СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ. 4
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ. 10
3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК РЕПО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ.. 13
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 21
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.
Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.
В законодательстве РФ не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам.
Цель контрольной работы: изучение операций коммерческих банков с ценными бумагами.
Необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать рынок государственных и муниципальных ценных бумаг;
- рассмотреть порядок формирования, обращения и погашения государственных и муниципальных ценных бумаг;
- изучение порядка заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем. Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств, которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных бумаг).
Виды государственных ценных бумаг:
1. Облигации внутреннего валютного займа. Облигации внутреннего валютного займа (далее - ОВВЗ) представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства Союза ССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам, находящимся во Внешэкономбанке.
Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ (п. 7 Условий выпуска ОВВЗ). Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного дохода, а также при погашении самих облигаций, выплачиваются в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках.
2. Государственные краткосрочные облигации. Начиная с 1993 г. на территории РФ выпускались государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ (далее - ГКО), эмитентом которых являлся Минфин РФ. ГКО выпускались периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн. руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформлялся глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России.
3. Облигации федеральных займов. В целях покрытия бюджетного дефицита на основании ст. 2 Закона о государственном внутреннем долге РФ государством в лице Минфина РФ выпускаются облигации федерального займа (далее - ОФЗ) сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн. руб.
4. Облигации государственного сберегательного займа. Облигации государственного сберегательного займа (далее - ОГСЗ), эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении.
5. Облигации государственных нерыночных займов. Порядок размещения, обращения и погашения облигаций государственных нерыночных займов (далее - ОГНЗ) регулируется Генеральными условиями выпуска и обращения государственных нерыночных займов, а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев.
ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме, номинальной стоимостью в 1 млн. руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стоимости облигации, выплачиваемого при ее погашении.
6. Казначейские обязательства. Казначейские обязательства (далее - КО) выпускались Минфином РФ.
Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг [5, с. 134].
Муниципальные ценные бумаги- это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а также их агентствами [7, с.24].
Местные органы власти могут привлекать дополнительные финансовые средства, в принципе, на любые цели, которые можно сгруппировать следующим образом [5, с.134]:
1) покрытие временного дефицита регионального бюджета;
2) финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек) и объектов местной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей);
3) финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;
4) финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.
У местных государственных органов существуют две формы займов: выпуск муниципальных ценных бумаг; ссуды.
Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей. Так как согласно Федеральному закону «О переводном и простом векселе», государственные органы власти всех уровней имеют право выпуска векселя только в случаях, предусмотренных Федеральным законом, что по сути означает невозможность выпуска векселей муниципальными органами власти.
При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.
В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставленных по этим ценным бумагам налоговых льгот.
Муниципальные ценные бумаги обычно имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.
Основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают6 местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.
Приобретени6 муниципальных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам [5, с. 135]:
1) более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
2) надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
Согласно действующему законодательству, предельный объем расходов по обслуживанию муниципального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета местного уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.
Механизм выпуска и обращения муниципальных ценных бумаг можно кратко описать следующим образом. Решение о муниципальном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. выбор таких посредников для размещения займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. По окончании срока облигации выпускаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости.
Муниципальные ценные бумаги - это ценные бумаги, эмитируемые местными органами власти, а также их агентствами как способ привлечения финансовых ресурсов местными органами самоуправления в случае дефицита местного бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых обязательств.
Участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, инвестиционные институты, а также их объединения, фондовые биржи, уполномоченные государством органы по регулированию и координации рынка ценных бумаг и другие. На рынке ценных бумаг могут осуществлять деятельность следующие виды инвестиционных институтов: инвестиционный посредник; инвестиционный консультант; инвестиционная компания; инвестиционный фонд; управляющая компания; депозитарий; расчетно-клиринговая палата; держатель реестра владельцев ценных бумаг; номинальный держатель ценных бумаг; иные виды инвестиционных институтов [3, с. 150-152].
2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ И ПОГАШЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками.
В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.
Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.
Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с настоящим Федеральным законом [3, с. 253].
Отдельный выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающихся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.
Решение о выпусках, осуществляемых в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.
После окончания срока обращения каждой серии ОГНЗ и исполнения Министерством финансов Российской Федерации своих обязательств перед Владельцем ОГНЗ на обоих экземплярах глобального сертификата Министерством финансов Российской Федерации делается отметка о погашении и выплате дохода. Для этого Владелец ОГНЗ за 5 рабочих дней до даты погашения представляет в Министерство финансов Российской Федерации глобальный сертификат. Взамен глобального сертификата Владельцу ОГНЗ выдается выписка из Реестра.
Погашение ОГНЗ осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем перечисления денежных средств (сумма объема выпуска ОГНЗ и сумма начисленных по ним процентов) на счет Пенсионного фонда Российской Федерации в сроки, определенные в глобальных сертификатах выпусков ОГНЗ.
В зависимости от формы выплаты купонного дохода различают облигации с фиксированной (неизменной) ставкой; облигации с «плавающей», то есть изменяющейся ставкой; облигации с нулевой ставкой, которые делятся на облигации с дисконтом и выигрышные займы.
Одним из самых распространенных видов ценных бумаг являются облигации внутреннего государственного займа. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, а заимодавцем – физическое или юридическое лицо.
Размещение, обращение и погашение облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) осуществляется в том же порядке, что и ГКО, с учётом особенностей ОФЗ. Эти облигации являются именными купонными среднесрочными государственными ценными бумагами и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при её погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации. Номинальная стоимость облигации - 1 000 руб. и 10 руб. после 1998 года. Для каждого выпуска устанавливается его объём, порядок расчёта купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, даты выплаты купонного дохода. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода. Выплата купонного дохода осуществляется владельцам облигаций, дилерам и инвесторам, которые являются депонентами счетов-депо, на дату выплаты купонного дохода.
Поскольку для размещения, обращения и погашения ОФЗ используется такая же расчётная и торговая системы, что и при обращении ГКО, для учёта и обращения ОФЗ используется такая же депозитарная и дилерская сечь, что и для ГКО, выплату купонного дохода Банк России осуществляет путём перечисления средств на торговые счета дилеров в торговой системе. Далее дилеры перечисляют купонный доход инвесторам, заключившим с ними договоры и хранящими свои облигации на счетах-депо у дилеров.
В случае, если организация-участник рынка ценных бумаг, осуществляла переоценку балансовой стоимости облигаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, то при реализации указанных облигаций налогооблагаемая база подлежит корректировке в следующем порядке:
- сумма отрицательных разниц от переоценки балансовой стоимости облигаций до рыночной цены, ранее отнесенная на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (доход), увеличивает налогооблагаемую базу;
- сумма положительных разниц от переоценки балансовой стоимости облигаций до рыночной цены, ранее отнесенная на увеличение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (доход), уменьшает налогооблагаемую базу.
3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЕ СДЕЛОК РЕПО С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Сделки РЕПО заключаются и исполняются через Торговую систему.
Сторонами по сделкам РЕПО могут выступать только дилеры рынка государственных ценных бумаг Российской Федерации (Дилеры), действующие как от своего имени и за свой счет, так за счет и по поручению Инвесторов.
Под сделкой РЕПО понимается двусторонняя сделка по продаже (покупке) Облигаций (первая часть сделки РЕПО) с обязательством обратной покупки (продажи) Облигаций того же выпуска в том же количестве (вторая часть сделки РЕПО) через определенный условиями такой сделки срок и по определенной условиями такой сделки цене.
Сделки РЕПО заключаются в режиме внесистемных сделок. При этом различаются:
- сделка РЕПО без подтверждения - сделка РЕПО между Дилером и обслуживаемым им Инвестором или между двумя Инвесторами, обслуживаемыми одним Дилером. Для заключения сделки РЕПО без подтверждения в Торговую систему Дилером вводится единственная заявка;
- сделка РЕПО с подтверждением - сделка РЕПО между Дилерами, действующими как от своего имени и за свой счет, так за счет и по поручению Инвесторов. Для заключения сделки РЕПО с подтверждением в Торговую систему вводятся заявка Дилера, инициирующего сделку РЕПО, и подтверждение Дилера, акцептующего предложение о заключении сделки РЕПО.
Регистрация в Торговой системе подтверждения РЕПО происходит только при полном соответствии всех содержащихся в нем обязательных и дополнительных условий сделки РЕПО условиям заявки РЕПО, в ответ на которую подано такое подтверждение РЕПО.
Исполнение первой части сделки РЕПО с кодом расчетов производится на n-й рабочий день со дня ее регистрации в Торговой системе. Допустимые значения n устанавливаются Банком России.
Исполнение первой части сделки РЕПО инициируется Дилерами, выступающими от имени сторон по сделке РЕПО, введением в Торговую систему соответствующих заявок-поручений.
Торговая система по итогам торгов рассчитывает текущее значение Дисконта по каждой Действующей сделке РЕПО, условиями которой предусмотрено внесение Компенсационных взносов.
Изменения в условия Действующих сделок РЕПО вносятся: - автоматически (в части Суммы РЕПО) при получении Первоначальным покупателем Компенсационного взноса и/или сумм купонного (процентного) дохода по Облигациям, входящим в Обеспечение;
- по договоренности сторон.
В торговый день, предшествующий дню исполнения второй части по каждой Действующей сделке РЕПО, Торговая система направляет сторонам такой сделки уведомление об исполнении второй части Действующей сделки РЕПО.
В момент исполнения первой части сделки Внутридневного РЕПО Торговая система направляет Дилерам, выступающим от имени сторон по сделке РЕПО, уведомление об исполнении второй части данной сделки РЕПО.
В случае невозможности исполнения Дилером сделки РЕПО, заключенной за счет и по поручению его клиента, с использованием денежной позиции и/или позиции "депо" (позиции РЕПО для сделок с блокировкой Обеспечения), указанных в условиях ее заключения, Дилер, заключивший такую сделку, обязан осуществить ее исполнение с использованием собственной денежной позиции и/или позиции "депо" соответственно.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1.
Облигация, выпущенная сроком на 3 года, с купоном 30 % годовых, продаётся с дисконтом 10 %. Необходимо вычислить её доходность до погашения без учёта налогообложения.
Решение.
Формула Расчет доходности к погашению:
,
где неизвестный параметр r - доходность к погашению,
Pв – рыночная цена облигации,
C – годовой процентный купонный доход,
n – время, остающееся до погашения ( в годах),
N –номинальная стоимость облигации.
=0,2727+0,2479+0,6762=1,1968.
Доходность к погашению составит 119,68 % номинальной стоимости, 19,68%.
Задание 2.
Кондитерская фабрика 15.01.05 года передаёт на инкассо в свой банк вексель А на сумму 1000000 руб. С датой платежа по нему 20.01.2005 года и вексель Б на сумму 5000000 руб. С датой платежа 16.03.2005 года, попросив банк прокредитовать ей общую сумму со средним сроком платежа.
На какую сумму кредитует банк кондитерскую фабрику и на какой срок.
Укажите порядок принятия векселей третьих лиц на инкассо.
При расчетах по инкассо банк (банк-ремитент) обязуется по поручению клиента осуществлять за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-ремитент, получивший поручение клиента может привлечь для его выполнения другой банк (исполняющий банк).
Инкассо векселей состоит в том, что векселедержатель за комиссионное вознаграждение передает до наступления срока платежа имеющиеся у него векселя банку, а тот, в свою очередь, принимает на себя обязательства по получению платежа и передает полученные денежные средства клиенту.
Операция инкассо векселей совершается с соблюдением требований ст. 874-876 ГК РФ, Унифицированных правил по инкассо ("ICC UNIFORM RULES FOR COLLECTION". Публикация Международной торговой палаты №522, ред. 1995 г.) и Стандарта передачи векселей АУВЕР или заменяющих их документов.
Операция инкассо векселей оформляется либо инкассовым поручением - письменным распоряжением доверителя банку-ремитенту, содержащим точные и исчерпывающие инструкции доверителя банку-ремитенту, либо договором о передаче на инкассо, предусматривающим условия и порядок передачи векселя; права и обязанности сторон, в том числе стороны, получающей вексель на инкассо - по получению платежа и/или акцепта по векселю, по совершению иных действий, связанных с реализацией прав по векселю; ответственность лица, получившего вексель на инкассо.
Все векселя должны быть сданы на инкассо с препоручительным индоссаментом.
При принятии векселей банк сверяется их с данными реестра векселей на инкассо, передаваемому вместе с инкассовым поручением, и проверяет векселя на предмет правильности составления. Любые дефекты не являются основанием для отказа в приеме, однако они должны быть оговорены в инкассовом поручении, от клиента должна быть взята расписка о неимении к банку претензий за любые последствия, которые могут проистечь вследствие этого. Иногородние векселя отсылаются исполняющему банку сразу, независимо от срока платежа.
В соответствии со ст. 875 ГК РФ при отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае не устранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.
Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.
Если документы (вексель) подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.
Если документы (вексель) подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы (вексель) к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе (векселе) срока платежа.
Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.
Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банка - эмитента, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.
Банк, получивший вексель на инкассо по препоручительному индоссаменту, в зависимости от ситуации и договора с клиентом может:
- предъявить переводной вексель к акцепту, получить акцепт и передать вексель клиенту;
- в случае полного или частичного отказа в акцепте - опротестовать вексель и передать опротестованный вексель с актом о протесте векселя в неакцепте клиенту;
- предъявить вексель к платежу, получить платеж по векселю и зачислить полученные суммы на счет клиента (при этом вексель передается вексельному должнику или на векселе составляется расписка в получении исполнения);
- в случае непредставления платежа - опротестовать вексель и передать опротестованный вексель с актом о протесте векселя в неплатеже клиенту;
- передать вексель по инкассовому индоссаменту в исполняющий банк (обычно в банк вексельного должника) для акцепта или получения платежа.
Банк кредитует кондитерскую фабрику на сумму 6000000 руб. Срок кредита в данном случае по первому векселю 50 дней, по второму 32 дня, средний срок платежа: 02.02.2005 года (18 дней).
Задание 2.
АКБ «Уссури» выкупил 18.02.2005 года собственные акции у АО «Ветер» в количестве 300 штук по цене 8000 руб. За акцию (номинал 1000 руб. За акцию).
15.08.2005 года акции перепроданы АО «Мукомол» по цене 1500 руб. За одну акцию в количестве 120 штук; АО «Спутник» в количестве 100 штук и двум частным лицам по 40 штук.
Раскрыть порядок перепродажи собственных акций коммерческими банками.
Составить распоряжения и проводки по выкупу и перепродаже акций.
Банки уменьшают уставный капитал путём погашения собственных акций, ранее выкупленных у акционеров, либо путём изменения их номинальной стоимости.
Увеличение уставного капитала может осуществляться путём увеличения номинальной стоимости уже размещённых акций или размещения дополнительных акций.
Также банк может выкупать собственные акции с целью их перепродажи. Порядок ведения бухгалтерского учёта будет рассмотрен при решении задачи.
Распоряжение: отразить по счетам бухгалтерского учёта выкуп собственных акций у акционера по цене выше номинала.
18.02.2005 г. Дт 10501 Кт 30102 – по номиналу (300*1000=300000 руб.).
Дт 70204 Кт 30102 – на сумму разницы между ценой приобретения и номинальной стоимостью – (300*8000)-300000=2100000 руб.
Распоряжение: отразить по счетам бухгалтерского учёта продажу собственных акций акционерам по цене выше номинала.
15.08.2005 г. Дт 40702 Кт 60322 – по лицевым счетам покупателей акций – на сумму 120*1500=180000 руб.
Дт 40702 Кт 60322 – на сумму 100*1500=150000 руб.
Дт 20202 Кт 60322 – на сумму 40*2*1500=120000 руб.
Дт 30102 Кт 70102 – на сумму доходов полученных от операций с ценными бумагами – 150000 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос о регулировании рынка ценных бумаг - один из наиболее важных ныне в России, поскольку его постановка обусловлена появлением новых отношений. Решить его государство взялось изданием Федерального закона "О рынке ценных бумаг", в котором сформулирована единая концепция регулирования этих правоотношений.
С развитием в нашей стране рыночных отношений обозначилась настоятельная необходимость расширения сферы применения ценных бумаг в хозяйственном обороте. Они относятся к числу объектов гражданских прав, что обусловливает их регламентацию в рамках гражданского законодательства.
Ценные бумаги (за исключением так называемых "бездокументарных ценных бумаг") - движимые, неделимые вещи. Как правило, их рассматривают в качестве индивидуально-определенных вещей, за исключением бумаг на предъявителя, которые в ряде случаев могут быть отнесены к вещам, определяемым родовыми признаками.
В соответствии с современной доктриной удостоверяемые ценными бумагами права могут быть обязательственными, вещными или корпоративными (права участия в акционерном обществе).
Ценной бумагой может быть признан не каждый документ, свидетельствующий о праве на ценность, а только тот документ, который право на ценность ставит в тесную связь с бумагой. Таким образом, предъявление бумаги (ее "презентация") оказывается необходимым для осуществления выраженного в ней права.
В законодательстве РФ не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. На территории РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде облигаций, векселей, акций, а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О переводном и простом векселе: Федеральный закон Российской Федерации от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ.
2. О рынке ценных бумаг: Федеральный закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 39- ФЗ.
3. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юрист, 2000.- 704 с.
4. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособ./ Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Юнити - Дана,2002.- 399 с.
5. Рынок ценных бумаг: Учеб./ Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. – 2 – е изд., переаб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 448 с.: ил.
6. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособ./ Под ред. В.А. Золотарева. – Ростов- на- Дону, 2000.- 352 с.
7. Рынок ценных бумаг: Словарь - справочник/ Сост.В.П. Александров. – Новосибирск: СибАГС, 2002. – 36 с.