Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 6
Задача. 11
Список литературы.. 14
Задание 1.
Объекты товароведной деятельности, их основополагающие характеристики.
Объектами товароведной и коммерческой деятельности являются товары. Товароведная деятельность как составная часть коммерческой, направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги. При этом в качестве объектов могут выступать товары не только потребительского но и промышленного назначения. Коммерческая деятельность отличается большей широтой обхвата объекта, включает не только товары, но и услуги, ценные бумаги и так далее[1].
Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основные характеристики:
- ассортиментную;
– качественную;
– количественную;
– стоимостную.
Первые три характеристики можно назвать товароведными т.к. удовлетворяют реальные потребности человека, определяя потребительскую стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.
Потребности людей со временем изменяются, изменившиеся потребности стимулируют разработку новых товаров и услуг, как сравнив их удовлетворения. Потребительская стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляются через основополагающие товаров еденные характеристики. Характеристика – совокупность отличительных свойств признаков, предметов или явлений[2].
1. Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных видов свойств и признаков товаров, определяющих их функциональная и/или социальное назначение. Она включает группу, подгруппу, вид, разновидности, наименование, торговая марка и устанавливает принципиальное отличие одного вида или наименование товаров от другого.
2. Качественна характеристика товаров - совокупность внутривидовых потребительских свойств обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с амортизационной так как им обеим присуще общее потребительское свойство – назначение. Качественная характеристика отличается от ассортиментной большей полнотой потреб свойств среди которых важное место занимает безопасность и экономичность. Качественная характеристика товара имеет решающее значение для потребительских предпочтений. Качественные характеристика взаимодействуют с количественными. Кроме того, многие показатели потреб свойств выражаются через количественные характеристики
3. Количественная характеристика товаров – совокупность определенные внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единицу измерения. Эти характеристики удовлетворяют потребности товаров определенных размеров и зачастую при создании потребительских предпочтений менее значительны, чем ассортиментная и качественная. Исключения составляют лишь размерные характеристики, применяемые при оценке качества. Вместе с тем нельзя эти характеристики полностью сбрасывать со счетов при создание потребительских предпочтений, так как многие потребители в условиях насыщенного рынка отказываются от приобретения товаров, если их не устраивают определенные количественные характеристики единичного экземпляра товара или (и) упаковки или товарной партии не допустимые уклонения от установленных характеристик товара, например по объему или массе упаковок служит основанием для запрета реализации или уценки товара. В ряде случаев допустимые нормы отклонения по массе объему регламентируются нормативными документами.
4. Себестоимостная характеристика – все товарные характеристики товаров непосредственно связаны со стоимостью, но, характер этих связей неодинаков. Наиболее выражена прямая пропорциональная зависимость между кол-ми и стоимостью характеристики. Это обусловлено тем, что цена как мера стоимости устанавливается чаще всего за единицу измерения товара. Между количеством и стоимостью не всегда существует прямая зависимость, что объясняется многофакторностью формирования цены как меры стоимости товара.
В зависимости от стратегии ценообразования фирмы основное влияние на формирование цены смогут оказывать: - себестоимость продукции - издержки – имидж фирмы – сервисное обслуживание - состояние спроса и предложения – каналы распределения – рекламная поддержка – кол-во самого товара – упаковка. Самая слабая зависимость между ассортиментной и стоимостной. Товары одних и тех же наименований может быть дешевыми и дорогими. В месте с тем существует ряд традиционно дорогих товаров определенных ассортиментных групп. Высокие цены на эти товары в определенной мере обусловлены повышенными по сравнению с другими более дешевыми товарами качественными хор-ми. Но, дешевые товары не всегда имеют пониженное качество. Ряд товаров повседневного спроса устанавливаются определенное ограничение цен или торговых надбавок[3].
Задание 2.
Правила выборочного контроля. Пробы: виды, требования к ним. Правила отбора проб. Опишите порядок проведения выборочного контроля на примере любого потребительского товара.
От правильности отбора проб зависит достоверность определения качества всей товарной партии. В любой партии товаров есть единичные экземпляры с повышенным, средним и низким качеством. Чтобы проба обладала с определенной степенью достоверности аналогичной с товарной партией из которой она отобрана, обладала неоднородностью. Для этого должны быть выполнены требования:
Оптимальность размера пробы – предлагает, что она должна быть не ниже минимально допустимого.
Представительность пробы – ее способность с достаточной достоверностью отражать действительную не однородность качества товарной партии.
Проба – минимально допустимая часть товарной партии отобранная из нее по установленным ими заранее оговоренным правилом и предназначенная для оценки качества. Правила отбора проб устанавливается стандартами. Правила отбора проб регламентируемые НД и договорами носят обязательный характер, а указанные в руководствах и методиках –рекомендательный характер.
Виды проб: точечная - единичная проба определенного размера отбираемая из одного места товарной партии.
Объединенная – совокупность точечных проб отображенных от одной товарной партии.
Исходная – установленная часть объединенной пробы или совокупность выборок предназначенная для оценки качества.
Приемочное число - максимально допустимое количество забракованных единицы выборки или объединенной пробы, или исходного образца позволяющие принять решение о приемке товарной партии о качестве.
Браковочное число - минимально допустимое количество забракованных единиц выборки или объединенной пробы или исходного образца являющиеся основанием для отказа от приемки товарной партии по количеству.
Рассмотрим порядок проведения выборочного контроля лекарственных средств.
Согласно Приказу «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации» от 4 апреля 2003 г. N 137[4] выборочному контролю качества лекарственных средств подлежат лекарственные средства отечественного и зарубежного производства, находящиеся в сфере обращения лекарственных средств в Российской Федерации.
Номенклатура и периодичность отбора образцов лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств регламентируется планом выборочного контроля, который утверждается в установленном порядке и доводится до сведения предприятий-производителей лекарственных средств в виде планов-заданий.
В течение календарного года план-задание может корректироваться с учетом изменения номенклатуры лекарственных средств, находящихся в сфере обращения в Российской Федерации, или выявленного несоответствия их качества требованиям государственных стандартов качества лекарственных средств.
Процедура выборочного контроля качества лекарственных средств включает следующие этапы:
- принятие Минздравом России решения о проведении выборочного контроля качества лекарственных средств в соответствии с утвержденным планом выборочного контроля качества лекарственных средств,
- отбор образцов лекарственных средств для целей выборочного контроля качества лекарственных средств,
- направление на экспертизу качества лекарственных средств образцов лекарственных средств
- проведение экспертизы качества представленных образцов лекарственных средств,
- принятие Минздравом России решения по результатам проведенной экспертизы качества лекарственного средства.
Экспертиза качества лекарственного средства проводится в срок, не превышающий 40 рабочих дней со дня получения образцов лекарственного средства и комплекта документов, если в государственном стандарте качества лекарственного средства не предусмотрены методы контроля качества, требующие более длительных сроков их выполнения.
Результаты экспертизы качества лекарственного средства в рамках выборочного контроля качества лекарственных средств направляются в Минздрав России и предприятию-производителю.
При выявлении несоответствия качества лекарственного средства предприятия-производителя требованиям государственного стандарта качества Минздрав России направляет информацию об изъятии партии некачественного лекарственного средства в территориальные органы контроля качества лекарственных средств.
После получения информации от Минздрава России о выявленной партии некачественного лекарственного средства территориальный орган контроля качества, на территории которого обнаружена партия некачественного лекарственного средства, обязан принять меры к выявлению и изъятию из обращения некачественного лекарственного средства на подведомственной территории субъекта Российской Федерации. Изъятие и уничтожение некачественного лекарственного средства осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о выявленном количестве некачественного лекарственного средства и принятых мерах по его изъятию и уничтожению направляется в Минздрав России.
Территориальные органы контроля качества, на территории которых находятся в обращении другие партии некачественной серии лекарственного средства, обязаны принять меры для проведения проверки качества данного лекарственного средства. Информация о результатах такой проверки направляется в Минздрав России.
Выборочный контроль качества сертифицированных лекарственных средств, находящихся в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации, при поступлении их по месту назначения осуществляется территориальными органами контроля качества в рамках инспекционного контроля качества лекарственных средств.
В ходе инспекционной проверки качества сертифицированных лекарственных средств в сфере обращения на территории соответствующих субъектов Российской Федерации проводится выборочный контроль качества по показателям "описание", "упаковка", "маркировка", проверяется происхождение, соответствие лекарственного средства сопроводительной документации и государственному стандарту качества, принадлежность к данной партии лекарственных средств.
Повторному выборочному контролю качества лекарственных средств подлежат лекарственные средства в случае возникновения споров об их качестве между субъектами обращения лекарственных средств.
Отбор образцов отечественных лекарственных средств для предварительного и выборочного контроля качества лекарственных средств осуществляется с участием представителей отдела контроля качества повторного выборочного контроля качества лекарственных средств - из архивных образцов лекарственных средств ОКК предприятия-производителя. Отбор образцов лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств может проводиться также при проверках предприятия-производителя с целью инспектирования качества лекарственных средств.
Отбор образцов зарубежных лекарственных средств на выборочный контроль качества лекарственных средств проводится со складов на территории Российской Федерации, указанных зарубежным предприятием-производителем.
Задача
Рассчитайте структуру ассортимента в натуральном и денежном выражении (в ценах, действующих для данного магазина или региона)
А) в бакалейном отделе магазина, если на текущий момент в наличии имеются макароны – 150 кг, мука пшеничная – 500 кг, ржаная – 120 кг; крупы: гречневая – 350 кг, рисовая – 310 кг, «Геркулес» - 420 кг. Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры ассортимента в зависимости от времени года (лето и зима)?
Б) в магазине «Ткани», если на текущий момент в наличии имеются следующие ткани: ситцевая – 700 м; подкладочная – 600 м; мебельно-декоративная – 450 м; батист – 1000 м; фланель – 650 м; вельвет-рубчик – 250 м. . Какие решения должен принять товаровед (коммерсант) после анализа структуры ассортимента в зависимости от времени года (лето и зима)?
Решение:
а) Рассмотрим структуру ассортимента магазина «Полюшко» (Хабаровского Края)
Структура ассортимента представлена в табл. 1.
Таблица 1
Наименование |
Количество, нат.ед. (кг) |
Уд. Вес, % |
Стоимость, руб./кг |
Стоимость продукции, руб. |
Уд. Вес, % |
Макароны |
150 |
8,10 |
15 |
2250 |
5,66 |
Мука пшеничная |
500 |
27,03 |
20 |
10000 |
25,17 |
Мука ржаная |
120 |
6,48 |
18 |
2160 |
5,44 |
Крупа гречневая |
350 |
18,91 |
25 |
8750 |
22,02 |
Крупа рисовая |
310 |
16,76 |
25 |
7750 |
19,50 |
«Геркулес» |
420 |
22,70 |
21 |
8820 |
22,19 |
Итого |
1850 |
100 |
39730 |
Как видно из таблицы 1, наибольшую долю в натуральном и стоимостном выражении занимает мука пшеничная, наименьшую – мука ржаная. Как правил, спрос на муку, макароны и крупы повышается зимой и весной, а летом и осенью – падает, так как начинается плодовоовощной сезон. Таким образом, в зимних условиях будет целесообразно увеличить удельный вес макарон в структуре ассортимента.
б) Рассмотрим структуру ассортимента магазина «Ткани» (Хабаровский край) (табл. 2)
Таблица 2
Наименование |
Количество, нат.ед. (м) |
Уд. Вес, % |
Стоимость, руб./м |
Стоимость продукции, руб. |
Уд. Вес, % |
Ситцевая |
700 |
19,17 |
60 |
42000 |
15,81 |
Подкладочная |
600 |
16,4 |
45 |
9840 |
3,70 |
Мебельно-декоративная |
450 |
12,32 |
150 |
5544 |
2,08 |
Батист |
1000 |
27,39 |
90 |
90000 |
33,88 |
Фланель |
650 |
17,80 |
105 |
68250 |
25,69 |
Вельвет-рубчик |
250 |
6,84 |
200 |
50000 |
18,82 |
Итого |
3650 |
100 |
265634 |
100 |
Таким образом, в структуре ассортимента наибольшую долю занимает батист, наименьшую – вельвет-рубчик. В зимнее время года пользуется спросом более теплая одежда, следовательно, и ткань – вельвет, фланель, батист, следовательно, нужно увеличивать ассортимент данных тканей. В данном случае «зимний» ассортимент тканей достаточно полон.
В летнее время года популярны легкие ткани. Значит, летом нужно увеличивать долю в ассортименте ситца.
Список литературы
1. Приказ «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации» от 4 апреля 2003 г. N 137
2. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли.- М.: "Маркетинг", 1999.- 448 с.
3. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение непродовольственных товаров. Ростов – на – Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.- 325 с.
4. Тарасов А. Н. Основы товароведения. - М.: Маркетинг, 1999.- 305 с.
5. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. – М., 2000.- 256 с.
6. Товароведение непродовольственных товаров /Под ред. Свицко В. - Минск.: Выш.шк.- 1999.- 456 с.
7. Справочник торгового работника / Под ред. проф. В.К. Задорожного. – Киев, 1995. - 320 с.
[1] Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение. – М., 2000.- 256 с.
[2] Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Товароведение непродовольственных товаров. Ростов – на – Дону: Издательский центр «МарТ», 2000.- 325 с.
[3] Товароведение непродовольственных товаров /Под ред. Свицко В. - Минск.: Выш.шк.- 1999.- 456 с.
[4] Приказ «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации» от 4 апреля 2003 г. N 137