3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ГОУ «Краевой Дом молодежи»

3.1 Анализ бюджетного финансирования

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов. Бюджетные учреждения финансируются различными способами:

- на основе хозяйственного расчета;

- в порядке сметного финансирования;

- смешанное финансирование.

Доля финансирования по смешанному методу постоянно возрастает. Кроме государственного бюджета могут использоваться внебюджетные средства: поступления от оказания населению, предприятиям, учреждениям и организациям дополнительных платных образовательных и других услуг (преподавание специализированных курсов и дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов), от оказания других услуг (научно-исследовательская работа в области образования, науки; информационно-справочная и консультационная деятельность; разработка и реализация экскурсионно-туристических программ по культурно-историческим местам и местам традиционного бытования народных промыслов; разработка сценарных материалов, организация и проведение театрализованных праздников, ярмарок, аукционов, смотров, конкурсов, фестивалей и других форм культурно-досуговых мероприятий по социальным заказам; организация художественно-творческих мастерских и других производств по возрождению и развитию традиционных и новаторских форм народных промыслов; предоставление информационных услуг; организация концертной деятельности творческих коллективов и отдельных авторов и исполнителей с продажей билетов; организация кино- и видеопоказа; реализация специальной и методической литературы; сдача в аренду и прокат оборудования и инвентаря, приобретенных за счет собственных средств).

Контроль за полнотой удовлетворения потребностей учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования, с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям.

Принятый в 1998г. Бюджетный кодекс РФ предусмотрел переход на казначейскую систему исполнения бюджетов, а также существенное изменение режима доходов, получаемых бюджетными учреждениями от приносящей доход экономической деятельности. Суть изменений статуса бюджетных учреждений сводится к обеспечению непосредственного и постоянного контроля органов исполнительной власти (на федеральном уровне - органов федерального казначейства) за формированием доходов и осуществлением расходов бюджетного учреждения. 

Безусловно, переход на казначейскую систему оплаты бюджетных расходов с открытием лицевых счетов для каждого бюджетополучателя экономически целесообразен. Безусловно и то, что эта система прогрессивна по своему характеру и может дать положительные результаты в части маневрирования государственными финансовыми ресурсами; получения оперативной информации о кассовых расходах и перечислении средств по назначению; контроля за финансовыми операциями учреждений. Переход от банковской к казначейской системе исполнения федерального бюджета оправдан и связан прежде всего с двумя факторами:      во-первых, банковские учреждения, преследуя коммерческие цели, не были заинтересованы в контроле за своевременным зачислением доходов на счета соответствующего бюджета и устранились от контроля за использованием средств;      во-вторых, самостоятельность нижестоящих бюджетов повлекла за собой изменение функций территориальных и местных финансовых органов, которые были освобождены от обязательного контроля за исполнением федерального бюджета. Не случайно в БК более обстоятельно и последовательно описаны правила исполнения федерального бюджета, ведь они основаны на пятилетней практике работы.

Бюджетное законодательство в отличие от законодательства об образовании достаточно жестко регламентирует формы распоряжения и использования имущества, поступившего в распоряжение государственного образовательного учреждения. Особенно остро эта проблема стоит применительно к внебюджетным средствам, получаемым образовательным учреждением. Действительно, в целях усиления контроля за использованием средств учреждениями, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, указанные средства в соответствии со ст.42 БК РФ в полном объеме включены в состав неналоговых доходов бюджета и, таким образом, признаны дополнительным источником бюджетного финансирования учреждений. 

Основанием для получения средств из государственного бюджета учреждениями является зарегистрированная в автоматизированной системе государственного казначейства (АСГК) поквартальная роспись расходов по главным распорядителям средств в разрезе подведомственных учреждений и организаций, программ и мероприятий с распределением планируемых ассигнований по всем подразделениям бюджетной классификации.

Роспись расходов по распорядителям средств бюджета формируется главными распорядителями средств на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а также смет на осуществление отдельных целевых программ и мероприятий и представляется ими в министерство финансов. Ее регистрация в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Министерства финансов.

     В ст.219 также сформулированы пять последовательно осуществляемых обязательных процедур санкционирования расходов:      составление и утверждение бюджетной росписи;      утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;      утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;      принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;      подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручения на счета:

поставщиков – за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы;

получателей – по обязательным расчетам и нетоварным операциям;

на текущий счет организации в банке – для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов по предъявленным платежным требованиям и платежным поручениям, акцептованным банком.

Перед перечислением средств учреждению сметные назначения уточняются в следующих случаях:

-         при невыполнении плана по сети, штатам и контингентам;

-         при изменении профиля деятельности или режима работы;

-         при выделении дополнительных ассигнований на содержание учреждения;

-         при необходимости учета имеющихся сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей;

-         при уменьшении сумм ассигнований в связи с нарушением сметно-штатной дисциплины и превышением утвержденных норм и нормативов, выявленных при проверке сметы.

Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Смета на очередной год представляется в июле предшествующего планируемому года вышестоящему распорядителю средств – Министерству образования. Расчет показателей сметы осуществляется в разрезе категорий, статей, подстатей и элементов экономической категории расходов. 

В бюджетном праве смета - это утвержденный в установленном порядке финансовый акт, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований. До недавнего времени система планирования включала в себя составление проекта сметы расходов и доходов бюджетной организации, утверждение ее распорядителем, исполнение сметы в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Планирование осуществлялось по статьям бюджетной классификации путем индексации фактических расходов предшествующего финансового года. Как правило, индексация производилась на величину индекса инфляции, обозначенного в законе о федеральном бюджете на текущий год. Такой порядок планирования позволял получить необходимые цифры для обеспечения дальнейшей деятельности учреждения. Одновременно предполагаемые расходы никак не увязывались с достижением определенных показателей в деятельности учреждения. Анализ и контроль был возможен только в части сопоставления плановых и фактических показателей.

В соответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются по следующим направлениям:

- оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

- оплата товаров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

- оплата товаров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

По сути это укрупненная экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшем детализируется в целях планирования и учета.

Большинство плановых норм и нормативов (пожалуй, кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитывались бюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов. 

Статьи бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов, обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределении принимает Минфин России. Невысокая оперативность механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованием средств на уровне учреждения.

В целом системе сметного планирования были присущи следующие недостатки.

1. Непрозрачность планирования - показатели плана не характеризовали обоснованность расходов.

2. Затратный принцип - при планировании отталкивались от сложившегося уровня расходов, отсутствовали стимулы к их снижению.

3. Отсутствие оперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.

Сама система сметного планирования, основанная на затратном принципе, создавала трудности на пути совершенствования управления бюджетными финансами, что и определило необходимость ее реформирования. Бюджетная политика меняется, что влечет изменения в порядке составления финансовых планов и смет.

В Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах[1]   выдвинута идея "управления результатами" бюджетного процесса. В соответствии с Концепцией бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов деятельности. Выделяемые бюджетные ассигнования будут иметь четкую привязку к конечным результатам деятельности бюджетных учреждений. Следовательно, при составлении бюджетным учреждением сметы расходов в нее должен быть заложен тот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленных перед бюджетным учреждением целей и задач (то есть конечных результатов его деятельности на определенный период).

 Правительство РФ предполагает повысить результативность бюджетных расходов путем использования следующих механизмов:

- установить долгосрочные лимиты с их ежегодной корректировкой в соответствии с выполнением конкретных показателей среднесрочного (трехлетнего) плана;

- создать "глобальные бюджеты" на выполнение определенных функций, в рамках которых администраторы сами определяют направления расходования средств для достижения наилучших результатов;

- передать ответственность за принимаемые решения на уровень распорядителей (получателей) средств федерального бюджета.

Применение таких методов требует серьезной практической отработки. Исходя из этого при формировании проекта бюджета на 2006 г. планируется провести эксперимент по выделению ассигнований, подлежащих распределению между главными распорядителями, на конкурсной основе по результатам рассмотрения заявок и материалов, позволяющих определить результаты бюджетных расходов.

Можно предположить, что практически любое бюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть решающую роль в деятельности учреждения.

В ходе финансирования выделение бюджетных  средств учреждению должно осуществляться своевременно  непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения, устанавливаются факты недофинансирования. Их наличие оказывает отрицательное влияние на работу учреждения по оказанию населению в необходимом объеме услуг и эффективность использования ресурсов. Основным источником информации для анализа финансирования является «Отчет об исполнении сметы расходов формы № 2».

   К форме 1 «Баланс исполнения сметы доходов и расходов» прилагается справка о движении сумм финансирования из бюджета. Она составляется по субсчетам 230 и 231 (140, 141 и 143). Заполняется на 1 октября, на 1 июля и 1 января. В квартальные отчеты не входят суммы расходов за счет финансирования из бюджета и дополнительных источников финансирования. Анализ финансирования проводится по дебету и кредиту вышеуказанных счетов в сравнении с предыдущим периодом в определённых направлениях.

   Анализ осуществляется отдельно по смете доходов и расходов и капитальному строительству по следующим статьям:

- списано безнадёжных долгов;

- списано недостач, материалов, принятых на счёт учреждения;

- возврат средств в бюджет;

- списано расходов за счёт финансирования из бюджета в отчётном году;

- списано расходов за счёт дополнительных источников финансирования от других главных распорядителей (распорядителей),

- передано финансирование другим главным распорядителям (распорядителям);

- курсовая разница и др.

   По кредиту счетов анализируется динамика остатка финансирования на начало года; за отчётный период с учётом отозванных средств и от других главных распорядителей; дополнительных источников финансирования из бюджета; выплат, произведённых в централизованном порядке вышестоящим распорядителем, курсовой разницы и остатка по счёту.

   Такой анализ позволяет проследить динамику движения сумм финансирования и их структуру по различным направлениям.

   Анализ финансирования дополняется анализом по справке о полученном финансировании из федерального бюджета. По ней можно проследить соотношение утверждённых бюджетных ассигнований на год и полученного финансирования в разрезе раздела и подраздела, целевой статьи и вида расхода. Кроме этого справка даёт возможность просчитать долю полученного финансирования по различным видам документов: платёжным поручениям, реестрам и т.д.

   По справке об остатках средств, полученных из федерального бюджета (код 0503058) анализируется получение средств из федерального бюджета и остаток средств в разрезе счетов в кредитной организации или лицевого счёта в казначействе.

 Проанализируем финансирование ГОУ «Краевой Дом Молодежи».

Таблица 3.1 -  Анализ исполнения сметы ГОУ «Краевой Дом Молодежи»

Направление расходов

Утверждено по смете на год

Кассовые расходы

Результат использования средств

1

2

3

4=3-2

Оплата труда

4442000

4441928

-72

Начисления на оплату труда

1586000

1586536

+536

Мягкий инвентарь

74000

73976

-24

Оплата горюче-смазочных материалов

466000

466000

---

Прочие предметы снабжения

514000

514587

+587

Командировки

833000

833030

+30

Прочие транспортных услуг

136000

136000

---

Оплата услуг связи

349000

349000

---

Оплата коммунальных услуг

64000

63470

-530

Оплата котельно-печного топлива

252000

252300

+300

Оплата потребления электр.энергии

75000

75270

+270

Оплата водоснабжения

15000

15000

---

Оплата текущего ремонта оборудования

37000

36850

-150

Оплата текущего ремонта зданий

600000

600000

---

Прочие текущие расходы

13394000

13394944

+944

Приобретение оборудования

2238000

2237873

-127

Итого по смете расходов

25075000

25076764

+1764

Утверждено по смете 25075000 руб., а произведено кассовых расходов на 1764 руб. больше, т.е. 25076764 руб. Сверх сметы произошло увеличение кассовых расходов по статьям:

- Начисления на оплату труда  -   536 руб.

- Прочие предметы снабжения -587 руб.

- Командировки – 30 руб.

- Оплата котельно-печного топлива – 300 руб.

- Оплата потребления электр.энергии – 270 руб.

- Прочие текущие расходы – 944 руб.

Самая большая экономия по кассовым расходам наблюдается по статьям:

- Оплата коммунальных услуг- 530 руб.

- Оплата текущего ремонта оборудования  -  150 руб.

- Приобретение оборудования  -  127 руб.

Расчет полноты использования средств финансирования учреждения ГОУ «Краевой Дом Молодежи» приведен в таблице 3.2

Таблица 3.2 - Анализ финансирования ГОУ «Краевой Дом Молодежи»

Направление расходов

Профинансировано

По смете

Недофинансировано

1

2

3

4=3-2

Оплата труда

4441928

4442000

+72

Начисления на оплату труда

1586536

1586000

-536

Мягкий инвентарь

73976

74000

+24

Оплата горюче-смазочных материалов

466000

466000

---

Прочие предметы снабжения

514587

514000

-587

Командировки

833030

833000

-30

Прочие транспортных услуг

136000

136000

---

Оплата услуг связи

349000

349000

---

Оплата коммунальных услуг

63470

64000

+530

Оплата котельно-печного топлива

252300

252000

-300

Оплата потребления электр.энергии

75270

75000

-270

Оплата водоснабжения

15000

15000

---

Оплата текущего ремонта оборудования

36850

37000

+150

Оплата текущего ремонта зданий

600000

600000

---

Прочие текущие расходы

13394944

13394000

-944

Приобретение оборудования

2237873

2238000

+127

Итого по смете расходов

25076764

25075000

-1764

Из таблицы видно, что государственное образовательное учреждение «Краевой Дом молодежи»  недофинансировано краевым бюджетом на сумму 1764 руб. Наибольшее недофинансирование отмечено по статье «Прочие текущие расходы» - 944 руб., «Прочие предметы снабжения» - 587 руб., «Начисления на оплату труда» - 536 руб. 

Основной причиной недофинансирования следует отметить несвоевременную подачу уточнений сметных назначений. Уточнения сметы связаны с изменением тарифов на оплату услуг, стоимости приобретаемых материальных ценностей и др.

После перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования на уровне субъекта хозяйствования несколько снизилась в силу того, что для конкретного бюджетного учреждения значительно сократилась самостоятельность при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.

3.2 Факторный анализ статей сметы расходов

Все явления и процессы деятельности учреждения находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы учреждения.  Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

 Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы, обосновать планы и управленческие решения.

 При составлении сметы на очередной год расчет плана расходов производится по каждой статье экономической классификации. Каждая статья имеет свой алгоритм расчета: некоторые прямо связаны со спецификой деятельности учреждения и рассчитываются на единицу контингента (оплата труда), а другие – исходя из норм расхода (коммунальные услуги). Есть и такие, план по которым берется по сложившемуся уровню за предыдущие годы.

Отчеты бюджетных учреждений в разрезе показателей смет и их глубокое изучение с целью оценки эффективности использования ресурсов, выявление отклонений фактической суммы расходов от сметы, а также факторов, повлиявших на эти отклонения, составляют содержание анализа исполнения сметы расходов. Основными задачами анализа исполнения сметы расходов являются:

-          характеристика состава и структуры расходов, оценка их изменения за определенный период;

-         определение факторов отклонения фактических расходов от предусмотренных сметой;

-         выявление резервов повышения эффективности использования ресурсов бюджетных учреждений;

Укрупненная смета расходов за 2003-2004 год и изменения по статьям представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Укрупненная смета расходов ГОУ «Краевой Дом молодежи» за 2003-2004 гг.

Вид расходов

2003

2004

Изменение

Оплата труда

Итого по статье 110100-110200

4 462 000

6 810 755

+2 348 755

Медикаменты

Итого по статье 110310

1 000

2 000

+1 000

Мягкий инвентарь и обмундирование

Итого по статье 110320

20 000

20 000

0

Канцелярские товары

Хозяйственные товары

Прочие

Итого по статье 110350

341 830

246 0000

-95 830

Горюче-смазочные материалы

Итого по статье 110340

473 950

399 000

-74 950

Командировки по служебным делам

Итого по статье 110400

409 220

564 000

+154 780

Транспортные расходы

Итого по статье 110500

66 000

77 000

+11 000

Услуги связи

Итого по статье 110600

350 000

353 000

+3 000

Оплата содержания помещений

Итого по статье 110710

143 000

42 000

-101 000

Оплата потребления электрической энергии

Итого по статье 110730

120 000

542 260

+422 260

Оплата котельно-печного топлива «Планета»

Итого по статье 110723

282 100

+282 100

Оплата водоснабжения помещений «Планета»

Итого по статье 110740

47 700

+47 700

Оплата текущего ремонта оборудования

Итого по статье 111020

20 000

33 000

+13 000

Оплата текущего ремонта зданий

Итого по статье 111030

3 038 000

457 000

-2 581 000

Прочие текущие расходы

Итого по статье 111040

7 200 000

13 026 000

+5 826 000

Приобретение предметов длительного пользования

КМУДЦ «Планета»

Итого по «Планете»

600 000

+600 000

«п. Ванино»

Итого по «Ванино»

216 000

+216 000

Итого по статье 240120

1 200 000

1 770 100

+570 100

Итого по смете

17 845 000

24 571 915

+6 726 915

По сравнению с 2003 годом смета расходов на 2004 год составлена с превышением от уровня 2003 года на сумму 6 726 915 руб. Наибольшее увеличение отмечено по статье «Расходы на вневедомственную охрану» -  3 000 000 руб., значительных рост также отмечен по статьям «Заработная плата и отчисления по ЕСН» - 2 348 755 руб., «Расходы на проведение мероприятий» - 2 156 820 руб., «Заработная плата сотрудников «Альфа» - 700 000 руб. 

В 2003 году ГОУ «Краевой Дом Молодежи» учрежден филиал – Межрайонный филиал Краевой Дом молодежи п. Ванино, поэтому смета расходов на 2004 г. предусматривает расходы и на содержание этого филиала.

По статье «Приобретение предметов длительного пользования» рост составил 570 100 руб., 216 000 руб. из них на приобретение предметов длительного пользования для филиала в п. Ванино.

Для проведения факторного анализа статей сметы расходов нам потребуется смета, представленная более детально (Приложение 3).

Постатейный анализ сметы расходов показал:

В 2004 году при расчете расходов на горюче-смазочные материалы снижено количество расходуемого бензина, однако имеется рост цена за литр ГСМ и количества эксплуатируемых автомобилей.

Таблица 3.4 – Анализ статьи «Расходы на горюче-смазочные материалы» в летнее время

Год

Норма

Цена

Кол-во месяцев 

Коэф.

Кол-во автомобилей

Итого

Летнее время

2003

750

13

6

1,2

3

210 600

2004

433

14

6

1,2

4

174 390

Изменение за счет снижения нормы расходы ГСМ: (433 х 13 х 6 х 1,2 х 3 = 121 586,40) – 210 600 = -89 013,60 руб.

Изменение за счет роста цены:  (433 х 14 х 6 х 1,2 х 3 = 130 939,20) – 121 586,40 = + 9 352,80 руб.

Изменение за счет увеличения кол-ва автомобилей: 174 390 – 130 939,20 = + 43 450,80 руб. 

Итого: - 89 013,60 + 9 352,80 + 43 450,80 = -36 210 руб.

Таблица 3.5 – Анализ статьи «Расходы на горюче-смазочные материалы» в зимнее время

Год

Норма

Цена

Кол-во месяцев 

Коэф.

Кол-во автомобилей

Итого

Зимнее время

2003

612

13

6

1,2

3

171 850

2004

500

14

6

1,2

4

201 600

Изменение за счет снижения нормы расходы ГСМ: (500 х 13 х 6 х 1,2 х 3 = 140 400) – 171 850 = -31 450 руб.

Изменение за счет роста цены:  (500 х 14 х 6 х 1,2 х 3 = 151 200) – 140 400 = + 10 800 руб.

Изменение за счет увеличения кол-ва автомобилей: 201 600 – 151 200 = + 50 400 руб. 

Итого: - 31 450 + 10 800 + 50 400 = +29 750  руб.

Статья «Услуги связи».  Снижены расходы: на почтовые расходы с 28 520 руб. в 2003 году, до 10 000 руб.  (с учетом п. Ванино) в 2004 году; на оплату услуг междугородних переговоров – 57 000 руб. (2003г.), 32 000 руб. (2004г.); на оплату услуг пейджинговой связи – 4 200 руб. (2003 г.), 2000 руб.  (2004г.); на оплату услуг интернета с 27 400 руб. в 2003г. до 15 000 руб. в 2004г.   Одновременно по другим статьям заложено увеличение: расходы на поддержку Интернет-сайта – 14 600 руб. в 2003 году до 20 000 в 2004 г.

 Несмотря на снижение расходов по многим статьям «Услуги связи» отмечено увеличение расходов по статье «Оплата услуг сотовой связи». Количество оплачиваемых сотовых телефонов увеличилось с 4 до 9 штук, с одновременным снижение суммы с 3 000 руб. (2003г.), до 1 565 руб. (2004г.), что привело к увеличению планируемой суммы по данной статье со 144 000 руб. до 169 000руб.

Анализ расходов по статье «Оплата услуг сотовой связи» представлен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 – Анализ статьи «Оплата услуг сотовой связи»

Год

Кол-во телефонов

Кол-во месяцев

Сумма расходов

Итого

2003

4

12

3 000

144 000

2004

9

12

1 565

169 000

Отклонение

+25 000

Изменение за счет увеличения количества телефонов  (9 х 12 х 3 000 = 324 000) – 144 000 = +180 000 руб.

Изменение за счет снижения сумм расходов  169 000 – 324 000 = -155 000 руб.

Итого: 180 000 – 155 000 = + 25 000 руб.

Анализ расходов по данной статье показал, что росту расходов способствовало увеличение количества сотовых телефонов, и даже снижение суммы планируемых на каждый телефон расходов не смогло перекрыть сумму превышения. Таким образом, сумма увеличения по данной статье составила 25 000 руб.

Значительное увеличение отмечено по статье «Оплата потребления электрической энергии». Сумма увеличения составила 422 260 руб., с 120 000 руб. запланированных в 2003 г. до 542 260 руб. в 2004 г., дополнительно появились такие затраты как «Водопотребление и водоотведение» в сумме 47 700 руб., «Оплата котельно-печного топлива «Планета» в сумме 282 100 руб.

Сумма затрат по статье «Текущий ремонт зданий» в 2003 году составляла значительную сумму 3 038 000 руб. в связи с установкой пластиковых окон (2 700 000 руб.). В 2004 году на эти расходы была запланирована сумма 457 000 руб.

Суммы расходов по статьям «Хозяйственные расходы» и «Канцелярские товары» в 2004 году представлены в смете в меньшем размере, чем было предусмотрено сметой расходов на 2003 год: хозяйственные товары – 19 995 руб. (-8 155 руб.), канцелярские товары – 63 845 руб. (-40 555 руб.).

Существенно снижена сумма командировочных расходов по Хабаровскому краю с 259 020 руб. до 64 000 руб. (-195 020 руб.). Также в смете расходов на 2004 год предусмотрены расходы на командировки сотрудников филиала п. Ванино в размере 100 000 руб. Одновременно отмечается увеличение затрат по командировочным расходам в г. Москва до 400 000 руб. против 150 200 руб. по смете 2003 года.

3.3 Анализ кассовых и фактических расходов

Для проведения правильного анализа отклонений кассовых расходов от фактических необходимо хорошо знать причины, которые могут привести к таким отклонениям по каждой подстатье сметы расходов. Эти причины вытекают из особенностей учета кассовых и фактических расходов по каждой подстатье и элементу расходов. Изучение существующей между ними объективной взаимосвязи и зависимости позволяет выявить производственные и  финансовые ситуации, возникшие в процессе исполнения сметы расходов.

Фактические расходы представляют собой затраты отчетного периода на содержание бюджетного учреждения, списанные в установленном порядке. Под фактическими расходами следует подразумевать начисленные расходы учреждения, оформленные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов и начисленной зарплате и стипендии. Основанием для осуществления фактических расходов являются документы, которые подтверждают целевое направление средств (счета, накладные, товарно-транспортные накладные, расчетные ведомости начисленной зарплаты, трудовые соглашения, договоры на выполнение работ (кроме договоров на оплату коммунальных услуг, услуг связи, охраны, аренды помещений, так как эти договора являются долгосрочными и расчеты по них производятся по мере предоставления счетов или актов за выполненные работы или предоставленные услуги), акты выполненных работ, тендерная документация, договоры о закупке и т.п.). Их изучение позволяет судить об эффективности использования бюджетных средств, установить степень соответствия расходов объему выполненной работы или установленным нормам.

Для учета фактических расходов учреждения образования и науки применяют счета класса 8 "Затраты". На счетах этого класса отражаются расходы, осуществленные учреждениями на мероприятия, предусмотренные их сметами, а также расходы, понесенные за счет средств, полученных из других бюджетов. Учет фактических расходов, также как и кассовых, ведется по кодам экономической классификации. Это нужно для того, чтобы контролировать выполнение сметы, так как в конце года при закрытии счетов, суммы кассовых и фактических расходы должны соответствовать суммам, предусмотренным сметой расходов.

Под кассовыми расходами подразумевают все суммы, перечисленные банком или органами Госказначейства  с текущих бюджетных, регистрационных счетов учреждения образования в безналичной и наличной форме 2. Основанием для осуществления кассовых расходов являются платежные поручения, выписанные учреждениями  и оплаченные банком или ГКУ другим юридическим лицам за выполненные работы, предоставленные услуги, полученные материалы, а также выплата зарплаты, стипендии, материальной помощи и прочее.

Хотя получение средств наличными считается кассовыми расходами и отражается в карточках аналитического учета, но учитывая принципы и суть бухучета, их можно считать расходами лишь при фактической выплате из кассы учреждения. Полученные с текущего (регистрационного) счета денежные средства в кассу могут быть невыплаченными по разным причинам и возвращены на счет в банке.

Кассовыми расходами являются затраты бюджетных средств в пределах сумм, выданных банком бюджетному учреждению наличными деньгами или в порядке безналичных расчетов. К кассовым относятся расходы на выплату заработной платы, на выдачу аванс на командировки, на мелкие хозяйственные расходы, оплату счетов поставщиков товарно-материальных ценностей, выполненных работ и оказанных услуг. Они являются показателем полноты использования выделенного финансирования или перечисленных средств. Поэтому при внесении учреждением каких-либо сумм на счет в банке бюджетные ассигнования восстанавливаются, а кассовый расход уменьшается.

При характеристике связи между кассовыми и фактическими расходами необходимо исходить из того, то перечисление средств из бюджета учреждениями осуществляется согласно утвержденной смете расходов. Она отражает потребность учреждении в денежных ресурсах для хозяйственных операций (приобретения товарно-материальных ценностей и расчетов за их поставки и т.д.), связанных с их деятельностью в текущем бюджетном (календарном) году. Поэтому в определенных (идеальных) условиях кассовые Кр и фактические Фр расходы равны и их соотношение в этом случае характеризуется выражением Кр = Фр [27].

Однако на практике случаи равенства кассовых и фактических расходов очень редки. Они возможны лишь в том случае, если движение средств на счетах учреждения в банке и списание расходов происходят одновременно, например при оплате оказанных услуг по предъявленному счету (взнос абонентной платы за пользование телефоном и др.). Бюджетные средства, полученные в банке, в этом случае списываются и в балансе об исполнении сметы расходов, который отражает движение средств, в остатках не учитываются.

В большинстве случает кассовые и фактические расходы по времени осуществления и по абсолютной величине не совпадают. Это связано с тем, что не все денежные ресурсы, полученные в банке, могут списаны и отнесены на фактические расходы непосредственно в момент их получения. Учреждение оплачивает счет за оборудование, приборы, но в отчетном году может их не получить. Кассовые расходы были произведены, а для отражения фактических расходов основания нет. Оно наступит после получения оплаченных материальных ценностей и сдачи их в эксплуатацию. Уплаченная за оборудование сумма бюджетных средств переходит на следующий год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов в виде дебиторской задолженности. Характерно при этом то, что в отмеченной производственно-финансовой ситуации остатки расчетов с прочими дебиторами увеличатся по сравнению с их наличием на начало года.

Оплаченные и полученные в отчетном году материальные ценности могут быть использованы лишь частично. В этом случае часть бюджетных средств списывается в сумме стоимости израсходованных материальных ценностей и отражается в фактических расходах. Однако фактические расходы по данной производственно-финансовой операции не равны кассовым расходам, поскольку часть оплаченных материальных ценностей остается неизрасходованной. Она переходит на следующий год и отражается в балансе об исполнении сметы расходов в виде остатка материальных ценностей, увеличивая его по сравнению с началом года.

Учреждение может получить по договору поставки от других предприятий или учреждений материальные ценности и полностью их израсходовать, но не оплатить из-за отсутствия средств на текущем счете в банке. Это отразится на сумме фактических расходов. Кассовые расходы в данном случае еще не были произведены, поэтому неоплаченная поставщикам сумма перейдет на следующий год.  В учете и отчетности она отразится в виде остатка кредиторской задолженности на конец года и приведет к его росту по сравнению с началом года, что является признаком превышения фактических расходов над кассовыми на ту же сумму.

Аналогичные соотношения между кассовыми и фактическими расходами могут складываться и по другим производственно-финансовым операциям. Их изучение позволяет выявить основные направления размещения бюджетных средств в процессе кассового исполнения сметы расходов и источники формирования фактических расходов.

Таким образом, кассовые и фактические расходы и механизм их соотношения позволяет по данным отчетности учреждения определить общую сумму как тех, так и других расходов.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что кассовые расходы характеризуют движение денежных средств, выделенных учреждению, а фактические расходы – полноту их использования. Чтобы определить сумму фактических расходов, необходимо к сумме кассовых расходов прибавить остатки кредиторской задолженности на конец года и вычесть эти остатки на начало года, или прибавить остатки по счетам материалов, дебиторской задолженности и подотчетных лиц на начало года и из полученной суммы вычесть их остатки на конец года.

Изучение отклонений между кассовыми и фактическими расходами осуществляется в целом по смете и по отдельным ее подстатьям с использованием данных отчета об исполнении сметы расходов (ф. № 2).

Анализ фактических и кассовых расходов ГОУ «Краевой Дом Молодежи» за 2004г. представлен в таблице 3.7.

Таблица 3.7  Анализ фактических и кассовых расходов ГОУ «Краевой Дом Молодежи» за 2004 год.

Направление расходов

Фактические расходы

Кассовые расходы

Результат использования средств

1

2

3

4=3-2

Оплата труда

4373587

4441928

+68341

Начисления на оплату труда

1567744

1586536

+18792

Мягкий инвентарь

73976

73976

---

Оплата горюче-смазочных материалов

543580

466000

-77580

Прочие предметы снабжения

609460

514587

-94873

Командировки

398873

833030

+434157

Прочие транспортных услуг

144974

136000

-8974

Оплата услуг связи

345908

349000

+3092

Оплата коммунальных услуг

52076

63470

+11394

Оплата котельно-печного топлива

321089

252300

-68789

Оплата потребления электр.энергии

40947

75270

+34323

Оплата водоснабжения

21746

15000

-6746

Оплата текущего ремонта оборудования

31250

36850

+5600

Оплата текущего ремонта зданий

1374569

600000

-774569

Прочие текущие расходы

14446942

13394944

-1051998

Приобретение оборудования

2343655

2237873

-105782

Медикаменты, и прочие лечебные расходы

5601

-5601

Итого по смете расходов

26695977

25076764

-1619213

В связи недофинансированием  ГОУ «Краевой Дом Молодежи» учреждению приходится осуществлять кассовых расчетов меньше, чем фактических на сумму 1619213 тыс. руб. Наибольшее недофинансирование отмечено по статье «Прочие текущие расходы» - 1 051 998 руб., что не позволило администрации «Краевого Дома молодежи» провести все запланированные мероприятия, направленные на развитие молодежного досуга в г. Хабаровске и Хабаровском крае.

Кроме общего превышения наблюдается повышение и по отдельным подстатьям и элементам расходов. Так фактические расходы по оплату ГСМ превышают кассовые на 77580 руб., на приобретение прочих предметов снабжения – на 94873 руб., на оплату котельно-печного топлива – на 68789 руб., на оплату водоснабжения – на 6746 руб., на оплату текущего ремонта здания – на 774569 руб., на оплату прочих текущих расходов – на 1051998 руб., приобретение медикаментов – на 5601 руб., на приобретение оборудования – на 105782 руб. Одновременно кассовые расходы оказались больше фактических на оплату труда в сумме 68341 руб., расходы по начислениям на оплату труда –  18792 руб.,  на командировочные расходы в сумме 434157 руб., на оплату услуг связи – 3092 руб., на оплату коммунальных услуг  - 11391 руб., оплату потребления электрической энергии – 34323 руб., оплату текущего ремонта оборудования – 5600 руб.

3.4 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

1) оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использование их по целевому назначению;

2) характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;

3) выявление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;

4) изучение организации финансирования;

     5) выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

По балансу исполнения сметы доходов и расходов – форма 1   проанализируем как снижаются материальные запасы, сокращается дебиторская задолженность, наличие которой указывает на несвоевременность платежей между организациями и т.д. В балансе также виден размер фактически произведенных учреждением расходов по бюджету.

 Анализ производится одним из следующих способов:

- непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- построение уплотнённого сравнительного аналитического баланса путём агрегирования однородных по составу элементов балансовых статей;

- осуществление корректировки баланса на индекс инфляции.

   Последний момент очень важен для сопоставимости данных для анализа. Анализ структуры баланса выполняется с целью общей характеристики финансового положения учреждения и его изменения за отчетный период. При этом анализируется дебиторская и кредиторская задолженность и их динамика, структура активов учреждения и др.

    В активе баланса выявляются отклонения по разделам баланса по сравнению с предыдущими периодами:

- основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения;

- материальные запасы;

- малоценные предметы;

- готовая продукция;

- средства учреждений;

- расчёты;

- расходы;

- доходы, прибыли (убытки);

- расходы на капитальное строительство.

Анализ отчётности бюджетного учреждения может быть горизонтальным и вертикальным.

    Горизонтальный анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей. За основу берутся данные за предыдущий период, они равны 100%.

Темп роста, % = Факт / База * 100%                               (1)

В основе вертикального анализа лежит представление бухгалтерской отчётности в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей (удельный вес статьи баланса в общей сумме валюты баланса).

Уд.вес, % = Факт/ Итого * 100%                                     (2)

Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.   

В каждом разделе рассматривается структура статей и их динамика (абсолютное изменение по статьям).

Абсолютное отклонение = Факт - База,                             (3)

Например, в 1 разделе актива баланса «Основные средства и другие долгосрочные финансовые вложения» определяется доля основных средств, долгосрочных финансовых вложений и нематериальных активов учреждения в динамике. Аналогично производится анализ и пассива баланса.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса исполнения сметы доходов и расходов государственного образовательного учреждения «Краевой Дом Молодежи» представлен в Приложении 4.

 По данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: валюта баланса на конец отчетного периода увеличилась на 3914314 руб. или на 15% от 2003 года. Это оценивается положительно, т.к.  увеличение баланса свидетельствует о приобретении имущества данной организацией. Наибольшее влияние на это оказало увеличение остатков по разделам:

-          «Основные средства и долгосрочные вложения» – на  сумму 2195313 руб.

-          «Малоценные предметы»  на сумм 61626 руб.

-           «Расчеты» на сумму 804080 руб. и другие разделы.

Но среди других разделов, увеличивающих валюту баланса, присутствуют статьи и отрицательного характера, т.е. это статья «Расходы», увеличивающие имущество на сумму 768664 руб. и статья «Убытки» - на сумму 719700 руб.

Уменьшающие валюту баланса являются следующие разделы:

-          «Материальные запасы»  на сумму 650522 руб.

-           «Готовая продукция» на сумму  99952 руб.

        В общем ситуация в учреждении характеризуется неоднозначно: с одной стороны – хорошо – увеличение имущества, реализация услуг,  с другой стороны – плохо – увеличение убытков и расходов учреждения.

На 31.12.04 г. было произведено списание нематериальных активов, морально устаревших, в связи с подготовкой к переходу бухгалтерского учета на новый бюджетный учет с 01.01.05 и в связи с тем, что нематериальные активы (программные продукты) имели не исключительное право на пользование программным продуктом и должны быть списаны на расходы  (сумма списанная равна  78456 руб.).

Также замечено, что самое наибольшее увеличение темпа роста по сравнению с 2003 годом заметно по статье «Средства учреждений» на 120,7 %, по статье «Убытки» на 184 % и по статье «Расходы» на 100%. На 58,6 % сократились «Материальные запасы». А по статье «Малоценные предметы» заметно небольшое увеличение  на 1,2 %.

 Из данного анализа заметно, что на общее увеличение валюты баланса на сумму 3914314 рублей наибольшее влияние оказали следующие  факторы:

- увеличивающие факторы – это сумма по разделам: «Фонд и средства целевого назначения» возросла на сумму 2249179.руб. (в основном из-за увеличения статьи «Износ ОС» на сумму 2313357.руб. и «Фонд в малоценных предметах» на сумму 61626.руб.), а также увеличения «Расчеты»  -  2280332 руб.;

 -  уменьшающие факторы – это сумма по разделу  «Финансирование из бюджета» - 841700 руб.

Наибольший удельный вес в активе баланса и в 2003, и в 2004 году занимает I раздел «Основные средства и долгосрочные финансовые вложения»  (соответственно – 64,8 %  (в сумме 16584843 руб.) и  63,7 % (в сумме  18780156 руб.), в течение отчетного периода произошло уменьшение удельного веса на 1,1 %.

Раздел «Материальные запасы» занимает наименьший удельный вес в составе валюты баланса -  на 2003 г. 4,3 %, на 2004 г. 1,6 %, т.е. заметно самое большое снижение удельного веса – 2,7 %.

Раздел «Малоценные предметы» занимает существенный удельный вес в активе баланса (в 2003 – 19,3 % ,  в 2004 году – 16,9 %).

Убытки наблюдаются в течение двух исследуемых периодах, но в динамике удельный вес в составе имущества учреждения увеличивается 2,2 %. Это можно оценить отрицательно деятельность учреждения.

Из баланса исполнения сметы доходов и расходов видно, что к средствам учреждений данной организации относятся средства в кассе, средства, полученные от предпринимательской деятельности, целевые средства и прочие средства.

 Конечно, самый большой удельный вес заметен по средствам, полученным от предпринимательской деятельности (2003 год – 0,27 %, 2004 год – 0,18 %), но в любом случае этот удельный вес невесом.

Раздел «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги»  и раздел «Расходы на капитальные расходы» вовсе отсутствуют.

В пассиве баланса показываются источники средств бюджетного учреждения, за счет которых были произведены расходы и приобретены материальные ценности.

В 2003 году отсутствовали «Расходы», а в 2004 году они составляют 768664 руб., что в составе имущества занимают 2,6 %.

Увеличение валюты баланса  - в части источников финансирования - произошло из-за увеличения остатков по разделу «Фонды и средства целевого назначения» на сумму – 2249179 руб., удельный вес которых самый большой – 2003 год – 84,1 %,  2004 год – 80,6 %. Заметно снижение удельного веса на 3,5%.

            Раздел «Финансирование из  бюджета» уменьшают валюту баланса на сумму 841700 руб. Это характеризует организацию с отрицательной стороны, так как  расходы по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия были урезаны, и, соответственно, их становится недостаточно для существования  деятельности организации.

  Раздел «Расчеты» также увеличивают валюту баланса на сумму  2280332 руб. Удельный вес их составляет на 2003 год – 11,4 %,  2004 год -17,6 %, т.е. заметна тенденция увеличения удельного веса на 6,2 %.

«Доходы будущих периодов» в составе источников формирования имущества занимают самую маленькую долю – в  20003 году - 1,2%, в 2044 году – 1,8 %. Идет увеличение удельного веса на 0,6 %.

 Раздел «Финансирование капитального строительства» отсутствует.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать выводы:

Отмечено недофинансирование ГОУ «Краевой Дом молодежи» краевым бюджетом, что создает проблемы для осуществления и проведения всех намеченных мероприятий.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса исполнения сметы доходов и расходов государственного образовательного учреждения «Краевой Дом Молодежи» показал, что валюта баланса на конец отчетного периода увеличилась на 3914314 руб. или на 15% от 2003 года. Это оценивается положительно, т.к.  увеличение баланса свидетельствует о приобретении имущества данной организацией.

Но среди других разделов, увеличивающих валюту баланса, присутствуют статьи и отрицательного характера, т.е. это статья «Расходы», увеличивающие имущество на сумму 768664 руб. и статья «Убытки» - на сумму 719700 руб.

В общем ситуация в учреждении характеризуется неоднозначно: с одной стороны – хорошо – увеличение имущества, реализация услуг,  с другой стороны – плохо – увеличение убытков и расходов учреждения.

Убытки наблюдаются в течение двух исследуемых периодах, но в динамике удельный вес в составе имущества учреждения увеличивается 2,2 %. Это можно оценить отрицательно деятельность учреждения.

В качестве рекомендаций следует отметить:

1. Администрации ГОУ «Краевой Дом молодежи» следует рассмотреть варианты и возможности увеличения объема коммерческого финансирования за счет роста и разнообразия проводимых секций, курсов, семинаров.

2. Рассмотрение осуществление различного рода рекламной деятельности – как источника внебюджетного финансирования.

3. Разработка, приобретение и реализация программных и технических систем осуществляемая учреждением, используется не только для осуществления прямых уставных видов деятельности, но и может приносить дополнительный доход.

4. В связи с все более  увеличивающимся интересом иностранных инвесторов и негосударственных организаций к России, ее истории, традициям, культурному наследию следует изучить возможности организации   и    осуществления   международного    обмена   делегациями,    как   в Российской Федерации, так и за рубежом, с предоставлением широкого спектра услуг и обмена опытом.

5. Заинтересованность и привлечение спонсоров при проведении мероприятий позволит сократить бюджетное финансирование по этим статьям с перераспределением их по другим – например, на развитие материально-технической базы, открытие новых центров досуга молодежи, телефонных линий доверия, акций по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией и др.

Заключение

Одна из главных задач бюджетной политики государства сегодня – обеспечение стабильного развития и функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Это требует приведения государственных и муниципальных расходных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения, повышения эффективности в процессе управления бюджетными средствами, а также усиления ответственности всех участников бюджетного процесса на соответствующем уровне власти, создания системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий между бюджетами бюджетной системы РФ.

Статья 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, определяющая принцип эффективности и экономности бюджетных средств, предусматривает, что получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Основная цель дипломной работы являлось изучение деятельности организации, закрепление и систематизация полученных в ходе обучения теоретических знаний  по бюджетному учету, экономическому анализу, а также развитие практических умения и навыков по ведению бюджетного учета в учреждении.

В ходе выполнения данной дипломной работы были изучены принципы организации и особенности функционирования бюджетных учреждений, правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

 Для достижения этой цели необходимо решены следующие задачи:

-  изучены теоретические основы организации бюджетного учета и контроля в них;

- проанализированы источники  финансирования;

-         провевен факторный анализ статей сметы расходов;

-         осуществлен анализ кассовых и фактических расходов, показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Объектом исследования являлся  ГОУ «Краевой Дом молодежи».

Предметом исследования данной дипломной работы явились особенности организации бюджетного учета и контроля в ГОУ «Краевой Дом молодежи».

Также в ходе выполнения дипломной работы были изучены нормативных документов тем или иным образом регламентирующих порядок организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. 

Детальное изучение Инструкции 15н-017 позволило воспользоваться корреспонденцией счетов бухгалтерского учета по основным операциям исполнения местного бюджета.

Бухгалтерский учет и отчетность Краевого Дома молодежи осуществляется отделом планирования, финансового контроля и бухгалтерского учета, возглавляемого его начальником, главным бухгалтером.

Учетная политика Учреждения «Краевой Дом молодежи» полностью определяется Инструкцией по  бюджетному учету. В учетной политике закреплена форма ведения бухгалтерского учета, метод обработки учетной информации, график документооборота, план инвентаризации, методы оценки долгосрочных и оборотных активов, порядок начисления износа основных средств, списания материальных запасов и малоценных предметов, нормы возмещения командировочных расходов, средств выдаваемых на хозяйственные расходы (Приложение 2).

          В соответствии с методологией бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в Учреждении «Краевой Дом молодежи» составляется единый баланс по Плану счетов, предусмотренному Инструкцией, и отдельный баланс по средствам, полученным из внебюджетных источников.

         При обработке учетной информации применяется компьютерная техника. Формирование мемориальных ордеров -  и Главной книги осуществляется в программе Microsoft Excel. По начислению заработной платы разработана отдельная программа. При осуществлении перехода на применение новой Инструкции № 70н  началось использование бухгалтерской программы «1С: Бухгалтерия».

Сохранность бюджетных денег, их рациональное и целевое использование  - основная задача, стоящая перед государственными контролирующими органами. Поэтому бюджетный контроль является основной частью финансово-экономического контроля и представляет собой мероприятия, проводимые государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности использования денежных ресурсов Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств и финансово-хозяйственной деятельностью Учреждения   осуществляет   Комитет   по   молодежной   политике   Правительства Хабаровского края. Ревизии   деятельности   Учреждения   осуществляются   ревизионной   комиссией Комитета по  молодежной политике Правительства Хабаровского края, а также по его поручению, другими ревизионными органами, которым это право предоставлено по закону.

Анализ деятельности бюджетных учреждений проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретного учреждения, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.

Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.

Государственное образовательное учреждение «Краевой дом молодежи»  недофинансирован краевым бюджетом на сумму 1764 руб. Наибольшее недофинансирование отмечено по статье «Прочие текущие расходы» - 944 руб.

В 2003 году ГОУ «Краевой Дом Молодежи» учрежден филиал – Межрайонный филиал Краевой Дом молодежи п. Ванино, поэтому смета расходов на 2004 г. предусматривает расходы и на содержание этого филиала.

По сравнению с 2003 годом смета расходов на 2004 год составлена с превышением от уровня 2003 года на сумму 6 726 915 руб. Наибольшее увеличение отмечено по статье «Расходы на вневедомственную охрану» -  3 000 000 руб., значительных рост также отмечен по статьям «Заработная плата и отчисления по ЕСН» - 2 348 755 руб., «Расходы на проведение мероприятий» - 2 156 820 руб., «Заработная плата сотрудников «Альфа» - 700 000 руб.  По статье «Приобретение предметов длительного пользования» рост составил 570 100 руб., 216 000 руб. из них на приобретение предметов длительного пользования для филиала в п. Ванино.

Горизонтальный и вертикальный анализ  баланса исполнения сметы доходов и расходов ГОУ «Краевой Дом Молодежи» представлен в Приложении 4.

 По данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: валюта баланса на конец отчетного периода увеличилась на 3914314 руб. или на 15% от 2003 года. Это оценивается положительно, т.к.  увеличение баланса свидетельствует о приобретении имущества данной организацией. Наибольшее влияние на это оказало увеличение остатков по разделам:

-          «Основные средства и долгосрочные вложения» – на  сумму 2195313 руб.

-          «Малоценные предметы»  на сумм 61626 руб.

-           «Расчеты» на сумму 804080 руб. и другие разделы.

Но среди других разделов, увеличивающих валюту баланса, присутствуют статьи и отрицательного характера, т.е. это статья «Расходы», увеличивающие имущество на сумму 768664 руб. и статья «Убытки» - на сумму 719700 руб.

Уменьшающие валюту баланса являются следующие разделы:

-          «Материальные запасы»  на сумму 650522 руб.

-           «Готовая продукция» на сумму  99952 руб.

        В общем ситуация в учреждении характеризуется неоднозначно: с одной стороны – хорошо – увеличение имущества, реализация услуг,  с другой стороны – плохо – увеличение убытков и расходов учреждения.

На 31.12.04 г. было произведено списание нематериальных активов, морально устаревших, в связи с подготовкой к переходу бухгалтерского учета на новый бюджетный учет с 01.01.05 и в связи с тем, что нематериальные активы (программные продукты) имели не исключительное право на пользование программным продуктом и должны быть списаны на расходы  (сумма списанная равна  78456 руб.).

Также замечено, что самое наибольшее увеличение темпа роста по сравнению с 2003 годом заметно по статье «Средства учреждений» на 120,7 %, по статье «Убытки» на 184 % и по статье «Расходы» на 100%. На 58,6 % сократились «Материальные запасы». А по статье «Малоценные предметы» заметно небольшое увеличение  на 1,2 %.

 Из данного анализа заметно, что на общее увеличение валюты баланса на сумму 3914314 рублей наибольшее влияние оказали следующие  факторы:

- увеличивающие факторы – это сумма по разделам: «Фонд и средства целевого назначения» возросла на сумму 2249179.руб. (в основном из-за увеличения статьи «Износ ОС» на сумму 2313357.руб. и «Фонд в малоценных предметах» на сумму 61626.руб.), а также увеличения «Расчеты»  -  2280332 руб.;

 -  уменьшающие факторы – это сумма по разделу  «Финансирование из бюджета» - 841700 руб.

Наибольший удельный вес в активе баланса и в 2003, и в 2004 году занимает I раздел «Основные средства и долгосрочные финансовые вложения»  (соответственно – 64,8 %  (в сумме 16584843 руб.) и  63,7 % (в сумме  18780156 руб.), в течение отчетного периода произошло уменьшение удельного веса на 1,1 %.

Раздел «Материальные запасы» занимает наименьший удельный вес в составе валюты баланса -  на 2003 г. 4,3 %, на 2004 г. 1,6 %, т.е. заметно самое большое снижение удельного веса – 2,7 %.

Раздел «Малоценные предметы» занимает существенный удельный вес в активе баланса (в 2003 – 19,3 % ,  в 2004 году – 16,9 %).

Убытки наблюдаются в течение двух исследуемых периодах, но в динамике удельный вес в составе имущества учреждения увеличивается 2,2 %. Это можно оценить отрицательно деятельность учреждения.

В качестве рекомендаций следует отметить:

1. Администрации ГОУ «Краевой Дом молодежи» следует рассмотреть варианты и возможности увеличения объема коммерческого финансирования за счет роста и разнообразия проводимых секций, курсов, семинаров.

2. Рассмотрение осуществление различного рода рекламной деятельности – как источника внебюджетного финансирования.

3. Разработка, приобретение и реализация программных и технических систем осуществляемая учреждением, используется не только для осуществления прямых уставных видов деятельности, но и может приносить дополнительный доход.

4. В связи с все более  увеличивающимся интересом иностранных инвесторов и негосударственных организаций к России, ее истории, традициям, культурному наследию следует изучить возможности организации   и    осуществления   международного    обмена   делегациями,    как   в Российской Федерации, так и за рубежом, с предоставлением широкого спектра услуг и обмена опытом.

5. Заинтересованность и привлечение спонсоров при проведении мероприятий позволит сократить бюджетное финансирование по этим статьям с перераспределением их по другим – например, на развитие материально-технической базы, открытие новых центров досуга молодежи, телефонных линий доверия, акций по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией и др.

Библиографический список

1.     Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ

  1. Гражданский Кодекс Части первая, вторая и третья. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 448 с.
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2004. – 492 с. – (Б- ка российского законодательства).
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации
  4. Федеральный закон "О некоммерческих организациях"  от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003)
  5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 № 115-ФЗ
  7. Закон РФ  "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 21.07.2005)
  8. Постановление Правительства Российской Федерации «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» от 14.10.1992 № 785
  9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» от 26.08.2004 г. № 70н
  10. Приказ Минфина РФ «Об  утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» от 30.12.1999 г. № 107н (в ред. Приказов Минфина РФ от 10.07.2000г. № 64н, 09.06.2001г. № 44н)
  11. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью» от 15.06.2000 № 54н
  12.  Приказ Минфина РФ от 09.12.1998 №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (в ред. от30.12.1999)
  13.  Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49 «Об утверждении Методических   указаний   по   инвентаризации   имущества   и финансовых обязательств»
  14.  Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учет­ной документации».
  15.  Приказ Минфина РФ от 09.06.2001 №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» ПБУ 5/01
  16.  Приказ Минфина РФ  "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" от 10.12.2004 N 114н (ред. от 14.09.2005)
  17.  Положение Центрального Банка Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»
  18.  Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 № 18 (ред. от 26.02.1996) «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»
  19.  План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Инструкция по применению. Корреспонденция субсчетов. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 288 с. (Серия «Документы и комментарии»)
  20. Акперов И., Головачев С., Аполлонова-Коноплева И. Казначейская система исполнения бюджета Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 352 с.
  21. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – 3-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 409 с. – (Экономическое образование).
  22.  Астапов К.Л. Кассовый метод составления бюджетной отчетности // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. № 8(164). – с. 46
  23. Вифлиемский А.В. Организация деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджетов // Менеджмент в образовании. – 2003. № 3. – с. 34-47
  24.  Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2002. – 276 с.
  25. Данилов Е.Н. Анализ как функция управления деятельностью бюджетных учреждений: Материалы научно-практической конференции. Мн.: БГЭУ, 2001. – 120 с.
  26. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учеб. пособие/ Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипиков. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2005. – 336 с.
  27.  Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 248с.
  28.  Кондраков Н.П. Основы финансового анализа. М.: Главбух, 2000. – 112с.
  29.  Кузина Е.Л. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. – М.: Книга сервис, 2002. – 128 с.
  30.  Лившиц В.Б. Актуальные вопросы финансирования общего образования в России // Экономика образования. – 2001. - № 1. – с. 19-23
  31.  Методика анализа и мониторинга эффективности использования федеральной собственности в оперативном управлении образовательных учреждений // Университетское управление (Специальный выпуск). – 2001. - №1 (16).
  32.  Нестеренко Т. Г. Перспективы развития бюджетного учета // Бухгалтерский учет. – 2002. - № 3. – с.3
  33.  Родионова В. М., Баятова И. М., Маркина Е.В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 232 с.
  34.  Румянцев А.В. Финансовый контроль: Курс лекций. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 144 с.
  35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: 4-е изд., перераб и доп.- Минск: ООО «Новое знание», 2000.- 688с.
  36.  Середа К.Н. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. Серия «Справочник». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.
  37.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003. – 512 с.
  38.  Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 503 с.
  39. Федченко Е.А. Вопросы совершенствования методического обеспечения по ведению бухгалтерского учета платных дополнительных образовательных услуг // Советник бухгалтера в сфере образования и научки. – 2001. - № 4. – с. 90-93.
  40.  Финансы в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ С.А. Белозеров, В.В. Иванов, В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 272 с.
  41.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика  финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.

[1] Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 3 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»