ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В г. Орел
Контрольная работа
по Экономике организации
Тема № 15
Орел 2009
Введение
Изучение теоретических проблем политический экономики целесообразно начать с выяснения сущности, форм и современных особенностей предпринимательский деятельности, характеристики предприятия и фирмы как основного звена хозяйственной деятельности на микроуровне.
Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики на микроуровне характеризуется таким понятием, как предпринимательская деятельность.
Предпринимательская деятельность — это организация и соединение факторов производства (ресурсов) для создания материальных благ и услуг, удовлетворяющих общественные потребности, с конечной целью реализации собственных материальных интересов предпринимателя.
Очевидно, что существующее многообразие интересов общества и предпринимателя очень трудно, а подчас и невозможно реализовать бесконфликтно. Поэтому экономический и социальный успех предпринимательско деятельности зависит от степени гармонизации этих интересов, от того, насколько удалось минимизировать разрыв между интересами отдельных контрагентов и добиться динамического равновесия между их целями.
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма.
В настоящей работе будут изучаться фирма как инструмент рыночной экономики, ее функции, цели и способы достижения этих целей.
1. Организация (фирма) в рыночной экономике. Цель, задачи, функции.
Организация (фирма) как хозяйственная структура и как экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие «фирма» ( от итал. Firma – подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. Ныне этот термин обозначает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе фирма рассматривается как определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью (производством экономических благ) и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов что как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать. Более сложное определение фирмы учитывает ее координирующую роль как механизма распределения ресурсов. Таким образом, функция организации (фирмы) состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг.
Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основная цель предпринимательства – получение прибыли, но не любой ценой. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способности приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствуют насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно – технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Основной структурной единицей, субъектом бизнес деятельности является фирма. Фирма — это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Она представляет собой хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц. Деятельность фирмы сознательно координируется для достижения общих целей.
Фирмы бывают разного размера — один частный предприниматель или корпорация с многотысячным штатом сотрудников. в зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности) фирмы делятся на мелкие, средние и крупные. Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в разных странах различны. Как правило, мелкой считается фирма с численностью работающих 100 человек, а крупной — более 500 человек.
Все фирмы имеют следующие характеристики:
1) Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.
2) Зависимость от внешней среды. Фирма зависит от внешнего мира по отношению ресурсов, потребителей, конкурентов. Понятие ”внешняя среда” включает в себя экономические условия, поставщиков, законодательство, систему общественных ценностей, технику, технологию и т.д.
3) Разделение труда. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда.
Горизонтальное — разделение всей работы на составляющие компоненты. Осуществляется в больших фирмах путем образования подразделений, выполняющих специфические, конкретные задания.
Вертикальное — отделяет работу по координированию действий от самих действий.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления:
— низший — менеджеры, имеющие в своем подчинении работников-исполнителей;
— средний — руководители деятельностью подразделений, филиалов, руководителей вспомогательных и обслуживающих производств;
— высший — администрация, осуществляющая общее стратегическое руководство фирмой.
4) Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального разделения труда. Деятельность по координированию деятельности других людей составляет сущность управления.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в Украине имеет место значительное многообразие типов фирм. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.
По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и др.
Цели фирмы
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности:
1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции;
2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм в конкретной экономической ситуации на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня; В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений. Исследовательский поиск – ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с "окружающей средой". Стратегический поиск – связан с прилагаемыми фирмой усилиями, наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели уже упоминавшейся корпорации 3М, а также общие тенденции развития производства в Японии. "3М является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества".
В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление "...к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества".
В самом общем плане модели деятельности фирмы представлены в табл. 1.
Табл. 1. Цели деятельности фирмы
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
Общество в целом |
Экономический рост |
Поступления от налогов |
|
Уравнивание власти |
|
Уравнивание доходов |
|
Сохранение окружающей среды |
|
Сохранение природных ресурсов |
|
Местная община |
Благосостояние общины |
Держатели акций |
Рост доходов |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
Потребители |
Стабильность доходов |
Справедливые цены |
|
Обеспечение выбора |
|
Удовлетворение потребностей |
|
Управляющие |
Рост доходов |
Профессиональный интерес |
|
Работники наемного труда |
Занятость |
Уровень оплаты |
|
Досуг |
|
Условия труда |
|
Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами:
диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности);
страхованием собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательности предполагаемых объектов капиталовложений;
использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной;
правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Фирмы могут иметь разнообразные цели и, соответственно, достигать их различными путями и способами.
Задача № 1
Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25300 рублей, цена больше себестоимости на 15%. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 тысяч рублей. Определить длительность одного оборота в днях, причем в расчете принять, что в году 360 дней.
Решение:
Зная, что предприятие за год выпустило тысячу изделий общей себестоимостью 25300000руб., определяем, что их общая цена =
29095000руб.
Коэффициент оборачиваемости определяется делением объема выручки реализации продукции на средний остаток оборотных средств:
5,819
Где Рn - объем реализации прод. руб.
Со – средний остаток об сред руб.
Ко – коэф. оборачив.
Длительность одного оборота, в днях, определяется делением количества дней в периоде на коэффициент оборачиваемости:
Задача № 2
Первоначальная стоимость металлорежущего станка составляет 600тыс. руб., срок службы 10 лет. Определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом и по способу списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Решение:
1. Сначала определим сумму амортизационных отчислений линейным способом.
Найдем годовую норму по формуле:
,
Где - полезный срок службы равный 10 годам
руб.
2. Теперь определим годовую сумму амортизационных отчислений по способу списания стоимости по сумме чисел.
Найдем годовую норму амортизационных исчислений:
,
где - полезный срок службы равный 10 годам,
- очередной год нормативного срока службы объекта
18.18% - (первый год)
16.36% - (второй год)
14.54% - (третий год)
12.72% - (четвертый год)
10.91% - (пятый год)
9.1% - (шестой год)
7.28% - (седьмой год)
5.46% - (восьмой год)
3.63% - (девятый год)
1.81% - (десятый год)
Н r (1,2,3,4,5,6.7,8,9,10)= 18,18%+16,36%+14,54%+12,72%+10,91%+9,1%+7,28%+5,46%+3,63%+1,81%+99,99% -норма амортизационных отчислений за 10 лет.
Найдем годовую сумму амортизационных отчислений по формуле:
109080 руб.
98160 руб.
87300 руб.
76320 руб.
65460 руб.
54600 руб.
43680 руб.
32760 руб.
21780 руб.
10860 руб.
- сумма амортизационных отчислений за 10 лет.
Задача № 3
Годовой объем реализации продукции машинностроительного завода составил 95 млн. руб. Себестоимость произведенной продукции – 62 млн. руб. Среднегодовые остатки оборотных средств составили 14 млн. руб. При изготовлении продукции применяется листовая сталь по цене приобретения 6 тыс. руб. за тонну, а ее годовое потребление – 72 тонны. Определить коэффициент загрузки и оборачиваемость оборотных средств и количество стали, обеспечивающее один оборот оборонных средств.
Всего стали за 1 год:
72*6=432 тыс. руб.
Прибыль:
95-65=30 млн. руб.
Коэффициент оборачиваемости:
Ко= 95:14=6,8
Коэффициент загрузки оборотных средств:
Кз=14:95=0,15
-хар. Сумму оборотных средств, затраченных на 1 р. реал. прод.
Длительность одного оборота, в днях,определяется делением количества дней в периоде на коэф. оборачиваемости Т:
Т= 360:6,8=52,9 –
Длит. 1 оборота в днях.
Список литературы
Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2000.
Третьяк В. Фирма как субъект отраслевого рынка. // РЭЖ. – 2002. - № 2.
Глазунов В. Управление доходами фирмы. // Финансы. – 2001. - № 8.
Экономика организации (передприятий) :Учебник для вузов/Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004-608 с.