Содержание

1.Предмет бухгалтерского учёта. 3

2. Метод бухгалтерского учета. 6

2.1. Документация. 9

2.2. Оценка. 13

2.4. Двойная запись. 16

2.5. Бухгалтерские счета. 18

2.6. Инвентаризации. 21

2.7. Бухгалтерский баланс. 22

2.8. Отчетность. 23

Заключение. 25

Литература. 26

 

Введение

В последние годы значительно выросла потребность в грамотных специалистах в области бухгалтерского учета. Развитие рыночных от­ношений в России, появление новых форм предпринима­тельской деятельности привело к быстрому росту числа хозяйствующих субъектов, в каждом из которых должен быть организован бухгалтерский учет.

Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета

Но без знания теоретических основ бухгалтерского учета невозможно глубокое понимание и освоение такой значимой в экономике страны профессии, как бухгалтер.

Поэтому целью данной работы является углубленное изучение таких первооснов бухгалтерского профессии, как предмета и элементов метода бухгалтерского учета.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- через экономическую сущность объектов бухгалтерского учета раскрыть содержание его предмета;

- рассмотреть основные, принципиальные методы отражения предмета бухгалтерского учета (документирования хозяйственных операций, оценки и калькуляции, инвентаризации, бухгалтерских счетов и двойной записи,  бухгалтерского баланса и отчетности);

- через основательное изучение отдельных элементов осознать значимость каждого и их тесную взаимосвязь.

1.Предмет бухгалтерского учета

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета выступают внеоборотные, оборотные и отвлеченные активы, собственный и заемный капитал, а также хозяйственные операции, характеризующие процесс их кругооборота.

Активом в бухгалтерском учете считаются хозяйственные средства, в какой бы форме они не были выражены, если они находятся под контролем организации в результате прошлых событий ее деятельности с целью получения экономической выгоды в результате предполагаемого использования в будущем.

Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости. Каждая из групп в составе указанных средств имеет достаточно сложную структуру. Это объясняется не только указанными выше причинами, но и степенью их использования.

Внеоборотные активы состоят из основных фондов, нематериальных активов (деловая репутация, организационные расходы и т. п.), затрат в незавершенном строительстве, долгосрочных финансовых вложений и пр.

Оборотные активы включают производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и т. д.

Перечень оборотных активов в составе имущества экономического субъекта является наиболее широким. Это наиболее ликвидные активы, поскольку постоянно находятся в цикле превращения их в денежные средства. Ту часть оборотных активов, ко­торую легко преобразовать в наличные средства, принято называть легкореализуемыми активами. Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банках к ним относятся ценные бумаги и различные виды дебиторской задолженности. По сравнению с ними затраты в незавершенном производстве и запасы товарно-материальных ценностей представляют собой труднореализуемые оборотные активы.

Отвлеченные активы — это специфический вид имущества экономического субъекта, определяемый исходя из его места в воспроизводстве совокупного общественного продукта. Они пред­ставляют собой сумму средств, безвозвратно изымаемую из прибыли (платежи в бюджет в виде налогов, сборов и т. д.) либо направляемую в связи с целевым характером ее использования путем формирования фондов специального назначения и в дру­гих целях. Поэтому указанные средства отвлечены от участия в текущей деятельности организации.

Убытки — разновидность отвлеченных активов. Их наличие характеризует прямые потери, как результат неэффективного управления организацией. Убытки могут быть следствием непредвиденных форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, пожаров, наводнений и т. п., а также политических потрясений — революций, забастовок и пр.).

Собственный капитал образует состав источников формирования отдельных видов имущества. Этот состав включает уставный (складочный) капитал, уставный фонд государственных и муниципальных предприятий и организаций, добавочный и резервный капитал, прибыль, а также средства целевого финансирования и поступлений.

Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. Он выступает в виде кредитов и займов банков, иных кредитных учреждений, предприятий и организаций, поставщиков и подрядчиков, а также непогашенных обязательств:

–         персоналом организации — по оплате труда и приравненным к ней платежам;

–         внебюджетными фондами — по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд содействия занятости и др.;

–         бюджетом — по налогам и прочим платежам.

Взаимосвязь между предметом бухгалтерского учёта и объектами учёта осуществляется посредством хозяйственных операций, оформленных документально с соблюдением определенных требований. Данная взаимосвязь может ограничиваться только имуществом экономического субъекта, или источниками его образования, или тем и другим одновре­менно.

Хозяйственные операции представляют собой факты хозяйственной жизни, экономические события, совершающиеся на предприятии и связанные с движением его имущества, собствен­ного и заемного капитала. Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу функ­ционирования предприятия. Сами же хозяйственные процессы — снабжение, производство и продажа — состоят из отдельных хозяйственных операций.

2. Метод бухгалтерского учета

Познание сущности предмета достигается через познание содержания его метода.

Разработка на данной основе метода бухгалтерского учета получает конкретное выражение в совокупности его слагаемых (способов, приемов). Их применение дает возможность, опираясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хозяйственной жизни, представляя ее как результат единства противоположностей.

Бухгалтерский учет располагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями; Все это предопределяет необходимость глубокого осмысления и понимания системы приемов, способов, составляющих основу и содержание метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета — это комплекс способов и приемов, в результате применения которых достигается обоснованное взаимосвязанное отражение деятельности предприятия. [4, с. 7]

Назначение метода бухгалтерского учета состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое, обоснованно сгруппировать экономически однородные хозяйственные средства, хозяйственные операции, определить затраты и результаты в разрезе каждого хозяйственного процесса и хозяйственной деятельности организации в целом, обобщить учетную информацию в системе форм аналитической, периодической и годовой отчетности. [5, с. 12]

Для конкретного изучения метода бухгалтерского учета из всей совокупности приемов отражения предмета выделяют основные, принципиальные, называя их элементами метода бухгалтерского учета, главными из которых являются: [4, с. 8]

1. Документация — письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета.

2. Оценка — денежное выражение всех средств предприятия с помощью цен. Оценка является способом стоимостного измерения имущества и обязательств. Она позволяет отразить все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в денежном выражении. Отсюда и результат хозяйственной деятельности организации приобретает в учете стоимостную форму. Такой подход позволяет оценить в одинаковых единицах измерения (рублях) себестоимость самых различных продуктов. Однако и здесь требуются общие, обязательные для всех организаций правила.

3. Калькуляция — способ исчисления в денежном выражении фактической себестоимости продукции, выполненных ра­бот или оказанных услуг.

4. Двойная запись - способ отражения хозяйственных операций, при котором каждая операция фиксируется на двух взаимосвязанных счетах.

Бухгалтерский учет благодаря двойной записи становится системным, текущим и непрерывным, в котором ни одна запись не отражается без документального подтверждения, и разнообразная совокупность имущества обобщается в едином денежном измерении.

5. Бухгалтерские счета — специальные регистры для учета хо­зяйственных средств и хозяйственных процессов.

Счета бухгалтерского учета - это способ экономической группировки однородных хозяйственных средств, источников их образования, обобщения хозяйственных операций. С помощью их организуют текущий учет наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля за хозяйственной деятельностью организации.

6. Инвентаризация — проверка фактического наличия товар­но-материальных ценностей, финансовых обязательств и денежных средств и сравнение полученных результатов с учетными данными.

а) Порядок и сроки проведения инвентаризации устанавливаются каждым предприятием самостоятельно. Однако проводить инвентаризацию с периодичностью более года нецелесообразно.

б) Выявление расхождений и отражение их в учете - закономерный результат инвентаризации. Выявленные убытки при соблюдении определенных условий могут быть отнесены на виновных лиц. Выявленные излишки товарно-материальных ценностей просто приходуются.

7. Бухгалтерский баланс — способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников, ин­формации о хозяйственных процессах.

8. Отчетность — способ получения сводных показателей дея­тельности предприятия за отчетный период. Использование каждого из этих элементов осуществляется в соответствии с установленными в законодательном порядке положениями и инструкциями.

2.1. Документация

Если рассматривать технологию формирования и обобщения учетной информации как последовательность четко регламентированных этапов в виде первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, то вполне логично предположить, что каждому из этих этапов должны быть присущи свои специфические способы.

Так, на этапе первичного наблюдения на первый план выступает документация, поскольку в учете такое наблюдение может быть зафиксировано только в виде документа, заполненного с соблюдением определенных требований, придающих подобному документу юридическую силу.

Документация - письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, даст возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета на основании.

В ходе работы бухгалтер для отражения хозяйственных операций использует большое количество разнообразных документов. По времени составления бухгалтерские документы делятся на первичные и сводные.

К первичным документам относятся документы, составляемые в момент совершения хозяйственных операций (документы на поступление и отпуск материалов, начисление заработной платы, отгрузку продукции).

 При этом первичные документы могут быть приняты к учету только в том случае, если они:

составлены по образцу, содержащемуся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

подписаны лицом, уполномоченным на совершение таких действий.

К первичным документам относятся такие, как приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. При налоговой проверке бухгалтерские документы имеют значение как письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции или о праве на ее совершение и служит основным средством проверки правильности и достоверности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Отсутствие или неправильное оформление любых документов может привести к серьезным проблемам со своими работниками, с инвесторами, с контролирующими органами и т.п.

Порядок работы бухгалтера с первичными документами регламентируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвер­жденным приказом Минфина СССР от 25.07.83 г. № 105, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

Если первичный документ не имеет унифицированной формы, то для принятия его к учету необходимо, чтобы он содержал ряд показателей. Показатель документа в бухгалтерском учете принято называть реквизитом. Первичный документ должен содержать ряд обязательных реквизитов: название документа, его номер, подпись, дату составления и действия документа, штамп (печать) организации, измерители операций.

Некоторые документы используются на предприятиях и в организациях всех форм собственности и отраслей народного хозяйства. Они содержат определенные реквизиты и предполагают установленный порядок отражения операций. Такие документы принято называть типовыми (документы по оформлению кассовых и банковских операций).

В первичных документах регистрируются только отдельные хозяйственные операции, в них не ведется обобщение всех операций. Сведения из первичных документов переносятся в специальные ведомости учета затрат (расходов) - учетные регистры. Процесс учетной регистрации хозяйственных операций:

 

Вся организация бухгалтерского учета строится на сочетании различных регистров. Записи в учетные регистры основываются на тщательно проверенных документах, поэтому и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, для контроля за состоянием средств и при выявлении финансовых результатов.

В документах регистрируется каждая отдельная операция, на синтетических и аналитических счетах ведется текущий учет и группировка средств и операций предприятия, в балансе периодически обобщается и отражается в денежной оценке на определенную дату состояние средств предприятия и их источников. Необходимо, чтобы каждая хозяйственная операция, оформленная документом, была отражена в том или ином учетном регистре.

Учетные регистры представляют собой специальным образом разграфленные листы, в которые производятся текущие учетные записи хозяйственных операций.

По содержанию учетные регистры делятся на:

регистры синтетического учета предназначаются для записи хозяйственных операций по синтетическим счетам. В основу их построения заложена шахматная форма графления учетных таблиц. Дебетуемые счета располагаются в горизонтальных колонках (строках), а кредитуемые – в вертикальных (столбцах) – шахматная форма учетных таблиц. Если разделить шахматную таблицу по вертикали, то получим так называемые журналы-ордера, в которых происходит регистрация и группировка операций по кредиту синтетических счетов с разбивкой по дебету  корреспондирующих с ними счетов. Дебетовые обороты по синтетическим счетам получаются при суммировании итогов всех журналов-ордеров.

для аналитического учета применяются три вида учетных регистров: регистры, которые ведутся параллельно регистрам синтетического учета и отдельно от них (контокоррентные карточки); регистры, записи в которые производится с целью группировки и накапливания однородных хозяйственных операций по аналитическим счетам для последующего их переноса итогом за месяц в регистры синтетического учета; регистры, которые совмещают синтетический и аналитический учет (журнал-ордер по счету «Расчеты с подотчетными лицами»).

Однако хозяйственная деятельность экономических субъек­тов показывает, что и в условиях четко налаженного контроля за регистрацией хозяйственных операций не представляется возмож­ным в полном объеме решить эту задачу. Ряд хозяйственных опе­раций нельзя документально оформить в момент их совершения. Например, некоторые товарно-материальные ценности в силу своих физико-химических свойств имеют тенденцию к усушке, распылу, улетучиванию, бою. Это неизбежная естественная убыль. На такие ценности в установленном порядке утверждаются нормы потерь. В других случаях потери, недостачи возникают из-за не­брежности в работе материально ответственных и иных лиц, ха­латности, наличия преднамеренных и непреднамеренных ошибок, обмана, а иногда и прямого мошенничества. Выявить и оформить такие факты, установить размер отклонений относительно инфор­мации, зафиксированной в первичных документах и отраженной в учете, становится возможным только при обнаружении этих фак­тов в процессе проведения инвентаризации путем проверки средств в натуре, а также состояния расчетов с другими организациями. Одновременно решается задача проверки и документального под­тверждения фактического наличия имущества. Следовательно, ин­вентаризация является продолжением документации. Она допол­няет и уточняет достоверность данных текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности. С ее помощью обеспе­чивается организация более четкого контроля за наличием и дви­жением имущества и источников его формирования, работой ма­териально ответственных лиц.

2.2. Оценка

Хозяйственные операции затрагивают объекты учета, име­ющие разные единицы измерения.

Одни из них имеют весовые измерители (кг, т), другие объемные (м3), третьи — меры длины и площади (см, м, м2, по­гонные метры), четвертые — меры счета (штуки). Затраты труда имеют трудовые измерители (минуты, часы, дни) и характеризуют количество затраченного рабочего времени.

Нередко возникает необходимость в исчислении эффектив­ности проводимых мероприятий, результатов работы, когда на­ряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется при­менить сводные (обобщающие) показатели. С этой целью в бух­галтерском учете применяется способ, называемый оценкой, с его помощью осуществляется перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный (стоимостный) измеритель.

Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку.

Имущество, полученное на безвозмездной основе, принимается к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Имуще­ство, произведенное самим экономическим субъектом, оценива­ется в сумме фактических затрат на его изготовление.

Текущая рыночная стоимость объекта формируется на ос­нове цены, действующей на дату его оприходования, подтверж­денной документально или экспертным путем.

Причем величина цены не находится под влиянием каких-либо чрезвычайных обстоятельств, могущих оказать влияние на ее формирование. Имеется в виду, что объект оценки представ­лен на рынке в форме публичной оферты, между участниками сделки не имело принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны и т.п.

При отпуске материально-производствен­ных запасов на производственные и иные цели их оценка может осуществляться по одному из следующих методов:

— по себестоимости каждой единицы, сложившейся на мо­мент приобретения;

— по средней себестоимости;

— по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов (метод ФИФО);

— по себестоимости последних по времени их приобретения (метод ЛИФО).

Оценка товаров на предприятиях розничной торговли мо­жет быть принята в учете по одному из двух вариантов:

— по розничным продажным ценам с использованием в те­кущем учете обособленного счета «Торговая наценка»;

— по покупной стоимости без использования данного счета в текущем учете.

2.3. Калькуляция, ее виды и содержание

Калькуляция представляет собой исчисление себестоимости и служит для определения себестоимости различных объектов учета. В процессе снабжения выявляется фактическая заготовительная себестоимость материалов, по которой они включа­ются  в  производство,  а  фактическая  производственная себестоимость готовой продукции — в процессе ее производства. При реализации выявляются расходы по реализации, которые вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость готовой продукции, а также финансовый резуль­тат от реализации (прибыль или убыток).

            В процессе калькуляции исчисляется себестоимость отдель­ных объектов, единиц продукции, работ, услуг. Они являются объектами калькуляции. Точность калькуляции зависит от на­учно обоснованной и рациональной группировки затрат, состав­ляющих себестоимость, точного подсчета затрат на калькулиру­емые  объекты.

В калькулировании различаются группировки затрат по эле­ментам и по статьям затрат. Элементы затрат включают затраты предметов труда (сырье, материалы, топлива, энергия), орудия труда (амортизация основных средств) и живого труда (расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхова­ние). Группировка по элементам затрат позволяет установить, что израсходовано на данный объект.

Группировка по статьям затрат (статьям себестоимости) яв­ляется более детализированной, она указывает назначение зат­рат в данном процессе, способ отнесения на объекты калькули­рования. Те расходы, которые могут быть непосредственно отне­сены на определенный объект калькулирования, называются прямыми, а те, которые невозможно прямо учесть по этим объек­там, — косвенными. К прямым расходам относятся: сырье и мате­риалы, заработная плата основных производственных рабочих, расходы на социальное страхование и другие, к косвенным — расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы. Косвенные расходы распреде­ляются между объектами калькуляции пропорционально какой-либо базе распределения. Чаше всего — пропорционально заработной плате производственных рабочих. Для более точного включения отдельных косвенных расходов в себестоимость еди­ницы изделия база их распределения должна зависел, от этих расхода», влиять на их величину. Повышение технической оснащенности предприятия, совер­шенствование внутризаводского планирования и нормирования способствуют рациональному распределению косвенных расхо­дов.

Кроме определения расходов по статьям затрат, относящихся к каждому калькулируемому объекту, калькулирование включа­ет в себя и такие трудоемкие работы, как разграничение затрат между законченной (готовой) продукцией и незавершенным производством, определение затрат на брак в производстве, оценку отходов производства и побочной продукции.

Общие правила калькуляции устанавливаются постано­влениями Правительства РФ, Министерством финансов РФ. На их основе министерства и ведомства разрабатывают отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции, то­варов, работ и услуг.

Таким образом, оценка и калькуляция выступают в каче­стве определяющего критерия для целей стоимостного измере­ния объектов бухгалтерского учета.

2.4. Двойная запись

Хозяйственные операции на счетах отражаются методом двойной записи.

Двойная запись характеризуется тремя ее принципами:

1) запись отражается дважды;

2) запись отражается по дебету одного и кредиту другого счета;

3) запись на обоих взаимосвязанных счетах отражается в одной и той же сумме.

Регистрация хозяйственных операций в учетном процессе дублируется в целях контроля и отражается первый раз как свершившийся факт, в хронологической регистрации с документальным подтверждением, а второй раз - в системной регистрации в виде разноски суммы операции по дебетуемым и кредитуемым синтетическим и аналитическим счетам. [3, c.5]

Двойная запись есть продукт кругооборота хо­зяйственных средств, отражающего двойственность самих хозяй­ственных процессов, проявляющуюся в тесной взаимозависимо­сти и взаимообусловленности как результат осуществления хо­зяйственной операции.

Например, в хозяйственной операции по­ступления денежных средств, полученных из банка в организа­цию, одновременно следует отразить в учете оприходование их в кассу и списание с расчетного счета. Этим подтверждается факт свершения хозяйственной операции и раскрывается экономичес­кая сущность хозяйственной операции.

Этим устанавливается взаимосвязь между затрагиваемыми операцией объектами учета, что очень важно для контроля за хозяйственной деятельностью предприятия и изучения происходящих процессов.

Каждая хозяйственная операция приводит к двум экономическим явлениям и обязательно затрагивает две статьи баланса. Отсюда, отражая операции способом двойной записи, фиксируются оба вызываемые ею явления, т.е. записываются на двух счетах, соответствующих двум затрагиваемым статьям баланса. Одновременно отмечается взаимосвязь, возникающая при этом между данными счетами. Этим облегчается контроль за происходящими операциями.

Следует иметь в виду, что основанием для бухгалтерских записей являются документы, которыми оформляются хозяйственные операции.

Двойная запись хозяйственных операций приводит к взаимосвязи между счетами. Эта взаимосвязь определяется как корреспонденция счетов.

По мнению Ануфриева В.Е. [3, с.2] двойная запись относится к числу величайших изобретений человечества, сыгравших в развитии мировой цивилизации роль, сравнимую с изобретением колеса и денег.

Материальная основа двойной записи – двойственность самого хозяйственного процесса. Двойная запись вытекает из диалектической сущности каждой хозяйственной операции, ее двойственности.

Корреспонденция счетов, возникающая при двойной записи, позволяет определить экономическую сущность отражаемых хозяйственных операций, их целесообразность и необходимость.

2.5. Бухгалтерские счета

Процесс управления только тогда достигает цели, когда в текущем учете контроль за наличием и движением имущества, формированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам, наименованиям в разрезе каж­дой позиции по местам нахождения или возникновения. Такая необходимость обусловлена различием в составе и функциональ­ной роли отдельных объектов бухгалтерского учета в процессе расширенного общественного воспроизводства. Поэтому в учете объекты должны быть сгруппированы по экономической однород­ности. Решается эта задача при помощи системы счетов бухгал­терского учета.

Счет — локальная информационная система, определяющая группировку экономически однородного объекта учета, его сущ­ность и изменение. С его помощью реализуется контрольная фун­кция бухгалтерского учета.

Счета, на которых должна быть отражена хозяйственная операция и ее сумма, взаимосвязанны друг с другом. Записи в них сумм показывают оба явления, возникшие в результате произведенной хозяйственной операции. Например, изменение в средствах: поступление денег в кассу и выбытие их с расчетного счета.

Для руководства хозяйственной деятельностью необходимо иметь информацию об объектах бухгалтерского учета различной степени детализации. Поэтому для получения различных по степени детализации данных в бухгалтерском учете используются две группы счетов: синтетические и аналитические.

Синтетические счета служат для укрупненной группировки и учета однородных объектов, а аналитические счета - для подробной их характеристики.

Отражение хозяйственных средств и процессов на синтетических счетах называется синтетическим учетом, а на аналитических счетах - аналитическим учетом.

В аналитическом учете используются три группы измерителей. В аналитических счетах, отражающих движение товарно-материальных ценностей, учет ведется в денежном и натуральных измерителях, т.е. в количественно-суммовом выражении.

В аналитических счетах, отражающих источники средств, а также расчеты (кроме расчетов с рабочими и служащими), учет ведется только в денежном выражении. Поэтому схемы таких счетов более просты. Например, счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется только в денежном выражении и показывает расчеты в целом со всеми поставщиками (синтетический учет), а также с каждым поставщиком в отдельности (аналитический учет). Таким образом, синтетические и аналитические счета тесно взаимосвязаны. Основой взаимосвязи является параллельность записей на счетах. [7, c.15]

Взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами выражается в следующем:

аналитические счета ведутся для детализации синтетических счетов;

операция, записанная по синтетическому счету, должна быть обязательно отражена и на соответствующих аналитических счетах, открытых к данному синтетическому счету;

на синтетическом счете операция записывается общей суммой, а на его аналитических счетах - частными суммами, дающими в итоге ту же общую сумму;

запись в аналитическом счете производится на ту же сторону, что и в синтетический счет, т.е. их строение одинаково.

Поэтому начальный и конечный остатки, а также обороты по дебету и кредиту синтетического счета должны быть равны общим суммам соответствующих остатков и оборотов его аналитических счетов, открытых в его развитие.

При подведении итога за отчетный период данные синтетического и аналитических счетов должны сверяться и совпадать, что свидетельствует о правильности ведения учета.

Следует отметить, что часть счетов синтетического учета отражает средства или источники средств, не требующие дальнейшей детализации. Такие синтетические счета не имеют аналитических счетов. К ним относятся счета "Касса", счет "Расчетный счет", счет "Уставный капитал".[2, c,25]

Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета,

Субсчет - способ группировки данных аналитических счетов.

Количество синтетических счетов и субсчетов определяется потребностями составления отчетности. Количество используемых на предприятиях аналитических счетов определяется потребностями управления хозяйствующим субъектом.

Счета и двойная запись применяются с целью регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объек­тах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственными опе­рациями. Среди рассмотренных ранее приемов и способов учета счета и двойная запись имеют приоритетное значение, так как именно их применение позволяет подготавливать для нужд уп­равления с различной степенью детализации и обобщения ин­формацию, необходимую для достижения конечной цели эконо­мического субъекта — получения прибыли.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематичес­кому обобщению итогов хозяйственной деятельности, выбору дальнейшей стратегии организации. Достигается эта цель путем составления бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает состав имущества конкретного субъекта по его видам, составу, функциональной роли и источникам формирования в процессе воспроизводства общественного продукта, но и содержит дан­ные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих.

2.6. Инвентаризации

Инвентаризация - один из основных элементов метода бухгалтерского учета, сущность которого состоит в сличении наличия имущества и обязательств организации с данными бухгалтерского учета.

Задачами инвентаризации являются:

- контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

- проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

- проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, других счетах, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по полученным векселям и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств, а также виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

В Законе "О бухгалтерском учете" указаны случаи обязательного проведения инвентаризации. В иных случаях инвентаризация может инициироваться руководителем, который и будет определять ее круг и сроки проведения. В межинвентаризационный период в организациях с большой номенклатурой ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций и выборочные инвентаризации, проводимые в межинвентаризационный период, осуществляются инвентаризационными комиссиями по распоряжению руководителя организации.

Общий порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов определен Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49.

Тем не менее в каждой организации должно быть принято положение по инвентаризации, в котором будут конкретизированы нормы законодательства с учетом особенностей производственной, хозяйственной, финансовой деятельность субъекта.

2.7. Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс - одна из составляющих бухгалтерской отчетности, формируемой организацией. Элементами формируемой в бухгалтерском учете информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату и содержать следующие числовые показатели:

Активы

Пассивы

Внеоборотные активы

Капитал и резервы

Оборотные активы

Долгосрочные обязательства    

Краткосрочные обязательства    

2.8. Отчетность

Отчетность организации - итог выполнения учетных работ по обеспечению необходимой информацией заинтересованных пользователей. Она предназначена для различных целей и составляется с разной периодичностью и разными исполнителями в обязательном для хозяйствующего субъекта (его подразделения) порядке или факультативно.

Отчетность оформляется в организации документально, причем формы отчетности достаточно жестко регулируются действующими нормативными документами или приказами по организации (в том числе приказом об учетной политике).

В бухгалтерском учете организации формируется разнообразная информация, которая в конце каждого отчетного периода облекается в форму, удобную для заинтересованных пользователей. При этом для удовлетворения их общих потребностей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Бухгалтерская информация, содержащаяся в отчетности организации, должна быть сформирована таким образом, чтобы каждый пользователь мог получить необходимые ему сведения.

Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также испытывающие желание изучать эту информацию.

Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.

Для них составляется внешняя отчетность. Рамки внешней отчетности определены достаточно четко набором внешних пользователей бухгалтерской информации и чаще всего законодательно.

Внутренняя отчетность предоставляется для внутренних пользователей и ставит своей целью формирование информации, необходимой руководству организации для принятия управленческих решений, которая и определяет содержание, порядок формирования и способы представления информации для внутренних пользователей. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

Состав, периодичность формирования и назначение внутренней отчетности определяется только организационно-распорядительной документацией предприятия в соответствии с потребностями его хозяйственной, производственной и финансовой деятельности.

В конечном итоге бухгалтерский баланс и отчетность вы­ступают как способ итогового обобщения и соизмерения теку­щей учетной информации об активах и источниках создания орга­низации, формирующих ее объекты учета.

Заключение

В данной работе было проведено углубленное изучение теоретических основ бухгалтерской профессии.

Для этого была изучена специальная экономическая литература по данной теме, включая действующие положения и инструкции.

Были сделаны следующие выводы:

содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается через экономическую сущность его объектов;

метод бухгалтерского учета есть взаимосвязан­ная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и фи­нансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли;

рассмотренные элементы метода бухгалтерского учета подтверждают их специфичность, присущую только данному виду хозяйственного учета, позволяют всесторонне уяснить сущность его предмета;

каждый из элементов несет не только самосто­ятельную нагрузку, но и является исходной предпосылкой для функционирования следующей составной части метода, что по­зволяет уяснить причинную связь между фактами хозяйствен­ной жизни;

только таким образом достигается полное, непрерывное и объек­тивное отражение фактов хозяйственной деятельности в системном бухгалтерском учете;

данные методы дают возможность заинтересованным пользователям бухгалтерской информации получать объективные данные о хозяйственной деятельности организации

Литература

1.   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н от 29.07.98 г.

2.   Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000, 27 с.

3.   Ануфриев В.Е. Бухгалтерский учет основных средств, капитала и прибыли // «Бухгалтерский учет», 2002.

4.    Кирьянова З.В.   Теория Бухгалтерского учета. «Финансы и статистика», М. 2001г.

5.   Кондраков Н.П.    Бухгалтерский учет   2-е издание, «Инфра – М», М. 2001г. (учебное пособие)

6.   Кожинов В.Я.   Бухгалтерский учет   (пособие для начинающих), «Экзамен», М. 2000г.

7.   Палий В.Ф. Палий В.В. Финансовый учет: Учебное пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2001, 19 с.

8.   Соколов Я.В.   Принципы бухгалтерского учета «Бухгалтерский учет»,  2001г., N2.

9.   Соколов Я.В. Бухгалтерский учет от истоков до наших дней, «Юнити», М. 2000г., (учебное пособие)

10.           Бухгалтерский словарь,   «Финансы и статистика»,  М. 2001г.