Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Всероссийский заочный финансово-экономический институт»

Факультет: ФНО                                                      Кафедра экономики,          

                                                                                   менеджмента и финансов     

Контрольная работа по дисциплине «Финансы»

на тему «Организация как субъект финансовых отношений»

Студентка                                                      Эрлих Елизавета Владимировна

Специальность                                              Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Группа                                                            2П

Образование                                                  Первое высшее

№ Личного дела                                            08УБД43819

Преподаватель                                              Филичкина Евгения Александровна

Барнаул 2009

Содержание.

1. Финансы организаций как звено финансовой системы. . . . . . . . . . . . . . . .3

2. Общая характеристика финансов организации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Взаимоотношение организаций с другими звеньями финансовой

системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Финансы организаций как звено финансовой системы.

На финансовую систему оказывает серьезное влияние тип госу­дарства: унитарное – единое и федеративное – союзное.

Унитарному государству свойственна двухуровневая финансовая система: финансовые отношения регулируются центральной властью и муниципалитетами.

Для федеративного государства характерна трехуровневая финан­совая система, у которой появляются финансовые отношения чле­нов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов само­управления. Эта часть финансовой системы находится в распоряже­нии государства и выступает как централизованные финансы. Одно­временно функционируют децентрализованные финансы.

В целом состав финансовой системы представлен на рис. 1

Рис. 1 Состав финансовой системы

Централизованные финансы – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000г., объединяют бюджет­ную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и вне­бюджетные специальные фонды

В 1991г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Россий­ской Федерации, как и других союзных республик, включался в госу­дарственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты стра­ны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюд­жете в 1970–1990 гг. концентрировались 52–50% общего объема ре­сурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48–50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% – в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звеньев. В РФ это федеральный бюджет, региональные бюджеты (по Конституции их 89, в том числе республиканские, краевые, областные, автоном­ной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюд­жет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюд­жет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется кон­солидированный бюджет – статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивает­ся структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищ­но-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотрасле­вом и межтерриториальном перераспределении средств для вырав­нивания уровней экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: они предназначе­ны для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсион­ный фонд. Он формируется за счет единого социального налога, дота­ций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по воз­расту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджет­ным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинско­го страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты регио­нальных внебюджетных фондов также утверждаются представитель­ными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – мест­ными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой систе­мы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домаш­него хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства – это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного спроса страны. Опре­деленная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем ус­тойчивее экономическое положение предприятия.

Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны – национального дохода. От состояния финансов коммерческих орга­низаций зависит общее финансовое положение страны и, следова­тельно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться из собственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют произ­водственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы фи­нансового рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозит­ные сертификаты и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджет­ную систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

2. Общая характеристика финансов организации.

         В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность могут осуществлять граждане без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и юридические лица. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

         Коммерческие организации осуществляют свою деятельность в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Одна из основных целей деятельности коммерческих организаций – извлечение прибыли.

         Некоммерческие организации создаются ради достижения конкретной цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для ее достижения.

         Финансы организаций, будучи основным звеном финансовой системы, носят распределительный характер, и охватывает процессы создания, распределения и использования ВВП и НД  в стоимостном выражении. В конечном счете, в этом звене финансовой системы создаются финансовые ресурсы, которые в последствии распределяются и  используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества.

         Современные коммерческие организации функционируют в постоянно меняющихся рыночных условиях хозяйствования с жесткой конкуренцией. Основной целью их предпринимательской деятельности становится не только максимальное извлечение прибыли, но и сохранение, и приумножение собственного капитала, обеспечение стабильности бизнеса.

         Финансы коммерческих организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, их распределение и использования.

         Финансы коммерческих организаций присуще распределительная и контрольная функции. Обе функции тесно взаимосвязаны. По средствам распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, авансирование его в производство, воспроизводство и приращение капитала, привлечение внешних источников, создание основных пропорций при распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивающих оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйственных субъектов и государства в целом. С распределительной функцией финансов связано формирование денежных фондов и резервов коммерческих организаций по средствам распределения и перераспределения поступающих доходов, формирование прибыли.

         Объективная основа контрольной функции – стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, процесс формирования доходов и денежных фондов. Финансы как распределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводительный процесс и тем самым связывают воедино все фазы воспроизводственного процесса: производство, обмен, потребление. Однако не возможно распределить и использовать доходов больше, чем создано в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и получено после их реализации. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходов определяет возможности его дальнейшего развития. От эффективности производства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсов зависят конкурентоспособность организации и его финансовая устойчивость.

         Финансовые отношения коммерческих организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной заинтересованности, материальной ответственности, обеспечение финансовыми резервами, осуществлением контроля за финансово-хозяйственной деятельностью.

         Все эти принципы организации финансов существовали и ранее, но в условиях рыночной экономики существенно развились.

         Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы. Организации самостоятельно разрабатывают ценовую политику. Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску новых сфер приумножения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышение благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других организаций, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.

         Реализация принципа самофинансирования одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурен-тоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ и оказания услуг, инвестирование в развитии производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов. К основным собственным источникам финансирования коммерческих организаций относятся амортизационные отчисления, прибыль, отчисление в ремонтный фонд. В настоящее время не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунальные хозяйства, сельского хозяйства. Такие организации по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

         Объективная необходимость материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности: извлечением прибыли. Заинтересованность в результатах предпринимательской деятельности проявляется не только ее участниками, но и государством. Заинтересованность отдельных работников организации может быть обеспечена высоким уровнем оплаты труда.

         Для организации данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной не только обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства, Нои поддерживать стимулы к предпринимательской деятельности, экономически обоснованной амортизационной политике, созданию экономических условий для развития производства.

         Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала.

         Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством. Организации, нарушающие договоренные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных кредитов, налоговое законодательство уплачивают пени, штрафы, неустойки, к нерентабельным организациям, не способным отвечать по своим обязательствам, может быть применена процедура банкротства.

         Принцип обеспечения финансовых резервов ориентируется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенным риском не возврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение организации в критические моменты хозяйствования.

         Финансовые резервы могут создавать коммерческие организации всех организационно-правовых форм собственности их чистой прибыли после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установлено законодательно.

         Объективная основа реализации принципа за финансово-хозяйственной деятельностью – действие контрольной функции финансов. Финансово-хозяйственная деятельность организаций связана с формированием ее доходов и расходованием денежных средств, а, следовательно, затрагивает интересы самой организации, ее работников, государства и всех возможных контрагентов. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью проявляется через анализ финансовых показателей и меры воздействия различного содержания.

         Все перечисленные принципы организации финансов находятся в постоянном развитии и для их реализации в каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в обществе.

         На организацию финансов коммерческих организаций оказывают влияния два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевая принадлежность.

         Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений.

         В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствования по-разному решаются вопросы формирования затрат на производство и реализацию продукции, валового дохода, прибыли и других доходов. Имеются и особенности в налогообложении и порядке образования и использования имущества.

         По-разному решается и вопрос распределения прибыли. Прибыль коммерческих организаций, остающаяся после ее распределения между участниками на принципах корпоративности. Прибыль унитарных предприятий после уплаты налога на прибыль и других обязательных платежей целиком остается в распоряжении предприятия, и используются на производственное и социальное развитие.

         На содержание финансовых отношений и организацию финансовой работы хозяйствующих субъектов существенно влияют их отраслевая принадлежность, технико-экономические особенности. По отраслевой принадлежности организации различных форм хозяйствования могут осуществлять свою деятельность в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, на транспорте и так далее. Основные принципы организации финансов они едины, поскольку едина природа товарного производства и финансов как экономической категории. Но в то же время отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, серийность производства, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов.

          

3. Взаимоотношение организаций с другими звеньями финансовой системы.

        

Список литературы.

1. Руденко А.М. Проблемы управления денежными потоками организации [Финансовый менеджмент]// Вестник филиала ВЗФИ в г. Барнауле. – 2007. - №9.

2. Житкова Е.Л. Управление финансами на предприятии//Финансовый вестник. – 2006. - №6.

3. Гутова А.В. Управление денежными потоками: теоретические аспекты//Финансовый менеджмент. – 2004. - №4

4. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для студентов вуза./3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНИТИ-ДАНА, 2007. – 639с. (серия «Золотой фонд российского учебника»)

5. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов/под ред. проф. Г.Б. Поляка. _ М.: ЮНИТИ-ДАНА 2-е изд. – 2003. – 512с.

6. Сташкова И.В. Особенности функционирования денежных потоков в современных условиях//Современные проблемы методологии и организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита. 2003. – 228с.