирование и сложившаяся правоприменительная практика возлагали на индивидуальных предпринимателей не вытекающие из данного Закона дополнительные обязанности по уплате помимо стоимости патента ряда других налогов (в частности, в соответствии со ст.143 НК РФ с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, стали плательщиками налога на добавленную стоимость, а в постановлении президиума ВАС РФ от 9.10.01 г. N 1321/01 было разъяснено, что указанные предприниматели являются также плательщиками налога с продаж), и тем самым для них как субъектов малого предпринимательства были созданы менее благоприятные условия деятельности по сравнению с организациями - субъектами малого бизнеса.

Как отмечается в постановлении Конституционного суда Российской Федерации, к началу рассмотрения вопроса Закон N 222-ФЗ был отменен, однако п.3 ст.1 подлежит применению в рамках длящихся на его основе правоотношений с участием заявителей. Следовательно, производство по данному делу не может быть прекращено.

Согласно п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ применение упрощенной системы индивидуальным предпринимателем предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Последующее налоговое регулирование породило неопределенность относительно того, заменяет ли уплата стоимости патента индивидуальным предпринимателем иные налоговые платежи, связанные с их предпринимательской деятельностью, и повлекло для них как субъектов малого предпринимательства существенные изменения в сфере налогообложения.

Пункт 3 ст.1 Закона N 222-ФЗ во взаимосвязи с положениями других федеральных законов в том смысле, который ему придала правоприменительная практика, возлагает на индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать налог на добавленную стоимость и налог с продаж, тогда как организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты данных налогов освобождены (п.2 ст.1 Закона N 222-ФЗ). Эти различия в налогообложении, приводящие к дисбалансу в обязанностях и правах субъектов малого предпринимательства - индивидуальных предпринимателей и организаций, противоречат конституционному принципу добросовестной конкуренции и препятствуют свободной реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности, использование своих способностей и имущества.

Таким образом, в постановлении от 19.06.03 г. N 11-П Конституционный суд Российской Федерации постановил признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее ст.19 (части 1 и 2) и 57, норму п.3 ст.1 Закона N 222-ФЗ, поскольку она не освобождает индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, от уплаты налога на добавленную стоимость и налога с продаж.

Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН), предназначенного для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Объект налогообложения (т.е. выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым, а также авторским договорам) определен ст.236 НК РФ.

В п.п.8 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению ЕСН суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (оказывающим услуги) для этих организаций. Вопрос об уплате единого социального налога с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов, был предметом рассмотрения в суде, поскольку товарищество домовладельцев обратилось в арбитражный суд с иском к инспекции МНС России о возврате сумм единого социального налога. На основе рассмотрения материалов дела было установлено (и налоговым органом не оспаривалось), что сбор членских взносов по решению общего собрания членов товарищества производился в целях обеспечения установленной деятельности истца (товарищества) по содержанию дома и данные средства расходовались на оплату труда председателя товарищества, бухгалтера и уборщиков лестничных клеток. Согласно ст.4 Федерального закона от 15.06.96 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в ред. от 21.03.02 г.) действие данного Закона распространяется на все товарищества, товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома. Было также определено, что не основан на законе и довод налогового органа о том, что законодатель для субъектов, перечисленных в п.п.8 п.1 ст.238 НК РФ, предусмотрел возможность исключения из объекта налогообложения только вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, оставив в качестве объекта налогообложения выплаты по трудовым соглашениям, поскольку в самом законе такое ограничение не предусмотрено. Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановлением от 15.04.03 г. N 19/03 решения судов предыдущих инстанций об отказе в иске истцу отменил, иск товарищества удовлетворил, а также обязал инспекцию МНС России возвратить из бюджета суммы ЕСН и государственной пошлины, уплаченные товариществом.

Лицам, получившим земельные участки под жилищное строительство, следует обратить внимание на Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.02.03 г. по делу N 78-ВОЗпр-3. Как следовало из представленных материалов, гражданин являлся собственником земельного участка, который относится к категории "Земли населенных пунктов" и имеет целевое назначение "Под индивидуальный жилой дом". Участок, на который имеется свидетельство о праве собственности на землю, выделен в мае 1999 г., и с этого момента гражданин платил земельный налог в размере 3% ставки земельного налога, однако в 2001 г. он получил уведомление инспекции МНС России о необходимости уплаты налога в размере 100% ставки налога, что и побудило его обратиться в суд.

При рассмотрении материалов суд исходил из следующего. Согласно ст.15 Закона Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Согласно ст.8 этого Закона налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа. Часть пятая ст.8 данного Закона предусматривает установление 3%-ной ставки исходя из целевого назначения земли и прямо не связывает право на нее со сроками сдачи дома в эксплуатацию и регистрацией его в качестве жилого фонда.

Вывод судебных инстанций о том, что размер ставки должен зависеть от наличия либо отсутствия на земельном участке жилого дома, и ссылка на ст.4 Жилищного кодекса РСФСР ошибочны, так как вступают в противоречие со ст.1 НК РФ, согласно которой законодательство о налогах и сборах состоит исключительно из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых на его основе федеральных законов. Кроме того, суд первой инстанции при рассмотрении спора ссылался на письмо МНС России от 27.04.01 г. N ВТ-6-04/351, в государственной регистрации которого было отказано.

С учетом изложенного, а также на основании п.7 ст.3 НК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации определила, что необходимо произвести перерасчет суммы земельного налога в размере 3% от установленной ставки за земельный участок истца.

2. Действующая система налогообложения индивидуальных предпринимателей

2.1. Традиционная система налогообложения

2.2.Упрощенная система налогообложения

2.3. Вмененная система налогообложения

Заключение

Список литературы


1.            Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 01.01.2006 г.).

2.            Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

3.            Информационное сообщение Федеральной налоговой службы от 24 февраля 2005 г. "Новые формы отчетности по налогу на доходы физических лиц"

4.            Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2004 г. "О бюджетной политике в 2005 году".

5.            Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р (с изменениями от 6 июня 2002 г.).

6.            Приказ Федеральной налоговой службы от 3 марта 2005 г. N САЭ-3-04/66@ "О проведении всероссийского семинара-совещания по вопросам налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины, а также по проблемным вопросам единого социального налога" (с изм. и доп. от 11 марта 2005 г.)

7.            Приказ ФНС № ГИ-6-22/96@ от 16.02.2005 «О применении упрощенной системы налогообложения».

8.            Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налог на прибыль организаций. Налоговый кодекс, глава 25. Профессиональный комментарий. – М.: Налоги и финансовое право, 2002. – 600 с.

9.            Истратова М.В. Новая упрощенная система налогообложения и ЕНВД с 2003 года. – М.: Статус-Кво 97, 2002. – 432 с.

10.       Налоги: Учебное пособие / Под ред Черника Д. Г. — М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.

11.       Малый бизнес: налоги и отчетность / Под ред. Оганесова А.Р.. – М.: Главбух, 2004. – 356 с.

12.       Пархачева М.А, Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 году. – М.: НОРМА, 2002. – 450 с.

13.       Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. – М.: Юрайт-М, 2002. – 555 с.

14.       Шеремет А. Д. Сайфулин P. C. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2001. – 343 с.

15.       Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 429 с.

16.       Андреев И.М. Перспективы в налогообложении малого бизнеса // Налоговый вестник.– 2002. – N 7. – с. 84.

17.       Барулин С.В. Лафферовы эффекты в экономике современной России // Финансы. – 2003. – № 4.– С. 34-35.

18.       Батяева А. Какие налоговые реформы выгодны государству // Вопросы экономики.– 2001. - №9 - С. 59.

19.       Букаев Г.И. О предварительных результатах деятельности налоговых органов в 2002 году и планах на будущее // Налоговая политика и практика. – 2003. - №1. – С. 3-10.

20.       Букаев Г.И. Об итогах 2002 года и задачах, стоящих перед налоговыми органами в 2003 году // Налоговая политика и практика. – 2003. - №3. – С. 3-9.

21.       Букаев Г.И. Об итогах поступления налогов и сборов в 2003 году и задачах на 2004 год // Налоговая политика и практика. – 2004. - №3. – С. 4-9.

22.       Васильева А., Гурвич Е., Субботин В. Экономический анализ налоговой реформы // Вопросы экономики. – 2003. - №3. – С. 38-54.

23.       Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. – 2004. - №2. – С. 22-24.

24.       Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. – 2004. - №3. – С. 32-33.

25.       Истратова М.В. Упрощенная система в рознице: как вести налоговый учет? // Российский налоговый курьер. - № 6. – 2003. – с. 38-40.

26.       Краснов Ю.Н. Влияние налоговой нагрузки на экономику: основные итоги реформы и тенденции // Налоговая политика и практика. – 2003. - №2. – С. 9-10.

27.       Краснов Ю.Н. Налоговая политика в отношении льгот // Налоговая политика и практика. – 2004. - №1. – С. 17-20.

28.       Лашкина Е. Кудрин корректирует механизм // Российская газета. – 09.04.2004. – № 74. – С. 3.

29.       Левадная Т.Ю. Об учет индивидуальными предпринимателями доходов и расходов и хозяйственных операций // Налоговый вестник.– 2003. – № 1. – с. 71-81.

30.       Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов // Финансы. – 2003. - №6. – С. 27-30.

31.       Николаева М., Махотова М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. – 2003. - №4. – С. 49-52.

32.       О результатах налоговой реформы в 2003 году и перспективных направлениях модернизации налогового админстрирования в 2004 году // Налоговые вести. – 2004. - №4. – С. 12-14.