Содержание
Введение. 3
1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до 1785г. 4
1.1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен. 4
1.2. Развитие местного самоуправления в годы правления Петра I 5
1.3. Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века. 7
2. Местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века. 11
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г. 15
3.1. Местное государственное управление в советский период государственного развития России. 15
3.2. Местное самоуправление современной пореформенной России в период с 1990 по 1993 г.г. 18
Заключение. 23
Список литературы.. 24
Введение
В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории. При этом немаловажным обстоятельством является то, что, как и в настоящее время, государство сознательно шло на возрождение самоуправления в периоды кризиса государственной власти, принуждаемое неизбежной необходимостью проведения реформ. Обращаясь к истории Российского государства, мы можем проследить основные этапы становления и развития самоуправления в России для учета и дальнейшего использования исторического опыта при определении и уточнении целей и задач, которые должны решаться сегодня государством и обществом.
Исторический подход имеет под собой определенную теоретическую основу, суть которой заключается в понимании местного самоуправления не как специфического публично-правового института, обладающего рядом формальных юридических признаков и поэтому производного исключительно от государства, его правотворческой и правоприменительной деятельности, а как естественной формы самоорганизации населения с целью непосредственного управления общественными, и, прежде всего производственными, процессами[1].
Цель работы: рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Задачи:
1. рассмотреть становление местного самоуправления в России с Древней Руси до 1785г.;
2. рассмотреть местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века;
3. рассмотреть развитие местного самоуправления в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г.
1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до 1785г.
1.1. Местное самоуправление в России с Древней Руси до Петровских времен
Местное самоуправление Древней Руси что касается местного самоуправления в Древней Руси то в это время имели место догосударственные формы развития самоуправления, то есть речь идет о зарождении общинного местного самоуправления. Самоуправление существовало у древних славян еще при родовом устройстве. Местное же самоуправление зарождается там и тогда, где и когда появляются союзы общин, объединившихся на основе экономических и политических интересов на определенной территории и образовавших вертикальное соподчинение власти.
Следующий этап начинается с принятия христианства на Руси в это время местное самоуправление в России существовало в форме производственных и территориальных общин. Люди, объединившиеся в общины на основе трудовой деятельности, собственности и несения повинностей, принимали непосредственное участие в управлении общественными делами. Ремесленные цехи, купеческие гильдии, товарищества, другие корпоративные единицы, характеризуются сословным, производственным, территориальным единством, выступают в качестве первичных ячеек, являются самой органичной и естественной основой местного самоуправления.
земская реформа Ивана IV, призванная уничтожить опустошавшую страну систему кормлений, предоставила широкие полномочия "земским" и "губным" старостам, избираемым населением. В задачу земских и губных властей входило преимущественно выполнение поручений центрального правительства по управлению, прежде всего сбор налогов. Решение ими местных проблем считалось второстепенным делом. Однако несомненным прогрессивным элементом реформы было внедрение выборного начала во всех сферах управления.
ХVII век объявил войну реформам ХVI столетия, сведя на нет идею местной самостоятельности и выборных должностей. "Коронные" чиновники - воеводы вытеснили "выборных людей" ХVI века и фактически сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов.
1.2. Развитие местного самоуправления в годы правления Петра I
В 1708 году Петром I было создано восемь губерний, а к концу царствования число их дошло до двенадцати. Все управление губернией находилось в руках коронных чиновников - местное общество не принимало в нем никакого участия. Таким образом, петровская губерния являлась не местной самоуправляющейся единицей, а лишь частью административного механизма, главной функцией которого была организация армии и отыскивание финансов на ее содержание. Для обеспечения эффективности и стабильности финансовых поступлений в казну в каждой губернии выбирался совет ландратов (ландратские коллегии были перенесены Петром из Остзейских провинций), которые вместе с губернатором обсуждали и решали также и губернские дела. То или другое решение принималось большинством голосов, причем должен был подчиняться этому большинству и губернатор.
На практике петровский указ о выборности ландратов остался реформой на бумаге: оставаясь выборными по закону, ландраты фактически превратились в собрания чиновников, назначаемых губернатором и подчиненных ему.
С
К Петру же восходят и первые попытки устройства на новый лад, по западноевропейскому образцу, городской жизни. В 1699 году им были изданы Указы об учреждении Бурмистерской Палаты в Москве и об открытии Земских изб в остальных городах, а в 1718-1724 гг. они были заменены магистратами. Эти меры имели своей целью устранение местных приказных властей от вмешательства в дела посадских общин. Как и земские избы, магистраты являются почти исключительно учреждениями судебными и административно-финансовыми. На них возлагалась обязанность наблюдения как за раскладкой государственных сборов и пошлин, так и за их сбором. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить наблюдение за внутренним порядком и благоустройством в городе, однако в действительности это осуществлено не было.
Что касается прав, предоставленных магистратам, то они были очень скромны. Главным из них было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через старост и старшин с согласия всех граждан. Но права самообложения и самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили. Число членов магистрата зависело от того, к какому разряду принадлежал данный город. В городах первого разряда магистраты состояли из четырех бурмистров и одного президента, стоявшего во главе их, а в городах последнего (пятого) разряда коллегиальное учреждение заменялось единоличной должностью бурмистра. Выбираемые населением члены коллегиальных присутствий поступали в полное распоряжение центральной правительственной власти, и все значение выборов сводилось лишь к тому, что "население должно было поставлять для правительства из своей среды исполнительных агентов с ручательством за их исполнительность"[3].
1.3. Реформа местного самоуправления во второй половине ХVIII века
Новая коренная реформа в области земского и городского управления последовала затем в конце ХVIII века при Екатерине II; эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.
Обратить внимание на эту сторону русской
общественной жизни Екатерину II заставили бесчисленные злоупотребления
администрации и широко распространившееся недовольство населения. В
Выборы депутатов и вручение им наказов происходили под руководством выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских. Во всех наказах высказывалась вполне определенная мысль о необходимости образования местного самоуправления с участием общественных сил и об ограничении широких полномочий коронных чиновников. Результатом такого социального заказа стало появление наиболее значительных до второй половины ХIХ века законодательных актов, определяющих и закрепляющих отдельные принципы местного самоуправления на территории Российской Империи: Учреждение о губерниях (1775-1780 гг.) и Жалованная Грамота на права и выгоды городам Российской Империи (Городовое Положение) (1785г.).
Наиболее важные реформы нашли свое отражение в
первой части "Учреждения для управления Губерний Всероссийской
Империи", изданной 7 ноября
Кроме указанных органов Положением
В начале
Для такой огромной страны, как Россия,
вопрос территориального распределения административной компетенции всегда имел
ключевое значение. При этом централизация управления была в известном смысле
условной. Даже в рамках самодержавного государства оказывалось вполне возможным
экспериментировать с разными подходами к организации внутреннего управления.
Так, екатерининское Учреждение для управления губерниями
2. Местное самоуправление в России с конца ХVIII века по начало ХХ века
Данный этап охватывает местное самоуправление городов, крестьянское и земское самоуправление, развившиеся в период становления в России капитализма. Самым большим его недостатком было сохранение сословного принципа формирования.
Между тем управление столь пространным в
территориальном отношении государством, как Россия, никогда не могло
осуществляться только по типу централизованного административного управления,
отчего самоуправление в тех или иных пределах допускалось всегда. Сочетание
государственного и общественного управления осуществлялось в Российской империи
второй половины XIX в. следующим образом: государственные органы занимались
управлением учреждениями, осуществляли надзор и контроль, а в отношении
подданных ограничивались осуществлением функций полицейского государства. В то
же время общественному управлению предоставлялось право заниматься
непосредственными интересами населения, а также тех или иных сообществ.
Несмотря на различный порядок формирования, господство с 1864 по
В начале XIX в. новая реформа государственного управления вновь усилила централизацию. Были созданы министерства, каждое из которых имело агентов в губерниях и уездах. Но и тогда в управлении империей централизация сочеталась с предоставлением иногда весьма широкой свободы представителям правительственной власти на местах, прежде всего генерал-губернаторам. Последние иногда рассматривались как некое выведенное из центра министерство. Отраслевой принцип управления проводился на практике через систему министерств, воплощением территориального принципа по праву считался генерал-губернатор.
Стремление к усилению роли полиции и с ее помощью к повышению эффективности управления представляет собой одну из традиционных установок российских правителей. К осознанию, скажем, роли суда как фактора, непосредственно влияющего на управление, пришли в России довольно поздно. Не случайно суд долгое время не был окончательно отделен от администрации и занимал по отношению к последней второстепенное положение.
Созданные министерства отстаивали свою самостоятельность, ссылаясь на новейшие законы, прежде всего на Учреждение министерств. Губернатор получал от них многочисленные распоряжения, при этом сами министерства даже не считали нужным уведомить Сенат о содержании их переписки с губернаторами. Равным образом не интересовались министерства и распоряжениями Сената.
Министерство внутренних дел играло ведущую
роль в деле подбора кадров для замещения должностей губернаторов, в их
награждениях и наказаниях. Но оно также стремилось сохранить значение должности
губернатора, сделать из губернаторов своих эффективных агентов на местах.
Именно поэтому после учреждения министерств падает значение губернского
правления. Правда, реформа
Но справедливо и то, что в самом
законодательстве не было предусмотрено абсолютной централизации. Влияние МВД на
губернаторов было далеко не беспредельным, и они так и не стали полностью
частью бюрократической системы этого министерства. Все равно губернаторы в
первую очередь оставались людьми императора, подчинялись ему, что, кстати
сказать, вполне вписывалось в идеологию самодержавия. В нашем случае налицо
внутреннее противоречие, характерное для управленческой политики самодержавия в
XIX в.: с одной стороны, министерская система управления замысливалась как
средство повышения эффективности управления страной, с другой же - русский
самодержец стремился сохранить собственную независимость от создаваемых им
учреждений. Вследствие этого в XIX в. так и не была создана общая структура
министерств, а правительство появляется только в
Несмотря на то что Российское государство традиционно отличалось высокой степенью централизации управления, особенности географического и демографического положения страны делали малоэффективным централизованное управление, не подкрепленное элементами самоуправления. Даже в периоды наивысшего расцвета российского чиновничьего централизованного государства элементы самоуправления сохранялись в городах и сельских общинах. Однако наряду с этим рождающимся "снизу" институтом самоуправления почти всегда существовали те, что насаждались "сверху". Исторической особенностью российской общины стала ее ранняя встроенность в систему государственного управления, зависимость от государства и отсутствие политических амбиций.
Опыт земских учреждений XIX в. доказал со всей очевидностью, что местное самоуправление не может быть выведено за пределы системы государственного управления. Органы местного самоуправления проводят в жизнь мероприятия, относящиеся к государственным функциям, т.е. их полномочия по большей части делегированы государством. Это означает право последнего контролировать осуществление таких функций. С другой стороны, органы местного самоуправления обладают правом местного нормотворчества, и для того чтобы их деятельность была эффективной, они нуждаются в принудительной власти. Земским учреждениям приходилось обращаться за помощью в местную полицию.
К услугам земств и городов были общие суды, но опыт земской и городской реформ, проведенных во второй половине XIX в., свидетельствует также, что отрыв принудительной власти от органа местного самоуправления существенно снижает авторитет последнего. Гарантией независимости органов местного самоуправления от центра, равно как и эффективности, было наличие у земских учреждений собственных средств.
Важной особенностью системы местного
самоуправления в России до
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917г. и до принятия Конституции 1993г.
3.1. Местное государственное управление в советский период государственного развития России
После Октября 1917 года
земское самоуправление просуществовало недолго. Несмотря на то, что одни из
первых декретов Временного Рабочего и Крестьянского Правительства говорили о
расширении прав местного самоуправления: "О расширении прав городских
самоуправлений в продовольственном деле" (опубликован 28 октября
24 декабря
Однако, уже в процессе подготовки первой Конституции РСФСР 1918 года, при работе над разделом 3 "Конструкция Советской власти" (часть Б "Организация Советской власти на местах"), большинство предлагавшихся проектов организации местной власти ("Учреждение Советов" левых эсэров, проекты эсэров-максималистов П.П.Ренгартена, М.А. Рейснера и др.), хотя и декларировали "торжество Советской власти", строились на системе и опыте деятельности земского и городского самоуправления, были пронизаны их идеологией. Советы виделись авторам проектов не боевым орудием пролетариата, а лишь органом местного самоуправления, подобным земствам. Естественно, все эти проекты были отклонены комиссией ВЦИК или просто не рассматривались ею. Конституционная комиссия добивалась отражения в Конституции идеи диктатуры пролетариата, многократно трансформируя и свой собственный, "идеологически выверенный", проект.
Наиболее серьезная попытка повышения эффективности управления путем его относительной децентрализации была предпринята в советский период, как ни странно, вскоре после уничтожения земств. В 1919 году началась работа по поиску форм децентрализации управления, ведущаяся под лозунгами "борьбы с главкизмом" и "собирания коммун". Под "борьбой с главкизмом" подразумевалось формирование в структуре исполкомов местных Советов специальных отделов, задачей которых была организация коммунального хозяйства на местах ("откоммунхозы"). Декретами СНК им передавались функции главков ВСНХ и частично
отраслевых наркоматов.
"Борьба с главкизмом" завершилась Постановлением СНК, утвердившим
"Положение о городских Советах" (
Наиболее фундаментальными работами в области
муниципального хозяйства в этот период были труды Л. А. Велихова "Опыт
муниципальной программы "(
В апреле
Необходимо все же заметить, что идея самоуправления как элемента общенародного управления государством формально была положена в основу социалистического государственного устройства. Конкретно она выражалась в создании на основе широкого представительства Советов народных депутатов и их исполнительных органов на всех уровнях государственной власти. Вообще, для первых месяцев советской власти характерна пестрота организационных форм в строительстве местного советского аппарата. Но реальное управление в государстве осуществлялось не через формально признанные органы советской власти, а через пронизывающую все государство партийную структуру. Так, уже в пору разработки первой Конституции стали создаваться органы местной власти (комбеды, ревкомы), несущие в том числе и идеологические функции и заменившие конституционные органы во многих уездах и губерниях.
Нельзя, однако, не отметить, что Советами, несмотря на всю их декоративность, осуществлялись и некоторые функции самоуправления, так как объективная необходимость оптимизации управления заставляла мириться с этим центральные органы.
В одной из многочисленных монографий
советского периода (С.Л.Ронин "Первая советская Конституция",
3.2. Местное самоуправление современной пореформенной
России в период с 1990 по 1993 г .г.
В апреле
Одним из основных принципов местного самоуправления определялось сочетание местных и государственных интересов в деятельности Советов. Закрепление в Законе требования осуществлять местное самоуправление, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, вело к разграничению функций между различными уровнями местных Советов. Законом предусматривалось, что местные Советы различных уровней вправе по взаимному соглашению перераспределять между собой отдельные полномочия в области социального и экономического развития территории с учетом местных демографических, экономических условий и национальных особенностей. Сельским населенным пунктам, поселкам и городам в целях наиболее эффективного осуществления своих интересов предоставлено было право объединяться в ассоциации.
За короткий период союзным законодателем было
проведено достаточно последовательное изменение всего союзного законодательства
и нормативной правовой базы: 14 июля
Процесс формирования законодательной базы
местного самоуправления в 1990-1991 годах пошел и на уровне союзных республик,
особенно интенсивно и противоречиво он проходил в Российской Федерации.
Обусловили это две тенденции тогдашнего российского руководства: понимание
закономерности и необходимости формирования самоуправленческих начал в
управлении на местах и борьба с союзным руководством за право централизованного
руководства своей территорией. Определенным отражением этих тенденций стал
принятый 10 октября
Российскому законодателю понадобилось более
года, чтобы 24 мая
Однако ситуация с разработкой нового законодательства сложилась таким образом, что наряду с новыми законами, прогрессивными по своей сути, действовали и старые, либо новые, но разработанные на основе иных концепций. Так, одновременно с Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", действовали законодательные акты в области административно-территориального устройства, бюджетного процесса, значительно нарушающие права местного самоуправления. Принятый осенью того же года Закон РСФСР "О краевом (областном) Совете народных депутатов и краевой (областной) администрации" практически сдублировал круг полномочий и компетенцию Советов, определенную в Законе РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР".
Попытка законодательно закрепить финансовую
самостоятельность местного самоуправления в принятом Верховным Советом РСФСР 15
апреля
Но вместе с тем Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства" и Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении" сыграли важнейшую роль в развитии начал местного самоуправления в нашей стране. Они достаточно подробно разработали вопрос о финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного самоуправления, ввели понятие муниципальной собственности, определили основные механизмы правовой защиты местного самоуправления.
Политическая обстановка в стране к осени
С принятием в 1993 году новой Конституции РФ, закрепившей право населения на осуществление местного самоуправления, в стране начался реальный процесс его реформирования.
Сейчас можно сказать, что в основных чертах этот институт народовластия у нас создан. На федеральном уровне и практически во всех субъектах Федерации имеется законодательная база, устанавливающая статус и правовой режим самоуправления. Определены территории местных сообществ, уточнена система муниципальных образований. Фактически завершено структурирование органов местного самоуправления.
В заключение данного пункта необходимо отметить, что отсутствие четко сформулированного понятия местного самоуправления, единого для всех этапов его развития в России, — причина отдельных, в том числе концептуальных противоречий, которые могут возникать при использовании исторического подхода в отношении местного самоуправления.
Заключение
Во все периоды становления России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.
Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.
В заключение отметим, что все реформы управления и в прошлом, и в настоящем проводятся, конечно, с целью "повышения эффективности управления". Важно только понимать, что эффективность означает не только четкую передачу управленческих импульсов в рамках административной системы, но и результат управленческой деятельности - обеспечение населения качественными услугами государства, на которые должны идти выплачиваемые гражданами налоги. Об этом и не должны забывать авторы любых реформ в области управления.
Список литературы
1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
2. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // "Журнал российского права", N 8, август 2001 г.
3. Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.
4. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 1996.
5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
6. Исаев И. А. История государства и
права России. Учебник – М.: Юристъ, 2001.-
7. Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
8. Мокрый В.С. Местное самоуправление:
пути становления и развития // "Журнал российского права", N 10,
октябрь
9. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.
10. Фадеев В.И. "Муниципальное право России" М.: 1994.
[1] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.
[2] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.
[3] История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
[4] Фадеев В.И.
"Муниципальное право России" М.:
[5] Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003
[6] Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003
[7] История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
[8] Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.- с. 347
[9] Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
[10] Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.