Содержание

1. Теоретическая часть. 3

1.1. Планирование реализации продукции. 3

1.2. Планирование производственной программы.. 11

1.3. Роль и место планирования в управлении предприятием. 16

2. Практическая часть. 19

Список литературы.. 32

1. Теоретическая часть

1.1. Планирование реализации продукции

Промышленные предприятия не только производят про­дукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соот­ветствующих запросам потребителя, но и обеспечивают ком­мерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В усло­виях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняют­ся задачи.

Для организации коммерческой деятельности по реали­зации готовой продукции на предприятиях создается служ­ба сбыта.

Основными задачами службы сбыта являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль за ходом реализации продукции в целях сниже­ния коммерческих (внепроизводственных) издержек и ус­корение оборачиваемости оборотных средств [6, с. 177].

Организация сбыта продукции базируется на маркетин­говых исследованиях, которые являются основой всех марке­тинговых действий. Такими исследованиями в области сбы­та являются исследование потребностей и спроса на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, изучение возмож­ностей выхода на внешний рынок, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений поку­пателей и потребительских предпочтений.

Маркетинговые исследования составляют базу для осу­ществления всех элементов деятельности предприятия в об­ласти управления сбытом.

Определим, какое место занимает управление сбытом в системе маркетинговой службы предприятия при различных видах ее организации (по С. Маджаро) (рис. 1).

Организация "по функциям" означает, что и внешние рынки, и производимые товары рассматриваются в виде некоторых однородностей, предусматривает создание спе­циализированных отделов, в том числе и управления сбы­том. Такая структура целесообразна в случае, если и товаров, и рынков у предприятия немного.

Организация "по видам товаров" требует специфических условий производства, сбыта, обслуживания в связи с множе­ством товаров. В ней создаются группы работников, занимаю­щихся "своим" товаром. Создается функциональная служба сбыта по отношению к конкретному товару. Это гарантирует должное внимание всем аспектам маркетинга. Однако при такой организации возможно дублирование исследовательс­ких и сбытовых функций, а слабые связи между группами одного отдела могут привести к тому, что творческие наход­ки не получат распространения только потому, что они "чу­жие" [5,с . 120].

Организация "по рынкам" требует специальных знаний по обслуживанию продукцией определенной отрасли промыш­ленности или сегмента покупателей из разных отраслей. В ней выделяются группы работников, занимающиеся "своей" группой потребителей. Например, предприятие изготавливает дизели для тракторов, автомобилей и судов. Каждая из групп потребителей этих товаров столь специфична, что данную специфику необходимо учитывать при организации сбыта, как и во всем объеме маркетинговых действий.

Организация "по территориям" позволяет учитывать спе­цифику потребления товаров в каждом из регионов, жители которых близки по демографическим и культурным харак­теристикам. Она считается выгодной, когда в каждом из вы­деленных регионов номенклатура товаров не очень велика, а различия между их потребителями незначительны.

Структура службы сбыта на предприятиях должна соот­ветствовать стратегии маркетинга. Она зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хо­зяйственной самостоятельности его подразделений, от осо­бенностей выпускаемой продукции, в частности производствен­ного назначения, индивидуального (кратко- или долгосроч­ного) потребления, от характера и условий работы предпри­ятия.

Маркетинг –директор

Рыночные исследования:

Планирование производства и маркетинга

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Управление сбытом

Управление сервисом

Маркетинг –директор

Рыночные исследования

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Планирование производства и маркетинга

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Управление сбытом

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Управление сервисом

Товар    Товар     Товар

   А          Б             В

Маркетинг –директор

Рыночные исследования

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Планирование производства и маркетинга

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Управление сбытом

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Управление сервисом

Регион   Регион   Регион

     А            Б            В

Маркетинг –директор

Рыночные исследования

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Планирование производства и маркетинга

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Формирование спроса и стимулирование сбыта

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Управление сбытом

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Управление сервисом

Рынок     Рынок    Рынок

     А            Б            В

Организация «по функциям» (товары, рынки, регионы не выделяются)

Организация «по товарам» (рынки и регионы не выделяются)

Организация «по регионам» (товары и рынки не выделяются)

Организация «по рынкам» (товары и регионы не выделяются)

Рис.1. Различные виды организации маркетинговой службы предприятия и место в ней службы сбыта [3,с . 198]

Структура службы сбыта включает как управленческие, так и производственные подразделения.

К управленческим подразделениям относятся отделы (группы, бюро) сбыта.

Отдел сбыта может включать следующие бюро (группы, секторы): заказов, изучения спроса, плановое, товарное (опе­ративное), договорно-претензионное, экспортное, рекламное, монтажа, наладки и технического обслуживания поставляе­мой продукции и др.

К производственным подразделениям относятся склады готовой продукции, цехи (участки) комплектации, консерва­ции и упаковки готовой продукции, изготовления упаковоч­ной тары, экспедиции и отгрузки.

Различают централизованную и децентрализованную служ­бу сбыта. При централизованной форме складское хозяйство административно подчиняется непосредственно руководите­лю отдела сбыта. При децентрализованной форме отдел сбы­та обособлен от складов готовой продукции [7,с . 199].

Для каждого конкретного предприятия важно определить границы рациональной централизации сбытовой деятельнос­ти, установить четкое взаимоотношение службы сбыта со все­ми подразделениями (службами, отделами) предприятия, ус­транить дублирование функций, четко разграничить обязан­ности внутри самой службы сбыта.

Содержание функций сбытовой деятельности готовой про­дукции на основе маркетинга включает три направления: планирование (прогнозирование), организацию, контроль и координацию. Каждое из направлений состоит из ряда функ­ций, соответствующих специфике данного направления.

Планирование сбыта включает: изучение внешних и внут­ренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор ка­налов распределения товара; планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операции, рекламной деятельности; со­ставление сметы расходов на управление сбытом и распреде­лением, планирование доходности.

Организация сбыта включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйствен­ных договоров на поставку продукции; выбор форм и мето­дов реализации продукции, способов доставки ее потребите­лю; подготовку продукции к отправке потребителю; техно­логию товародвижения; организацию информационно-диспет­черской службы, отчетности; организацию торговой коммуни­кации, правовой и претензионной работы; организацию сти­мулирования спроса и рекламной деятельности.

Контроль и координация работы персонала службы сбыта предполагает: оценку соответствия реализации сбы­товых функций программе маркетинговых исследований; ана­лиз действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и по­вышению ее эффективности; контроль и оценку эффектив­ности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; так­тический контроль; контроль за поставками продукции, осу­ществлением внешнеторговых операций, соблюдением дого­ворных обязательств, своевременностью оплаты счетов; кор­ректировку производственной программы в соответствии с поступившими заказами; предъявление потребителям пре­тензий за нарушение договорных обязательств и несвоевре­менную оплату счетов.

Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) являет­ся изучение внешних и внутренних условий функциониро­вания предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних.

Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых бу­дет способствовать их решению. Такими целями могут быть: достижение определенных размера дохода, объема прода­жи, доли рынка сбыта и оптового товарооборота в ассорти­ментном разрезе; установление оптимальных хозяйственных связей; повышение эффективности работы сбытового персо­нала; оптимизация запасов готовой продукции; эффектив­ность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю; рационализация товародвижения; повышение действеннос­ти претензионной работы; выбор оптимальных каналов реа­лизации продукции; минимизация затрат на транспортиров­ку; оптимизация всех видов затрат по сбыту; повышение до­ходности внешнеторговых сделок предприятия; усиление дей­ственности рекламной политики предприятия; стимулиро­вание спроса покупателей [7, с. 120].

Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии.

Значимость перечисленных проблем и целей сбытовой де­ятельности, а, следовательно, и глубина исследования будут зависеть от того, в каких условиях функционирует предпри­ятие — рынка производителя или рынка потребителя. При­чем в обоих случаях могут появиться новые проблемы, реше­ние которых потребует формирования новых целей. Таким образом, перечень проблем и целей может быть расширен в зависимости от конкретного состояния внутренней и внеш­ней среды предприятия.

В связи с этим в практике как коммерческой, так и всей хозяйственной деятельности предприятия особенно важной проблемой являются разработка и использование прогнозов спроса и конъюнктуры. Главное, чтобы эти про­гнозы стали основой выработки стратегических коммер­ческих решений предприятия. А для этого необходимо не только предвидеть количественные и структурно-каче­ственные изменения спроса и конъюнктуры в перспекти­ве, но и предупреждать их, формируя потребности, прила­гая маркетинговые усилия к предотвращению проблемных ситуаций на рынке.

Разработка прогнозов спроса и конъюнктуры — основа для подготовки прогнозов реализации продукции, которые составляют базу для проведения всех коммерческих опера­ций в течение прогнозного периода и составления текущих планов реализации и доходов.

После определения проблем и конкретных целей намеча­ются пути, этапы и последовательность действий для их до­стижения, т.е. разрабатывается план (программа) деятельно­сти службы сбыта. Включение конкретных разделов в план обусловливается поставленными целями.

Прерогатива в решении данных вопросов принадлежит самому предприятию, которое может использовать как фор­мализованную, так и гибкую систему планирования.

Формализованная система планирования основана на чет­ком разделении степеней и разделов планирования с жестко обусловленными плановыми периодами при четком соблю­дении последовательности плановых операций.

При гибкой системе планирования нет жесткой привязки времени принятия решения к плановому периоду, появляет­ся возможность отдельным подразделениям службы сбыта более оперативно управлять сбытовой деятельностью.

Гибкость планирования сбыта находится в зависимости от статуса предприятия на рынке и сферы его деятельности.

Предприятия, действующие на рынках с установившим­ся кругом потребителей, структурой спроса и конкурен­ции, т.е. на так называемых "зрелых" рынках, как правило, используют относительно формализованные плановые си­стемы с жестко обусловленными плановыми периодами, распределением функций планирования и системой раз­работки плана.

Предприятия, специфика сфер деятельности которых зак­лючается в наличии нескольких независимых рыночных сег­ментов с неопределенными колебаниями объема и структу­ры спроса, высокой степени риска при проведении операций, агрессивных и динамично растущих конкурентов, чаще ори­ентируются на гибкое управление сбытом с использованием "целевых" планов и сценариев, разрабатываемых по мере возникновения потенциально опасных ситуаций или появле­ния новых перспектив сбыта.

Плановая функция сбытовой деятельности включает раз­работку планов поставки готовой продукции.

В процессе разработки планов сбыта продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам  [3.стр282]:

Vп = Он + ПР – ПРс – Зп,                       (1)

где Vп — общий объем поставок продукции; Он — остаток готовой продукции на складе на начало планируемого года; ПР — количество продукции, произведенной в плановом пе­риоде; ПРс — количество продукции, используемой для соб­ственных нужд; 3п — нормативный, переходящий запас (ос­таток) на конец планируемого периода.

Для определения остатков готовой продукции на складе на начало планируемого года к фактическому остатку на оп­ределенную ближайшую дату прибавляется плановый объем выпуска товарной продукции за период между данной датой и началом планируемого года и вычитается запланирован­ный за этот период времени объем поставки. С наступлением планового года остатки уточняются.

Нормативный, переходящий запас на конец планируемого периода рассчитывается по соответствующим методикам (на­пример, статистическим методом, с помощью оптимизацион­ных моделей, модели Уилсона и др.).

На основании годовых, квартальных и месячных планов поставок в соответствии с договорами отдел сбыта составля­ет номенклатурный и календарный планы-графики постав­ки готовой продукции.

В этих планах общие объемы поставки расшифровывают­ся по типам, маркам, видам, размерам производимой продук­ции, срокам поставки и конкретным потребителям [1,с . 234].

При широком ассортименте продукции и большом коли­честве потребителей разрабатываются два вида ассортимент­ных планов поставки: 1) план поставки конкретного вида производимой продукции в ассортименте всем потребителям и 2) каждому потребителю всего заказанного ассортимента продукции.

Данные планы позволяют предприятию контролировать ход поставки конкретной продукции в разрезе каждого кон­кретного потребителя. Они используются для оперативного планирования производства и сбытовой деятельности.

Организация сбыта должна осуществляться в соответствии со всем комплексом рыночных и производственных факто­ров деятельности предприятия. Без выполнения этого учета система сбыта вступает в конфликт с установками маркетин­говой стратегии.

Именно в системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности. Поэтому даже хорошо разрабо­танная и правильно рассчитанная стратегия маркетинга мо­жет провалиться, если система сбыта не соответствует постав­ленным задачам.

В условиях рыночных отношений при организации сбыта исключительное значение придается индивидуальному подходу к предприятиям-потребителям, важности личных кон­тактов с потребителями, специализации персонала сбытовой деятельности на продаже отдельных видов продукции (осо­бенно технически сложных).

Сбыт средств производства отличается от сбыта потреби­тельских товаров и характеризуется относительно неболь­шим числом осведомленных потребителей, тесными отноше­ниями предприятий-производителей и потребителей, непос­редственной формой сделки и ценообразованием с фиксиро­ванной нормой прибыли. В этом случае нельзя рассчитывать на завоевание соответствующей доли рынка без посещения постоянных потребителей, которые обычно обладают боль­шими знаниями о продукции и ее использовании.

1.2. Планирование производственной программы

План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

План производства и реализации продукции- центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

При планировании и анализе производственной программы применяются натуральные и  стоимостные показатели. В  многономенклатурной программе суммарный объем работ нельзя выразить  в натуральных показателях. Для этой цели используются стоимостные показатели. Пли планировании производственной программы  учитываются две категории  продукции: готовая продукция и незавершенная продукция.

Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются[2, с. 204]:

В плане производства содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Основным показателем общего объема продукции является реализованная продукция. Этот объем может выражаться в действующих и неизменных ценах.

Наряду с этим основным показателем для планирования деятельности промышленного предприятия в качестве промежуточных показателей в плановых расчетах используются показатели валовой и товарной продукции. Товарная продукция представляет собой денежную оценку всех изготовленных в соответствующий период конкретных изделий. В состав товарной продукции изделия зачисляются после того, как  они полностью закончены обработкой, укомплектованы, приняты органами технического контроля в соответствии с существующими техническими условиями и сданы на склад готовой продукции. Товарная продукция- это продукция, изготовленная за соответствующий период. Однако только часть работ, связанных с изготовлением товарной продукции, выполнена в торт период, в который она оформлена.  Поэтому величина товарной продукции неполно и неточно характеризует объем производственной деятельности промышленного предприятия. Показателем, выражающим этот  объем, является валовая продукция. Валовая продукция определяется как алгебраическая  сумма товарной продукции  и изменения стоимости остатка незавершенного производства за соответствующий период. Если за этот период величина незавершенного производства возрастает, то валовая продукция по своей величине будет больше товарной и, наоборот.

Как товарная, так и валовая продукция может быть выражена либо в текущих ценах (то есть  ценах, действующих в соответствующий период), либо в неизменных (стабильных ) ценах. В практике планирования и учета на промышленном предприятии величина товарной продукции обычно используется для обоснования финансовых результатов деятельности  предприятия. На ее основе разрабатывается плановая себестоимость продукции, определяется план по реализации продукции и прибыли. Поэтому товарная продукция, как правило, выражается в текущих, действующих ценах. С другой стороны, основное назначение показателя валовой продукции- измерения объема производства и его динамики. Этим целям более соответствует применения неизменных цен.

Реализованная продукция- это продукция, изготовленная, отгруженная и оплаченная потребителем. В состав  реализованной продукции за данный период входят изделия, изготовленные за предшествующий период и находящиеся на начало периода в остатках готовой продукции. С другой стороны,  часть товарной продукции данного периода остается нереализованной, тот есть входит в остатки готовой продукции и товары отгруженные (неоплаченные) на конец периода.

Таким образом, реализованная продукция может быть определена как  товарная продукция, увеличенная на величину входных и уменьшенная на величину выходных остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных.

Показатели планового объема  производства  определяется на основе заданий по производству продукции в натуральном выражении.

Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают[4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1):

,                           (1)

где    -  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

         - стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

         -  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.

Начинается  составление производственной программы  с разработки  номенклатурного  плана производства.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию[5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Зачастую в проект производственной программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Основным расчетом, обосновывающим производственную программу промышленного предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

1.3. Роль и место планирования в управлении предприятием

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.

Сущность планирования представляется двумя аспектами[3, с. 55]:

- общий или экономический аспект:  планирование – это  упорядоченный основанный на обработке информации  процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

- управленческий аспект: план- это результат упорного , основанного на обработке процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения конечных целей.

         Таким образом, сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства,  альтернативы, шансы  и риски достижения целей и выбирать  соответствующие мероприятия.

         С экономической точки зрения планирование- механизм, который заменяет цены и рынок. С управленческой точки зрения планирование- часть менеджмента, которую можно определит как  умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.

         Основные принципы планирования[1, 4 и др.]:

1)    Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь систематичный характер;

2)    Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и  выполняемой функции;

3)    Принцип непрерывности означает, что  процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно  и в рамках установленного цикла;

4)    Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою  направленность в связи с  возникновением непредвиденных обстоятельств;

5)    Принцип точности означает, что план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью.

2. Практическая часть

         Практическая часть работы посвящена составлению планов организации на предстоящий год.

Таблица 1

Исходные данные

Показатели

Значение

ПРОДУКЦИЯ 1

1. Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог

1 кв

100

2 ка

200

3 кв

300

4 кв

250

Цена реализации, д.е \тыс. м пог

52

ПРОДУКЦИЯ 2

Объем реализации СМР, д.е.

1 кв

20000

2 ка

18000

3 кв

19000

4 кв

17800

Таблица 2

Исходные данные

Показатели для расчета затрат по элементам

Норматив прибыли

материальные расходы

расходы на оплату труда

Продукция 1 - 0,25

0,5

0,25

Продукция 2 - 0,074

0,5

0,25

Таблица 3

План реализации трубной заготовки

Показатели

Нормативы

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой объем

1. Объем реализованной трубной заготовки на сторону, тыс. м погн.

100

200

300

250

850

2. Цена реализации (выручка от реализации), д.е

5200

10400

15600

13000

44200

3. Нормативная прибыль, д.е

0,25

1300

2600

3900

3250

11050

4. Себестоимость продукции, д.е.

0,75

3900

7800

11700

9750

33150

Материальные расходы

0,5

1950

3900

5850

4875

16575

Расходы на оплату труда

0,25

975

1950

2925

2437,5

8287,5

Амортизация

0,15

585

1170

1755

1462,5

4972,5

Прочие

0,1

390

780

1170

975

3315

5. Операционные расходы (за минусом амортизации), д.е.

3315

6630

9945

8287,5

28177,5

Таблица 4

План реализации  СМР

Показатели

Нормативы

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой объем

1. Объем реализации СМР, д.е.

20000

18000

19000

17800

74800

2. Нормативная прибыль, д.е.

0,25

5000

4500

4750

4450

18700

3. Себестоимость реализованных СМР, д.е.

15000

13500

14250

13350

56100

4. Себестоимость продукции, д.е.

15000

13500

14250

13350

56100

Материальные расходы

0,5

7500

6750

7125

6675

28050

Расходы на оплату труда

0,25

3750

3375

3562,5

3337,5

14025

Амортизация

0,15

2250

2025

2137,5

2002,5

8415

Прочие

0,1

1500

1350

1425

1335

5610

5. Операционные расходы  (за минусом амортизации), д.е.

12750

11475

12112,5

11347,5

47685

Таблица 5

Исходные данные для расчета финансового плана

Показатели

Значение

1. Кредит на покупку основных средств, д.е

300

2. Проценты за кредит, %

Ставка рефинансирования *1,1

3. Порядок погашения кредита

Равномерное погашение со 2 квартала  планируемого года

4. Порядок начисления процентов за кредит

начисление прочих процентов ежеквартально

5. Сальдо внереализационных доходов и расходов, д.е.

1 кв

100

2 кв

-200

3 кв

-300

4 кв

-150

Таблица 6.1

Расчет процентов по кредиту

Показатель

Значение

1. Кредит на покупку основных средств, д.е

300

2. Проценты за кредит, %

25

3. Проценты по кредиту

Равномерное погашение со 2 квартала  планируемого года

1 кв

18,8

2 кв

18,8

3 кв

18,8

4 кв

18,8

Таблица 6

План прибылей и убытков

Показатель

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Год

Выручка от реализации продукции, д.е.

25200

28400

34600

30800

119000

Затраты на производство реализованной продукции, д.е.

18900

21300

25950

23100

89250

Сальдо внереализационных доходов и расходов, д.е.

100

-200

-300

-150

-550

Проценты по кредиту, д.е.

18,8

18,8

18,8

18,8

75

Прибыль (убыток) планового периода, д.е.

6381,3

6881,3

8331,3

7531,3

29125

Налог на прибыль, д.е.

1531,5

1651,5

1999,5

1807,5

6990

Нераспределенная прибыль, д.е.

4849,8

5229,8

6331,8

5723,8

22135

Тоже нарастающим итогом, д.е.

4849,8

10079,5

16411,3

22135,0

22135,0

Таблица 7

Прирост текущих активов  и пассивов

Показатели

Год

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Выручка

119000

25200

28400

34600

30800

Текущие активы (Коб =15)

7933,3

1680,0

1893,3

2306,7

2053,3

Текущие пассивы (Коб = 12)

9916,7

2100,0

2366,7

2883,3

2566,7

Прирост текущих активов

853,3

480,0

213,3

413,3

-253,3

Прирост текущих пассивов

1566,7

1100,0

266,7

516,7

-316,7

Таблица 8

План движения денежных средств

Показатели

1 кв

2 кв

3кв

4 кв

Год

Поступления

Реализация трубной заготовки

5200

10400

15600

13000

44200

Производство СМР

20000

18000

19000

17800

74800

Прирост текущих пассивов

1100,0

266,7

516,7

-316,7

1566,67

Полученные инвестиции

500

500

500

500

2000

Сальдо внереализационных расходов и доходов (+)

100

0

0

0

100

ИТОГО поступлений

26900

29166,67

35616,667

30983,333

122667

Платежи

Закупка основных фондов

0

0

0

0

0

Операционные расходы

3315

6630

9945

8287,5

28177,5

Сальдо внереализационных доходов и расходов (-_)

0

200

300

150

650

Выплата % по кредиту

18,8

18,8

18,8

18,8

75

Налог на прибыль

1531,5

1651,5

1999,5

1807,5

6990

Выплата инвестиционного кредита

75

75

75

75

300

Прирост текущих активов

480,0

213,3

413,3

-253,3

853,333

ИТОГО платежей

5420,25

8788,583

12751,583

10085,417

37045,8

Чистый денежный поток

21479,8

20378,08

22865,083

20897,917

85620,8

Чистый денежный поток нарастающим итогом

21479,8

41857,83

64722,917

85620,833

213681

Таблица 9

План баланса

Показатели

на 1.01

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Внеоборотные активы

В т ч. Основные фонды

20000

20000

20000

20000

200000

Основные фонды за счет инвестиционного кредита

0

Амортизация

0

585

1170

1755

1462,5

Остаточная стоимость основных фондов

20000

19415

18245

16490

15027,5

Текущие активы

1200

1680,0

1893,3

2306,7

2053,3

Прирост текущих активов

0

480,0

213,3

413,3

-253,3

Баланс денежных средств

0

0

0

0

0

ИТОГО АКТИВОВ

21200

22160

21521,67

20965

18290

Собственные средства

20200

14110,25

13658,59

11233,25

10316,25

Нераспределенная прибыль

0

4849,8

5229,8

6331,8

5723,8

Заемные средства

0

Текущие пассивы

1000

2100,0

2366,7

2883,3

2566,7

Прирост текущих пассивов

0

1100,0

266,7

516,7

-316,7

ИТОГО ПАССИВОВ

21200

22160

21521,67

20965

18290

САЛЬДО БАЛАНСА

21200

22160

21521,67

20965

18290

Таблица 10

План движения средств

Показатели

Январь

Февраль

Март

1 квартал

Апрель

Май

Июнь

2 квартал

Июль

Август

Сентябрь

3 квартал

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

4 квартал

ИТОГО за год

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Поступление денежных средств

8400

8400

8400

25200

9466,67

9466,67

9466,67

28400

11533,33

11533,333

11533,33

34600

10266,667

10266,67

10266,67

30800

119000

2. Прочие поступления денежных средств в процессе операционной деятельности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО валовой положительный денежный поток по операционной деятельности

8400

8400

8400

25200

9466,67

9466,67

9466,67

28400

11533,33

11533,333

11533,33

34600

10266,667

10266,67

10266,67

30800

119000

3. Затраты денежных средств  на производство и реализацию продукции (без амортизации)

1105

1105

1105

3315

2210

2210

2210

6630

3315

3315

3315

9945

2762,5

2762,5

2762,5

8287,5

28177,5

4. Налоги и сборы, уплачиваемые за счет доходов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5. Налоги и сборы, уплачиваемые из прибыли

510,5

510,5

510,5

1531,5

550,5

550,5

550,5

1651,5

666,5

666,5

666,5

1999,5

602,5

602,5

602,5

1807,5

6990

ИТОГО валовой   отрицательный денежный поток по операционной деятельности (расходование денежных средств)

1615,5

1615,5

1615,5

4846,5

2760,5

2760,5

2760,5

8281,5

3981,5

3981,5

3981,5

11944,5

3365

3365

3365

10095

35167,5

Сумма чистого денежного потока по операционной деятельности

6784,5

6784,5

6784,5

20353,5

6706,17

6706,17

6706,17

20118,5

7551,833

7551,8333

7551,833

22655,5

6901,6667

6901,667

6901,667

20705

83832,5

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0

1. Поступление денежных средств от реализации основных средств и нематериальных активов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2. Поступление денежных средств  от реализации долгосрочных финансовых инструментов портфеля

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Поступление денежных средств  от планируемой реализации  ранее выкупленных собственных акций

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4. Прогнозируемая сумма дивидендов  и процентов по долгосрочным  финансовым инструментам  инвестиционного портфеля

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО валовой положительный денежный поток  по инвестиционной деятельности (поступление денежных средств)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

5. Приобретение основных средств

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6. Прирост незавершенного строительства

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7. Приобретение  нематериальных активов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8. Приобретение долгосрочных финансовых инструментов  инвестиционного портфеля

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9. Планируемый выкуп собственных акций

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО валовой отрицательный  денежный поток по инвестиционной деятельности (расходование денежных средств)

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Сумма чистого денежного потока  по инвестиционной деятельности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ПО ФИАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

0

1. Дополнительно привлекаемый из  внешних источников собственный акционерный  или паевой капитал

166,67

166,67

166,67

500,00

166,67

166,67

166,67

500,00

166,67

166,67

166,67

500,00

166,67

166,67

166,67

500,00

2000

2. Дополнительно привлекаемые долгосрочные кредит и займы

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3. Дополнительно привлекаемые краткосрочные кредиты и займы

300

0

0

300

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

300

4. Прогнозируемое поступление средств в порядке безвозмездного  целевого финансирования

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО валовой положительный поток по финансовой деятельности (поступление денежных средств)

466,67

166,67

166,67

800,00

166,67

166,67

166,67

500,00

166,67

166,67

166,67

500,00

166,67

166,67

166,67

500,00

2300

5. Выплата основного долга по долгосрочным кредитам и займам

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6. Выплата (погашение) основного долга по краткосрочным  кредитам и займам

25

25

25

75

25

25

25

75

25

25

25

75

25

25

25

75

300

7. Прогнозируемые к выплате дивиденды  собственникам

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

ИТОГО валовой отрицательный денежный поток по финансовой деятельности (выплата денежных средств)

25

25

25

75

25

25

25

75

25

25

25

75

25

25

25

75

300

Сумма чистого денежного потока по финансовой деятельности

441,67

141,67

141,67

725,00

141,67

141,67

141,67

425,00

141,67

141,67

141,67

425,00

141,67

141,67

141,67

425,00

2000

ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ  по предприятию в целом

0

1. Остаток денежных средств на начало периода

0,0

7226,2

14152,3

21078,5

42157,0

49004,8

55852,7

62700,5

83244,0

90937,5

98631,0

106324,5

129405,0

136448,3

143491,7

150535,0

2. Валовой положительный денежный поток (поступление денежных средств)

8866,7

8566,7

8566,7

26000,0

9633,3

9633,3

9633,3

28900,0

11700,0

11700,0

11700,0

35100,0

10433,3

10433,3

10433,3

31300,0

121300

3. Валовой отрицательный денежный поток (расходование денежных средств)

1640,5

1640,5

1640,5

4921,5

2785,5

2785,5

2785,5

8356,5

4006,5

4006,5

4006,5

12019,5

3390,0

3390,0

3390,0

10170,0

35467,5

4. Чистый денежный поток

7226,2

6926,2

6926,2

21078,5

6847,8

6847,8

6847,8

20543,5

7693,5

7693,5

7693,5

23080,5

7043,3

7043,3

7043,3

21130,0

85832,5

5. Остаток денежных средств на конец периода

7226,2

14152,3

21078,5

42157,0

49004,8

55852,7

62700,5

83244,0

90937,5

98631,0

106324,5

129405,0

136448,3

143491,7

150535,0

171665,0

Таблица 11

Коэффициенты оценки финансовой устойчивости

Наименование коэффициента

Формула расчета

на 01.01

на 01.04

на 01.07

на 01.10

на 01.01

ПОКАЗАТЕЛИ ФИАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

1. Коэффициент автономии

Собственный  капитал: общий капитал

0,99

0,98

0,98

0,97

0,97

2. Коэффициент финансирования

Заемный капитал: общий капитал

0,01

0,02

0,02

0,03

0,03

3. Коэффициент текущей задолженности

Краткосрочный заемный капитал общий капитал

0,01

0,02

0,02

0,03

0,03

4. Коэффициент маневренности собственного капитала

Собственные оборотные средства: общий капитал

0,99

1,32

1,35

1,52

1,51

5. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования

Собственные оборотные средства: оборотный капитал

1,00

1,00

1,00

1,00

1,00

ПОКАЗАТЕЛИ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ

6. Коэффициент абсолютной платежеспособности

(денежные средства краткосрочные фин вложения):(краткосрочные заемные средства +текущие обязательства)

0,00

16,17

17,43

21,11

19,08

7. Коэффициент текущей платежеспособности

оборотные активы : (краткосрочные заемные средства + тек обязательства)

6,73

6,32

6,30

5,86

5,35

Таблица 12

Коэффициенты оценки оборачиваемости

Наименование коэффициента

Расчет

1 кв

2 кв

3кв

4 кв

1. Коэффициент оборачиваемости  всех активов

Объем реализации: Стоимость  активов

15,0

15,0

15,0

15,0

2. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Объем реализации: стоимость оборотных средств

11,7

13,5

12,7

17,1

3. Период оборота всех активов

Число дней : коэффициент оборачиваемости всех активов

6,0

6,0

6,0

6,0

4. Период оборота оборотных активов

Число дней: коэффициент оборачиваемости оборотных активов

7,7

6,7

7,1

5,3

5. Коэффициент оборачиваемости  всего капитала

Объем реализации: стоимость капитала

1,7

2,0

3,0

2,9

6. Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала

Объем реализации : стоимость собственного капитала

1,8

2,1

3,1

3,0

7. Период оборота собственного капитала

число дней: коэффициент оборачиваемости собственного капитала

50,39

43,28

29,22

30,14

8. Коэффициент экономической рентабельности

чистая прибыль : стоимость активов

2,89

2,76

2,74

2,79

9. Коэффициент финансовой рентабельности

чистая прибыль: стоимость собственного капитала

0,34

0,38

0,56

0,55

10. Коэффициент рентабельности текущих затрат

чистая прибыль: расходы

0,26

0,25

0,24

0,25

Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 2001. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 2001. – 351 с.

5)               Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 2000. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 2001. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 2002. – 111с.

11)          Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)          Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 2002. – 558с.

14)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 2002. – 656 с.

15)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.