Регионоведение: Учебник для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 424 с.

Региональная экономика: Учебник для вузов. /Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 472 с.

Регионоведение: Учебник для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 112-121с.

История формирования экономических районов России

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В 1708 предпринятая Петром I реформа поделила Россию на 8 губерний – Петербургскую, Московскую, Архангельскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую, Сибирскую. Во главе каждой губернии стоял губернатор. Губернии в свою очередь первоначально делились на провинции, управляемые воеводами, а провинции – на дистрикты, управляемые земскими комиссарами. Под руководством губернатора создавался разветвленный административно-бюрократический аппарат, выполнявший в основном фискальные функции – поддержание порядка, сбор налогов, рекрутский набор.

Позднее, в период царствования Екатерины II, число губерний возросло сначала до 40, а к концу ее царствования до 60. Были изменены и низовые звенья административного деления. Губернии подразделялись на уезды, а уезды — на волости. Для поддержания порядка в такой огромной империи, как Российская, и особенно на завоеванных окраинных территориях были созданы военизированные органы управления – генерал-губернаторства – Варшавское, Иркутское, Киевское, Приамурское, Степное, Туркестанское, Финляндское. Московская губерния также была преобразована в Московское генерал-губернаторство, а на Кавказе было создано наместничество. Генерал-губернаторы и наместник назначались царем.

Перед революцией 1917 г. в России насчитывались 68 губерний, 8 генерал-губернаторств и одно наместничество.

Административно-территориальное деление дореволюционной России не учитывало условия компактного проживания нерусских народностей на территории России. Например, в дореволюционное время отдельные районы территории современного Татарстана принадлежали пяти губерниям: Казанской, Вятской, Уфимской, Самарской и Симбирской; территории Мордовии – четырем губерниям: Пензенской, Тамбовской, Симбирской и Нижегородской. Бюрократический характер административно-территориального деления дореволюционной России и стихийность образования экономических районов страны привели к резкому несоответствию административного деления особенностям и уровню хозяйства различных районов государства. Так, несмотря на изменения, обусловленные экономическим развитием по административно-территориальному делению, крупнейший промышленный центр Иванове был в подчинении малозначащего города Шуи Шуйского уезда Владимирской губернии; значительный уже в то время населенный пункт Орехово-Зуево был разделен на две части, из которых одна входила в состав Московской губернии, другая – Владимирской; Нижний Тагил на Урале, насчитывавший в дореволюционное время до 30 тыс. чел. населения, считался не городом, а селом.

Административно-территориальное деление России в дореволюционный период преследовало прежде всего цель укрепления строя и служило главным образом целям регулярного сбора налогов с населения. В литературе того периода мы находим ряд интересных для своего времени вариантов районирования России. Некоторые из них имели важное познавательное и учебное значение. Наиболее ранними работами в этой области были труды Х.А. Чеботарева (Географическое методическое описание Российской империи, 1776 г.), который выделял северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, положив в основу этого деления их географическое положение. К концу XVIII в. относится также и работа С.И. Плещеева (Обозрение Российской империи.., 1786 г.), содержащая описание трех полос России – северной, средней и «полуденной».

В XIX в. процесс дальнейшего районирования России продолжался, что вызывалось потребностями нарождающегося капитализма. Наибольший интерес представляют высказывания русских революционеров-демократов, считавших, что для революционного переустройства страны необходимо познание ее экономических особенностей. Так, А.Н. Радищев отмечал необходимость изменения административно-территориального устройства России в целях наибольшего его приближения к экономическим особенностям страны и нуждам населения. Большое внимание он уделял вопросу удовлетворения национальных требований народов, населяющих страну. О необходимости коренной ломки старого административно-территориального деления писали А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Особого внимания заслуживает работа Н.П. Огарева «Опыт статистического распределения Российской империи» (1847), в которой раскрываются методологические вопросы экономического районирования. Он считает район реально существующим образованием и в основу районирования кладет географическое положение, природные особенности, транспортные связи, население и особенности социальных отношений. Главной теоретической основой экономического районирования Н.П. Огарев признает политическую экономию, которой подчинена статистика. Особое значение в экономическом районировании он придает специализации. Теоретические взгляды русских революционеров-демократов по вопросам экономического районирования важны и для теории экономического районирования советского периода.

К наиболее ценным трудам дореволюционного периода следует отнести работы К.И. Арсеньева, который в «Обозрении физического состояния России» (1818) и «Карте промышленности Европейской России» (1842) делил Россию на 10 пространств. В основу районирования он положил как природные, так и экономические признаки. Особенно популярными были работы известного географа П.П. Семенова-Тян-Шанского, который первоначально (1871) выделяет 14 естественных областей, а затем в работе «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России» (1880) – 12 районов. Это районирование носило общегеографический характер – учитывались естественные и экономические признаки, а также некоторые демографические данные.

Заслуживают внимания работы по районированию знаменитого русского химика Д.И. Менделеева, который в 1893 г. разделил Россию на 14 краев и в основу этого деления положил наряду с природными факторами уровень развития промышленности с учетом топливных и сырьевых ресурсов. Большое значение в истории экономического районирования имел труд В.П. Семенова-ТянШанского (в соавторстве с Н.Н. Штруппом) «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (1911), в котором выделяются 1065 торгово-промышленных микрорайонов, объединенных в 12 полос. Среди работ по сельскохозяйственному районированию заслуживают внимания появившиеся в начале XX в. труды А.И. Скворцова, в которых в основу районирования были положены природные признаки, и А.Н. Челинцева, районирование которого основывалось на экономических принципах. Однако в условиях царской России все эти опыты районирования имели лишь познавательное, а не практическое значение.

Практически созданное в Екатерининский период административное устройство оставалось неизменным не только в предреволюционный период, но и вплоть почти до конца двадцатых годов. Ликвидация губернского деления происходила постепенно в период с 1924 – по 1929 гг. Был ликвидирован старый государственный губернский аппарат и установлен новый. Новыми органами власти стали Советы. Губернии были заменены областями, а уезды – районами.

В национальных районах на окраинных территориях были созданы союзные республики: Украинская, Белорусская, республики Закавказья, Казахстан, республики Средней Азии, а затем Молдавская республика и республики Прибалтики. Союзной республикой стала Россия, ей был дан статус федеративный республики, так как на ее территории в районах компактного проживания отдельных национальностей были образованы автономные республики, а в ряде областей и краев – автономные области и автономные национальные округа.

В 1991 г. Советский Союз распался, союзные республики заявили суверенитет и стали самостоятельными независимыми государствами.

В Российской Федерации в настоящее время автономные республики и автономные области преобразованы в республики. В составе России существуют следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Административное устройство Российской Федерации включает шесть краев, 49 областей, одну автономную область – Еврейскую в составе Хабаровского края и десять национальных округов в составе областей: Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

Современное административное деление соответствует экономическому районированию.

Экономическое районирование является основой рационального наиболее эффективного размещения производительных сил, основой комплексного развития и установления рациональных связей на такой огромной территории, какой является Россия. Необходимость экономического районирования для более детального изучения и освоения возникла еще в дореволюционный период, и первые опыты дореволюционного экономического районирования явились научной основой, научный базой, подходами к современному экономическому районированию.

После Октябрьской революции старая система адмнистративно-территориального деления была изменена. Административно-территориальное деление и экономическое районирование осуществлялись с учетом специфики районов, их экономических, национальных, природных, исторических и других условий и были направлены на обеспечение развития народного хозяйства как страны в целом, так и отдельных ее территорий, на обеспечение экономического и политического равенства народов страны.

В 1920 г. был разработан план государственной электрификации России (ГОЭЛРО), целью которого являлось социалистическое переустройство народного хозяйства страны на основе крупной машинной индустрии. По плану ГОЭЛРО были выделены 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский.

В плане ГОЭЛРО была сделана попытка экономического районирования Советского государства. В основу его положены перспективы развития энергетики страны. Однако районирование ГОЭЛРО касалось лишь части территории страны и не распространялось на огромную площадь Восточной Сибири и Дальнего Востока. План ГОЭЛРО явился базой для разработки Госпланом новой системы экономических районов. В 1921 г. были разработаны основные принципы экономического районирования страны, которые заключались в следующем: экономическим районом должна считаться экономически законченная территория страны, которая благодаря сочетаниям природных особенностей, культурных накоплений прошлого времени и населения с его подготовкой к производственной деятельности представляла бы единое звено общей цепи народного хозяйства.

Этот принцип экономической законченности давал возможность построить далее на хорошо подобранном комплексе местных ресурсов, капитальных ценностей, новой техники и общегосударственного плана народного хозяйства проект хозяйственного развития района на базе наилучшего использования всех возможностей при наименьших затратах. При этом достигались и другие весьма важные результаты: районы до известной степени могли специализироваться в тех отраслях, которые в них могут быть развиты наиболее полно, а обмен между районами ограничивался строго необходимым количеством целесообразно направленных товаров. Районирование таким образом позволяло установить теснейшую связь между природными ресурсами, навыками населения, накопленными культурными ценностями, новой техникой и получить наилучшую производственную комбинацию, проводя, с одной стороны, целесообразное разделение труда между отдельными областями и с другой, – организуя область в крупную комбинированную хозяйственную систему, чем достигался лучший результат.

В плане ГОЭЛРО ясно выражены идеи о разделении общественного труда между районами страны, приближении производства к источникам сырья, ликвидации дальних нерациональных перевозок. Эти факторы относятся к числу важнейших при организации рационального размещения отраслей хозяйства.

По проекту районирования, разработанному Госпланом в 1921-1922 гг., Советское государство делилось на 21 экономический район. Представленный проект районирования в большей мере отвечал экономическим задачам страны и был принят в качестве предварительной 'рабочей гипотезы, требующей дальнейшего уточнения. При разработке сетки экономических районов учитывался целый ряд взаимосвязанных факторов в их единстве – экономический (принцип наивысшей производительности труда), национальный, исторический, перспективный фактор территориальной специализации производства, его комплексности и концентрации, транспортный фактор, фактор технического прогресса, что обеспечивало в тот период обоснованное распределение плановых заданий. Работа по районированию проводилась под непосредственным руководством председателя Госплана Г.М. Кржижановского. Активное участие принимали также видные ученые и специалисты – И.Г. Александров, Л.Л. Никитин, Н.Н. Колосовский и др.

Проект предусматривал выделение следующих районов: Центрально-Промышленного, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Вятско-Ветлужского, Средне-волжского, Нижневолжского, Западного, Юго-Западного, Южного Горнопромышленного, Кавказского, Уральского, Обского, Кузнецко-Алтайского, Енисейского, Ленско-Байкальского, Якутского, Дальневосточного, Западно-Казахского, Восточно-Казахского, Среднеазиатского.

В основе этого районирования нашли отражение реальная экономическая жизнь территориальных образований, закономерности развития хозяйства районов, ясная целевая установка. Проект ставил целью перспективное развитие районов.

Существенным недостатком первоначальной схемы Госплана было несовпадение в некоторых случаях границ районов с границами национальных образований (в последующих работах Госплана по районированию этот недостаток был устранен), кроме того, ряд районов имел слабый уровень экономического развития.

В восстановительный период образовался ряд новых республик и областей, что нашло свое отражение в работах по экономическому районированию. В последующие периоды бурное развитие получили восточные районы страны и национальные республики, усилилась специализация старых промышленных районов и баз сельскохозяйственного производства. Все это вызвало необходимость нового совершенствования экономического районирования.

Территориальный разрез плана стал составной частью народнохозяйственного плана, в связи с чем все большее значение начал приобретать комплексный метод планирования. Это давало возможность более правильно устанавливать важнейшие показатели плана, точнее учитывать в балансах местные ресурсы, рациональнее осваивать в производстве новую технику и т. д. Особое внимание было уделено вопросам комплексного развития основных экономических районов страны.

В 1938-1940 гг. была разработана новая сетка экономических районов СССР, которая отражала успехи развития народного хозяйства каждой из союзных республик, а также экономических районов и СССР в целом. По новой схеме, утвержденной правительством, территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов: Центр, Северо-Западный, Европейский Север, Поволжье, Северный Кавказ и Нижний Дон, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, Юг (Украинская ССР и Молдавская ССР), Запад (Белорусская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР и Эстонская ССР), Закавказье (Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР), Средняя Азия и Казахстан (Казахская ССР, Узбекская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР и Туркменская ССР).

В соответствии с этой сеткой экономических районов правительством в четвертой, пятой и шестой пятилетках составлялся и утверждался народнохозяйственный план как по отраслям народного хозяйства, так и по экономическим районам и союзным республикам.

Ставились крупнейшие задачи в области развития хозяйства экономических районов страны. В основных экономических районах успешно осуществлялись добыча топлива и производство таких видов продукции, как цемент, химические удобрения, стекло, массовые изделия легкой и пищевой промышленности в количестве, обеспечивающем потребность этих районов.

Наиболее важное значение имело обеспечение на месте топливом и некоторыми неудобными для перевозки продуктами тех крупных промышленных районов, зависимость которых от дальнего привоза грузов увеличивалась в связи с их промышленным подъемом и быстрым ростом городского населения.

Успехи в развитии экономики, особенно в послевоенный период, углубление специализации и комплексного развития хозяйства страны привели к дальнейшему совершенствованию экономического районирования.

Была поставлена задача осуществления программы строительства материально-технической базы, создания крупных народнохозяйственных объектов (мощных тепловых электростанций и гидростанций, металлургических, химических и других комбинатов, железных дорог, оросительных систем и т.д.), требовалось рассмотрение их в масштабе нескольких административно-территориальных образований. Дальнейшее развитие народного хозяйства настоятельно диктовало необходимость усиления и улучшения экономических связей между республиками, областями и краями.

В основу нового (1963 г.) экономического районирования были положены объективные категории (закономерности), в частности, рациональное территориальное разделение общественного труда между республиками и экономическими районами, комплексное развитие их народного хозяйства, выравнивание уровней экономического развития и т.д. Глубокое изучение этих закономерностей дало возможность формулировать принципы, которыми руководствовалась страна при районировании и размещении производства. Такими принципами явились, например, единство экономического районирования и административно-территориального деления, единство экономического районирования и национального устройства.

Были достигнуты немалые успехи в рациональном территориальном разделении общественного труда и комплексном развитии крупных экономических районов. Обеспечение на основе рационального территориального разделения общественного труда оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики страны явилось одним из важнейших условий повышения экономической эффективности общественного производства. В результате в большинстве экономических районов сложились и стали развиваться отрасли народнохозяйственной специализации. В то же время в каждом районе создавались вспомогательные производства и отрасли сферы обслуживания. В развитии производительных сил того или иного района большую роль играли природные богатства, в отдельных же крупных экономических районах природные условия и ресурсы обусловили их народнохозяйственную специализацию.

В 1963 г. территория страны была поделена на 18 экономических районов с учетом их природных и экономических особенностей: Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский; республики Прибалтики вместе с Калининградской областью были включены в один Прибалтийский район; республики Закавказья вошли в Закавказский район; республики Средней Азии – в Среднеазиатский крупный экономический район. На Украине образовались три крупных экономических района – Южный, Юго-Западный и Донецко-Приднестровский; Белоруссия составила Белорусский район; Казахстан — Казахстанский крупный экономический район; Молдавская республика являлась отдельным территориальным образованием, не входящим ни в какой крупный экономический район.

В 1982 г. Северо-Западный крупный экономический район был разделен на два — Северный и Северо-Западный.

Таким образом стало 19 крупных экономических районов.