Содержание
Введение. 2
Постановка задачи. 2
Решение данной задачи. 3
1 Определение проблемы.. 3
1.1 Очевидные проблемы в сложившейся ситуации: 3
2 Выбор альтернативы. 4
2.1 Применение современных технологий, изменение внешнего вида, выпускаемых товаров. 4
2.2Реклама. 4
2.3 Диверсификация. 5
2.4Расширение ассортимента товаров, привлечение отечественных и иностранных инвесторов. 5
3 Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив. 6
4 Установление критерия успешного решения. 6
5 Правило выбора. 7
6 Определение лица (группы лиц), принимающих решение. 7
Практическая часть. 9
7 Принятие решения. 15
Заключение. 17
Список используемой литературы: 18
Введение
Стратегический менеджмент - новая наука для Росси. Но важность этой дисциплины огромна. Решение проблем и задач в условиях риска и неопределенности – главная цель менеджера - стратега. Анализ сложившейся ситуации, поиск путей решения, предположение, выбор альтернатив, постановка целей – все это еще не полный перечень параметров работы менеджера. Результат работы как и сама работа может быть непредсказуем, и только интуиция, опыт и точный анализ ситуации являются ключом к правильным действиям менеджера – стратега.
Постановка задачи
Предприятие «Надежда», специализируется на выпуске электроприборов бытового назначения. На предприятии задействованы инвалиды II и I групп по зрению. Качество выпускаемой продукции оценивалось всегда высоко, предприятие имело большой рынок сбыта продукции. Сегодня руководство предприятия столкнулось с рядом серьезных проблем, основная из них – снижение реализации продукции. Анализ работы в сложившейся ситуации показал, что рынок насыщен более дешевыми электроприборами бытового назначения, производства Китайской Народной Республики. Кроме того, выявлены недостатки и пассивность в работе отдела маркетинга, постоянные проблемы с сырьем, кризис кадровой политики предприятия. В создавшейся обстановке перспективы дальнейшего развития весьма неопределенны, однако, проведенный анализ показал, что есть тенденция для выхода из сложившейся ситуации: серьезная маркетинговая работа, возможность диверсификации – производства изделий для городских коммунальных служб, государственных и муниципальных учреждений (удлинители, розетки, и др.), а также современная кадровая политика.
Решение данной задачи.
1 Определение проблемы
1.1 Очевидные проблемы в сложившейся ситуации:
1. Закрытие предприятия, в следствие резкого снижения доходов и не рентабельности дальнейшей работы
2. На предприятии задействовано 3500 инвалидов по зрению I и II групп, средняя ежемесячная государственная пенсия инвалида I группы – 900 рублей. Заработная плата, выплачиваемая на предприятии составляет порядка 4000 рублей. Расход на медицинские препараты у инвалидов I группы составляет в среднем 1000рублей в месяц. Проанализировав эти данные можно сформулировать проблему: Если предприятие будет расформировано 3500 инвалидов останутся без средств к существованию.
3. Исчезновение с рынка отечественных товаров, отличающихся качеством и долговечностью, на замену которым придут импортные товары китайского, тайландского происхождения, с низким качеством и высокой опасность в использовании.
Главной или первичной проблемой является лишение инвалидов места работы, побочной проблемой является заполнения рынка импортной не всегда качественной продукцией.
Проведем первоначальный анализ сложившейся ситуации: Резкое снижение реализации товаров вызвано высокой конкуренцией со стороны более дешевых, но менее качественных импортных товаров. Существует угроза закрытия предприятия «Надежда», в следствие чего 3500 инвалидов, в возрасте от 21 до 63 лет, останутся без средств к дальнейшему существованию.
Для рассмотрения данной проблемы необходим следующий фактический материал: Стоимость продукции в сравнении со стоимостью более дешевых китайских аналогов, средний ежегодный доход предприятия, анализ потребления продукции предприятия «Надежда» и прочее.
Итак, используя фактический материал можно составить описание ситуации, сложившейся на предприятии «Надежда»:
Предприятие работает с 1995 года. С первых же лет работы наблюдалась высокая реализация продукции и, следовательно, высокий доход предприятия. Начиная с 1999 года, доход предприятия постепенно стал уменьшаться. На рынках появились более дешевые и более современные электроприборы бытового назначения, которые составляют и по сей день жесткую конкуренцию товарам отечественного производства. В итоге к 2005 году предприятие на грани банкротства, а рабочие (инвалиды) на пороге нищенства.
2 Выбор альтернативы.
2.1 Применение современных технологий, изменение внешнего вида, выпускаемых товаров.
Поставим вопрос: «Почему не покупают?». Постараемся ответить на этот не совсем простой вопрос. С течением времени меняется все что нас окружает, то что вчера считалось красивым и модным, сегодня уже не имеет принципиально никакого эстетического свойства. Товары предприятия «Надежда» на рынке являются, может быть даже и самыми высококачественными, но внешними параметрами уступают импортным аналогам. Казалось бы внешний вид, такой незначительный аспект в работе электроприбора, является самым важным пунктом в продаваемости и спросе продукции. Вот почему изменение внешнего вида на «зарубежный лад» с сохранением отечественного качества так важен для повышения реализации продукции.
Изменив внешний вид выпускаемых товаров, предприятие выйдет на конкурентно способный уровень продаж, что повлечет расширение границ рынка сбыта выпускаемой продукции.
2.2Реклама.
Почему мы знаем какое средство для мытья посуды самое лучшее? Пестрые марки и лейблы различных по своему назначению мы знаем наизусть, в которых за частую нет даже намека на отечественное производство.
«Реклама двигатель торговли»- это наверное самое правильное и точное определение этим 5-10 минутным вставкам между телепередачами, сооружениям, гордо именуемщимся билбордами. Реклама требует затрат, но как показывает практика, хорошая реклама приносит такую прибыль, которая окупает себя в 5-6 раз за относительно небольшой отрезок времени.
Рекламировать отечественную продукцию нужно вдвойне, тем более такую продукцию как продукция, выпускаемая предприятием «Надежда». Реклама познакомит большую часть населения с именно этим видом товаров, расскажет об отличительных особенностях и плюсах этой продукции.
2.3 Диверсификация
Диверсификация – производство продукции для городских коммунальных служб.
Положительные стороны этого процесса заключаются в заказах больших партий электрооборудования бытового назначения, что значительно улучшит положение предприятия. Но с другой стороны, такие заказы не будут частыми.
2.4Расширение ассортимента товаров, привлечение отечественных и иностранных инвесторов.
По своей природе человек любит выбирать, неважно что и из чего. Может быть именно поэтому такой огромной популярностью пользуются огромные супермаркеты, с колоссальным ассортиментом, привлекающим батальоны покупателей.
Расширение ассортимента, выпускаемой продукции приведет к расширению границ потребления товаров.
В ситуации, сложившейся на предприятии «Надежда» требуется финансовая поддержка. Для этого стоит привлечь инвесторов. Инвестирование – поднятие экономически отсталых предприятий и выход этих предприятий на более высокий уровень развития. Учитывая те льготы, которые получает предприятие «Надежда» (на предприятии задействованы инвалиды I и II групп) это вполне достижимо.
3 Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив.
Как было уже сказано выше, на предприятии задействованы инвалиды по зрению. Условия работы инвалидов соответствуют всем стандартам. Технологии, которые используются на предприятии, соответствуют ГОСТам, но морально давно уже устарели. Сырье, используемое на предприятии является вторичным и не требует особых затрат. На предприятии используется вторичное сырье, которое принимается в оборудованном пункте приема на предприятии «Надежда».
Техническая оснащенность предприятия устарела в техническом плане, но при этом находиться в прекрасном состоянии и вполне может перейти на использование новых технологий. Работники предприятия готовы к внедрению усовершенствованных технологий для производства товаров современного уровня.
Конечно, предприятие «Надежда» практически по всем параметрам уступает сегодняшнему времени. Это обусловлено еще и тем, что на предприятии работают инвалиды, которые практически не мобильны в плане перестраивания предприятия на новые технологии.
Сложность ситуации заключается в отсутствии капиталовложений, старости оборудования и низком спросе на продукцию, в следствии возросшей конкуренции, что влечет за собой неопределенность дальнейшего развития предприятия.
4 Установление критерия успешного решения.
Итак, для решения сложившейся проблемы в условиях неопределенности мы должны вывести предприятие из глубоко кризиса, формировавшегося несколько лет. Мы должны решить проблемы, связанные с неконкурентноспособностью предприятия путем привлечения различных капиталовложений, изменением некоторых параметров выпускаемой продукции (стиль, внешние параметры продукции), расширением ассортимента выпускаемой продукции, диверсификацией продукции, а также использованием рекламы продукции в СМИ.
Мы хотим, чтобы предприятие вышло на абсолютно новый уровень с превосходным качеством и прекрасным дизайном продукции. Мы хотим, чтобы продукция составила достойную конкуренцию импортным аналогам и в последующем вытеснила дешевую продукцию с российских рынков совсем. Мы хотим, обеспечить рабочими местами еще 1000-2000 инвалидов. Этих результатов предприятие достигнет за 5-6 лет активной работы с инвеститорами и высококвалифицированными специалистами.
5 Правило выбора
Выбор пути решения сложившейся проблемы происходит в ситуации неопределенности. Решение проблемы в ситуации неопределенности уже говорит о том, что насколько сложно будет решение этой проблемы, ведь любой шаг в ходке решения может быть ошибочным. В данной ситуации существует несколько тенденций решения проблемы. Нельзя сказать с точность до ста процентов какой путь решения абсолютно правилен. По моему мнению, вышепредложенные пути решения проблемы равноценны. Комбинирование всех тенденций будет являться в данной ситуации более рациональным выходом из сложившегося кризиса.
6 Определение лица (группы лиц), принимающих решение.
В данной работе для решения создавшейся проблемы были приглашены специалисты высокого уровня, обладающие широким кругозором, достаточно эрудированные и в смежных областях.
Перед ними были поставлены следующие вопросы:
1. Можно ли за короткий срок решить указанную проблему?
Возможные варианты ответов: да, возможно, через 5-6 лет предприятие выйдет на совершенно новый уровень.(1), нет, в данной ситуации требуется длительное время для решения этой проблемы, за короткий срок проблему такой сложности решить невозможно(0)
2. Имеются ли сегодня серьезные возможности расширить ассортимент предприятия?
Возможные варианты ответов: да, такие возможности есть, для этого необходимо переориентировать несколько единиц оборудования (1), нет, на сегодняшний день таких возможностей нет (0)
3. Поможет ли привлечение инвестиционных капиталовложений коренным образом изменить положение?
Возможные варианты ответов: да, привлечение инвестиционных капиталовложений – один из главных путей решения в сложившейся ситуации(1), нет , привлечение инвестиций в данном случае коренным образом ситуацию не изменит.(0)
4. Сможет ли просуществовать предприятие ближайшие два года без основательных капиталовложений, самовосстанавливаясь?
Возможные варианты ответов: да, не смотря на сложности на данный момент, два года предприятие просуществовать сможет(1), нет, предприятие самовосстановиться за такой короткий срок не сможет.(0)
5. Сможет ли предприятие «Надежда» выдержать конкуренцию более дешевых аналогов?
Возможные варианты ответов: да, на данный момент у продукции предприятия «Надежда» большой спрос, продукция отличается высоким качеством, надежностью, долговечностью и безопасностью в эксплуатации (1), нет, более дешевые и более эстетически привлекательные зарубежные товары уже давно заняли лидирующие позиции на рынке, поэтому у предприятия «Надежда» очень небольшие шансы (0)
6. Помогут ли такие меры как привлечение опытных специалистов?
Возможные варианты ответов: да, привлечение опытных специалистов позволит переориентировать предприятие на выпуск более высококачественной продукции, а также изменить внешние параметры продукции, расширить ассортимент(1). Нет, привлечение специалистов не сможет коренным образом изменить ситуацию.(0)
Практическая часть.
Составим матрицу, где рассматриваются варианты ответов экспертов табл. 1
Таблица 1
Варианты ответов экспертов по основным вопросам
Вопросы Эксперты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
p |
q |
σ2 |
I |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0,66 |
0,34 |
0,22 |
II |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0,83 |
0,17 |
0,13 |
III |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
IV |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,17 |
0,83 |
0,13 |
V |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
VI |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0,83 |
0,17 |
0,13 |
VII |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
VIII(собств. мнение) |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,25 |
Вопросы анкет могут быть как альтернативного (да, нет 1,0), так и оценочного (от 0 до 1) характера. В первом случае удобно использовать элементы дисперсионного анализа, во втором – таксономии. При использовании дисперсионного анализа положительный ответ эксперта оценивается 1, отрицательный – 0. Основные характеристики – значения p, q, σ2
Основные характеристики можно рассчитать по следующим формулам:
Средняя величина, характеризующая число положительных ответов
Дисперсия, характеризующая отклонение от средней величины определяется:
σ2=p*q
Проведем классификацию ответов экспертов, используя приемы таксономии. Для этого определяем коэффициент близости между ответами. Существует несколько формул при определении этих значений. Воспользуемся формулой Роджерса и Танимото:
Сравнивается первый ряд последовательно со всеми остальными, заполняется первая строка матрицы, затем вторая строка со всеми остальными и т.д.
В результате получим матрицу (табл.2).
Определение коэффициента близости между ответами экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
|
I |
- |
0.5 |
0.17 |
0.25 |
0.4 |
0.5 |
0.4 |
0.4 |
II |
0.5 |
- |
0.6 |
0.2 |
0.33 |
0.67 |
0.33 |
0.6 |
III |
0.17 |
0.6 |
- |
0 |
0.5 |
0.33 |
0.2 |
0.5 |
IV |
0.25 |
0.2 |
0 |
- |
0 |
0.2 |
0.33 |
0 |
V |
0.4 |
0.33 |
0.5 |
0 |
- |
0.33 |
0 |
0.2 |
VI |
0.5 |
0.67 |
0.33 |
0.2 |
0.33 |
- |
0.6 |
0.28 |
VII |
0.4 |
0.33 |
0.2 |
0.33 |
0 |
0.6 |
- |
0.5 |
VIII |
0.4 |
0.6 |
0.5 |
0 |
0.2 |
0.28 |
0.5 |
- |
Выделим произвольно какое-либо число в матрице, например 0,67 (VI столбец II строка) Теперь по VI столбцу ищем наибольшие числа – это 0,33 на пересечении с пятой строкой, затем ищем наибольшее значение в седьмой строке -это 0,33 на пересечении с вторым столбцом и т.д.
После обработки матрицы получаем следующий граф:
Проанализировав, получившийся граф, мнения экспертов можно представить следующим образом:
I 0,66 |
II 0,83 |
III 0,5 |
IV 0,17 |
V 0,5 |
VI 0,83 |
VII 0,5 |
VIII 0,5 |
S(коэффициент близости) Р
0,67-II,VI.
0,6-VII,VIII
0,33-III,IV,V
0,25-I
По анализу графа можно построить график, отражающий зависимость коэффициента близости от числа положительных ответов. (график приложен к работе)
Чтобы определить насколько существенные различия между мнениями экспертов и сгруппировать эти мнения в таксоны составим матрицу коэффициентов Фишера (табл.3)
Коэффициент Фишера определяется через отношение дисперсий:
Матрица коэффициентов Фишера получена следующим образом: берется отношение дисперсий ответов на вопросы анкет первого эксперта последовательно к дисперсиям ответов всех остальных (заполняется первая строка матрицы), затем дисперсии мнений ко всем остальным и т.д.
Таблица 3
Коэффициенты Фишера по вариантам определения мнений экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
|
I |
- |
1.69 |
1.13 |
1.69 |
1.13 |
1.69 |
1.13 |
1.13 |
II |
1.69 |
- |
1.92 |
1 |
1.92 |
1 |
1.92 |
1.92 |
III |
1.13 |
1.92 |
- |
1.92 |
1 |
1.92 |
1 |
1 |
IV |
1.69 |
1 |
1.92 |
- |
1.92 |
1 |
1.92 |
1.92 |
V |
1.13 |
1.92 |
1 |
1.92 |
- |
1 |
1 |
1 |
VI |
1.69 |
1 |
1.92 |
1 |
1 |
- |
1.92 |
1.92 |
VII |
1.13 |
1.92 |
1 |
1.92 |
1 |
1.92 |
- |
1 |
VIII |
1.13 |
1.92 |
1 |
1.92 |
1 |
1.92 |
1 |
- |
В продолжении поставленной проблемы было выяснено, что существует сложный и важный вопрос – перспективное развитие предприятия «Надежда». В числе побочных проблем были такие как техническая отсталость предприятия, несовершенная кадровая политика, выпускаемая продукция морально устаревает. Ознакомившись с проектной документацией эксперты предложили свои варианты расчетов, основываясь на благоприятном (Кmin) и неблагоприятном(Кmax) прогнозах. Результаты их прогноза представлены в таблице 4.
Проведем анализ полученных данных, определим меры близости мнений экспертов.
В случае, когда ответы экспертов имеют числовое значение, для нахождения коэффициентов близости используется евклидово расстояние
Таблица 4
Варианты прогнозов дополнительных затрат
Эксперты |
Значения характеристик дополнительных капиталовложений по вариантам (млрд.руб.) |
|
Вариант I (Кmin) |
Вариант II (Кmax) |
|
I |
0,5 |
0,7 |
II |
1 |
1,2 |
III |
1,3 |
1,5 |
IV |
0,6 |
0,8 |
V |
0,7 |
0,9 |
VI |
0,8 |
1 |
VII |
0,7 |
0,9 |
VIII |
1,5 |
1,3 |
Результаты расчетов представлены в матрице коэффицентов близости экспертов (табл. 5)
Таблица 5
Коэффициенты близости мнений экспертов
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
|
I |
- |
0,7 |
1,13 |
0,14 |
0,44 |
0,42 |
0,44 |
0,78 |
II |
0,7 |
- |
0,42 |
0,56 |
0,42 |
0,44 |
0,42 |
0,5 |
III |
1,13 |
0,42 |
- |
0,99 |
0,84 |
0,7 |
0,84 |
0,44 |
IV |
0,14 |
0,56 |
0,99 |
- |
0,14 |
0,44 |
0,14 |
1,02 |
V |
0,44 |
0,42 |
0,84 |
0,14 |
- |
0,14 |
0 |
0,89 |
VI |
0,42 |
0,44 |
0,7 |
0,44 |
0,14 |
- |
0,14 |
0,76 |
VII |
0,44 |
0,42 |
0,84 |
0,14 |
0 |
0,14 |
- |
0,89 |
VIII |
0,78 |
0,5 |
0,44 |
1,02 |
0,89 |
0,76 |
0,89 |
- |
Каждая строка матрицы рассчитывается следующим образом, от значения Кmin(1 эксперт) вычитается значение Кmin(2 эксперт), разность возводиться в квадрат, затем от значения Кmax (1 эксперт) вычитается значение Кmax(2 эксперт) разность возводиться в квадрат. Из суммы полученных величин извлекается квадратный корень.
Обработка матрицы проводится аналогично обработке матрицы таблицы 2
Получается граф, с помощью которого строятся таксоны, изображенные на графике (рис 3). По оси ординат указываются значения дополнительных капиталовложений на расширение ассортимента предприятия, на внедрение новых технологий, привлечения опытных специалистов, а по оси абсцисс – коэффициенты близости мнений экспертов.
Рисунок 2
Таксоны сформировались по коэффициентам близости, получилось два таксона. Это говорит о наличии двух групп мнений. Для их «применения» возможно дальнейшее применение методики системного анализа, в частности методов, направленных на активизацию использования интуиции и опыта специалистов, метода Дельфи, когда постепенно, накапливая информацию, конкретизируя рассматриваемые факты, можно находить пути решения отдельных задач и прийти к общему мнению в целом по проблеме.
7 Принятие решения.
Анализируя все полученные материалы по рассматриваемому вопросу, выбераем окончательный вариант. Рассмотрим принятое решение.
Цель решения: Восстановление предприятия «Надежда», которое находится на грани банкротства.
Мероприятия, подлежащие реализации:
· Применение современных технологий, изменение внешнего вида, выпускаемых товаров.
· Реклама.
· Диверсификация
· Расширение ассортимента товаров, привлечение отечественных и иностранных инвесторов.
Ответственные за выполнение мероприятий: отдел маркетинга предприятия, администрация предприятия.
Решение восьмого эксперта:
Итак, в сложную ситуацию неопределенности попало предприятие «Надежда», где основной работающий персонал – инвалиды по зрению. Для того чтобы восстановить предприятие и не допустить банкротства этого предприятия необходимо принять следующие меры:
1. Применение современных технологий, изменение внешнего вида выпускаемых товаров – эта мера позволит во-первых выйти предприятию на новый уровень. Во-вторых - расширить границы потребления товаров, в-третьих – составить должную конкуренцию импортным товарам.
2. Реклама – этот ход в решении проблемы позволит расширить рамки известности предприятия и продукции, что повлечет увеличение спроса на продукцию.
3. Диверсификация сможет давать предприятию стабильные заказы.
4. Привлечение инвесторов, расширение ассортимента позволит предприятию повысить реализацию продукции, внедрить новые технологии.
Все вышеперечисленные меры будут приниматься руководством предприятия и отделом маркетинга, приняв эти меры, предприятия за относительно небольшой срок (5-6 лет) достигнет хороших результатов и выйдет на новый высокотехнологичный уровень продаж.
Заключение
Таким образом, менеджмент и стратегическое планирование деятельности
предприятия необходимы в любой сфере хозяйственной деятельности. Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков,
требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.
Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской
действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на
продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.
Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие
продукты производственного назначения, начинают переходить на
потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.
Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия,
характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях.
Список используемой литературы:
1. «Прогнозирование и планирование в условиях рынка», Т.Г. Морозова, А.В. Пикулькина М., «Юнити», 1999г.
2. «Экономика предприятия», В.Я. Хрипач, Мн, НПЖ, «Финансы и аудит», 1997г.
3. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Г.В. Савицкая, «Новое издание», 2001г.
4. «Экономический анализ», О.В. Хлыстова, «ДВГУ», 2001г.
5. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Знание, 1994. - 173с.
6. Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент. - М.: Россмен, 1995. - 491 с.
7. Мескон М. Х. Основы менеджмента. - М.: Человек, 1995.- 275с.
8. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научный ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. – СПб.: Евразия, 1999. – 432с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 176с.
10. Финансы. Родионова В.М., Вавилов Ю.А., Гончаренко Л.И. - М.: Финансы и статистика, 1994.