Комментарий к  Трудовому кодексу

Об ответственности за нарушения применения ККМ

Сотрудник милиции на потребительском рынке: права и обязанности

Возврат товаров

 

Комментарий к Трудовому кодексу

Вернуться назад

 

Новый Трудовой кодекс и впервые его специальные нормы о руководителях, главных бухгалтерах

В новом Трудовом кодексе впервые появились нормы, специально регулирующие трудовые отношения руководителей любых организаций, независимо от их организационной формы и формы собственности, а также их заместителей и главных бухгалтеров, включая директоров, замов и главбухов магазинов, ресторанов и других организаций потребительского рынка и услуг. Эти особенности предусмотрены в отдельных статьях ТК, касающихся момента приема на работу – по терминологии ТК оформления трудовых отношений с ними, и кончая их прекращением (увольнением), предусматривая также персональную ответственность руководства и в то же время предоставления им определенных гарантий для защиты их прав. Во-первых, в ТК теперь имеется специальная глава 43 «Об особенностях регулирования труда руководителя организации». В ст. 273 этой главы ТК впервые дается законодательное определение понятия «руководитель организации». Это – «физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации (как правило, это Устав) осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа». Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК, иными законами и нормативными правовыми актами, а также, что очень важно, учредительными документами организации и трудовым договором (ст. 274). Следует обратить внимание, что теперь руководитель организации может дополнительно занимать оплачиваемые должности и в других организациях – руководитель по совместительству, но только с разрешения уполномоченного органа юридического лица (Совета директоров или общего собрания), либо собственника (его уполномоченного) имущества организации. Это повторение Закона «Об акционерных обществах» о возможности генерального директора работать по совместительству. Во-вторых, с каждым из этих руководителей в обязательном порядке при оформлении на работу заключается письменный трудовой договор, а не контракт, как это было ранее и когда можно  было издать только приказ (распоряжение) о назначении на должность. Правда, заключению трудового договора должно предшествовать избрание (назначение) его на должность в порядке, установленном учредительными документами этой организации. Без принятия такого решения заключение трудового договора неправомерно (ст.ст. 16, 17, 19 ст. 275 ТК). В отличие от старого КЗОТа новый ТК прямо устанавливает, что с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами можно заключать трудовой договор на определенный срок, –  причем срочный договор может заключаться не только по инициативе организации – работодателя, но и каждого из указанных работников (ст. 59 ТК). Трудовой договор заключается на срок до 5 лет. Конкретный срок работы, как правило, определен в Уставе организации или оговаривается сторонами и закрепляется в самом трудовом договоре. Для указанных должностных лиц, а также для заместителей главного бухгалтера, руководителей филиалов, обособленных подразделений ТК предусматривает установление при приеме на работу и включение в трудовой договор условия об испытании, срок которого не может превышать 6 месяцев. Правда, для лиц, приглашенных на эту должность, испытание при приеме на работу не устанавливается, хотя с этими работниками также можно заключать срочный трудовой договор (ст. 70 ТК).

По новому, практически впервые, в трудовом законодательстве в ТК решены вопросы прекращения трудового договора с руководителями, а также их заместителями и главными бухгалтерами. По общему правилу по истечению срока договора он расторгается с предупреждением работника в письменной форме не менее чем за 3 дня до увольнения. Статья 75 ТК установила, что при смене собственника имущества организации, новый собственник не позднее 3 месяцев со дня возникновения у него права собственности вправе расторгнуть трудовой договор со всеми этими должностными лицами, или любым из них. Это обосновывается тем, что новый собственник вправе сформировать свою команду, которая по его мнению сможет более эффективно организовать работу. Основанием для увольнения в этих случаях является п. 4 ст. 81 ТК и на него и ссылаются при издании приказа (распоряжения) об увольнении и производстве записи основания увольнения в трудовой книжке. Одновременно указанным увольняемым руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру на основании ст. 181 ТК новый собственник выплачивает компенсацию в размере не ниже 3 средних месячных заработков работника. Вместе с тем в этой же ст. 75 ТК предусмотрено, что смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых отношений с другими работниками организации. Под сменой собственника понимают, в частности, приватизацию, национализацию или иную смену организационно-правовой формы юридического лица.

Кроме этого, Трудовой кодекс предусмотрел, что наряду из обусловленных в ст. 81 14 оснований для увольнения работников (расторжения трудового договора) по инициативе работодателя, последний имеет право уволить  руководителя, его замов самой организации, или его филиала, представительства при однократном грубом нарушении своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81), а также (новое основание) при принятии этими руководителями, а также главным бухгалтером или конкретно одним из них необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81). Как и остальных работников, руководителя, его замов и главбуха можно уволить в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (пп. «в» п. 6 ст. 81). При этом с виновного в этих случаях можно взыскать в полном размере материальный ущерб, но если такая материальная ответственность руководителя с других лиц предусмотрена специальным законодательным актом. Можно уволить таких должностных лиц также в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне (п. 12 ст. 81). Это основание для увольнения, практически не касается организаций потребительского рынка и услуг.

ТК разрешил работодателю в трудовом договоре с руководителем организации предусмотреть и другие случаи, когда по инициативе работодателя его могут уволить (п. 13 ст. 81). Однако основания увольнения, которые можно предусмотреть дополнительно в трудовом договоре, следует формулировать максимально конкретно, для того, чтобы в случае применения не было разночтений и трудностей. Новым дополнительным основанием увольнения в рудовом договоре может быть формулировка, применительная к трудовым должностным обязанностям руководителя. Например, невыполнение обязанности, предусмотренной конкретным пунктом (условием) трудового договора. Статья 278 ТК предусмотрела такое дополнительное основание для увольнения руководителя, как «в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)», то есть в том случае, когда решение об отстранении принято судом. И еще одна новая и довольно принципиальная норма, предусмотренная п. 2 ст. 278 ТК, поставившая точку в различных дискуссиях о возможности досрочного расторжения трудового договора с руководителем – единоличным исполнительным органом организации без каких либо дополнительных условий. Теперь п. 2 ст. 278 ТК прямо предусматривает возможность прекращения трудового договора с руководителем в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица (общее собрание, Совет директоров), либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора. Указанное новое положение позволяет досрочно расторгнуть договор с руководителем без указания в решении уполномоченного органа организации определенной причины принятия такого решения, то есть теперь и не обязательно подыскивать и указывать наличие виновных действий (бездействия) руководителя, нарушения им «Трудовых обязанностей». Причем в этом случае увольняемому руководителю выплачивается денежная компенсация в размере, определяемом в трудовом договоре с руководителем (ст. 279).

Вместе с тем ТК предусмотрел в ст. 280 предоставление права уже самому руководителю организации по своей инициативе потребовать от органа управления, собственника досрочно расторгнуть с ним трудовой договор, но при условии предупреждения об этом работодателя (собственника имущества организации) в письменной форме не позднее, чем за 1 месяц до увольнения.

Несколько об особенностях регулирования оплаты труда руководителям, их заместителям и главным бухгалтером. Согласно ст. 145 ТК оплата труда этих должностных лиц в организациях, финансируемых из федерального бюджета или бюджета субъектов РФ, производится в порядке и размерах, определяемых соответственно Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета – органами местного самоуправления. А для всех остальных организаций размеры оплаты труда указанных должностных лиц определяются по соглашению сторон трудового договора, то есть вопрос решается в самой организации и максимальным размером не ограничивается. И об отпусках руководителей, их замов и главных бухгалтеров. Эти вопросы теперь регулируются довольно детально в самом Трудовом кодексе (гл. 19). Теперь продолжительность отпуска определяется в календарных днях и не может быть менее 28 календарных дней. Все дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным и максимальным пределом для негосударственных организаций не ограничиваются. Но о конкретных размерах отпуска для указанных должностных лиц обязательно следует указывать в трудовом договоре.

И еще одно новшество в регулировании труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров. Ст. 243 ТК перечисляет случаи полной материальной ответственности работников, и тут же в части второй этой статьи предусматривает, что в трудовом договоре, заключаемом с перечисленными руководящими должностными лицами, может быть предусмотрена их материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба работодателю. Но  такая полная материальная ответственность возникает, если ущерб причинен в результате виновных противоправных действия или бездействия должностного лица. Правда, тут же ст. 240 ТК предусматривает, что работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен материальный ущерб, полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работника. Следует особо обратить внимание, что ст. 277 ТК прямо предусматривает, что руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный своей организации. А в случаях, предусмотренных Федеральным законом, руководитель возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется с нормами, предусмотренными Гражданским законодательством.

И в заключение. Данные комментарии касаются особенностей регулирования трудовых отношений с руководящим составом организаций – юридических лиц, но в своей работе необходимо, наряду с законодательными и иными правовыми нормативными актами по вопросам финансово-хозяйственной и другой деятельности строго руководствоваться и требованиями нового Трудового кодекса России и знать их, тем более, что Кодекс предусматривает персональную ответственность руководителей за соблюдение трудового законодательства.

Ю. БОЛДЫРЕВ, эксперт Госдумы РФ

 

Об ответственности за нарушения применения ККМ 

в новом КоАПе РФ

Вернуться назад

 

 С ККМ может работать только специально обученный работник

С 1 июля 2002 г. в стране действует новый Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Поэтому административная ответственность, которая была «рассредоточена» по другим законам, исключена из них Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Практически все виды административных правонарушений и ответственность за них с 1 июля 2002 г. собраны в новом КоАП РФ.

До вступления в силу нового КоАП РФ при рассмотрении вопросов об ответственности при нарушении применения ККМ и размерах штрафа, руководствовались ст. 7 Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5212-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». Теперь указанный Закон РФ о ККМ, хотя и остался в действии, но ст. 7 Закона (о штрафах) изложен в новой редакции. В ней исключены сами административные штрафы за нарушения применения ККМ и только закреплен порядок распределения штрафов, взыскиваемых за такое же нарушение, но уже по новому КоАПу, между федеральным и местным бюджетом; а именно: 20% от общего размера штрафа взыскивается в федеральный бюджет и 80% – в местный бюджет.

С 1 июля 2002 г. ответственность за нарушения применения ККМ предусмотрена ст. 14.5 нового КоАП РФ. А это продажа товаров (услуг) организациями и индивидуальными предпринимателями населению за наличный расчет без применения ККМ.

Неприменением ККМ считается также использование кассового аппарата, который не отвечает требованиям, изложенным в п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 30 июля 1993 года № 745.

К неприменению ККМ также относится, если ККМ не зарегистрирован в налоговых органах, или при отсутствии пломбы на ККМ или ее повреждения, свидетельствующих о возможности доступа к фискальной памяти аппарата.

Можно обвинить организацию или предпринимателя в неприменении ККМ также, если кассовый аппарат не соответствует техническим требованиям к ККМ, не стоит на обслуживании в ЦТО, не допущен к использованию в соответствии с классификатором кассовых машин.

Рассматривать дела и привлекать к административной ответственности за нарушения применения ККМ по ст. 14.5 нового КоАП имеют право налоговые органы (ст. 23.5). Они также полномочны в соответствии со ст.ст. 2 и 6 упомянутого Закона РФ от 18 июня 1993 г. № 5215-1 о применении ККМ обращаться в судебные органы с исками о ликвидации юридических лиц, повторно нарушивших требования указанного Закона и Положения по применению ККМ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745. Причем налоговые органы вправе одновременно приостановить деятельность предприятия–юрлица, связанного с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

Кроме налоговых органов рассматривать дела и привлекать к административной ответственности за нарушение применения ККМ по ст. 14.5 КоАПа могут также органы налоговой полиции и Государственной торговой инспекции.

При применении административной ответственности за нарушение применения ККМ по ст. 14.5 КоАП РФ размер штрафа варьируется в зависимости от того, кто является нарушителем. Для граждан–физических лиц он установлен в размере от 15 до 20 МРОТ, для должностных лиц, а также индивидуалов–предпринимателей от 30 до 40 МРОТ, для юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ. Причем сейчас размер одного МРОТ при применении штрафа составляет 100 рублей.

А вот об ответственности за невыдачу кассового чека и отсутствие ценника на товары ответственность предусмотрена статьей 14.15 КОАП РФ. Правда, в этой статье этот состав правонарушения прямо не написан, но там предусмотрена административная ответственность за нарушения правил торговли отдельными видами товаров. В такое время согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 155 от 19 января 1998 г., продавец обязан вывешивать и оформлять в установленном порядке ценник на товары (пункт 19 Правил), а также выдавать покупателю в обязательном порядке при совершении покупки кассовый чек (пункт 20 Правил).

Поэтому не выдача покупателю кассового чека или не вывешивание оформленного ценника на товар является нарушением правил торговли, и виновники несут ответственность по ст. 14.15 КоАП. Административные штрафы по этой статье КоАП – для физических лиц от 3 до 15 МРОТ, для должностных лиц – от 10 до 30 МРОТ, для юридических лиц – от 100 до 300 МРОТ. Решение о наложении штрафов предоставлено органам Государственной торговой инспекции.

Следует заметить, что милиция за нарушения, предусмотренные ст.ст. 14.5 и 14.15 КоАП РФ принимать решения о наложении штрафов в настоящее время не имеет право. Их милицейские должностные лица при выявлении указанных правонарушений могут только составить протокол об административном правонарушении в порядке и сроки, предусмотренные КоАПом, и направить его со всеми материалами по выявленным фактам правонарушений в части ККМ, ценником кассовых чеков для принятия решения в ?? органы Госторгинспекции или в налоговую инспекцию или налоговую полицию (но в эти два органа – только за нарушением ККМ).

За допущенные нарушения, в применении ККМ, невыдачи кассового чека и не вывешивания ценника, как уже указывалось, могут быть наложены одновременно административные штрафы как на физическое лицо (продавца), так и на должностные лица (директора, заведующего, ПБОЮЛа), а также на юридическое лицо – торговую организацию. Ответственность организации может наступить при наличии его вины, в том числе, если им не было обеспечено выполнение правил приписанных ККМ соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени организации при расчете с покупателями. Это касается и ответственности ПБОЮЛа, как должностного лица, если на него работают ?? продавцы, кассиры.

Чтобы юридическое лицо не привлекли к ответственности, оно должно доказать, что невиновно в нарушении, совершенном его продавцом, кассиром. В соответствии со  статьей 2. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Одним из главных условий в этом случае является наличие документа об обучении продавца, кассира. Потому что к ККМ можно допустить только обученное лицо. Если же на ККМ будет работать необученное лицо, то тут уже вина юридического лица. Обучают обращаться с ККМ, в частности, в центрах технического обслуживания. В Москве, например, большую работу по обучению торговых работников по обращению с ККМ проводит Учебно-сертификационный центр «Поиск». А если работник закончил торговое учебное заведение, такое обучение проводится в порядке повышения квалификации раз в 5 лет. Кроме этого организация должна доказать, что она приобрела (арендовала) ККМ, поставила ее на обслуживание в Центр технического обслуживания, зарегистрировала в налоговой инспекции, а также заключила с продавцом, кассиром трудовой договор.

Если все это подтверждается, то и вина юридического лица отсутствует, его нельзя привлекать к административной ответственности. Вместе с тем за неприменение ККМ в этом случае будет отвечать продавец, кассир.

 Так что законодательство о применении ККМ при денежных расчетах с населением необходимо строго соблюдать.

Тем более, что Кодекс предусматривает персональную ответственность руководителей за соблюдение трудового законодательства.

Ю. БОЛДЫРЕВ, эксперт Госдумы РФ

 

Сотрудник милиции на потребительском рынке:

права и обязанности

Вернуться назад

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., определил перечень административных правонарушений и органов, которые наделены правом рассматривать дела о таких правонарушениях, а также установил объем полномочий каждого органа и перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать административные дела от имени соответствующих органов. Среди таких должностных лиц – должностные лица органов внутренних дел (милиции). Об их правах, полномочиях и ответственности наша публикация.

Часть 1 ст. 23.3 КоАП РФ устанавливает перечень статей, по которым органы милиции рассматривают дела об административных правонарушениях. Это статьи о правонарушениях в области оборота наркотических средств, эксплуатации транспортных средств, правил перевозок, дорожного движения, связи и информация, порядка установления общественного порядка и безопасности и др.

Часть 2 указанной статьи определяет категории должностных лиц милиции, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать по ним решения, включая административные наказания конкретных виновных лиц (юридических лиц, ПБОЮЛов, должностных лиц и граждан).

В КоАП РФ (ст. 28.3, часть 2 п. 2) предусмотрено также, что должностные лица милиции правомочны по результатам проведенных проверок составлять протоколы об административных правонарушениях. А рассмотрение административных дел по таким протоколам и принятие административных санкций к правонарушителям отнесено согласно главе 23 КоАП (ст.ст. 23.3–23.6) к компетенции судов и других федеральных контрольных органов исполнительной власти, в том числе Госторгинспекции, Госсанэпиднадзору и др.

Полномочия должностных лиц милиции по составлению протоколов о правонарушениях в хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе на потребительском рынке, довольно широки. Так, сотрудники милиции могут возбуждать административные дела и составлять протоколы (но без вынесения постановления и наказания виновных) по 15 статьям главы 14 КоАП, предусматривающей административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и по 15 из 26 статей главы 15 КоАП о правонарушениях в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Какие же категории должностных лиц органов МВД и по каким статьям правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях?Все это предусмотрено в приказе МВД РФ от 21 августа 2002 года №803.

Прежде всего это сотрудники:

– дежурных частей (дежурных смен, дежурных частей) Главных управлений МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ,

– управлений (отделов, отделений) внутренних дел городов, районов, районов в городе, в иных муниципальных образованиях, управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, а также сотрудники подразделений дознания указанных выше органов МВД (милиции), в том числе управлений, отделов, отделений;

– милиции, замещающие должности среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел, непосредственно обнаружившие административные правонарушения;

– дежурных частей соответствующих органов внутренних дел закрытых административно-территориальных образований и особо важных и режимных объектов, при выполнении возложенных на них служебных обязанностей.

Во-вторых, это участковые уполномоченные милиции при выполнении возложенных на них в установленном порядке служебных обязанностей.

В-третьих, это сотрудники подразделений организационно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью

В-четвертых, это сотрудники подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

В-пятых, сотрудники подразделений органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями и подразделений по борьбе с организованной преступностью.

Указанные категории должностных лиц МВД (милиции) составляют протоколы об административных правонарушениях по следующим статьям: а) главы 14 КоАП – административные правонарушения в области предпринимательской деятельности:

Статьи главы 14 КоАП

Их наименование

Кто рассматривает дела по составленным милицией протоколам и выносит постановления

14.1.

Осуществление предпринимательской деятельности без госрегистрации или без лицензии

Судьи (ст. 23.1.)

14.2.

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Госторгинспекция (ч. 1 ст. 23.49),

судьи (ч. 2, ст. 23.1)

14.3.

Нарушение законодательства о рекламе

Антимонопольные органы (ст. 23.48 КоАП)

14.4.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил

Госторгинспекция (ст. 23.49)

Госсанэпиднадзор (ст. 23.13) по части 2 ст. 14.4.

14.5.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения ККМ

Налоговые органы – в части неприменения ККМ (ст. 23.5);

налоговаяполиция ,Госторгинспекция (ст. 23.6, 23.49)

14.7.

Обман потребителей

Госторгинспекция (ст. 23.49)

14.10.

Незаконное использование товарного знака

Судьи арбитражных судов (часть 3 ст. 23.1)

14.11.

Незаконное получение кредита

Примечание: – участковые и сотрудники по лицензионно-разрешительной работе по этой статье протоколы составлять не уполномочены;

– сотрудники общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка протоколы по ст.ст. 14.11–14.14 не уполномочены составлять

Судьи арбитражных судов, физические лица – судьи (ч. 3 ст. 23.1)

14.12.

Фиктивное или преднамеренное банкротство

Примечание: участковые и сотрудники по лицензионно-разрешительной деятельности и контролю за охранной деятельностью не уполномочены составлять протоколы

Судьи (ст. 23.1)

14.13.

Неправомерные действия при банкротстве

Примечание: участковые и сотрудники по лицензионно-разрешительной деятельности и контролю за охранной деятельностью не уполномочены составлять протоколы

Судьи (ст. 23.1)

14.14.

Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

Примечание: участковые и сотрудники по лицензионно-разрешительной деятельности и контролю за охранной деятельностью не уполномочены составлять протоколы

Судьи арбитражных судов (ст. 23.1)

14.15.

Нарушение продажи отдельных видов товаров

Госторгинспекция (ч. 1 ст. 28.3)

14.16.

Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Примечание: сотрудники лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью не уполномочены составлять протоколы по ст.ст. 14.16–14.18 КоАП

Судьи арбитражных судов (ч. 2 и 3 ст. 23.1)

Налоговая полиция – по частям 2 и 3 ст. 14.16 (ст. 23.6)

Госторгинспекция (ст. 23.49)

Налоговые органы по контролю за производством и оборотом алкоголя, спирта (ст. 23.50)

14.17.

Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта

Примечание: участковые не уполномочены составлять протоколы

Судьи арбитражных судов (ст. 23.1); по ч. 2 ст. 14.17 налоговые органы по контролю за спиртом, алкоголем (ст. 23.50)

14.18.

Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей продукции

Примечание: участковые не уполномочены составлять протоколы

Судьи арбитражных судов (ч. 2 и 3 ст. 23.1)

 

б) главы 15 КоАП – административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

15.1.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

Налоговые органы, налоговая полиция (ст.ст. 23.5, 23.6)

15.2.

Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

Налоговые органы, налоговая полиция (ст.ст. 23.5, 23.6)

15.12.

Выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки

Судьи (ст.23.1)

15.13.

Уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкоголю и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта

Органы МНС, уполномоченные по контролю за производством спирта и алкоголя (ст. 23.50)

15.14.

Нецелевое использование бюджетных средств

Органы, ответственные за исполнение бюджета (ст.23.7)

15.15.

Нарушение срока возврата бюджетными средств, полученных на возмездной основе

Органы исполнения бюджета – Минфин РФ (ст. 23.7)

15.16.

Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами

Органы исполнения бюджета – Минфин РФ (ст. 23.7)

15.17.

Недобросовестная эмиссия ценных бумаг

Уполномоченные органы по ценным бумагам – ФКЦБ (ст. 23.47)

15.18.

Незаконные сделки с ценными бумагами

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.19.

Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.20.

Воспрепятствование осуществлению инвестором прав по распоряжению хозяйственным обществом

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.21.

Использование служебной информации на рынке ценных бумаг

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.22.

Нарушение правил ведения реестра ценных бумаг

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.23.

Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг

ФКЦБ (ст. 23.47)

15.24.

Публичное размещение рекламы под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные или иные обязательства

ФКЦБ (ст. 23.47)

 

Примечания:

а) участковые уполномочены составлять протоколы лишь по ст. 15.12;

б) сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью уполномочены составлять протоколы лишь по ст. 15.12;

в) сотрудники милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка уполномочены составлять протоколы лишь по ст.ст. 15.1, 15.2, 15.12 КоАП.

Указанные должностные лица имеют также право составлять протоколы и об административных нарушениях в сфере потребительского рынка, предусмотренных следующими статьями главы 6 КоАП о правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

6.6.

Нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения

Примечание: сотрудники общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и сотрудники ОБЭП не уполномочены составлять протоколы по этой статье

Дела рассматривают: Санэпиднадзор (ст. 23.13)

6.14.

Производства либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям госстандартов, санправилам и гигиеническим нормативам

Примечание: участковые не уполномочены составлять протоколы по этой статье

Судьи арбитражных судов (ст. 23.1)

 

Приказом МВД РФ от 21 августа 2002 г. № 803 составлять протоколы об административных нарушениях в области предпринимательской деятельности также уполномочены следующие должностные лица:

– сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (по ст. 14.2 – незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; и по ст. 14.15 – нарушение продажи отдельных видов товаров);

– сотрудники, замещающие должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов внутренних дел в ФМС МВД РФ и в подразделениях по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации (по ст. 14.1 КоАП – осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без лицензии).

Вопросы, связанные с порядком, содержанием и сроками составления соответствующими уполномоченными должностными лицами протоколов об административных правонарушениях регулируются ст.ст. 28.2, 28.3, 28.5, 28.7 и 28.8 главы 28 КоАП РФ. Одним из оснований возбуждения административного дела считается составление уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении. В протоколе обязательно указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса местожительства свидетелей и потерпевших, место и время совершения события и его подробное описание. Указывается также статья КоАП (статья Закона субъекта РФ), которой установлена ответственность по данному факту. Фиксируются также объяснения лиц, в отношении которых возбуждено административное дело, и другие сведения, необходимые для рассмотрения дела.

При составлении протокола одновременно разъясняются соответствующие права и обязанности не только виновным, но и другим участникам производства, например, потерпевшим, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Гражданину (представителю юридического лица), в отношении которых возбуждено административное дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Они могут представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола.

Протокол подписывается лицом, составившим его, а также лицом (представителем юрлица), в отношении которого возбуждено административное дело. Если эти лица отказываются подписывать протокол, то в нем делается соответствующая запись. После составления протокола его копия при наличии соответствующей просьбы вручается под расписку физическому лицу–гражданину или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему.

Согласно ст. 28.5 протокол составляется немедленно после выявления административного правонарушения. Однако в случаях выяснения дополнительных обстоятельств по делу протокол может быть составлен в течение двух су