ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 6

1.1. Методологические основы разработки управленческого решения. 6

1.2. Процесс принятия решений. 10

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАДРОВОГО КОНКУРСА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ.. 17

2.1. Характеристика Департамента организации управления администрации Новосибирской области. 17

2.2. Технология принятия управленческих решений по организации и проведению конкурсного отбора в администрации  Новосибирской области. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 28

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В наиболее общем виде теория принятия решений представляет собой раздел науки управления, включающий исследование проблем постановки цели и задачи, определение критериев и показателей информационного обеспечения вариантов решения и их оптимизацию.

Каждому человеку приходится ежедневно принимать решения. Это и малозначащие решения, принимаемые без систематического продумывания, и достаточно важные, которые принимают после размышлений, длящихся часами, днями, неделями. Однако в управлении принятие решения - более систематический процесс. Ответственность за принятие важного организационного решения требует от руководителя действовать более рационально, подробнее ознакомиться с всеобщностью оптимального выбора, его органической взаимосвязью с процессом управления и важными характеристиками организационных решений. Решения могут приниматься в различных областях деятельности организации, например, регулирование сбыта, проведение мероприятия, структурные изменения организации, решения по персоналу и т.д.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого , кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Любая организация испытывает потребность в непрерывной работе с кадрами, поэтому управленческие решения, связанные с организацией и управлением деятельности персонала, во многом определяют эффективность функционирования организации.

Технологизация процессов работы с персоналом затрагивает не только коммерческий сектор экономики, а также находит отражение в системе государственного управления. Это связано, в первую очередь с тем, что органы власти являются важнейшим инструментом преобразований в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности и т.п.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также созданные на его основе нормативные правовые акты определяют кадровые технологии, применение которых необходимо на государственной гражданской службе. Среди них - открытый кадровый конкурс. Подбор кадров на конкурсной основе позволяет обеспечить кадровый состав государственной службы высокопрофессиональными кадрами. Конкурсы на государственные должности проводятся в различных государственных структурах около 10 лет. Однако только в последнее время удалось подойти к созданию гибкой, экономичной и простой в применении технологии.

Изученность. Технологии подготовки и принятию решений в своих работах внимание уделяют Мескон М.Х., Литвак Б.Г., Глущенко В.В, Смирнов Э.А, Ременников В.В, Карданская Н.Л и др. Они рассматривают технологию подготовки управленческих решений как составную часть процесса управления, без которой сложно эффективно руководит любой организацией.

Объектом работы являются управленческие решения. Предметом – технология подготовки и реализации управленческого решения на примере администрации Новосибирской области.

Цель работы – теоретическое и практическое изучение технологии подготовки и реализации управленческого решения на примере администрации Новосибирской области.

Задачи, поставленные в соответствии с целью, заключаются в следующем:

-         определить основные понятия теории принятия управленческих решений;

-         изучить технологию процесса принятия управленческих решений;

-         построить сетевой график процесса реализации управленческих решений в администрации Новосибирской области.

Методы исследования – анализ теоретических источников, анализ документов, математические методы, метод планирования деятельности, сетевое моделирование.

Во введении обозначены актуальность, изученность, предмет, объект, цель, задачи, методы исследования.

В первой главе данной работы «Теоретические аспекты теории принятия управленческих решений» представлены основные понятия теории принятия решений, приведена классификация управленческих решений, описана технология процесса принятия решений.

Во второй главе представлена технология подготовки и реализации  решений на примере администрации Новосибирской области, включающая планирование реализации принятого решение и построение сетевой модели.

В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.

Приложение содержит необходимые дополнительные материалы в табличном и графическом представлении

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Методологические основы разработки управленческого решения

Научное изучение процесса разработки и принятия решений было начато только во второй половине ЧЧ века в рамках теории игр и статистики. Вместе с тем особая роль решений в жизни человека и общества осознавалась очень давно. Решение является центральным элементом целенаправленной человеческой деятельности, всегда находившейся в центре внимания философов и ученых. В философии осмысляется возможность рационального, целенаправленного поведения и, соответственно, решается вопрос о возможности принятия решения.

Теория принятия решения как самостоятельное научное направление берет свое начало с работ американских ученых Дж. Фон Неймана и О.Моргенштейна. Эти авторы издали в 1944 г. Небольшую книгу, посвященную разработанной ими теории игр и теории полезности, предложив тем самым первые формализованные модели действия человека в процессе принятия решений.

Характеризуя управленческое решение, необходимо отметить его центральное место в процессе управления. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует непрерывность процесса управления.

Структура решения в целом соответствует структуре управления. Будем понимать управление как процесс воздействия субъекта на объект, направленное на упорядочивание, сохранение, разрушение или изменение объекта в соответствии с поставленной целью.

Можно представить данное понимание процессов управления и принятия решения в виде схемы на рис.1.

 

Рис.1 Схема процессов управления и принятия решений

На данной схеме верхний ряд представляет структуру процесса управления, а нижний – логику управленческого решения, которое также направлено на изменение объекта управления.

Можно показать роль и место принятия решений в процессе управления организацией, определив управление как процесс планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Эти функции объединены между собой двумя связующими процессами: обмена информацией и принятием решений. Согласно данному подходу, описанному в учебнике М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента»[1],процессы управления и принятия решений тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. При этом процесс принятия решения не является одним из этапов управления, а «пронизывает» весь процесс, осуществляясь непрерывно при реализации каждой функции управления. Для подтверждения этого приведен примеры решений, которые принимают руководители при осуществлении функций управления.

В процессе планирования принимаются решения:

·        о миссии и целях организации;

·        о планах деятельности организации и подразделений;

·        о реакции на различные состояния внешней среды;

·        о стратегии и тактике достижения целей организации.

В процессе организации и координации деятельности принимаются решения:

·        об организационной структуре;

·        о координации деятельности подразделений;

·        о реорганизации подразделений.

В процессе мотивации принимаются решения:

·        о выявлении степени удовлетворенности сотрудников условиями труда, оплатой труда;

·        о поощрении или наказании сотрудников;

·        о мерах повышения производительности труда.

В процессе контроля принимаются решения:

·        о разработке критериев оценки результатов работы;

·        о введении процедур контроля;

·        об определении периодичности контроля.

Данные примеры показывают, что принятие решений сопровождает всю деятельность руководителя.

Понятийная база теории управленческих решений складывалась из терминов, разработанных в различных сферах: математики, психологии, теории управления и пр. Поэтому многие понятия многозначны. Обозначим основные трактовки используемых понятий.

Решение – выбор одного из возможных альтернативных вариантов, осуществляемых лицом, принимающим решение и направленный на достижение поставленной цели.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) – человек или группа лиц, наделенных необходимыми полномочиями для принятия решения и несущих за него ответственность.

Проблема – несоответствие желаемого, идеального состояния объекта управления и реального положения, зафиксированного ЛПР.

Проблемная ситуация – проблема в контексте реальных обстоятельств и условий.

Внешняя ситуация – совокупность элементов и факторов проблемной ситуации.

Цель – желаемое для ЛПР состояние объекта управления или проблемной ситуации.

Варианты – невзаимоисключающие способы решения проблемы.

Альтернативы – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Критерий выбора – основание выбора альтернатив или определение предпочтения вариантов.

Правило выбора альтернатив – принципы или методы выбора альтернатив или вариантов решения.

Допустимое решение – решение, удовлетворяющее существующим ограничениям.

Оптимальное решение – наилучшее решение, достигнувшее экстремума целевой функции по принятым критериям.

Эффективное решение – наилучшее решение с минимумом затрат.

Возможные исходы – возможные последствия реализации тех или иных вариантов или альтернатив.

Для принятия управленческого решения зависит от вида решения. При принятии решения ЛПР должен точно представлять какого именно вида должно быть планируемое решение. Классифицировать решения можно по различным основаниям. Возможные типы решений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация решений

Основание классификации

Типы решений

Ведущий психологический фактор

Волевые

Эмоциональные

Интеллектуальные

Методы принятия решений

Интуитивные

Основанные на суждении

Рациональные

Степень структурированности проблемы

Неструктурированные

Слабоструктурированные

Структурированные

Степень повторяемости

Стандартные/нестандартные

Типичные/нетипичные

Степень запрограммированности

Запрограммированные

Незапрограммированные

Специфика ЛПР

Коллективные

Индивидуальные

Степень неопределенности проблемной ситуации

Определенные (детерминистические)

Неопределенные

Рискованные

Срок реализации и степень воздействия на будущее

Оперативные

Тактические

Стратегические

Сфера реализации

Технические, правовые

административные, политические

экономические, технологические

Степень новизны

Адаптивные

Инновационные

Возможность корректировки

Корректируемые

Некорректируемые (обратимые/ необратимые)

Масштаб воздействия

Локальные

               Региональные

              Федеральные

Глобальные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

многокритериальные

Способ фиксации

Документированные

Недокументированные

Теперь перейдем к рассмотрению основных этапов технологии подготовки и реализации управленческих решений.

1.2. Процесс принятия решений

Принятие управленческих решений в сложных ситуациях требует применения рациональных технологий, состоящих из последовательности взаимосвязанных этапов. Эти этапы описывают нормативный процесс принятия решений, который обозначают также понимание процессуального инварианта, т.е. некоторой стандартной и неизменной последовательности шагов, который должен сделать руководитель, чтобы принять рациональное решение.

Методологической основой разработки технологии принятия решений является системный подход, который применительно к данной проблеме реализуется в форме «системного анализа». Системный анализ обычно рассматривается как упорядочивание или структуризация проблемы. Реализация системного анализа предполагает формирование пошаговой технологии процесса разработки решения, его основные этапы.

Под технологией принятия решений понимается состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и анализа альтернатив.[2]

Обычно процесс принятия решений охватывает три основных фазы: подготовка, принятие и реализация. Так, Г.Саймон выделяет и описывает три этапа:

1.     Поиск причин, вызывающих необходимость принятия решений, разведывательная деятельность.

2.     Продумывание, развитие и анализ возможных направлений деятельности – проектная деятельность.

3.     Выбор определенного курса деятельности из возможных – деятельность по выбору.

В учебнике М.Мескона и др. производиться более детальное разбиение процесса принятия решения:

1.     Диагностика проблемы;

2.     Формулировка ограничений и критериев принятия решений;

3.     Определение альтернатив;

4.     Оценка альтернатив;

5.     Выбор альтернатив;

6.     Реализация альтернативы;

7.     Получение обратной связи и корректировка решения.

Как видно, различные авторы предлагают свой набор этих этапов. Попытаемся обобщить описанные в литературе методики процесса принятия решений с максимальной детализацией, включая моменты прогнозирования, оценки результатов и т.д., а также составить и описать последовательность этапов разработки и реализации управленческих решений.

1.     Обнаружение проблемы. Предполагает получение информации о ситуации. Эта информация должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Информация не должна быть избыточной, т.к. при этом возникает проблема отбора действительно важной для своевременного принятия управленческого решения. На данном этапе происходят определение и фиксация симптомов проблемы. Определение симптомов позволяет установить наличие проблемы, но не отвечает на вопрос о причинах ее возникновения.

2.     Анализ причин и постановка диагноза. Причины следует искать среди факторов, которые влияют на эффективность операций в организации. Например, Кулагин О.А. говорит о трех группах: качество ресурсов; способы их применения; и условия их применения. Сбор полезной и достоверной информации о значении этих факторов и составляет сущность диагноза проблемы.[3]

3.     Постановка целей. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку при реальном управлении приходиться осуществлять выбор. Важно при определении целей четко представлять возможные пути их достижения. При определении целей необходимо учитывать, что они должны соответствовать определенным требованиям, таким как: комплексность, системность, согласованность, достижимость, конкретность, гибкость.

4.     Поиск альтернатив. На данном этапе желательно выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы, только в этом случае решение может быть оптимальным. При поиске и генерировании альтернатив управленческих решений должны в полной мере использоваться информация о ситуации принятия решения, результаты анализа и диагностики ситуации.

5.     Прогнозирование последствий реализации альтернатив. Принятие решений невозможно или неэффективно без учета изменения внешней среды, определения последствий реализации выбранных альтернатив. Предметом прогнозирования могут выступать перспективы развития явлений, их вероятностное состояние. Как правило, прогнозирование при принятии управленческих решений подразумевает разработку сценариев развития ситуации, цель которых – дать ЛПР ключ к пониманию ситуации и наиболее вероятного ее развития.

6.     Выбор критерия оценки альтернатив. Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет производиться сравнение альтернатив и выбор лучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора.

7.     Оценка и выбор альтернатив. Разработав возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е. сравнить достоинства и недостатки каждой альтернативы. Для такого сопоставления необходимо воспользоваться критериями, установленными на предыдущем этапе. С их помощью производится выбор наилучшей альтернативы.[4] При принятии сложных, многоаспектных решений роль оценочных суждений специалистов, профессионально владеющих проблемами, по которым принимается решение, значительно возрастает.

8.     Принятие решения. Обладая правом окончательного выбора и в полной мере неся ответственность за принятое решение, ЛПР отдает предпочтение тому или иному альтернативному варианту решения.

9.     Управление реализацией решения. Решение принято. Однако не менее важная задача – добиться его успешной реализации. Для этого надо выработать план действий, последовательности их осуществления, намеченных сроков. Ход реализации должен постоянно отслеживаться, изменения внешних условий и отклонения должны фиксироваться и анализироваться. Для успешной реализации принимаемых решений организация должна иметь механизм их осуществления. Сложность организации осуществления решения заключается в необходимости координировать множество взаимосвязанных, одновременно выполняемых управленческих решений, находящихся на различных стадиях реализации.

10.           Контроль реализации. Обеспечение эффективной деятельности организации предполагает непрерывный контроль за ходом реализации принятых решений. Непрерывный мониторинг запланированных действий позволяет при необходимости своевременно корректировать как план, так и наметившиеся изменения.

11.           Оценка результатов решения. Реализованный план управленческих воздействий должны подвергаться тщательному анализу с целью оценки результатов. Этот процесс предполагает: определение сильных и слабых мест принятия решения и планов их реализации; дополнительные возможности и перспективы. Руководитель должен сделать соответствующие выводы и учесть их при принятии последующих решений.

Для реализации каждого этапа необходимо использовать определенные методы. Методы представляют собой конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема, разработано управленческое решение.

Применение тех или иных методов зависит от решаемой проблемы, поставленной цели, возможностей и ресурсов ЛПР и внешней ситуации. Анализ литературных источников позволил составить сводную таблицу, отражающую разнообразие методов теории принятия решений в зависимости от осуществления того или иного этапа.

Таблица 1

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭТАПАХ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Этапы принятия решения

Методы

1.      Обнаружение проблемы.

·      Анализ информации;

·      Сбор информации о функционировании объекта управления.

2.      Анализ причин и постановка диагноза

·        SWOT- анализ;

·        Определение типа проблем;

·        Статистические методы;

·        Экспертные оценки.

3.      Постановка целей

·        Дерево целей;

·        Программно-целевой подход;

·        Моделирование.

4.      Поиск альтернатив

·        Экспертные оценки;

·        Системный анализ;

·        SWOT- анализ;

·        Дерево мероприятий (дерево решений);

·        Метод «мозговой атаки».

5.      Прогнозирование последствий реализации альтернатив

Фактографические и экспертные методы прогнозирования (метод «Дельфи», метод прогнозного сценария, метод морфологического анализа)

6.      Выбор критерия оценки альтернатив

·        Определение коэффициентов относительной важности;

·        Метод деревьев критериев;

·        Методы количественных характеристик целей.

7.      Оценка и выбор альтернатив

·        Методы нормативной теории принятия решений (платежная матрица, метод максимина, метод матрицы «сожалений»);

·        Экспертные оценки;

·        Методы «затраты-выгоды», «стоимость - эффективность».

8.      Принятие решения

·        Сетевые графики;

·        Диаграмма Ганта.

9.      Управление реализацией решения

Все управленческие методы

10. Контроль реализации

·        Сетевые графики;

·        Диаграмма Ганта.

11. Оценка результатов решения

·        Методы «затраты-выгоды», «стоимость - эффективность»;

·        Социологические и маркетинговые исследования.

В теории принятия управленческих решений также надо обратить внимание на технологию принятия стратегических решений. Стратегические решения, принимаемые в организации, - это решения, определяющее долговременную перспективу ее развития, стратегические решения принимаются в рамках стратегического управления.

По своей общей логике технологии разработки стратегических решений совпадают со структурой процесса разработки управленческих решений вообще. Однако при разработке стратегического решения необходимо особо обратить внимание на исследования ряда вопросов:

1.     Выявление стратегических интересов лиц, принимающих решение о создании или изменении стратегии организации. Важно при этом различать провозглашаемые и глубинные интересы. Необходимо произвести оценку сравнительной важности глубинных интересов всех разработчиков стратегии. Важно, чтобы эти интересы в значительной степени совпадали.

2.     Параллельно с выявлением собственных потребностей необходимо произвести анализ и прогноз внутренней и внешней среды организации. Во внешней среде выделяют макроокружение, непосредственное окружение. При анализе внешней среды производиться выявление сильных и слабых сторон организации и возможности, предоставляемые средой (SWOT- анализ).

3.     Определение ожидаемых основных результатов деятельности организации. При этом необходимо определить ожидаемые даты получения результата, вероятность их получения и их сравнительная важность.

4.     Определение технологий, которыми результаты могут быть достигнуты.

5.     Представление информации о ресурсах, необходимых для достижения ожидаемого результата. При этом необходимо сопоставить ожидаемые результаты, используемые технологии, необходимые виды ресурсов и необходимые объемы ресурсов.

6.     Определить цели стратегического управления, сопоставив ожидаемые результаты, организационные структуры и руководителей, которым делегируются определенные полномочия. Необходимо также определить приоритеты реализации целей, выявить существующие риски, альтернативные цели.

В следующей главе речь пойдет о технологии подготовки и реализации управленческого решения на примере проведения конкурса на замещение вакантной должности в администрации Новосибирской области.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАДРОВОГО КОНКУРСА АДМИНИСТРАЦИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Характеристика Департамента организации управления администрации Новосибирской области

Организация конкурсного отбора в администрации Новосибирской области является одной из функций департамента организации управления администрации Новосибирской области.

Департамент организации управления администрации Новосибирской области (далее - департамент) является структурным подразделением администрации области.

Департамент создан с целью организации деятельности администрации области, обеспечения ее взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организации государственной гражданской службы и проведения эффективной кадровой политики Губернатора области.

Согласно Положению о данном департаменте (см. Приложение) его основными задачами являются:

1.     Организация взаимодействия администрации области с органами местного самоуправления, органами государственной власти области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов социально-экономического развития области.

2.     Организационное обеспечение мероприятий, проводимых администрацией области.

3.     Координация работы по проведению административной реформы, реформы местного самоуправления, реформированию и повышению эффективности государственной гражданской службы, развитию кадрового потенциала государственной гражданской и муниципальной службы.

4.     Организация государственной гражданской службы Новосибирской области.

Функциями департамента по вопросам кадрового обеспечения деятельности администрации являются.

1.     Подготовка проектов постановлений и распоряжений губернатора области по вопросам:

·        планирования деятельности администрации области;

·        назначения на должности и освобождения от должностей в администрации области;

·        прохождения государственной гражданской службы Новосибирской области; организации обучения государственных гражданских и муниципальных служащих;

·        организации государственной гражданской службы Новосибирской области;

·        награждения наградами области, Почетной грамотой администрации области и объявления Благодарности главы администрации области.

2.     Организация:

·        кадрового делопроизводства в администрации области;

·        обучения государственных гражданских и муниципальных служащих, глав муниципальных образований;

·        проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, аттестации государственных гражданских служащих, квалификационных экзаменов для присвоения классных чинов государственным гражданским служащим в администрации области.

3.     Разработка:

·        положений и рекомендаций по вопросам поступления на государственную гражданскую службу, прохождения государственной и муниципальной службы, организации кадровой работы, работы с кадровым резервом на государственной гражданской службе, оценки кадров и их служебной деятельности;

·        программ повышения профессионализма государственных и муниципальных служащих, глав муниципальных образований;

·        методических рекомендаций по вопросам кадрового делопроизводства в органах государственной власти области и органах местного самоуправления;

·        плана работы администрации области, календарного плана основных областных мероприятий.

Департамент возглавляет руководитель департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Губернатора области в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации и Новосибирской области (далее – действующим законодательством). Руководитель департамента имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности распоряжением Губернатора области в соответствии с действующим законодательством. Сотрудники департамента принимаются (назначаются) на должности в порядке, установленном в администрации области, и в соответствии с действующим законодательством.

Структура и штатная численность департамента утверждается постановлением Губернатора области. Согласно этому документу в департамент входят следующие отделы:

-         отдел государственной службы и кадров;

-         организационный отдел;

-         отдел по работе с органами местного самоуправления.

Таблица 2

Структура Департамента организации управления

Руководитель департамента

Заместитель руководителя департамента

Ведущий специалист

Организационный отдел

Отдел по работе с органами местного самоуправления

Отдел государственной службы и кадров

Начальник отдела

Начальник отдела

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Заместитель начальника отдела

Консультант

Консультант

Консультант

Главный специалист

Главный специалист

Главный специалист

Ведущий специалист

Итого по департаменту штатная численность работников составляет 33

Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области, а также настоящим Положением.

2.2. Технология принятия управленческих решений по организации и проведению конкурсного отбора в администрации  Новосибирской области

В настоящее время в органах государственной власти особое внимание уделяется конкурсу на замещение вакантной должности как кадровой технологии позволяющей обеспечить кадровый состав профессиональными работниками.

Для решения проблем по обеспечению кадрового состава органов государственной власти Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет следующие кадровые технологии:

·        проведение конкурса на замещение вакантной должности;

·        замещение вакантной должности из кадрового резерва;

·        назначение на должность.

Выбор одной из указанных технологий в рамках проводимого исследования является одним из управленческих решений, которое необходимо принимать для решения проблемы обеспечения кадрового состава органов государственной власти. В данной работе мы будем исследовать конкурс на замещение вакантной должности.

Конкурс на замещение вакантной должности – определенный порядок занятия должности, осуществляемый в целях систематического улучшения состава кадров, при котором право выбора работника из числа претендентов принадлежит не администрации, а совету организации, что обеспечивает объективность оценки деловых качеств кандидатов на должность[5].

Технология подготовки и проведения конкурса на замещение вакантной должности обычно состоит из трех этапов: подготовительного, основного, заключительного.

На подготовительном этапе принимается решение о необходимости проведения конкурса, создается конкурсная комиссия, разрабатываются и утверждаются документы, регламентирующие порядок и условия проведения конкурса, работы комиссии, оценки кандидатов, публикуются объявления о начале конкурса, осуществляется привлечение кандидатов и первичное рассмотрение документов. Подготовительный этап заканчивается определением списка кандидатов на участие в конкурсе. В ходе основного этапа происходит сбор информации о кандидатах, подведение промежуточных итогов, принятие решения о допуске конкурсантов к участию в следующих конкурсных испытаниях, подведение итогов. Заключительный этап включает в себя подведение итогов, легитимизацию и оглашение результатов конкурса, оповещение общественности, прием и рассмотрение апелляций, утверждение результатов.

Порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы закреплены в Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, которое утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 (далее - Положение).

В рамках этого Положения представлены:

-         задачи конкурса;

-         организационные аспекты проведения конкурса;

-         правила принятия решения;

-         порядок проведения конкурса;

-         некоторые аспекты методического обеспечения конкурса.

Это Положение задает общую схему проведения этапов конкурсного отбора. Конкретный порядок проведения мероприятий, методы и процедуры конкурсного отбора должны быть наиболее подробно закреплены в локальных нормативных документах органов государственной власти. В данном случае это одно из подразделений администрации Новосибирской области.

В рамках данной работы схему проведения этапов конкурса на замещение вакантной должности можно представить следующим образом (см. Приложение). Как показывает схема процесс проведения конкурса, не так прост, потому что существует необходимость создания определенного органа (конкурсной комиссии), разработка определенного набора документации, необходимой для проведения конкурса, а также организации работ по оценки кандидатов на вакантную должность.

Поэтому для того чтобы данный процесс был выстроен должным образом, причем без упущения всех важных элементов необходимо выстроить дерево целей, которое должно плавно вытекать из перечисленных этапов проведения конкурсного отбора.

Замещение вакантной должности

Найти совокупность

кандидатов

Выбрать одного кандидата

Назначение

на должность

Организовать конкурс

 

Провести первичный анализ документов

 
       

 

Рис.1 Дерево целей для принятия управленческого решения о замещении вакантной должности

Для принятия управленческого решения по исследуемой проблеме ЛПР (в данном случае это конкурсная комиссия) необходимо достичь всех целей присутствующих на дереве целей.

После определения целей главное составить план действий, т.е. определить во времени выполнения работ. Реализация принятых решений невозможна без составления плана выполнения работ. Перечень необходимых работ логически вытекает из дерева целей, путем конкретизации необходимых действий и обозначены в Таблице 3.

Таблица 3

Карточка-определитель

п/п

Наименование операции

Срок

(дни)

Исполнители

1

Подготовка приказа о проведении конкурса

3

Кадровая служба

2

Разработка и утверждение Положения о конкурсе на конкретную должность

7

Администрация, кадровая служба

3

Формирование конкурсной комиссии

7

Администрация, кадровая служба

4

Организационное заседание конкурсной комиссии с целью утверждения процедуры

1

Председатель конкурсной комиссии

5

Разработка критериев оценки первичного отбора

3

Кадровая служба,

привлеченные специалисты

6

Подготовка и публикация объявления о проведении конкурса в СМИ

7

Кадровая служба

7

Прием документов

30

Рабочая группа

8

Разработка критериев оценки кандидатов на данную должность и проектирование методов оценки

7

Кадровая служба,

привлеченные специалисты

9

Первичный отбор кандидатов

30

Конкурсная комиссия

10

Оценка кандидатов

(Тестирование, Групповые упражнения, собеседование)

5

Рабочая группа

Привлеченные специалисты

руководители

14

Подведение итогов, принятие решения на заседании комиссии

1

Конкурсная комиссия

Сетевое планирование позволяет наглядно представить взаимосвязь отдельных элементов системы, определить те работы, которые лимитируют выполнение других работ и всего плана в целом. План в этом случае изображается в виде сетевого графика. Основными элементами такой модели являются: работа, событие, продолжительность работы, различные виды путей.

В Приложении приведен сетевой график, отражающий технологию проведения конкурса на замещение вакантной должности в департаменте организации управления администрации Новосибирской области.

Параллельными являются работы:

·        разработка критериев первичного отбора и подготовка и публикация объявления;

·        первичный отбор и прием документов

·        разработка критериев оценки кандидатов на данную должность и проектирование методов оценки параллельна всем выше указанным.

Критическим путем в сетевом планировании называется путь наибольшей длины между исходным и завершающим событиями. Критический путь определяет возможность выполнения работы в желаемые сроки. В нашем случае это путь: 1-2-3-4-7-8-9, обозначенный на графике жирной линией.

В результате построения сетевой модели проведения конкурса на замещение должности можно убедиться, что деятельность департамента по организации конкурса укладывается в запланированные сроки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы были изучены теоретические аспекты процесса разработки управленческих решений:

·        основные понятия теории принятия решений;

·        этапы процесса принятия решений;

·        методы применяемые на этапах разработки и реализации управленческих решений.

На основе этого материала можно сделать следующие выводы:

1.     Необходимость принятия решения объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления.

2.     Принятие решения – не одномоментный акт, результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру.

3.     Процесс принятия решений – циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на решение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализация.

Анализ литературных источников о применении теории принятия управленческих решений в сфере кадрового обеспечения деятельности показал что в настоящее время организации организуют работу с персоналом на основе реализации определенных кадровых технологий.

Кадровые технологии являются одним из современных методов управления персоналом, поскольку обеспечивают достижение целей организации, посредством эффективного использования ее кадрового потенциала.

В государственных органах идет внедрение в управлении рассмотренных технологий. Причем отличительной особенность в данном случае является законодательное закрепление форм, процедур и других элементов технологий.

Особое внимание уделяется проведению открытых кадровых конкурсов в органах государственной власти, это обусловлено проходящей в нашей стране административной реформы. Принятие управленческих решений в области конкурсного отбора способствует обеспечению профессиональными работниками деятельности органов государственной власти.

Практическая часть данной работы состоявшая в проектировании процесса подготовки и планирования решений по кадровому составу, показала реальность использования органами государственной власти таких методов теории принятия решений как дерево целей, планирования и построение сетевых моделей.

На основе этого можно сказать, что сетевое планирование позволяет установить логические взаимосвязи и взаимообусловленность работ, а также оценить время выполнения соответствующих работ и плана в целом. Поэтому система сетевого планирования нашла широкое применение в различных отраслях. Причем метод построения сетевых моделей допускает возможную корректировку, как самих работ, так и времени необходимого для их реализации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г.

2.     О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации. Указ Президента РФ N 112 от 1 февраля 2005 г.

3.     Аксенова Е.А., Базаров Т.Ю. Управление персоналом в системе государственной службы: Учеб.пособие – М.: ИПК госслужбы, 1997

4.     Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. – Железнодорожный, Моск. обл., 1997

5.     Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом/ Под общей ред. В.П.Иванова – М.: Изд-во «Известия», 2003

6.     Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Уч. Пособие. – М.: Деловая лит-ра, 1998.

7.     Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: Учеб.пособие. – СПб., 2001

8.     Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2001

9.     Магура М. И., Курбатова М. Б. Современные персонал - технологии. – М.: Бизнес – школа Интел – Синтез, 2001

10.           Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992

11.           Ременников В.В. Разработка управленческого решения. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000

12.           Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений – М., 2002

13.           Управление персоналом государственной службы. Под ред. Е.В. Охотского. – М., 1997

14.           Управление персоналом: энциклопедический словарь/под ред. А.Я.Кибанова.- М., 1998

15.           Эддоус М. Методы принятия решений – М., 1997

Глущенко В.В Смирнов Э.А Ременников В.В Карданская Н.Л

ПРИЛОЖЕНИЕ


[1] Мескон М. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997

[2] Ременников В.В. Разработка управленческого решения. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000 - с.60

[3] Кулагин О.А. Принятие решений в организациях: Учеб.пособие. – СПб., 2001

[4] Ременников В.В. Разработка управленческого решения. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000 - с.42

[5]Управление персоналом: энциклопедический словарь/под ред. А.Я.Кибанова.- М., 1998 – С.245