Содержание
1. Сущность, задачи, функции оптовой торговли. 3
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство. 10
Список использованных источников. 15
1. Сущность, задачи, функции оптовой торговли
Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда - как вид хозяйственной деятельности представляет собой процесс реализации конечному потребителю товаров, приобретенных или взятых на комиссию с целью последующей продажи.
Процесс развития торговли способствовал обособлению сферы обращения и выделению в ней отдельных отраслей – оптовой и розничной торговли. В связи с этим, возникает необходимость четкого определения понятия оптовой торговли и его отличий от розничной торговли.
Оптовая торговля предшествует розничной, в результате оптовой продажи товары не переходят в сферу личного потребления, они либо поступают в производственное потребление, либо приобретаются розничной торговлей для реализации населению.
Процесс обращения товаров и доведение их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети. Т.е., при розничной торговле товар предназначен для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Оптовые продавцы отличаются от розничных по ряду характеристик:
- Оптовые сделки, как правило, - крупные, торговая зона – большая;
- Оптовые предприятия, как правило, имеют дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем;
- Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве.
- Оптовую торговлю можно рассматривать в контексте макро - и микроэкономики. Макроэкономический аспект организации оптовой торговли предполагает[1]:
- исследование внутриотраслевого состава сферы обращения;
- анализ видового состава и структуры оптовых предприятий различных сфер экономики.
Микроэкономический анализ оптовой торговли охватывает изучение вопросов внутренней организации оптовых фирм и предприятий.
Сегодня значение оптовой торговли не вызывает никаких сомнений. Сущность этой сферы деятельности состоит в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, нужном ассортименте и необходимом количестве.
Оптовая торговля - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях меняющихся потребностей рынка.[2]
Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств, так как имеет ряд преимуществ для производителей:
- поставляет товары без существенного изменения их внешнего вида – переработчикам, агентам по перепродаже и крупным потребителям;
- разгружает органы сбыта производителя, так как нет необходимости оформлять множеством накладных, счетов, бухгалтерских документов и писем и другую документацию;
- снижаются затраты, связанные с реализацией продукции, поскольку вместо большого количества мелких розничных торговцев, поставки осуществляются в адрес небольшого перечня крупных оптовых торговцев.
Место оптовой торговли в системе распределения товаров схематично отражено на рис. 1.
Рис.1. Схема распределения продукта
Исходя из рис.1. видно, что оптовая торговля оказывает распределенческие услуги и предлагает:
- розничной торговле - определение ассортимента продукции, складское хранение, трансформацию заказов в производственные задания, а также частное финансирование;
- производителю - принятие на себя функции складского хозяйства и трансформации (концентрации) заказов, тем самым обеспечивая ему возможность на стадии производства ограничить количество типов продукции, снизить себестоимость при увеличении объема выпуска продукции и создать постоянный круг клиентов.
Из рассмотренного набора переплетений можно сделать следующие выводы. В рыночно- ориентированной системе хозяйственных отношений функции оптовой торговли должны сводится к следующему (табл.1.)
Таблица 1.
Основные функции оптовой торговли
По отношению к оптовым покупателям |
По отношению к поставщикам товаров |
- оценка потребностей и спроса; - преобразование производственного ассортимента в торговый; - накопление и хранение товарных запасов; - доставка товаров; - кредитование; - информационное и консалтинговое обслуживание. |
- концентрация коммерческой деятельности; - поддержка процесса перехода прав собственности на товар; - инвестиционное обеспечение процесса товародвижения; - минимизация коммерческого риска; - маркетинговое обслуживание |
Как следует из табл. 1, оптовая торговля выполняет функции традиционного характера (организация оптовой купли-продажи, функция складирования товаров и хранения запасов, преобразования ассортимента товаров и др.), а также нетрадиционного порядка, возникающие под влиянием развития рынка (предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам, консультации по эксплуатации товаров и, маркетинговое обслуживание и др.).
Для дальнейшего раскрытия роли оптовой торговли в системе хозяйственных отношений рассмотрим выполняемые ей функции.
В общем смысле, оптовая торговля выполняет функцию распределения и охватывает широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным (или сельскохозяйственным) производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям, государственным учреждениям и др.
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие рыночные функции:
- интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнерами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;
- оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;
- организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционированию экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.
Микроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий.
В условиях рыночной экономики происходят изменения в содержании работы оптовых организаций, функциях, выполняемых этим звеном внутренней торговли.
На всех уровнях управления оптовой торговлей необходимо предусмотреть выполнение следующих функций:
1. По отношению к своим покупателям:
- оценка потребностей в товарах и всего спроса;
- организация продвижения товаров от производителей в сферу оптовой торговли;
- экономическая интеграция территорий и преодоления пространственного разрыва;
- преобразование производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров (в перечень операций, объединенных в данной функции, входят: подсортировка товаров, их комплектация; дробление и укрупнение партий продукции, ее стандартизация);
- формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов;
- доработка, доведение товара до требуемого качества, фасовки и упаковки;
- кредитование своих клиентов;
В практической деятельности, оптовые фирмы зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенный товар с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии продукции. Что касается розничных организаций, то здесь оптовые предприятия осуществляют финансирование, реализуя их товар с отсрочкой платежа.
Условия предоставления кредитов разнообразны, зависят от величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества реализуемого товара, экономической конъюнктуры.
- информационное и консалтинговое обслуживание своих покупателей;
2. По отношению к поставщикам товаров:
- осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей в деле их ориентации (в соответствии с маркетинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров;
- использование процесса перехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности хозяйственных связей;
- создание современной инфраструктуры как условия повышения эффективности товародвижения;
- осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей; минимизация коммерческого риска.
Указанные функции можно классифицировать с точки зрения их традиционности. В связи с этим, функции оптовой торговли можно подразделить на два вида:
3. Традиционные – главным образом организационно-технического характера: организация оптовой купли-продажи, складирования, хранения запасов, преобразования ассортимента товаров, их транспортировка и др.
4. Новые – возникающие под влиянием развития рынка. Например, предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам, консультации по эксплуатации товаров (особенно технически сложных), их ремонту и гарантийному обслуживанию.
Оптовая торговля призвана стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, то есть выполняет так называемую информационную функцию. Оптовые предприятия, используя свое положение пункта пересечения информационных потоков, способны в полном объеме обеспечить сбор, накопления, обработку коммерческой информацией, и обобщив и проанализировав ее, передать контрагенту.
Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальнейшей передачи этой информации включают следующие элементы: определение емкости рынка, характеристику рыночной ситуации, изучение возможности рынка, определение текущих и перспективных потребностей покупателя, и другие.
Исходя из изложенных функций, оптовая торговля призвана решать следующие задачи:
- сбор и создание банка данных коньюнктурного исследования рынка с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;
- размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству, качеству;
- своевременное, ритмичное, качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;
- формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;
- внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;
- широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками, посредниками и покупателями с сохранением достаточной доли коммерческого успеха для каждого;
- получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
В связи с выдвигаемыми перед оптовой торговлей задачами, целями ее развития должны стать:
- создание развитой структуры каналов товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков;
- обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров;
- мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансового обеспечения процесса товародвижения;
Совершенствование оптовой торговли, четкое и продуманное выполнение ею своих функций усиливает стимулы к производству, способствует решению проблем восстановления хозяйственных связей, межрегиональной интеграции потребительского рынка и повышению эффективности внутренней торговли в целом.[3]
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее[4].
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:
- собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);
- наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);
- индивидуального производителя ("свободный" художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);
- государственного или муниципального служащего;
- менеджера (управляющий чужим предприятием);
- пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);
- учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);
- безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);
- занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);
- вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты[5].
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник, и партнеры по бизнесу.
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.
Целью предпринимателя выступает необходимость "завоевать' потребителя, создать круг собственных потребителей.
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
- новизна товара и его соответствие интересу потребителя;
- качество;
- цена, доступность товара;
- степень универсальности товара;
- внешний вид и упаковка;
- позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
- соответствие общепринятым или государственным стандартам;
- престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Из экономической теории известно, что бизнес в области ремесел тут же порождал купеческий бизнес, эта связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство.
Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Основная формула коммерческой сделки: "товар - деньги" (за товар деньги) при продаже и "деньги - товар" (за деньги товар) при закупке. Коммерцию охватывают и так называемые бартерные сделки, осуществляемые по формуле: "товар - товар" (за товар другой товар или услуги). Формула довольно простая. Однако, как видно, из комментария к схеме коммерческого предпринимательства и упрощенного примера, подлинная картина коммерческого бизнеса намного сложнее кажущейся. Коммерческое предпринимательство включает поиск и закупку товаров, обеспечивает его сохранность, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу товаров и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание покупателя, например, доставку на дом, установку и устранение дефектов. Сюда же входит и документальное оформление торговых сделок.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.
Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возрастает материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникают обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально знать неудовлетворенный спрос потребителей, быстро реагировать, предлагая соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более мобильно, изменчиво, так как непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования[6].
Список использованных источников
1. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: БЕК, 2004. - С. 115
2. Даненбург В. А. Основы оптовой торговли. - СПб.: Нева-Ладога-Онега.- 2003. -С. 4.
3. Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. - М.: ЮНИТИ, 2003. - С. 153
4. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке./Под ред. А. В. Зырянова. – Екатеринбург: Солярис, 2003. – С. 129
5. Торговое дело: экономика и организация./Под ред. Брагина Л.А. –М.: ИНФРА-М, 2004.
[1] Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке./Под ред. А. В. Зырянова. – Екатеринбург: Солярис, 2003. – С. 129
[2] Даненбург В. А. Основы оптовой торговли. - СПб.: Нева-Ладога-Онега.- 2003. -С. 4.
[3] Торговое дело: экономика и организация./Под ред. Брагина Л.А. –М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 194
[4] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. -М., 2002., стр. 97
[5] Кадзума Татеис и. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. - М.: ЮНИТИ, 2003. - С. 153
[6] Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: БЕК, 2004. - С. 115