Содержание

1. Эксплуатационные расходы железных дорог структура расходов по элементам затрат.. 3

2. Номенклатура расходов железной дороги. 7

3. Понятие себестоимости продукции. Отличие себестоимость от стоимости. Расчет себестоимости перевози грузов и пассажиров. Прямые и косвенные расходы. 17

4. Калькуляция себестоимости единиц работы в отраслевых линейных предприятиях железных дорог 19

Задача №1. Определение себестоимости перевозок на железной дороге. 24

Задача №2. Расчет  себестоимости грузовых перевозок методом расходных ставок. 29

Список литературы.. 34

1. Эксплуатационные расходы железных дорог структура расходов по элементам затрат

В зависимости от экономико-эксплуатационного содержания расходы, связанные с производством и реализацией, складываются из следующих элементов:

-       затраты на оплату труда;

-       материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия, прочие;

-       отчисления на социальные нужды;

-       амортизация;

-       прочие затраты.[1]

В расходы по элементу «затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В элементе «материальные затраты» отражается стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.

Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп: материалы; топливо; электроэнергия; прочие материальные затраты.

К затратам на материалы относятся: расходы на приобретение материалов (включая инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и др.), используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); расходы на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки производственных и (или) реализуемых товаров, и на другие производственные и хозяйственные нужды; расходы на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке в организации; объекты основных средств стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т. п. издания, списываемые на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию; потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; технологические потери при производстве и (или) транспортировке и др.

В составе затрат на топливо отражается стоимость приобретаемого топлива всех видов (дизельного топлива, мазута, нефти, бензина, угля, газа, сланцев, дров и т. д.), расходуемого на технологические цели (в том числе на тягу поездов), отопление зданий, выработку (в том числе самой организацией для производственных нужд) всех видов энергии (электрической, тепловой, сжатого воздуха, холода и т. д.), а также на трансформацию и передачу энергии.

К расходам на топливо приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке топлива в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также технологические потери при производстве и (или) транспортировке.[2]

В составе затрат на электроэнергию отражается стоимость покупной электроэнергии, расходуемой на продвижение поездов с электрической тягой и электросекций, на технологические (электроплавку электросварку, электролиз, электромеханическую обработку металлов, гальванические работы и т. д.), энергетические, осветительные и другие производственные и хозяйственные нужды организации, включая технологические потери. Затраты на выработку электроэнергии самой организацией, а также на трансформацию и передачу покупной электроэнергии до мест ее потребления включаются в соответствующие элементы затрат.

В составе прочих материальных затрат отражаются: а) расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями; б) стоимость воды и покупных видов энергии (тепловой, сжатого воздуха, холода и т. д., кроме электроэнергии).

Сумма материальных затрат уменьшается на стоимость возвратных отходов.

По элементу «амортизация» отражается сумма амортизации основных средств и нематериальных активов, начисляемая в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2001 г. № 1, и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н.

По элементу «отчисления на социальные нужды» отражаются расходы по начислению единого социального налога в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, отчислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленному Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Отчисления на социальные нужды предусмотрено отражать в статьях расходов, по которым учитываются затраты на оплату труда, в отличие от ранее действующего порядка учета отчислений на социальные нужды в составе основных расходов, общих для всех отраслей хозяйства железных дорог, и общехозяйственных расходов. Такой дифференцированный подход к учету отчислений на социальные нужды позволяет уточнить фактические расходы по грузовым и пассажирским перевозкам, а также калькулирование себестоимости работ, услуг, операций перевозочного процесса.

По элементу «прочие затраты» организация отражает расходы, не включенные в другие элементы затрат. В составе прочих затрат отражаются, в частности, суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением единого социального налога); расходы на сертификацию продукции и услуг; суммы комиссионных сборов; суммы выплаченных подъемных; отчисления в резервы (кроме отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, учитываемых по элементу «затраты на оплату труда»); арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на командировки; расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские, почтовые, телефонные, телеграфные услуги; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на оплату услуг связи и вычислительных центров; расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям); расходы на рекламу; платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами; расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и другие расходы.

В проект Номенклатуры включен перечень операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов, в состав которых в соответствии с Положением ПБУ 10/99 включаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.

2. Номенклатура расходов железной дороги

На железнодорожном транспорте, который отнесен к естественным монополиям, тарифное регулирование ведется под постоянным контролем со стороны государства. В связи с этим на транспорте большое внимание уделяется оптимизации затрат как важнейшему источнику повышения его эффективности. В настоящее время в связи с принятой постановлением правительства № 384 Программой структурной реформы и процессами централизации управления это внимание усиливается.

Эффективное управление расходами базируется на их классификации и группировке. На железнодорожном транспорте группировка расходов, связанных с основными видами хозяйственной деятельности, регламентируется номенклатурой расходов.

В настоящее время на железных дорогах России действует Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации, утвержденная 31 марта 1998 г. Она была согласована Минэкономики России, Минфином России и Федеральной службой России по регулированию естественных монополий на транспорте и утверждена министром путей сообщения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Система планирования и учета расходов, особенно по видам деятельности, во многом определяется результатами структурной реформы, проводимой в соответствии с программой. Как известно, в программе намечен переход от преимущественно функционально-территориального к функциональному принципу управления федеральным железнодорожным транспортом по следующим видам деятельности:

1. Грузовые перевозки.

2. Предоставление услуг инфраструктуры.

3. Предоставление услуг локомотивной тяги.

4. Пассажирские перевозки в дальнем следовании;

5. Пассажирские перевозки в пригородном сообщении.

6. Ремонт подвижного состава.

7. Строительство объектов инфраструктуры.

8. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

9. Содержание социальной сферы.[3]

В Номенклатуре затраты в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы, в состав которых включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.

В зависимости от отношения к производственному процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, т. е. расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь, расходы, непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат и расходы общие для всех мест возникновения затрат (видов деятельности). Специфические (прямые производственные) расходы группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта, по локомотивному хозяйству — по видам тяги.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы: общехозяйственные расходы без расходов на содержание аппарата управления; расходы на содержание аппарата управления.

В зависимости от направления использования расходы подразделяются на статьи, объединяющие издержки по целевому назначению: по видам работ или по видам обслуживания технических средств. Амортизация основных средств, как правило, отражается на отдельно выделенных статьях. Каждой статье в номенклатуре присвоен определенный номер для кодирования первичных документов.

Для большинства статей расходов в Номенклатуре указаны измерители, которыми следует пользоваться при прогнозировании, планировании и анализе затрат. В зависимости от необходимой детализации расчетов могут применяться и другие измерители, более полно отражающие связь тех или иных групп расходов с видами работ. В тех случаях, когда измерителем являются размеры постоянных устройств, такие измерители при планировании и анализе должны приниматься как средневзвешенные за планируемый или отчетный период.

В учете расходов предусмотрено их разделение по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам в дальнем следовании, пассажирским перевозкам в пригородном сообщении и другим видам деятельности. Ряд прямых специфических расходов непосредственно относится на определенный вид деятельности (вид перевозок). Расходы, которые не могут быть отнесены прямо на соответствующий вид деятельности (вид перевозок), распределяются между ними пропорционально величинам измерителей-распределителей. В случаях когда логический анализ дает основание для выбора какого-либо распределителя из нескольких измерителей, такой выбор осуществляется по результатам корреляционного анализа (измерения тесноты связи). Окончательно принимается тот измеритель, при котором коэффициент корреляции соответствующих расходов с объемом данного вида работ (при линейной связи) или индекс корреляции (при нелинейной форме связи) имеет наибольшее значение.

В состав Номенклатуры включены: группировка расходов по видам деятельности, методы их распределения, в том числе методика распределения расходов между грузовыми и пассажирскими перевозками и выделения расходов по пригородным перевозкам.

По элементу «отчисления на социальные нужды» отражаются расходы по начислению единого социального налога в соответствии с главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации, отчислению в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленному Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Отчисления на социальные нужды предусмотрено отражать в статьях расходов, по которым учитываются затраты на оплату труда, в отличие от ранее действующего порядка учета отчислений на социальные нужды в составе основных расходов, общих для всех отраслей хозяйства железных дорог, и общехозяйственных расходов. Такой дифференцированный подход к учету отчислений на социальные нужды позволяет уточнить фактические расходы по грузовым и пассажирским перевозкам, а также калькулирование себестоимости работ, услуг, операций перевозочного процесса.

По элементу «прочие затраты» организация отражает расходы, не включенные в другие элементы затрат. В составе прочих затрат отражаются, в частности, суммы налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением единого социального налога); расходы на сертификацию продукции и услуг; суммы комиссионных сборов; суммы выплаченных подъемных; отчисления в резервы (кроме отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам, вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, учитываемых по элементу «затраты на оплату труда»); арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; расходы на командировки; расходы на юридические, информационные, консультационные, аудиторские, почтовые, телефонные, телеграфные услуги; представительские расходы; расходы на подготовку и переподготовку кадров; расходы на оплату услуг связи и вычислительных центров; расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям); расходы на рекламу; платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности); платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами; расходы на обязательное и добровольное страхование имущества и другие расходы.

В проект Номенклатуры включен перечень операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов, в состав которых в соответствии с Положением ПБУ 10/99 включаются расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности.

К операционным расходам относятся: расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации и прав на различные виды интеллектуальной собственности, кроме случаев, когда это является предметом деятельности организации; затраты по обслуживанию займов и кредитов; расходы на организацию выпуска и обслуживание собственных ценных бумаг; расходы, связанные с обслуживанием приобретенных ценных бумаг; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); отчисления в оценочные резервы, а также в резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности; расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, мобилизационных мощностей; расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции; расходы на услуги банков, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами; суммы налогов и сборов, отнесенных на финансовые результаты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (кроме налога на прибыль); расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; прочие операционные расходы.

К внереализационным расходам относятся: курсовые разницы; расходы в виде подлежащих уплате должником штрафов, пеней и (или) других санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба; величина убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; убытки от списания ранее присужденных долгов по хищениям, по которым документы возвращены судом в связи с несостоятельностью ответчика; убытки от хищений материальных и иных ценностей, виновники которых по решениям суда не установлены; судебные расходы; перечисления средств (взносов, выплат и т. д.), связанные с благотворительной деятельностью; содержание объектов социально-культурной сферы (кроме случаев, когда предоставление услуг объектов социально-культурной сферы является предметом деятельности организации); расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий; прочие внереализационные расходы.

К чрезвычайным расходам относятся потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других катастрофических ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Статьи прямых производственных расходов по видам работ используют как линейные структурные подразделения, так и отделения и управления железных дорог для прогнозирования, планирования и учета расходов, относящихся к определенным видам работ (видам обслуживания технических средств). Структурные подразделения железнодорожного транспорта при наличии у них соответствующих видов работ (видов обслуживания технических средств) используют статьи Номенклатуры, предусмотренные для отражения затрат по этим видам работ. При необходимости структурные подразделения могут отражать расходы на свободных статьях Номенклатуры по согласованию с соответствующими департаментами МПС России.

Если прямые расходы структурного подразделения связаны с одним видом деятельности (видом перевозок), то общие и общехозяйственные расходы указанного подразделения полностью относятся на этот же вид деятельности (вид перевозок).

В проекте Номенклатуры расходов с целью большей обоснованности и прозрачности учета расходов по видам перевозок существенно увеличена доля прямых затрат путем выделения прямых статей расходов по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам в дальнем следовании и пригородном сообщении. Статьи, связанные с работой локомотивов на маневрах, разделены на две части: работа на маневрах в грузовом движении и пассажирском движении. Из расходов по экипировке локомотивов выделена экипировка локомотивов, работающих в грузовом движении, в пассажирском движении в дальнем следовании и в пригородном сообщении, и экипировка маневровых локомотивов. Расходы по работе локомотивов в пассажирском движении, по работе, обслуживанию электросекций и дизель-поездов, их амортизации разделены на дальнее следование и пригородное сообщение. Между дальним и пригородным сообщениями также разделены расходы по следующим статьям: «Обслуживание вагонов в пассажирских поездах», «Экипировка пассажирских вагонов», «Амортизация пассажирских вагонов», «Продажа билетов во внутригосударственном сообщении», «Обслуживание зданий, сооружений и оборудования пассажирского хозяйства», «Текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря пассажирского хозяйства» (в пассажирском хозяйстве), «Текущий ремонт зданий и сооружений пассажирского хозяйства» (в хозяйстве гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения), «Техническое обслуживание по программе ТО-1 и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов в пунктах формирования и оборота», «Техническое обслуживание по программе ТО-3 пассажирских вагонов», «Деповской ремонт пассажирских вагонов», «Капитальный ремонт пассажирских вагонов». Разделены по отдельным статьям расходы на деповской ремонт пассажирских и багажных вагонов.

В целом величина прямых расходов увеличилась на 25 млрд. руб. в ценах 2001 г., а по пригородным перевозкам доля прямо относимых расходов увеличилась с 0 до 26 %.

Появление новых технологий в пассажирском хозяйстве вызвало необходимость выделения статей «Эксплуатация автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда в поездах и контроля доступа на перроны вокзалов и остановочных пунктов», «Амортизация устройств автоматизированных систем оплаты, контроля и учета проезда в поездах и контроля доступа на перроны вокзалов и остановочных пунктов».

Для учета специфики ремонтных работ со сменой колесных пар выделена статья «Ремонт со сменой элементов колесных пар пассажирских вагонов» и аналогичная статья для грузовых вагонов «Ремонт со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов».

В состав расходов по пассажирским перевозкам дальнего следования включены издержки, учитываемые ранее по статье «Курсирование пассажирских вагонов прямого международного сообщения по иностранным железным дорогам» (ст. 725) в составе подсобно-вспомогательной деятельности, так как источником покрытия расходов по указанной статье являются доходы от перевозок.

Расходы по статьям «Маневровая работа на пассажирских станциях», «Прием и отправление поездов на пассажирских станциях», «Прием и отправление международных поездов на пограничных пассажирских станциях» учитываются в составе хозяйства перевозок, а не в пассажирском, как было в Номенклатуре 1998 г.

Расходы на амортизацию пассажирских вагонов, кроме багажных, техническое обслуживание по программе ТО-1, ТО-2 и отцепочный ремонт, техническое обслуживание по программе ТО-3 пассажирских и багажных вагонов не распределяются между внутригосударственным и международным сообщениями. При этом указанные расходы дифференцированы по видам перевозок и показываются отдельно по вагонам, курсирующим в дальнем следовании и пригородном сообщении.

Разделены по отдельным статьям расходы на ТО-1 и текущий отцепочный ремонт и техническое обслуживание по программе ТО-2. Для обособления инфраструктурной составляющей выделены в отдельные статьи расходы на техническое обслуживание по программе ТО-1 и текущий отцепочный ремонт пассажирских вагонов в пути следования и пунктах формирования и оборота.

Исключены статьи: «Корректировка расходов по деповскому ремонту грузовых вагонов парка МПС», «Корректировка расходов по капитальному ремонту грузовых вагонов парка МПС», «Комплексный профилактический ремонт автотормозов цистерн, полувагонов и вагонов-зерновозов», «Корректировка расходов по комплексному профилактическому ремонту автотормозов цистерн, полувагонов и вагонов-зерновозов», «Деповской ремонт грузовых вагонов, находящихся на балансе предприятий основной деятельности», «Затраты на капитальный ремонт грузовых вагонов, находящихся на балансе предприятий основной деятельности», «Ремонт со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов, находящихся на балансе предприятий основной деятельности», «Корректировка расходов по ремонту со сменой элементов колесных пар грузовых вагонов парка МПС», «Корректировка расходов по капитальному ремонту контейнеров парка МПС», «Общеотраслевые расходы по грузовым перевозкам» и ряд других.

В условиях изменения системы технического обслуживания и ремонта локомотивов (указание МПС России от 24 июля 2001 г. № П-1328у) для отражения расходов локомотивного хозяйства на техническое обслуживание и ремонт локомотивов, электросекций и дизель-поездов используются статьи «Техническое обслуживание», «Текущие виды ремонта», «Капитальные виды ремонта», дифференцированные по видам движения. Исключены статьи, связанные с устранением отказов локомотивов в межремонтные периоды.

В связи со структурным обособлением хозяйства информатизации и связи в проекте выделена соответствующая группа статей расходов по указанному хозяйству. В ее составе предусмотрены статьи для учета: расходов по техническому обслуживанию устройств связи (в том числе волоконно-оптических линий связи; систем передачи на воздушных, кабельных и волоконно-оптических линиях связи; устройств спутниковой связи; приборов железнодорожной связи и других); расходов ИВЦ железных дорог; расходов на капитальный ремонт и амортизацию по средствам оперативно-технологической связи, железнодорожной радиосвязи, устройствам по обслуживанию пассажиров, прочим средствам связи.

В хозяйстве сигнализации, централизации и блокировки дополнительно включены статьи для учета расходов по техническому обслуживанию систем автоматического контроля подвижного состава на ходу поезда (ПОНАБ, ДИСК, КТСМ) и по техническому обслуживанию приборов железнодорожной автоматики. Выделены статьи по капитальному ремонту и амортизации средств железнодорожной автоматики, устройств сигнализации, централизации и блокировки.

В хозяйстве пути дополнительно введены отдельные статьи для учета расходов на капитальный ремонт и амортизацию машин и механизмов, занятых на капитальных видах ремонта пути.

Введены статьи «Коммерческие расходы», «Арендные и лизинговые платежи», «Научные исследования и опытно-конструкторские разработки», «Расходы, предусмотренные отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами», «Предварительный осмотр и медицинское освидетельствование работников железнодорожного транспорта» и др.

В перечень и название статей, в пояснения к ним внесены корректировки, вызванные изменением технологических процессов, нормативных документов, перераспределением функций, стремление к единообразию формулировок.

В целях повышения обоснованности отнесения косвенных расходов на грузовые и пассажирские перевозки переработана прилагаемая к Номенклатуре расходов Методика калькуляционного распределения эксплуатационных затрат по видам перевозок. Методика распределения расходов на дальнее следование и пригородное сообщение выполнена в виде табличного алгоритма. Расчет приведенной длины пути для распределения расходов между главными и станционными путями приведен в соответствие с «Методикой определения приведенной длины пути для проведения экономических расчетов в дистанциях пути», утвержденной МПС России в сентябре 2000 г.

3. Понятие себестоимости продукции. Отличие себестоимость от стоимости. Расчет себестоимости перевози грузов и пассажиров. Прямые и косвенные расходы.

Слово «себестоимость» является типично русским. Русско-английский словари дают два варианта перевода данного термина – 1) cost , и 2) cost price. Первый вариант «cost» переводится на русский как затраты, издержки, расходы и себестоимость.  Второй вариант несет значение о том, что цена продукта соответствует затратам на его производство. Таким образом, себестоимость какого-либо объекта означает величину затрат предприятия на производство данного объекта.

Понятие «себестоимости» может относиться к различным объектам, которые производятся на предприятии. В литературе по экономике часто встречаются понятия: себестоимость продукции, себестоимость услуг, себестоимость операции. Продукция, услуги, операции – все это может быть объектом для понятия «себестоимости» (в англоязычном варианте  - cost object). В связи с тем, что по своему значению себестоимость объекта – это затраты на производства данного объекта, в терминологии управленческого учета существуют отдельные понятия для обозначения объектов себестоимости, или иначе говоря – объектов затрат.

Понятие себестоимости является гибким по отношению к набору входящих в расчет элементов. В себестоимость или в затраты на производство объекта могут входить или не входить затраты на различные виды ресурсов: в частности, затраты на привлеченный или акционерный капитал, затраты на используемые активы.

Понятие «себестоимости» само по себе не подразумевает метода, которым рассчитываются затраты для производства какого-либо объекта. Однако понятие себестоимости предполагает, что это часть общих затрат предприятия, полученная при определенном методе распределения затрат.

Издержки (себестоимость) - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции).

Стоимость отличается от себестоимости тем, что в последнюю не включается прибыль, которую извлекает предприятие.

Для определения себестоимости грузовых и пассажирских перевозок по дороге в целом суммируют расходы всех отделений дороги по этим видам перевозок и к ним прибавляют часть расходов управления дороги, отнесенную на грузовые или пассажирские перевозки.

Общую сумму расходов, отнесенных на пассажирские перевозки, делят на пассажирооборот по дороге, а сумму расходов, отнесенных на грузовые перевозки – на грузооборот (объем тарифных тонно-километров).

Затраты, которые по документам, поступающим в бухгалтерию, можно запи­сать за счет производства услуг железнодорожного транспорта, называют прямыми (расход материалов и заработ­ная плата рабочих). Величина прямых затрат составляет технологическую себестои­мость. Но есть затраты, которые нельзя учесть непосредственно для каждой услуги. Например, заработная плата мастера Депо. Также трудно учесть расходы на содержа­ние Депо, ремонт оборудования, амортизацию, падающие на каждый вид услуги. Надо установить их общую сумму, а потом распределить на каждое изделие. Распре­деляют эту сумму по косвенным признакам, например, пропорционально отработан­ным машино-часам или сумме прямой заработной платы. Поэтому такие расходы на­зываются косвенными. К ним относят: общецеховые расходы (со­держание управленческого аппарата, общехозяйственные расходы и прочие). Деление расходов на прямые и косвенные обусловлено возможностью включе­ния расходов в себестоимость конкретной услуги железной дороги.

  Сумма прямых и косвенных затрат на изделия, производимые в цехах, со­ставляет цеховую себестоимость изделия. Если к цеховой себестоимости изделия прибавить общие расходы железнодорожного предприятия, то получим сумму всех производственных затрат на данный вид услуги - производственную себестоимость. Если к производственной себестоимости прибавить внепроизводственные расходы (расходы на реализацию), то получим полную себестоимость услуги железнодорожного транспорта.

4. Калькуляция себестоимости единиц работы в отраслевых линейных предприятиях железных дорог

Особенности организации бухгалтерского учета в организациях железнодорожного транспорта обусловлены, в первую очередь, особенностями создания и функционирования этой отрасли народного хозяйства, отличающие ее не только от отраслей с преобладанием коммерческих предприятий, но и других аналогичных отраслей, относящихся к естественным монополиям.

Отражение в бухгалтерском учете операций, осуществляемых предприятиям железнодорожного транспорта в конкурентном секторе, будет практически абсолютно аналогичен отражению в учете операций любой коммерческой организации. Наибольшие особенности будут присущи бухгалтерскому учету деятельности, осуществляемой в рамках монопольного сектора. Особенности учета имущества и операций, связанных с его арендой в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте"  вступившего в силу с 30 августа 1995 г., имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.

С момента вступления в силу Закона № 153 суммы прибыли подлежат распределению: дебет счета 80 кредит счета 81 "Использование прибыли" - на сумму налоговых платежей, исчисленных, исходя из полученных сумм. Зачисление в бюджеты различных уровней налога на прибыль, полученную предприятиями железнодорожного транспорта от указанных операций с имуществом, производится в общем порядке; дебет счета 80 кредит счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (целесообразно открыть отдельный субсчет для учета поступления и использования именно этих сумм) - на сумму прибыли от арендных операций, остающуюся в распоряжении предприятия. В дальнейшем суммы прибыли, аккумулированные на счете 88 списываются обычным порядком: дебет счета 88 кредит счетов учета имущества, денежных средств или расчетов - на сумму произведенных расходов.[4]

На себестоимость услуг предприятий эксплуатационной деятельности железных дорог следующие виды расходов, связанных с особенностями работы железнодорожного транспорта: расходы по переквалификации, обучению смежным профессиям работников, высвобождаемых по причине ликвидации предприятия или сокращения численности для работы на других предприятиях железнодорожного транспорта. Положением о составе затрат отнесение на себестоимость именно таких расходов не предусмотрено. Но целесообразность принятого решения очевидна - во-первых, большая часть расходов, связанных с сокращением штатов в отрасли железнодорожного транспорта в той или иной степени возмещаются за счет соответствующих бюджетов, а, во-вторых, экономически более правильно переквалифицировать высвобождаемых работников, нежели производить выплаты в связи с сокращением; расходы по обеспечению работников железнодорожного транспорта бытовым топливом.

Возможность отнесения расходов по содержанию железных дорог на себестоимость можно считать символической; расходы на приобретение хлебных щитов, поддонов, решеток для перевозки скота и других специальных приспособлений, используемых при перевозках. В данном случае может идти речь о разъяснении применения подпункта "у" пункта 2 Положения о составе затрат, регулирующего отнесение на себестоимость затрат, связанных с транспортировкой. Здесь следует иметь в виду, что, хотя перечисленные предметы и не могут быть отнесены к таре, на практике не исключается возможности реализации списываемых приспособлений юридическим или физическим лицам. В том случае, когда предполагается реализация, полученное при ликвидации имущество следует оприходовать с отнесением стоимости на счет 10, субсчет "Прочие материалы". Последующая реализация и определение ее результатов осуществляется обычным порядком - с использованием счета 48 "Реализация прочих активов"; расходы на изготовление графиков движения поездов и издание служебной литературы (инструкций, правил, положений, статистических и других справочников), расходы на повышение уровня маршрутизации, сокращение простоя вагонов и их уплотненную загрузку. Данные расходы, по существу, являются общепроизводственными расходами (затратами, связанными с управлением - подпункт "и" пункта 2 Положения о составе затрат). В отдельную группу можно выделить общеотраслевые расходы, учитывающие особенности работы железнодорожного транспорта, связанные с производством отчислений в соответствующие фонды. Это: расходы на содержание Центральной станции связи с Главного вычислительного центра, за оказываемые услуги предприятиям железных дорог России; расходы на содержание инспекций МПС по приемке из ремонта подвижного состава, путевых машин и механизмов на ремонтных заводах и по сохранности вагонного парка на железных дорогах, содержание мостоиспытательных станций;  и т.п.

Среди выручки от реализации услуг по перевозке, большую часть составляет выручка от реализации услуг по перевозке грузов. В соответствии со статьей 36 "Транспортного устава железных дорог РФ", утвержденного Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 2-ФЗ (далее - ТУЖД РФ), порядок расчета за перевозку груза между железной дорогой и грузоотправителем устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами Центробанка РФ. То есть, размер тарифов на услуги по перевозке и обязательные дополнительные услуги, а также порядок их внесения регулируется на федеральном уровне. Плата за перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузоотправителем, как правило, до момента отправления груза с железнодорожной станции. Это означает, что основным видом оплаты является предоплата и, следовательно, наиболее распространенной проводкой по оприходованию поступивших денежных средств будет: дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит счета 64 "Расчеты по авансам полученным".[5]

После отправки груза должны быть сделаны проводки: дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" дебет счета 20 "Основное производство" - на сумму фактической себестоимости транспортных услуг; дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 46 - на сумму тарифа на перевозку и дополнительных услуг; дебет счета 64 кредит счета 62 - на сумму ранее полученного аванса (разница между датой принятия груза, являющегося сроком оплаты и датой его отправления, являющегося сроком списания себестоимости услуг на реализацию, предполагает предварительное зачисление поступивших сумм в состав полученных авансов). Окончательные расчеты, связанные с перевозкой груза, производятся грузополучателем по прибытии груза на железнодорожную станцию назначения. В данном случае особенности связаны с тем, что станция назначения, как правило, находится в границах другой дороги, а, следовательно, суммы оплаты будут поступать в кассу или на расчетный счет другого железнодорожного предприятия.

Другим основным источником поступления доходов железных дорог является плата за пассажирские перевозки. В отличие от оплаты грузовых перевозок, практически все суммы этой платы поступают наличными деньгами в виде оплаты проездных билетов. Проездные билеты на железнодорожном транспорте продаются пассажирам за полную стоимость, за исключением граждан, которым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ установлены льготы на проезд на железнодорожном транспорте. При предоставлении отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте компенсация льготного проезда осуществляется за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта РФ в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. То есть и в данном случае схема проводок будет аналогичной. Напоминаем, что с 1 апреля 1998 года предприятия железнодорожного транспорта обязаны вести раздельный учет по грузовым и пассажирским перевозкам. Следовательно, целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам 20, 46, 62 и 96 для формирования себестоимости и учета расчетов отдельно по видам перевозок. Разумеется, при расчетах, производимых таким образом (когда услуги оказываются фактически несколькими предприятиями, а оплата поступает на расчетный счет одного-двух), обычная схема налогообложения вряд ли применима. Поэтому, налоговым законодательством для предприятий и организаций железнодорожного транспорта предусмотрена особая схема уплаты налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Более подробно об этом порядке будет сказано ниже. Но из этого правила имеются и некоторые исключения, связанные с получением внереализационных доходов, а также с оказанием дополнительных услуг, не являющихся обязательными.

Задача №1. Определение себестоимости перевозок на железной дороге

1. Распределим расходы отделения дороги по видам перевозок (таблица 1)

Таблица 1

Распределение расходов по видам перевозок

№ строки

Хозяйства, работы и расходы

Отнесение расходов

Общая величина измерителя

Всего расходов,

тыс. руб.

В том числе зарплата, тыс. руб.

Относится на перевозку

Пассажиров

Грузов

Измеритель

Всего расходов, тыс. руб.

В том числе зарплата, тыс. руб.

Измеритель

Всего расходов, тыс. руб.

В том числе зарплата, тыс. руб.

1

Станции

Пассажирское хозяйство

Все расходы хозяйства

На пассажирские перевозки

-

937

623

-

937

623

-

-

-

2

Хозяйство контейнерных перевозок и коммерческой работы

Все расходы хозяйства

-

-

2149

1260

-

2149

1260

-

-

-

3

Маневровая работа, прием и отправление поездов на грузовых и сортировочных станциях

На грузовые перевозки

-

1119

1013

-

-

-

-

1119

1013

4

Прием и отправление поездов на остальных станциях, обслуживание зданий и сооружений, оборудования и инвентаря

Пропорционально локомотиво-километрам во главе поездов и одиночном следовании

15,21

1891

1217

3,41

424

273

11,80

1467

944

5

Итого основных расходов по станциям 3 + 4

-

-

3010

2230

-

424

273

-

1467

944

6

Общие основные расходы станции по хозяйству перевозок

Пропорционально зарплате по строке 5

2230

599

209

273

-

-

944

-

-

7

Общехозяйственные расходы хозяйства перевозок по станциям

Пропорционально всем основным расходам по строке 5

3010

447

225

424

-

-

1467

-

-

8

Всего расходов хозяйства перевозок по станциям 5+6+7

-

5240

-

-

697

-

-

2411

-

-

9

Резервы кондукторских бригад

Всего по кондукторским резервам[6]

На грузовые перевозки

-

243

195

-

-

-

-

243

195

10

Всего по трем хозяйствам 1+2+8+9

-

8569

-

-

3783

-

-

2654

-

2. Рассчитаем себестоимость грузовых и пассажирских перевозок

Таблица 2

Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок по дороге

Показатель

Вид перевозок

Приведенный

грузооборот

Пассажирские

Грузовые

Грузооборот, млн. ткм.

130090

Пассажирооборот, млн. пассажиро-км.

14240

Эксплуатационные расходы, тыс. руб.

121218

778448

899666

Себестоимость

перевозок, коп.

8500000

6000000

Распределим затраты по содержанию управления пропорционально заработной плате между грузовыми и пассажирскими перевозками:

(309060 + 39220 * х) = 309060*19865; х = 17628.

Таким образом, 17628 + 760820 = 778448 - Эксплуатационные расходы грузовых перевозок, тыс. руб.; 17628 + 103590 = 121218 - Эксплуатационные расходы пассажирских перевозок, тыс. руб.

Себестоимость пассажирских перевозок равна (121218/14240) * 10 пассажиро-км = 85 тыс.руб. =  8500000 коп.

Себестоимость грузовых перевозок равна (778448/130090) * 10 ткм = 60 тыс. руб. =  6000000 коп.

3.Определение себестоимости перевозки грузов в местном сообщении для целей установления уровня тарифов.

-       Поездоучастки – БА – 76 км и АГ – 103 км;

-       Грузы – Пиломатериалы (К1 = 0,95; К2 = 1,00; Вес = 44 т); Уголь каменный (К1 = 0,80; К2 = 1,10; Вес = 46 т); Цемент (Крытый; К1 = 1,00; К2 = 1,00; Вес = 60 т).

Рассчитаем перевозочную работу в ткм по каждому грузу (таблица 3).

Таблица 3

Определение перевозочной работы

Код груза и его наименование

Расстояние перевозки по поездоучасткам, км

Вес груза, т

Тонно-километры на участке

БА

АГ

БА

АГ

1

091 - Пиломатериалы

76

103

44

3344

4532

2

161 – Уголь каменный

76

103

60

4560

6180

3

281 - Цемент

76

103

60

4560

6180

Рассчитаем себестоимость перевозки конкретных грузов (таблица 4).

Таблица 4

Определение себестоимости перевозки конкретных грузов

Код груза и его наименование

Средняя себестоимость по участку, коп.

Тип вагона

Коэффициенты

Себестоимость перевозки груза по участкам, коп.

Снк

Сдв

БА

АГ

К1

К2

БА

АГ

091 - Пиломатериалы

3,880

3,996

-

0,95

1,00

1449,7

3,7

3,8

161 – Уголь каменный

3,880

3,996

-

0,80

1,10

1342,9

3,4

3,5

281 - Цемент

3,880

3,996

Крытый

1,00

1,00

1526,0

3,9

4,0

Снк ср = 1526 коп. на 10 т.

Сдв ср (БА) = 3,880 коп. на 10 ткм.

Сдв ср (АГ) = 3,996 коп. на 10 ткм.

Таким образом, рассчитаем себестоимость перевозки конкретного груза:

Снк (091) = Снк ср * К1 * К2 = 1526 * 0,95 * 1,00 =  1449,7 коп.

Снк (161) = Снк ср * К1 * К2 = 1526 * 0,80 * 1,10 =  1342,9 коп.

Снк (281)= Снк ср * К1 * К2 = 1526 * 1,00 * 1,00 =  1526,0 коп.

Сдв ср (091 БА) = 3,880 * 0,95 * 1,00 =  3,7; Сдв ср (091 АГ) = 3,996 * 0,95 * 1,00 =  3,8.

Сдв ср (161 БА) = 3,880 * 0,80 * 1,10 =  3,4; Сдв ср (161 АГ) = 3,996 * 0,80 * 1,10 =  3,5.

Сдв ср (281 БА) = 3,880 * 1,00 * 1,00 =  3,9; Сдв ср (281 АГ) = 3,996 * 1,00 * 1,00 =  4,0.

Произведем расчет расходов, тарифной платы, доходов и прибыли по перевозке трех грузов (таблица 5).

Таблица 5

Расчет доходов и расходов

Код груза

Работа по участкам

Расходы по операциям, коп.

Тарифная плата, коп.

Доходы по операциям, руб.

П+В, т

Сумма pl, ткм

Нач. – конеч.

Движения

10 т

10 ткм

Нач. – конеч.

Движения

БА

АГ

БА

АГ

БА

ГА

БА

АГ

091

44

3344

4532

1449,7

3,7

3,8

73355

33512,4

34418,1

3222,76

101310

101905

161

60

4560

6180

1342,9

3,4

3,5

92660

41993,4

43228,5

3548

124005

125124

281

60

4560

6180

1526,0

3,9

4,0

105294

48168,9

49404

4156

133016

137451

Зная себестоимость определим расходы по перевозке груза 091:

Р091 (БА) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1449,7 * 44 + 3,7 * (3344 + 4532) = 63786,8 + 29141,2 = 92928;

 Р091 (АГ) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1449,7 * 44 + 3,8 * (3344 + 4532) = 63786,8 + 29928,8 = 93715,6;

Р161 (БА) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1342,9 * 60 + 3,4 * (4560 + 6180) = 80574 + 36516 = 117090;

Р161 (АГ) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1342,9 * 60 + 3,5 * (4560 + 6180) = 80574 + 37590 = 118164;

Р281 (БА) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1526,0 * 60 + 3,9 * (4560 + 6180) = 91560 + 41886 = 133446;

Р281 (БА) = Снк(П + В) + СдвSpl = 1526,0 * 60 + 4,0 * (4560 + 6180) = 91560 + 42960 = 134520.

Рассчитаем уровень тарифного договора:

Тнк = Рнк * Крент.

Тнк (091) = 63786,8 * 1,15 = 73355; Тнк (161) = 80574* 1,15 = 92660; Тнк (091) = 91560* 1,15 = 105294.

Тдв = Рдв * Крент.

Тдв 091 (БА) = 29141,2 * 1,15 = 33512,4; Тдв 091 (АГ) = 29928,8 * 1,15 = 34418,1.

Тдв 161 (БА) = 36516 * 1,15 = 41993,4; Тдв 161 (АГ) = 37590* 1,15 = 43228,5.

Тдв 281 (БА) = 41886 * 1,15 = 48168,9; Тдв 161 (АГ) = 42960* 1,15 = 49404.

Доходы по перевозке

Д = (П+В)Тнк + Spl Тдв.

Прибыль = доходы – расходы.

Груз 091 (БА) = 3222 + 101310 – 92928 = 11604руб.

Груз 091 (АГ) = 3222 + 101905 – 93715 = 11412 руб.

Груз 161 (БА) = 3548 + 124005 – 117090 = 10463 руб.

Груз 161 (АГ) = 3548 + 125124 – 118164 = 10508 руб.

Груз 281 (БА) = 4156 + 133016 – 133446 = 3726 руб.

Груз 281 (АГ) = 4156 + 137451 – 134520 = 7087 руб.

Таким образом, в результате произведенных расчетов получается, что наиболее выгодно перевозить груз 091 – Каменный уголь, т.к. его перевозка дает максимальную прибыль в сравнении с другими грузами.

Задача №2. Расчет  себестоимости грузовых перевозок методом расходных ставок

1. Расчет расходных ставок

Вагонно-часы: SnH=SnS*24/Sb = 4175*24/245 = 409;

Годовые расходы: 19890 + 310 + 36810 + 905 = 57915 тыс. руб.

Таким образом, расходная ставка на вагоно-часы равна 57915 тыс. руб. / 409 = 142 тыс. руб. на «вагонно-час».

Бригадо-часы: SNH=SMSгрл * 1,5/Vгруч +  S MSхзл *2/Vхзуч = 5100*1,5/39,5 + 415*2/23 = 194 + 36 = 230 «бригадо-часов».

Годовые расходы: 20790 + 367 + (20790 + 367)*0,22 = 21157 + 4654 = 25811 тыс. руб.

Таким образом, расходная ставка на «бригадо-часы» равна 25811 тыс. руб. / 230 = 112 тыс. руб. на «бригадо-час».

2. Расчет затрат измерителей

а) Затраты вагонно-километров пробега грузовых выгонов на 1000 ткм нетто. SnS = 1000 (1 + a)/Р = 1000(1 + 0,36)/46,0 = 8,826;

б) Затраты вагонно-часов Snh = 24 SnS/ Sb = 24*8,826/245 = 0,864;

в) Затраты локомотиво-километров SMS = SNS (1+b); SNS = SPlбр/Qбр; SPlбр = 1000 + qSnS. Получается: SPlбр = 1000 + 22,0*8,826 = 1030,826; SNS = 1030,826/2950 = 0,349; SMS = 0,349 (1 + 0,15) = 0,402;

г) Затраты локомотиво-часов SMН = 24 SNS (1+bл)/Sл;  SMН =24*0,349(1 + 0,12)/612 = 0,015;

д) Затраты бригадо-часов локомотивных бригад SNH = SNS (1+bл)*r/Vуч =  0,349 (1 + 0,12)*1,50/39,5 = 0,015;

е) Затраты бригадо-часов поездных бригад SNh = e SNS r1/Vcуч = 0,037 *0,349* 1,35/25,9 = 0,052;

ж) Затраты тонно-километров брутто вагонов и локомотивов SPlбр = SPlбр в + Рл SNS (1+bл) = 1030,826 + 184*0,349 (1 + 0,12) = 1102,75;

з) Затраты электроэнергии SА = а SPlбр в/10000 = 111*1030,826/10000 = 11,44;

и) Затраты маневровых локомотиво-часов (SMНм) Sn = 2 * 1000j/LгрP  = 2000 * 0,43/ 780*46 = 0,024; SMНм = 0,006 +  SnS bм/1000 + См Sn = 0,003 + 8,826*0,178/1000 + 0,111*0,024 = 0,004 + 0,003 = 0,007;

к) Количество грузовых отправок SО = 1000 j / d Lгр = 1000 * 0,43/45,0*780 = 0,012.

3. Расчет себестоимости

Измеритель

Расходная ставка, коп.

Затрата

измерителя

Расходы на 1000 ткм нетто, коп.

Вагонно-километры

Вагонно-часы

Локомотиво-километры

Локомотиво-часы

Бригадо-часы локомотивных бригад

Бригадо-часы поездных бригад

Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов

Расход электроэнергии

Маневровые локомотиво-часы

Грузовые отправки

0,950

142

40,8

230

112

290

0,021

3,0

1970

361

8,826

0,864

0,402

0,015

0,015

0,052

1102,75

11,44

0,007

0,012

8,385

122,688

16,402

3,45

1,68

15,08

23,158

34,32

13,79

4,332

Итого расходов, зависящих от размера движения

Итого условно-постоянных расходов

Всего расходов на 1000 ткм нетто

Себестоимость 10 ткм нетто

243,726

214,479

458,204

4,582

4. Определение влияния роста объема перевозок на себестоимость перевозок

 Сз = 4,582 * 0,45 = 0,928 коп.

Часть себестоимости, состоящей из условно-постоянных расходов, будет составлять:

Су-п = 4,582 * 0,55 =2,520 коп.

Фактическая себестоимость равна Сф = 0,928 + 2,520/ (1+ 0,1) = 3,7 коп.

Снижение себестоимости составит С = (4,582 – 3,7)/4,582 =19,25%

5. Определение влияния повышения уровня производительности труда на себестоимость перевозок

Общая заработная плата по всем отделениям равна 359021 тыс. руб. Эксплуатационные расходы – 864410 тыс. руб.

Спт = а (n – К)/ (100 + n)

а = 359021 тыс. руб./ 864410 тыс. руб. * 100% = 41%;

n = 7%;

K = 3%.

Спт = 41(7-3)/107 = 1,533.

Епт = (Езп (n-К)/(100 + n) = 359021 тыс. руб. * 4%/107 = 13421,346 тыс. руб.

Таким образом, рост производительности труда повлияет на  стоимость перевозок: она уменьшится в 1,533 раза.

Величина экономии эксплуатационных расходов, вызванную ростом производительности труда составит 13421,346 тыс. руб.

6. Экономическая оценка качественных показателей использования подвижного состава

1. Увеличение веса грузового поезда на 10%;

Измеритель

Расходная ставка, коп.

Затрата

измерителя

Расходы на 1000 ткм нетто, коп.

Вагонно-километры

Вагонно-часы

Локомотиво-километры

Локомотиво-часы

Бригадо-часы локомотивных бригад

Бригадо-часы поездных бригад

Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов

Расход электроэнергии

Маневровые локомотиво-часы

Грузовые отправки

0,950

142

40,8

230

112

290

0,021

3,0

1970

361

28

0,864

0,402

0,015

0,015

0,052

1102,75

11,44

0,007

0,012

26,6

122,688

16,402

3,45

1,68

15,08

23,158

34,32

13,79

4,332

Итого расходов, зависящих от размера движения

Итого условно-постоянных расходов

Всего расходов на 1000 ткм нетто

Себестоимость 10 ткм нетто

257,168

212,851

470,019

4,700

2. Увеличение участковой скорости движения поезда на 5%;

Измеритель

Расходная ставка, коп.

Затрата

измерителя

Расходы на 1000 ткм нетто, коп.

Вагонно-километры

Вагонно-часы

Локомотиво-километры

Локомотиво-часы

Бригадо-часы локомотивных бригад

Бригадо-часы поездных бригад

Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов

Расход электроэнергии

Маневровые локомотиво-часы

Грузовые отправки

0,950

142

40,8

230

112

290

0,021

3,0

1970

361

8,826

0,864

0,356

0,015

0,015

0,052

1102,75

11,44

0,007

0,012

8,385

122,688

14,9

3,45

1,68

15,08

23,158

34,32

13,79

4,332

Итого расходов, зависящих от размера движения

Итого условно-постоянных расходов

Всего расходов на 1000 ткм нетто

Себестоимость 10 ткм нетто

241,783

212,851

454,634

4,546

3.  Снижение коэффициента порожнего пробега вагонов к груженному на 10%.

Измеритель

Расходная ставка, коп.

Затрата

измерителя

Расходы на 1000 ткм нетто, коп.

Вагонно-километры

Вагонно-часы

Локомотиво-километры

Локомотиво-часы

Бригадо-часы локомотивных бригад

Бригадо-часы поездных бригад

Тонно-километры брутто вагонов и локомотивов

Расход электроэнергии

Маневровые локомотиво-часы

Грузовые отправки

0,950

142

40,8

230

112

290

0,021

3,0

1970

361

8,826

0,864

0,402

0,015

0,015

0,001

1102,75

11,44

0,007

0,012

8,385

122,688

16,402

3,45

1,68

0,015

23,158

34,32

13,79

4,332

Итого расходов, зависящих от размера движения

Итого условно-постоянных расходов

Всего расходов на 1000 ткм нетто

Себестоимость 10 ткм нетто

228,220

212,851

441,071

4,410

В результате проведенных расчетов себестоимость менялась следующим образом: 4,700; 4,546;  4,410. Максимальное снижение себестоимости до 4,410 происходит при снижении коэффициента порожнего пробега вагонов к груженному на 10%.

Таким образом, данные изменения благоприятно повлияли на себестоимость железнодорожных перевозок, снизив ее.

Список литературы

1.     Федеральный закон «О железнодорожном транспорте» от 24.12 2002 « 17-ФЗ (ред.07.07.2003). - Справочная система гарант.

2.     Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта» от 10 января 2003 года N 18-ФЗ. - Справочная система гарант.

3.     Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте от 18 мая 2001 г. N 384. – Справочная система Гарант.

4.     Андрейченко С.С. Себестоимость железнодорожных перевозок. – СПб.: Питер, 1998.

5.     Адамова Н.К. Бухгалтерский учет на транспорте. – Р-на-Д.: Феникс, 2003.

6.     Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003.


[1] Андрейченко С.С. Себестоимость железнодорожных перевозок. – СПб.: Питер, 1998. – с.39.

[2] Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003. – с. 216.

[3] Голунов Н.М. Экономика железнодорожного транспорта. – М.: Издательство Минтранс, 2003. – с. 230.

[4] Андрейченко С.С. Себестоимость железнодорожных перевозок. – СПб.: Питер, 1998. – с. 97.

[5] Адамова Н.К. Бухгалтерский учет на транспорте. – Р-на-Д.: Феникс, 2003. – с. 80.

[6] Кондукторские бригады работают только в сборных поездах