СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ.. 4

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6

3. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА РАСЧЁТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.. 8

4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ   11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере заинтересованы государство, банки и др.

Актуальность темы работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и их ассоциаций. Прибыль является одним из источников стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста его имущества, собственного капитала и др.

Цель работы: изложение понятий прибыль и рентабельность как основных оценочных показателей деятельности организации.

Задачи работы:

- определение экономической сущности прибыли;

- рассмотрение основных видов прибыли;

- характеристика рентабельности, определение методики расчёта показателей;

- изучение основных методов планирования прибыли и рентабельности.

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненого уровня населения.

Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Так как  основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Главное предназначение прибыли в современных условиях  хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия (функция отражения результатов деятельности).

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения (функция распределения), созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли (стимулирующая функция). Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов [4, с. 269-301].

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения [1, с. 97-99].

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

Прибыль, которая  учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает:

- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от прочей реализации;

- доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.

После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся  часть прибыли в распоряжении  предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

Чистая прибыль, представляет собой  разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению:

- на  производственное развитие;

- социальное    развитие;

- поощрение работников;

- выплату дивидендов по акциям.

Остальная нераспределенная прибыль оставаясь в распоряжении предприятия направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена:

- в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков;

- накопительный фонд - формирование средств для производственного развития;

- фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи;

- фонд социального развития -  на различные праздничные мероприятия.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как  основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов [1, с. 101-102].

3. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ, СУЩНОСТЬ, МЕТОДИКА РАСЧЁТА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности — это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель — уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:

где    р — уровень рентабельности, %;

п — прибыль от реализации продукции, руб.;

и — себестоимость продукции, руб.

Уровень рентабельности предприятий торговли и общественного питания определяется процентным отношением прибыли от реализации товаров (продукции общественного питания) к товарообороту [6, с. 59].

В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровень рентабельности и факторы, их определяющие. Основными факторами, влияющими на чистую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, уровень рентабельности, доходы от внереализационных операций, расходы по внереализационным операциям, величина налога на прибыль и других налогов, выплачиваемых из прибыли.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. В современных условиях сильных инфляционных процессов важно обеспечить сопоставимость показателей и исключить влияние их на повышение цен. Анализ проводится по данным работы за год. Показатели прошлого года приведены в сопоставимость с показателем отчетного года с помощью индексации цен, методика которой рассматривалась в разделе «Финансовые ресурсы и капитал».

В случае оценки рентабельности капитала (инвестиций) в качестве базисного берется какой либо показатель ресурсов. Все зависит от того, в чьих интересах проводится оценка. Если аналитические расчеты ведутся в интересах менеджеров организации, то в качестве обобщающего показателя ресурсов используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активам). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов организации посредством расчета коэффициента генерирования доходов (ВЕР).

ВЕР = Pit / A,

где    Рit – прибыль до вычета процентов и налогов;

А – стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).

При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE).

Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

ROA = (Pn + ATIC) / Ct

где    Pn – чистая прибыль;

Ct – совокупный капитал (итог баланса по пассиву);

ATIC – проценты к уплате в после налоговом исчислении.

Коэффициент ROA показывает, какую чистую прибыль получает организация с каждого рубля, вложенного в активы. Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и долгосрочных заемных средств:

ROTC = (Pn +ATIC) / (Ct – CL)

где    CL – краткосрочные пассивы.

Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму:

ROE = (Pn + ATIC) / E,

где    E – собственный капитал.

Показатель ROE позволяет судить о том, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала. Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев привилегированных и обыкновенных акций.

Как правило, рассчитываются три показателя рентабельности продаж:

·                   удельная валовая прибыль (синонимы: валовая рентабельность продаж, валовая маржа), - GPM;

·                   удельная операционная прибыль (синонимы: операционная рентабельность продаж, операционная маржа), - OIM;

·                   удельная чистая прибыль (синонимы: чистая рентабельность продаж, чистая маржа), - NPM.

GPM = Валовая прибыль / Выручка от продаж;

OIM = Операционная прибыль / Выручка от продаж;

NPM = Чистая прибыль / Выручка от продаж.

При оценке рентабельности весьма важным является определение факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Наибольшее распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «Du Pont», ее назначение – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования организации, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Так как существует множество показателей оценки эффективности производственно-финансовой деятельности организации, выбран один, по мнению аналитиков наиболее значимый показатель – рентабельность собственного капитала (ROE).

4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

         Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.

В современных условиях без давления “сверху” при сильной инфляции интерес предприятий к достоверному планированию прибыли значительно упал. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на который опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами и целями (например, для определения авансовых платежей налога на прибыль).

В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной информации о себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между планируемым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов.

Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:

1.     Программный метод планирования.

2.     Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.

3.     Полный учет информационных изменений.

4.     Использование базовых показателей за предыдущий год (период).

5.     Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.

6.       Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый период.

3. Программирование индексов инфляции

4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.

На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированными согласованными с потребностями рынка и ресурсными ограниченными и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.

Укрупненными факторами являются:

1.       Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.

2.       Изменение себестоимости сравнимой продукции.

3.       Выпуск несравнимой продукции.

4.       Изменение цен на продукцию предприятия.

5.       Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.

6.       Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.

7.       Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.

8.       Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.

9.       Изменение стоимости активов предприятия

10.  Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.

Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.

Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

1.       Изменение «продажных» цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).

2.       Изменение «покупных» цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)

3.       Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)

4. Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).

Все расчеты должны быть сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.

Сегодня частные, коллективные акционерные иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидентов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые в большей или меньшей степени сохраняются и при переходе к рынку, следует представить такие же права в области распределения доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.

Таким образом, в новых условиях хозяйствования повышается роль распределительной функции прибыли, формирование и использование которой является единственным взаимосвязанным процессом.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов [7, с. 561-569].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контрольной работе изложены теоретические вопросы, касающиеся   рентабельности и  прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

Доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности — это сумма прибыли или доходов. Относительный показатель — уровень рентабельности.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

Рентабельность представляет собой доходность или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов и позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.                     Абрютина М.С. Экспресс- анализ финансовой отчетности. – М.: Дело и сервис, 2003. – 256 с.

2.                     Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Мн.: Интерпрессервис, 2001. – 576 с. Д ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. – 408 с.

3.                     Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004. – 408 с.

4.                     Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, - 639 с.

5.                     Фомичев А.Н. Риск-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 2902 с.

6.                     Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. - 208 с.

7.                     Шуляк П.Н. Финансы предприятия. – М.: Дашков и К, 2000 . – 753 с.

8.                     Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 686 с.