Содержание
Введение. 3
1. Природные факторы воздействия на организм человека. 4
2. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания. 6
3. Классификация негативных факторов. 9
4. Опасные зоны и ситуации. Критерии безопасности. 13
5. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды.. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
В настоящее время в биологии и медицине, в основном, изучаются ответные реакции организма при воздействии на него явно выраженных и хорошо контролируемых (измеряемых) факторов физического, химического и биологического происхождения, приводящих к направленным (достаточно выраженным) сдвигам в структуре, функционировании или поведении биологической системы, которые также могут контролироваться (и, по возможности, измеряться). Это особо касается экспериментальной медицины, вопросов изучения последствий загрязнения окружающей среды и санитарно-гигиенического нормирования.
Для этих экспериментальных исследований и обуславливающих их теоретических моделей можно считать характерным:
- выраженность (контролируемость, измеряемость) фактора воздействия, заданность его происхождения;
- возможность выявления (и подтверждения) механизма воздействия на различных уровнях (молекулярном, клеточном, на уровне отдельного органа и организма в целом) и в соответствии с этим возможность реализовать контроль и прогнозирование сдвигов в биосистеме;
- достаточно общую (типовую) реакцию организма на воздействие, слабо зависящую от индивидуальных характеристик организма (или личности - в психической сфере);
- воспроизводимость и статистическую достоверность результатов.
Цель работы – изучить воздействие природных и социально-экономических факторов на организм и жизнедеятельность человека.
Задачи работы – рассмотреть негативные факторы в системе «человек-среда обитания»; представить классификацию негативных факторов; рассмотреть опасные зоны и ситуации; охарактеризовать виды негативного воздействия объектов экономики на организм человека.
1. Природные факторы воздействия на организм человека
Несколько десятков лет назад практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, свое эмоциональное состояние и самочувствие с активностью Солнца, с фазами Луны, с магнитными бурями и другими космическими явлениями. В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов: день и ночь, прилив и отлив, зима и лето. Ритмичность наблюдается не только в движении Земли, Солнца, Луны и звезд, но и является неотъемлемым и универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все жизненные явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.
В ходе исторического развития человек приспособился к определенному ритму жизни, обусловленному ритмическими изменениями в природной среде и энергетической динамикой обменных процессов.
В настоящее время известно множество ритмических процессов в организме, называемых биоритмами. К ним относятся ритмы работы сердца, дыхания, биоэлектрической активности мозга. Вся наша жизнь представляет собой постоянную смену покоя и активной деятельности, сна и бодрствования, утомления от напряженного труда и отдыха.
В организме каждого человека, подобно морским приливам и отливам, вечно царит великий ритм, вытекающий из связи жизненных явлений с ритмом Вселенной и символизирующий единство мира.
Центральное место среди всех ритмических процессов занимают суточные ритмы, имеющие наибольшее значение для организма. Реакция организма на любое воздействие зависит от фазы суточного ритма (то есть от времени суток). Эти знания вызвали развитие новых направлений в медицине - хронодиагностики, хронотерапии, хронофармакологии. Основу их составляет положение о том, что одно и то же средство в различные часы суток оказывает на организм различное, иногда прямо противоположное воздействие. Поэтому для получение большего эффекта важно указывать не только дозу, но и точное время приема лекарств.
Оказалось, что изучение изменений в суточных ритмах позволяет выявить возникновение некоторых заболеваний на самых ранних стадиях.
Климат также оказывает серьезное воздействие на самочувствие человека, воздействуя на него через погодные факторы. Погодные условия включают в себя комплекс физических условий: атмосферное давление, влажность, движение воздуха, концентрацию кислорода, степень возмущенности магнитного поля Земли, уровень загрязнения атмосферы. До сих пор еще не удалось до конца установить механизмы реакций организма человека на изменение погодных условий. А она часто дает себя знать нарушениями сердечной деятельности, нервными расстройствами. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев.
Большинство физических факторов внешней среды, во взаимодействии с которыми эволюционировал человеческий организм, имеют электромагнитную природу.
Хорошо известно, что возле быстро текущей воды воздух освежает и бодрит. В нем много отрицательных ионов. По этой же причине нам представляется чистым и освежающим воздух после грозы.
Наоборот, воздух в тесных помещениях с обилием разного рода электромагнитных приборов насыщен положительными ионами. Даже сравнительно непродолжительное нахождение в таком помещении приводит к заторможенности, сонливости, головокружениям и головным болям. Аналогичная картина наблюдается в ветреную погоду, в пыльные и влажные дни. Специалисты в области экологической медицины считают, что отрицательные ионы положительно влияют на здоровье, а положительные - негативно.
Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям внешней среды. В результате усиливается защитная реакция и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.
У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма[1].
2. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания
Создавая техносферу, человек стремиться к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Всё это благоприятно отразилось на условиях жизни и в совокупности с другими факторами сказалось на продолжительности жизни людей.
Однако, биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информация находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) природную среду.
В естественных условиях такие изменения наблюдаются при изменении климата и стихийных явлениях.
В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (машины, механизмы, оборудование, инструмент, сооружения и т.п.) и действиями человека.
Существует ряд характерных состояний взаимодействия в системе "человек-среда обитания":
- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия (создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности, гарантии сохранения здоровья и среды обитания);
- допустимое, когда потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности;
- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания, и (или) приводят к деградации природной среды;
- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий, информаций.
Из четырёх состояний, перечисленных выше, лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям жизнедеятельности, а опасное и чрезвычайно опасное - недопустимы для процессов жизнедеятельности, человека, сохранения и развития природной среды.
Результат взаимодействия человека со средой обитания может измениться в весьма широких пределах: от позитивного до катастрофического, сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонент среды обитания.
Определяют негативный результат взаимодействия - негативные воздействия (опасности), внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе "человек-среда обитания".
На ранних стадиях своего развития человек непрерывно испытывал воздействие негативных факторов естественного происхождения. В условиях современного мира к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного происхождения: вибрация, шум, повышенная концентрация токсичных веществ в воздухе, водоёме, почве, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и пр.
Антропогенные опасности во многом определяются наличием отходов, неизбежно возникающих при любом виде деятельности человека в соответствии с законом о неустранимости отходов. Отходы сопровождают работу промышленного и сельскохозяйственного производства, средств транспорта, жизнь людей и животных, поступая в окружающую среду в виде выбросов в атмосферу, сбросов в водоёмы, производственного и бытового мусора, потоков механической, тепловой, электромагнитной энергии и т.п.
В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов насчитывает более 100 видов. К наиболее распространённым и обладающим достаточно высокими концентрациями или энергетическими уровнями относятся факторы:
- запыленность и загазованность воздуха;
- шум и вибрация;
- электромагнитные поля и излучения;
- искомфортный микроклимат (метеоусловия);
- недостаточность освещения;
- монотонность трудовой деятельности;
- тяжёлый ручной труд и др.
Например, на предприятиях бытового обслуживания населения Брянской области источниками загрязнения воздушной среды является технологическое оборудование швейного и трикотажного производства (раскрой тканей, изготовление изделий), сосуды с клеями, растворами и нитрокрасками, а также изделия, на которые они наносятся в обувном производстве, в мебельном производстве; оборудование химчисток, использующие токсичные растворители (трихлорэтилен, перхлорэтилен); промывочные ванны участков, мастерских по ремонту бытовой техники и т.д. В зависимости от степени токсичности, концентрации и времени действия веществ их действие может привести к острому отравлению (например, формальдегидом) или к профзаболеваниям органов дыхания (от паров растворителей) или кожи (при работе с лаками, красками на предприятиях по ремонту мебели).
На хлебопекарных, сахарных и других производствах пищевой промышленности Брянской области могут возникать профессиональные заболевания и отравления при работе с аммиаком, серной кислотой, этиловым спиртом, мучной пылью, пылью извести, зерном, сернистым газом, окислами азота. Все перечисленные факторы могут быть при выполнении следующих работ: ремонт холодильных установок, обслуживание бродильных цехов, зерноочистительных машин, работа в топочном отделении, в хлебопекарном, макаронном, кондитерском цехах и т.п. Источником взрывоопасности являются сахарные заводы.
На автотранспортных предприятиях наиболее часто встречаются следующие вредные вещества: акролеин, окись углерода, бензопирен, окислы азота (в токсичных выбросах двигателей внутреннего сгорания), ацетон (выделяется при окрасочных работах); бензин, метанол (растворитель лаков, красок), свинец (при пайке радиаторов и бензобаков, при ремонте аккумуляторных пластин); тетраэтилсвинец (входит в состав этиловой жидкости, используемой в качестве антидетонатора); щёлочи (используют при обезжиривании деталей); кислоты (применяют в аккумуляторном производстве); эпоксидные смолы (являются основой эпоксидных клеев) и др. Пыли выделяются при ежедневном обслуживании автомобилей, с обработкой металла, разборкой автомобилей и агрегатов, с окрасочных работ и др. технических процессов. В зависимости от характера вдыхаемой пыли развиваются различные виды пневмоканиозов: сидероз (вдыхание железосодержащей пыли); алюмилискоз (алюминеевая пыль); силикоз (пыль с двуокисью кремния). От вдыхания пыли и паров меди, цинка, магния при термической обработке, в кузнечном и сварочном участках может возникнуть металлическая лихорадка[2].
3. Классификация негативных факторов
Таксономия - это наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов. Таксономия - это классификация опасностей.
Выделяют следующие классификационные группировки:
- по природе происхождения - природные, техногенные, антропогенные, смешанные;
- по времени проявления отрицательных последствий - импульсивные, кумулятивные;
- по локализации - в литосфере, в гидросфере, в атмосфере, в космосе;
- по вызываемым последствиям - утомление, заболевание, травмы, летальные исходы, аварии, пожары, взрывы, затопление и т.д.;
- по приносимому ущербу - социальный, технический, экономический, экологический;
- по сферам проявления - бытовая, производственная, спортивная, военная, дорожно-транспортная;
- по структуре (строению) - простые, производные;
- по характеру воздействия на человека - активные, пассивные (рис.1.3.1, 1.3.2).
В течение всей жизни человек находится под непрерывным влиянием факторов окружающей среды, благоприятных или вредных для здоровья.
Из комплекса воздействующих факторов окружающей среды выделяют природные и антропогенные. Это различие обусловлено особенностями их биологического действия на жизнедеятельность организма.
Большинство антропогенных факторов нежелательны или опасны в зависимости от величины воздействия. А присутствие природных факторов в окружающей среде, воздействие их на организм человека в оптимальных количествах жизненно необходимы. Это связано с тем, что природные факторы составляют естественный фон биосферы, обеспечивающий относительное постоянство её состава и круговорот веществ в природе, и служат основой функционирования живой материи. В случае действия природных факторов с интенсивностью, превышающей адаптационные возможности организма человека, их можно рассматривать как действие загрязнителей окружающей среды, которые могут нанести вред здоровью населения.
Опасность хранят все системы, населённые энергией, имеющие химически и биологически активные элементы. Классификация опасностей приведена на рис. 1.
Рис. 1. Классификация опасностей
Рис. 2. Опасности по характеру воздействия на человека
Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья людей является поддержание оптимального состояния физической среды обитания.
Под физической средой понимают совокупность факторов, оказывающих на организм энергетическое воздействие (механическое, термическое, электрическое, электромагнитное, радиационное и др.).
К природным относятся погодные и климатогеографические факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха, атмосферное давление, атмосферное электричество, солнечная радиация и др.
Погодные факторы имеют значение в эпидемиологии распространения инфекционных заболеваний, воздействуют на тепловой обмен и физиологическое состояние человека. В соответствии с ритмичностью природных явлений происходят ритмические изменения биологических процессов - биоритмы (суточные, лунные, сезонные). Если режим дня человека согласован с циклами внешних условий, то это способствует жизнедеятельности и работоспособности и наоборот. Перемещение человека в новые климатические условия вызывает необходимость акклиматизации.
Неблагоприятное действие природных физических факторов усиливается при стихийных бедствиях.
К антропогенным физическим факторам относят механические, термические воздействия и воздействия других видов энергии.
Механические воздействия создаются движущимися машинами и механизмами, передвигающимися материалами, заготовками, изделиями, незащищёнными подвижными элементами оборудования, потерей равновесия и падением работающих. Они могут привести к травме и к смерти.
Неблагоприятные термические воздействия приводят к нарушению терморегуляции, перегреву и тепловому удару.
Многие производственные процессы сопровождаются шумом и вибрацией, длительное воздействие которых ведёт к тугоухости, шумовой болезни, виброболезни, нарушениям в сердечно-сосудистой системе.
Электрический ток, электрические и магнитные поля могут привести к травмам и к заболеваниям, к замыканиям, взрывам и пожарам.
Ультрафиолетовые, инфракрасные, лазерные излучения приводят к нарушениям здоровья, к снижению работоспособности. Ионизирующие излучения вызывают лучевую болезнь.
Химические факторы - это различные химические вещества, входящие в состав воздуха, воды, пыли, пищи, а также загрязнители (сбросы и выбросы предприятий).
Природные факторы, поступающие с продуктами питания, водой, воздухом, имеют важное значение для жизнедеятельности человека. К ним относятся белки, витамины, аминокислоты, углеводы, микроэлементы и др. Возможно природное загрязнение окружающей среды при извержении вулканов, действии гейзеров, при ураганах, смерчах.
Наиболее существенный вред окружающей среде наносят промышленные и сельскохозяйственные предприятия, загрязняя водную и воздушную среды пестицидами, минеральными удобрениями, красителями, тяжёлыми металлами, моющими средствами, отходами минерального и органического происхождения.
Неблагоприятный эффект от действия факторов окружающей среды усиливает алкоголь, наркотики и табакокурение. Такой же эффект может вызвать и неправильный приём лекарственных препаратов.
Наибольшую опасность химических антропогенных факторов представляет химическое оружие, основу которого составляют боевые отравляющие вещества.
Биологические факторы могут встречаться во всех средах - в воде, воздухе, почве, продуктах питания, на производстве, в быту. Их источником являются предприятия пищевой, фармацевтической промышленности, сельскохозяйственные предприятия и животноводческие комплексы, очистные сооружения.
Биологическое загрязнение включает патогенные бактерии и продукты их жизнедеятельности, биологические средства защиты растений.
В атмосферном воздухе находится много природных факторов, вызывающих аллергические реакции у человека: частицы плесени, пыльца цветов, волокна растений. В воде - фитопланктон и продукты гниения растений, загрязняющие водоёмы. Кроме указанных природных факторов следует отметить насекомых - вредителей лесного и сельского хозяйства (саранча, колорадский жук, шелкопряды и т.п.), насекомых - переносчиков инфекционных заболеваний человека и животных (комары, клещи, блохи, вши), патогенные микроорганизмы, вызывающие распространение инфекций (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки).
Особую опасность представляет бактериологическое оружие, основанное на применении биосредств - насекомых и микроорганизмов.
Психофизиологические факторы - это физические и нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки различают статические и динамические. Нервно-психические перегрузки подразделяют на умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда и эмоциональные перегрузки (стресс).
Среди психофизиологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют устойчиво и временно повышающие индивидуальную подверженность опасности.
Из факторов, устойчиво повышающих подверженность опасности, выделяют:
- особенности темперамента;
- функциональные изменения в организме;
- дефекты органов чувств;
- неудовлетворённость данным видом деятельности;
- профессиональную непригодность.
4. Опасные зоны и ситуации. Критерии безопасности
Мир опасностей в техносфере непрерывно нарастает, а методы и средства защиты от них создаются и совершенствуются со значительным опозданием.
Острота проблемы безопасности практически всегда оценивается по результату воздействия негативных факторов - числу жертв, материальному ущербу, при этом защитные мероприятия оказываются несвоевременными и не эффективными. Главная задача в обеспечении безопасности - анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.
Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в жизненном пространстве техносферы опасные зоны.
Опасной зоной принято называть объём пространства, в каждой точке которого постоянно существуют или периодически возникает опасный фактор. Опасные зоны создаются движущимися частями машин или транспортными средствами, излучающими установками, животными (при уходе за ними), перепадами высоты (траншеи, балконы, колодцы) и др.
Пространство, внутри которого в процессе работы постоянно существует опасный фактор, называется внутренней опасной зоной. Такую зону создаёт, например, мотовило жатки, движущейся ползун строгального станка, оголённый провод под напряжением, нагретая до высокой температуры деталь, открытый люк колодца и др.
Характерной особенностью внутренней опасной зоны является большая вероятность травмирования человека при попадании его внутрь зоны или даже при соприкосновении с её пограничной поверхностью.
Пространство, внутри которого в процессе работы опасный фактор возникает случайно, получило название внешней опасной зоны. Такая зона может образоваться в результате поломки узла машины, выброса инструмента, материала, разгерметизации оборудования, разрыва приводного ремня, цепи или наждачного круга и др. Характерной особенностью внешней опасной зоны является меньшая вероятность травмирования человека, оказавшегося внутри её, т.к. опасная ситуация возникает только при одновременном действии двух величин: опасного фактора и опасного действия.
Опасная ситуация - это внешние условия, в которых неадекватное поведение человека может повлечь за собой несчастный случай или аварию. Опасная ситуация может быть вызвана внутренними условиями: отсутствием умения или возможностей у работающего решить возникшую задачу.
Нередко и самое адекватное поведение в опасной ситуации не позволяет избежать несчастного случая, т.к. его не всегда можно предотвратить, например, когда опасная зона охватывает человека в момент её возникновения (при аварии с оборудованием).
Классификация опасных зон приведена на рис.3.
Рис. 3. Виды опасных зон
Постоянные зоны размещаются у подвижных частей оборудования при наличии определенной закономерности их перемещения во время работы.
Переменные зоны существуют вокруг источников опасности, которые с течением времени изменяют свое направление в соответствии с создавшимися условиями и режимами выполнения операции трудового процесса, а также свойствами материалов[3].
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД является профилактика причин и предупреждение условий возникновение опасных ситуаций.
Критериями безопасности техносферы являются ограничения, вводимые на концентрации веществ и потоки энергий в жизненном пространстве.
5. Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды
В производственных, бытовых, городских условиях на человека воздействует несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, зависит от текущего состояния системы "человек - среда обитания".
Все опасности реальны тогда, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты).
Основное желаемое состояние объектов защиты - безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до определенно допустимых уровней воздействия.
Безопасность - это состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех истоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений (Белов).
В табл. 1 представлены виды опасностей, поле опасностей, объекты защиты и системы безопасности.
Табл. 1
Виды опасностей и объекты защиты
Вид опасности Поле опасности |
Объект защиты |
Система безопасности |
1.Опасности среды деятельности человека |
Человек |
Охрана труда |
2.Опасности среды деятельности и отдыха, города и жилища |
Человек |
Безопасность жизнедеятельности |
3.Опасности техносферы |
Природная среда |
Охрана природной среды |
4.Чрезвычайные опасности биосферы и техносферы |
Человек, природная среда, материальные ресурсы |
Защита в чрезвычайных ситуациях |
5.Внешние и внутренние общегосударственные опасности |
Общество, нация |
Национальная безопасность, система безопасности страны |
6.Опасности неуправляемой деятельности |
Человечество Биосфера Техносфера |
Глобальная безопасность |
7.Опасности космоса |
Человечество Земля |
Космическая безопасность |
Прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается ростом числа и энергетического уровня травмирующих и вредных факторов производственной сферы. Например, прогрессивные методы в обработке материалов требуют более надежной защиты работающих от токсических отраслей, воздействия электромагнитного поля, повышенного шума, повышенного напряжения.
Создание двигателей внутреннего сгорания решило многие транспортные проблемы, но привело к повышенному травматизму на дорогах, породило трудно решаемые задачи по защите населения и природной среды от токсических выбросов автомобилей (отработавших газов, масел, продуктов износа шин).
Стремление человека к достижению высокой производительности, комфорта и личной безопасности в интенсивно развивающейся техносфере сопровождается увеличением числа задач, решаемых в системе "безопасность жизнедеятельности".
Рост антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсических примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях (образование кислотных дождей, смога, "парниковый эффект", разрушение озонового слоя, накопление канцерогенных и токсических веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т.д.
В производственной сфере как части техносферы формируются негативные факторы, которые существенно отличаются от негативных факторов природного характера. Эти факторы формируют элементы производственной среды:
- предметы труда;
- средства труда (инструмент, технологическая оснастка, машины и оборудования);
- продукты труда (полуфабрикаты, готовые изделия);
- энергия (электрическая, пневматическая, химическая, тепловая и др.);
- природно-климатические факторы, микроклиматические (температура, влажность, скорость движения воздуха);
- растения, животные;
- персонал.
Носители опасных и вредных факторов представлены на рис.4.
Рис. 4. Носители опасности
Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации техносфере превышают пороговые значения.
Пороговые или предельно допустимые значения опасностей устанавливается из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды.
Соблюдение предельно допустимых значений потоков создаёт безопасные условия жизнедеятельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.
Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями окружающей среды и техносферы.
Воздействие вредных факторов длительное. Оно оказывает негативное влияние на состояние здоровья людей, приводит к профессиональным заболеваниям. Воздействия на природную среду, вредные факторы приводят к деградации флоры и фауны, изменяют состав компонентов биосферы.
При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсических веществ в воздухе, воде, пище могли вызывать отравления.
Уменьшить потоки веществ, энергий в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличения расстояния от источника до человека.
Для создания нормальных условий труда в производственных помещениях обеспечивают оптимальные или допустимые микроклиматические условия, содержания вредных веществ (пыли, газов) не выше предельно допустимых концентраций, а потоков энергии не выше предельно допустимых уровней[4].
Заключение
Современный человек живет в неестественных условиях. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, заболеваемость и смертность неуклонно растут. Даже в экономически развитых странах здоровый человек — большая редкость. Антибиотики, гормональные препараты и другие медикаментозные средства усугубляют и без того нарушенную эндоэкологию человека. Совершенно очевидно, что экологическое бедствие требует объединения духовных, научно-технических, социальных, экономических, культурных и медицинских программ для спасения рода человеческого.
В условиях экологического неблагополучия основная задача медицины — восстановление и сохранение здоровья человека, адаптация его к изменяющимся условиям внешней среды при помощи природных факторов и на основе единых законов Вселенной. Не отрицаю того, что лекарства необходимы, а подчас даже незаменимы для спасения тяжелобольных людей, а также как средство скорой неотложной помощи. Однако длительное применение химических препаратов способствует появлению хронических, аллергических, иммунодефицитных и лекарственных форм заболеваний[5].
Список литературы
1. Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.
2. Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59
3. Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.
4. Вайнер Э.Н. Общая валеология: Учебное пособие. - Липецк: Липецкое изд-во, 1998. - 183 с.
5. Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.
6. Решетнёва Г.А., Шнейдер О.С. Технология формирования здоровья детей средствами физической культуры. // Запад - Восток: образование и наука на пороге XXI века: Матер. междунар. конф. - Хабаровск: ХГПУ, 2000.
7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.
8. Пономарев В. В. Технология формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения в вузе // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 70-74.
[1] Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования: Автореф. канд. дис. СПб. 1998.
[2] Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб: Петроградский и К°,1995. - 352 с.
[3] Астранд П. О., Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.
[4] Кураев Г. А. Поле деятельности и проблемы валеологии // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 6-9.
[5] Вайнер Э. Н., Растворцева И. А. Валеологическое образование как неотъемлемая часть отечественной системы формирования здоровья // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 58-59