Содержание
Введение 3
1. Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики 4
2. Практическая часть 27
Заключение 45
Литература 46
Введение
Переход Российской Федерации к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности на средства производства вызывает необходимость проведения соответствующих изменений и в надстроечных отношениях государства, которые в свою очередь, включают и систему бухгалтерского учета.
В настоящее время в связи с реформированием национальной системы бухгалтерского учета – приведением ее в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, вопросы дальнейшего развития теоретических и методологических основ бухгалтерского учета на базе использования имеющегося опыта отечественной и зарубежной теории бухгалтерского учета являются особенно актуальными.
Теория бухгалтерского учета является общей основой организации системы бухгалтерского учета. Она рассматривает основополагающие приципы бухгалтерского учета, теоретические учетные категории, отвечающие современному уровню развития экономики.
Учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он отражает реальные процессы производства, обращения, распределения и потребления, характеризует финансовое состояние организации, служит основой для планирования и анализа его деятельности.
Бухгалтерский учет не только отражает хозяйственную деятельность , но и воздействует на нее. Являясь частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую контролировать его стратегию и тактику; оптимально использовать ресурсы, измерять и оценивать результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия; устранять субъективность при принятии решений.
1. Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики
До перехода на рыночную экономику была создана система бухгалтерского учета, отвечающая требованиям плановой экономики. Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, являлось государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов.
Изменение системы общественных отношений, пользователей информации, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности обусловили необходимость соответствующей трансформации системы бухгалтерского учета в России.[1]
Началом реформирования бухгалтерского учета в России
следует считать разработку и внедрение в учетную практику Плана счетов
Значительный вклад в реформирование бухгалтерского учета в России внесли следующие документы:
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации (утверждено приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 20 марта
положение по бухгалтерскому учету "Учетная
политика предприятия" (утверждено приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 28 июля
В соответствии с указанными положениями предприятиям было предоставлено право выбора вариантов оценки и учета соответствующих объектов учета, ответственность за осуществление бухгалтерского учета в организациях возложена на их руководителей; организации получили право поручать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям и лицам, минуя бухгалтерию; на предприятиях малого бизнеса разрешено совмещать функции бухгалтера и кассира.
Существенно изменены состав, содержание, сроки и адреса представления бухгалтерской отчетности, формы отчетности в значительной мере соответствуют международной практике, она стала публичной и доступной для любых сторонних пользователей.
В настоящее время реформирование бухгалтерского учета
в России осуществляется на основе Программы реформирования бухгалтерского учета
в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 6 марта
Основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью определены главные задачи реформирования:
формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями;
гармонизация стандартов на международном уровне;
оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.
Основными направлениями реформирования бухгалтерского учета являются:
законодательное и нормативное регулирование (на уровне Президента и Правительства Российской Федерации);
формирование нормативной базы (стандартов);
методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
международное сотрудничество.
Для выполнения задач по каждому направлению намечено осуществить следующие меры:
1) подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные нормативные акты;
2) разработать и утвердить около 20 новых положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и пересмотреть существующие на основе международных учетных стандартов, а также новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций;
3) разработать:
методические указания (инструкции и рекомендации) по бухгалтерскому учету в разрезе положений, в том числе методические рекомендации по учету затрат на производство, реализацию продукции, работ, услуг;[2]
типовые методические рекомендации по организации бухгалтерского учета на малых предприятиях с учетом требований международных стандартов;
пересмотреть:
регистры бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, кредитных учреждений и профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний и инвестиционных фондов;
первичную учетную документацию с учетом требований рыночной экономики и международных стандартов;
4) для улучшения кадрового обеспечения переработать программы обучения специалистов разных уровней:
начального (бухгалтер-счетовод);
среднего (бухгалтер-техник);
высшего (бухгалтер-экономист);
профессиональных бухгалтеров (главные бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы).
Кроме того, должны постоянно пересматриваться программы переподготовки сотрудников бухгалтерских служб, разрабатываться учебно-методическая литература, осуществляться аттестация профессиональных бухгалтеров, разрабатываться нормы профессиональной этики;
5) в области международного сотрудничества намечены
вступление в Комитет по международным бухгалтерским стандартам финансовой
отчетности, взаимодействие с международными и национальными специализированными
организациями, в том числе с Координационным советом по методологии
бухгалтерского учета стран СНГ. Важная роль в улучшении международного
сотрудничества отводится созданному в декабре
В работе по всем направлениям реформирования бухгалтерского учета будет принимать активное участие Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России.
Ряд положений Программы в области совершенствования
методологического обеспечения системы бухгалтерского учета, обеспечения
достоверного и полного раскрытия бухгалтерской отчетности и развития
бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов
бухгалтерского учета конкретизированы письмом Правительства Российской
Федерации от 13 апреля
Концепция бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения хозяйствующих субъектов.
Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределяет необходимость адекватной трансформации концепции бухгалтерского учета. Новая концепция бухгалтерского учета и разрабатываемые на ее основе правила и нормы постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, равно как контроля за достоверностью и надежностью финансовой информации, должны создать элементы рыночной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятный климат для частного инвестирования, в том числе иностранных инвестиций.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.[3]
Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана:
быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету;
быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами;
помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности;
обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы.
Концепция не заменяет никаких нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Если какое-либо положение Концепции противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта.
Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм (в дальнейшем - организации).
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, могут вести учет лишь в целях налогообложения.
Для субъектов малого предпринимательства могут устанавливаться упрощенные формы реализации отдельных положений Концепции, которые, однако, ни все вместе, ни по отдельности не противоречат цели бухгалтерского учета, определенной в разделе 3 Концепции.
В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского
учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во
многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в
соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта
Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.
В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;[4]
г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.[5]
Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.
В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и
отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 мая
В банковской системе направления развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством определяет Центральный банк Российской Федерации.
Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.[6]
В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.
Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).
В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.
Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.[7]
Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.
Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.
Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.
Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.
Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.
Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.
Механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и как результат сопоставимости финансовой информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.
Применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. В связи с этим необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях.[8]
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.[9]
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.
В дальнейшем по мере накопления опыта государственно-общественного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа).
Как показывает отечественная и мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.[10]
Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:
а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б) четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г) единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;
ж) эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.
Наряду с аудитом система контроля качества бухгалтерской отчетности предполагает соответствующую надзорную деятельность уполномоченных государственных органов (Федеральная служба по финансовым рынкам, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба страхового надзора и др.). Основной задачей их является обеспечение гарантированного доступа к качественной бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям. С этой целью государственные органы должны контролировать, насколько хозяйствующие субъекты своевременно и полно раскрывают бухгалтерскую отчетность, а также в какой степени информация в публичной бухгалтерской отчетности соответствует принятым стандартам.
Система контроля качества бухгалтерской отчетности должна также включать комплекс мер финансовой, административной и уголовной ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей.
Немалое значение для качества бухгалтерской отчетности имеет система корпоративного управления (поведения) хозяйствующих субъектов, соответствующая передовому мировому опыту в этой области.[11]
Развитие бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. С одной стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.
При определении содержания процесса подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области должно быть обращено особое внимание:
а) на глубокое освоение лежащих в основе МСФО концепций - полезности и существенности информации, приоритета экономического содержания перед юридической формой, сохранения капитала, ценности денег и др.;
б) на формирование навыков активного использования информации, накапливаемой в бухгалтерском учете, для управления хозяйствующим субъектом и осуществления эффективного корпоративного управления;
в) на выработку навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.п.;
г) на формирование нового подхода к применению стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и отчетности. Такой подход заключается в самостоятельной постановке бухгалтерского учета и отчетности путем реализации принципов и требований, устанавливаемых стандартами и иными нормативными правовыми актами;
д) на выработку навыков профессионального суждения при квалификации, стоимостном измерении, классификации и оценке значимости (существенности) фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета, отчетности и аудита;
е) на обучение использованию финансовых показателей, сформированных по МСФО, в системе национальных счетов;
ж) на формирование глубокого понимания норм профессиональной этики.
Основными направлениями совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров в рассматриваемой области являются:
а) переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков применения их на практике;
б) мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов;
в) разработка программ обучения руководителей и другого управленческого персонала хозяйствующих субъектов основам бухгалтерского учета и экономического анализа бухгалтерской отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности;
г) обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации);
д) разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
е) обновление и разработка нового учебно-методического обеспечения образовательного процесса для различных категорий обучающихся бухгалтерскому учету и отчетности.
Реализация Концепции должна осуществляться по специальным планам, охватывающим все выделенные направления развития бухгалтерского учета и отчетности. В период 2004-2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции.
2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов*, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Совершенствование принципов и требований к организации учетного процесса, а также базовых правил бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование информации для составления индивидуальной и консолидированной финансовой отчетности. Создание специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО. Сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Активизация участия профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Усиление контроля обеспечения общественно значимыми хозяйствующими субъектами публичности консолидированной финансовой отчетности. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие международного сотрудничества в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.[12]
2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов). Укрепление и расширение сферы деятельности специального органа в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов бухгалтерского учета и отчетности. Дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии. Развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности. Расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчетности, в том числе подготовленной по МСФО.
2. Практическая часть
Организация производит женский (продукция А) и мужской (продукция Б) трикотаж.
Заготовление материалов учитывается на счете 10 «Материалы», счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов» не применяются. А текущем учете движение материалов отражается по их учетной стоимости, а в конце месяца учетная стоимость доводится до фактической себестоимости через отклонения. Отклонения от учетной стоимости учитываются по субсчетам 10/1 и 10/6, другие субсчета к счету 10 на предприятии не используются. Списание отклонений производится по их среднему проценту к стоимости оприходованных материалов по учетным ценам.
По данным ведомости остатков на 1 августа 2003г. Необходимо открыть синтетические счета, к счету 10 «Материалы» - субсчета 10/1 «Сырье и материалы» и 10/6 «Прочие материалы», а к счетам 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» - аналитические счета.
Записать все хозяйственные операции за август 2003г. В журнале регистрации, сделав необходимые расчеты сумм, где это требуется.
На основании данных журнала регистрации хозяйственных операций отразить операции на синтетических и аналитических счетах, субсчетах, подсчитать по ним обороты и сальдо на 1 сентября 2003г.
Составить оборотную ведомость по синтетическим счетам за август 2003г.
Составить баланс на 1 сентября 2003г.
Ведомость остатков по счетам на 01.08.2003г., тыс. руб.
Шифр |
Наименование счета |
Дебет |
Кредит |
01 |
Основные средства |
12454600 |
|
02 |
Амортизация основных средств |
1316050 |
|
58 |
Финансовые вложения |
500000 |
|
08 |
Вложения во внеоборотные активы |
920000 |
|
04 |
Нематериальные активы |
698000 |
|
05 |
Амортизация нематериальных активов |
94000 |
|
10 |
Материалы |
4628300 |
|
10/1 |
Сырье, материалы по учетной стоимости |
||
10/6 |
Прочие материалы по учетной стоимости |
||
20 |
Основное производство |
3106800 |
|
20/1 |
Незавершенное производство по продукции А |
||
20/2 |
Незавершенное производство по продукции Б |
||
97 |
Расходы будущих периодов |
120000 |
|
43 |
Готовая продукция. В том числе: Продукция А – 186 шт., 252000 тыс. руб. Продукция Б – 95 шт., 168 000 тыс. руб. |
420000 |
|
50 |
Касса |
18000 |
|
51 |
Расчетный счет |
16082000 |
|
52 |
Валютный счет |
54180 |
|
60 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
1562000 |
|
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
42000 |
|
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
280100 |
|
69 |
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению |
321200 |
|
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
6424000 |
|
71 |
Расчеты с подотчетными лицами |
15300 |
|
75 |
Расчеты с учредителями |
1260000 |
|
76 |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
224100 |
|
99 |
Прибыли и убытки |
4323926 |
|
91 |
Прочие доходы и расходы |
2441500 |
|
80 |
Уставный капитал |
17000000 |
|
82 |
Резервный капитал |
140000 |
|
84 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
10024000 |
|
83 |
Добавочный капитал |
840000 |
|
96 |
Резервы предстоящих расходов |
74600 |
|
66 |
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
500904 |
|
Итого |
42942780 |
42942780 |
Хозяйственные операции за август 2003г.
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма |
|
Дебет |
Кредит |
|||
1 |
Счет-фактура. Принят к оплате счет поставщика за поступившие на склад материалы, в том числе: - сырье и материалы по учетным ценам – 1250000 руб., отклонения +20000 руб. |
10/1 10 |
60 10/1 |
1270000 20000 |
2 |
Счет-фактура магазина, накладная-требование. Поступили на склад прочие материалы, в том числе: - от подотчетных лиц по учетным ценам – 4500 руб., отклонения + 400 руб.; - отходы от производства продукции А по учетным ценам – 6200 руб., отклонения + 500 руб. |
10/6 10 10/6 10 |
71 10/6 20 10/6 |
4900 400 6700 500 |
3 |
Лимитно-заборные карты. Отпущены со склада сырье и материалы по учетным ценам на производство продукции: А Б Итого |
20А 20Б |
10/1 10/1 |
1275000 360000 1635000 |
4 |
Справка бухгалтерии. Списаны отклонения от учетной стоимости по сырью и материалам на производство продукции: А Б Итого |
20А 20Б |
10 10 |
103403 29196 |
5 |
Лимитно-заборные карты. Отпущены со склада прочие материалы по учетным ценам: - на хозяйственные нужды основных цехов -в ремонтно-механическую мастерскую - на общехозяйственные нужды - на строительство корпуса основного цеха Итого |
25 23 26 23 |
10/6 10/6 10/6 10/6 |
115400 120300 15200 130600 381500 |
6 |
Справка бухгалтерии. Списаны отклонения от учетной стоимости по прочим материалам: - на хозяйственные нужды основных цехов -в ремонтно-механическую мастерскую - на общехозяйственные нужды - на строительство корпуса основного цеха Итого |
25 23 26 23 |
10 10 10 10 |
9359 9756 1235 10592 |
7 |
Приходный кассовый ордер. Оприходованы в кассу
наличные деньги, полученные с расчетного счета для выплаты заработной платы
работникам за вторую половину июля |
50 |
51 |
6442000 |
8 |
Расходные кассовые ордера. Выданы наличные деньги из кассы: - в погашение задолженности по заработной плате - под отчет на командировочные расходы Итого |
70 71 |
50 50 |
6424000 18000 6442000 |
9 |
Разработочная таблица. Табеля учета рабочего времени, наряды на сдельную работу, сменные рапорта. Начислена и распределена по направлениям затрат заработная плата за август: - рабочим за изготовление продукции А - рабочим за изготовление продукции Б - рабочим за строительство корпуса основного цеха - административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов - административно-управленческому персоналу организации, работникам общехозяйственных служб и складов Итого |
20А 20Б 23 25 26 |
70 70 70 70 70 |
3500000 2400000 960000 1900000 840000 9600000 |
10 |
Начислен единый социальный налог Рабочим за изготовление продукции А - на социальное страхование (3,2%) - в пенсионный фонд (20%) - по обязательному медицинскому страхованию (2,8) Рабочим за изготовление продукции Б - на социальное страхование (3,2%) - в пенсионный фонд (20%) - по обязательному медицинскому страхованию (2,8%) Рабочим за строительство корпуса основного цеха - на социальное страхование (3,2%) - в пенсионный фонд (20%) - по обязательному медицинскому страхованию (2,8) Административно-управленческому и обслуживающему персоналу основных цехов - на социальное страхование (3,2%) - в пенсионный фонд (20%) - по обязательному медицинскому страхованию (2,8%) Административно-управленческому персоналу организации, работникам общехозяйственных служб и складов - на социальное страхование (3,2%) - в пенсионный фонд (20%) - по обязательному медицинскому страхованию (2,8%) Итого |
20А 20Б 23 25 26 |
69 69 69 69 69 |
910000 624000 249600 494000 218400 |
11 |
Платежные поручения. Перечислена с расчетного счета задолженность: - поставщикам - бюджету - банку в погашение краткосрочного кредита Итого |
60 68 66 |
51 51 51 |
1800000 280100 130800 2210900 |
12 |
Выписка банка с валютного счета. Платежное поручение. Перечислена задолженность зарубежному поставщику |
60 |
52 |
15050 |
13 |
Счета поставщиков. Расчет-распределение затрат энергоресурсов. Приняты к оплате счета «Энергосбыта» и «Водоканалтреста» за потребленные электроэнергию и воду: - оборудование основных цехов - на хозяйственные нужды основных цехов - на общехозяйственные нужды -в ремонтно-механическую мастерскую Итого |
20 25 26 23 |
60 60 60 60 |
6592000 250000 135000 150000 7127000 |
14 |
Расчет амортизации основных средств, эксплуатируемых в: - основных цехах, цеховых, кладовых - общехозяйственных службах, отелях, складах ремонтно-механической мастерской Итого |
20 26 23 |
02 02 02 |
1020000 90000 170000 1280000 |
15 |
Справка бухгалтерии. Начислена амортизация нематериальных активов, используемых общехозяйственными службами |
26 |
05 |
13400 |
16 |
Приходный кассовый ордер. Оприходованы в кассу наличные деньги, полученные с расчетного счета для выдачи аванса работникам за первую половину августа |
50 |
51 |
4520000 |
17 |
Расходный кассовый ордер. Выдан аванс работникам организации за первую половину августа |
70 |
50 |
4520000 |
18 |
Авансовые отчеты. Списаны расходы на командировки, связанные с управлением организации |
25 |
71 |
20000 |
19 |
Акт (накладная) . Приходуются основные средства, внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный капитал |
75 08 01 |
80 75 08 |
870000 |
20 |
Разработочная таблица. Произведены удержания из заработной платы, начисленной работникам за август: - подоходный налог - алиментов Итого |
70 70 |
68 76 |
790000 75000 865000 |
21 |
Справка бухгалтерии. Начислен резерв предстоящих расходов и платежей (ремонтный фонд на ремонт оборудования основных цехов) |
20 |
96 |
600000 |
22 |
Счет ОАО «Минскремстрой». Принят к оплате счет подрядной организации за работы по ремонту оборудования основных цехов |
20 |
60 |
45000 |
23 |
Разработочные таблицы. Распределены и списаны затраты ремонтно-механической мастерской на услуги по ремонту: - оборудования основных цехов - инвентаря общехозяйственного назначения Итого |
20 |
23 |
720000 240000 |
24 |
Справка бухгалтерии. Распределены и списаны общепроизводственные расходы на производство продукции: - А - Б Итого |
20А 20Б |
25 25 |
950000 950000 |
25 |
Справка бухгалтерии. Распределены и списаны общехозяйственные расходы на производство продукции: - А - Б Итого |
20А 20Б |
26 26 |
420000 420000 |
26 |
Товарные накладные. Приходуется на склад изготовленная продукция по фактической себестоимости (примечание: остаток незавершенного производства на 1 сентября по продукции А – 2750400 руб., по продукции Б – 460300 руб.) А – 10900 шт. Б – 5415 шт. Итого |
43А 43Б |
20А 20Б |
2598944003 517153296 |
27 |
Товарно-транспортные накладные. Отгружена покупателям продукция по фактической себестоимости: А – 10400 шт. Б – 5100 шт. Итого |
90 90 |
43А 43Б |
2479726 487069 |
28 |
Счет автохозяйства. Принят к оплате счет за доставку готовой продукции до станции отправления |
44 |
60 |
63000 |
29 |
Выписка банка с расчетного счета. Платежные требования, платежные поручения. Поступили на расчетный счет: - выручка за отгруженную продукцию - задолженность разных организаций-дебиторов Итого |
51 51 |
62 66 |
29343000 90800 29433800 |
30 |
Справка бухгалтерии. Списана фактическая себестоимость реализованной продукции: А – 9100 шт. Б – 4600 шт. Итого |
90 90 |
43А 43Б |
-2169760 -439317 |
31 |
Справка бухгалтерии. Списаны расходы, связанные с продажей продукции |
90 |
44 |
63000 |
32 |
Расчет налогов в бюджет. Начислена задолженность бюджету по налогам с выручки (НДС, акцизы) |
90 |
68 |
4065000 |
33 |
Справка бухгалтерии. Списан финансовый результат от реализации готовой продукции |
90 |
99 |
4485718 |
34 |
Расчет налогов в бюджет. Начислен налог на прибыль |
99 |
68 |
1464367 |
Дт |
01 |
Кт |
Дт |
02 |
Кт |
Дт |
04 |
Кт |
|||||
|
12454600 |
|
|
|
|
1316050 |
|
|
698000 |
|
|
||
870000 |
|
1020000 |
|
||||||||||
|
|
90000 |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
170000 |
|
|
|
|
|
||
|
870000 |
|
|
|
|
1280000 |
|
|
0 |
0 |
|
||
13324600 |
|
2596050 |
698000 |
||||||||||
Дт |
05 |
Кт |
Дт |
08 |
Кт |
Дт |
10 |
Кт |
|||||
|
|
94000 |
|
|
920000 |
|
|
|
4628300 |
|
|
||
|
13400 |
870000 |
870000 |
1270000 |
20000 |
||||||||
|
|
20000 |
400 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
4900 |
500 |
||||
|
0 |
13400 |
|
|
870000 |
870000 |
|
400 |
1275000 |
||||
|
107400 |
920000 |
6700 |
360000 |
|||||||||
500 |
103403 |
||||||||||||
|
29196 |
||||||||||||
|
115400 |
||||||||||||
Дт |
20 |
Кт |
|
120300 |
|||||||||
|
3106800 |
|
|
|
15200 |
||||||||
1275000 |
6700 |
|
130600 |
||||||||||
360000 |
2598944 |
|
9359 |
||||||||||
103403 |
517153 |
|
9756 |
||||||||||
29196 |
|
1235 |
|||||||||||
3500000 |
|
10592 |
|||||||||||
2400000 |
|
1302500 |
2200941 |
|
|||||||||
910000 |
3729859 |
||||||||||||
624000 |
|||||||||||||
6592000 |
Дт |
23 |
Кт |
||||||||||
1020000 |
|
|
|
|
|||||||||
600000 |
120300 |
720000 |
Дт |
80 |
Кт |
||||||||
45000 |
130600 |
240000 |
|
|
1,7E+07 |
|
|||||||
720000 |
9756 |
840848 |
|
870000 |
|||||||||
240000 |
10592 |
|
|||||||||||
950000 |
960000 |
|
|||||||||||
950000 |
249600 |
|
|||||||||||
420000 |
150000 |
|
|
|
|
||||||||
420000 |
170000 |
|
0 |
870000 |
|
||||||||
840848 |
|
1800848 |
1800848 |
|
|
1,8E+07 |
|||||||
473235 |
0 |
||||||||||||
888759 |
|||||||||||||
|
23361441 |
3122797 |
|
Дт |
84 |
Кт |
|||||||
23345444 |
|
|
1E+07 |
|
|||||||||
|
|||||||||||||
|
|||||||||||||
Дт |
25 |
Кт |
Дт |
26 |
Кт |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
115400 |
950000 |
15200 |
420000 |
|
|
|
|
||||||
9359 |
950000 |
1235 |
420000 |
|
0 |
0 |
|
||||||
1900000 |
888759 |
840000 |
473235 |
|
1E+07 |
||||||||
494000 |
218400 |
||||||||||||
250000 |
135000 |
||||||||||||
20000 |
90000 |
Дт |
97 |
Кт |
|||||||||
|
2788759 |
2788759 |
|
13400 |
|
120000 |
|
|
|||||
0 |
|
1313235 |
1313235 |
|
|
||||||||
0 |
|
|
|
|
|||||||||
|
0 |
0 |
|
||||||||||
120000 |
|||||||||||||
Дт |
50 |
Кт |
Дт |
43 |
Кт |
Дт |
44 |
Кт |
|||||
|
18000 |
|
|
|
420000 |
|
|
|
|
|
|
||
6442000 |
6424000 |
2598944 |
2479726 |
63000 |
63000 |
||||||||
4520000 |
18000 |
517153 |
487069 |
|
|||||||||
|
4520000 |
|
-2169760 |
|
|||||||||
|
|
-439317 |
|
||||||||||
|
|
3116097 |
357718 |
|
|
|
|
|
|||||
|
3178379 |
|
63000 |
63000 |
|
||||||||
|
|
|
|
0 |
|||||||||
|
10962000 |
10962000 |
|
||||||||||
18000 |
|||||||||||||
Дт |
52 |
Кт |
Дт |
58 |
Кт |
Дт |
51 |
Кт |
|||||
|
54180 |
|
|
|
500000 |
|
|
|
1,6E+07 |
|
|
||
|
15050 |
|
2,9E+07 |
6442000 |
|||||||||
|
|
90800 |
1800000 |
||||||||||
|
|
|
280100 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
130800 |
||||
|
|
15050 |
|
|
0 |
0 |
|
|
4520000 |
||||
39130 |
500000 |
|
2,9E+07 |
1,3E+07 |
|
||||||||
3,2E+07 |
|||||||||||||
Дт |
62 |
Кт |
Дт |
66 |
Кт |
Дт |
60 |
Кт |
|||||
|
|
42000 |
|
|
|
500904 |
|
|
|
1562000 |
|
||
|
29343000 |
130800 |
90800 |
1800000 |
1270000 |
||||||||
|
|
15050 |
6592000 |
||||||||||
|
|
|
250000 |
||||||||||
|
|
|
135000 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
150000 |
||||
|
|
29343000 |
|
|
130800 |
90800 |
|
|
45000 |
||||
|
29385000 |
|
460904 |
|
63000 |
||||||||
|
1815050 |
8505000 |
|
||||||||||
|
8251950 |
||||||||||||
Дт |
69 |
Кт |
Дт |
70 |
Кт |
Дт |
68 |
Кт |
|||||
|
|
321200 |
|
|
|
6424000 |
|
|
|
280100 |
|
||
|
910000 |
6424000 |
3500000 |
280100 |
790000 |
||||||||
|
624000 |
4520000 |
2400000 |
|
4065000 |
||||||||
|
249600 |
790000 |
960000 |
|
1464367 |
||||||||
|
494000 |
75000 |
1900000 |
|
|||||||||
|
218400 |
|
840000 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
280100 |
6319367 |
|
|||||
|
|
2496000 |
|
|
11809000 |
9600000 |
|
|
6319367 |
||||
|
2817200 |
|
4215000 |
||||||||||
Дт |
75 |
Кт |
Дт |
76 |
Кт |
Дт |
71 |
Кт |
|||||
|
1260000 |
|
|
|
224100 |
|
|
|
15300 |
|
|
||
870000 |
870000 |
|
75000 |
18000 |
4900 |
||||||||
|
|
|
20000 |
||||||||||
|
|
|
18000 |
24900 |
|
||||||||
|
|
8400 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
870000 |
870000 |
|
|
0 |
75000 |
|
||||||
1260000 |
149100 |
||||||||||||
Дт |
82 |
Кт |
Дт |
83 |
Кт |
Дт |
91 |
Кт |
|||||
|
|
140000 |
|
|
|
840000 |
|
|
2441500 |
|
|
||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
0 |
0 |
|
|
0 |
0 |
|
|
0 |
0 |
|
||
|
140000 |
|
840000 |
2441500 |
|||||||||
Дт |
99 |
Кт |
Дт |
90 |
Кт |
Дт |
96 |
Кт |
|||||
|
|
4323926 |
|
|
|
|
|
|
|
74600 |
|
||
1464367 |
2479726 |
4485718 |
|
600000 |
|||||||||
4485718 |
487069 |
|
|||||||||||
|
-2169760 |
|
|||||||||||
|
-439317 |
|
|||||||||||
|
63000 |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
4065000 |
|
|
|
0 |
600000 |
|
||
|
5950085 |
0 |
|
|
4485718 |
4485718 |
|
|
674600 |
||||
1626159 |
0 |
0 |
10/1 |
|||||||
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер опера-ции |
По учетной стоимо-сти |
Откло-нения |
Факти-ческая себе-стои-мость |
Номер опера-ции |
По учетной стоимо-сти |
Откло-нения |
Факти-ческая себе-стои-мость |
Сальдо на 01.08 |
3638300 |
250000 |
3888300 |
|
|
|
|
1 |
1250000 |
20000 |
1270000 |
2 |
1275000 |
103403 |
1378403 |
|
|
|
|
3 |
360000 |
29196 |
389196 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
1250000 |
20000 |
1270000 |
Обороты за август |
1635000 |
132599 |
1767599 |
Итого с остатком на начало месяца |
4888300 |
270000 |
5158300 |
|
1635000 |
132599 |
1767599 |
Сальдо на 01.09 |
3253300 |
137401,5 |
3390701,5 |
|
|
|
|
10/6 |
|||||||
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер опера-ции |
По учетной стоимо-сти |
Откло-нения |
Факти-ческая себе-стои-мость |
Номер опера-ции |
По учетной стоимо-сти |
Откло-нения |
Факти-ческая себе-стои-мость |
Сальдо на 01.08 |
680800 |
59200 |
740000 |
|
|
|
|
1 |
4500 |
400 |
4900 |
3 |
115400 |
9359 |
124759 |
2 |
6200 |
500 |
6700 |
4 |
120300 |
9756 |
130056 |
|
|
|
|
5 |
15200 |
1233 |
16433 |
|
|
|
|
6 |
130600 |
10592 |
141192 |
Обороты за август |
10700 |
900 |
11600 |
Обороты за август |
381500 |
30940 |
412440 |
Итого с остатком на начало месяца |
691500 |
60100 |
751600 |
|
381500 |
30940 |
412440 |
Сальдо на 01.09 |
310000 |
29160 |
339160 |
|
|
|
|
Номер операции |
Сумма, руб. |
Номер операции |
Сумма, тыс. руб. |
НЗП на 01.08 |
2594200 |
|
|
1 |
1275000 |
7 |
7338203 |
2 |
103403 |
|
|
3 |
3500000 |
|
|
4 |
1246000 |
|
|
5 |
950000 |
|
|
6 |
420000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
7494403 |
Обороты за август |
7338203 |
НЗП на 01.09 |
2750400 |
|
|
Производство продукции Б |
|||
Дебет |
Кредит |
||
Номер операции |
Сумма, руб. |
Номер операции |
Сумма, тыс. руб. |
НЗП на 01.08 |
512600 |
|
|
|
360000 |
|
5065896 |
|
29196 |
|
|
|
2400000 |
|
|
|
854400 |
|
|
|
950000 |
|
|
|
420000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
5013596 |
Обороты за август |
5065896 |
НЗП на 01.09 |
460300 |
|
|
Продукция А |
|||||||
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
Количество, шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс.руб. |
Номер операции |
Количество, шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс.руб. |
Сальдо на 01.08 |
186 |
1355 |
252000 |
|
|
|
|
|
10900 |
238 |
2598944 |
|
10400 |
238 |
2479726 |
|
|
|
|
|
-9100 |
238435 |
-2169760 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
10900 |
|
2598944 |
Обороты за август |
1300 |
|
309966 |
Итого с остатком на начало месяца |
11086 |
|
2850944 |
|
1300 |
|
309966 |
Сальдо на 01.09 |
9972 |
|
2540978 |
|
|
|
|
Продукция Б |
|||||||
Дебет (приход) |
Кредит (расход) |
||||||
Номер операции |
Количество, шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс.руб. |
Номер операции |
Количество, шт. |
Себестоимость единицы, руб. |
Сумма, тыс.руб. |
Сальдо на 01.08 |
95 |
1768 |
168000 |
|
|
|
|
|
5415 |
96 |
517153 |
|
5100 |
96 |
487069 |
|
|
|
|
|
-4600 |
96 |
-439317 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обороты за август |
5415 |
|
517153 |
Обороты за август |
500 |
|
47752 |
Итого с остатком на начало месяца |
5510 |
|
685153 |
|
500 |
|
47752 |
Сальдо на 01.09 |
5010 |
|
637401 |
|
|
|
|
Оборотно-сальдовая ведомость
Код синтетического счета |
Остатки на начало месяца |
Обороты за месяц |
Остатки на конец месяца |
|||
Д |
К |
Д |
К |
Д |
К |
|
01 |
12454600 |
|
870000 |
|
13324600 |
|
02 |
|
1316050 |
|
1280000 |
|
2596050 |
04 |
698000 |
|
|
|
698000 |
|
05 |
|
94000 |
|
13400 |
|
107400 |
08 |
920000 |
|
870000 |
870000 |
920000 |
|
10 |
4628300 |
|
1302500 |
2200941 |
3729859 |
|
20 |
3106800 |
|
23361441 |
3122797 |
23345444 |
|
23 |
|
|
1800848 |
1800848 |
|
|
25 |
|
|
2788759 |
2788759 |
|
|
26 |
|
|
1313235 |
1313235 |
|
|
43 |
420000 |
|
3116097 |
357718 |
3178379 |
|
44 |
|
|
63000 |
63000 |
|
|
50 |
18000 |
|
10962000 |
10962000 |
18000 |
|
51 |
16082000 |
|
29433800 |
13172900 |
32342900 |
|
52 |
54180 |
|
|
15050 |
39130 |
|
58 |
500000 |
|
|
|
500000 |
|
60 |
|
1562000 |
1815050 |
8505000 |
|
8251950 |
62 |
|
42000 |
|
29343000 |
|
29385000 |
66 |
|
500904 |
130800 |
90800 |
|
460904 |
68 |
|
280100 |
280100 |
6319367 |
|
6319367 |
69 |
|
321200 |
|
2496000 |
|
2817200 |
70 |
|
6424000 |
11809000 |
9600000 |
4215000 |
|
71 |
15300 |
|
18000 |
24900 |
8400 |
|
75 |
1260000 |
|
870000 |
870000 |
1260000 |
|
76 |
224100 |
|
|
75000 |
149100 |
|
80 |
|
17000000 |
|
870000 |
|
17870000 |
82 |
|
140000 |
|
|
|
140000 |
83 |
|
840000 |
|
|
|
840000 |
84 |
|
10024000 |
|
|
|
10024000 |
90 |
|
|
4485718 |
4485718 |
|
|
91 |
2441500 |
|
|
|
2441500 |
|
96 |
|
74600 |
|
600000 |
|
674600 |
97 |
120000 |
|
|
|
120000 |
|
99 |
|
4323926 |
5950085 |
|
1626159 |
|
Итого |
42942780 |
42942780 |
101240433 |
101240433 |
83701471 |
83701471 |
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
В последние годы в методологии и организации бухгалтерского учета в Российской Федерации произошли существенные изменения. Действующий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия позволяет осуществлять учет многих категорий рыночной экономики (материальных активов, финансовых вложений, уставного и добавочного капитала и т.д.)
Существенно изменены состав, структура, содержание и формы бухгалтерской отчетности. Она в значительной мере соответствует международным требованиям.
Литература
1. Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности с комментариями. – М.: «Высшая школа», 2002.
2. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета. – М.: Экспертное Бюро М, 2002г.
3. Бакаев А.С. Бухгалтерские термины и определения. – М.: «Бухгалтерский учет», 2002г.
4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра – М, 2002г.
5. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского
учета. - Система ГАРАНТ,
6. Захарьев В.Р. Теория бухгалтерского учета. – М.: Форум – Инфа – М, 2002.
7. Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. – М.: Экспертное Бюро М, 2001.
8. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.
9. Бухгалтерский учет. Журнал.
10. Главный бухгалтер. Журнал.
[1] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.54
[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.57
[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.60
[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.68
[5] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.70
[6] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.73
[7] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.78
[8] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, с.80
[9] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с. 94
[10] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с. 105
[11] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с.108
[12] Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета, с.112