Содержание

1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов. 3

2. Нормируемые характеристики средств измерения: определенные виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности. 7

3. Задача. 11

Список литературы.. 13

1. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов

Технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ.[1]

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о разработке проекта технического регламента должно содержать информацию о том, в отношении какой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации будут устанавливаться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели этого технического регламента, обоснованием необходимости его разработки и указанием тех разрабатываемых требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта данного технического регламента, и информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента, наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта данного технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым должен осуществляться прием в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

С момента опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента соответствующий проект технического регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта технического регламента. Плата, взимаемая за предоставление данной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

Разработчик дорабатывает проект технического регламента с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта технического регламента и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.[2]

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до дня вступления в силу принимаемого соответствующим нормативным правовым актом технического регламента и предоставлять их депутатам Государственной Думы, представителям федеральных органов исполнительной власти, экспертным комиссиям по техническому регулированию по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта технического регламента со дня опубликования уведомления о разработке проекта технического регламента до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом технического регламента и перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, а также наименование или фамилию, имя, отчество разработчика проекта технического регламента, почтовый адрес и при наличии адрес электронной почты, по которым с разработчиком может быть осуществлена связь.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента доработанный проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовывать в своем печатном издании уведомления о разработке проекта технического регламента и завершении публичного обсуждения этого проекта в течение десяти дней с момента оплаты опубликования уведомлений. Порядок опубликования уведомлений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Внесение субъектом права законодательной инициативы проекта федерального закона о техническом регламенте в Государственную Думу осуществляется при наличии следующих документов:

-             обоснование необходимости принятия федерального закона о техническом регламенте с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта технического регламента;

-             финансово-экономическое обоснование принятия федерального закона о техническом регламенте;

-             документы, подтверждающие опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента в соответствии с пунктом 3 статьи 9 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ;

-             документы, подтверждающие опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;

-             перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.

Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Проект федерального закона о техническом регламенте, принятый Государственной Думой в первом чтении, публикуется в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Поправки к принятому в первом чтении проекту федерального закона о техническом регламенте после окончания срока их подачи публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее чем за месяц до рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о техническом регламенте во втором чтении.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию обязан опубликовать в своем печатном издании проект федерального закона о техническом регламенте в течение десяти дней с момента оплаты его опубликования. Порядок опубликования проекта федерального закона о техническом регламенте и размер платы за его опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект федерального закона о техническом регламенте, подготовленный ко второму чтению, направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации не позднее чем за месяц до рассмотрения указанного проекта Государственной Думой во втором чтении. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение месяца направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности экспертных комиссий по техническому регулированию утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий по техническому регулированию и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий по техническому регулированию являются открытыми.

Заключения экспертных комиссий по техническому регулированию подлежат обязательному опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Порядок опубликования таких заключений и размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В случае несоответствия технического регламента интересам национальной экономики, развитию материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам Правительство Российской Федерации обязано начать процедуру внесения изменений в технический регламент или отмены технического регламента.

2. Нормируемые характеристики средств измерения: определенные виды, краткая характеристика. Приведите конкретные примеры из Вашей профессиональной деятельности

Метрологическая характеристика - характеристика одного из свойств средства измерений, влияющих на результат измерений или его погрешность.[3]

Основными метрологическими характеристиками являются: диапазон измерений (или показаний) и различные составляющие погрешности средства измерений.

Для каждого типа средств измерений устанавливают свои метрологические характеристики.

Метрологические характеристики, устанавливаемые нормативно-техническими документами, называют нормируемыми метрологическими характеристиками, а определяемые экспериментально - действительными метрологическими характеристиками.

Метрологическими называют характеристики средств измере­ний, необходимые для расчета результата измерений и оценки погрешностей. Для обеспечения единства измерений метрологи­ческие характеристики нормируют — определяют допускаемые от­клонения реальных характеристик от номинальных, а также до­пускаемые значения погрешностей. Погрешность нормируют, ис­ходя из двух противоречивых требований. Если нормируемое значение погрешности меньше реального, то это приводит к невер­ной оценке результата измерений, что может увеличить брак вы­пускаемой продукции или привести к неверному толкованию результата измерений. Если же нормируемое значение погрешно­сти больше реального, то приходится повышать точность средств измерений (СИ), что приводит к росту затрат на их разработку и эксплуатацию.[4]

Практика показала, что ущерб от применения СИ с за­вышенными метрологическими характеристиками меньше, чем от использования СИ с заниженными характеристиками. По­этому считают, что лучше завысить оценку погрешности по срав­нению с ее реальным значением.

Нормируемые метрологические характеристики средств измерений. Сведения о метрологических характеристиках рабочих средств измерений приводят в нормативно-технических документах, например в технических паспортах. К нормируемым метрологическим характеристикам относят следующие характеристики:

-             предназначенные для получения результата измерений без учета погрешностей (зависимость выходного сигнала от входного, называемую градуировочной характеристикой, цена деления шкалы для аналоговых приборов и мер или выходной код и цена единицы младшего разряда кода цифровых приборов);

-             погрешности;

-             динамические, необходимые для анализа работы средств измерений в динамическом режиме, когда скорость изменений сигнала такова, что начинают проявляться инерционные свойства средств измерений. Динамические характеристики задают в форме импульсных или переходных характеристик или комплексной частотной характеристики. Иногда динамические характеристики нормируют только некоторыми параметрами, например временем установления;

-             позволяющие оценить взаимодействие средств измерений и других устройств, подключенных к ним. Примером могут служить входное полное сопротивление приборов, коэффициент стоячей волны в волноводном тракте, к которому подключен прибор.[5]

Приведем пример использования нормируемых метрологических характеристик в области безопасности в чрезвычайных ситуациях.

В данном случае применяют следующие термины:

метрологическая характеристика средства измерений - характеристика одного из свойств средств измерений, влияющих на результат измерений или его погрешность;

точностная характеристика средств контроля (испытаний) - характеристика свойств средств контроля (испытаний), характеризующая близость результатов контроля (испытаний) к действительным значениям характеристик объекта;

наблюдаемость - свойство СТС (и средство контроля и испытаний в ее составе) своевременно обнаруживать опасные отклонения режима ее функционирования, анализировать развитие аварийных процессов и характеризовать ситуацию в районе аварии;

метрологическое обслуживание - комплекс операций, включающих проверку, контроль работоспособности (диагностику), регламентные работы и ремонт.

Нормируемые точностные и метрологические характеристики СК и СИ используют при:

- определении результатов испытаний СТС и контроле их параметров;

- оценке уровня безопасности СТС путем расчета значений обобщенных параметров (критериев);

- задании требований по обеспечению безопасности при разработке новых или модернизации существующих СК и СИ, входящих в состав СТС;

- контроле соответствия характеристик СК и СИ установленным требованиям.

Метрологические характеристики следует нормировать для применения средств контроля в штатных, аварийных условиях и в условиях ликвидации аварии.

Нормируемые метрологические характеристики средств контроля должны быть назначены из нижеперечисленной совокупности:

- функция преобразования измерительного преобразователя, а также измерительного прибора с неименованной шкалой или со шкалой, отградуированной в единицах, отличных от единиц входной величины;

- значение однозначной или многозначной меры;

- цена деления шкалы измерительного прибора или многозначной меры;

- вид выходного кода, число разрядов кода, цена единицы наименьшего разряда кода средства измерений;

- динамические характеристики измерительных (преобразовательных) СК; - характеристики погрешности контроля предельных значений контролируемых параметров;

- входной импеданс измерительного прибора.

3. Задача

При осуществлении государственного контроля (ГКиН) за соблюдением обязательных требований государственных стандартов госинспектором было обнаружено в универмаге:

-             Кожаные женские сапоги имеют неодинаковую высоту между полупарами;

-             Стеклянная посуда имеет сколы;

-             Платья имеют несовпадение крупного ярко выраженного рисунка материала;

-             Игрушки имеют острые кромки;

-             Трикотажные жакеты имеют поднятые петли с закреплением;

-             Меховые головные уборы имеют неустойчивую окраску волосяного покрова к трению.

Правильны ли действия госинспектора, выдавшего предписание о запрете реализации всей проверенной продукции и постановление о наложении штрафа? Ответ аргументируйте.

Решение:

Согласно статье 36 ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.

При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

В случае невыполнения данного предписания, предусмотренного пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ, или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом.

За нарушение требований Федерального закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.[6]

Таким образом, госинспектор поступил не правильно наложив штраф и выдав запрет на продаваемую продукции. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ должна быть соблюдена описанная выше процедура.

Список литературы

1.           Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.           Закон «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года N 4871-1 (ред. от 10.01.2003). – Справочная система Гарант.

3.           Постановление «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» от 10 мая 2000 г. N 26. – Справочная система Гарант.

4.           Постановление «Об утверждении Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации» от 21 сентября 1994 г. N 15. – Справочная система Гарант.

5.           Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2005. 

6.           Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005.

7.           Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005.

8.           Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9.           Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004.


[1] Девид Б. Основы управления качеством. – СПб: Питер, 2005. – с. 117.

[2] Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА  – М, 2005. – с. 76.

[3] Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 61.

[4] Козлов А.Л. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – М.: Юрайт-издат, 2004. – с. 124.

[5] Иванченко Г.Н. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 63.

[6] Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.40.