Содержание

Вопрос 1. 2

Вопрос 2. 2

Задача. 2

Список литературы.. 3

Вопрос 1

 Кодирование товаров: понятие, цели, правила кодирования. Порядковый и серийно-порядковый методы кодирования, их достоинства и недостатки. Приведите конкретные примеры по каждой группе

Кодирование представляет собой процесс перевода информации, выраженной одной системой знаков, в другую систему, то есть перевод записи на естественном языке в запись с помощью кодов.

К методам кодирования предъявляются определенные требования, соблюдение которых способствует повышению качества классификатора.

Метод кодирования должен:

·        код метода должен содержать необходимую информацию об объекте и осуществлять в пределах заданного множества объектов классификации его идентификацию

·        предусматривать использование в качестве алфавита кода десятичных цифр и букв;

·        обеспечивать по возможности минимальную длину кода и достаточный резерв незанятых позиций для кодирования новых объектов без нарушения структуры классификатора;

·        быть максимально ориентированным на автоматизированную обработку информации.

Методы кодирования могут носить самостоятельный характер – регистрационные методы кодирования, или быть основанными на предварительной классификации объектов – классификационные методы кодирования [1, с. 45].

Регистрационные методы кодирование бывают двух видов: порядковый и серийно-порядковый. Порядковый метод кодирования – это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда. В этом случае каждый из объектов классифицируемого множества кодируется путем присвоения ему текущего порядкового номера. Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность классификатора при незначительной избыточности кода. Этот метод обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность каждого объекта классификации. Кроме того, он обеспечивает наиболее простое присвоение кодов  новым объектам, появляющимся в процессе ведения классификатора. Существенным недостатком порядкового метода кодирования является отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах объекта, а также сложность машинной обработки информации при получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми признаками. этот метод кодирования не обеспечивает возможности размещения вновь появившихся объектов классификации в необходимом месте классификатора, так как резервные коды располагаются в конце ряда. По этим причинам порядковый метод отдельно редко применяется при создании классификаторов. Чаще всего он применяется в сочетании с другими методами кодирования [2, с.24-25].

Серийно-порядковый метод кодирования – метод, при котором кодами служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих числе (интервалов натурального ряда) за объектами классификации с одинаковыми признаками. В каждой серии, кроме кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается определенное количество кодов для резерва. Резерв кодов располагается в середине или в конце кода. Это является большим преимущество данного метода по сравнению с порядковым методом кодирования. Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для объектов, имеющих два соподчиненных признака. Данный метод кодирования обладает всеми преимуществами и недостатками порядкового метода кодирования. Несмотря на наличие в кодах построенных по этому методу кодирования, определенных элементов классификации, они чаще всего используются для идентификации объектов в сочетании с классификационными методами кодирования.

Вопрос 2

Товарные потери: основные понятия. Виды. Качественные потери: понятие, разновидности, причины возникновения, порядок списания. Меры по предупреждению и снижению качественных потерь. Народохозяйственное значение по сокращению потерь. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности.

Проблема предотвращения, снижения, учета и списания товарных потерь была и остается актуальной для организаций торговли на всех этапах товародвижения, начиная от приемки товаров и завершая их реализацией потребителю.

В зависимости от характера утраты товарные потери подразделяют на 2 вида: количественные и качественные. Количественные потери имеют 2 разновидности: естественную убыль и предреализационные потери. Обе указанные разновидности количественных потерь относятся к нормируемым, так как на них устанавливаются нормы естественной убыли и нормы предреализационных отходов, утвержденные в 1980-1987 гг. Министерством торговли СССР. Установление таких норм является объективной необходимостью, так как количественные потери вызывают­ся естественными, свойственным конкретным товарным группам процессами (усушкой, распылом, улетучиванием, дыхани­ем, боем и т.п.) или операциями подготовки товаров к продаже (резкой, рубкой, удалением упа­ковочных материалов и (или) несъедобных частей продукта). Такие потери возникают в основ­ном у нефасованных, развесных пищевых продуктов, реже - у не­продовольственных товаров (на­пример, электроламп, зеркал и т.п.)[4].

В 1993-1994 гг. Роскомторг продлевал действие приказа Минторга СССР по нормам есте­ственной убыли, хотя действие приказа не было ограничено ка­кими-то определенными срока­ми. Бессрочными были и нормы естественной убыли, разрабо­танные ранее: в 1961-1963 гг., затем в 1980-х годах. Нормы, утвержденные в 1987 г., фактически нормами, сокращенны­ми на 25 процентов. Тогда Мин­фин СССР не выделил финансо­вые средства на проведение научно-исследовательских ра­бот. Считалось, что в стране улучшилась материально-техни­ческая база хранения и реализа­ции, поэтому предполагалось, что фактическая естественная убыль должна уменьшаться. С этим можно было согласиться лишь частично и то для норм естественной убыли при хране­нии товаров в розничной торго­вой сети, где товар в условиях постоянного дефицита уходил фактически «с колес».

В оптовой продовольствен­ной торговле естественная убыль пищевых продуктов, на­оборот, увеличивалась, так как создавались большие товарные запасы длительного хранения. К тому же, несмотря на все партийные директивы с призывами типа «Борьба с потерями - дело всенародное», сохранить без потерь пищевые продукты, качество которых из-за примене­ния интенсивных технологий промышленного и сельскохозяй­ственного производства посто­янно ухудшалось, было невоз­можно[5, с. 21].

Например, в сельском хозяй­стве широко применялись оро­шение, минеральные удобрения и другие агротехнические при­емы, которые способствовали повышению урожайности, но при избытке или непрерывном при­менении приводили к ухудше­нию сохраняемости. «Опасные» овощи, плоды, обильно политые перед сбором урожая для увели­чения массы, в первый месяц хранения имели фактическую естественную убыль, порой пре­вышающую установленные на 6 - 10 месяцев нормы. Появилось так называемое «эксудативное мясо», полученное от скота с промышленных ферм или дос­тавляемое на убой в живом виде за сотни километров. Такое мясо отличалось высокой обводнен­ностью и низкой водоудерживающей способностью тканей, что неизбежно приводило к повы­шенной естественной убыли за счет усушки.

Также в качестве примера можно привести товарные потери (естественную убыль) при хранении све­жих плодов и овощей при дли­тельном хранении их на плодо­овощных базах.

В современных условиях на­сыщенного рынка, когда товары реализуются не сразу, а после определенного периода хране­ния, вопрос о списании есте­ственных потерь приобрел осо­бую злободневность. Кроме того, следует учесть вынужден­но длительное хранение многих товаров, завозимых в районы Крайнего Севера и другие труд­нодоступные регионы страны. К тому же появилось достаточ­но много пищевых продуктов с удлиненными сроками хранения (вареные колбасы, кондитерские изделия и др.) за счет примене­ния физических и химических методов консервирования, кото­рые также будут иметь повышен­ные естественные потери. Ис­ключение составляют лишь то­вары в герметичной таре.

В советское время в стране существовал Научно-исследова­тельский институт торговли и общественного питания (НИИ-ТОП), позднее переименован­ный во ВНИИ систем торговли, а в годы перестройки в Научно-маркетинговый центр, в работе которого важное место занима­ло определение норм естествен­ной убыли продовольственных товаров при их перевозках, хра­нении и реализации, а также предреализационных нормируе­мых потерь. К этой работе при­влекались ученые и других НИИ и вузов. Сегодня в России этот центр фактически ликвидиро­ван, а его остатки вошли в струк­туру Российского торгово-эконо­мического университета, в кото­ром в последнее время проводи­лись работы по пересмотру дей­ствующих норм естественной убыли.

В1997 г. в Министерстве вне­шних экономических связей и торговли заместителем мини­стра было подписано письмо об отмене норм естественной убы­ли. Это ошибочное решение при­вело к двум последствиям: во-первых, налоговая инспекция в сентябре 1997 г. разослала пись­мо с требованием заплатить с января 1997 г. налог на прибыль в части исключенной из издержек обращения естественной убыли в пределах установлен­ных норм (фактически, если на­зывать вещи своими именами, налог на нереализованные, утра­ченные вследствие естествен­ных процессов товаров, или «на­лог на воздух»); во-вторых, отме­на норм вызвала бурю возмуще­ний и протестов руководителей торговых организаций, профсо­юза «Единство», ученых торго­вых вузов и НИИ. В связи с этим М.Е. Фрадков, бывший тогда ми­нистром торговли, выслушав ар­гументированные доводы про­фессионалов, уже в декабре 1997 г. подписал письмо о том, что действующие нормы есте­ственной убыли сохраняются не­зависимо от форм собственнос­ти. Постановле­ние Правительства РФ от 12 но­ября 2002 г. № 814 «Об утверж­дении норм естественной убыли при транспортировке и хранении товарно-материальных ценнос­тей» не отменяло действующие нормы, а лишь регламентирова­ло необходимость принятия но­вых норм с января 2003 года. Однако эти нормы на большин­ство продовольственных това­ров до сих пор не утверждены, поэтому являются действующими. Исключение составляют Нормы естественной убыли зер­на, продуктов его переработки и семян масличных культур при хранении, утвержденные прика­зом Минсельхоза России от 24 января 2004 г. № 55.[4, .с22]

Порядок списания естествен­ных потерь (естественной убыли и предреализационных потерь) определяется ФЗ «О бухгалтер­ском учете», Налоговым кодек­сом России (ч. II, раздел 25).

Согласно указанным доку­ментам естественные потери списываются на издержки в пре­делах установленных норм. К сожалению, в перечень есте­ственных потерь в НК РФ вош­ли потери от загнивания, кото­рые являются не количественны­ми (естественными), а каче­ственными или актируемыми, а должны списываться по актам за счет прибыли организации или виновных лиц, так же, как и сверхнормативные естествен­ные потери.

Следует упомянуть еще один забытый, но не отмененный до­кумент - «Методические реко­мендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в из­держки обращения и производ­ства и финансовых результатов на предприятиях торговли и об­щественного питания» от 16 ап­реля 1995 года. Согласно п. 2.13 этого документа «потери това­ров и технологические отходы при перевозках, хранении и про­даже списываются в пределах норм естественной убыли, если при приемке или инвентариза­ции выявлена фактическая не­достача.

Завершая рассмотрение воп­роса о порядке списания товар­ных потерь, следует предупре­дить об опасности их отмены. Последствиями такого необду­манного решения могут быть:

·        ущемление прав потреби­телей на достоверность измере­ний количественных характери­стик приобретаемых товаров за счет вынужденных обвесов;

·        снижение рентабельности торговых организаций за счет увеличения  налогооблагаемой базы при исключении из издер­жек  обращения  естественных потерь в пределах установлен­ных норм;

·        списание естественных по­терь за счет «без вины винова­тых» материально ответственных лиц, что породит порочную цепоч­ку: обвес кладовщиком продавца, а  продавцом  покупателя.  При этом никакие контрольные про­верки органов государственного контроля не помогут, если мате­риально ответственные лица и (или) продавцы будут вынуждены нести материальную ответствен­ность за недостачи, в которых они не виноваты.

Задача

Рассчитайте коэффициенты устойчивости и новизны (обновления) ассортимента магнитофонов в трех магазинах, если в магазине «Радиотехника» имеются магнитофоны высшей, первой, второй, третьей и четвертой группы сложности, в т.ч. пять новых моделей из 15 имеющихся в продаже, в магазине «Промтовары» - третьей группы сложности имелись в продаже постоянно, а четвертой группы сложности – только 50 % рабочего времени магазина, новых моделей не поступало, а в «универмаге» - магнитофоны второй и третьей группы сложности имелись в продаже постоянно, а четвертой группы сложности только 10 дней из 25 рабочих, причем из 6 реализуемых моделей лишь две были новыми. Максимально возможная широта ассортимента равна 5. Каковы должны быть действия товароведов (коммерсантов) указанных магазинов по формированию ассортимента магнитофонов, при двух ситуациях: 1) рынок магнитофонов стабилизировался и насыщен; 2) рынок магнитофонов не насыщен? К магнитофоном, пользующимся устойчивым спросом, относятся магнитофоны первой, второй и третьей группы сложности.

Решение:

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью обновления (К), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

Расчет показателей приведен в табл. 1

Таблица 1

Оценка устойчивости и новизны ассортимента

Магазин

Количество новых моделей товаров

Количество моделей устойчивого спроса

Коэффициент обновления ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

Широта ассортимента

Радиотехника

5

3

5/15 = 0,33

3/5 = 0,6

5/5 *100 = 100 %

Промтовары

0

2

0

1/5 = 0,2

1,5/5*100 = 30%

Универмаг

2

2

2/6 = 0,33

2/5 = 0,4

2,4/5 =*100 = 48 %

В условиях насыщенности рынка руководству магазинов следует пересмотреть ассортимент и изъять товары, не пользующиеся спросом у потребителей.

Так, руководству магазина «Радиотехника» следует сократить в ассортименте количество товаров высшей и четвертой групп сложности, руководству магазина «Промтовары» - четвертной группы сложности, «Универмаг» - четвертой группы сложности.

В условиях ненасыщенности рынка коммерсант должен увеличивать количество товаров, пользующихся спросом. Так, руководству «Промтовары» следует расширить ассортимент магнитофонов первой и второй групп сложности, руководству «Универмаг»- расширить ассортимент магнитофонов первой группы сложности.

Список литературы

1. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. Учебник. Шевченко В.В. и др., М., Инфра-М, 2001

2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы /Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2000.-536с.

3. Николаева М.А. Товарная экспертиза/ Учебник для вузов. – М.: Деловая литература, 2001.-469с.

4. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров/ Учебник для вузов.- М.: Экономика, 2003.-632с.

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 479 с.

6 Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Ратновский А.А. Универсальный бизнес-словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 640 с.

7. Коммерческое товароведение и экспертиза: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.А. Васильева и Н.А. Нагапетьянца. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 135 с.