Содержание

Введение. 3

1. Механизм проведения государственных закупок. 4

2. Осуществление государственных закупок по линии МБРР. 7

3. Анализ проведения государственных закупок в Армении. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 20

Приложение. 21

Введение

Во всем мире государство - самый важный и главный закупщик продукции на рынке товаров, работ и услуг. Огромные объемы государственных закупок принуждают ответственных чиновников сделать этот процесс более оптимальным.

Наиболее удобной формой для выполнения этой задачи во всем мире являются открытые торги и конкурсы. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), осуществляя закупки товаров и услуг, проводит открытые торги вот уже более 50 лет.

Принципы, которыми руководствуется банк, выделяя кредиты, - это эффективность, то есть достижение запланированных результатов, и целевое использование, то есть расходование средств строго по назначению. Если эти принципы не соблюдаются в ходе освоения займа, банк прекращает финансирование. Кредиты МБРР - около 6% годовых. Но российское правительство платит еще и за обслуживание этих денег.

Брать в заем у МБРР целесообразно потому что результат реформ очевиден, они оправдаются. На эти деньги можно решать важнейшие задачи, способствующие развитию системы образования, и отдавать их спустя долгие годы (правительство начинает возвращать заем через пять лет после его реализации). 60% закупок на деньги МБРР осуществляется за счет национальных конкурсных торгов. Один из условий займов МБРР - участие в торгах иностранных компаний

Целью данной работы является проведение сравнительного анализа государственных закупок Армении и МБРР.

В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть механизм  проведения государственных закупок, рассмотреть опыт МБРР и  Армении по проведению государственных закупок.

1. Механизм проведения государственных закупок

Открытый конкурс (табл. 1, Приложение) наилучшим способом позволяет реализовать основные принципы государственных закупок: эффективность, гласность, конкуренция. В открытом конкурсе могут принимать участие любые поставщики. Для привлечения максимально широкого круга поставщиков в широко распространенных средствах массовой информации публикуется приглашение к участию в процедурах закупки.

В то же время существуют обстоятельства, не позволяющие провести открытый конкурс или значительно снижающие его эффективность:

·        отсутствие конкуренции на сложившемся рынке (всего 3-5 поставщиков, которые могут поставить требуемую продукцию, и они известны заказчику);

·        объект закупки - консультационные услуги, НИОКР или технически сложные товары или работы (заказчик не в состоянии составить достаточно подробные технические спецификации или не считает это целесообразным, и в этой связи ему необходимо провести переговоры с поставщиками продукции);

·        небольшая сумма закупки (расходы на организацию и проведение конкурса значительно превысят выигрыши от получения выгодных условий поставки);

·        закупки продукции для нужд национальной обороны и национальной безопасности в части, составляющей государственную тайну (ограниченный круг поставщиков; требования к секретности закупки);

·        срочные закупки (при возникновении различного рода чрезвычайных ситуаций).

Перед проведением конкурса организатор конкурса проводит весь комплекс подготовительных работ, включающий проведение маркетинговых исследований, подготовку необходимой документации. Наиболее важные документы (извещение, конкурсная документация) согласуются с заказчиком.

Следующий этап проведения открытого конкурса - привлечение поставщиков к участию в конкурсе. Цель данного этапа - обеспечить участие в конкурсе достаточного числа поставщиков с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень конкуренции между ними.

Следующий этап - подготовка поставщиками своих конкурсных заявок. Цель поставщика на этом этапе - подготовить конкурсную заявку в соответствии с условиями и требованиями конкурсной документации. Обычно конкурсная заявка включает:

·        коммерческое предложение поставщика на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг), включающее предложения по ценам (расценкам), срокам и условиям поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), срокам и условиям платежей и иные коммерческие условия;

·        техническое предложение, включающее техническое описание поставляемых товаров (технические условия выполнения работ, оказания услуг);

·        документы, подтверждающие правоспособность поставщика;

·        документы, подтверждающие квалификацию поставщика;

·        документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров установленным техническим требованиям;

·        обеспечение конкурсной заявки (чаще всего в форме банковской гарантии или поручительства).

Очередной этап конкурса - представление конкурсных заявок. Обычно условия конкурса предусматривают, что все конкурсные заявки должны быть представлены организатору конкурса до определенного срока. После истечения указанного срока организатор конкурса прекращает прием конкурсных заявок.

Вскрытие всех конкурсных заявок осуществляется одновременно в заранее определенный срок и в заранее известном месте. Обычно эта процедура осуществляется либо в день окончания приема конкурсных заявок, либо на следующий день. На этой процедуре имеют право присутствовать представители поставщиков.

Важнейший этап конкурса - оценка конкурсных заявок. Цель заказчика - определить такие конкурсные заявки, которые предлагают наилучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Оценку, как правило, проводит организатор конкурса. Дальнейшие действия носят закрытый характер и могут продолжаться в течение нескольких дней и даже недель. Их последовательность может быть описана следующим образом: проверка правильности оформления конкурсных заявок; проверка правоспособности и квалификации поставщиков; оценка соответствия продукции установленным требованиям; оценка конкурсных заявок; определение "наилучших" конкурсных заявок

На следующем этапе между государственным (муниципальным) заказчиком и победителем конкурса заключается государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг (по результатам одного конкурса может быть заключено и несколько контрактов). Подготовка проектов контрактов может быть возложена на организатора конкурса.

Последний этап конкурса - публикация извещения о его результатах, в котором организатор конкурса извещает о наименовании и адресе выигравшего поставщика, цене заключенного государственного (муниципального) контракта или предполагаемой цене такого контракта, а также перечне продукции, на поставку которой заключен или будет заключен контракт.

Также в приложении приведены схема проведения закрытого конкурса (табл. 2), двухэтапного конкурса (табл. 3), процедура запроса котировок (табл. 4), закупки из единственного источника (табл.5 ),

2. Осуществление государственных закупок по линии МБРР

Руководящие положения МБРР (66 страниц) по проведению закупок состоят из введения, описания механизма проведения международной конкурсной процедуры (International Competitive Bidding), иных воз­можных методов закупок и условий их применения. Действие указан­ных положений не распространяется на оказание консультационных услуг, приобретение которых регулируется специальными документа­ми.

Международный конкурс признается основным способом закупок, по­мимо этого предусматривается возможность проведения следующих процедур:

•    закрытого конкурса (Limited international bidding);

•    конкурса среди национальных поставщиков;

•    запроса котировок;

•    прямого заключения контракта (закупки у единственного источни­ка)

•    выполнения работы с использованием персонала и оборудования самого заказчика-заемщика средств МБРР (force account).

Размер и характер контрактов может быть различен — однако детально оговариваются варианты реализации комплексных проектов:

•  размещение отдельных контрактов по каждому из видов товаров,

работ и услуг, несколько конкурсов;

•  система лотов в рамках одного конкурса, когда выбирается комбинация победителей лотов, обеспечивающая минимальные расходы заказчика;

•  контракты «под ключ» (turnkey), когда все виды работ выполняет

один заказчик;

•  двухэтапные конкурсы (two-stage bidding), допустимые в случае, когда подготовить техническую спецификацию заказываемого объек­та затруднительно или нецелесообразно.

Подробно описывается процедура извещения о проведении конкурса. Извещение должно включать информацию о заказчике (заемщике МБРР), объеме и назначении имеющихся средств (займа МБРР), сфере закупок, координатах заказчика. Отмечается необходимость указания даты, начиная с которой конкурсная документация становится доступ­ной для изучения. Разглашать содержание конкурсной документации ранее опубликования извещения не допускается.

Интересно требование о размещении извещения, помимо двух официальных источников МБРР, минимум в одной национальной газете или открытом интернет-ресурсе заказчика.

Условия предварительного отбора, который может быть использован при организации конкурсов, включают размещение извещения о пред­варительном отборе на тех же условиях, что и в случае обычного кон­курса. Описание конкурса и четкие критерии отбора должны предос­тавляться всем потенциальным заказчикам, откликнувшимся на объяв­ление. Обращает на себя внимание требование четких критериев пред­варительного отбора, их открытости для заказчиков.

Целый раздел руководящих положений посвящен содержанию кон­курсной документации и предоставляемых заявок. Конкурсная доку­ментация должна содержать приглашение к участию, инструкции по­тенциальным поставщикам, форму заявки, форму контракта, условия контракта, как общие, так и специальные, технические характеристики, список и количество закупаемых товаров и услуг, срок поставки, необ­ходимые приложения. Условия и схема выбора победителя, оценки конкурсной заявки должны быть четко описаны в конкурсной докумен­тации.

В том случае, если за конкурсную документацию взимается плата, она не должна превышать расходов на их печать и доставку. Для распро­странения конкурсной документации могут использоваться электрон­ные средства, при условии гарантированного свободного доступа к до­кументации и невозможности ее несанкционированного изменения.

При разработке конкурсной документации заказчики должны исполь­зовать пакет «Стандартной конкурсной документации» (Standard Bid­ding Documents), внося в него лишь минимально необходимые допол­нения. При этом изменять стандартные формулировки не разрешается: все изменения в конкурсной документации должны носить характер таблиц с условиями контракта или конкурса, специальными условиями контракта.

К поставщикам в конкурсной документации должно предъявляться требование о предоставлении заявок, действительных в течение перио­да времени, достаточного для заключения контракта. Заказчик может требовать от потенциальных поставщиков предоставления обеспечения заявки (bid security), подтверждающего серьезность и неизменность намерений поставщика, и действительного на месяц дольше срока дей­ствия конкурсной заявки, что должно обеспечить заказчику возмож­ность получить компенсацию, если в этом будет необходимость.

Языком конкурсной документации и конкурсных заявок должен быть английский, французский или испанский. Использование национально­го языка допускается лишь в качестве дополнительного. Подписание контракта на двух языках не допускается.

В конкурсной документации должны четко определяться объект кон­курса, срок, место и условия поставки, требования по гарантии и об­служиванию поставляемой продукции и т.д. Необходимо также указы­вать условия, тестовые схемы, методы и стандарты определения побе­дителя конкурса. Следует указывать все факторы, которые будут учитываться при определении победителя, а также то, каким образом они будут квантифицированны (переведены в количественные показатели) или оценены иным образом.

Подробно описываются требования равного доступа к информации для всех потенциальных поставщиков.

Отдельно рассматривается вопрос использования в конкурсной доку­ментации стандартов и брэндов. Упоминание брэндов, каталожных но­меров ,марок и иных подобных имен в конкурсной документации сле­дует избегать. Если же наименование все же используется, необходимо дополнение «или аналогичный», и соответствующие допущения при приобретении продукции.

Большой раздел «Руководящих положений...» посвящен проблемам ценообразования, авансирования расходов поставщика, транспортиров­ки и страховки поставляемой продукции, валюте сделки и конвертации валют, что связано с международным характером заключаемых кон­трактов.

Детально описываются требования к содержанию контрактов и догово­ров, условия их заключения

Дата окончания приема заявок должна, в соответствии с руководящими положениями, назначаться таким образом, чтобы обеспечить достаточ­ное время для подготовки заявки, и составлять не менее 6 недель от да­ты размещения извещения о конкурсе в общем случае, и не менее 12 недель для комплексных проектов.

Требования к оценке конкурсных заявок включают, помимо прочего, подготовку по каждой из рассмотренных заявок отчета, содержащего описание результатов оценки конкурсной заявки. Отдельно рассматри­вается проблема постквалификации, т.е. проверки, имеет ли поставщик, предложивший наилучшую цену, возможности и ресурсы для выпол­нения контракта. Критерии, по которым проводится постквалификация, должны быть полностью изложены в конкурсной документации.

Публикация о результатах конкурса должна включать не только наиме­нование конкурса и имя победителя. В извещении о результатах кон­курса указывается следующая информация:

•    наименование всех претендентов, подавших заявки;

•    сумма (цена) конкурсной заявки в том виде, в котором она была огла­шена при вскрытии конвертов;

•    результаты оценки (evaluated prices) каждой из оцененных заявок;

•    наименование претендентов, чьи заявки были отклонены, причины от­клонения заявок;

•    наименование победителя, сумма, продолжительность и краткое со­держание контракта;

Кроме этого, «Руководящие положения...» содержат описание проце­дуры отклонения всех поданных заявок и действий в этом случае. Отдельно рассматривается отклонение всех заявок вследствие недоста­точного уровня конкуренции, вследствие недостаточного уровня под­готовки заявок, а также вследствие слишком высоких цен, превышаю­щих бюджетные возможности заказчика.

В приложении к «Руководящим положениям...» приводится схема на­блюдения МБРР за конкурсными действиями заказчика-заемщика средств МБРР, а также краткое «руководство поставщика», призванное облегчить участие в конкурсах, а также обеспечить контроль за дейст­виями заказчика.

3. Анализ проведения государственных закупок в Армении

Основным документом, регламентирующим порядок использования бюджетных средств, является закон Республики Армении "О государственных закупках". Его роль в минимизации возможностей присвоения и нецелевого использования бюджетных средств трудно переоценить, что и сделало его объектом пристального внимания ереванского офиса Всемирного банка. На основе предложений специалистов ВБ закон, принятый еще 2000 году, был доработан, и с 1 января 2005 года вступил в силу новый закон.

Новый закон о государственных закупках предусматривает закупки в том числе и для некоммерческих государственных учреждений, каковыми являются, к примеру, образовательные учреждения, Центральный банк и предприятия, где доля государственных акций превышает 50%. Нововведением является и пункт закона о том, что для покупки строительных услуг финансовые средства выделяются лишь на основе утвержденных и прошедших экспертную оценку проектно-расчетных документов. Это позволит более точно определить стоимость конкретной работы и избежать впоследствии проблемы нехватки средств.

Кроме того, в настоящее время можно проводить конкурсы и заключать договора с исполнителем до начала финансирования с условием того, что договор вступит в силу лишь после выделения средств. В прошлом бытовала практика заключения договоров покупки из одного источника с мотивацией, что после выделения средств не остается времени на проведение конкурса, на который необходимо больше времени, чем на закупку из одного источника.

Нововведением является также пункт закона о том, что конкурсная сделка с одним участником считается состоявшейся. Ранее было обязательное участие двух организаций, что приводило к формальному ограничению конкурса, поскольку "основная" компания для галочки обеспечивала участие на конкурсе еще одной компании, которая, по сути, и не претендовала на конкретную заявку. Размер необходимых для участия в конкурсе взносов снижен с 5% до 2% от суммы контракта, что дает небольшим компаниям больше шансов принять участие в конкурсе.

Для приобретения консультационных услуг в настоящее время применяется практика предварительной оценки участников, а при определении победителя за основу берется не меньшая цена, а лучшее качество. А закупка консультационных услуг у одного лица допустима лишь в случае, если для этих услуг необходимо конкретное лицо с исключительной специализацией.

Новым законом определены также пять вместо ранее действующих трех схем сделок: конкурс, ограниченный конкурс, фиксация цен, конкурентные переговоры и покупка у одного лица. Конкурсы, в свою очередь, делятся на открытые и закрытые (если закупка содержит государственную или служебную тайну), периодические и целевые.

Схема фиксирования цен также предполагает два регламента проведения: открытый и закрытый. Отличие последней схемы закупок от первой в том, что она проводится в случае, если закупка не является периодической и ее сумма не превышает пятикратный размер базовой единицы сделки в случае приобретения товаров и услуг, а в случае работ - десятикратного. Нововведением при фиксации цен является озвучивание цены выигравшей конкурс заявки, что минимизирует субъективность в решениях комиссий. Ограниченный конкурс проводится в том случае, если потенциальных его участников в республике меньше трех компаний, что обусловлено особенностями технических характеристик приобретаемого товара.

Конкурентные переговоры организуются в случае, если необходимость закупки возникла в результате чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств и проведение конкурса из-за неотложности закупки невозможно, а сумма сделки не превышает стоимость базовой единицы закупки. Закупки у одного лица осуществляются в трех случаях. Первое - если товар или услугу возможно приобрести лишь у одного лица, что обусловлено его авторскими или смежными правами, отсутствием конкуренции или лицензией (к примеру, лицензию на импорт в республику психотропных препаратов имеет лишь одна компания). Второе - если в результате чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств проведение конкурса из-за неотложности закупки невозможно. И третье - если заказчик, приобретая услугу или товар у одного лица, желает сделать дополнительный заказ, и сумма заказа не превышает 20% от суммы базового контракта. По последней схеме закупка у конкретного исполнителя может осуществляться лишь один раз.

Удельный вес закупок из одного источника снизился с 80% в 2001 году до 60% в 2004 году. Согласно программе правительства по сокращению бедности, в 2005 году по этой схеме планируется осуществить до 50% сделок, а в 2006 году снизить их количество до 20%. Это свидетельствует о том, что государство искусственно стимулирует "оздоровление" системы, требуя проведения конкурсов за счет уменьшения сделок "с одним лицом". Тем не менее государству еще предстоит решить ряд задач по повышению имиджа государства как партнера, поскольку среднее количество участников на один конкурс в 2004 году не доходило и до двух.

Повышению имиджа государства способствует и то, что за последние три года государственный бюджет Армении выполняется на 100% и более. Это вселяет в частников уверенность, что государство расплатится с ними за предоставленные услуги или товары сполна. Кроме того, повышению привлекательности госзаказов способствует и то, что в конкурсных требованиях характеристики приобретаемых товаров и услуг очерчиваются более конкретно, что делает заказ более прогнозируемым для исполнителя. Однако остается еще проблема внедрения стандартов качества, к примеру, для асфальта. В настоящее время в этой области существует принцип гарантийного срока, который для асфальта равен одному году, в течение которого исполнителю не выплачивается 10% от суммы контракта. Однако этот механизм не является самым эффективным, поскольку асфальт кладут не на год, а на хотя бы среднесрочную перспективу.

Наиболее популярные конкурсы - градостроительные. За прошедшие три месяца 2005 года на один строительный подряд представлялось 10-30 заявок. Рекордным по количеству участников конкурсов стал тендер на заявку по поставкам продуктов для Минобороны, набравший около 130 участников. К слову отметим, что наиболее добросовестным заказчиком является Министерство обороны, которое 80% закупок осуществляет по конкурсу.

Следующим существенным шагом на пути становления системы государственных закупок является формирование эффективного института по обжалованию сделок. В этой области ликвидирована схема предоставления жалобы заказчику, поскольку жаловаться заказчику, что он нарушил условия договора, не очень-то эффективно. Кроме того, согласно новому закону, рассмотрение жалоб должно проводиться публично, и общественность должна быть оповещена об этом посредством СМИ. Представители же Агентства по госзакупкам могут быть лишь секретарями комиссий, которые рассматривают конкурсные заявки, за исключением комиссий, которые проводят периодические открытые конкурсы. Это позволит минимизировать субъективизм конкурсных комиссий. Обжаловать процесс закупок может любое лицо (в том числе и в судебном порядке), которое считает, что в результате действий заказчика или конкурсной комиссии он имеет или может иметь убытки.

Закон конкретно определяет механизм, срок и порядок рассмотрения жалоб в публичном порядке.

Действительно, особенности национального менталитета препятствуют становлению не только института обжалования, но и всей системы государственных закупок. Тем не менее, новый закон о государственных закупках является еще одним шагом на пути трансформации менталитета армянского чиновника. И в этом смысле мы идем с обратной стороны - принимаем законы, меняющие менталитет в положительную сторону, а не принимаем законы, обусловленные национальным менталитетом. Менять менталитет - дело не одного года или десятилетия, но очевидно одно, что мы идем в верном направлении - воровать становится труднее, но, к сожалению, не опасней.

Со времени обретения Арменией государственного суверенитета правительство республики осуществило одну из самых всеобъемлющих в бывшем СССР программу реформ в сельском хозяйстве, по оценкам МБРР. К концу 1992 года большинство возделываемых земель в республике было приватизировано.

Новый заем предоставляется на стандартных условиях Международной ассоциации развития /МАР/, специализирующейся на концессионных займах, - сроком на 35 лет с десятилетней отсрочкой платежей.

Со времени вступления Армении в МБРР /1992/ и МАР /1993/ она получила по каналам МБРР займы на общую сумму около 314,5 млн. долларов для осуществления 13 проектов.

Заключение

Перспективы создания эффективной системы государственных закупок напрямую зависят от проведения административной реформы, от того, насколько успешно удастся поставить оплату труда чиновников в зави­симость от конечных результатов их деятельности.

Пока же хорошо продуманные, проводящиеся на высоком уровне се­минары, тренинги и курсы по подготовке как специалистов по кон­курсным торгам для государственных заказчиков, так и специалистов по подготовке заявок для потенциальных поставщиков имеют весьма ограниченное воздействие на эффективность системы госзакупок. В реальной жизни все эти знания становятся просто лишними: победитель конкурса известен заранее, задолго до его проведения. Более жесткий контроль за формальной стороной проведения конкурсов, за составле­нием конкурсных заявок и конкурсной документации необходим, одна­ко надо отдавать себе отчет в том, что радикальным образом исправить ситуацию он не сможет.

Извещения о конкурсах, составленные с нарушениями, не должны при­ниматься к публикации в официальном печатном издании (бюллетене «Конкурсные торги»). Поставленные в безвыходное положение госза­казчики будут вынуждены публиковать более полную информацию о конкурсах, что позволит избежать наиболее грубых нарушений.

Информация как таковая — ключевой параметр при увеличении эф­фективности системы государственных закупок. Государственные за­казчики должны публиковать всю информацию о конкурсе в свобод­ном доступе в сети Интернет, притом это должно касаться не только извещений о конкурсах, но и собственно конкурсной документации (заодно исчезнет и проблема оплаты ее стоимости поставщиками), разъяснений и ответов на вопросы поставщиков, протокола конкурсной комиссии. Чем больше информации будет размещено в свободном дос­тупе — тем больше шансов на то, что факт неправильно проведенного конкурса «всплывет на поверхность».

Важная составляющая информационной открытости — развитие сис­темы аудита эффективности бюджетных расходов, открытость инфор­мации о результатах аудиторских проверок. Профессиональный аудит того, насколько эффективно были проведены государственные закупки с точки зрения соотношения затраченных средств и полученных ре­зультатов — это гарантия того, что государственные заказчики поста­раются более аккуратно подходить к проведению конкурсов.

Полезным может стать ограничение возможностей госзаказчиков по размещению госзаказа у государственных организаций и учреждений вообще и подведомственных организаций в частности. Совершенно понятно, что когда победителем конкурса становится учреждение, не­посредственно министерству подведомственное, конкурс теряет всякий смысл, исключая, разве что, ситуацию, когда конкурс проводится меж­ду несколькими учреждениями. Однако даже если заказ будет предос­тавляться негосударственным компаниям, все равно без изменений в мотивации участников конкурса избежать коррупции вряд ли удастся. Просто «откат» будет получен со стороны частной компании, что более рискованно, но осуществимо.

Контроль за проведением конкурса со стороны поставщиков в настоя­щее время достаточно условный. Понятно, что даже если процедура вскрытия конвертов и рассмотрения конкурсных заявок проходит с на­рушениями, опротестовать решение конкурсной комиссии в суде — де­ло крайне затратное, долгое и малоэффективное. На жесткий контроль действий заказчика обычно идут только крупные поставщики, когда контракт стоит того, чтобы за него бороться.

Условием более жесткого контроля со стороны поставщиков будут, со­ответственно, эффективные действия судебной системы или же упол­номоченного контролирующего органа. Первое зависит от успешной судебной реформы, второе — от реформы административной. Наконец, чем больше сами поставщики осведомлены о тонкостях и особенностях конкурсных процедур, чем более они готовы к честной борьбе на кон­курсе, тем более активно они будут защищать свои права в судебных инстанциях. В этом отношении проводимые при поддержке государст­ва программы подготовки кадров в области государственных закупок приносят несомненную пользу, хотя и здесь возникает проблема дове­рия к судебной системе и юридического качества решений, выносимых судами различных инстанций.

В целом получается, что рост эффективности системы государственных закупок зависит от:

•    успешности административной реформы;

•    реформы системы государственных унитарных предприятий и го­сударственных учреждений;

•    судебной реформы;

•    внедрения аудита эффективности бюджетных расходов.

Без реализации этих мер все, что можно сделать — это принудить го­сударственных заказчиков к более ответственному соблюдению фор­мальных требований к проведению конкурсов.

Список литературы

  1. Официальный сайт правительства Республики Армения // http://www.gov.am/ruversion/search.php?site=1&limite=
  2. http://www.nns.ru/archive/banks/1998/01/28/morning/15.html
  3. Сайт: Государственные закупки // http://tria.newmail.ru/basics/glossary.htm
  4. Руководство закупки по займам МБРР и кредитам МАР январь 1995 года (дополненное и переработанное в августе 1996, сентябре 1997 и январе 1999)
  5. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1994. – 480 с.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. проф. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 590 с.
  7. Горбунов С.В. Международный валютный фонд: противоречия капиталистического валютного регулирования. – М.: Международные отношения, 1989.
  8. Доллан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева; Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – Спб.: Литера плюс, 1994. – 406 с.
  9. Доллан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. – СПб: Санкт-Петербург оркестр, 1994.
  10. Дефоссе Г. Фондовая биржа и биржевые операции / Пер. с франц. – М.: Церих. 1992. – 105 с.
  11. Курс экономической теории / Под ред. проф. М. Чепурина, проф. Е. Киселевой. – Киров: МГИМО, 1994.
  12. Линдент П. Экономика мирохозяйственных связей / Общ. ред. и предисл. О.В. Иванова; Пер. с англ. – М.: Прогресс Универс, 1992.
  13. Макконел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / Общ. ред. перевода и предисловия проф. А.А. Пороховского. – М.: Республика, 1992. – с. 320-364.

Приложение

Таблица 1

Схема проведения открытого конкурса

подготовка

Заказчик определяет свои потребности

 

 

 

 

Заказчик определяет организатора конкурса

 

 

 

 

Организатор конкурса проводит подготовку к его проведению

 

 

 

 

привлечение поставщиков

Организатор конкурса публикует в печатных СМИ приглашение к участию в открытом конкурсе

Поставщик из печатных СМИ узнает о намерении заказчика закупить продукцию на открытом конкурсе

 

 

Организатор конкурса направляет поставщику конкурсную документацию

Поставщик запрашивает у организатора конкурса конкурсную документацию

 

 

подготовка конкурсных заявок

 

 

Поставщик готовит конкурсную заявку в соответствии с требованиями, изложенными в конкурсной документации

 

 

Организатор конкурса отвечает на вопросы поставщиков о разъяснении конкурсной документации

Поставщики, при возникновении вопросов по содержанию конкурсной документации, запрашивают организатора конкурса о разъяснении этой документации

 

 

Заказчик в любой момент имеет право изменить конкурсную документацию

Поставщики учитывают внесенные изменения при подготовке своей конкурсной заявки

 

 

представление конкурсных заявок

Организатор конкурса регистрирует полученные конкурсные заявки и выдает расписки обих получении

Поставщики по почте или курьером направляют организатору конкурса свои конкурсные заявки в запечатанных конвертах

 

 

вскрытие конкурсных заявок

Организатор конкурса осуществляет процедуру вскрытия конвертов с конкурсными заявками

Поставщики присутствуют на процедуре вскрытия или получают информацию о ходе и результатах такой процедуры

 

 

оценка конкурсных заявок

Организатор конкурса проверяет правильность оформления и полноту полученных конкурсных заявок

 

 

 

 

Организатор конкурса запрашивает поставщиков с просьбой разъяснить положения их конкурсных заявок, исправляет очевидные ошибки

Поставщики отвечают на запросы организатора конкурса о разъяснении своих конкурсных заявок

 

 

Организатор конкурса оценивает правоспособность и квалификацию поставщиков, оценивает соответствие продукции установленным требованиям

 

 

 

 

Организатор конкурса оценивает техническую и коммерческую часть предложения на поставку продукции

 

 

 

 

Организатор конкурса готовит отчет об оценке конкурсных заявок и представляет его заказчику

 

 

 

 

Заказчик (конкурсная комиссия) принимает решение о выигравшем поставщике (выигравших поставщиках)

 

 

 

 

заключение контрактов на поставку продукции

Организатор конкурса направляет поставщику, представившему наиболее предпочтительную заявку, приглашение к заключению контракта

Поставщик получает приглашение к подписанию контракта и принимает его

 

 

Заказчик подписывает контракт

Поставщик подписывает контракт

 

 

завершающие процедуры

Организатор конкурса публикует извещение о результатах конкурса

 

 

 

 

Организатор конкурса готовит отчетность о проведении конкурса

 

 

Таблица 2

Схема проведения закрытого конкурса

привлечение конкурсных заявок

Заказчик рассылает поставщикам персональные приглашения к участию в закрытом конкурсе

Поставщик из приглашения узнает о намерении заказчика закупить продукцию на закрытом конкурсе

 

 

Заказчик направляет поставщику конкурсную документацию

Поставщик запрашивает у заказчика конкурсную документацию

 

 

подготовка конкурсных заявок

 

 

Поставщик готовит конкурсную заявку в соответствии с требованиями, изложенными в конкурсной документации

 

 

Заказчик в обязательном порядке отвечает на вопросы поставщиков о разъяснении конкурсной документации

Поставщики, при возникновении вопросов по содержанию конкурсной документации, запрашивают заказчика о разъяснении этой документации

 

 

Заказчик в любой момент на любых основаниях имеет право изменить конкурсную документацию

Поставщики учитывают внесенные изменения при подготовке своей конкурсной заявки

 

 

представление конкурсных заявок

Заказчик регистрирует полученные конкурсные заявки и выдает расписки обих получении

Поставщики по почте или курьером направляют заказчику свои конкурсные заявки в запечатанных конвертах

 

 

оценка конкурсных заявок

Заказчик осуществляет процедуру вскрытия конвертов с конкурсными заявками

Поставщики присутствуют на процедуре вскрытия или получают информацию о ходе и результатах такой процедуры

 

 

Заказчик проверяет правильность оформления и полноту полученных конкурсных заявок

 

 

 

 

Заказчик запрашивает поставщиков с просьбой разъяснить положения их конкурсных заявок, исправляет очевидные ошибки

Поставщики отвечают на запросы заказчика о разъяснении своих конкурсных заявок, соглашаются с исправлением ошибок или отказываются от таких исправлений

 

 

Заказчик оценивает правоспособность и квалификацию поставщиков

 

 

 

 

Заказчик оценивает техническую и коммерческую часть предложения на поставку продукции

 

 

 

 

Заказчик ранжирует конкурсные заявки в порядке предпочтительности

 

 

 

 

заключение контрактов на поставку продукции

Заказчик направляет поставщику, представившему наиболее предпочтительную заявку, приглашение к заключению контракта

Поставщик получает приглашение к подписанию контракта и принимает его

Заказчик подписывает контракт

Поставщик подписывает контракт

 

 

Заказчик извещает поставщиков-участников конкурса о подписанном контракте

 

Таблица 3

Двухэтапный конкурс

привлечение конкурсных заявок

Заказчик рассылает поставщикам персональные приглашения к участию в двухэтапном конкурсе

Поставщик из приглашения узнает о намерении заказчика закупить продукцию на двухэтапном конкурсе

 

 

Заказчик направляет поставщику конкурсную документацию

Поставщик запрашивает у заказчика конкурсную документацию

 

 

подготовка первоначальных конкурсных заявок

 

 

Поставщики готовят первоначальные конкурсные заявки в соответствии с требованиями, изложенными в конкурсной документации

 

 

Заказчик в обязательном порядке отвечает на вопросы поставщиков о разъяснении конкурсной документации

Поставщики, при возникновении вопросов по содержанию конкурсной документации, запрашивают заказчика о разъяснении этой документации

 

 

Заказчик в любой момент на любых основаниях имеет право изменить конкурсную документацию

Поставщики учитывают внесенные изменения при подготовке своей конкурсной заявки

 

 

I этап. Представление первоначальных конкурсных заявок. Переговоры

Заказчик регистрирует полученные первоначальные конкурсные заявки и выдает расписки обих получении

Поставщики по почте или курьером направляют заказчику свои первоначальные конкурсные заявки

 

 

Заказчик изучает первоначальные конкурсные заявки. При необходимости проводит переговоры с поставщиками

Поставщики участвует в переговорах (в случае проведения таковых)

 

 

Заказчик по результатам оценки первоначальных конкурсных заявок и переговоров с поставщиками (в случае проведения таковых) готовит изменения в первоначально установленные технические требования

 

 

 

 

Заказчик направляет поставщикам новые технические требования и просит представить окончательные конкурсные заявки

Поставщики готовят окончательные конкурсные заявки в соответствии с новыми техническими требованиями или отказываются от дальнейшего участия в процедуре конкурса

 

 

II этап. Представление окончательных конкурсных заявок. Оценка окончательных конкурсных заявок и определение победителей конкурса

Заказчик принимает окончательные конкурсные заявки и выдает расписку обих получении

Поставщики представляют окончательные конкурсные заявки

 

 

Заказчик осуществляет процедуру вскрытия конвертов с окончательными конкурсными заявками

Поставщики присутствуют на процедуре вскрытия или получают информацию о результатах такой процедуры

 

 

Заказчик проверяет правильность оформления и полноту полученных конкурсных заявок

 

 

 

 

Заказчик запрашивает поставщиков с просьбой разъяснить положения их конкурсных заявок, исправляет очевидные ошибки

Поставщики отвечают на запросы заказчика о разъяснении своих конкурсных заявок, соглашаются с исправлением ошибок или отказываются от таких исправлений

 

 

Заказчик оценивает правоспособность и квалификацию поставщиков

 

 

 

 

Заказчик оценивает техническую и коммерческую часть окончательных конкурсных заявок

 

 

 

 

Заказчик ранжирует конкурсные заявки в порядке предпочтительности

 

 

 

 

заключение контрактов на поставку продукции

Заказчик направляет поставщику, представившему наиболее предпочтительную заявку, приглашение к заключению контракта

Поставщик получает приглашение к подписанию контракта и принимает его

 

 

Заказчик подписывает контракт

Поставщик подписывает контракт

 

 

Заказчик извещает поставщиков-участников конкурса о подписанном контракте

 

Таблица 4

Процедура запроса котировок

направление запроса о ценах

Заказчик рассылает поставщикам запрос о ценах на продукцию, в котором содержаться все существенные условия поставки продукции и требования к ней, а также форма ценовой котировки и проект контракта

Поставщик получает запрос о ценах

 

 

подготовка ценовых котировок

 

 

Поставщик готовит ценовую котировку в соответствии с требованиями, изложенными в запросе о ценах

 

 

подача ценовых котировок

Заказчик принимает ценовые котировки

Поставщики по почте, курьером или используя электронные средства связи направляют заказчику свои ценовые котировки

 

 

оценка ценовых котировок

Заказчик проверяет правильность оформления ценовых котировок

 

 

 

 

Заказчик оценивает ценовые котировки и определяет наилучшую ценовую котировку (как правило, с наименьшей ценой)

 

 

 

 

заключение контракта на поставку продукции

Заказчик направляет поставщику, представившему наилучшую ценовую котировку, приглашение к заключению контракта

Поставщик получает приглашение к заключению контракта и принимает его

 

 

Заказчик подписывает контракт

Поставщик подписывает контракт

 

 

Заказчик извещает поставщиков-участников конкурса о подписанном контракте

Таблица 5

Процедура закупки из единственного источника

направление запроса о поставках продукции

Заказчик направляет поставщику запрос о поставке продукции

Поставщик получает запрос о продукции

 

 

подготовка предложения на поставку продукции

 

 

Поставщик готовит предложение на поставку продукции

 

 

подача предложения на поставку продукции

Заказчик изучает полученное предложение; при необходимости проводит переговоры с поставщиком

Поставщики подает предложение на поставку продукции

 

 

заключение контракта на поставку продукции

Заказчик готовит проект контракта и направляет его поставщику

Поставщик получает проект контракта

 

 

Заказчик подписывает контракт

Поставщик подписывает контракт