Содержание
Введение. 3
1. Понятие и сущность прекращения уголовного дела. 4
2. Сущность, условия и основания приостановления предварительного расследования 13
3. Окончание предварительного расследования. 22
Заключение. 35
Список литературы.. 36
Введение
Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает различные формы окончания предварительного расследования. В соответствии со ст.199 УПК РСФСР «производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела, либо постановления о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения мер административного взыскания».
Таким образом, законодатель считает прекращение уголовного дела формой окончания предварительного расследования. Причем возможны две различные по своим процессуальным последствиям ситуации. Когда уголовное дело прекращается, но материалы направляются в суд для применения мер административного взыскания, заканчивается уголовный процесс и начинается процесс административный. Рассматривая эти материалы по существу, суд должен уже руководствоваться нормами не уголовно-процессуального, а административно-процессуального и материального права, поскольку административные взыскания предусмотрены административным материальным правом, постольку и применяться они должны в рамках административного процесса. Уголовный процесс здесь уже больше не нужен. Таким образом, производство уголовно-процессуальное плавно переходит в производство административно-процессуальное[1].
Цель работы – рассмотреть особенности приостановления и окончания предварительного расследования. Задачи работы – определить сущность, условия и основания приостановления предварительного расследования; рассмотреть окончание предварительного расследования с направлением дела в суд и с прекращением дела.
1. Понятие и сущность прекращения уголовного дела
Материальной основой такого перехода служит признание компетентным лицом (следователем, органом дознания, прокурором) того факта, что в данном конкретном случае, с учетом степени общественной опасности деяния, личности, его совершившей, оно, то есть деяние, хотя и попадает под признаки преступления, но таковым не является, достигает лишь степень опасности, присущей административным правонарушениям.
Другими словами, предоставляя органам предварительного производства прекращать уголовные дела с направлением материалов в суд для принятия мер административного взыскания, законодатель тем самым уполномочивает декриминализировать (при наличии предусмотренных законом условий) уголовно наказуемые деяния, преобразовывая их в административные правонарушения.
В связи с внесением в УПК существенных изменений, необходимость которых вызывалась введением в действие нового кодекса Российской Федерации, можно было бы сделать вывод о том, что сейчас такого основания прекращения уголовных дел не существует – ведь оно прямо не предусмотрено ст. 7. ст. 5—9 УПК РСФСР. Однако такой вывод был бы не верным. Во-первых, потому что ст. 199 УПК РСФСР по-прежнему предусматривает возможность прекращения уголовного дела по этому основанию. Во-вторых, имеется и объективная необходимость в сохранении данного основания. Ведь не секрет, что совершается огромное количество деяний, не представляющих столь большой общественной опасности, чтобы совершение их обязательно влекло бы судимость и связанные с ней негативные последствия. Тем более это актуально сейчас, когда упразднены такие основания прекращения уголовных дел, как передача в комиссию по делам несовершеннолетних, в товарищеский суд, на поруки.
В других случаях прекращения уголовных дел прекращение уголовно-процессуального производства не влечет переход его в какое-либо иное: прекращается всякое производство по делу.
Поскольку с прекращением уголовного дела прекращается всякая процессуальная деятельность, значит, прекращается и предварительное расследование. Поэтому не является достаточно обоснованным высказывающийся ранее в литературе вывод о том, что якобы прекращение уголовного дела не является самостоятельной формой окончания предварительного расследования.
По-видимому, такой вывод обусловлен неправильным подходом к определению общего понятия окончания предварительного расследования, когда это понятие сводится лишь к принятию следователем решения об окончании расследования и ознакомления его участников с материалами дела перед составлением обвинительного заключения. Не рассматривая другие формы окончания предварительного расследования, следует подчеркнуть, что прекращение уголовного дела нельзя рассматривать лишь как единовременный технический акт, заключающийся в вынесении соответствующего постановления[2].
В качестве формы окончания предварительного расследования прекращение уголовного дела представляет собой целый этап, содержание которого составляет разрешение ряда важных вопросов.
Этот этап, как справедливо указывает Г. М. Миньковский, охватывает:
a) анализ и оценку собранных по делу доказательств в их совокупности;
b) систематизацию и надлежащее оформление материалов уголовного дела;
c) составление постановления о прекращении уголовного дела;
d) разрешение всех вопросов, вытекающих из решения о прекращении дела (отмена меры пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого, снятие ареста с имущества и т. д.);
e) сообщение о прекращении дела заинтересованным лицам. Кроме того Г. М. Миньковский и другие авторы обоснованно включают в заключительную часть предварительного расследования при прекращении дела прокурором и рассмотрение жалоб заинтересованных в исходе дела лиц.
Между тем, по мнению А. Я. Дубинского, процессуальная деятельность прокурора по контролю за прекращением уголовного дела находится за рамками понятия окончания предварительного следствия, так как эта деятельность состоит уже в проверке законченного следствия и вывода о необходимости прекратить дело. Исключения составляют лишь случаи, когда согласие прокурора предусмотрено законом в качестве условия прекращения уголовного дела.
С этим утверждением нельзя согласиться, поскольку прокурор осуществляет надзор за окончанием расследования в форме прекращения одновременно с момента возбуждения уголовного дела, а не только после составления постановления о прекращении уголовного дела. Деятельность прокурора по надзору за прекращением уголовного дела сопровождает все действия следователя вплоть до составления постановления о прекращении уголовного дела, поэтому нельзя проводить жесткую границу между окончанием предварительного следствия и процессуальной деятельностью прокурора по надзору за прекращением уголовного дела.
Таким образом, деятельность прокурора, рассматривающего жалобу на постановление о прекращении уголовного дела, является составной частью предварительного расследования, включается в этап прекращения уголовного дела.
Другая ситуация возникает, когда постановление о прекращении уголовного дела обжалуется в суд. Рассмотрение в суде подобных жалоб является ничем иным, как разновидностью судебного контроля за предварительным производством. Однако эту деятельность суда первой инстанции ни в коем случае нельзя включать в предварительное расследование: это судебное производство.
Причем это производство носит полистадийный характер: решение, постановление судьи может быть пересмотрено в кассационном порядке, а также в порядке судебного надзора. Вместе с тем в этом производстве не рассматриваются вопросы виновности или невиновности: проверяется лишь законность и обоснованность прекращения уголовного дела. Возможно, имеются основания отнести это судебное производство к особым. В принципе возможность существования понятия «особое производство» не исключается. Очевидно, это такие производства, в которых не решается вопрос о виновности, не идет речь о применении норм уголовного материального права.
Как и уголовный процесс в целом, прекращение уголовного дела — это деятельность органов дознания, прокурора, суда, деятельность, являющаяся составной частью предварительного расследования.
Как правильно писали еще в 1963 г. П. М. Давыдов и Д. Я. Мирский, прекращение уголовного дела — это «уголовно-процессуальное действие органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, осуществляемое в порядке предусмотренным законом», производством которых «завершается деятельность по собиранию доказательств и установлению фактов» .
Характеризуя сущность прекращения уголовного дела как одной из форм окончания предварительного расследования, А. Я. Дубинский писал, что прекращение уголовного дела — это «заключительный этап расследования, заключающий в себе комплекс процессуальных действий по анализу и оценке собранных по делу доказательств, систематизации материалов уголовного дела, ознакомлению с законченным производством участников процесса (заинтересованных в исходе дела) и разрешению поступивших от них ходатайств, формулированию вывода по существу дела и вытекающих из него решений и их реализации».
В то же время прекращение уголовного дела можно понимать как процессуальный акт, выражающий решение уполномоченного на то должностного лица об отсутствии требуемых для уголовного судопроизводства предпосылок и об отказе дальнейшего его ведения, то есть как постановление или определение о прекращении уголовного дела.
Вынесением постановления о прекращении уголовного дела оно разрешается по существу независимо от того, по каким основаниям — реабилитирующим или нереабилитирующим — оно прекращено.
В. А. Михайлов обосновано пишет, что «прекращением уголовного дела разрешается по существу вопрос об уголовной ответственности обвиняемого» , решение дается в отрицательной форме и требует в качестве необходимой предпосылки подведения итогов предварительного расследования.
И это действительно так. Ведь равно как вынесением приговора, постановлением о прекращении уголовного дела разрешается его судьба, делается официальный вывод о дальнейшей судьбе уголовного процесса: быть ему дальше или прекратиться. Поэтому, безусловно, акт о прекращении уголовного дела имеет столь же важное значение, что и приговор суда. Не случайно постановление о прекращении уголовного дела относится к числу основных уголовно-процессуальных актов.
Согласно уголовно-процессуальному закону, органы предварительного расследования при производстве по делу обязаны решить прежде всего вопросы: имело ли место событие преступления, содержит ли деяние состав преступления, совершено ли это деяние определенным лицом, виновато ли это лицо в совершении преступления. При отрицательном решении одного из этих вопросов органы предварительного следствия обязаны прекратить производство по делу.
По справедливому мнению А. Я. Дубинского, разрешение дела по существу заключается в окончательном определении «судьбы дела», судьбы конкретного лица (в правовом смысле). При этом в ряде случаев дальнейшее направление дела может быть определено без выводов о виновности или невиновности лица. Например, прекращение уголовного дела по мотиву отсутствия события преступления, если в процессе следствия не рассматривался вопрос об отношении к событию каких-либо конкретных лиц, безусловно, следует считать разрешением его по существу.
Решение о прекращении уголовного дела имеет окончательный характер. Органы следствия сами, без направления дела в суд, завершают расследование фактов, по поводу которых было начато производство. Постановление органа расследования о прекращении дела может быть отменено только соответствующим прокурором в случае и в порядке, предусмотренным законом (ст. ст.25, 210 УПК РСФСР), а также судом по жалобе потерпевшего.
Правда, в силу п. 10 ст.5 УПК РСФСР постановление следователя, органа дознания, прокурора о прекращении уголовного дела не является обязательным для суда. Суд может вновь возбудить уголовное дело по этому же факту или в отношении этого же лица несмотря на неотмененное постановление о прекращении уголовного дела. Данная норма УПК[3] внутренне противоречива, и ее нельзя признать обоснованной о существу. Получается, что по одному и тому же вопросу будут действовать два совершенно противоположных процессуальных акта. Более логичным было бы предоставить суду право в подобных ситуациях не вновь возбуждать уголовное дело, а отменять постановление органов предварительного производства о прекращении уголовного дела.
Именно так решен это вопрос в новом уголовно- процессуальном кодексе принятым Государственной Думой Российской Федерации 22.11.2001 г., который будет введен с 01.07.2001 г.
Таким образом, прекращение уголовного дела — это прежде всего уголовно-процессуальная деятельность, как часть уголовно-процессуальной деятельности в целом.
Вместе с тем прекращение уголовного дела — это и институт уголовно-процессуального права. Основной недостаток этого института заключается в том, что нормы его разбросаны по всему Уголовно-процессуальному кодексу.
Основания прекращения уголовных дел предусмотрены ст. ст. 5-9, 208 уголовно-процессуального кодекса. Порядок прекращения, некоторые особенности прекращения дел частного обвинения устанавливаются ст. 27 УПК. Порядок и некоторые другие вопросы прекращения уголовных дел регулируются нормами уголовно процессуального права в ст. ст. 154, 208-210, 211, 214, 215, 234, 259, 349, 378, 379, 430, 436 УПК РСФСР.
Представляется, что такой разброс по УПК норм, регулирующих прекращение уголовных дел, создает определенные трудности для правоохранительных органов по разрешению этих вопросов.
Предпочтительнее было решить этот вопрос путем выделения в Уголовном процессуальном кодексе отдельной главы[4].
Таким образом, прекращение уголовного дела — это этап предварительного расследования в деятельности органов предварительного производства и прокурора по установлению оснований, с наличием которых закон связывает обязанность или возможность завершения предварительного расследования вынесением постановления о его прекращении с освобождением лица от уголовной ответственности. В то же время прекращение уголовного дела — это институт уголовно-процессуального права, нормы которого регулируют названную выше деятельность. Вынесением постановления о прекращении уголовного дела оно разрешается по существу.
Постановление о прекращении уголовного дела служит юридическим фактом, влекущим прекращение уголовно-процессуальных отношений. Правильное, основанное на законе прекращение уголовного дела на предварительном следствии имеет важное значение. Признание его одной из возможных форм окончания предварительного следствия немаловажно, так как это позволяет рассматривать прекращение дела как одно из правомерных завершений расследования, равное по своему процессуальному значению направлению дела в суд с обвинительным заключением.
Поэтому справедливо отмечает Г. М. Миньковский, что прекращение дела, как форма окончания предварительного расследования, по своей целенаправленности и сущности имеет такое значение, как и направление дел в суд с обвинительным заключением. Вместе с тем основное значение прекращения уголовного дела состоит в том, что уголовное дело разрешается по существу.
Но, наряду с такой точкой зрения, среди научных и практических работников распространено мнение, в соответствии с которым формой окончания предварительного расследования является направление дела в суд с обвинительным заключением, а прекращение дела — это отступление от нормального течения процесса. Прекращение уголовного дела оценивается ими как второстепенный акт, а нередко и вовсе как брак.
Существует мнение, что прекращение уголовного дела является обычно следствием ошибок, допущенных либо при возбуждении уголовного дела, либо при расследовании, а если дело возбуждено правильно и расследование проведено хорошо, то в подавляющем большинстве случаев оно заканчивается составлением обвинительного заключения.
Такое суждение объясняется тем, что прекращение дела на практике, в ряде случаев, является следствием его необоснованного возбуждения, а также наличием фактов незаконного прекращения.
Таким образом далеко не всякое прекращение уголовного дела может свидетельствовать о его незаконном возбуждении.
Процессуальной гарантией гражданина против необоснованного привлечения к уголовной ответственности называет прекращение уголовных дел С. А. Шейфер, и это действительно так.
Современное прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям имеет не меньшее значение, чем окончание предварительного расследования с составлением обвинительного заключения. Ведь задачей уголовного судопроизводства является не только осуждение и наказание всякого совершившего преступления, но и своевременная реабилитация всякого, кто в силу каких-то причин был привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого[5].
2. Сущность, условия и основания приостановления предварительного расследования
Приостановление производства по уголовному делу – это прекращение производства следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу на время, до устранения причин его приостановления, предусмотренных ч. 1 ст. 208 УПК РФ.
При расследовании уголовного дела порой возникают ситуации, вследствие возникновения которых необходимо предварительное расследование по делу приостановить в целях сохранения сроков следствия.
Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие основания приостановления предварительного следствия (ст. 208 УПК РФ):
1) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;
2) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;
3) в случае, когда местонахождение обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (например, находится за пределами Российской Федерации);
4) в случае временного тяжкого заболевания обвиняемого, препятствующего его участию в следственных и иных процессуальных действиях, удостоверенного медицинским заключением.
В случае возникновения одного из перечисленных оснований следователь выносит мотивированное постановление о приостановлении предварительного следствия, копию которого направляет прокурору.
Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых. Однако необходимо помнить, что выделение допускается лишь в случае, если этим не будет нарушена полнота и объективность расследования и последующего рассмотрения дела.
В случаях, если лицо, совершившее преступление, не установлено, либо обвиняемый скрылся от следствия, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении срока его производства. В иных случаях оно может быть приостановлено и до окончания срока предварительного следствия.
До приостановления предварительного следствия следователь выполняет все следственные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого (допросы свидетелей, производство экспертиз, обыски, выемки и т.д.) и принимает меры к его розыску, используя в том числе и оперативно – розыскные методы, либо установлению лица, совершившего преступление.
Приостановив предварительное следствие, следователь уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования. В случае приостановления предварительного следствия по основаниям тяжелого заболевания обвиняемого, при отсутствии реальной возможности его участия в деле по основаниям, об этом уведомляются также обвиняемый и его защитник.
После приостановления предварительного следствия следователь:
1) в случае приостановления предварительного расследования в связи с неустановлением лица, совершившего преступление, принимает меры к установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого;
2) в случае, если местонахождение обвиняемого неизвестно, устанавливает местонахождение обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры к его розыску.
Проведение следственных действий по уголовному делу, приостановленному производством, не допускается. Необходимо также отметить, что если производство по уголовному делу приостановлено в связи с тем, что обвиняемый скрылся от следствия или суда, течение срока давности приостанавливается и возобновляется с момента задержания разыскиваемого лица (ч. 3 ст. 78 УК РФ). В остальных случаях срок давности не прерывается, и если основания приостановления дела не отпали до истечения срока давности, то по его окончанию, дело подлежит прекращению производством в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Если основания приостановления производства по уголовному делу отпали, либо возникла необходимость проведения следственных действий, которые возможно провести в отсутствие обвиняемого, следователь выносит постановление о возобновлении производства по уголовному делу, о чем извещает заинтересованных лиц: подозреваемого, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурор (ч.3 ст. 211 УПК).
В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.
Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Кроме того, проводится проверка по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведения. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.
Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.
Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. По общему правилу, лицо объявляется в международный розыск после либо одновременно с объявлением федерального розыска.
Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как:
1) отпали основания для его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью.
О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ).
Основания ППР указаны в ч. 1 ст. 195 УПК.
Перечень приведенных оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Никакие другие случаи, связанные, например, с заболеванием потерпевшего, свидетеля или защитника, отсутствием обвиняемого по мету производства следствия по каким-либо уважительным причинам, либо связанные со стихийным бедствием или утратой уголовного дела не могут служить основанием для приостановления производства по делу.
Указанные обстоятельства могут рассматриваться как предложения по совершенствованию обсуждаемого правового института.
Целесообразность и обоснованность расширения оснований ППР (в большинстве своем представленных в проектах УПК) будет полезно обсудить на семинарском занятии.
Разберем подробнее каждое из оснований ППР.
1. П. 1 ст. 195 УПК содержит два самостоятельных основания ППР. Ограничение их друг от друга имеет важное практическое значение, связанное с исчислением срока давности привлечения к уголовной ответственности. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 195 производство по приостановленному делу подлежит прекращению по истечению давности, установленной уголовным законом.
В случае если обвиняемый скрылся от следствия или суда, то согласно ч. 3 ст. 48 УК течение срока давности прерывается.
Данное обстоятельство предполагает наличие в материалах дела совокупности доказательств, указывающих на активные действия обвиняемого, препятствующие установлению его места нахождения:
· оставление места работы и жительства в связи с уклонением от явки к следователю или в суд;
· побег из-под стражи[6].
В отличие от предыдущего основания, иные причины невозможности установления места нахождения обвиняемого связаны с отсутствием данных о его месте нахождения, которые не обусловлены умышленными действиями обвиняемого по уклонению от органов, ведущих расследование (например, смена места жительства, командировка и т.п.)
Констатация неизвестности местопребывания обвиняемого в этом случае означает признание того, что розыск обвиняемого должен осуществляться в пределах дифференцированных сроков давности, установленных ч. 1 ст. 48 УК, если обвиняемый своими повторными преступными действиями не вызовет перерыва или приостановления этих сроков.
2. В законе не указаны конкретные признаки того или иного заболевания обвиняемого, которое может быть основанием для приостановления дела по ч. 2 ст. 195 УПК.
Следует отметить, что, во-первых, здесь речь идет о тяжком заболевании: психическом (связанном с расстройством душевной деятельности) и ином (связанном с нарушением функционирования организма человека), во-вторых, должно служить препятствием для участия обвиняемого в судопроизводстве, и, в-третьих, оно должно быть удостоверено врачом, работающим в медицинском учреждении.
УПК не содержит наименование документа, в котором должно быть отражено врачом наличие у обвиняемого тяжкого заболевания. Это может быть выписка из истории болезни, справка, больничный лист. Отсутствие в законе прямого указания на этот счет позволяет некоторым процессуалистам, в частности Репкину, Якупову считать, что таким документом врача должно быть только заключение эксперта. Не отвергая данного мнения и соглашаясь с тем, что для определения состояния здоровья обвиняемого в некоторых случаях необходимы специальные познания, следует отметить, что ППР по ч. 2 ст. 195 УПК нельзя связывать с обязательным производством экспертизы, т.к. данного требования УПК ни ст. 195, ни в ст. 79 не содержит.
ППР на основании п. 3 ст. 195 УПК предполагает ситуации, когда не смотря на принятые меры, лицо, совершившее преступление не обнаружено вообще или по делу не собрано достаточных доказательств, позволяющих привлечь конкретное лицо в качестве обвиняемого.
Условия ППР можно подразделить на общие, относящиеся по всем случаям приостановления производства, и частные, которые необходимо учитывать в зависимости от основания принимаемого решения.
Обращаю ваше внимание, что в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 195 УПК речь идет об обвиняемом, т.е. о лице, в отношении которого собрано достаточно доказательств виновности в совершении преступления. Поэтому важным условием для обоих оснований является вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Что касается п. 2 ст. 195 УПК, то Положения ч. 3 ст. 195 допускают ППР по данному основанию до окончания срока следствия и дознания.
Наличие такого условия как "отсутствие оснований для применения ПММХ" (когда обвиняемый заболел тяжким психическим заболеванием) требует от следователя при принятии решения о ППР учитывать следующее:
1. Данное решение принимается, если обвиняемый подвергся тяжкому психическому заболеванию в ходе предварительного расследования, а не до совершения преступления, т.к. последнее влечет за собой освобождение его от уголовной ответственности.
2. Его заболевание не должно быть хроническим.
3. Обвиняемый не должен своим поведением представлять опасность для общества.
4. Временное расстройство душевной деятельности обвиняемого, требующее в соответствии с п. 4 ст. 409 УПК ППР, должно быть коротким и не требовать принудительного направления заболевшего в психиатрическую больницу для лечения.
В противном случае дело необходимо расследовать в рамках особого производства по применению ПММХ, с которым вы ознакомитесь позже[7].
3. Окончание предварительного расследования
Прекращение уголовного дела – это решение субъекта, в производстве которого находится уголовное дело, о завершении уголовного процесса и окончании процессуальной деятельности по конкретному уголовному делу (представляет собой одну из форм окончания предварительного расследования, без направления дел в суд).
Прекращение уголовного преследования возможно тогда, когда прекращается производство по конкретному лицу (например, установлена его непричастность к совершению преступления), а производство по уголовному делу продолжается с целью установления виновного лица, либо, когда по уголовному делу привлекается несколько лиц, а основания для прекращения уголовного преследования относятся не ко всем обвиняемым. Прекращение уголовного дела возможно тогда, когда основания для прекращения имеют отношение к производству по делу в целом (например, отсутствие события преступления).
Основания для прекращения уголовного преследования либо производства по уголовному делу подразделяются на реабилитирующие[1] (например, отсутствие события или состава преступления, непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления и т.п.) и нереабилитирующие (например, издание акта амнистии, смерть обвиняемого и т.п.).
Право на реабилитацию возникает у подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4-6 части первой статьи 27 УПК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК).
В теме «Возбуждение уголовного дела» мы уже рассматривали основания отказа в возбуждении уголовного дела, предусмотренные ст. 24 УПК РФ. В связи с тем, что по основаниям, перечисленным в указанной статье, уголовное дело возбуждению не подлежит, по этим же причинам уже возбужденное уголовное дело подлежит прекращению.
Статья 25 УПК РФ также предусматривает возможность принятия самостоятельного решения судом либо прокурором, а следователем и дознавателем только с согласия прокурора, на основании заявления потерпевшего или его законного представителя, прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред. Таким образом, в данном случае прекращение дела производством полностью зависит от волеизъявления потерпевшего или его законного представителя, т.е. от его субъективного мнения о достижении между ним и подозреваемым (обвиняемым) примирения.
Уголовное дело может быть прекращено и по основаниям, предусмотренным ст. 27 УПК РФ, но при этом необходимо помнить, что прекращение уголовного дела по амнистии и истечению сроков давности допускается лишь в случае отсутствия возражений против прекращения по этим основаниям у подозреваемого либо обвиняемого. В данном случае рекомендуется получить письменное согласие подозреваемого или обвиняемого, для обоснования принятого решения и избежания последующих противоречий.
В случае, если по уголовному делу имеется несколько обвиняемых, а основания для прекращения уголовного дела имеются в отношении одного, уголовное дело прекращается в отношении данного обвиняемого и он переходит в ранг свидетелей, если в этом есть необходимость, в отношении остальных обвиняемых уголовное дело расследуется в общем порядке.
Уголовно-процессуальным законом также предусмотрено, что суд, прокурор, а также следователь и дознаватель, с согласия прокурора, вправе, в соответствии со ст. 28 УПК РФ, прекратить уголовное дело в отношении лица, которое впервые подозревается или обвиняется в совершении преступления небольшой тяжести, в связи с деятельным раскаянием.
Деятельное раскаяние – это нравственно-психическое отношение лица к им содеянному, выразившееся в осуждении совершенного им деяния, явке с повинной, активном способствовании раскрытию преступления и возмещению вреда, причиненного в результате преступления.
Прекращение уголовного дела по обвинению в совершении преступлений иной категории по тем же основаниям возможно только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, примечания к ст. 228 УК РФ).
В настоящее время развивается институт мировых судей, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 115, 116, 129 частью первой и 130 УК РФ, которые считаются делами частного обвинения. Эта категория уголовных дел (т.е. дел частного обвинения) возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым (ч. 2 ст. 20 УПК РФ).
Уголовно-процессуальный кодекс обязывает дознавателя, следователя, прокурора или судью до прекращения уголовного дела разъяснить подозреваемому или обвиняемому (подсудимому) основания его прекращения, последствия прекращения производства по уголовному делу по тем или иным основаниям и право возражать против прекращения уголовного преследования. В случае, если лицо возражает против прекращения дела по этим основаниям, производство по делу ведется в обычном порядке.
Уголовное дело прекращается по мотивированному постановлению следователя, копия которого направляется прокурору (ст. 213 УПК РФ).
В постановлении указываются:
1) время и место его составления;
2) фамилия, инициалы и должность следователя;
3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием к возбуждению уголовного дела;
4) результаты расследования с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование;
5) пункт, часть, статья УК Российской Федерации, предусматривающие ответственность за деяние, по признакам которого было возбуждено уголовное дело;
6) применявшиеся меры пресечения (в случае их применения);
7) основания для прекращения уголовного дела со ссылкой на пункт, часть, статью УПК, предусматривающие данное основание;
8) решение об отмене: меры пресечения, ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля переговоров;
9) решение о вещественных доказательствах;
10) порядок обжалования данного постановления.
В случаях, когда прекращение уголовного дела допускается только при согласии обвиняемого или потерпевшего, наличие такого согласия отражается в постановлении.
Следователь вручает либо направляет копию постановления о прекращении уголовного дела лицу, в отношении которого прекращено уголовное преследование, потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Решение о прекращении уголовного дела, как и любое иное процессуальное решение, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 123-125, 214 УПК РФ, а если уголовное дело было прекращено в судебном заседании, данное решение обжалуется в порядке апелляции либо кассации (ст. 354 УПК РФ).
О возможности отмены постановления о прекращении уголовного дела и возобновлении производства по делу говорится в ст. 214 УПК РФ. Данная статья предусматривает, что в случае признания постановления следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным либо необоснованным, прокурор отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу.
Если жалоба о несогласии с прекращением уголовного дела направляется в суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, то суд может признать постановление следователя о прекращении уголовного дела незаконным или необоснованным. Он выносит соответствующее решение и направляет прокурору для исполнения.
Возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу может иметь место лишь в том случае, если не истекли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и соблюдены требования о недопустимости поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора (ст. 405 УПК РФ запрещает применять уголовный закон о более тяжком преступлении, отменять приговор за мягкостью назначенного наказания или иным образом ухудшать положение осужденного, кроме того, пересматривать оправдательный приговор либо постановление о прекращении уголовного дела), а также с учетом требований ст. 413 УПК РФ – основания возобновления производства по уголовному делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Решение о возобновлении производства по уголовному делу доводится до сведения обвиняемого, защитника, потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, а также прокурора (ст. 211 УПК РФ).
Итоговым документом, завершающим стадию предварительного расследования, является составление следователем обвинительного заключения.
Обвинительное заключение – процессуальный акт следователя, который подлежит направлению в суд вместе с уголовным делом для решения вопроса об ответственности обвиняемого.
В статье 215 УПК РФ говорится о том, что следователь, придя к выводу, что все следственные действия по уголовному делу выполнены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему предусмотренное ст. 217 и 225 УПК РФ право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя (схема 32).
Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника обвиняемого, если он участвует в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.
Если защитник обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с уголовным делом в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более чем на пять суток. В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток вправе предложить обвиняемому или, при наличии ходатайства обвиняемого, принять меры для явки другого защитника. В том случае, если обвиняемый отказывается от предложенного защитника, следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без защитника, кроме случаев, когда участие защитника является обязательным.
Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления с материалами уголовного дела, следователь по истечении пяти суток со дня
объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства, составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.
В соответствии со ст. 216 УПК РФ, по ходатайству потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей следователь знакомит этих лиц с материалами уголовного дела полностью или частично. Гражданский истец, гражданский ответчик или их представители знакомятся с материалами уголовного дела в той части, которая относится к гражданскому иску.
После ознакомления с делом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и, по просьбе обвиняемого или его защитника, фонограммы, аудио- и видеозаписи, фотографии и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с материалами уголовного дела раздельно. Если в производстве по уголовному делу участвует несколько обвиняемых, то каждому из них материалы дела предъявляются отдельно и в полном объеме, а последовательность представления им и их защитникам материалов уголовного дела устанавливается следователем (ст. 217 УПК РФ).
В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник имеют право повторно обращаться к любому из них, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.
Обвиняемый и защитник не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела. Вместе с тем уголовно-процессуальный закон делает в данном случае оговорку о том, что если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают время ознакомления с материалами уголовного дела, то на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ, устанавливается определенный срок для ознакомления с материалами уголовного дела. Если после вынесения такого постановления, обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный срок, следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия, о чем выносит соответствующее постановление и делает отметку в протоколе ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 217 УПК)[8].
По окончании ознакомления обвиняемого и защитника с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие у них имеются ходатайства или иные заявления. При этом у обвиняемого и его защитника выясняется, каких свидетелей, экспертов, специалистов и понятых они желают вызвать в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции защиты.
Об окончании ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого, его защитника и (или) представителя, следователь составляет протокол. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные заявления.
Ходатайство может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. Устные ходатайства следователь заносит в протокол, а если обвиняемый и его защитник предъявляют следователю письменные ходатайства, они приобщаются к протоколу[9].
Следователь обязан разъяснить обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела:
1) о рассмотрении уголовного дела коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции - в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 30 УПК РФ;
2) судом с участием присяжных заседателей - в случаях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или более из нескольких обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении них в отдельное производство. При невозможности выделения дела все уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей;
3) о применении сокращенного порядка судебного разбирательства - в случаях согласия обвиняемого с предъявленным обвинением по делам о преступлениях, наказание за которые не превышает 10 лет;
4) о возможности проведения предварительных слушаний - в случаях, предусмотренных ст. 229 УПК РФ (основания проведения предварительного слушания).
Следователь обязан рассмотреть каждое заявленное ходатайство и принять решение об их полном либо частичном удовлетворении или об отказе в их удовлетворении, о чем он составляет мотивированное постановление. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного одним из участников производства по уголовному делу, следователь дополняет материалы уголовного дела, что не препятствует продолжению ознакомления с материалами уголовного дела другими участниками.
По окончании производства дополнительных следственных действий следователь уведомляет об этом потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика и их представителей, а также обвиняемого, защитника и представителя обвиняемого и предоставляет им возможность ознакомления с дополнительными материалами уголовного дела.
В случае полного или частичного отказа в удовлетворении заявленного ходатайства, следователь выносит об этом постановление, которое доводится до сведения заявителя.
После выполнения всех перечисленных действий следователь в соответствии со ст. 220 УПК РФ составляет обвинительное заключение, в котором указывает:
1) фамилию, имя, отчество обвиняемого (обвиняемых);
2) данные о его личности;
3) сущность обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие существенные обстоятельства;
4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за данное преступление;
5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение;
6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;
1) обстоятельства, смягчающие и отягчающие его ответственность;
2) сведения о потерпевшем, характере и размере нанесенного ему вреда;
3) данные о гражданском истце и гражданском ответчике.
При этом необходимо учитывать, что если по уголовному делу привлечено несколько обвиняемых, то обвинение должно быть сформулировано в отношении каждого из них, с указанием статьи закона, устанавливающей уголовное наказание за инкриминируемое деяние. Если обвиняемый совершил несколько разнородных преступлений, то после формулировки каждого состава преступления должна быть указана соответствующая статья УК.
Обвинительное заключение обязательно должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела.
Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления.
К обвинительному заключению следователь прилагает список лиц со стороны обвинения и защиты, подлежащих вызову в судебное заседание с указанием их места жительства или места нахождения.
К обвинительному заключению также прилагается справка с указанием соответствующих листов уголовного дела о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, о вещественных доказательствах, о гражданском иске, о принятых мерах обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества, о процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - сведения о принятых следователем мерах по обеспечению их прав.
После составления и подписания следователем обвинительного заключения уголовное дело немедленно направляется прокурору. В случаях, если обвиняемый не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, следователь обеспечивает перевод обвинительного заключения.
Получив дело с обвинительным заключением, прокурор в течение пяти суток изучает его и принимает одно из нижеперечисленных решений (ст. 221 УПК РФ):
1) утвердить обвинительное заключение или составить новое обвинительное заключение и направить уголовное дело в суд (в данном случае, уголовно-процессуальный закон предоставляет прокурору право самостоятельно решить вопрос о необходимости пересоставления обвинительного заключения, что является одной из дополнительных гарантий обеспечения возможности успешного рассмотрения уголовного дела в судебном заседании);
2) прекратить уголовное дело либо уголовное преследование в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;
3) возвратить уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
4) направить уголовное дело вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.
Уголовно-процессуальный закон предоставляет ряд прав прокурору при утверждении обвинительного заключения:
1) прокурор имеет право изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по закону о менее тяжком преступлении (только в сторону смягчения, но ни в коем случае не в сторону ужесточения);
2) отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения. Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей, т.к. в данном случае требуется решение суда;
3) дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей защиты.
Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ о том, что материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (6, 12 и 18 месяцев), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения. Свои действия прокурор оформляет мотивированным постановлением.
После выполнения всех вышеперечисленных действий, прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд (ст. 222 УПК РФ).
Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют.
О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей (если они участвуют по уголовному делу). При этом указанным лицам разъясняется право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания.
После направления уголовного дела в суд все ходатайства, заявления и жалобы направляются непосредственно в суд[10].
Заключение
В принципе не имеет значения в плане рассматриваемых проблем обоснованно или нет было возбуждено уголовное дело. Если даже уголовное дело было возбуждено законно и обоснованно, но в ходе предварительного расследования первичная информация о признаках преступления не подтвердилась, своевременное прекращение уголовного дела столь же важно, как и при незаконном или необоснованном возбуждении уголовного дела.
Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям также имеет не меньшее значение. Во-первых, граждане, которые освобождаются от уголовной ответственности, получают шанс дальнейшим своим поведением доказать добропорядочность. Во-вторых, органы предварительного расследования могут сосредоточивать свое внимание и свои усилия на расследовании преступлений, представляющих значительную общественную опасность, нанесших серьезный урон интересам личности и общества в целом.
Прекращение уголовного дела не нарушает и права потерпевшего.
Во-первых, потерпевший вправе обжаловать постановление следователя или органа дознания о прекращении уголовного дела.
Во-вторых, уголовное дело по нереабилитируюшим основаниям может быть прекращено только в отношении лица, определенным образом положительно характеризующегося. Это обстоятельство как бы предполагает, что до прекращения уголовного дела это лицо решило все проблемы с потерпевшим, возместило причиненный ему вред. В противном случае орган дознания, следователь вряд ли решается на прекращение уголовного дела, разумно полагая, что такое постановление может быть отменено судом по жалобе неудовлетворенного потерпевшего.
В-третьих, своевременное прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления или за неадекватностью участия обвиняемого в совершении преступления, способствует быстрейшему установлению лица, действительно совершившего данное преступление, а значит, в конечном счете и защите прав потерпевшего.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Проспект», 2000. – 48 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: «Книга Сервис», 2002. - 352 с.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
4. Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М.: Наука, 2004.
5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Научно – практический комментарий. / Отв. Ред. В. М. Лебедев. – М.: Юрайт – М., 2002. – 736 с.
6. Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
7. Уголовно – процессуальное право, учебник для ВУЗов под редакцией П. А. Лупинской, М., 2005.
8. Уголовное право РФ. Общая часть (конспект лекций) / Автор-составитель М.М. Смирнов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001.
9. Уголовный процесс. Учебник для ВУЗов под редакцией К. Ф. Гуценко, М., 2003.
10. Шмелев А. Р. Уголовно-исполнительное право РФ. – М.: Просвещение, 2004. – 603 с.
[1] Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
[2] Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
[3] См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М.: «Книга Сервис», 2002. - 352 с.
[4] Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
[5] Уголовно – процессуальное право, учебник для ВУЗов под редакцией П. А. Лупинской, М., 2005. С. 177.
[6] Уголовный процесс. Учебник для ВУЗов под редакцией К. Ф. Гуценко, М., 2003. С. 166.
[7] Шмелев А. Р. Уголовно-исполнительное право РФ. – М.: Просвещение, 2004. – 603 с.
[8] Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
[9] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Научно – практический комментарий. / Отв. Ред. В. М. Лебедев. – М.: Юрайт – М., 2002. – 736 с.
[10] Келина С. Г. Теоретические вопросы освобождения от уголовной ответственности. М.: Наука, 2004. С. 155.