Содержание
Вопрос 1. 2
Вопрос 2. 2
Задача. 2
Список литературы.. 3
Вопрос 1
Кодирование товаров: понятие, цели, правила кодирования. Порядковый и серийно-порядковый методы кодирования, их достоинства и недостатки. Приведите конкретные примеры по каждой группе
Кодирование представляет собой процесс перевода информации, выраженной одной системой знаков, в другую систему, то есть перевод записи на естественном языке в запись с помощью кодов.
К методам кодирования предъявляются определенные требования, соблюдение которых способствует повышению качества классификатора.
Метод кодирования должен:
· код метода должен содержать необходимую информацию об объекте и осуществлять в пределах заданного множества объектов классификации его идентификацию
· предусматривать использование в качестве алфавита кода десятичных цифр и букв;
· обеспечивать по возможности минимальную длину кода и достаточный резерв незанятых позиций для кодирования новых объектов без нарушения структуры классификатора;
· быть максимально ориентированным на автоматизированную обработку информации.
Методы кодирования могут носить самостоятельный характер – регистрационные методы кодирования, или быть основанными на предварительной классификации объектов – классификационные методы кодирования [1, с. 45].
Регистрационные методы кодирование бывают двух видов: порядковый и серийно-порядковый. Порядковый метод кодирования – это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда. В этом случае каждый из объектов классифицируемого множества кодируется путем присвоения ему текущего порядкового номера. Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность классификатора при незначительной избыточности кода. Этот метод обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность каждого объекта классификации. Кроме того, он обеспечивает наиболее простое присвоение кодов новым объектам, появляющимся в процессе ведения классификатора. Существенным недостатком порядкового метода кодирования является отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах объекта, а также сложность машинной обработки информации при получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми признаками. этот метод кодирования не обеспечивает возможности размещения вновь появившихся объектов классификации в необходимом месте классификатора, так как резервные коды располагаются в конце ряда. По этим причинам порядковый метод отдельно редко применяется при создании классификаторов. Чаще всего он применяется в сочетании с другими методами кодирования [2, с.24-25].
Серийно-порядковый метод кодирования – метод, при котором кодами служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих числе (интервалов натурального ряда) за объектами классификации с одинаковыми признаками. В каждой серии, кроме кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается определенное количество кодов для резерва. Резерв кодов располагается в середине или в конце кода. Это является большим преимущество данного метода по сравнению с порядковым методом кодирования. Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для объектов, имеющих два соподчиненных признака. Данный метод кодирования обладает всеми преимуществами и недостатками порядкового метода кодирования. Несмотря на наличие в кодах построенных по этому методу кодирования, определенных элементов классификации, они чаще всего используются для идентификации объектов в сочетании с классификационными методами кодирования.
Вопрос 2
Товарные потери: основные понятия. Виды. Качественные потери: понятие, разновидности, причины возникновения, порядок списания. Меры по предупреждению и снижению качественных потерь. Народохозяйственное значение по сокращению потерь. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.
Проблема предотвращения, снижения, учета и списания товарных потерь была и остается актуальной для организаций торговли на всех этапах товародвижения, начиная от приемки товаров и завершая их реализацией потребителю.
В зависимости от характера утраты товарные потери подразделяют на 2 вида: количественные и качественные. Количественные потери имеют 2 разновидности: естественную убыль и предреализационные потери. Обе указанные разновидности количественных потерь относятся к нормируемым, так как на них устанавливаются нормы естественной убыли и нормы предреализационных отходов, утвержденные в 1980-1987 гг. Министерством торговли СССР. Установление таких норм является объективной необходимостью, так как количественные потери вызываются естественными, свойственным конкретным товарным группам процессами (усушкой, распылом, улетучиванием, дыханием, боем и т.п.) или операциями подготовки товаров к продаже (резкой, рубкой, удалением упаковочных материалов и (или) несъедобных частей продукта). Такие потери возникают в основном у нефасованных, развесных пищевых продуктов, реже - у непродовольственных товаров (например, электроламп, зеркал и т.п.)[4].
В 1993-1994 гг. Роскомторг продлевал действие приказа Минторга СССР по нормам естественной убыли, хотя действие приказа не было ограничено какими-то определенными сроками. Бессрочными были и нормы естественной убыли, разработанные ранее: в 1961-1963 гг., затем в 1980-х годах. Нормы, утвержденные в 1987 г., фактически нормами, сокращенными на 25 процентов. Тогда Минфин СССР не выделил финансовые средства на проведение научно-исследовательских работ. Считалось, что в стране улучшилась материально-техническая база хранения и реализации, поэтому предполагалось, что фактическая естественная убыль должна уменьшаться. С этим можно было согласиться лишь частично и то для норм естественной убыли при хранении товаров в розничной торговой сети, где товар в условиях постоянного дефицита уходил фактически «с колес».
В оптовой продовольственной торговле естественная убыль пищевых продуктов, наоборот, увеличивалась, так как создавались большие товарные запасы длительного хранения. К тому же, несмотря на все партийные директивы с призывами типа «Борьба с потерями - дело всенародное», сохранить без потерь пищевые продукты, качество которых из-за применения интенсивных технологий промышленного и сельскохозяйственного производства постоянно ухудшалось, было невозможно[5, с. 21].
Например, в сельском хозяйстве широко применялись орошение, минеральные удобрения и другие агротехнические приемы, которые способствовали повышению урожайности, но при избытке или непрерывном применении приводили к ухудшению сохраняемости. «Опасные» овощи, плоды, обильно политые перед сбором урожая для увеличения массы, в первый месяц хранения имели фактическую естественную убыль, порой превышающую установленные на 6 - 10 месяцев нормы. Появилось так называемое «эксудативное мясо», полученное от скота с промышленных ферм или доставляемое на убой в живом виде за сотни километров. Такое мясо отличалось высокой обводненностью и низкой водоудерживающей способностью тканей, что неизбежно приводило к повышенной естественной убыли за счет усушки.
Также в качестве примера можно привести товарные потери (естественную убыль) при хранении свежих плодов и овощей при длительном хранении их на плодоовощных базах.
В современных условиях насыщенного рынка, когда товары реализуются не сразу, а после определенного периода хранения, вопрос о списании естественных потерь приобрел особую злободневность. Кроме того, следует учесть вынужденно длительное хранение многих товаров, завозимых в районы Крайнего Севера и другие труднодоступные регионы страны. К тому же появилось достаточно много пищевых продуктов с удлиненными сроками хранения (вареные колбасы, кондитерские изделия и др.) за счет применения физических и химических методов консервирования, которые также будут иметь повышенные естественные потери. Исключение составляют лишь товары в герметичной таре.
В советское время в стране существовал Научно-исследовательский институт торговли и общественного питания (НИИ-ТОП), позднее переименованный во ВНИИ систем торговли, а в годы перестройки в Научно-маркетинговый центр, в работе которого важное место занимало определение норм естественной убыли продовольственных товаров при их перевозках, хранении и реализации, а также предреализационных нормируемых потерь. К этой работе привлекались ученые и других НИИ и вузов. Сегодня в России этот центр фактически ликвидирован, а его остатки вошли в структуру Российского торгово-экономического университета, в котором в последнее время проводились работы по пересмотру действующих норм естественной убыли.
В1997 г. в Министерстве внешних экономических связей и торговли заместителем министра было подписано письмо об отмене норм естественной убыли. Это ошибочное решение привело к двум последствиям: во-первых, налоговая инспекция в сентябре 1997 г. разослала письмо с требованием заплатить с января 1997 г. налог на прибыль в части исключенной из издержек обращения естественной убыли в пределах установленных норм (фактически, если называть вещи своими именами, налог на нереализованные, утраченные вследствие естественных процессов товаров, или «налог на воздух»); во-вторых, отмена норм вызвала бурю возмущений и протестов руководителей торговых организаций, профсоюза «Единство», ученых торговых вузов и НИИ. В связи с этим М.Е. Фрадков, бывший тогда министром торговли, выслушав аргументированные доводы профессионалов, уже в декабре 1997 г. подписал письмо о том, что действующие нормы естественной убыли сохраняются независимо от форм собственности. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. № 814 «Об утверждении норм естественной убыли при транспортировке и хранении товарно-материальных ценностей» не отменяло действующие нормы, а лишь регламентировало необходимость принятия новых норм с января 2003 года. Однако эти нормы на большинство продовольственных товаров до сих пор не утверждены, поэтому являются действующими. Исключение составляют Нормы естественной убыли зерна, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении, утвержденные приказом Минсельхоза России от 24 января 2004 г. № 55.[4, .с22]
Порядок списания естественных потерь (естественной убыли и предреализационных потерь) определяется ФЗ «О бухгалтерском учете», Налоговым кодексом России (ч. II, раздел 25).
Согласно указанным документам естественные потери списываются на издержки в пределах установленных норм. К сожалению, в перечень естественных потерь в НК РФ вошли потери от загнивания, которые являются не количественными (естественными), а качественными или актируемыми, а должны списываться по актам за счет прибыли организации или виновных лиц, так же, как и сверхнормативные естественные потери.
Следует упомянуть еще один забытый, но не отмененный документ - «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания» от 16 апреля 1995 года. Согласно п. 2.13 этого документа «потери товаров и технологические отходы при перевозках, хранении и продаже списываются в пределах норм естественной убыли, если при приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача.
Завершая рассмотрение вопроса о порядке списания товарных потерь, следует предупредить об опасности их отмены. Последствиями такого необдуманного решения могут быть:
· ущемление прав потребителей на достоверность измерений количественных характеристик приобретаемых товаров за счет вынужденных обвесов;
· снижение рентабельности торговых организаций за счет увеличения налогооблагаемой базы при исключении из издержек обращения естественных потерь в пределах установленных норм;
· списание естественных потерь за счет «без вины виноватых» материально ответственных лиц, что породит порочную цепочку: обвес кладовщиком продавца, а продавцом покупателя. При этом никакие контрольные проверки органов государственного контроля не помогут, если материально ответственные лица и (или) продавцы будут вынуждены нести материальную ответственность за недостачи, в которых они не виноваты.
Задача
Рассчитайте коэффициенты устойчивости и новизны (обновления) ассортимента магнитофонов в трех магазинах, если в магазине «Радиотехника» имеются магнитофоны высшей, первой, второй, третьей и четвертой группы сложности, в т.ч. пять новых моделей из 15 имеющихся в продаже, в магазине «Промтовары» - третьей группы сложности имелись в продаже постоянно, а четвертой группы сложности – только 50 % рабочего времени магазина, новых моделей не поступало, а в «универмаге» - магнитофоны второй и третьей группы сложности имелись в продаже постоянно, а четвертой группы сложности только 10 дней из 25 рабочих, причем из 6 реализуемых моделей лишь две были новыми. Максимально возможная широта ассортимента равна 5. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) указанных магазинов по формированию ассортимента магнитофонов, при двух ситуациях: 1) рынок магнитофонов стабилизировался и насыщен; 2) рынок магнитофонов не насыщен? К магнитофоном, пользующимся устойчивым спросом, относятся магнитофоны первой, второй и третьей группы сложности.
Решение:
Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.
Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (К), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Расчет показателей приведен в табл. 1
Таблица 1
Оценка устойчивости и новизны ассортимента
Магазин |
Количество новых моделей товаров |
Количество моделей устойчивого спроса |
Коэффициент обновления ассортимента |
Коэффициент устойчивости ассортимента |
Широта ассортимента |
Радиотехника |
5 |
3 |
5/15 = 0,33 |
3/5 = 0,6 |
5/5 *100 = 100 % |
Промтовары |
0 |
2 |
0 |
1/5 = 0,2 |
1,5/5*100 = 30% |
Универмаг |
2 |
2 |
2/6 = 0,33 |
2/5 = 0,4 |
2,4/5 =*100 = 48 % |
В условиях насыщенности рынка руководству магазинов следует пересмотреть ассортимент и изъять товары, не пользующиеся спросом у потребителей.
Так, руководству магазина «Радиотехника» следует сократить в ассортименте количество товаров высшей и четвертой групп сложности, руководству магазина «Промтовары» - четвертной группы сложности, «Универмаг» - четвертой группы сложности.
В условиях ненасыщенности рынка коммерсант должен увеличивать количество товаров, пользующихся спросом. Так, руководству «Промтовары» следует расширить ассортимент магнитофонов первой и второй групп сложности, руководству «Универмаг»- расширить ассортимент магнитофонов первой группы сложности.
Список литературы
1. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2001
2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2000.-536с.
3. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2001.-469с.
4. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.
6 Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 640 с.
7. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135 с.