Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»
Факультет: ФНО Кафедра экономики,
менеджмента и финансов
Контрольная работа по дисциплине «Финансы»
на тему «Организация как субъект финансовых отношений»
Студентка Эрлих Елизавета Владимировна
Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Группа 2П
Образование Первое высшее
№ Личного дела 08УБД43819
Преподаватель Филичкина Евгения Александровна
Барнаул 2009
Содержание.
1. Финансы организаций как звено финансовой системы. . . . . . . . . . . . . . . .3
2. Общая характеристика финансов организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Взаимоотношение организаций с другими звеньями финансовой
системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Финансы организаций как звено финансовой системы.
На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип государства: унитарное – единое и федеративное – союзное.
Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.
Для федеративного государства характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.
Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.
В целом состав финансовой системы представлен на рис. 1
Рис. 1 Состав финансовой системы
Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000г., объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды
В 1991г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах.
Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты (по Конституции их 89, в том числе республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.
За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.
Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.
Специальные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.
Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.
Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домашнего хозяйства.
Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.
Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.
В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.
Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты и прочие его инструменты.
Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.
2. Общая характеристика финансов организации.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность могут осуществлять граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческие организации осуществляют свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одна из основных целей деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли.
Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения.
Финансы организаций, будучи основным звеном финансовой системы, носят распределительный характер, и охватывает процессы создания, распределения и использования ВВП и НД в стоимостном выражении. В конечном счете, в этом звене финансовой системы создаются финансовые ресурсы, которые в последствии распределяются и используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества.
Современные коммерческие организации функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не только максимальное извлечение прибыли, но и сохранение, и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.
Финансы коммерческих организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их распределение и использования.
Финансы коммерческих организаций присуще распределительная и контрольная функции. Обе функции тесно взаимосвязаны. По средствам распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, привлечение внешних источников, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйственных субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций по средствам распределения и перераспределения поступающих доходов, формирование прибыли.
Объективная основа контрольной функции – стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводительный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако не возможно распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность организации и его финансовая устойчивость.
Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечение финансовыми резервами, осуществлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.
Все эти принципы организации финансов существовали и ранее, но в условиях рыночной экономики существенно развились.
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организации самостоятельно разрабатывают ценовую политику. Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску новых сфер приумножения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышение благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других организаций, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.
Реализация принципа самофинансирования одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурен-тоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ и оказания услуг, инвестирование в развитии производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисление в ремонтный фонд. В настоящее время не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные хозяйства, сельского хозяйства. Такие организации по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.
Объективная необходимость материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности: извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством. Заинтересованность отдельных работников организации может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда.
Для организации данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной не только обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, Нои поддерживать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политике, созданию экономических условий для развития производства.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала.
Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Организации, нарушающие договоренные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство уплачивают пени, штрафы, неустойки, к нерентабельным организациям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.
Принцип обеспечения финансовых резервов ориентируется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском не возврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.
Финансовые резервы могут создавать коммерческие организации всех организационно-правовых форм собственности их чистой прибыли после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установлено законодательно.
Объективная основа реализации принципа за финансово-хозяйственной деятельностью – действие контрольной функции финансов. Финансово-хозяйственная деятельность организаций связана с формированием ее доходов и расходованием денежных средств, а, следовательно, затрагивает интересы самой организации, ее работников, государства и всех возможных контрагентов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания.
Все перечисленные принципы организации финансов находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.
На организацию финансов коммерческих организаций оказывают влияния два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевая принадлежность.
Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений.
В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования по-разному решаются вопросы формирования затрат на производство и реализацию продукции, валового дохода, прибыли и других доходов. Имеются и особенности в налогообложении и порядке образования и использования имущества.
По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибыль коммерческих организаций, остающаяся после ее распределения между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей целиком остается в распоряжении предприятия, и используются на производственное и социальное развитие.
На содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности. По отраслевой принадлежности организации различных форм хозяйствования могут осуществлять свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, на транспорте и так далее. Основные принципы организации финансов они едины, поскольку едина природа товарного производства и финансов как экономической категории. Но в то же время отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, серийность производства, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.
3. Взаимоотношение организаций с другими звеньями финансовой системы.
Список литературы.
1. Руденко А.М. Проблемы управления денежными потоками организации [Финансовый менеджмент]// Вестник филиала ВЗФИ в г. Барнауле. – 2007. - №9.
2. Житкова Е.Л. Управление финансами на предприятии//Финансовый вестник. – 2006. - №6.
3. Гутова А.В. Управление денежными потоками: теоретические аспекты//Финансовый менеджмент. – 2004. - №4
4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для студентов вуза./3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНИТИ-ДАНА, 2007. – 639с. (серия «Золотой фонд российского учебника»)
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/под ред. проф. Г.Б. Поляка. _ М.: ЮНИТИ-ДАНА 2-е изд. – 2003. – 512с.
6. Сташкова И.В. Особенности функционирования денежных потоков в современных условиях//Современные проблемы методологии и организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. 2003. – 228с.