Содержание

Введение. 3

1. Внешняя торговля Китая. 5

2. Иностранные инвестиции в Китае. 8

3. Связи с Россией. 12

4. Участие страны в международных проектах и в интеграционных группировках. 18

Заключение. 22

Список литературы.. 23

Введение

Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн кв. м. Население - свыше 1300млн человек. Китайцы составляют 94% населения, всего проживает свыше 50 национальностей.

  Китай делится на 26 провинций и три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности насе­ления, занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Большой интерес представляет специфика китайского варианта системных реформ. Руководство КНР по-прежнему придерживается официального идеологического курса на строительство социализма, в стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть.

В Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать трансформационного спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей уровня жизни населения.

Китай, хозяйство которого во многом опирается на общественную собственность и развивается по плану, является довольно крупным индустриальным государством. По общему объему промышленного производства он вышел на 4-е место, а по количеству предприятий – 1-е место в мире.

Экономика Китая развивается высокими темпами – 7-10% в год. Однако это происходит за счет экстенсивных факторов и структурных сдвигов. Большое развитие получила обрабатывающая промышленность (легкая) и сфера услуг. К 2002г. доля новейших отраслей в общем объеме промышленного производства должна возрасти до 30 % . Китай насчитывает около 2100 заграничных фирм.

Несмотря на высокие темпы экономического роста, повышение доли КНР в мировом промышленном производстве и ВВП, Производство ВВП на душу населения, и производительность труда остается значительно ниже показателей развитых стран. Но КНР располагает необходимым потенциалом для сохранения высоких темпов экономического развития, дальнейшей интеграции КНР в региональную и мировую экономику, превращения страны в державу, сопоставимую по размерам ВНП с Японией.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение экономики Китая.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-             Рассмотреть особенности внешней торговли Китая;

-             Описать роль иностранных инвестиций в экономике Китае;

-             Рассмотреть связи Китая с Россией;

-             Раскрыть участие страны в международных проектах и в интеграционных группировках.

1. Внешняя торговля Китая

Наиболее развитая форма внешнеэкономических связей Китая – внешняя торговля. Товарооборот КНР превышает 325 млрд. $ (10-е место в мире). По объему экспорта КНР находится на 13-м месте, по импорту – на 16-м месте в мире.[1]

Среднегодовые темпы роста внешней торговли Китая в период с 1978 по 2004 гг. составили 15,2%: товарооборот с 20,64 млрд. долл. в 1978 году возрос до 620,77 млрд. долл. в 2004 году, в том числе экспорт с 9,75 млрд. долларов до 325,6 млрд. долларов (ежегодно повышался на 15,2%), импорт – с 10,89 млрд. долл. до 295,2 млрд. долл. (+14,7%). В 2004 году по показателю внешнеторгового товарооборота Китай вышел на 5-е место в мире.

Таблица 1

Общие итоги внешней торговли Китая в 2004 году (млн. долл.)[2]

2004 г.

Прирост по сравнению с 2003 г. в %

2003 г.

Прирост по сравнению с 2002 г. в %

Оборот

620768

+21,8

509768

+7,5

Экспорт

325565

+22,3

266155

+6,8

Импорт

295203

+21,2

243613

+8,2

Сальдо

30362

+34,7

22542

-6,5

В экспорте КНР преобладающими являются операции, связанные с давальческой переработкой и сборкой, которые в 2004 году составили 55,3% совокупного экспорта. В импорте доля таких операций также неуклонно повышается и составила 41,4%.

Таблица 2

Основные виды экспортно-импортной деятельности КНР

Показатели

В млрд. долл. США

Прирост в 2004 г. к 2003 г. (в %)

Экспорт:

325,6

22,3

в т.ч.: обычные торговые операции

136,2

21,7

давальческая переработка

179,9

22,0

Машинотехническая продукция

157,1

32,3

Высокие технологии

67,9

46,1

Импорт:

295,2

21,2

в т.ч.: обычные торговые операции

129,1

13,8

давальческая переработка

122,2

30,1

Машинотехническая продукция

155,6

29,1

Высокие технологии

82,8

29,2

В 2004 году объем внешней торговли специальных экономических зон (СЭЗ) КНР составил 78,15 млрд. долларов (+23,8%), экспорт - 38,61 млрд. долларов (+25%), импорт – 39,54 млрд. долларов (+22,7%), в том числе:

Таблица 3

Товарооборот СЭЗ Китая (млрд. долл.)

СЭЗ

Объем внешней

торговли

Экспорт

Импорт

Прирост

Шэньчжэнь

45,38

22,23

23,15

+26,8%

Сямэнь

15,18

8,79

6,39

+37,2%

Чжухай

12,83

5,2

7,63

+30,9%

Шаньтоу

2,89

1,57

1,32

+5,9%

Хайнань

1,87

0,82

1,05

+6,9%

Главным торговым партнером Китая уже в течение 10 лет остается Япония, на долю которой в 2004 году пришлось 16,4% общего товарооборота Китая - 101,90 млрд. долл. (+16,2%). Второе место – 15,6% - занимают США, товарооборот с которыми в 2004 достиг 97,18 млрд. долл. (+20,8%).

На третьем месте был Гонконг – 11,1% товарооборота. Объемы двусторонней торговли достигли 69,21 млрд. долл. (+23,7%).

В целом на 10 ведущих торговых партнеров приходится 70% внешнеторгового оборота КНР.

Товарооборот Китая с Россией в 2004 году составил 11,93 млрд. долл. (+11,8%). В том числе, экспорт в Россию – 3,52 млрд. долл. (+29,9%), импорт из России – 8,41 млрд. долл. (+5,6%), сальдо - 4,89 млрд. долл.

Таблица 4

Объемы товарооборота России с КНР в 1994-2004 гг. (млн. долл., темп прироста - в % )

Годы

Оборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

Сумма

Прирост

Сумма

1994

5862

+50,2

3526

+69,4

2336

+28,1

+1190

1995

7679

+30,9

4987

+41,4

2692

+15,2

+2295

1996

5077

-33,9

3496

-29,9

1581

-41,3

+1915

1997

5463

+7,6

3799

+8,7

1664

+5,2

+2135

1998

6845

+25,3

5153

+35,6

1692

+1,7

+3461

1999

6118

-10,6

4086

-20,6

2032

+20,0

+2054

2000

5481

-10,5

3641

-10,9

1840

-9,7

+1801

2001

5720

+4,3

4223

+15,9

1497

-18,7

+2726

2002

8003

+39,9

5770

+36,6

2233

+49,1

+3537

2003

10670

+33,3

7959

+37,9

2711

+21,4

+5248

2004

11928

+11,8

8407

+5,6

3521

+29,9

+4886

 1994-2004 гг.

78846

 

55047

 

23799

 

+31248

Объем товарооборота Китая со странами СНГ (без учета России) составил в 2004 году 3823,9 млн. долл. В том числе, экспорт продукции КНР в страны СНГ достиг 1593,5 млн. долл., импорт – 2230,4 млн. долл. Положительное сальдо стран СНГ в торговле Китаем составило 636,9 млн. долл.

Таблица 5

Торговля Китая со странами СНГ за 2004 год

Стоимость (млн.долл.)

Прирост (%)

Товарооб.

Экспорт

Импорт

Товарооб.

Экспорт

Импорт

Всего

15751,3

5114,1

10637,2

20,1

47,0

10,3

Россия

11927,4

3520,6

8406,8

+11,8

+29,9

+5,6

Казахстан

1954,7

600,1

1354,6

+51,7

+83,1

+41,0

Украина

1234,0

527,7

706,3

+43,9

+113,5

+15,7

Киргизия

201,9

146,2

55,7

+69,8

+90,7

+32,0

Узбекистан

131,8

104,4

27,4

+126,0

+105,9

+259,8

Туркменистан

87,5

86,8

0,7

+167,5

+175,6

-39,9

Азербайджан

95,5

94,0

1,5

+534,7

+773,3

-66,0

Беларусь

80,1

16,2

63,9

+85,1

+85,3

+85,1

Таджикистан

12,4

6,5

5,9

+15,2

+22,6

+8,0

Грузия

11,5

8,0

3,5

+64,3

+115,4

+6,7

Армения

8,6

1,9

6,7

+149,7

-14,6

+467,3

Молдова

5,9

1,7

4,2

-60,1

-21,5

-66,7

Таким образом, одна из важнейшей задачи внешней торговли КНР – приобретение техники и технологий. Доля готовой продукции составляет около 67% китайского экспорта.

Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На них приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации. Япония поставляет примерно 50% машин и оборудования, а США лидирует в поставках высокотехнологической продукции, самолетов, электронно-вычислительной техники.

2. Иностранные инвестиции в Китае

Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся открытость его внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Сейчас Китай является одним из важнейших и активнейших участников интеграционных процессов в экономике стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала. Правительство страны все более признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста. Одной из причин, почему в Китае (в отличие от государств бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы) экономические реформы достигли своей цели, является четко сформулированный и весьма прагматичный подход к иностранному капиталу.

Если ранее в Китае иностранные инвестиции были запрещены, то теперь усилия направлены на создание потока новых ресурсов путем улучшения материальных стимулов, позволяя вновь созданный поток ресурсов размещать в более эффективные секторы вместо попытки перераспределить существующий запас ресурсов от низкопроизводительных к высокопроизводительным секторам. Иностранные инвестиции — это не только валютные средства, но и современная технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов с зарубежными странами.

В настоящее время привлечение иностранного капитала стало признанной предпосылкой эффективного хозяйствования. Формы привлекаемого капитала самые разные — это прямые и портфельные инвестиции, кредиты и займы частных коммерческих банков, правительственные займы и займы международных организаций, размещение государственных облигаций и казначейских векселей за рубежом.

Особое значение для экономического развития Китая играет привлечение прямых инвестиций. ИПИ помогают приобретать современную технологию, оборудование, расширять экспорт предметов потребления и замещать импорт изделиями отечественного производства. При этом между экономическим ростом Китая и увеличением притока капитала существует взаимосвязь: увеличение ИПИ, сопровождающихся передачей передовой технологии и опыта управления, способствует ускорению экономического роста, а развитие экономики, в свою очередь, создает предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.[3]

За годы реформ было создано большое количество совместных предприятий или полностью иностранных фирм. К марту 2001 г. их численность выросла до 260 тыс., а стоимость иностранных инвестиций — до 142,8 млрд. дол., что позволило Китаю в 1994 - 2004 гг. стать второй после США крупнейшей страной — реципиентом ИПИ.[4]

В настоящее время потоки иностранного капитала сконцентрированы главным образом в обработке и сборке индустриальных изделий, в капиталоемких отраслях промышленности, в высоких технологиях, в торговле, а также в услугах и инфраструктуре. Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.

Совершенствуется и законодательная база инвестиционного сотрудничества. К началу 1994 г. Китай заключил соглашения с 23 странами о взаимной защите и поощрении инвестиций и с 21 страной — об отмене двойного налогообложения.

С 1 января 1994 г. был введен управляемый обменный курс, а официальный курс был заменен на плавающий, хотя и он продолжал находиться под контролем Народного банка Китая (НБК).

Иностранные инвестиции стали главной причиной повышения курса юаня. За 2004 г. Китай поглотил 33,8 млрд. дол. иностранных прямых инвестиций, т. е. на 22 % больше, чем в 2003 г. Однако в условиях продолжающегося притока иностранных инвестиций стабилизация обменного курса имела сильные инфляционные последствия. Оказавшись перед выбором между устойчивым курсом и устойчивыми ценами, китайское правительство выбрало цены, так как в условиях инфляции курс достиг рекордного уровня, а стабилизация цен стала одной из главных экономических задач. Поэтому вскоре после попыток НБК подавить повышение курса юаня путем расширения обмена юаней на доллары США Народный банк был вынужден уменьшить покупки долларов США на межбанковском обменном рынке.

Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.

Главными факторами, которые стимулируют его приток в КНР, являются большая емкость внутреннего рынка, огромные ресурсы, относительно низкая стоимость рабочей силы, благоприятные валютные курсы, тарифные ставки и политическая стабильность.

Однако сейчас в Китае понимают, что при прочих равных условиях наличие одной лишь дешевой рабочей силы без высокой производительности труда является меньшим стимулом для иностранных инвесторов, чем сочетание высокой производительности труда и относительно дешевой рабочей силы.

Иностранные прямые инвестиции поступают в Китай из разных стран — Гонконга, Макао, Тайваня, Японии и США. Сейчас, согласно данным МВФ, на мировом рынке капитала Китай занимает восьмое место (2 % всего мирового потока).

Прямые иностранные инвестиции создают импульсы для перелива технологического прогресса из передовых отраслей и регионов в менее развитые. Инвесторы вкладывают капитал, как правило, в приоритетные отрасли и регионы, что обеспечивает им технические преимущества и высокую конкурентоспособность и в то же время заставляет переносить менее развитые производства в другие отрасли и регионы.

В настоящее время китайские государственные и другие предприятия общественного сектора имеют прямые иностранные инвестиции (от торгового и банковского дела до обработки рыбы и лесоводства) фактически во всех странах мира.

Со второй половины 80-х гг. центр инвестиционной деятельности КНР за рубежом смещается из сферы услуг и обрабатывающей промышленности в горнодобывающую промышленность, транспорт и разработку природных ресурсов.

К числу основных мотивов инвестиционной деятельности за границей следует отнести гарантированный доступ к сырью, необходимому на внутреннем рынке (например, добыча железной руды в Австралии, Бразилии и Перу), гарантированный доступ к внешним рынкам (например, производство велосипедов и телевизоров в Канаде, Англии, Малайзии, Бразилии), гарантированный доступ к передовой технологии, особенно для выхода на мировой рынок и на потребителей с высоким уровнем доходов (например, США, Гонконг), возможно с последующей передачей технологии в развивающиеся страны.

Многие китайские компании стремятся экспортировать капитал еще и потому, что во многих странах иностранным инвесторам предоставляют право жительства или даже гражданство. Желание получить доступ к выгодам от этих прав (налоговые преимущества, юридическая защита, социальное обеспечение и медицинское обслуживание) может стимулировать китайских вкладчиков инвестировать капитал в другие страны.

Анализ оттока капитала из Китая довольно труден из-за недостатка надежных данных, в том числе по нелегальному оттоку. Однако, несмотря на эти статистические трудности, можно с уверенностью утверждать, что Китай становится все более значительным участником на мировых рынках как в качестве импортера, так и в качестве экспортера капитала, чему в значительной, если не в определяющей мере способствует политика китайского правительства, которое поощряет движение инвестиций в обоих направлениях в строгом соответствии с условиями и задачами экономического развития страны.[5]

Для России опыт Китая в этой области ценен, прежде всего, потому, что он помогает осознать важность активной деятельности в обоих направлениях, как импорта, так и экспорта капитала, в целях преодоления трудностей переходного периода, стабилизации, а затем и структурной перестройки экономики.

3. Связи с Россией

История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами.

Последние годы торгово-экономические отношения России и Китая ознаменовались значительным ростом. И дело не только в том, что торговый оборот между двумя странами достиг рекордного уровня свыше 10 млрд. долл. США и продолжает расти. Более существенным представляется увеличение деловой активности, всемерная диверсификация торговли, причем в значительной мере за счет наукоемкой продукции и высоких технологий. Успешно развивается межбанковское и инвестиционное сотрудничество. Активизировано взаимодействие в области транспорта, связи и информационных технологий.

Темпы развития сотрудничества и колоссальный взаимный интерес деловых кругов России и Китая позволяют судить о двусторонних торгово-экономических отношениях как наиболее динамично развивающихся в мировой экономике. Такое развитие обусловлено созданием благоприятных условий. Самым главным фактором явился Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. В прошлом году главы наших государств, проявив незаурядную прозорливость, полное взаимопонимание, в рекордно короткие сроки подготовили и подписали этот исторический по значению, программный, по сути, двусторонний документ — договор XXI века, “обращенный в будущее, для будущих поколений”.[6]

С подписанием Договора значительно возросла эффективность работы Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, которые значительно стимулируют развитие сотрудничества, содействуют практической реализации конкретных проектов, в частности в области энергетики.

Возросла роль общественных объединений и организаций, выразителей интересов различных слоев населения наших стран. И без сомнения самой активной межгосударственной общественной организацией стал Российско-Китайский Комитет дружбы, мира и развития, заслужено пользующийся всемерной поддержкой глав наших государств и правительств. На протяжении пяти лет своей работой, состоящей не только из пленарных заседаний, но и множества практических мероприятий и в России и в Китае, Комитет заработал большой авторитет среди широких общественных кругов двух стран. Свою посильную лепту в процесс укрепления и дальнейшего развития двусторонних связей вносит Российско-Китайский центр (РКЦ) торгово-экономического сотрудничества. Неслучайно РКЦ был поручен целый ряд мероприятий. Это и визит в КНР 100 российских предпринимателей по приглашению Премьера Госсовета КНР, и проведение международной выставки “Технология из России-2002” и Российско-китайского форума торгово-экономического сотрудничества в апреле 2002 г. в г. Шэньян. В этих мероприятиях одновременно приняли участие более 500 российских специалистов.

Правительством России и Правительством Москвы поручено РКЦ оказывать содействия китайской стороне в строительстве Китайского торгово-делового центра в Москве. Китайская сторона намерена вложить в проект более 300 млн. долл.

В 2002 - 2004 г. отмечается небывалый приток в Россию деловых делегаций крупнейших китайских предприятий, а также руководителей провинциальных и городских правительственных структур из различных регионов Китая. В ходе состоявшихся многочисленных встреч, семинаров можно с уверенностью отметить значительный рост заинтересованности китайских компаний в установлении и развитии отношений с российскими партнерами.

Речь идет о предприятиях по производству оборудования для нефтегазодобывающих компаний, контрольно-измерительного оборудования, химических волокон, кабелей, очистных систем, бытовой техники, станков и машин, упаковочного сварочного, железнодорожного оборудования, строительных материалов, мотоциклов, запчастей для автомобилей, обуви, информационных систем и т.д.

Если ранее РКЦ, как и многие другие ведомства и организации России, такие визиты относил к категории так называемого “делового туризма”, то на нынешнем этапе подобные встречи свидетельствуют о том, что мы имеем дело со специалистами – первыми лицами крупнейших предприятий в Китае – государственных, частных и смешанных (с японским, немецким, американским, французским капиталом), демонстрирующих высококлассные технологии и продукцию, имеющих зарубежные рынки сбыта и крайне заинтересованных в сотрудничестве с Россией.

С уверенностью можно сказать об острой востребованности китайской стороны в такой структуре как РКЦ. В этой связи и с учетом мнений китайской стороны, РКЦ разработал и подготовил комплексную программу деловой подготовки китайских участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на территории России или в КНР. Эта программа осуществляется в форме базового семинара “Российский рынок XXI в. Пути сотрудничества” в течении 3-5 дней. Подготовлена она с использованием потенциала РКЦ и с привлечением высококлассных специалистов ряда российских организаций. Впервые эта Программа была озвучена при поддержке Консультационного Центра Института России, Восточной Европы, Средней Азии АОН КНР на очередном рабочем Совещании Управления по делам иностранных специалистов КНР, которое состоялось в Нанкине с 23 по 26 октября 2002 г. Указанная Программа была практически реализована РКЦ при поддержке Шэньянского городского народного правительства в период визита в Москву в ноябре 2002 г. делегации по торгово-экономическому сотрудничеству провинции Ляонин и г. Шэньян в составе 68 человек.

Кроме того, подобная Программа разработана и для российских участников ВЭД с КНР под названием “Деловой Китай”.

Помимо семинарских занятий предусмотрены встречи с российскими предпринимателями и посещение профильных предприятий. Программа имеет долгосрочный характер.

Еще одна сфера деятельности РКЦ – это организация специализированных выставок в России и Китае. Положительный результат апрельской выставки “Технология из России-2002” несомненен; это признают и российские, и китайские организаторы и участники.

По последним статистическим данным Китайской таможни, в январе-августе 2004 года объем китайско-российской торговли составил 12,87 млрд. долл. США или возрос на 35,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В 2003 г. двусторонний товарооборот достиг 15,76 млрд. долл. США (рост – 32%). Таким образом, уже в течение 5 лет сохраняется тенденция динамичного роста китайско-российской торговли.[7]

Как показывает статистика, за первые 8 месяцев 2004 года экспорт КитаяСледующее слово в Россию составил 4,85 млрд. долл. США (рост – 57%), импорт Китая из России - 8,02 млрд. долл. США (рост - 25 %). В настоящее время Россия является 8-м по величине торговым партнером Китая. По Предыдущее словостатистикеСледующее слово российской стороны, по объему торговли с Россией КитайСледующее слово занимает 4-е место среди ведущих российских торговых партнеров, уступая Европейскому Союзу, Беларуси и Украине.

Китай поставляет в Россию, главным образом, текстильные изделия, одежду, обувь, бытовые электроприборы и другие товары бытового назначения. На их долю приходится свыше 70% общего объема экспорта Китая в Россию. Россия экспортирует в Предыдущее словоКитай в основном сырьевые ресурсы. Импорт машиностроительной и электронной продукции из России постоянно сокращается.[8]

Согласно статистическим данным Министерства коммерции КНР, к концу августа 2005 в России было зарегистрировано 549 проектов с китайскими инвестициями на договорную сумму 582 млн. долл. США. В прошлом году договорная сумма китайских инвестиций в экономику России составила 339 млн. долл. США, увеличившись в 9 раз по сравнению с предыдущим годом. Инвестиции Китая в России, главным образом, сосредоточены в торговле, микроэлектронике, связи, производстве одежды, сборке бытовой техники, общепите, переработке древесины и сельском хозяйстве.

К концу августа в Китае было зарегистрировано 1644 предприятия с участием российского капитала (0,5% от общего количества действующих в Китае предприятий с зарубежными инвестициями), объем фактически освоенных российских инвестиций в Китае составил 414 млн. долл. США (0,08 % от общего объема практически освоенных Китаем иноинвестиций). Российские инвестиции в Китай направлены, главным образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию и фармацевтику.[9]

В январе-августе 2005 г. Китай заимствовал из России 25 технологий общей стоимостью 15,3 млн. долл. США, затрагивающих атомную энергетику, космонавтику, электронику и другие сферы. В 2003 году Россия передала Китаю 39 технологий на общую сумму 24 млн. долл. США.

Китайско-российская приграничная торговля также сохраняет хорошую тенденцию развития. По статистике Китайской таможни, в 2004 году объем китайско-российской приграничной торговли составил 3,5 млрд. долл. США или 22 % двустороннего товарооборота. В первые 8 месяцев 2004 года он составил около 2,7 млрд. долл. США или возрос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

10 июня 2004 года в Хабаровске завершился Китайско-Российский экономический форум, в ходе которого заключен ряд инвестиционных контрактов на сумму более 700 миллионов долларов США.

Так, подписано соглашение по созданию в поселке Хор Хабаровского края завода по производству химико-термомеханической массы мощностью 300 тысяч тонн в год, Договор о создании совместного предприятия по производству плит МДФ, Контракт о сотрудничестве в освоении лесных ресурсов и создания совместного предприятия по заготовке и переработке древесины, Протокол намерений о сотрудничестве между правительством Еврейской автономной области и главным управление провинции Хэйцлунцзян в области выращивании сои, Соглашение о сотрудничестве в области лесозаготовки и деревообработки в ЕАО, Соглашение о намерении сотрудничества в области освоения и использования лесных ресурсов в Томской области, Соглашение о намерениях сотрудничества по созданию в поселке Пограничном Приморского края Суйфэньхэньской промышленной зоны по сборке бытовых электроприборов и производства изделий легкой промышленности и др.

Экономические отношения России и Китая переходят в новую фазу. Приоритетным становится наше сотрудничество в реализации взаимных инвестиционных проектов, производственной и технологической кооперации.

4. Участие страны в международных проектах и в интеграционных группировках

В условиях окончания холодной войны, глобализации мировой экономики и политики, социально-культурной жизни появляются новые возможности для решения существующих проблем социально-экономического развития и международной безопасности, стоящих перед мировым сообществом, включая Азиатско-Тихоокеанский регион, в том числе и Китай.

Одной из них является развитие интеграционного сотрудничества. Ныне интеграционное взаимодействие в АТР осуществляется на трех уровнях, в которых состоит КНДР:

-             На уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС);

-             На уровне субрегиональных интеграционных группировок (АСЕАН,АСЕАН плюс три);

-             На уровне двусторонних связей.[10]

Об активизации интеграционного взаимодействия Китая свидетельствуют новые задачи, поставленные на саммитах АТЭС в Брунее и Сингапуре в 2000 году: либерализация торговли, привлечение иностранных инвестиций, преодоление инфармационно-технологических разрывов между странами, создание зоны свободной торговли в рамках АСЕАН плюс три. В целях решения поставленных задач предполагается наладить работу трехсторонней аналитической группы для разработки рекомендаций для правительств Китая, Японии, Южной Кореи по координации экономической и финансовой политики, развития торгового и инвестиционного сотрудничества между ними.

Развитию интеграции в АТР может способствовать «Новая азиатская стратегия», провозглашенная Европейским Союзом ещё в 1996 году. Усилиями европейских и азиатских государств была создана ещё одна международная организация – АСЕМ, объединившая членов АСЕАН, Японию, Китай, Южную Корею и Европейский союз. На конференции АСЕМ, состоявшейся в 2000 году в Сеуле, был поддержан проект, предложенный президентом Республики Корея Ким Дэ Чжуном, о создании высокоскоростной информационной сети, соединяющей страны Восточной Азии с Европой и получивший название «Кибер шелковый путь». Был подготовлен и проект строительства сети железных дорог, которые соединяли бы южнокорейский порт Бусан (Пусан) через территорию двух корейских государств и далее через Китай (и/или Сибирь) со странами Европейского союза.

Приведенные данные свидетельствуют о новых тенденциях в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в частности об изменении отношения Республики Корея, Японии и Китая к проблемам интеграции. В отличие от первой половины 90-х годов, когда среди корейских экспертов был широко распространен скептицизм в отношении перспектив интеграции стран Северо-Восточной Азии, на рубеже ХХI века стало просматриваться стремление активизировать свое участие в интеграционных процессах. Особое внимание в этом плане обращено на развитие двухсторонних связей с Китаем и Японией. Начиная с 1999 года проводятся ежегодные встречи на уровне глав государств и правительств этих стран, где обсуждаются важные экономические проблемы, а с 2002 года решено было сделать эти встречи регулярными.

Заслуживает внимания идея представителей японского бизнеса о создании в Северо-Восточной Азии «свободной деловой зоны», которая объединит экономику Китая, Японии, Южной Кореи. Это свидетельство новой роли, которую может сыграть Северо-Восточная Азия (СВА).

СВА - особый регион в составе АТР. Географически в него входят Япония, Северная и Южная Корея, Монголия, Северо-восточная часть Китая и Российский Дальний Восток, среди которых три ядерные державы. Огромные людские и природные ресурсы, экономика Северо-восточной Азии могут стать основой для возникновения там новой региональной структуры, которая будет связывать Евразию, Северную Америку, Южно-Тихоокеанский регион. И возможно, что район СВА станет новым центром силы в новом мировом порядке.

Появление новых институтов в Восточной Азии может способствовать активизации внутрирегиональных торговых, инвестиционных, научно-технических связей Китая, укреплению энергетической базы, развитию транспортных артерий. Появление зоны свободной торговли в Восточной Азии могло бы привести к формированию общего рынка стран, население которых составляет 2 млрд. человек.

Импульсом для интеграционного взаимодействия могут послужить перспективы наметившегося позитивного сотрудничества России с двумя корейскими государствами, предпринятые шаги по развитию отношений с Китаем и Японией. Свидетельств тому немало. С Китаем есть договоренность о создании двух центров научно-технического сотрудничества, в соответствии с которыми предполагается совместное производство самолетов гражданского и военного назначения, космических летательных аппаратов, газовых турбин. Основы сотрудничества есть: Россия выделяет технику и предоставляет технологии для совместного освоения и производства. Возможно совместное освоение производства нефти и газа в России, её лесных и земельных ресурсов. Есть интерес Китая к использованию Россией его рабочей силы в условиях сокращения численности российского населения при росте потребностей в трудовых ресурсах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. По подсчетам китайских специалистов, экспорт 1 млн. человек рабочей силы составил бы менее 1% населения России, но обрабатывалось бы 10% пахотных земель, с которых можно было бы получить продукции на 10 млрд. долларов. Свидетельством новых возможностей развития сотрудничества стал визит в Россию в январе 2003 года премьер-министра Японии Д. Коидзуми в частности, его приезд в Хабаровск, где на пресс-конференции прозвучала новая идея - строительства нефтепровода Ангарск - Находка.[11]

В деле развития интеграционных процессов Китая в АТР особое место, занимает создание соответствующей транспортной и ресурсной инфраструктуры, в которой существенную роль могут сыграть ресурсы российского Дальнего Востока, что может послужить хорошей основой для подъема уровня его социально-экономического развития.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности экономики Китая.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-             Рассмотрены особенности внешней торговли Китая;

-             Описана роль иностранных инвестиций в экономике Китае;

-             Рассмотрены связи Китая с Россией;

-             Раскрыты участие страны в международных проектах и в интеграционных группировках.

По совокупному производственному потенциалу Китай занимает 7-е место посла США, Японии, ФРГ, Франции, Италии и Англии. По размеру валютных резервов (150 млрд. $) страна уступает только Японии. КНР лидирует в мировом хозяйстве по выплавке стали, выпуску цветных телевизоров, добыче угля, занимает 2-е место по производству электроэнергии. Сборы зерна за 20 лет возросли почти в 2 раза, производство мяса – в 6 раз, рыбы и морепродуктов – в 7 раз.

Главные резервы сотрудничества России и Китая: военно-технические связи. Новой тенденцией торгово-экономических отношений является развитие приграничной торговли, которая возросла в 2004 г. в 1.5 раза по сравнению с началом 1990-х годов.

Для поступательного развития двусторонних экономических связей необходимо активнее хозяйственное взаимодействие. Прежде всего, взаимное инвестирование предпринимательского капитала.

Тенденции развития китайской экономики проявляются в следующем: масштабы и структура хозяйства отдают приоритет импортозамещению и экспортной ориентации экономики. Руководство Китая делает ставку на эволюционные методы реформирования, гибкое балансирование интересов различных групп. Стабильность в обществе поддерживает государственный контроль.

Список литературы

1.           Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи/ И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. –М: Финансы и Статистика, 2003.

2.           Власова В.М. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и Статистика, 2005.

3.           Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2004.

4.           Мировая экономика: Краткий курс лекций./В.П.Воронин, Г.В.Кандакова, И.М.Подмолодина; Под ред. В.П.Воронина. – М.: Юрайт-М, 2004.

5.           Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.

6.           Социально-экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КОРН – ПРЕСС , 2005

7.           Ткаченко Б.И. Россия-Китай: восточная граница в документах и фактах. - Владивосток: «Уссури», 2004.

8.           Курилов В.И. Китайский вектор на Дальнем Востоке// Владивосток. – 2004 – 28 марта

9.           Мозиас П. Российско-Китайское экономическое сотрудничество// [Электронный ресурс]. - http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_10.HTM

10.      Чжан Зоцзи Отношения России и Китая в 21 веке//[Электронный ресурс]. - http://asia-business.ru/analit/6.shtml

11.      Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и КНР в 2004 г// [Электронный ресурс]. http://www.maprf.ru/ru/International_activities/Cooperation_foreign_countries/china/541/


[1] Социально-экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КОРН – ПРЕСС , 2005. – с. 248.

[2] Власова В.М. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и Статистика, 2005. – с. 417.

[3] Чжан Зоцзи Отношения России и Китая в 21 веке//[Электронный ресурс]. - http://asia-business.ru/analit/6.shtml

[4] Власова В.М. Внешнеэкономические связи. – М: Финансы и Статистика, 2005. – с. 428.

[5] Мировая экономика: Краткий курс лекций./В.П.Воронин, Г.В.Кандакова, И.М.Подмолодина; Под ред. В.П.Воронина. – М.: Юрайт-М, 2004. – с. 89.

[6] Чжан Зоцзи Отношения России и Китая в 21 веке//[Электронный ресурс]. - http://asia-business.ru/analit/6.shtml

[7] Справка о торгово-экономическом сотрудничестве между Приморским краем и КНР в 2004 г// [Электронный ресурс]. http://www.maprf.ru/ru/International_activities/Cooperation_foreign_countries/china/541/

[8] Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2004. – с. 57.

[9] Мозиас П. Российско-Китайское экономическое сотрудничество// [Электронный ресурс]. - http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_10.HTM

[10] Казаков И.В. Экономическая зона Японского моря – перспективы развития. – М: «Эксмо – пресс», 2004. – с. 91.

[11] Ткаченко Б.И. Россия-Китай: восточная граница в документах и фактах. - Владивосток: «Уссури», 2004. – с. 115.