Магазины розничной торговли - бухгалтерский и налоговый аспект
© www.dis.ru/buntorg N3-2000 |
Правовое регулирование
Определение понятия “магазин” приведено в постановлении Госкомстата РФ от 18 августа 1999 г. № 78 “Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за оптовой и розничной торговлей на 2000 год”:
“К магазину относится специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми залами и помещениями для покупателей, а также помещениями для приема, хранения, подготовки товаров к продаже”.
Там же приведены определения других мест, в которых осуществляется розничная торговля — павильонов, палаток и киосков.
Павильоны — закрытые, оборудованные строения, имеющие торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест.
Палатка (ларек) — это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Киоск — закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
Законом г. Москвы от 9 декабря 1998 г. № 29 “О торговой деятельности в городе Москве” сформулированы следующие понятия.
Розничная торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.
Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.
Оптовая торговля — вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров производителями или торговыми посредниками для дальнейшего использования в розничной торговле или профессионального использования.
Мелкооптовая торговля — разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.
Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.
Хотя все эти виды деятельности в той или иной степени могут осуществляться магазинами розничной торговли, основным видом услуг, оказываемых этими субъектами предпринимательства является розничная купля-продажа.
Таким образом, под магазином розничной торговли можно также понимать организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность посредством заключения и выполнения договора розничной купли-продажи.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Основные требования, предъявляемые к этому договору, сформулированы в статьях 492-500 ГК РФ.
К числу основных положений, которые следует учитывать при заключении этого вида договора и исполнения обязанностей по нему, относятся следующие:
- договор розничной купли — продажи является публичным договором;
- к отношениям по договору розничной купли — продажи с участием покупателя — гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними;
- договор розничной купли — продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий;
- продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации;
- покупатель вправе до заключения договора розничной купли — продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле;
- продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации;
- договор розничной купли — продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Если иное не предусмотрено договором, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора. При этом дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором;
- покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли — продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства;
- покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара;
- покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.
Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца;
покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов на устранение недостатков товара.
Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
Вместо предъявления указанных выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли — продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств;
в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли — продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре.
Основные требования к организации розничной торговли определены в Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети, утвержденных письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9
Так как розничная торговля отличается весьма широкой номенклатурой продаваемых товаров, то и процесс реализации различных товаров будет специфичным. Это обуславливает необходимость обособленного регулирования торговли отдельных видов товаров. В настоящее время действуют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (в редакции постановления Правительства РФ от 20 октября 1998 г. № 1222).
В постановлении, в частности, отдельно рассмотрены особенности продажи следующих видов товаров:
- продовольственных товаров;
- текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви;
- технически сложных товаров бытового назначения;
- парфюмерно-косметических товаров;
- автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов;
- изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
- животных и растений;
- товаров бытовой химии;
- пестицидов и агрохимикатов;
- экземпляров фильмов, воспроизведенных на видеоносителях;
- оружия и патронов к нему.
Этим же постановлением утвержден Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара
Бухгалтерский учет приобретения и реализации товаров
В соответствии с пунктом 60 Положения по ведению бухгалтерского учета товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения.
При продаже (отпуске) товаров их стоимость разрешается списывать с применением методов оценки, изложенных в пункте 58 Положения, а именно:
- по себестоимости единицы товаров;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Термин “себестоимость” в отношении товаров может быть использован, так как на них распространяется действие ПБУ 5/98, а материально-производственные запасы оцениваются, как правило, по фактической себестоимости.
В том же пункте Положения по ведению бухгалтерского учета уточняется, что при учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей.
Таким образом, магазины розничной торговли в отношении приобретаемых и реализуемых ими товаров могут применять два основных метода оценки:
- по покупным ценам (фактической себестоимости приобретения);
- по продажным ценам.
Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета допускается в отношении товаров, на которые цена в течение отчетного года снизилась, либо которые морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, их отражение в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения), с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты.
Кроме того, при организации бухгалтерского учета товаров следует иметь в виду следующие особенности деятельности магазинов розничной торговли:
- во-первых, магазином наряду с розничной торговлей может использоваться и оптовая торговля. До 2000 года при осуществлении двух этих видов торговли ведение раздельного учета было обязательным. Это обуславливалось тем, что порядок исчисления налога на добавленную стоимость по оптовым и розничным продажам в принципе различался. После 1 января 2000 года с внесением изменений в Закон об НДС Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 36-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, НДС по оптовым и розничным продажам исчисляется по единой схеме. Следовательно, с точки зрения налогообложения организация раздельного учета по этому признаку уже не обязательна. Однако раздельный учет необходим для нужд статистической отчетности, исчисления налога с продаж и по некоторым другим причинам. Разумеется, если по розничным продажам используется метод учета товаров по продажным ценам, раздельный учет обязателен; для оптовых продаж применение этого метода действующими нормативными документами не предусмотрено;
- во-вторых, розничный магазин может заниматься торговлей на условиях договора комиссии, причем сам магазин может выступать как в роли комитента, так и в роли комиссионера. Так как договор комиссии и договор розничной купли-продажи суть двух разных вида договора (регулируемые разными статьями ГК РФ), то и учет обязательств и расчетов по этим видам договоров должен организовываться раздельно.
Аналитический учет товаров в магазинах розничной торговли ведется:
а) по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;
б) по каждому хозяйствующему субъекту — по материально ответственным лицам;
в) по каждому материально ответственному лицу — по ассортименту товаров;
г) а также в удобном для предприятия разрезе.
Разрезы аналитического учета “По хозяйствующим субъектам” и “По материально ответственным лицам” совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада).
В комиссионной торговле учет ведется по каждой единице товаров, поскольку расчеты с комитентами осуществляются за каждую вещь в отдельности.
Учет товаров в магазинах организуется:
- в бухгалтерии — по материально ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;
- на складах — по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
Основным документом, который детально устанавливает порядок организации бухгалтерского учета в торгующих организациях вообще и в магазинах розничной торговли, в частности, являются Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 (далее — Методические рекомендации). Данный документ не имеет нормативного характера, так как процедуру регистрации в Минюсте РФ он не проходил. Тем не менее, при организации бухгалтерского учета он может использоваться, так как не устанавливает каких-либо новых правил или требований, противоречащих положениям документов системы законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности или расширительно толкующих эти положения.
Разумеется, учитывая год разработки и издания Методических рекомендаций, следует учитывать требования вновь вышедших нормативных документов и применять Методические рекомендации только в части, не противоречащей им.
Поступление, перемещение и отпуск товарно-материальных ценностей оформляется первичными документами в количественном и стоимостном выражении. Формы первичных учетных документов определяются и устанавливаются организацией в составе применяемой ею системы учетной документации для регистрации хозяйственных операций (в соответствии с Альбомом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. № 132.
Документальное оформление реализации и отпуска товаров
Оформление и учет реализации товаров в торговой организации зависит от способа расчета за приобретаемый товар между покупателем и продавцом. Товары в организациях торговли реализуются как за наличный расчет, так и по безналичному расчету. В магазинах розничной торговли основным видом расчетов является расчет наличными деньгами. Денежные расчеты с населением обязательно должны вестись с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, постановлением Совмина — Правительства РФ от 30 июля 1993 г. (в редакции от 7 января 1999 г.) № 745 “Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины” (с изменениями и дополнениями).
Формы документов для учета наличных денег без применения контрольно-кассовых машин определяются соответствующими приказами Минфина РФ. Перечень таких документов постоянно расширяется.
Если розничный магазин осуществляет торговлю не только в торговом зале, но и через киоски, ларьки и лотки, то материально ответственным лицам, работающим в них, выдается в одном экземпляре “Товарный журнал работника мелкорозничной торговли” по форме № ТОРГ-23. Отпуск товаров оформляется расходной накладной. Данные об отпуске товаров и получении выручки отражаются в книге по совершению операций на основании приходно-расходных документов с выведением каждый раз нового остатка товаров. Записи в книге производятся ответственными лицами, отпускающими товар или принимающими выручку.
Если товары отпускаются на день (смену) работы материально ответственным лицам, то отпуск оформляется Расходно-приходной накладной (для мелкорозничной торговли) по форме № ТОРГ-14.
Прием наличных денег, сданных материально ответственным лицом по окончании рабочего дня в кассу магазина, оформляется приходным кассовым ордером. Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую продан товар, указываются в расходно-приходной накладной. Количество и сумма не реализованных за день товаров указываются в соответствующих графах расходно-приходной накладной. Затем суммы выручки, полученные кассой, сверяются с суммой проданных товаров. Полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.
Реализация товаров мелким оптом осуществляется на основании письма-требования на отпуск товара от покупателя, счета на оплату товара, а отпуск товаров осуществляется после оплаты счетов и оформляется расходной накладной, в которой делается отметка об отпуске и получении товара и ставится круглая печать организации.
Руководителям и главным бухгалтерам организаций по мелкооптовой торговле предоставляется право устанавливать стоимостной, количественно-стоимостной или оперативно-бухгалтерский методы учета товаров, исходя из конкретных условий их работы (объема товарооборота, товарных запасов, ассортимента реализуемых товаров и т.п.) и при условии обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.
Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями магазина (торговыми залами или между торговыми залами и точками уличной торговли), где работают разные материально ответственные лица (бригады), а также перемещение товаров из одного структурного подразделения в другое проводятся на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации (о чем обязательно необходимо сделать отметку в документах) и оформляются накладной в установленном порядке. Подпись материально ответственного лица, отпустившего товар, заверяется круглой печатью торговой организации. На накладную обязательно накладываетсяштамп организации, что подтверждает соответствие отпущенных товаров данным, указанным в накладной.
Внутреннее перемещение товаров учитывается отдельной строкой в товарном отчете.
Материально ответственным лицам в структурных подразделениях организации рекомендуется вести Журнал учета поступления товара, Журнал учета отпуска товара, в которых должны быть указаны номер, дата поступления (или отпуска), наименование товара, количество единиц и сумма поступления (или отпуска), фамилии, инициалы и подпись лица, принявшего (выдавшего) товар.
Данные учетные регистры в настоящее время не входят в состав форм первичной учетной документации по учету торговых операций, однако они успешно применялись ранее и служили элементом дополнительного контроля за документооборотом. Поэтому мы не видим оснований отказываться от применения приведенных форм журналов в дальнейшем.
Материально ответственные лица должны составлять отчетность о наличии и движении товаров в сроки от 1 до 10 дней, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации в зависимости от условий работы.
Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления Товарного отчета форма № ТОРГ-29. В адресной части товарного отчета указывается наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, номер отчета, период, за который составляется товарный отчет.
В приходной части товарного отчета отражается в стоимостном выражении остаток товаров на дату составления предыдущего товарного отчета и поступление товаров и тары по сопроводительным документам.
Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно; рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.
В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.
Каждый расходный документ отражается отдельной строкой (продажа товаров мелким оптом, возврат недоброкачественных товаров, переброска товаров).
Основой товарного отчета является подтверждение товарного остатка.
Товарные отчеты составляются материально ответственными лицами в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.
Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке. Нумерация товарных отчетов должна быть последовательной с начала и до конца года с первого номера. Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе не с начала года, нумеруются с начала их работы.
В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и их подчистка не допускаются. Допущенные ошибки в товарных отчетах исправляются таким образом: одной чертой зачеркивается неправильная запись и надписывается правильный текст или цифровые данные.
Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью “исправлено” и подтверждено подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.
Если в торговой организации дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один — с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй — от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.
Если материальная ответственность за материальные и денежные ценности объединена в одном лице или бригаде, то рекомендуется составлять Товарно-кассовый отчет. В приходной части Товарно-кассового отчета указываются остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику. В расходной части Товарно-кассового отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день отчетного периода в целом по предприятию в хронологическом порядке и суммируется расход (сумма выручки) по организации. Затем рассчитывается остаток товаров на дату составления товарно-кассового отчета.
При учете товаров по покупным ценам, при ведении сортового, партионного учета товаров рекомендуется вместо товарного отчета составлять Сопроводительные реестры сдачи документов ТОРГ-31. В реестре необходимо указывать только наименования приходных и расходных документов, их число (отдельно по каждой строке) и номера. Реестры составляются в двух экземплярах, первый вместе с оправдательными документами передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
Продавцы мелкорозничной сети отчеты не составляют, так как сама форма товарного отчета предполагает наличие товара на начало и конец рабочего дня. Они обязаны ежедневно сдавать в кассу организации торговую выручку, а непроданные товары возвращать в магазин. Продавцам мелкорозничной сети отпуск товаров оформляется расходно-приходной накладной, которую выписывают в двух экземплярах. По окончании рабочего дня возвращенный товар и сумму выручки, подтвержденную квитанцией, записывают в расходно-приходную накладную. Новую партию товара продавцу выдают после того, как он рассчитался за ранее полученные товары.
Материально ответственные лица, отпустившие товары в мелкорозничную сеть, включают расходно-приходные накладные в товарные отчеты и сдают в бухгалтерию торговой организации, где проверяется соблюдение правил отпуска товаров продавцам, законченность расчетов по каждой накладной.
Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров.
При отражении движения товаров в бухгалтерском учете следует иметь в виду, что оборот по дебету счета 41 “Товары” по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, оборот по кредиту — общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в отчете.
При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 “Торговая наценка”.
Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 “Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение” по ценам, указанным в сопроводительных документах.
Товары, принятые на комиссию, учитываются на забалансовом счете 004 “Товары, принятые на комиссию” в ценах, предусмотренных в приемосдаточных актах.
Учет оплаты товара и его получения
Оплата товара поставщику вне зависимости от выбранного метода их учета в бухгалтерском учете оформляется обычным порядком:
при предварительной оплате:
дебет счета 61 “Расчеты по авансам выданным” кредит счета 51 “Расчетный счет” — на сумму стоимости оплаченных расчетных документов;
при последующей оплате:
дебет счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” кредит счета 51.
Поступление товаров в магазин оформляется в зависимости от принятого метода учета — по покупным ценам или по продажной стоимости.
При поступлении товаров оформляются следующие проводки:
дебет счета 41, субсчет “Товары на складах” кредит счета 60 — на покупную стоимость приобретенных товаров.
Если при приемке товаров выявляется их недостача, то приведенная проводка оформляется на покупную стоимость фактически поступивших товаров, которая определяется как разность между стоимостью товаров, показанной в сопроводительном товарном документе поставщика, и недостачей товаров, выявленной при их приемке.
Так как после 1 января 2000 г. порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по розничной и оптовой торговле является единым, то независимо от избранного метода учета товаров, а также от того, для какой торговли приобретаются товары — розничной или оптовой — сумма НДС, выделенная в расчетных документах, отражается проводкой:
дебет счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям” кредит счета 60;
дебет счета 41 кредит счета 42 — на разность между стоимостью товаров по учетным и покупным ценам. В данном случае речь идет о списании торговой надбавки, которая определяется по ее проценту от стоимости фактически поступивших товаров.
При отражении в учете операций по поступлении товаров данная проводка является единственной, которая отличает учет по продажным ценам от учета по покупной стоимости (разумеется, в последнем случае проводка не оформляется).
Так как к счету 41 может открываться и субсчет “Тара под товаром и порожняя”, а также, учитывая особый порядок расчетов по таре, при поступлении товаров, как правило, оформляется еще одна проводка:
дебет счета 41, субсчет “Тара под товаром и порожняя” кредит счета 60 — на сумму стоимости тары под товарами, полученными от поставщика.
Если транспортные расходы по доставке товара оплачиваются магазином отдельно, их стоимость относится на издержки обращения:
дебет счета 44 “Издержки обращения” кредит счета 60 — на сумму произведенных транспортных расходов.
Одновременно на сумму налога на добавленную стоимость по сумме транспортных расходов оформляется проводка:
дебет счета 19 кредит счета 60.
Если при приемке товаров выявлена недостача или порча товаров по вине поставщика или транспортной организации оформляется проводка:
дебет счета 63 “Расчеты по претензиям” кредит счета 60 — на сумму покупной стоимости недостающих или испорченных товаров
Данная проводка оформляется, если деньги поставщику еще не перечислены, но условиями договора отказ покупателя от оплаты недостающих (испорченных) товаров не предусмотрен, а также если деньги уже перечислены (на основании соответствующего акта и претензионного письма).
Разумеется, если деньги за товар поставщику не перечислены, данная проводка не оформляется — покупатель при оплате товаров просто уменьшает сумму платежа на стоимость этих товаров.
Если недостача произошла по другим причинам (например, действия работников магазина или чрезвычайные обстоятельства), стоимость недостачи до принятия решения об источниках возмещения относится на счет 84 “Недостачи и потери от порчи ценностей”:
дебет счета 84 кредит счета 41.
Учет реализации товаров
Учет реализации товаров ведется на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”. Дебетовый оборот счета 46 отражает себестоимость реализованных товаров (покупная стоимость реализованных товаров плюс издержки обращения, относящиеся к реализованным товарам). Кредитовый оборот показывает продажную стоимость реализованных товаров. Сальдо счета 46 отражает результат от реализации товаров.
При реализации товаров оформляются следующие проводки:
дебет счета 41 субсчет “Товары в розничной торговле” кредит счета 41, субсчет “Товары на складах” — на сумму стоимости товаров, переданных в продажу;
дебет счета 50 “Касса” кредит счета 46 — на сумму полученной магазином выручки;
дебет счета 46 кредит счета 44 — на сумму издержек обращения, связанных с осуществлением магазином основной деятельности;
дебет счета 46 кредит счета 68 “Расчеты с бюджетом” — на сумму начисленного налога на добавленную стоимость по суммам стоимости реализованных товаров;
дебет счета 68 кредит счета 19 — на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров;
дебет счета 46 кредит счета 41, субсчет “Товары в розничной торговле” — на сумму стоимости реализованных товаров.
Последняя проводка оформляется на сумму стоимости товаров по балансовой стоимости вне зависимости от принятого организацией метода учета товаров.
Если учет товаров ведется по продажным ценам, в кредит счета 46 должна быть также списана торговая надбавка в части соответствующей стоимости реализованных товаров.
При этом возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете данной операции:
дебет счета 42 кредит счета 46 — обычным способом
или
дебет счета 46 кредит счета 42 — способом “красное сторно”.
Магазином розничной торговли может применяться одна из двух схем учета товаров — натурально-стоимостная и стоимостная.
В первом случае проводка: дебет счета 46 кредит счета 41 в течение месяца делается на основании информации о реализации конкретных товаров с конкретными покупными ценами.
Если в торговой организации применяется стоимостная схема учета товаров, то стоимость реализованных товаров по покупным ценам (Р) рассчитывается по формуле
Р = Он + П — Ок,
где Он — остаток товаров на начало периода;
П — поступление товаров за отчетный период;
Ок — остаток товаров на конец периода.
Поступление товаров за отчетный период определяют в сумме дебетового оборота счета 41 на основании приходных документов.
Остаток товаров в стоимостном выражении рассчитывают:
1) на основе описи материально ответственных лиц об остатках товаров в натуральных показателях;
2) бухгалтер проставляет в описи цены на каждое наименование товаров исходя из применяемого в организации способа оценки товаров. В этом случае списание стоимости товаров в дебет счета 46 производится по окончании отчетного периода.
Учет и документальное оформление потерь и уценки товаров
Товарные потери, возникающие от естественной убыли, боя (только продовольственных товаров) исчисляются по нормам (размерам) в порядке, установленном действующими инструкциями.
Товарные потери при транспортировании списываются в пределах установленных норм по каждому товарно-транспортному документу в том случае, если при приемке фактическое наличие товаров будет меньше, чем указано в документах поставщика.
Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленных при транспортировании, оформляется Актом о приемке товаров (форма № ТОРГ-1). Эта форма акта применяется для оформления приема и оприходования фактически полученного товара (материала), поступившего без счета поставщика. Акт также может быть применен в тех случаях, когда документы поставщика имеют различное конструктивное построение (т.е. оформляет любое поступление товара на предприятие по фактическому наличию). Акт составляется в двух экземплярах.
Сверхнормативные товарные потери при транспортировании могут относиться за счет поставщика или организации транспорта.
Чаще всего недостача и порча имеет место при транспортировке, хранении и реализации продовольственных товаров. Перечень действующих норм естественной убыли и боя в организациях розничной торговли при хранении и реализации утверждены приказом Министерства внешних экономических связей и торговли РФ от 19 декабря 1997 г. № 631 “О нормах естественной убыли”. Эти нормы применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период. Они являются предельными и применяются только в тех случаях, когда при инвентаризации товаров установлена недостача.
Списание недостачи за счет естественной убыли и боя товаров производится после инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного в установленном порядке.
Недостача товаров сверх установленных норм убыли и потери от порчи при наличии акта о бое могут быть списаны организациями за счет дохода, когда конкретные виновники недостачи и порчи не установлены.
К товарным потерям относится также завес тары (разница между фактическим весом тары из-под товара и ее массой по трафарету). Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в Журнале регистрации товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-7), требующих завеса тары. Записи в книгу производятся на основании приемных товарных документов. Завес тары регистрируется в этой книге на основании Акта о завесе тары (форма № ТОРГ-6).
Акт о завесе тары составляется в двух экземплярах и передается с товарным отчетом в бухгалтерию. Первый прилагается к товарному отчету, второй экземпляр вместе с рекламацией направляется поставщику для возмещения потерь товаров. Акт о завесе тары составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения, а по таре из-под влажных товаров (повидло, варенье и т.д.) немедленно после ее освобождения. На таре делается отметка несмываемой краской об актировании завеса с указанием даты и номера акта.
Выявленная при инвентаризации недостача товаров вследствие завеса тары списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли. Акты на завес рыбы и рыбопродуктов (кроме икры) не составляются. Завес тары по этим товарам списывается за счет дополнительной скидки, предоставленной поставщиком.
Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании за счет поставщика ему направляют претензионное письмо вместе с экземпляром акта о завесе тары.
В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой:
дебет счета 63 кредит счета 60.
Если предъявить претензию поставщику невозможно, потери товаров от завеса тары, как правило, относят на виновных лиц. Кстати, позиция налоговых органов состоит в том, что за счет торговой организации (магазина) суммы потерь товаров (не только от завеса тары) могут быть списаны лишь в исключительных случаях.
По некоторым товарам поставщики могут предоставлять магазинам специальную скидку на завес тары. При поступлении товаров эту скидку записывают на кредит счета 42 (на аналитический счет “Скидка на завес тары”). По таким товарам акты на завес тары не составляют и претензии поставщикам не предъявляют, фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки.
Завес тары за счет скидки списывают только в том случае, если при инвентаризации будет выявлена недостача товаров сверх норм естественной убыли. Первоначально списывают сумму полученной скидки на завес тары (за вычетом скидки, относящейся к остатку затаренных товаров), а затем в соответствующей сумме естественную убыль.
В большинстве случаев источник возмещения потерь от завеса тары сразу определить невозможно. Поэтому первоначально делается проводка:
дебет счета 84 кредит счета 41.
После решения руководителя организации о порядке списания завеса тары на стоимость товаров по покупным ценам оформляется проводка:
дебет счета 63 кредит счета 84 — при списании за счет поставщика;
дебет счета 42 (аналитический счет “Скидка на завес тары”) кредит счета 84 — при списании за счет специальной скидки;
дебет счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” кредит счета 84 — при списании за счет магазина.
Отнесение потерь от завеса тары на издержки обращения (проводка дебет счета 80 “Прибыли и убытки” кредит счета 84) действующими нормативными документами не предусмотрено).
Если товары учитывают по продажным ценам, то одновременно на сумму торговой надбавки, относящейся к завесу тары, делается запись:
дебет счета 83, субсчет “Разница между покупной и оценочной стоимостью” кредит счета 84.
При списании потерь от завеса тары за счет виновного лица на стоимость товаров по учетным ценам делается запись:
дебет счета 73, субсчет “Расчеты по возмещению материального ущерба” кредит счета 84.
Порчу, бой и лом товаров оформляют Актом о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей (форма № ТОРГ-15), в котором указывают наименование, артикул, сорт, цену, количество и стоимость товаров, причину и виновников потерь, возможности дальнейшего использования товаров (продажа по сниженным ценам, сдача в утиль или переработку, откормочным организациям) или уничтожении. Акт составляется в 3-х экземплярах комиссией с участием представителя администрации предприятия (или вышестоящей организации), и материально ответственного лица. В необходимых случаях, при порче продовольственных товаров, в состав комиссии включается представитель санитарного надзора. Товары, пришедшие в полную негодность должны быть полностью уничтожены. Акт утверждается руководителем торгового предприятия, пользующегося правами юридического лица. То есть руководитель филиала, представительства или иного структурного подразделения магазина розничной торговли права на утверждение такого акта не имеет.
Сдачу товаров в утиль, переработку или откормочным организациям оформляют товарно-транспортной накладной. Уничтожают испорченные товары в присутствии комиссии, составившей акт, во избежание повторного представления товаров для актирования и списания.
Поскольку порча, бой, лом товаров являются следствием бесхозяйственности, потери следует взыскать с виновных лиц. Лишь в исключительных случаях (когда конкретных виновников установить невозможно) потери списываются за счет организации.
Потери от порчи, боя, лома товаров отражают в учете в общеустановленном порядке.
Величину потерь вследствие естественной убыли (Е) определяют по формуле
Е = Т х Н : 100,
где Т — стоимость (масса) проданного товара;
Н — норма естественной убыли, %.
При партионном способе хранения товаров срок хранения исчисляют по партионной карте исходя из даты поступления товаров и даты отпуска.
При сортовом способе хранения определяют средний срок хранения товаров (С) по формуле
С = О : Р,
где О — средний суточный остаток товара за период между инвентаризациями;
Р — однодневный оборот товара за межинвентаризационный период.
Средний суточный остаток товара рассчитывают делением суммы остатков товаров за каждый день хранения на число дней в межинвентаризационном периоде.
Однодневный оборот исчисляется по формуле
Р = Т : n,
где Т — оборот по товару за межинвентаризационный период;
n — число дней в межинвентаризационном периоде.
Если в магазине принята стоимостная схема учета или аналитический учет товаров по видам обычно не ведется, оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период определяют расчетным путем на основе показателей товарного баланса
3Н + П = Р + В + 3К.
Откуда:
Р = 3Н + П — В — 3К,
где 3Н — остаток товара на начало межинвентаризационного периода (по данным предыдущей инвентаризации);
П — поступило данного товара за межинвентаризационный период (по данным приходных документов);
В — выбыло данного товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);
3К — остаток товара на конец межинвентаризационного периода (по данным последней инвентаризации).
Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, получается сумма естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, определяется общая сумма естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период.
Естественная убыль может быть рассчитана также следующим образом:
1) естественная убыль на остаток товаров на начало межинвентаризационного периода;
2) естественная убыль на поступившие товары за межинвентаризационный период;
3) естественная убыль на выбывшие товары за межинвентаризационный период;
4) естественная убыль на остаток товаров на конец межинвентаризационного периода;
5) естественная убыль на товары, реализованные за межинвентаризационный период (п. 1 + п. 2 — п. 3 — п. 4).
Для магазинов с устойчивой структурой товарооборота можно устанавливать среднюю норму естественной убыли в целом для всех товаров. В этом случае сумму естественной убыли определяют путем нахождения средней нормы убыли от общего товарооборота магазина за период между инвентаризациями.
Потери товаров при перевозках вследствие естественной убыли списывают по покупной стоимости записью:
дебет счета 44 кредит счета 84.
В соответствии с пунктом 9.24 Методических рекомендаций потери товаров при хранении и реализации вследствие естественной убыли списывают в том месяце, в котором проводилась инвентаризация.
Потери товаров вследствие естественной убыли образуются за весь период между инвентаризациями (за несколько месяцев) и должны быть распределены между всеми месяцами данного периода. Для более равномерного распределения потерь от естественной убыли между всеми месяцами межинвентаризационного периода ежемесячно на издержки обращения списывают плановую сумму этих потерь, т.е. начисляют резерв на естественную убыль (решение о создании такого резерва должно быть закреплено в учетной политике организации).
Начисление резерва на списание потерь (ежемесячно) оформляется проводкой:
дебет счета 44 кредит счета 89 “Резервы предстоящих расходов и платежей” — на сумму, определяемую расчетным путем до начала года.
Списание потерь товаров за счет резерва (на покупную стоимость):
дебет счета 89 кредит счета 44.
При учете товаров по продажным ценам делается дополнительная запись на разность между стоимостью товаров по учетным и покупным ценам:
дебет счета 83 “Доходы будущих периодов”, субсчет “Разница между покупной и оценочной стоимостью” кредит счета 84.
Как правило за счет начисляемого резерва списываются потери при продаже товаров методом самообслуживания и с открытой выкладкой. Сумма ежемесячных отчислений в резерв (Р) определяется по формуле
Р — Тф х Уп : 100,
где Тф — фактический товарооборот по самообслуживанию и с открытой выкладкой;
Уп — плановый уровень товарных потерь, % к товарообороту.
При определении размеров потерь в магазинах самообслуживания и организации их учета следует руководствоваться приложениями к приказу Министерства торговли РСФСР от 8 августа 1984 г. № 194:
- № 1. Примерные дифференцированные размеры списания потерь непродовольственных и продовольственных товаров, реализуемых в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания;
- № 2. Инструкция по бухгалтерскому учету и контролю за списанием потерь товаров, реализуемых по самообслуживанию.
Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей производится по распоряжению руководителя организации.
Переоценка товаров и других товарно-материальных ценностей по решению правительства производится в соответствии с Инструкцией Минфина СССР и Госкомцен СССР от 5 мая 1986 г. №№ 75, 10-17/1500-25 “О порядке переоценки товарно-материальных ценностей в связи с изменением розничных цен и о расчетах по результатам переоценки” (документ продолжает действовать в части, не противоречащей вновь принятым документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета).
Порядок проведения уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, в предприятиях (организациях) государственной торговли регулируется “Основными положениями порядка проведения в предприятиях (организациях) государственной торговли уценки непродовольственных товаров, пользующихся ограниченным спросом населения”, утвержденными приказом Министерства торговли СССР от 2 сентября 1987 г. № 205. Руководители коммерческих организаций могут использовать положения данного приказа в качестве рекомендаций.
Порядок проведения сезонной распродажи товаров ранее устанавливался министерствами торговли союзных республик. В настоящее время полномочия федеральных и региональных органов управления не распространяются на порядок установления рыночных цен торгующими организациями (за исключением ограниченного перечня товаров, реализуемых по государственным регулируемым ценам). Следовательно, вопрос установления и размера сезонных скидок находится полностью в компетенции руководства торгующих организаций. Как правило, сезонные скидки применяются в целях предотвращения создания сверхнормативных запасов товаров на складах (затоваривания) в связи с сезонными колебаниями покупательского спроса и оптимизации размера оборотных средств.
Руководителям предприятий разрешается производить уценку овощей, фруктов, винограда и ягод, утративших в процессе розничной продажи свое первоначальное качество (увядание, помятость, деформации и т.д.). Для уценки плодоовощной продукции установлены предельные сроки. Уценка оформляется актом.
Уцененная плодоовощная продукция подлежит реализации через отдельный лоток, палатку с оформлением расходно-приходной накладной.
Уценка мерного лоскута, образующегося в розничных предприятиях, производится комиссией по мере накопления мерного лоскута. Комиссия устанавливает продажную цену, которая указывается в товарном ярлыке каждого отрезка. Уценка мерного лоскута оформляется Актом об уценке лоскута (форма № ТОРГ-25) в двух экземплярах. Первый из них прилагается к товарному отчету материально ответственного лица, второй — к накладной на передачу лоскута в магазины (отделы, секции), выделенные для его продажи.
Если в магазине товары учитываются по покупным ценам, то результаты переоценки в бухгалтерском учете не отражаются, за исключением случая, предусмотренного пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности — в соответствии с которым суммы снижения стоимости товаров следует относить на финансовые результаты.
На основании инвентаризационных описей-актов разность между стоимостью товаров по старым и новым ценам отражают на счете 14 “Переоценка материальных ценностей” (сумму уценки — на дебете, а сумму дооценки — на кредите) в корреспонденции со счетом 41.
После проверки и утверждения инвентаризационных описей-актов счет 14 списывают на соответствующие счета: счет 42, а уценку товаров, предусмотренную пунктом 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, когда потери от уценки (на сумму превышения стоимости товаров по покупным ценам над стоимостью по ценам возможной реализации) списывают на результаты хозяйственной деятельности, т.е. в дебет счета 80.
В последнее время магазинами розничной торговли применяются новые, не использовавшиеся ранее, скидки покупателям (по товарам, приобретаемым в ночное время, по купонам, размещаемым в рекламных изданиях и т.п.). Нормативными документами бухгалтерский учет таких отдельных скидок не регулируется. По нашему мнению, суммы скидок должны отражаться в учете аналогично сезонным скидкам.
Использование счета 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” для списания сумм отдельных скидок нам представляется неправомерным, так как в данном случае речь идет о новой цене договора розничной купли-продажи, а не об осуществлении отдельных расходов, подлежащих списанию за счет чистой прибыли.
Кстати, в соответствии с пунктом 3 статьи 40 части первой НК РФ при определении рыночной цены должны учитываться сезонные колебания (которые выражаются в сезонных скидках). Следовательно, в налоговом законодательстве закреплен тот же принцип - применяемые скидки устанавливают новую рыночную цену.
Что же касается прочих скидок (при осуществлении торговли в ночное время, по купонам рекламных изданий и т.п.), то их размер редко превышает 3-5 процентов, и, следовательно, не выходит за рамки колебаний, установленных подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 части первой НК РФ.
Учет выручки от реализации товаров
Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом и издержками обращения, относящимися к реализованным товарам.
Данный показатель определяется как разность между выручкой от реализации (продажной стоимостью реализованных товаров) и покупной стоимостью проданных товаров. Эта разность представляет собой торговую надбавку, относящуюся к реализованным товарам, или, иначе говоря, реализованную торговую надбавку.
Если товары учитывают по покупным ценам при организации учета по количественно-стоимостной схеме, то валовой доход от реализации выявляется автоматически как кредитовое сальдо счета 46 в результате записей по отражению в учете реализации и списанию реализованных товаров.
При организации учета по стоимостной схеме покупная стоимость реализованных товаров определяется расчетным путем.
Если товары учитывают по продажным ценам, то валовой доход от реализации определяется расчетным путем.
Основными способами расчета являются:
1. по общему товарообороту;
2. по ассортименту товарооборота;
3. по среднему проценту;
4. по ассортименту остатка товаров.
При способе расчета по товарообороту валовой доход от реализации товаров (ВД) рассчитывается по формуле
ВД = Т х РН : 100,
где Т — общий товарооборот;
РН — расчетная торговая надбавка.
В свою очередь
Tн
РН =
100 + Тн
где Тн — торговая надбавка, %.
Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используется в том случае, когда на все товары применяется одинаковый процент торговой надбавки. Если ее размер в течение отчетного периода изменялся, следует определить объем товарооборота отдельно по периодам применения разных размеров торговой надбавки.
Валовой доход по ассортименту товарооборота определяется по формуле
Т1 х РН1 + Т2 х РН2 + ... +Тn х PHn
ВД = ,
100 + Тн
где Т — товарооборот по группам товаров;
РН — расчетная торговая надбавка по группам товаров.
Способ расчета валового дохода по ассортименту товарооборота используется, если на разные группы товаров применяются разные размеры торговой надбавки. Он предполагает обязательный учет товарооборота по группам товаров, каждая из которых включает товары с одинаковой надбавкой.
Валовой доход по среднему проценту рассчитывается по формуле
Т х П
ВД = ,
100
где П — средний процент валового дохода.
В свою очередь
ТНн + ТНn - Тнв
П = х 100 ,
Т + ОК
где ТНн — торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 на начало отчетного периода);
ТНп — торговая надбавка на товары, поступившие за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 за отчетный период);
ТНв — торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 за отчетный период);
ОК — остаток товаров на конец отчетного периода (сальдо счета 41 на конец отчетного периода).
Способ расчета валового дохода по среднему проценту является простым и может применяться в любой организации.
Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров определяется по формуле
ВД = (ТНн + ТНп — ТНк ) — ТН ,
где ТНк — торговая надбавка на остаток товаров на конец отчетного периода.
При учете товаров по покупным ценам система учетных записей по реализации товаров предусматривает необходимость отражать на дебете счета 46 сразу покупную стоимость реализованных товаров, что соответствует экономической природе данного счета. Вследствие этого валовой доход от реализации товаров выявляется автоматически на счете 46 в сумме его кредитового сальдо.
При учете товаров по продажным ценам в дебет счета 46 первоначально записывают стоимость реализованных товаров по учетным (т.е. продажным) ценам, а не по покупным, что не соответствует экономической сущности данного счета. Поэтому возникает необходимость корректировки дебетового оборота на сумму торговой надбавки, относящейся к реализованным товарам. Кроме того, при учете товаров по продажным ценам применяется счет 42 для учета торговой надбавки на поступающие и выбывающие товары. Поэтому, если торговое предприятие реализовало покупателю товары, оно должно списать со счета 42 относящуюся к этим товарам торговую надбавку.
Корректировка дебетового оборота счета 46 и списание со счета 42 торговой надбавки на реализованные товары на сумму валового дохода, рассчитанного одним из вышеуказанных способов, осуществляется записью:
дебет счета 42 кредит счета 46
или
дебет счета 46 кредит счета 42 (сторно).
Захарьин В. Р.