Содержание

Введение 3

Понятие и классификация форм государства в зарубежном конституционном законодательстве 3

Понятие и классификация форм правления в зарубежных государствах 7

Государственный режим в зарубежных странах 19

Заключение 21

Список литературы_ 24

Введение

В Конституционном праве, равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема  формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука; однако представляется более верным в рамках курсовой работы опираться на современные знания и теории, а прочим уделять часть времени и места, упоминая их как гипотезы или дополнительные аспекты данной проблемы.

Таким образом, целью данной работы мы ставим формы государства, причем в зарубежных странах.

Понятие и классификация форм государства в зарубежном конституционном законодательстве

В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

         Ясно, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

         Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых - это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местных властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти.

Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного (политического) режима[1].

Форма государственного устройства

Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов[2].

В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее, можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную[3].

Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.

Основные признаки:

·                     единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;

·                     единая система высших органов государственной власти;

·                     единое гражданство;

·                     единая система права;

·                     единая судебная система;

·                     территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.)[4].

Помимо унитарных государств в "чистом виде" встречаются их особые разновидности:

·                     унитарные государства автономиями;

·                     децентрализованные унитарные государства.

Автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

При децентрализованной унитарном государстве все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями (Испания).

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.

Характерные признаки:

·                     территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;

·                     субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;

·                     субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;

·                     субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;

·                     наличие двойного гражданства;

·                     двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).

Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.)[5].

Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.

Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.

Примером конфедерации были:

·                     Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;

·                     ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.

·                     Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.

Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.

Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:

·                     между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;

·                     в силу давних исторических традиций.

В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести6

·                     Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;

·                     Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);

·                     США и Пуэрто-Рико

·                     Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.

Содружество - объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:

·                     интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств);

·                     языковым единством (Британское Содружество наций);

·                     общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).

·                     Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.

Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

·                     Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)

Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

·                     Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.

В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Понятие и классификация форм правления в зарубежных государствах

Под  формой  правления  понимается  система   формирования   и   взаимоотношений   главы государства,  высших  органов законодательной и исполнительной власти.  Форма правления исторически складывается  в  процессе борьбы   и   взаимодействия   социальных  и  политических  сил соответствующего общества[6].

Форма правления   имеет   основополагающее  значение  для изучения конституционно-правового регулирования организации  и функционирования  государства.  Это  не  просто  теоретическая абстрактная категория  науки,  как,  скажем,  суверенитет  или народовластие,  а  тот  ключ,  с  помощью которого мы только и можем разобраться  в  смысле  той  или  иной  системы  органов государственной     власти,     установленной     конституцией соответствующего государства.

При аграрном  строе  значение  формы  правления сводилось лишь к определению того,  каким образом  замещается  должность главы  государства - в порядке наследования или путем выборов.  По мере разложения феодализма  и  перехода  к  индустриальному строю,    сопровождавшегося   ослаблением   власти   монархов, появлением и укреплением  народного  представительства,  формы правления  стали обогащаться:  наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а  то,  как  организуются  отношения между главой государства, парламентом,  правительством,  как взаимно уравновешиваются их полномочия,  -  словом,  как  устроено  разделение властей.  И сегодня при анализе формы  правления  конкретного  государства нас,   прежде  всего,  интересует  не  то,  республика  это  или монархия,  а то,  какая разновидность республики или  монархии здесь установлена.

Классификация форм  правления 

Как  мы  видели  порядком замещения  должности  главы   государства   определяются   две основные    формы   правления   -   монархия   и   республика.

Разновидности  же  их  определяются  соотношением   полномочий законодательной и исполнительной власти,  распределенных между главой государства,  парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время  в отдельных странах существовали республики.  Переход к индустриальному  строю   нередко   сопровождался   ликвидацией монархии,  поскольку  монарх  сам  был крупнейшим феодалом,  и установлением республиканской формы правления.  Однако в  ряде высокоразвитых   стран   монархия  сохранилась  до  настоящего времени.  Примечательно, что монархия подчас восстанавливается в  отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления.  Например, в Испании монархия пала в 1931 г.,  а в 1947 г. фашистский диктатор Ф.Франко объявил о ее  восстановлении,  однако  реально  король  Хуан  Карлос   I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 г., причем в 1978 г.  активно  защитил  становящуюся   демократию   от   попытки фашистского путча.

Более того,  ныне подчас не всегда мы можем  с  легкостью определить,   с   каким   государством   -  монархическим  или республиканским -  имеем  дело.  Например,  в  Малайзии  часть субъектов  федерации  представляют  собой  монархии,  а другая часть - республики.  Глава государства в Федерации - выборный, но  избирается  монархами субъекта федерации из своей среды на пятилетний срок.  Похожая ситуация и в  Объединенных  Арабских Эмиратах.   Здесь   мы   видим   элементы  и  монархии  (глава государства должен быть монархом),  и  республики  (однако  он избирается  на  срок).  Такую  форму правления обычно называют выборной монархией.  В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

Монархия

В переводе с греческого данный  термин  означает единовластие.  Однако  в  современном  понимании монархия - не просто  власть  одного,  но  власть  наследуемая.  Эта  власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном   богини   Солнца   -   Аматерасу.   Ныне   божественное происхождение  власти  монарха  мало кого волнует:  из истории известно,  что феодалы становились монархами и  добывали  трон для   себя  и  своих  потомков  в  результате  иногда  выборов (разумеется,   не   всенародных),   чаще   насилия,    изредка приглашения,  т.е.  вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно   ст.  1   Конституции   Японии  1946  г., "Император является символом государства  и  единства  народа, его  статус  определяется  волей народа,  которому принадлежит суверенная   власть".   Символом   единства   и    постоянства государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 г.

     Главное, однако,   не   в   том,   как   в    конституции характеризуется   монарх.  Бельгийская  конституция  1831  г., например, вообще такой характеристики не содержит. Главное - в полномочиях  монарха.  В зависимости от того,  каковы они,  мы различаем монархические формы правления.

Абсолютная монархия.  Эта  форма  правления  типична  для позднего   феодализма,   когда   в  глубинах  аграрного  строя вызревают зачатки индустриального.

Характеризуется она    тем,    что    в   руках   монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти.  Он  сам издает     законы,     может     непосредственно    руководить административной  деятельностью  или   назначать   для   этого правительство,  вершит  высший  суд.  Никаких  ограничений его власти нет,  по крайней  мере  юридически,  хотя  политически, морально-этически,  религиозные  и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.  Подданые  изначально юридически   бесправные,   поскольку   монарх  не  наделил  их какими-то правами и не отобрал эти права.

В современных  условиях  абсолютная  монархия  -  раритет (чрезвычайная редкость).  В качестве примера  можно  упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" была, например, Временная конституция Катара 1970 г.

Монархи в  Саудовской  Аравии,  Омане   считаются   также высшими  духовными лицами,  что еще более усиливает их власть.  Однако  все  же  эта  власть  не  безгранична:   особая   роль принадлежит правящей семье,  которая на своем совете решает, в частности,  вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын  прежнего  монарха),  может  заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной     монархии    характерен    авторитарный политический  режим,   а   государственный   режим   именуется абсолютизмом.

Дуалистическая монархия.   Это    первоначальная    форма ограниченной,   или   конституционной,   монархии.   Здесь  мы наблюдаем уже возникающее  или  довольно  развитое  разделение властей,  во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное    право    цензовое.    Исполнительная   власть принадлежит   монарху,   который   может    осуществлять    ее непосредственно   или   через  назначаемое  им  правительство. Судебная власть принадлежит монарху,  но может быть более  или менее независимой.

Однако разделение  властей  при  данной  форме  правления обычно урезанное.  Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется  правом  абсолютного  вета,   то   есть   без   его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы,  имеющие силу закона и даже более высокую,  а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую  монархию  абсолютной.  Например,  в Иордании   после  роспуска  парламента  в  1974  г.  очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Правительство, если  таковое  есть,  за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом,  но отнюдь не перед парламентом.  Последний может воздействовать на правительство, только   используя   свое   правило    устанавливать    бюджет государства.  Рычаг  этот,  хотя  и достаточно мощный,  может, однако,  использоваться  лишь  раз  в  году,  а  кроме   того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом,  не могут не ощущать  постоянной  угрозы  роспуска парламента.

Как и   для    абсолютной    монархии,    для    монархии дуалистической   типичен   авторитарный   политический  режим. Государственный   же   режим   может   характеризоваться   как ограниченный  дуализм  власти.  Дуалистическая  монархия  есть выражение компромисса между властвующей  феодальной  верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Парламентарная монархия.  Эта форма правления  существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя  к  индустриальному  сопровождался  преимущественно   не коренной  ломкой  прежних институтов власти,  а постепенным их преобразованием   и   приспособлением   к    новым    условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.).

Здесь мы   наблюдаем   развитое  разделение  властей  при признании принципа верховенства парламента над  исполнительной властью,  демократический  или  по  крайней  мере  либеральный политический режим.

Верховенство парламента    выражается    в    том,    что правительство,  которое обычно  назначается  монархом,  должно пользоваться  доверием  парламента (или его нижней палаты),  а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера   партии,   имеющей   в   парламенте   (нижней  палате) большинство  мест,  либо   лидера   коалиции   партий,   таким большинством располагающей.

Монарх при  данной  форме  правления  "царствует,  но  не правит".   Правом   вето   в   отношении   законов,   принятых парламентом,  даже когда  оно  ему  принадлежит,  он  либо  на практике   не  пользуется,  либо  осуществляет  это  право  по указанию правительства.  Как  правило,  он  лишен  возможности действовать  самостоятельно,  и  все  исходящие  от  него акты обычно  подготавливаются  правительством  и   контрассигнуются (скрепляются)  его  главой или соответствующим министром,  без чего не имеют юридической силы.  Тем самым глава правительства или  министр  принимают  на себя ответственность за данный акт монарха,  ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть неправ").

Главный отличительный признак парламентарной  монархии  - политическая  ответственность  правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.  Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть  уволено в   отставку монархом.  Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается  правом  правительства   предложить   монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем,  чтобы конфликт между законодательной и  исполнительной властью разрешил народ:  если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из  его сторонников,  если же избиратели с правительством не согласны, то   и   состав   парламента   окажется   соответствующим,   а  правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом,  парламентом и   правительством  характеризует  парламентарный  режим,  или парламентаризм.  Однако этот государственный  режим  действует только  при  условии,  что  в  парламенте ни одна политическая партия   не  имеет   абсолютного   большинства   и   не   может сформировать   однопартийное   правительство.  Такая  ситуация традиционно имеет место,  например,  в Дании, Нидерландах, а в 1993  г.  сложилась  и в Японии.  Чем шире партийная коалиция, сформировавшая  правительство,  тем  это  правительство  менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по  коалиции  относительно  различных  политических  вопросов.  Подчас  стоит  какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте   (нижней  палате)  и  зачастую  вынуждено  уйти  в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания,  Канада,  Австралия и др.) или многопартийная система  с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и  правительства  в  принципе  однопартийные,   парламентарная модель    отношений   между   парламентом   и   правительством практически превращается в свою противоположность.  Юридически парламент  осуществляет контроль за правительством,  однако на деле  правительство,  которое  состоит  из   лидеров   партии, обладающей  в  парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством,   через   эту   партийную   фракцию    полностью контролирует  работу  парламента.  Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при  одной  и  той  же  форме  правления - парламентарной монархии - возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся  стран  к  числу парламентарных монархий можно  отнести  Малайзию,  Таиланд,  Непал,  однако,  учитывая реальное  влияние  монарха,  здесь  приходится  констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.

Республика

Республика  (от лат.  res publica - общественное дело) - это такая  форма  правления,  которая  характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.

Республиканская форма правления во  Франции  окончательно установилась  лишь  с  принятием  Конституции  1875  г.  после двухкратной  реставрации  монархии.  Швейцария  и  миниатюрное государство  Сан-Марино  имеют эту форму правления изначально.  Большинство же современных  европейских  республик  обрели  ее после  военных  и революционных потрясений XX века,  связанных прежде всего с двумя  мировыми  войнами.  В  Америке  успешная вооруженная  национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также,  как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX  века  привели, за единичными исключениями, к образованию республик.

При прочих  равных   условиях   республика   -   наиболее демократическая форма правления,  поскольку предполагает,  что полномочия любой  ветви  власти,  любого  высшего  ее  органа, включая  главу  государства,  в конечном счете основываются на мандате народа.  Но следует подчеркнуть,  что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.

Дело в  том,  что  существуют  извращенные  разновидности республики,    характеризующиеся    нелегитимностью    власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться  как  угодно  -  президентом,  координатором, вождем,  генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов,  форма правления официально может провозглашаться   или   оставаться   республиканской,   но  ее демократическая суть выхолащивается.  Это происходит и  в  том случае,  когда  законно  избранное или назначенное должностное лицо  (президент,  премьер-министр  и  т.п.)  захватывает   не принадлежащие  ему  по  конституции  полномочия,  отказывается оставить свою  должность  по  истечении  срока  полномочий,  - словом,   когда  узурпирует  власть.  Так  поступил  Гитлер  в Германии в 1933 г.,  Ж.Мобуту в Заире (тогда - Конго)  в  1960 г.,  черные полковники в Греции в 1967 г.,  А.Пиночет в Чили в 1973 г. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархии республикой,  которые означают ликвидацию существовавшей при монархии  демократии.  Например, те   же   греческие   "черные   полковники"  в  июне  1973  г. ликвидировали  монархию,  однако   демократии   стране   такая "республика" отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии  некоторые  республики   тропической   Африки,   где, несмотря  на наличие парламента и формально независимых судов, власть    президента    практически     неограничена     (т.н. монократические    республики).    Смена   президентов   здесь происходит обычно лишь в результате  их  смерти  или  военного переворота,  а  отнюдь  не всеобщих выборов.  Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный чем  реальный  характер.  В Малави,  к  примеру,  Президент  вообще  находится в должности пожизненно.  "Социалистические" республики  служили  и  служат прикрытием    единоличной   диктатуры   генерального   первого секретаря  компартии  или  групповой  диктатуры  политбюро  ее центрального комитета.

Дуалистическая (президентская)  республика.   Эта   форма правления  несколько  напоминает дуалистическую монархию,  тем более,  что  впервые  создавалась  в   США   по   ее   примеру (Великобритания  в  то  время  была  во  многом дуалистической монархией), однако имеет существенные отличия от нее.

Прежде всего,  здесь  наиболее  последовательно  проведен принцип разделения властей,  а взаимоотношения  между  ветвями власти строятся на базе принципа т.н.  сдержек и противовесов.  Рассмотрим, в чем это проявляется.

И законодательная,     и    исполнительная    власть    в президентской республике получают свой мандат  непосредственно от  народа.  Главой  исполнительной власти является избираемый народом президент,  который совмещает эти функции с  функциями главы  государства.  Правительства  как  коллегиального органа обычно  нет,   министры   каждый   в   отдельности   подчинены президенту.  Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти,  назначаются президентом  с  согласия  верхней  палаты парламента,  которая при этом исходит не из политического лица кандидатов,  а  из  их  компетентности  и  моральных  качеств.  Министров    и   других   назначенных   им   должностных   лиц исполнительной власти президент может смещать  самостоятельно: нельзя  заставлять  его работать с теми,  с кем он работать не может и не желает.

Главный признак   данной  формы  правления  -  отсутствие ответственности исполнительной  власти  перед  парламентом  за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц,  если они не нарушили закона.  Для своей деятельности они не  нуждаются  в  политическом  доверии парламента.  Поэтому в президентских  республиках  мы  нередко  наблюдаем   ситуацию, характеризующуюся  тем,  что  президент  принадлежит  к  одной партии,  а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они  вынуждены  сотрудничать,  ибо не одна из ветвей власти не может  конституционным  путем   устранить   другую   (смещение парламентом  должностных  лиц исполнительной и судебной власти путем т.н.  импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются,  в частности,  в  том, что  президент  может  тормозить  законодательную деятельность парламента,  налагая  на  принятые  им  законы   отлагательное (суспенсивное)   вето,   для  преодоления  которого  требуется квалифицированное  большинство   голосов   в   обеих   палатах парламента.  В  свою  очередь,  как мы видели,  верхняя палата парламента  может  воспрепятствовать  назначению   президентом должностных лиц,  а кроме того, ратифицирует (и может отказать в  этом)  заключенные  президентом   международные   договоры.  Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента,  обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Государственный режим при этой форме правления  -  только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть  сильнее  или слабее, но качество государственного режима это не меняет.

Президентские республики   распространены   в   Латинской Америке.  Эта  форма  правления  встречается также в некоторых странах Азии и Африки.  Правда,  подчас в этих странах  власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в  частности,  латиноамериканские   президентские   республики характеризовались  исследователями как суперпрезидентскими.  В последние 10-15 лет,  однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Парламентарная республика.   К   этой   форме   правления относится  все  сказанное  выше о парламентарной монархии,  за исключением вопроса о главе государства.

Вместо слабого короля мы наблюдаем при этой форме слабого президента,  который  в  типичном   случае   избирается   либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом    сулбъектов    федерации    или     региональных представительных органов самоуправления.  Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента  парламентарной республики,   осуществляются,   как   правило  правительством, которое в лице своего главы или министра  контрассигнует  акты президента.

Показательно, что ч.  1  ст.  74  Конституции  Республики Индия 1949 г. в редакции 42-й и 43-й поправок прямо установила обязанность Президента следовать советам правительства.

     Главный признак    парламентарной   республики,   как   и парламентарной  монархии,   -   политическая   ответственность правительства  перед парламентом.  Как и там,  ответственность эта чисто солидарная:  недоверие одному  члену  правительства, особенно  его  главе,  влечет  отставку  всего  правительства.  Вместо ухода в отставку  правительство  может  потребовать  от президента   распустить   парламент   (его  нижнюю  палату)  и назначить новые выборы.

При парламентарной    республике   также   возможны   два государственных режима - парламентарный или министериальный.

Чисто парламентарных  республик  не  так уж много.  К ним можно  отнести  Италию,  Германию,  Венгрию,   Индию,   Чехию, Словакию,  Эстонию  и  некоторые  другие.  В тех странах,  где многопартийность   обуславливает   действие    парламентарного государственного   режима,   следствием  его  являются  частые правительственные кризисы.  В Италии,  например, правительство удерживается  у  власти в среднем меньше года,  хотя партийный состав  правительства  обычно  почти   не   меняется,   да   и персональные   перестановки   незначительны.   Тем   не  менее выступления в пользу изменения формы правления в этой стране в последнее время резко усилились,  и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.

Смешанная (полупрезидентская)  республика.  Такая   форма правления   сочетает   в  себе  признаки  и  президентской,  и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Например, по  Конституции  Французской Республики 1958 г. Президент избирается гражданами  и  руководит  правительством, что  характерно  для  президентской республики.  В то же время назначаемое  им  правительство  должно  пользоваться  доверием нижней   палаты   Парламента  -  Национального  собрания,  что характерно  для  парламентарной  республики.  Вместе   с   тем Президент  может  распускать  Национальное  собрание по своему усмотрению,  что не характерно  ни  для  той,  ни  для  другой разновидности республиканской формы правления.

Как показал опыт,  эта  форма  правления  эффективна  при условии,   что  правительство,  опирающееся  на  парламентское большинство,  и Президент  придерживаются  одной  политической ориентации.  В  противном  случае  между Президентом,  с одной стороны, и Премьер-министром и парламентским большинством, - с другой,  может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.

В целом  ряде стран президент избирается гражданами,  что характерно  для  президентской   республики,   и   имеет   ряд полномочий,   дающих  ему  возможность  активно  вторгаться  в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется.

Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия. Своеобразна форма правления  в  Швейцарии.  Правительство назначается парламентом и подотчетно ему,  однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не  предусмотрена,  и  государственный  режим,  следовательно, дуалистический.

                                              

Государственный режим в зарубежных странах

Политический режим - представляет собой совокупность методов осуществления государственной власти[7].

Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства - о национально-государственной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.

Политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Идеальных политических режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности политического режима.

Характеристика основных видов политических режимов:

1. Антидемократический - основным качеством является то, что управление человеческой общностью осуществляется либо единолично, либо небольшой группой, Люди, составляющие авторитарную общность , управляются, но сами участия в управлении не принимают. Волевые решения принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения. Этот вид режима характеризуется следующими признаками:

·           государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию;

·           полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни;

·           огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, творческих объединений, технических, спортивных и других обществ);

·           личность в таком государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться в конституции;

·           применение жестких репрессивных мер к инакомыслящим;

·           действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

·           милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;

·           игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств;

·           либо полное отрицание религиозного мировоззрения, либо отдание предпочтения одной из религий, запрещение и подавление всех иных религиозных течений.

2. Демократический - основным качеством является то, что управление человеческой общностью осуществляется по воле большинства ее участников. Демократия может быть политической и не политической, но при этом всегда она представляет собой правление по воле большинства. Такой политический режим складывается в правовых государствах. Характеризуется следующими основными чертами:

·           предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности;

·           реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина;

·           создание эффективных механизмов прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);

·           приоритет личности, защита ее от произвола, беззакония правосудием;

·           реальное разделение властей как в унитарных, так и в федеративных государствах;

·           учет в одинаковой мере интересов большинства и меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

·           плюрализм мнений, наличие различных партий и движений (в том числе - оппозиции).

Заключение

Считаю нужным сделать следующие выводы.

1. В форме государственного устройства выражены юридиче­ские особенности политического строя. Поэтому государственное устройство стран нужно различать по формальным, а не по содержательным критериям и признакам. Такими крите­риями являются:

— состав территорий, обладающих государственностью, суве­ренитетом. Правовой статус территорий;

— право сецессии, то есть выхода из территориально-полити­ческого образования;

— статус территориальных органов. Являются ли эти уч­реждения высшими органами государственной власти;

— статус нормативных актов, издаваемых органами террито­рий. Являются ли эти акты законами либо имеют подзаконное значение;

— юридическое определение статуса личности в ее взаимоот­ношениях с территорией. Иными словами, имеет ли территория свое гражданство, оформляющее ее правоотношения с жителями;

— система распределения полномочий между территориями и территориально-политическим образованием, в которое они входят;

— система привлечения финансовых средств в бюджет госу­дарства, государственного объединения.

Таким образом, форму государственного устройства можно обозначить как характеристику государственного строя, определяющую поли­тико-правовой статус государства и образующих его терри­торий, систему взаимоотношений между ними, территориаль­ную структуру государственной власти.

По форме государственного устройства государства различа­ются на:

1. Федерации и унитарные государства.

2. Государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политиче­ских объединений — союзы государств (конфедерация, монархи­ческая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств, в свою очередь, могут быть равноправными и неравноправными; одни из них основаны на договоре, а другие объединены под властью общего монарха.

3. Государства, признающие автономию территорий и не име­ющие таковой.

2. Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

Т.е. под формой правления понимается организация власти характери­зуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве.  Впрочем, некоторые юристы полагают, что к  этому определению стоит добавить порядок образования орга­нов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновремен­но является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все госу­дарства по форме правления делятся на монархии и республики.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

·         как создаются высшие органы государства, и какого их строение;

·         как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами;

·         как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

·         в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

·         монархические (абсолютные, конституционные)

·         республиканские (президентские, парламентские)

Список литературы

1.     Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Учебник Москва, 1988.

2.     Иностранное конституционное право.- под ред. Маклакова В.В., М.,1996

3.     Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М., 2003.

4.     Мишин А.А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. - М.,1989.

5.     Современные зарубежные конституции. - сост. Маклаков В.В., М.,1992.

6.     Теория права и государства // Под редакцией Венгерова А.Б. М.,  2004.

7.     Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М.,1993.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    


[1] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М., 2003.

[2] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.- М., 2003.

[3] Теория права и государства // Под редакцией Венгерова А.Б. М.,  2004.

[4] Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М.,1993.

[5] Ф.М. Решетников. Правовые системы стран мира. - М.,1993.

[6] Теория права и государства // Под редакцией Венгерова А.Б. М.,  2004.

[7] Теория права и государства // Под редакцией Венгерова А.Б. М.,  2004.