Порядок реорганизации юридических лиц

Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Понятие и условия реорганизации юридических лиц............................. 4

2. Виды реорганизации юридических лиц.................................................... 9

Заключение...................................................................................................... 12

Список использованной литературы........................................................... 14

Введение

Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Реорганизация представляет собой специфический способ прекращения действующих и образования новых юридических лиц (кроме случаев реорганизации в формах присоединения и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших юридических лиц к вновь возникшим.

При реорганизации юридического лица все права и обязанности или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединение юридического лица к другому, разделение юридического лица на несколько новых организаций, выделение из состава организации других юридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация представляет собой прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При ней деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.

Статьи 57 и 58 различают пять видов реорганизации: слияние (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделение (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделение (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразование (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).

В связи с этим актуальность данной работы обусловлена тем, что реорганизация юридических лиц сложна и обширна.

1. Понятие и условия реорганизации юридических лиц

Действующее гражданское законодательство РФ никак не формулирует понятие и сущностные признаки института реорганизации. Возможно, нормативное закрепление дефиниции является излишним, однако, до настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в правовой теории так, В.В. Доминская утверждает, что реорганизация общества всегда является его прекращением и учреждением нового безотносительно к тому, как осуществляется это в документах, и влечет переход прав и обязанностей, принадлежащих акционерному обществу, его правопреемником.

По мнению М.И. Брагинского, реорганизация означает прекращение юридического лица с переводом прав и обязанностей. Указанный способ прекращения юридического лица предполагает, что его деятельность продолжают другие лица.

Е.А. Суханов называет реорганизацией юридического лица их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существующих юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемства.

Развернутое понятие реорганизации приводится К.Т. Трофимовым: «Реорганизация – прекращение коммерческий организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение  цели, для которой организация создавалась».

Как видно из приведенных понятий реорганизация рассматривается как процесс прекращения юридического лица при соблюдении условия универсального правопреемства. Между тем очевидно, что прекращения юридического лица не является целью проводимой реорганизации.

Так К.Т. Трофимов выделяет две цели реорганизации – «внутренние (в интересах организации): получение прибыли, повышение эффективности использования имущественного комплекса, и внешние в интересах третьих лиц».

С содержательной стороны реорганизацию можно определить как способ консолидации или разделения имущества (бизнеса) участниками юридического лица.

Значимыми признаками реорганизации являются:

-           универсальное правительство вновь возникших ( в случае присоединения – измененных) юридических лиц, включающее, помимо перехода к приемнику имущественных и исключительных прав, также передачу имущественных обязанностей (пассива).

-           изменение размера уставного капитала (абсолютной величины собственных средств) и субъективного состава участников реорганизуемого юридического лица (за исключением преобразования).

-           учреждение вновь образуемых обществ

-           правопреемников не самим реорганизуемым обществом, а его участниками  (всеми или частью в зависимости от вида реорганизации), и как следствие – отсутствие какой- либо связи (обязательственно – правовой или вещной) между реорганизованным юридическим лицом и его правопреемником, полная автономия последнего.

Аналогом реорганизации может послужить другой механизм, основанный на классическом понятии сделки.

Любая реорганизационная процедура наряду с тем, что она затрагивает права и обязанности кредиторов и должников юридических лиц, участвующих в реорганизации, порождает также много проблем во взаимоотношениях между юридическими лицами, задействованными в реорганизации. Реорганизация, с точки зрения гражданского права, может рассматриваться как сделка (ст. 153 ГК РФ), а потому к реорганизации применимы все правила Кодекса о недействительности сделок. Таким образом, пороки воли и иные основания недействительности сделок, выявленные со стороны хотя бы одного из участвующих в реорганизации юридических лиц, могут приводить к недействительности реорганизации в отношении всех включенных в нее юридических лиц.

Вместе с тем в законодательном порядке следовало бы установить дифференцированный подход в данном вопросе по отношению к различным формам реорганизации. Очевидно, что при реорганизации в форме преобразования, выделения, разделения указанное правило применимо; однако при реорганизации в форме слияния или присоединения, исходя из ст. 180 ГК РФ (недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части), необходимо установить особые условия, при которых недействительность реорганизации со стороны одного из участвующих в такой реорганизации юридических лиц не порочила бы всей реорганизации. Детальные правила требуется предусмотреть и для сохранения в силе договора о слиянии или присоединении, если недействительность части сделки позволяет сохранить реорганизацию в целом. Вообще, в законодательном порядке следовало бы установить особые основания признания реорганизации недействительной, в том числе оговорив, что реорганизация может быть признана недействительной лишь в судебном порядке, за исключением случая, когда такое требование выдвигается всеми участниками (учредителями, членами, акционерами) организаций, задействованных в реорганизации.

По общему правилу, принятие решения о реорганизации юридического лица относится к исключительной компетенции его учредителей. общими условиями реорганизации юридических лиц установленными в нормативных актах являются:

Во-первых, наличие решения общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в реорганизации, или решения учредителей.

Во-вторых, наличие передаточного акта либо разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношениях всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспориваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт должен быть утвержден учредителями юридического лица либо органом, принявшем решение о его реорганизации. Невыполнение этого требования либо отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правоприемстве является безусловным основанием к отказу в государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

В –третьих, необходимо письменно уведомить кредиторов юридического лица о принятом решении (ст. 60 ГК РФ). Именно с момента получения письменного уведомления кредитор приобретает право требовать прекращения или долгосрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемое юридическое лицо.

В – четвертых, в случаях, специально установленных законодательством, реорганизация юридического лица в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Так например, в соответствии с положением ст. 17. Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом осуществляется государственный контроль за:

-       созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций);

-       слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма активов по последнему балансу превышают 100 тыс. минимальных оплат труда;

-       ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которого на соответствующим товарном рынке будет превышать 35%, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.

Указанный закон предусматривает, что органы управления, принявший решение о реорганизации юридического лица, должен получить предварительное согласии Федерального антимонопольного органа. При этом вопрос о реорганизации юридического лица, которое может вызвать экономические, социальные, демографические и др. негативные последствия, затрагивающие интересы населения, должен согласовываться с местными органами власти.

В-пятых, наличие соответствующего договора в случае слияния или присоединения юридического лица.

В-шестых, проведение полной инвентаризации имущества реорганизуемых обществ, обязательств которой предусмотрено п. 27. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

2. Виды реорганизации юридических лиц

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может быть осуществлена в одной из следующих форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Г.С. Шапкина предлагает объединить названные способы реорганизации в три группы.

Первая – укрупнение общества, когда на основе двух или нескольких АО создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение.

Вторая – разукрупнение АО, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и проч.) создается одно или несколько новых обществ.

Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица.

По мнению К.Т. Трофимова, по отношению к волеизъявлению собственника основания реорганизации можно классифицировать на добровольные (по решению участников, собственника либо уполномоченного органа), принудительные (по решению компетентного государственного органа) и вынужденные (вызванные изменением действующего законодательства). К последним К.Т. Трофимов относит также процедуру приведения учредительных документов полных и смешанных товариществ, товариществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в соответствие с действующим законодательством, что вряд ли можно признать правильным .

М.И. Кулагин, исследуя институт реорганизации юридических лиц в иностранном законодательстве, утверждал, что реорганизация юридических лиц, несмотря на различные термины, использованные в законодательстве отдельных капиталистических стран, в основном может быть трех видов: слияние, при котором две или несколько компаний объединяются в одну новую; поглощение, когда одна или несколько компаний присоединяются к уже существующему юридическому лицу и таким образом не происходит, в отличие от слияния, образования нового субъекта права ; разделение, при котором юридическое лицо распадается на два или несколько новых субъектов права. Иногда приведенную классификацию дополняют и другими формами реорганизации, в частности операцией по выделению. Последняя предполагает передачу от одного юридического лица части имущества вновь создаваемому субъекту права без прекращения деятельности компании-донора.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Слияние характеризуется тем, что несколько предприятий образуют одно новое юридическое лицо, а ранее существовавшие субъекты права прекращают свою деятельность. Реорганизация в форме завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Присоединение предусматривает, что к одному юридическому лицу переходят все права и обязанности другого (присоединяемого) юридического лица на основании передаточного акта. При этом присоединяющее юридическое лицо реорганизуется, а присоединяющееся прекращается. В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "Об акционерных обществах" и п. 1 ст. 53 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.

Отличительным свойством реорганизации в форме присоединения является также то очевидное обстоятельство, что она не влечет возникновение новых юридических лиц. Тем не менее законодатель в ст. 8 Закона "Об акционерных обществах" предусмотрел, что общество может быть создано "путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования)". Отнесение реорганизации в форме присоединения к способам создания юридического лица представляется явной ошибкой и требует соответствующей корректировки законодательства.

Действующие законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие процесс реорганизации юридических лиц, предусматривают, что процедуры слияния и присоединения должны сопровождаться заключением соответствующего договора. Так, ст. 16, 17 Закона "Об акционерных обществах", ст. 52, 53 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" содержат положения, согласно которым общества, участвующие в слиянии или присоединении, должны заключить соответствующий договор.

Заключение

Бум, связанный с созданием, регистрацией, утверждением на российском рынке акционерных обществ прошел, но вопросы их реорганизации, преобразования и подчас ликвидации продолжают интересовать многих.

Реорганизация названа в законе как один из способов создания акционерных обществ, но этим указанное понятие не исчерпывается. В результате ее может изменяться организационно-правовая форма юридического лица (при преобразовании), в связи с чем акционерное общество перестает существовать, а на его основе возникает юридическое лицо иной формы. Вместе с тем акционерные общества могут возникать при преобразовании юридических лиц и других организационно-правовых форм: обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов. В Законе названы пять форм реорганизации обществ: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Любая из этих форм может использоваться при добровольной реорганизации. Иные основания и порядок реорганизации определяются ГК РФ и другими федеральными законами (ст. 15 Закона).

При реорганизации юридических лиц во всех случаях осуществляется переход прав и обязанностей —реорганизуемого лица к вновь возникающим в порядке универсального правопреемства.

Способы реорганизации обществ можно подразделить на три группы, каждая из которых имеет свои особенности.

Первая - укрупнение обществ, когда на основе двух или нескольких акционерных обществ создается одно, более крупное, поглощающее ранее существовавшие. Сюда относятся слияние обществ и присоединение. При слиянии возникает новое общество, к которому переходят все права и обязанности объединяющихся обществ с прекращением их деятельности в качестве самостоятельных юридических лиц (п. 1 ст. 16 Закона). В случае присоединения также происходит объединение двух или нескольких обществ, но одно из них - то, к которому присоединяются другие - сохраняет свой статус юридического лица, а присоединяемые вливаются в него и прекращают свою самостоятельную деятельность.

Вторая группа - разукрупнение акционерных обществ, при котором на основе одного создаются два или несколько новых, и выделение, при котором реорганизуемое общество сохраняет свой статус, но путем передачи части принадлежащих ему прав и обязанностей (выделения имущества и пр.) создается одно или несколько новых обществ.

Особое место среди способов реорганизации занимает преобразование общества, при котором происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. 

Для каждого из этих способов установлен определенный набор требований

Список использованной литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта 2002 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; 1996. 6,7,8 февраля; 2001. 28 ноября

3.     Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г.)

4.     Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). Под ред. Садикова О. Н. – М., 1997 г.

5.     Комментарий части первой Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей / Под ред. М.И. Брагинского. С. 130.

6.     Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. –  СПб.: Экон. шк., 1997 – Т. 2, 1997. – 669 с.

7.     Гусев Е.В. Реорганизация предприятия: процессный подход. //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Экономика. –2001. – № 1, Вып. 1. – С. 84-88.

8.     Дак Д.Д. Монстр перемен: Причины успеха и провала организационных преобразований. – М.: Альпина Паблишер, 2002. – 315 с.

9.     Коровайко А. Реорганизация юридических лиц: проблемы правового регулирования. – Ростов, Экономика и жизнь, 1999 г.

10.            Курбангалеева О.А. Как реорганизовать предприятие? Преобразование. Разделение. Выделение. Присоединение. Слияние. – М.: Вершина, 2004. – 190 с.

11.            Ликвидация и реорганизация предприятия: Норматив. База /Ред. Е.А. Лавягина. – М.: Приор, 2000. – 239 с.

12.            Миронова М. Реорганизация и ликвидация юридических лиц: правовые и налоговые аспекты. –М.: Гарант-Сибирь, 1999 г.

13.            Рудяк Е. О реорганизации акционерного общества. // Актуальные проблемы права России и стран СНГ- 2004: Материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию и памяти проф. Ю.Д. Лившица, 1-2 апр. 2004 г. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004.-Ч. 2. - С. 144-146.

14.            Создание, реорганизация и ликвидация организаций: Практ. справ. пособие/ Сост. М.Н. Сафонов. – М.: Изд. дом "ИНФРА-М", 1997. – 126 с.

15.            Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих предприятий // Хозяйство и право 2001г. №3. с. 68.

16.            Хаммер М., Чампи Д. Реинжениринг корпорации. Манифест революции в бизнесе. – СПб.: Изд- во СПб. ун-та, 1997. – 327 с.

17.            Чувилин А. Реорганизация АО// Закон 1997. № 5. С. 39.