Содержание

Введение. 3

1 Резюме. 4

2 Характеристика предприятия.. 7

3 Характеристика продукта.. 9

4 Оценка рынка и описание конкурентов.. 11

5 План маркетинга.. 14

6 Производственный план.. 15

7 Организационный план.. 21

8 Юридический план.. 25

9 Оценка риска. 26

10 Финансовый план.. 31

Заключение. 39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

Введение

Разработка бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономике.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его подготовку, но тем меньше ненужных затрат понесет предприниматель в будущем.

Целью данного дипломного проекта является составление бизнес-плана предприятия.

Бизнес-план состоит из следующих разделов:

1.     резюме;

2.     характеристика предприятия;

3.     описание ассортимента товара;

4.     анализ рынка и описание конкурентов;

5.     план маркетинга;

6.     план производства;

7.     организационный план;

8.     юридический план;

9.     оценка рисков;

10.                финансовый план.

1 Резюме

Общество с ограниченной ответственностью «Компания «Макро-С» создает дочернее предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Продукты» с целью организации сети розничных продовольственных магазинов в Индустриальном районе г. Хабаровска. На первоначальном этапе в сеть будут включаться три магазина: два – на окраине района, один – в центральной части района.

Каждый магазин представляет собой утепленный павильон из легких сборных быстровозводимых металлических конструкций, имеющий современный дизайн. В соответствии с проектом предусмотрено благоустройство территории, прилегающей к каждому магазину-павильону.

Позиция предприятия ООО «Продукты» в бизнесе предполагает дальнейшее расширение сети до 5 магазинов (за два года деятельности) и до 12 магазинов (за последующие два года деятельности).

Основная задача предприятия в процессе деятельности – обеспечить население качественными и доступными по цене продуктами питания.

Предполагаемый ассортимент товаров в магазинах предусматривает наличие более 30 ассортиментных групп. Взаимодействие с проверенными поставщиками (в большей степени поставщиками-производителями) является одной из основ для обеспечения бесперебойной работы магазинов.

На первом этапе предполагается работа магазинов с определенным минимально необходимым ассортиментом продуктов питания, на втором этапе – расширение ассортимента (на основе опросов и маркетинговых исследований) в рамках продовольственной группы товаров. Третьим шагом может быть дальнейшее развертывание торговли вглубь (расширение ассортимента с выходом за рамки продовольственной группы).

ООО «Продукты» имеет достаточно много конкурентов, но прямых серьезных конкурентов у предприятия мало. Выдержать конкуренцию ООО «Продукты» планирует за счет своего более удачного территориального расположения, внедрения современных норм торговли, сервиса, отвечающего высоким стандартам, соотношения высокого качества и приемлемых цен на реализуемые товары, правильного ведения финансовой политики ООО «Продукты» и сплоченной команды.

При организации деятельности ООО «Продукты», которое намечено на 1 июля 2006 г., общество с ограниченной ответственностью «Макро-С» намерено использовать весь накопленный опыт в области продаж продовольственных товаров через сеть розничных магазинов.

Численность персонала общества с ограниченной ответственностью «Продукты» будет составлять 24 человека, из которых 18 – продавцы павильонов.

Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, оценивается в 2800 тыс. рублей. 

Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно.

Первый этап включает:

-    покупку павильонов и установку их на соответствующих местах;

-    проведение работ по благоустройству и подключению объектов (электроэнергия, вода, организация связи);

-    поиск подходящего офисного помещения.

Второй этап включает:

-    закупку оборудования для павильонов и офиса;

-    организацию установки данного оборудования;

-    подготовку всех помещений к эксплуатации.

В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь продавцов.

Прогнозируемый товарооборот составляет 21700 тыс. рублей в первый год работы магазинов, 28100 тыс. рублей  - во второй год работы. Прогнозируемая чистая прибыль после первого года работы должна составить 1380 тыс. рублей.

Источники финансирования проекта:

-    вклады участников (уставный капитал) – 100 тыс. рублей;

-    банковский кредит – 1 млн. рублей;

-    беспроцентный займ от ООО «Макро-С» - 1,2 млн. рублей;

-    займы других физических и юридических лиц – 500 тыс. рублей.

Получение банковского кредита возможно на следующих условиях: срок выдачи кредита – 18 месяцев, процент по кредиту – 23 % годовых.

2 Характеристика предприятия

ООО «Компания Макро-С» образовано в 1999 г. в Индустриальном районе г. Хабаровска. Целью создания компании является организация сети предприятий торговли в рамках долгосрочной программы развития города. Данный проект предназначен для решения задач по улучшению облика Индустриального района, поднятию на более качественный уровень торговых услуг в данном районе, обеспечению населения качественными и недорогими продуктами питания.

Целью проекта является создание сети продовольственных магазинов в Индустриальном районе. Три магазина (на начальной стадии) будут располагаться на окраине жилого массива (два магазина) и в центральной части (один магазин). Каждый магазин представляет собой утепленный павильон из легких сборных быстровозводимых металлических конструкций, имеющий современный дизайн (согласованный с главным архитектором Индустриального района) и предполагающий многофункциональное использование. Внутренняя планировка каждого павильона предусматривает торговый зал площадью 20-30 кв.м и подсобное складское помещение площадью 15-20 кв.м. Проектом возведения каждого из магазинов предусмотрено благоустройство и озеленение прилегающей территории в соответствии с Программой благоустройства и озеленения города Хабаровскаи наружное (в ночное время) освещение.

Число три было выбрано не случайно. Один магазин продовольственных товаров очень тяжело поддерживать в динамичном состоянии, так как имеется очень большое количество скоропортящихся товаров. Если какой-либо товар медленно реализуется на одном объекте, то его необходимо «перебросить» на другой объект до окончания срока годности. Два магазина тоже недостаточно для ускоренного товарооборота и выполнения намеченных целей. Поэтому для начала деятельности оптимальное число магазинов – три. Расположение магазинов в двух разных местах позволят проверить и опробовать два ареала рынка.

Направление деятельности – розничная торговля. ООО «Продукты» – дочернее предприятие холдинга ООО «Макро-С», созданное с целью реализации данного проекта и которое стремится как можно быстрее занять свое место на рынке продовольственных товаров. Эта ниша рынка была выбрана неслучайно. Несомненно, на рынке продовольственных товаров очень большое количество конкурентов государственных и частных форм, но продовольственные товары – это, пожалуй, единственные товары, которые будут необходимы всегда. Даже при резком сокращении доходов, а соответственно, и спроса населения, тот минимум, который останется у потребителя, будет потрачен в первую очередь на продукты питания. Но рынок продовольственных товаров имеет преимущества не только в кризисных ситуациях. В настоящее время при удачном выборе месторасположения магазинов, можно достигнуть наибольшей выручки от торговли продовольственными товарами. Именно на это и направлена подготовительная работа предприятия.

В дальнейшем планируется расширить сеть продовольственных магазинов в Индустриальном районе до 5 магазинов (за первые два года работы), затем до 12 магазинов (за следующие два года работы). Комплексная программа развития сети таких магазинов разработана в Индустриальном районе и получила одобрение и поддержку Администрации Индустриального района.

3 Характеристика продукта

В магазинах данного проекта будет представлен широкий ассортимент продовольственных товаров.

В таблице 1 представлен список ассортиментных групп.

Таблица 1

Ассортиментные группы товаров

№ п/п

Наименование ассортиментных групп

Приблизительное количество позиций

Группы, вносящие наибольший вклад в прибыль

1

Мясные полуфабрикаты

15 – 20

2

Колбасы и колбасные изделия

40 – 45

+

3

Пельмени, вареники

10 – 15

+

4

Рыба, пресервы

25 – 30

+

5

Молочные продукты

20 – 25

+

6

Мороженое

25 – 30

+

7

Йогурты, десерты

2 – 10

8

Сыры

5 – 10

9

Масло, майонез

20 – 30

10

Выпечка длительного хранения

7 – 11

11

Орешки, чипсы, жевательная резинка, жевательные конфеты

40 – 60

12

Печенье, сухари, пряники, вафли

25 – 35

13

Конфеты (в коробках, шоколадные, карамель)

20 – 25

14

Сухие завтраки

1 - 5

15

Пасты, крема

1 – 2

16

Шоколад

25 – 30

17

Вино-водочные изделия

80 – 90

+

18

Пиво

40 – 50

+

19

Напитки, соки

40 – 50

+

20

Чай, кофе

20 – 30

21

Фрукты, овощи

5 – 15

22

Мука, крупы

10 – 15

23

Соль, сахар

3 – 6

24

Табачные изделия

90 – 100

+

25

Птица

1 – 5

+

26

Хлеб, сдоба

10 – 25

+

27

Соусы, кетчупы, горчица, уксус

5 - 10

28

Консервы

15 - 20

29

Продукты быстрого приготовления

15 – 20

30

Пряности, приправы

20 – 25

31

Макаронные изделия

10 – 15

32

Прочее

20 – 50

В каждой ассортиментной группе определено приблизительное количество позиций, т.е. то количество позиций, которое будет выставлено на прилавках магазинов.

Основная задача магазинов – обеспечение населения высококачественными товарами по доступной цене. Основную часть товаров магазины будут получать от производителей. Лишь малая часть товаров будет закупаться через посредников.

Основными поставщиками реализуемых через магазины продуктов питания будут:

ОАО «Золотой колос»;

АО «Хабаровские мясные продукты»;

ООО «Масложиркомбинат «Хабаровский»;

ОАО «Хладокомбинат «Полюс»»;

ОАО «Винзавод «Хабаровский»;

ОАО «БИФИДУМ»;

ООО «РОСМЯСОМОЛТОРГ»;

ООО «ВОДЭКО»;

ООО «Федоровский».

4 Оценка рынка и описание конкурентов

В последние годы в г. Хабаровске успешно развивается организация и открытие всевозможных продовольственных магазинов, работающих с населением и предлагающих широкий ассортимент продовольственных товаров по приемлемых ценам. Эта тенденция объясняется тем, что количество посредников – участников каналов продвижения и сбыта продовольственных  товаров в виде всевозможных баз, торговых домов, магазинов постоянно возрастает, что естественно приводит к снижению конечных цен на товары и услуги. В условиях снижения и стабилизации покупательской способности населения эта форма торговли все же способствует развитию спроса, особенно на продовольственные товары. Усилиями Хабаровской администрации при инициативе местных компаний на смену многочисленным палаткам и стихийным рынкам приходят торговые павильоны с современным дизайном. Большую роль в данном деле играет ООО «Макро-С».

Для трех магазинов, создаваемых в рамках данного проекта,  были выбраны подходящие места. Таковыми являются места скопления большого количества людей. Наиболее выигрышным вариантом оказались жилые массивы, точнее дворы жилых многоэтажных домов. Причем одним из решающих факторов, очень сильно влияющих на объемы продаж, является близость магазина от дома. Именно этот фактор был учтен при размещении павильонов.

Круг основных конкурентов включает в себя: небольшие магазины, киоски, палатки, другие павильоны (все они находятся  недалеко от дома: во дворе, не более 2 – 3 минут ходьбы), универсамы и супермаркеты, которые в жилых массивах, как правило, находятся далеко от дома.

На самом деле серьезных прямых конкурентов у ООО «Продукты» мало.

Таблица 2

Оценка собственной фирмы и фирм конкурентов, баллы

№ п/п

Фирма

Достоинства и недостатки

Товар

Цена

Сервис

Месторасположение

Соотношение цена/качество

1

Собственная фирма

7

5

7

10

8

2

Фирма-конкурент

2.1

Небольшие магазины

5

5

6

8

8

2.2

Киоски

4

4

6

7

6

2.3

Палатки

3

7

5

4

8

2.4

Павильоны

7

5

7

8

8

2.5

Универсам

9

7

8

4

6

2.6

Супермаркет

9

5

8

4

6

       В таблице 2 приведены оценки достоинств и недостатков как собственной фирмы, так и фирм-конкурентов. Оценки выставлялись в баллах от 0 до + 10.

В характеристику товара входят его качество, широта и глубина ассортимента. Месторасположение рассматривается одновременно с двух позиций: с позиции жилого дома и с позиции магазина ООО «Продукты», то есть при оценке по месторасположению предполагается, что магазины уже находятся во дворах жилых домов.

Если посчитать сумму баллов каждой «фирмы», то получим следующие результаты:

Магазин ООО «Продукты»: 37 баллов.

Небольшие магазины: 36 баллов.

Киоски: 27 баллов.

Палатки: 28 баллов.

Павильоны: 35 баллов.

Универсам: 34 балла.

Супермаркет: 32 балла.

Еще раз нужно уточнить, что оценка производилась, исходя из предположения: магазины предприятия уже установлены на своих местах. Соответственно, большой вклад в баллах внесла такая характеристика, как месторасположение объекта. От магазинов «Продукты» на 1 балл отстают небольшие магазины недалеко от дома. Если рассматривать реальную ситуацию, то такие магазины, а также киоски (по отдельным группам товаров), являются основными конкурентами магазинов предприятия ООО «Продукты». Их преимущества в цене (у небольших магазинов) и отсутствии очереди (у киосков), а основной недостаток – узкий (по количеству ассортиментных групп) и неглубокий (по количеству позиций в каждой ассортиментной группе) ассортимент. Что касается ООО «Продукты», то ассортимент данного торгового предприятия имеет достаточную ширину и глубину. Достаточно взглянуть на таблицу 1.

Таким образом, выдержать конкуренцию ООО «Продукты» планирует за счет своего более удачного территориального расположения, внедрения современных норм торговли, использования опыта, накопленного ООО «Макро-С», сервиса, отвечающего высоким стандартам, соотношения высокого качества и приемлемых цен на реализуемые товары, правильного ведения финансовой политики ООО «Продукты» и сплоченной команды.

5 План маркетинга

Потенциальными покупателями магазинов ООО «Продукты» являются жители района Индустриальный (в соответствии с расположением).

Магазины ориентированы как на средний класс населения, так и на необеспеченные слои населения, на людей, которые покупают только самое необходимое.

Общая маркетинговая стратегия ООО «Продукты» направлена на развитие бизнеса в области торговли – сферы деятельности, приносящей в ближайшее время и в перспективе стабильный доход. Несмотря на насыщенность рынка продуктами питания, умелая организация и комплексное использование средств современного маркетинга позволяют занять незаполненный рыночный сегмент и получить достаточную прибыль.

Концепция маркетинга подразумевает на первом этапе работу магазинов с определенным минимально необходимым ассортиментом продуктов питания, на втором этапе – расширение ассортимента (на основе опросов и маркетинговых исследований) в рамках продовольственной группы товаров. Третьим этапом может быть дальнейшее развертывание торговли как вширь (создание новых магазинов), так и вглубь (расширение ассортимента с выходом за рамки продовольственной группы). Эксперимент, проведенный ООО «Макро-С», показал, что в магазине, который добавил в свой ассортимент помимо продуктов питания товары бытового характера, объем продаж увеличился на 6 %.

6 Производственный план

Для начала розничной деятельности необходимо помещение в Хабаровске (желательно в Индустриальном районе) для офиса и общего склада и три павильона из легких сборных быстровозводимых металлических конструкций, торговое и иное оборудование, квалифицированный персонал.

Каждый магазин состоит из торгового зала и подсобного складского помещения. Офисное помещение находится отдельно от магазинов и включает в себя помимо служебных помещений (кабинетов работников) просторный склад для хранения определенных видов продукции, которая закупается централизованно, а затем распределяется между магазинами. Площадь головного офиса составляет 100 кв. м (45 кв.м – площадь склада). Площадь каждого магазина составляет 40 кв. м.

Начать нужно с определения основных производственных фондов (см. табл. 3) и нематериальных активов (см. табл. 5).

Основные производственные фонды разделены по следующим группам: здания и сооружения; машины и оборудования; транспортные средства; прочие основные фонды. Подавляющую часть (в количественном и денежном выражении) составляют фонды, предназначенные специально для торгового предприятия (торговое, холодильное оборудование).

В соответствии с договором павильоны будут собраны и установлены заводом-изготовителем. Завод торгового оборудования доставит и соберет торговые стеллажи, доставит и подключит холодильное оборудование. Охранные системы на основании договора будут остановлены охранным агентством ООО «Фараон».

Также необходимо определить величину амортизационных отчислений, поскольку они составят довольно значительную часть торговой надбавки. Амортизация определяется линейным способом (табл. 4).

Таблица 3

Балансовая стоимость основных фондов предприятия

№ п/п

Наименование основных фондов

Коли-чество единиц

Балансовая стоимость, руб.

Примечание

Единицы

Всего

1

Здания и сооружения

1.1

Павильон из сборных металлических конструкций

3

400.000

1.200.000

2

Машины и оборудование

2.1

Весы электронные

3

7.000

21.000

Для магазинов

2.2

Весы обычные

1

1.800

1.800

Для склада

2.3

Контрольно-кассовая машина

4

4.000

16.000

3 основных и одна резервная

2.4

Персональный компьютер

2

22.000

44.000

2.5

Принтер струйный

1

3.500

3.500

2.6

Принтер лазерный

1

9.000

9.000

2.7

Копировальный аппарат

1

23.000

23.000

2.8

Холодильный шкаф

9

16.800

151.200

2.9

Низкотемпературная холодильная витрина

5

15.000

75.000

2.10

Среднетемпературная холодильная витрина

9

25.000

225.000

2.11

Торговые стеллажи «Сибирь»

3

25.000

75.000

2.12

Торговый прилавок (высокий)

2

1.500

3.000

2.13

Торговый прилавок (низкий)

3

4.000

12.000

2.14

Холодильник бытовой

1

2.000

2.000

Б/у, Тэ = 5 лет

2.15

Охранная сигнализация переносная

4

3.975

15.900

2.16

Охранная система стационарная

4

11.925

47.700

3

Транспортные средства

3.1

ГАЗель-330210

1

115.000

115.000

2002 г выпуска, грузовой с будкой, б/у, Тэ=2 года

3.2

ВАЗ-2105

1

99.000

99.000

4

Прочие основные фонды

4.1

Стол

3

1.800

5.400

4.2

Стул

8

380

3.040

4.3

Стеллаж для документов

1

3.000

3.000

4.4

Сейф

1

3.000

3.000

4.5

Табурет

5

250

1.250

4.6

Телефон

3

500

1.500

4.7

Телефакс

1

5.000

5.000

Итого основных фондов

2.161.290

Таблица 4

Определение амортизационных отчислений основных производственных фондов

№ п/п

Наименование основных фондов

Балансовая стоимость, руб.

Норма амортизации, %

Амортизационные отчисления в год, руб.

1

Здания и сооружения

1.1

Павильон модульного типа

1.200.000

6,6

79.200

2

Машины и оборудование

2.1

Весы электронные

21.000

10

2.100

2.2

Весы обычные

1.800

10

180

2.3

Контрольно-кассовая машина

16.000

11

1.760

2.4

Персональный компьютер

44.000

12,5

5.500

2.5

Принтер струйный

3.500

12,5

437,5

2.6

Принтер лазерный

9.000

12,5

1.125

2.7

Копировальный аппарат

23.000

12,5

2.875

2.8

Холодильный шкаф

151.200

10

15.120

2.9

Низкотемпературная холодильная витрина

75.000

10

7.500

2.10

Среднетемпературная холодильная витрина

225.000

10

22.500

2.11

Торговые стеллажи «Сибирь»

75.000

12,5

9.375

2.12

Торговый прилавок (высокий)

3.000

12,5

375

2.13

Торговый прилавок (низкий)

12.000

12,5

1.500

2.14

Холодильник бытовой

2.000

20

400

2.15

Охранная сигнализация переносная

15.900

14,3

2.273,7

2.16

Охранная система стационарная

47.700

7

3.339

3

Транспортные средства

3.1

ГАЗель-330210

115.000

14,267

16.407

3.2

ВАЗ-2105

99.000

14,3

14.157

4

Прочие основные фонды

4.1

Стол

5.400

10

540

4.2

Стул

3.040

10

304

4.3

Стеллаж для документов

3.000

5,6

168

4.4

Сейф

3.000

6,5

195

4.5

Табурет

1.250

10

125

4.6

Телефон

1.500

10

150

4.7

Телефакс

5.000

10

500

Итого:

188.106,2

Таблица 5

Нематериальные активы предприятия

№ п/п

Наименование нематериального актива

Стоимость, руб.

Норма износа, %

Отчисления на износ н/а, руб.

1

Программное обеспечение

37.351

10

3.735,1

2

Лицензия на право торговли вино-водочными изделиями

3.000

33,3

990

3

Лицензия на грузоперевозки

550

10

55

4

Организационные расходы

4.1

Государственная регистрация предприятия

2.000

10

200

4.2

Топографические работы

9.000

10

900

4.3

Визуализация объекта

4.800

10

480

Итого:

56.701

6.360,1

Расчет оборотных средств, а также расчет норматива оборотных средств представлен в таблице 6. Норматив оборотных средств определяется в соответствии с необходимостью запаса тех или иных материалов, а также с суммой денежных средств, необходимых для приобретения данных материалов в начале деятельности.

Таблица 6

Нормирование оборотных средств (производственные запасы)

№ п/п

Наименование

Потребность на год, руб.

Норматив оборотных средств, руб.

1

Бензин

45.360

378

2

Канцелярские товары

10.000

500

3

Калькулятор

1.800

1.800

4

Бумага для принтера

6.000

100

5

Бумага для факса

360

90

6

Кассовая лента

8.400

250

7

Ножи

2.100

1.050

8

Разделочные доски

900

900

9

Открывашки

30

30

10

Спецодежда для продавцов

6.300

6.300

11

Запасные части

5.000

600

Итого оборотных средств

86.250

11.998

 

В результате проведенного исследования и расчетов экспертов выяснилось, что магазин № 1 может приносить ежедневную выручку в размере не менее 16000 руб., магазин № 2 может приносить ежедневную выручку в размере не менее  14000 руб., магазин № 3 может приносить ежедневную выручку в размере не менее 20000 руб. В соответствии с этим можно рассчитать потребность в объеме закупаемого товара (входной товарооборот). Для этого от планируемой выручки без НДС необходимо отнять торговую надбавку. Данная торговая надбавка ориентировочно составляет около 27 %. Норматив по товарообороту определяется исходя из необходимого товарного остатка в магазине. Необходимый товарный остаток составляет недельный запас товара.  Расчеты представлены в таблице 7.

При расчете налог на добавленную стоимость берется в среднем 17 %. Поскольку часть товаров (около 70 %), закупаемых ООО «Продукты», облагается налогом на добавленную стоимость в размере 18 %, а другая часть товаров (около 30 %) облагается налогом на добавленную стоимость в размере 10 %. В частности налогообложение ставкой 10 % производится при реализации молока, яйца, растительного масла, сахара, соли, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, макаронных изделий, рыбопродуктов. Большинство остальных товаров (продуктов питания) облагается налогом по ставке 18 %.

Таблица 7

Планирование входного товарооборота

Объект

Потребность на день, руб.

Потребность на год, руб.

Норматив по товарообороту, руб.

Магазин № 1

12.500

4.500.000

87.500

Магазин № 2

11.000

3.960.000

77.000

Магазин № 3

16.000

5.760.000

112.000

Итого без НДС:

39.500

14.220.000

276.500

НДС

6.715

2.417.400

47.005

               

В соответствии со всеми расчетами, произведенными выше, можно рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для начала деятельности. Расчеты представлены в таблице 8.

Таблица 8

Потребности в ресурсах

Объем необходимых ресурсов, в том числе:

Основные производственные фонды

2.161.290 руб.

Нематериальные активы

56.701 руб.

Оборотные средства

11.998 руб.

Норматив по товарообороту

323.505 руб.

Итого:

2.553.494 руб.

7 Организационный план

Общая численность работников ООО «Продукты» определена в количестве 24 человек. Описание должностей и требования к ним представлены в таблице 9.

Таблица 9

Штатное расписание

№ п/п

Должность

Кол-во штатных единиц

Обязанности

Требования

1

Продавец

18

Прием-отпуск товара в магазине, работа на ККМ, оформление документов

Женщина 20-40 лет с в\о или с\о. Желательно с опытом работы.

2

Водитель-экспедитор

1

Вождение автомобиля, прием-отпуск товара, погрузка – разгрузка товара

Мужчина 25-35 лет с категориями вождения «В» и «С». Опыт работы не менее 3-х лет.

3

Оператор

1

Работа с ПК (специальные программы), работа с накладными, определение отпускной цены товара

Женщина или мужчина 25-40 лет с в\о или с\о. Желательно опыт работы с «1С».

4

Товаровед

1

Работа с поставщиками и объектами

Женщина или мужчина 30 – 40 лет с в\о. Опыт работы не менее 5 лет.

5

Заведующий хозяйством

1

Поддержание объектов в отличном состоянии, решение хозяйственных вопросов

Мужчина 30-40 лет с в\о. Опыт работы не менее 3 лет.

6

Менеджер

1

Ведение текущих дел предприятия, бухгалтерский учет, ведение кассы, оформление финансовых документов

Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием, желательно специальность «Бухгалтерский учет». Опыт работы не менее 5 лет.

7

Директор

1

Контроль над деятельностью всего предприятия в целом, работа с вышестоящими организациями

Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием. Опыт работы не менее 5 лет.

Продавцы работают в магазинах по 6 человек в каждом магазине. Товаровед работает как в магазинах, так и в офисе. Водитель-экспедитор закреплен за автомобилем «ГАЗель-330210», второй автомобиль предназначен для управляющего персонала (менеджера и директора). Оператор работает в офисе. За ним закреплено рабочее место, оборудованное компьютером. Второй компьютер предназначен для менеджера и директора.

Расчет фонда оплаты труда представлен в таблице 10. Надбавки продавцов определяются в зависимости от величины оборота, который будет делать магазин в месяц. Надбавки для остальных работников производятся по результатам их работы (эффективность, старательность, проявление инициативы).

Заработная плата каждого работника за месяц определяется как сумма месячного оклада и надбавке к этому окладу.

Таблица 10

Расчет фонда оплаты труда

№ п/п

Должность

Месячный оклад, руб.

Планируемые надбавки, %

Итого оплаты в месяц, руб.

Итого оплаты в год, руб.

1

Продавец:

Магазин № 1 (6 человек)

Магазин № 2 (6 человек)

Магазин № 3 (6 человек)

Итого по 3 магазинам

1200

1000

1500

125

125

150

2700

2250

3750

32.400

27.000

45.000

626.400

2

Водитель-экспедитор

4.000

25

5.000

60.000

3

Оператор

2.700

20

3.240

38.800

4

Товаровед

3.200

25

4.000

48.000

5

Заведующий хозяйством

4.000

25

5.000

60.000

6

Менеджер

4.500

25

5.625

67.500

7

Директор предприятия

5.600

25

7.000

84.000

Итого:

984.700

 

Основное требование к персоналу – высокий профессионализм. ООО «Продукты» подходит к подбору персонала очень тщательно, так как грамотная и сплоченная команда – один из главных залогов успеха предприятий ООО «Макро-С».

Организационная структура ООО «Продукты» представлена на рисунке 1. Организационная структура позволяет выстроить иерархию,  направление взаимодействия работников и распределение ответственности внутри персонала предприятия.

 

 

 

Рис. 1 Организационная структура ООО «Продукты»

8 Юридический план

Для реализации проекта создания сети продовольственных магазинов в Индустриальном районе обществом с ограниченной ответственностью «Компания Макро-С» учреждается общество с ограниченной ответственностью «Продукты», которое будет действовать в соответствии с главой 4 параграфом 2 пунктом 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

По Гражданскому кодексу общество с ограниченной ответственностью в качестве учредительских документов должно иметь учредительский договор и устав. В случае одного учредителя нужен только устав. Учредителем ООО «Продукты» является ООО «Макро-С».  В соответствии с этим ООО «Продукты» имеет только устав.

Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и данным уставом.

Положения данного устава с учетом вносимых в него изменений сохраняют свою юридическую силу в течение всего срока деятельности общества. Если какое-либо из положений устава станет недействительным в силу изменения законодательства, то это обстоятельство не является основанием для приостановления действий других положений устава. Недействительное положение устава должно быть в установленном порядке исключено из него и (или) заменено допустимым в правовом отношении.

Уставный капитал образуется за счет вкладов участников, в данном случае одного участника. Размер уставного капитала ООО «Продукты» составляет 100 тыс. рублей.

9 Оценка риска.

Любой проект подвержен риску, который заключается в угрозе финансовых потерь, ведущей к краху проекта или разорению предприятия в целом. Анализ рисков осуществляется на основе качественного и количественного подходов.

Выявление рисков и их оценка важны с точки зрения заблаговременного принятия профилактических мер, а уж если что произойдет, то решительно выправлять положение, опираясь на то, что было наработано. Составляя бизнес-план, необходимо планировать комплекс мероприятий, связанных с предотвращением рисков. Такой комплекс мероприятий содержит ряд организационных решений, направленных на снижение риска: страхование, хеджирование, установление лимита на расходы, резервирование, распределение риска, диверсификация и получение дополнительной информации.

Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на продукты питания. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.

Ниже в таблице 11 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.

Таблица 11

Риски по стадиям осуществления проекта

Риски

Веса Wi

Подготовительная стадия

Удаленность от инженерных сетей

1/5

Отношение местных властей

1/5

Непредвиденные затраты

1/5

Недобросовестность подрядчиков

1/5

Несвоевременная поставка оборудования

1/5

Стадия функционирования. Экономические риски

Неустойчивость спроса

1/5

Снижение цен конкурентами

1/5

Появление новых конкурентов

1/5

Порча или потеря товара

1/5

Невыполнение договоров поставки товаров

1/5

Стадия функционирования. Финансовые риски

Рост налогов. Изменение налогообложения

1/4

Повышение оптовых цен на товары

1/4

Инфляция

1/4

Непредвиденные затраты

1/4

Стадия функционирования. Технические риски

Изношенность оборудования

1/3

Непредвиденные затраты на ремонт

1/3

Ограниченность площадей (торговых  и складских)

1/3

Стадия функционирования. Социальные риски

Трудности с набором квалифицированного персонала

1/4

Недостаточный уровень зарплаты

1/4

Квалификация кадров

1/4

Текучесть кадров

1/4

Стадия функционирования. Экологические риски

Твердые отходы

1/4

Близость домов

1/4

Вредные условия труда

1/4

Складирование отходов

1/4

Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.

Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.

Риск, связанный с порчей или потерей товара. Данный риск сокращен, так как, во-первых, большинство поставщиков сами доставляют продукцию в оптимальные сроки, во-вторых, у предприятия имеется штатный водитель и автомобиль для перевозки товаров, в-третьих, между магазинами налажен процесс переброса товаров во избежание их порчи.

Риск, связанный с действиями конкурентами, достаточно велик, так как их действия могут быть непредсказуемыми, поэтому политика предприятия направлена на внимательное изучение и оценку конкурентов не только в процессе подготовки данного проекта, но и в течение всей деятельности фирмы.

Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.

Риск, связанный с низкой квалификацией кадров, сокращен за счет тщательного отбора персонала и обучения персонала при приеме на работу.

Риск, связанный с текучестью кадров, сокращен за счет использования предприятием материального и социального стимулирования работников.

Экологические риски сокращены за счет заключения договоров на вывоз мусора, соблюдения санитарно-гигиенических норм на объектах.

Для того чтобы оценить финансовые риски, необходимо произвести расчеты для следующих (предельных) ситуаций:

- увеличение затрат на 20 %;

- уменьшение объема выручки на 30 %.

Расчет для первой ситуации представлен в таблице 12.

Таблица 12 

Расчет финансовых показателей при увеличении затрат на 20 %

№ п/п

Показатель

Сумма, руб.

1

Товарооборот розничный (включая НДС)

21.756.200

2

Товарооборот розничный (без НДС)

18.486.000

3

Товарооборот входной (без НДС)

14.220.000

4

Валовый доход

4.266.000

5

Затраты

2.940.301

6

Прибыль валовая

1.325.699

7

Местные налоги

7.1

На содержание муниципальной милиции

288

7.2

На содержание пожарной охраны

288

8

Прибыль налогооблагаемая

1.325.123

9

Налог на прибыль

318.029

10

Прибыль чистая

1.007.094

При увеличении затрат предприятия на 20 % чистая прибыль уменьшается на 27 %.

Расчет для второй ситуации представлен в таблице 13. Снижение выручки влияет и на розничный, и на входной товарооборот. Затраты сохраняются на том же уровне.

Таблица 13

Расчет финансовых показателей при уменьшении выручки на 30 %

№ п/п

Показатель

Сумма, руб.

1

Товарооборот розничный (включая НДС)

15.982.200

2

Товарооборот розничный (без НДС)

13.318.500

3

Товарооборот входной (без НДС)

10.245.000

4

Валовый доход

3.073.500

5

Затраты

2.450.251

6

Прибыль валовая

623.249

7

Местные налоги

7.1

На содержание муниципальной милиции

288

7.2

На содержание пожарной охраны

288

8

Прибыль налогооблагаемая

622.673

9

Налог на прибыль

149.440

10

Прибыль чистая

473.233

Во втором случае, при уменьшении выручки магазинов на 30 % чистая прибыль может сократиться на 65 %. А это в свою очередь может создать угрозу для развития предприятия и наличия свободных денежных средств. Следовательно, политика предприятия должна быть направлена на реализацию плана объема продаж. Она должна гибко реагировать на изменение рынка и на изменение предпочтений потребителей.

10 Финансовый план

Расчет затрат представлен в таблице 14. Составление сметы затрат проекта проводилось на основе анализа накопленной информации о работе уже действующих предприятий ООО «Макро-С», а также на результатах проведенного маркетингового исследования.

Таблица 14

Смета затрат

№ п/п

Наименование экономических элементов

Величина затрат, руб.

ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

1

Материальные затраты

1.1

Прямые материальные затраты

86.250

1.2

Энергия

43.200

1.3

Услуги связи

28.800

1.4

Обслуживание ККМ

8.640

1.5

Калибровка весов

1.200

1.6

Разгрузка

16.200

2

Фонд оплаты труда продавцов

626.400

3

Единый социальный налог (35,6 %)

222.998,4

ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

1

Материальные затраты

1.1

Охрана

139.000

1.2

Аренда помещения

120.000

1.3

Краткосрочная аренда земельных участков

72.000

1.4

Стоянка автомобиля ГАЗель-330210

14.400

1.5

Санитарная эпидемиологическая станция

6.192

1.6

Государственная ветеринарная служба

3.024

2

Фонд оплаты труда АУП

358.300

3

Единый социальный налог (35,6 %)

127.554,8

4

Амортизационные отчисления

194.466,3

5

Прочие затраты

5.1

Ремонтный фонд

43.225,5

5.2

Уборка территории

21.600

5.3

Уборка помещения

16.800

5.4

Прочие прямые расходы

300.000

Итого затрат:

2.450.251

в том числе, переменных затрат:

1.033.688,4

                       постоянных затрат:

1.416.562,6

Аренда офисного помещения составляет 10000 рублей в месяц. Годовая выплата составит 120000 руб.

Краткосрочная аренда земельных участков составляет 2000 рублей в месяц за один земельный участок (всего три). Оплата производится на основании договора краткосрочной аренды земли с Администрацией Индустриального района.

Затраты на охрану включают затраты на услуги охранного предприятия ООО «Фараон» (стационарные «тревожные» кнопки в офисных помещениях и переносные сигнальные кнопки в магазинах у продавцов), а также затраты на охранников в магазинах в ночное время.

Разгрузка обозначает затраты на разгрузку поставщиками доставленного товара в магазинах, а также на склад головного офиса.

Амортизационные отчисления включают амортизационные отчисления основных производственных фондов и износ нематериальных активов.

Ремонтный фонд включает в себя затраты на ремонт и обслуживание основных производственных фондов и программного обеспечения.

Таблица 15

Переменные издержки

Показатель

Месяцы 2006 г.

Итого

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Переменные издержки, руб.

600

600

600

600

600

600

3600

Перем. изд. нарастающим итогом, руб.

600

1200

1800

2400

3000

3600

3600

Таблица 15.1

Переменные издержки

Показатель

Кварталы 2007 - 2008 г.

Итого

1

2

3

4

1

2

Переменные издержки, руб.

2000

1600

1600

1800

1800

1600

10400

Перем. изд. нарастающим итогом, руб.

5600

7200

8800

10600

12400

14000

14000

План доходов от реализации продукции (товарооборота) представлен в таблице 16. Данный прогноз был сделан с учетом долгосрочной тенденции роста объемов продаж в связи с развитием предприятия, а также с учетом сезонных колебаний (зима-лето и праздничные дни). Летом выручка несколько ниже, чем зимой. Кроме того, объем продаж резко возрастает накануне и во время праздников (например, рождественские каникулы).

Таблица 16

План выручки ООО «Продукты»

Магазин

Выручка предприятия с начала деятельности (2006 г.), тыс. руб.

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Магазин № 1

215

286

354

480

502,5

525

Магазин № 2

175

210

280

370

420

510

Магазин № 3

300

395

453

540

600

720

Итого

690

891

1087

1390

1522,5

1755

Нарастающим итогом

690

1581

2668

4058

5580,5

7335,5

Таблица 16.1

План выручки ООО «Продукты»

Магазин

Выручка предприятия (2007-2008 гг.), тыс. руб.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

1 кв.

2 кв.

Магазин № 1

1590

1485

1440

1600,5

1615

1500

Магазин № 2

1575

1456,5

1260

1610

1590

1480,5

Магазин № 3

2100

1950

1800

2080,5

2120,2

1900,2

Магазин №4

-

-

645

858

1062

1440

Магазин №5

-

-

756

1085

1359

1620

Итого

5265

4891,5

5145

7234

7746,2

7940,7

Нарастающим итогом

12600,5

17492

22637

29871

37617,2

45557,9

В таблице 17 представлен расчет финансовых результатов предприятия.

Таблица 18

Финансовые результаты работы предприятия

№ п/п

Показатель

Вычисление показателя

Сумма, руб.

1

Товарооборот розничный (включая НДС)

Товарооборот входной  + торговая наценка (включая НДС)

21.756.200

2

Товарооборот розничный (без НДС)

Товарооборот входной + торговая наценка (без НДС)

18.486.000

3

Товарооборот входной (без НДС)

-

14.220.000

4

Валовый доход

Торговая наценка

4.266.000

5

Расходы

Смета затрат

2.450.251

6

Прибыль валовая

Валовый доход за минусом сметы затрат

1.815.749

7

Местные налоги

7.1

На содержание муниципальной милиции

1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда]

288

7.2

На содержание пожарной охраны

1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда]

288

8

Прибыль налогооблагаемая

Прибыль валовая за минусом местных налогов

1.815.173

9

Налог на прибыль

24 % от прибыли налогооблагаемой

435.641

10

Прибыль чистая

Прибыль налогооблагаемая за минусом налога на прибыль

1.379.532

11

Единый социальный налог

-

350.553,2

12

Налог на добавленную стоимость

НДС от входного товарооборота +  20 % от торговой наценки

3.270.200

13

Инвестиции в проект

-

2.800.000

14

Срок окупаемости затрат

-

2,03 года

Если учитывать затраты, которые понесет предприятие и прибыль, которую предприятие стремится получить, величина торговой наценки составит 30 %.

Таким образом, товарооборот розничный без НДС составит:

14220 тыс. руб. х 1,3 = 18486 тыс. руб.

Величина торговой надбавки: 18486 – 14220 = 4266 тыс. руб.

НДС, начисляемый на торговую надбавку:

(18486 – 14220) х 0,2 = 853,2 тыс. руб.

В целом НДС, начисляемый в бюджет, составит: 853,2 + 2417 = 3270,2 тыс. руб.

Но фактически в бюджет будет уплачено 853,2 тыс. руб.

Общая величина розничного товарооборота, включая НДС, составит:

14220 + 4266 + 853,2 + 2417 = 21756,2 тыс. руб.

В соответствии с расчетами чистая прибыль составит 1.379.532 руб.

Инвестиции в проект составляют 2.800.000 руб., следовательно, срок окупаемости проекта составляет 2,03 года. Расчет необходимых инвестиций в проект произведен в следующем разделе. Срок окупаемости проекта определятся следующим образом:

Срок окупаемости проекта = Инвестиции в проект / Чистая прибыль

Срок окупаемости проекта: 2800000 / 1379553,2 = 2,03 года.

В соответствии с расчетами (см. таблицу 8) потребность в ресурсах на начало деятельности составляет 2.553.494 руб. Дополнительные затраты составят 250 тыс. руб. Таким образом, потребности в инвестициях для начала деятельности составляют 2800 тыс. руб.

 Соотношение потребности в средствах и способы ее покрытия представлены в таблице 19.

Таблица 19

Источники финансирования проекта

1

Потребности в инвестициях, в том числе:

1.1

Основные производственные фонды

2.161.290 руб.

1.2

Нематериальные активы

56.701 руб.

1.3

Оборотные средства

11.998 руб.

1.4

Норматив по товарообороту

323.505 руб.

1.5.

Общие издержки (затраты)

246.506 руб.

Итого:

2.800.000 руб.

2

Финансирование проекта, в том числе

2.1

Вклады участников (уставный капитал)

100.000 руб.

2.2

Банковский кредит под 23 % годовых

1.000.000 руб.

2.3

Беспроцентный займ от ООО «Компания «Макро-С»

1.200.000 руб.

2.4.

Займ от других компаний и физических лиц (по средней ставке 12 %)

500.000 руб.

Итого:

2.800.000 руб.

Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно. Первый этап включает в себя подготовку и утверждение топографических схем, покупку павильонов и установку их на соответствующих местах, проведение работ по благоустройству и подключению объектов (электроэнергия, вода, организация связи); кроме того, на первом этапе осуществляется поиск подходящего офисного помещения. Одновременно с этим предполагается закупить оборудование для павильонов и офиса, организовать его установку и подготовить все помещения к эксплуатации. В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь продавцов. Срок подготовительного периода составит 1 месяц. Но основная работа будет начата, как только это будет возможно (при подключении объектов и оформлении всех необходимых документов).

Банковский кредит берется на 18 месяцев под 23 % годовых. Примерная схема выплат в счет погашения кредита представлена в таблице 20. Расчет производится по схеме простых процентов.

Таблица 20

Система погашения кредита и выплата процентов по кредиту

Дата

Сумма основного долга

Выплата процентов

Общая сумма выплаты

Остаток непогашенной суммы

02.08.05

60000

14722

74722

940000

02.09.05

59000

14310

73310

881000

04.10.05

58000

13030

71030

823000

03.11.05

57000

13640

70640

766000

02.12.05

56000

13395

69395

710000

03.01.06

55000

13223

68223

655000

03.02.06

54000

13138

67138

601000

02.03.06

53000

13156

66156

548000

03.04.06

52000

13304

65304

496000

02.05.06

51000

13618

64618

445000

02.06.06

51000

13155

64155

394000

03.07.06

51000

12838

53838

343000

03.08.06

51000

12741

63741

292000

01.09.06

51000

12997

63997

241000

02.10.06

52000

12869

64869

189000

02.11.06

54000

12622

66622

135000

04.12.06

57000

13088

70088

78000

02.01.07

78000

3495

81495

0

ООО «Продукты» как дочерняя компания холдинга ООО «Макро-С» получает от него беспроцентный займ в размере 1200 тыс. руб. Определенного плана возврата займа нет, но существует договоренность, что ООО «Макро-С» оставляет за собой право изымать 50 % прибыли, остающейся в распоряжении ООО «Продукты» после выплаты всех налогов и платежей по кредитам.

Займы у других предприятий и физических лиц ООО «Продукты» будет брать по мере необходимости. Предполагаемая средняя процентная ставка по данным займам составит 12 %.

Заключение

На примере создания проекта бизнес-плана общества с ограниченной ответственностью «Продукты», разработанного с целью организации нового дочернего предприятия ООО «Макро-С», показаны основные этапы бизнес-планирования. Выделение этапов бизнес-планирования позволяет не только структурировать входную информацию, расчетные данные и полученные результаты для непосредственного разработчика бизнес-плана, но и сделать данный бизнес-план предельно ясным для понимания и собственного анализа теми людьми, для которых он предназначен.

При разработке данного бизнес-плана предприятие ООО «Макро-С» преследовало главную цель: рассчитать величину необходимых инвестиций в новый проект и экономический эффект от реализации данного проекта. Цель внедриться на новый рынок (Индустриальный район г. Хабаровска) должна была быть достигнута в любом случае. В данной ситуации бизнес-план позволяет наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы: лучше сейчас израсходовать средства на предварительный анализ, чем впоследствии потратить их неэффективно.

Произведенные расчеты показали, что ООО «Макро-С» может достичь своей цели. Открытие новых магазинов в Индустриальном районе при сильной маркетинговой стратегии позволит увеличить объем продаж предприятия в целом. А при умелом управлении издержками в  первый год работы возможно получение прибыли в размере 1380 тыс. руб. При этом для реализации проекта необходимо 2800 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта довольно большой  - более двух лет. Многие предприниматели и инвесторы зачастую отказываются от проектов малого бизнеса со сроком окупаемости более года. Но в данном случае учитывается, во-первых, социальный аспект проекта, а во-вторых, то, что проект бизнес-плана предназначен для предприятия, являющегося частью крупного холдинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.           Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.

2.           Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.

3.           Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. – Ростов-на-Дону, 2002. – 378 с.

4.           Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов. – М., 2001. – 639 с.

5.           Вичурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. – М., 2002. – 331 с.

6.           Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. / Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. – М., 2002. – 864 с.

7.           Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М., 2002. – 528 с.

8.           Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М., 2002. – 352 с.

9.           Ковалева А.М. Финансы фирмы: Учебник / Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамой Л.Г.. – М., 2001. – 416 с.

10.      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М., 2001.- 635 с.

11.      Муравьев А.И. Предпринимательство: Учебник. – СПб., 2001. – 692с.

12.      Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать малый бизнес. – М., 2002. – 93 с.

13.      Попов В.М. Сборник бизнес-планов деловых ситуаций с рекомендациями и комментариями. – М., 2003. – 377 с.

14.   Хабаровский оптовик. Рекламный еженедельник Дальневосточного Федерального округа.

15.   Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М., 2002. – 332 с.