Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Таможенные платежи при импорте товаров......................................... 6

1.1. Виды таможенных платежей........................................................................................ 6

1.2. Определение таможенной стоимости товара........................................................... 6

1.3. Таможенная пошлина и сбор........................................................................................... 9

1.4. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности...... 11

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей....................................... 15

2.1. Способы обеспечения платежей................................................................................... 15

2.2. Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.................................................................................................................................................... 24

2.3. Влияние таможенных пошлин на развитие экономики страны........................... 32

3. Таможенное оформление товаров. Виды товаров.............................. 38

3.1. Международные почтовые оформления...................................................................... 38

3.2. Оформление легковых автомобилей............................................................................. 39

Заключение.................................................................................................. 42

Список литературы..................................................................................... 43

Введение

Приобретая товары по импорту, организации уплачивают совокупность таможенных платежей. Порядок их взимания регулируется одновременно и Налоговым, и новым Таможенным кодексами.

При ввозе товаров (работ, услуг) на таможенную территорию России взимаются следующие виды таможенных платежей: ввозная таможенная пошлина; НДС; акциз; таможенные сборы (п.1 ст.318 нового Таможенного кодекса РФ, далее - ТК РФ).

Взимание таможенных платежей регламентировано нормами как таможенного, так и налогового законодательства. Таможенная пошлина, НДС и акциз отнесены к федеральным налогам и сборам (п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в редакции от 06.06.03)).

Соотношение норм таможенного и налогового законодательства зафиксировано в п.1 ст.3 ТК РФ, который гласит, что при регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей ТК РФ применяется в части, не урегулированной НК РФ.

Действительно, многие вопросы НК РФ не разрешает, допуская применение норм Таможенного кодекса РФ. Например, НК РФ не устанавливает момент определения налоговой базы по НДС при ввозе товаров. Кроме того, он использует термины таможенного дела, что само по себе предполагает обращение к нормам этой отрасли законодательства. И относительно порядка уплаты НДС и акцизов НК РФ также отсылает нас к таможенному законодательству, т.е. к ТК РФ (статьи 177, 205 НК РФ).

Однако в какой-то мере взимание таможенных платежей НК РФ все же регулирует. Так, в первой части НК РФ установлены общие правила взимания всех налогов, в том числе и таможенных платежей. Не случайно большой объем изменений в связи с принятием нового ТК РФ вносится именно в первую часть Налогового кодекса (п.2 ст.438 ТК РФ).

Для НДС и акциза НК РФ определяет:

- ввоз каких товаров не подлежит налогообложению (ст.150, п.3 ст.183);

- особенности налогообложения при ввозе товаров (п.1 ст.151, ст.152, п.1 ст.185, п.1 ст.186);

- порядок определения налоговой базы при ввозе товаров (п.1 ст.153, статьи 160, 191);

- налоговые ставки (п.5 ст.164, ст.193);

- порядок исчисления налога при ввозе товаров (п.5 ст.166, ст.194);

- порядок отнесения сумм налога, уплаченных при ввозе товаров, на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг);

- порядок применения вычетов (статьи 170, 171, 199, 200, 201).

Налоговый кодекс РФ немного внимания уделяет таможенной пошлине, ограничиваясь преимущественно вопросами ее "участия" при формировании налоговой базы по НДС, акцизам, налогу на прибыль и другим налогам.

НК РФ допускает установление дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара (ст.3 НК РФ).

В отношении таможенных сборов немногословен не только Налоговый, но и Таможенный кодекс. В последнем упоминается лишь сбор за таможенное сопровождение (ст.87 ТК РФ). При этом не определены ни его размер, ни порядок исчисления и уплаты, ни другие существенные элементы налогообложения. Но в настоящее время взимается не только этот сбор, но и сборы за таможенное оформление и за хранение товаров на таможенном складе.

Общие принципы установления и взимания едины и для налогов, и для сборов, к которым относятся и таможенные сборы. В том числе к таможенным сборам применим принцип установления налогов и сборов законами (ст.57 Конституции РФ, пункты 1, 5 ст.3 НК РФ). К ним относится положение ст.5 НК РФ о том, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом же говорится и в п.2 ст.318 ТК РФ.

Таким образом, таможенные сборы, взимаемые федеральным органом исполнительной власти, каким является ГТК, должны быть установлены федеральным законом. Статьей 17 НК РФ закреплено следующее правило: при установлении налога должны быть определены все существенные элементы налогообложения и лишь налоговые ставки могут устанавливаться Правительством РФ (ст.53 НК РФ).

Однако таможенные сборы даже не упоминаются в Законе "Об основах налоговой системы". Нет их и в новом ТК РФ. Положения статей 114, 115, 116 ТК РФ 1993 г. о таможенных сборах, где были установлены их основные элементы, утрачивают силу с 1 января 2004 г.

В таком случае с указанной даты правовые основания для взимания таможенных сборов, на наш взгляд, отпадают. Соответствующие инструкции ГТК не должны применяться, как не соответствующие НК РФ и Закону "Об основах налоговой системы". Вместе с тем названные инструкции не отменены и о планах ГТК их отменить пока неизвестно.

С большой долей вероятности можно предположить, что таможенные органы будут настаивать на уплате таможенных сборов и в 2004 г. Декларанты, которые не желают выполнять незаконные требования таможенных органов, должны быть готовы к проблемам с таможенным оформлением товара и к судебному разбирательству. Есть и другой вариант - заплатить, а после завершения таможенного оформления в судебном порядке потребовать возврата уплаченных сумм.

1. Таможенные платежи при импорте товаров

1.1. Виды таможенных платежей

Для того чтобы ответить на вопрос, какие таможенные платежи взимаются с предприятий, обратимся к Таможенному кодексу РФ. В статье 110 этого документа указаны следующие виды таможенных платежей, которые предприятию, перемещающему товары через таможенную границу РФ, возможно, придется заплатить:

- таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;

сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;

- таможенные сборы за таможенное оформление;

- таможенные сборы за хранение товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

- плата за информирование и консультирование;

- плата за принятие предварительного решения;

- плата за участие в таможенных аукционах.

Все таможенные платежи условно можно поделить на налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, но которые уплачиваются по особой схеме (все дело в специфике оформления ввозимых товаров), и на сборы, взимаемые исключительно таможенными органами.

1.2. Определение таможенной стоимости товара

Базой для исчисления таможенной пошлины, акцизов (по товарам, в отношении которых установлены специфические ставки акциза) и сборов является стоимость товаров, установленная на таможне. Порядок ее определения закреплен в Законе РФ от 23 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе". Этот Закон предусматривает следующие методы:

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

- по цене сделки с идентичными товарами;

- по цене сделки с однородными товарами;

- вычитания стоимости;

- сложения стоимости;

- резервный.

Обычно таможенную стоимость определяют по цене сделки с ввозимым товаром. Этот метод является основным. В соответствии с ним таможенная стоимость товара - это цена сделки, указанная в контракте. Кроме того, эту цену нужно увеличить на:

- расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию РФ;

- расходы по выплате комиссионных и брокерских вознаграждений (за исключением комиссионных по закупке товара), а также по оплате многооборотной тары (если она рассматривается как единое целое с оцениваемыми товарами) и упаковки;

- часть стоимости товаров и услуг, которые покупатель прямо или косвенно передал продавцу (бесплатно или по сниженной цене) для того, чтобы тот использовал их в производстве оцениваемых товаров;

- лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно произвести в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

- величину прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории РФ.

Но имейте в виду: таможенная стоимость увеличивается на вышеприведенные расходы только в том случае, если они не входят в нее.

ООО "Север" закупило за границей партию товара за 5000 евро. Кроме того, предприятие самостоятельно оплатило:

- транспортировку товара до аэропорта - 650 евро;

- погрузку - 450 евро;

- выгрузку в пункте таможенного контроля - 370 евро.

Товар был застрахован, и страховая премия составила 500 евро.

Таким образом, таможенная стоимость, которая определяется методом по цене сделки с ввозимым товаром, составила:

5000 евро + 650 евро + 450 евро + 370 евро + 500 евро = 6970 евро.

Ее указывают в грузовой таможенной декларации.

Но если основной метод использовать нельзя, тогда таможенную стоимость нужно определять последовательно по одному из способов, которые мы указали.

Итак, за основным идет метод по цене сделки с идентичными товарами. В этом случае таможенная стоимость определяется по таким же товарам, то есть тем, которые имеют точно такие же характеристики, качество, репутацию на рынке. Кроме того, они должны быть изготовлены в одной стране и той же фирмой.

Если невозможно использовать этот способ, смело применяйте метод оценки по цене сделки с однородными товарами. В этом случае продукция двух разных фирм должна иметь только сходные характеристики и состоять из похожих компонентов. Другими словами, такие товары можно считать взаимозаменяемыми. Самое главное здесь - это не забыть про страну-изготовителя, потому что она должна обязательно совпадать. В противном случае товары перестают быть однородными.

Затем рассмотрим метод оценки на основе вычитания стоимости. Если вы используете его, тогда таможенная стоимость единицы товара будет равна той цене, по которой в течение прошедших 90 дней самая большая партия точно таких же или однородных товаров была ввезена в Россию. При этом из стоимости единицы товара вычитаются:

- расходы на выплату комиссионных вознаграждений;

- надбавки и общие расходы, которые связаны с продажей на территории РФ ввозимых товаров того же класса и вида;

- суммы ввозных таможенных платежей;

- расходы, понесенные на территории РФ на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.

Вместо этого способа можно применить метод оценки на основе сложения стоимости. Тогда нужно сложить:

- стоимость материалов и сумму издержек, которые понес изготовитель, производя оцениваемый товар;

- общие затраты, которые обычно несет предприятие - поставщик товаров того же вида (в том числе расходы на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения таможенной границы РФ);

- сумму прибыли, которую обычно получает предприятие-производитель или продавец, поставляя такие товары в нашу страну.

А если таможенную стоимость товара нельзя определить одним из перечисленных методов, то ее рассчитывают с учетом мировой практики. Этот способ - резервный. Заключается он в том, что таможенный орган предоставляет декларанту всю имеющуюся у него информацию о ценах на мировом рынке товаров.

1.3. Таможенная пошлина и сбор

Теперь рассмотрим, как рассчитывается и взимается таможенная пошлина. В нашей стране ее ставка может быть установлена:

- в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (адвалорная);

- в фиксированной сумме за единицу веса или объема товара (специфическая);

в процентах от таможенной стоимости товара, но не менее суммы, установленной в валюте, за единицу веса или объема товара (комбинированная).

Вид и размер ставок таможенных пошлин для каждой конкретной группы товаров определяет Правительство РФ.

Кроме того, вы должны будете заплатить сбор за оформление товаров на таможне. Он равен 0,1 процента от стоимости товара. Уплачивать этот сбор нужно в рублях. Вместе с тем вам придется внести еще и дополнительный сбор, который равен 0,05 процента. Но заплатить его нужно в валюте, курс которой котируется Центральным банком РФ.

До 23 января 2001 года эти сборы исчислялись в соответствии с указаниями ГТК России от 30 декабря 1993 г. N 01-12/1054 "О взимании таможенных сборов за таможенное оформление". А после этой даты - в соответствии с Инструкцией о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010.

Но имейте в виду, что ГТК России имеет право уменьшать таможенный сбор, освобождать от него, а также изменять валюту, в которой вы должны внести в бюджет дополнительный сбор.

Кстати, в соответствии с пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" (ПБУ 5/98) и пошлину, и сборы нужно учитывать в себестоимости приобретенных товарно-материальных ценностей.

ООО «Север» импортировало концентрированный апельсиновый сок. Таможенная стоимость товара - 20 000 евро. На этот вид товара ставка пошлины равна 5 процентам.

Курс евро на дату начисления и уплаты таможенных платежей составил 26 руб.

Уплатив таможенную пошлину и сбор, бухгалтер предприятия сделал следующие проводки (одинаково по старому и новому Плану счетов):

Дебет 10 Кредит 60

- 520 000 руб. (20 000 евро х 26 руб/евро) - оприходован концентрированный апельсиновый сок;

Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с таможней по таможенной пошлине"

- 26 000 руб. (20 000 евро х 5% х 26 руб/евро) - начислена таможенная пошлина на импортируемый товар;

Дебет 76 субсчет "Расчеты с таможней по таможенной пошлине" Кредит 51

- 26 000 руб. - перечислена таможенная пошлина;

Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с таможней по сбору в рублях"

- 520 руб. (20 000 евро х 0,1% х 26 руб/евро) - начислен сбор за таможенное оформление товаров, исчисляемый в рублях;

Дебет 76 субсчет "Расчеты с таможней по сбору в рублях" Кредит 51

- 520 руб. - перечислен сбор за таможенное оформление товаров, исчисляемый в рублях;

Дебет 10 Кредит 76 субсчет "Расчеты с таможней по сбору в валюте"

- 260 руб. (20 000 евро х 0,05% х 26 руб/евро) - начислен сбор за таможенное оформление товаров, исчисляемый в валюте;

Дебет 76 субсчет "Расчеты с таможней по сбору в валюте" Кредит 52

- 260 руб. - перечислен сбор за таможенное оформление товаров, исчисляемый в валюте.

1.4. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Классическим и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный тариф — это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин. Под таможенной пошлиной понимают налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.

1. Направление движения товара. В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины. Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже применяются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной. продукции внутри страны, а также в фискальных целях. Очень редко применяются транзитные пошлины.

2. Способ установления пошлины. В соответствии со способом установления различаются адвалорные (ad valorem), специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара.

В этой связи особое значение приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. В настоящее время его применение во многих странах регулируется Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около б %). Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товаров.

Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения.

В зависимости от способа установления пошлин может быть достигнут разный результат.

Комбинированные (смешанные) пошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше. Например, в США пошлина на каждый импортируемый разделочный нож составляет 5 центов за 1 шт. плюс 8, 4% от стоимости.

3. Ставка пошлины. Каждое государство автономно устанавливает максимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. В соответствии с двусторонними и многосторонними договорами устанавливаются минимальные ставки таможенных пошлин, которые занимают вторую колонку таможенного тарифа. Эти пошлины иногда называют конвенциональными (договорными). Третью колонку занимают обычно ставки преференциальных пошлин, величина которых ниже ставок второй колонки.

В Российской Федерации Импортный таможенный тариф построен следующим образом:

• товары, происходящие из стран, пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с  уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа (вторая колонка тарифа);

• к товарам, происходящим из развивающихся стран, применяются базовые ставки импортных таможенных пошлин, уменьшенные на 25% (первая колонка тарифа);

• товары, происходящие из наименее развитых стран, пропускаются на территорию Российской Федерации беспошлинно;

• товары, происходящие из стран, не пользующихся в торговле с Российской Федерацией режимом наиболее благоприятствуемой нации, пропускаются на территорию Российской Федерации с уплатой импортной таможенной пошлины по базовым ставкам Импортного таможенного тарифа, увеличенным в два раза (третья колонка тарифа).

4. Направление действия пошлин. В соответствии с направлением действия различаются преференциальные и дискриминационные пошлины. Преференциальные пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Уровень дискриминационных пошлин выше ставок первой колонки. Среди дискриминационных пошлин можно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые.

Ответные пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Компенсационные пошлины являются реакцией на субсидии экспортерам в других странах и устанавливаются с целью выравнивания условий торговли.

Антидемпинговые пошлины являются разновидностью компенсационных пошлин. Они устанавливаются с целью противодействия демпингу (dumping), для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным.

5. Экономический характер

В зависимости от экономических целей и результатов выделяются фискальные, протекционистские и экспансионистские пошлины.

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические товары в Европе). Фискальные пошлины не могут расти безгранично, так как доход государства в данном случае определяется как произведение тарифной ставки на объем торговли данным товаром. Следовательно, всегда приходится искать оптимальную ставку пошлины.

Протекционистские пошлины устанавливаются для того, чтобы защитить национальную промышленность от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей. Длительное применение протекционистских пошлин может привести к застою в производстве, поскольку из-за отсутствия иностранной конкуренции снижается стремление к повышению производительности труда и техническому развитию.

Высокие импортные пошлины при установлении монопольных цен на внутреннем рынке могут иметь экспансионистский характер, так как они способствуют демпингу и экспорту капитала.

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей

Статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство.

Кроме того, в качестве еще одного способа обеспечения уплаты таможенных платежей для плательщика предусмотрена возможность использовать договор страхования в случаях, определенных совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такой договор должен заключаться по правилам, установленным гражданским законодательством (п. 1 ст. 347 Таможенного кодекса РФ), и, вероятно, предметом такого договора должно быть страхование риска неуплаты лицом причитающихся с него таможенных платежей.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей не является закрытым, правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные способы обеспечения (п. 3 ст. 340 ТК РФ). Такими актами должны быть федеральные законы, указы Президента РФ или Правительства РФ (по смыслу ст. 3-5 ТК РФ).

2.1. Способы обеспечения платежей

Плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за исключением применения договора страхования, использование которого предполагается специальным порядком. Таким образом, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты. Хотя представляется сомнительным, что таможенный орган будет безропотно принимать то обеспечение, которое самостийно предложит плательщик, и не "включит" административный ресурс в том случае, если по каким-то причинам (объективного или субъективного характера) предоставленное обеспечение его не устроит. В крайнем случае таможенный орган всегда сможет найти способ "перекрыть кислород" даже вполне добросовестному предпринимателю.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества, банковской гарантии и поручительства фактически взяты из гражданского права, в связи с чем, видимо, в самом Таможенном кодексе имеются ссылки к нормам гражданского права (например, п. 1, 4 ст. 341, п. 3 ст. 342, ст. 346). Но Таможенный кодекс не предусматривает безусловного применения норм гражданского права в случаях применения всех и любого из указанных способов обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Применение норм гражданского права предусмотрено ТК РФ лишь в определенных случаях.

В то же время вопрос о сочетании норм столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, и применении их в совокупности представляется весьма интересным.

Отношения по уплате таможенных платежей носят публичноправовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. Государством для обеспечения исполнения его функций установлены специальные индивидуально безвозмездные платежи в государственную казну, которые лицо в установленных законодательством случаях обязано уплатить. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа (таможенного) и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий.

Пункт 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ допускает в установленных законодательством случаях применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой. Но представляется, что юридическое оформление хитросплетения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если вообще в рассматриваемой ситуации стоит смешивать указанные отрасли законодательства).

В гражданском праве возникновение отношений по обеспечению исполнения лицом его обязательства перед кредитором обусловлено существованием соответствующего основного гражданско-правового обязательства. По всем способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным гл. 23 ГК РФ, фигурирует кредитор в основном обязательстве, интерес которого в надлежащем исполнении и обеспечивается. Таким образом, существуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обязательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечивающему) обязательству, причем второе жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т.е. его фактическое отсутствие) влечет недействительность акцессорного обязательства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Существует публичноправовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публичноправовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных опять-таки для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников. Насколько же применимо такое регулирование?

Таможенный кодекс предлагает заключать в случае обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей договоры (например, залога, поручительства) между таможенным органом и залогодателем (поручителем). Так, напрямую указано, что договор поручительства заключается между таможенным органом и поручителем в соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. 346 ТК РФ). Относительно договора залога, правда, отсутствует указание, в соответствии с требованиями какого законодательства его следует заключать. Можно придерживаться следующей позиции: учитывая, что залог является институтом гражданского права, очевидно, такой договор следует заключать согласно требованиям гражданского законодательства. Однако, как уже было сказано, гражданское законодательство применяется к административным правоотношениям только в случаях, предусмотренных законодательством. В рассматриваемой ситуации ст. 341 ТК РФ предусматривает к правоотношениям, складывающимся в результате применения такого способа обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей, как залог, применение гражданского законодательства лишь при определении предмета залога (т.е. того имущества, которое может быть передано в залог) и обращении взыскания на заложенное имущество, не являющееся товаром, находящимся под таможенным контролем и переданным таможенному органу. Относительно иных аспектов правового регулирования залога в таможенном деле гражданское законодательство, видимо, применяться не должно.

Однако следует учитывать, что договор залога или поручительства в гражданском законодательстве понимается как договор между залогодателем (поручителем) и кредитором в основном обязательстве, в то время как в публичноправовом обязательстве по уплате таможенных платежей, являющихся федеральными налогами (сборами), кредитором является государство, а не конкретный таможенный орган. Таможенный орган лишь выполняет определенные возложенные на него государственные функции. Таможенные платежи идут в федеральный бюджет и составляют часть государственной казны. Данная сфера общественных отношений не относится к гражданскому праву и гражданскому обороту, а приобретение государством прав на уплаченные ему платежи происходит на основании норм публичного права. Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица, т.е. быть зарегистрированным в качестве такового в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ.

Статья 342 ГК РФ допускает последующий залог, если договором о предыдущем залоге последующий залог не был запрещен. Пунктом 2 ст. 340 Таможенного кодекса предусмотрено, что плательщик вправе сам выбрать способ обеспечения исполнения им обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Указаний на то, что залог таможенному органу имущества, являющегося предметом действующего договора залога, для обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов не допускается, Таможенный кодекс не содержит. Таким образом, не исключается юридическая возможность для плательщика передать в залог таможенному органу уже заложенное имущество. При этом следует учитывать, что требования последующих залогодержателей удовлетворяются за счет заложенного имущества после требований предшествующих залогодержателей. Для недопущения подобной ситуации таможенному органу придется включать "административный ресурс", что лежит уже за рамками правового поля.

Интересен также и следующий момент. Указанный в п. 1 ст. 340 Таможенного кодекса способ обеспечения исполнения обязательства в виде внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе назван в скобках также и денежным залогом. Такая грамматическая конструкция предполагает тождество понятия, помещенного в скобки, тому понятию, после которого оно расположено в предложении. Данному способу обеспечения уплаты таможенных платежей посвящена ст. 345 Таможенного кодекса РФ. Однако, несмотря на то, что указанный способ обеспечения назван также и денежным залогом, никаких отсылок к возможному применению в данном случае гражданского законодательства не имеется. Таможенный кодекс РФ сам предусматривает правила применения денежного залога, его внесения и возврата. При этом деньги в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ также считаются имуществом, которое в соответствии со ст. 336 ГК РФ может быть заложено. Иными словами, правовое регулирование возникающих залоговых правоотношений различается в зависимости от того, что будет являться предметом залога. Если предметом залога будут являться денежные средства, то осуществляется административно-правовое регулирование, а если иное имущество - в значительной степени гражданско-правовое. Вопрос заключается в том, насколько это целесообразно в рамках в общем-то однородных общественных отношений.

Как уже было отмечено, обращение взыскания на заложенное имущество, не являющееся товаром, находящимся под таможенным контролем и переданным таможенному органу, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенному органу, реализуются в порядке, предусмотренном гл. 41 Таможенного кодекса РФ. Однако следует учитывать, что такие товары также являются собственностью лица, как и любое другое имущество, за исключением того момента, что пользование и распоряжение ими ограничено нормами публичного права. Почему же для возможно однородного имущества должны устанавливаться различные процедуры обращения на него взыскания?

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться, в частности, в виде предоставления банковской гарантии и поручительства, которые согласно требованиям ст. 342 (п. 3) и 346 Таможенного кодекса РФ регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии - также положениями банковского законодательства. При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню. Таким образом, отношения в связи с включением лица в такой реестр носят административно-правовой характер. При предоставлении банковской гарантии лицо выступает гарантом перед таможенным органом. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией. Такого рода отношения должны регулироваться нормами административного права, а не гражданского.

Итак, получается следующая ситуация. Существует публичноправовое обязательство лица по уплате причитающихся с него в пользу государства таможенных платежей. Учитывая риск недобросовестного поведения частного лица - участника возникших правоотношений, законом предусматривается обязанность данного лица в определенных случаях обеспечивать публичноправовой интерес в получении соответствующих таможенных платежей посредством установленных законом процедур. При этом обязанное лицо находится в ситуации подчинения государственно-властной воле и в соответствии с законом вправе проявить автономию своей воли лишь в выборе способа обеспечения уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 340 Таможенного кодекса РФ). Отказаться от обеспечения уплаты платежей данное лицо не вправе. Точнее, оно может не исполнять указанную обязанность, но в этом случае все установленные ст. 149 Таможенного кодекса условия выпуска товаров соблюдены не будут, в силу чего таможенное оформление товаров не будет завершено. Таким образом, заключение лицом договора залога либо поиск поручителя или гаранта обусловлены публичноправовыми обязательствами этого лица.

Поручитель или гарант, обеспечивая исполнение обязанным лицом его обязательств по уплате таможенных платежей, фактически сам вступает в правоотношения с таможенным органом, т.к., во-первых, позиционирует себя в качестве такового перед таможенным органом, во-вторых, в случае неуплаты обязанным лицом причитающихся с него платежей этот поручитель или гарант обязан будет возместить недоплату. Таким образом, фактически складываются административно-правовые отношения.

Обратимся к такому юридическому инструменту, как административный договор. В настоящее время такое понятие в действующем законодательстве отсутствует*(1). Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили своего четкого понимания и должного юридического оформления. Однако специалисты по административному праву обращаются к проблеме административных договоров, но внимание к данной проблеме не носит фундаментального характера, а скорее носит характер отдельных замечаний, что обусловлено, в частности, элементарным отсутствием какой-либо приемлемой нормативно-правовой базы. В целом же данная тема не является новой для науки административного права*(2).

Специалисты выделяют следующие особенности административного договора:

целью данных договоров является достижение общественно значимых результатов;

такой договор выступает как правовая форма деятельности субъектов, обладающих определенной самостоятельностью в решении соответствующих вопросов, хотя права и обязанности сторон не равны, поскольку речь идет об управленческих, а не имущественных полномочиях;

административный договор в Российской Федерации не обеспечен судебной защитой;

административный договор выступает в качестве формы, связанной с административным актом, с осуществлением административным органом своих обязанностей;

нормативно-правовой базой административно-договорной практики выступают нормы административного, а не гражданского права*(3).

Некоторые эксперты полагают, что в тех договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются не нормы гражданского права, а нормы конституционного, административного, финансового права. Возникающие при этом правоотношения не являются гражданско-правовыми. Административные договоры опосредуют административно-правовые отношения, непременным участником которых выступает государственный (муниципальный) орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями. Государственный орган в административном договоре выступает именно как компетентный орган, реализующий управленческие функции и наделенный властными полномочиями*(4).

Исходя из сказанного, можно было бы рассматривать заключение договоров между таможенными органами и залогодателями (да и поручителями) как заключение договоров (соглашений) административно-правового характера с необходимой корректировкой существующей нормативно-правовой базы. Представляется, что для этого есть основания. Договорный элемент в рассматриваемых отношениях несомненно присутствует, т.к. условия соответствующих договоров (соглашений) в рамках действующего законодательства должны согласовываться сторонами. Таможенный орган в таких отношениях выступает именно в качестве государственного органа, наделенного властными полномочиями и реализующего определенные государственные функции, а не в качестве обычного юридического лица, участвующего в гражданском обороте. Посредством заключаемых договоров обеспечивается интерес государства в получении причитающихся ему таможенных платежей. Безусловно, в настоящее время достаточных правовых оснований (исходя из содержания Таможенного кодекса РФ) для этого пока не имеется, но рассмотрение таких договоров именно как административных позволило бы "удержать" правоотношения в рамках публичноправового регулирования и не перемешивать административное и гражданское право, когда для этого, наверное, нет действительно серьезных оснований.

Рассмотрим вкратце договор страхования как способа обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей. Законодательством выделяются два вида договора страхования: договор имущественного страхования и договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ). Сомнительно, что в рассматриваемых отношениях допустимо применение договора личного страхования, поэтому обратимся к договору имущественного страхования.

В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Приведенное определение договора страхования позволило выделить в Гражданском кодексе следующие виды договоров имущественного страхования:

страхования имущества;

страхования гражданской ответственности;

страхования предпринимательского риска.

Вопрос заключается в том, какой из указанных видов договоров страхования следует применять в случае обеспечения уплаты таможенных платежей. Первые два из них явно не подходят, третий же если и можно применять, то с существенной "натяжкой". Сомнительно, что уплату таможенных платежей можно отнести к предпринимательскому риску хотя бы потому, что риск содержат в себе обстоятельства, относительно которых имеется только вероятность, что они наступят, таможенные же платежи необходимо платить, если совершены действия, влекущие возложение на лицо обязанности по их уплате, а придется ли их платить - вполне просчитываемо заранее.

Напрямую же возможность заключения договора страхования относительно ситуации с возможной неуплатой причитающихся с лица таможенных платежей законом не предусмотрена. Фактически в данной ситуации страхуется даже не риск плательщика в связи с неуплатой им причитающихся с него платежей, а риск неполучения другим лицом (государством) указанных платежей, т.е. обеспечение публичноправового интереса. Возможно, для применения договора страхования следовало бы некоторым образом подкорректировать содержание действующих нормативно-правовых актов.

2.2. Основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей

Реализация политического курса на переход России к открытой экономике и интеграцию в систему международного разделения труда обусловила либерализацию режима внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. В 2002 году внешнеторговый оборот страны достиг наивысшего за последние десять лет уровня. По данным таможенной статистики, в 2002 году внешнеторговый оборот России составил 151,8 млрд. долларов и по сравнению с 2001 годом вырос на 7,0%, в том числе экспорт - 105,8 млрд. долларов (рост на 5,8%), импорт - 46,0 млрд. долларов (рост на 9,8%). Характерной особенностью импорта России в 2002 году был стабильный рост ввоза товаров из стран дальнего зарубежья при сокращении импорта из стран СНГ. Начиная со второго квартала 2002 г. отмечен массивный рост импорта в первую очередь машинотехнической продукции и непродовольственных товаров. Активность ВЭД подтверждается и таким самостоятельным показателем как пополнение федерального бюджета в результате поступления таможенных платежей и иных средств, взимаемых таможенными органами. В 1996 году вклад российского таможенного ведомства в федеральный бюджет составил 29 млрд. рублей, в 1997 году - 32 млрд. рублей, в 1998 году - около 35 млрд. рублей. Резкое увеличение "таможенных" поступлений фиксируется по мере восстановления российской экономики. Государственный таможенный комитет России в 2003 году перечислил в федеральный бюджет 757,6 млрд. рублей, что на 169,3 млрд. больше, чем в 2002 году. Установленное Правительством плановое задание на 2003 год российские таможенники выполнили на 100,8%. В 2004 году ГТК рассчитывает перечислить в бюджет около 900 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов ВЭД. В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

Экономическая активность в последние годы сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. Так, в 2002 году Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, товарооборот с которыми составляет 55% от общего товарооборота России с государствами Содружества, обозначил в качестве приоритетных задач решение проблем унификации таможенных процедур и выработке единого подхода к осуществлению таможенного контроля. В настоящее время уже достигнута унификация правил таможенного оформления транзитных товаров, процедур таможенного сопровождения, перевозки товаров таможенными перевозчиками. Комитетом также было принято решение о поэтапном переходе к общим мерам по обеспечению уплаты таможенных платежей из-за сохраняющихся существенных различий в национальных механизмах валютного и налогового регулирования. Наиболее актуальной темой стали проблемы контроля за таможенной стоимостью перемещаемых товаров. Чтобы избежать необоснованного занижения этой стоимости, признано целесообразным сформировать единую систему ценовой информации между странами "пятерки". Таким образом, приемы экономического регулирования таможенных платежей и экономического их обеспечения сочетаются с приемами правового обеспечения их уплаты.

Однако самым серьезным шагом в этой области следует признать, конечно же, принятие нового Таможенного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 61-ФЗ от 28 мая 2003 г.), вступившего в действие 1 января 2004 г. Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст.ст. 188-190, 194 УК РФ). Строго говоря, описание признаков составов данных преступлений корреспондируется с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Рассмотрим с этой точки зрения особенности признаков такого преступления, как уклонение от уплаты таможенных платежей, ответственность за которое предусмотрена статьей 194 УК РФ.

Несомненным достоинством нового ТК является наличие нормы-глоссария (ст. 11), содержащей базовые понятия, используемые при правовом обеспечении таможенного дела (понятие товара и транспортных средств, классификация товара, понятие ввоза и вывоза и т.д.). Вместе с тем для толкования ряда обязательных признаков состава уклонения от уплаты таможенных платежей по УК РФ следует обратиться и к иным нормам нового Таможенного кодекса.

По смыслу ст. 194 УК РФ предметом преступления являются таможенные платежи. В соответствии со ст. 318 ТК РФ к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 318 ТК РФ специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным для взимания ввозной таможенной пошлины.

Соответственно, никакие другие денежные суммы не могут быть отнесены к предмету преступления по ст. 194 УК РФ (например, штрафы и пени).

Обратим внимание, что взимаются только те таможенные платежи, которые установлены законодательством Российской Федерации. Этот момент важно учитывать в случае возможного возникновения конкуренции норм международного и российского законодательства в части регламентирования вида и размера платежей (например, норм Всемирной торговой организации).

Следует отметить, что таможенное законодательство прямо связывает таможенные платежи с соответствующими объектами обложения. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество (ст. 322 ТК). Представляется, что в данном случае не должно происходить смешения понятий, представленных в таможенном и уголовном праве. Речь не идет об отождествлении объекта уголовно-правовой охраны (соответственно, объекта посягательства) и объекта таможенного обложения. Системное толкование приведенного термина позволяет говорить лишь о том, что объект таможенного обложения является материальным основанием (базой) исчисления таможенных платежей, выступающих в качестве предмета преступления по ст. 194 УК РФ.

Сумма таможенного платежа также имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК. В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 194 УК уголовная ответственность наступает с определенного "порогового" показателя таможенного платежа, от уплаты которого уклонился субъект, - это крупный размер. Примечанием к данной норме установлен и эквивалент крупного размера - пятьсот тысяч рублей (в редакции ФЗ N 162 от 8 декабря 2003 г.). Закон дифференцирует уголовную ответственность по ст. 194 УК по такому признаку предмета, как его размер (финансовый эквивалент). По п. "г" ч. 2 ст. 194 наступает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере, т.е. если сумма платежа составляет один миллион пятьсот тысяч рублей и более. Заметим, что законодатель отказался от применения такого коэффициента оценки предмета преступления, как МРОТ, перейдя к фиксированному рублевому эквиваленту. В соответствии с п. 3 ст. 331 ТК пересчет валюты Российской Федерации в иностранную валюту для целей уплаты таможенных пошлин, налогов, исчисленных в валюте Российской Федерации, производится по курсу, действующему на день принятия таможенным органом таможенной декларации, а в случаях, когда обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов не связана с подачей таможенной декларации, - на день фактической уплаты.

Несомненно, исчисление таможенных платежей важно не только для реализации уголовно-правовых отношений по ст. 194 УК, но имеет также значение в криминалистическом и уголовно-процессуальном аспектах. При решении вопроса об установлении оснований ответственности по ст. 194 УК РФ, доказывании данного преступления необходимо обращаться к положениям ст.ст. 324, 327 ТК РФ. В соответствии со ст. 324 ТК РФ таможенные пошлины и налоги исчисляются декларантами или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин и налогов, самостоятельно. Исчисление подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 324 и ст. 350 ТК РФ. Однако и в одном, и в другом случае механизм исчисления таможенных платежей регламентируется Таможенным кодексом. Базой для исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. При этом, однако, следует учитывать одну особенность.

ТК различает время действия тех или иных таможенных ставок, что объективно обусловлено возможностью их изменением в результате тех или иных изменений коньюктуры# рынка, таможенной политики в отношении конкретных видов товаров и т.д. Так, ст. 327 ТК устанавливает, что в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушениями установленных законом требований и условий, и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин, налогов, действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день установить невозможно, - на день обнаружения таможенными органами таких товаров. В случае утраты, недоставки или выдачи без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых или хранящихся в соответствии с таможенными процедурами соответственно внутреннего таможенного транзита и временного хранения, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из ставок, действующих на день помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру. При установлении суммы неуплаченных таможенных платежей в целях решения вопроса о возможности применения ст. 194 УК РФ следует руководствоваться также и данными правилами.

Рассмотренная особенность исчисления таможенных платежей имеет, как видим, отношение не только к установлению признаков предмета преступления, но и к такому признаку объективной стороны состава как время совершения преступления. Для правильного решения вопроса о времени совершения преступления, предусмотренного ст. 194 УК, необходимо установить - имело место деяние во время ввоза или вывоза товара. Именно это обстоятельство также влияет на способ исчисления платежа. В соответствии со ст. 319 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает: 1) при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации. Соответственно, при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. А при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом (ст. 329 ТК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 329 ТК РФ при нарушении требований и условий таможенных процедур, которое влечет обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

По смыслу ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица.

Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно, на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги.

Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства.

Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства.

Пункт 2 ст. 319 ТК предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: "Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Кодексом: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами".

Кроме того, ст.ст. 333-335 ТК устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты). Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает невозможным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом.

В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм). Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, попадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

2.3. Влияние таможенных пошлин на развитие экономики страны

Влияние на внешнюю торговлю таможенных пошлин трудно переоценить. Это самый действенный  рычаг  экономики  для  стимуляции   экспорта   и   защиты  от   избыточного импорта. Обратимся  к  экономическому  кризису  августа  1998  года. После августа 1998 года произошла 4 - 5 кратная девальвация рубля по отношению к доллару. Соответственно, предприятия - экспортеры стали получать в несколько раз большую прибыль, не приложив ни малейших усилий, не добавив ничего в производство и инвестиции. Большую часть российского экспорта, к сожалению,  составляет сырье и пошлинами обложены только сырьевые товары. Это своего рода форма рентного платежа, которым государство облагает владельца сырьевых ресурсов. Часть этой сверхприбыли стала перераспределяться в доход государства.

«Экспортные пошлины не очень широко используются в мире, но Россия далеко не единственная страна, где они есть. Всего 17 государств используют экспортные пошлины, в частности, Китай и Украина. В России в 99% случаев они играют не регулятивную, а чисто фискальную роль, пополняя доход федерального бюджета. Таможенные платежи дают порядка 35% доходной части бюджета и половина из них - экспортные пошлины. Сейчас их роль очень велика»[1].

Российское правительство достаточно четко следит за тем, чтобы не делать экспорт тех или иных товаров, которые облагаются пошлинами, убыточным. Соответственно, когда внутренние цены растут, и затраты на производство продукции увеличиваются, или же когда мировые цены на продукцию падают, правительство выводит эти товары из-под обложения экспортными пошлинами или уменьшает размер пошлин. В 2004 году, например, были снижены пошлины на березовую древесину, на технологическую щепу, на хвойные пиломатериалы, чтобы данный вид экспорта не стал убыточным. Также были снижены пошлины на сжиженный газ (пропан, бутан). Кроме того, выведены из под обложения экспортными пошлинами те товары, которые не могут быть переработаны в России. Например, медный концентрат с повышенным содержанием мышьяка. Чтобы не останавливать экспорт этого товара, его сделали беспошлинным.

Существование экспортных пошлин зависит от многих факторов и, в частности, как долго продлится эффект девальвации рубля, насколько будут благоприятными цены на мировых рынках на товары российского экспорта, насколько будет сильна потребность в экспортных пошлинах для российского бюджета с финансовой точки зрения.

Суммарный объем экспортных пошлин, по прикидочным оценкам, заложен в бюджете на 2002 год в тех же масштабах, что и в нынешнем. Правительство Российской Федерации не раз заявляло на намерении постепенно уменьшить объем пошлин и количество облагаемых ею товаров, так как список уже достиг своего максимума в 2000 году и теперь Правительство, имея другие источники поступления финансовых средств, намерено сокращать его. Очевидно, что в 2002 году этот процесс пойдет гораздо быстрее. Внутренние цены на российском рынке растут, рубль подвержен инфляции, а с учетом реальной покупательной способности $1 стоит уже не 28 рублей, а около 15-16 рублей. Разница уменьшается, если сравнивать с докризисным курсом 6 рублей за $1. Таким образом можно сказать, что уже через полтора-два года экспортные пошлины станут менее эффективными и, возможно, в них отпадет надобность, как в средстве пополнения бюджета. Другими словами, экспортные пошлины перестанут влиять на внешнюю торговлю по причине своей бесполезности.

Сейчас Правительство Российской Федерации совместно с Центром Стратегических разработок Г. Грефа разработало программу, которая предполагает определенную унификацию пошлин и постепенное их снижение.  По мнению экспертов и экономистов, в ближайшие два года пошлины будут играть, к сожалению, фискальную, а не регулирующую роль. Правительство намерено унифицировать пошлины и установить средний уровень таможенных пошлин на уровне 15-20%, который является наиболее приемлемым с точки зрения наполнения бюджета, взимания  таможенных пошлин и стимуляции внешнеторговых отношений.

По сведениям Центра Стратегических разработок с импорт по сравнению с 1997 годом упал в 3 раза в 1998 году, в 2-2,3 в 1999-2000 и составил 57% от уровня 1997 года в 2001 году. Решающую роль в этом спаде приписывают девальвации рубля. 

Однако, по мере исчерпания эффекта девальвации, регулирующая роль пошлин снова будет выходить на первый план, а фискальная уменьшаться. Т. е. по мере того, как российская валюта снова обретет значительный вес импортеры получат возможность равной конкурентной борьбы с российскими производителями, затраты отечественных производителей будут соизмеримы с затратами зарубежных производителей и экспортные пошлины станут выполнять роль регулятора экспортных потоков, а не средства пополнения казны государства. Это же касается и ввозных (импортных) пошлин.

Необходимо иметь в виду, что есть некоторые сектора промышленности, которые очень заинтересованы в снижении пошлин и, прежде всего, на прогрессивное технологическое оборудование. В данном случае необходимо довести размер экспортных пошлин до минимального уровня. Лучше закупать за рубежом с минимальными затратами то, что пока не получается производить в России. С другой стороны, есть отрасли экономики, такие как легкая промышленность, текстильная, промышленность стройматериалов, пищевая промышленность, которые, благодаря «эффекту импортозамещения», стали активно развиваться. Снижать пошлины на их продукцию, аналогичную импортной, сейчас нет смысла. Наоборот, им необходимо дать еще 2-3 года, чтобы они твердо "встали на ноги", стали конкурентоспособными.

В некоторых областях экономики высокие пошлины являются стимулом для иностранных инвесторов. Если пошлина 5%, то иностранному производителю выгодно ввозить готовую продукцию. При размере пошлины 20-25% уже гораздо выгоднее вкладывать средства в развитие производства в этой стране. Так произошло с производителями пива, сигарет или лекарств. Например, ни для не секрет, что для заполнения российского рынка своей продукцией «монстры» международного рынка, такие как Nestle, Ford, Coca-Cola открывают собственные производства в России, предпочитая инвестиции импорту, так как это более выгодно, нежели постоянное увеличение стоимости за счет таможенных пошлин.

 Еще раз хочу отметить, что по мере исчерпания эффекта девальвации российской валюты, таможенные пошлины вновь обретут роль регулирующих, а не фискальных.

Итак, из вышесказанного следует, что таможенные пошлины выполняют ряд функций. На мой взгляд самыми важными из них являются следующие:

1) Регулирующая функция – позволяет государству регулировать внешнеторговые отношения, изменять баланс импорта и экспорта в нужную сторону, позволяет выбирать приоритетные области экспорта, импорта и регулировать общий поток товаров в пределы и за пределы государства.

2) Фискальная функция -  эта функция таможенных пошлин состоит в том, чтобы наполнять казну государства, т. е. доходную часть государственного бюджета за счет уплаты импортертами (в основном), а также экспортерами таможенных платежей за ввоз или вывоз товаров за территорию государства..

3) Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить  внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей. 

Важно отметить, что не только таможенные пошлины оказывают влияние на экономику, но и рынок может влиять на таможенные пошлины.

Например, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации совместно с Министерством торговли Российской Федерации проводит мониторинг цен на нефть на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (по данным агентства "Платс") с целью определения ее среднемесячной цены.

Среднемесячная цена рассчитывается как среднее арифметическое цен продажи и покупки нефти на указанных рынках за все дни торгов в истекшем месяце.

При снижении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья ниже 9,8 доллара США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное снижение цены, предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий беспошлинный вывоз с территории Российской Федерации в течение 30 календарных дней нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных минералов.

При увеличении среднемесячной цены на нефть марки Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья выше 12,3 доллара США за 1 баррель Министерству торговли Российской Федерации и Министерству топлива и энергетики Российской Федерации не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло указанное увеличение цены, предписано направлять в Правительство Российской Федерации согласованный с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об увеличении в два раза утвержденной настоящим Постановлением ставки вывозной таможенной пошлины и введении ее в действие сроком на 30 календарных дней.

 Таким образом, таможенные пошлины, выполняя фискальную функцию оказывает большое влияние на структуру экспорта, т. е. выполняют регулирующую роль.

3. Таможенное оформление товаров. Виды товаров

3.1. Международные почтовые оформления

Пересылка международных почтовых отправлений осуществляется с использованием следующих почтовых документов (согласно Регламенту письменной корреспонденции и Регламенту почтовых посылок):

ярлык "Таможня" CN 22 (для мелких пакетов, отправлений международной экспресс-почты "ЕMS" и мешков "М");

таможенная декларация CN 32 и сопроводительный адрес CP 71 либо бланк-пачка СЗ 72 (для посылок);

накладная сдачи CN 41 наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.);

накладная сдачи наземных депеш CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш CN 38;

посылочные карты CP 86, CP 87;

письменные карты CN 31, CN 32;

особые листы для заказных отправлений CN 33;

заменяющая накладная сдачи CN 46 для авиадепеш и наземных депеш, пересылаемых воздушным путем (S.A.L.);

накладная сдачи депеш с порожними емкостями CN 47.[2]

Необходимость производства таможенного оформления товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях в приоритетном или в первоочередном порядке, закреплена также и в ст.67 ТК РФ. Трехдневный срок производства таможенного оформления международных почтовых отправлений указан в ст. 293 ТК РФ с учетом срока выпуска товаров, установленного ст.152 ТК РФ. Конкретные сроки таможенного оформления определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти путем издания соответствующих нормативных правовых актов. Таможенное оформление международных почтовых отправлений может проводиться и в более короткий срок, нежели указанный в ст. 293 ТК РФ, в особенности в отношении такого вида международного почтового отправления, как международное отправление экспресс-почты. Пересылка международного отправления экспресс-почты и доставка его операторами почтовой связи до получателя осуществляется в максимально короткий срок, что напрямую зависит от сроков производства таможенного оформления.

Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится в местах международного почтового обмена, т.е. на объектах федеральной почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих от иностранных почтовых администраций, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом международных почтовых отправлений, а также их отправку по назначению (согласно Правилам оказания услуг почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725). Полная обработка входящих, исходящих и пересылаемых открытым транзитом международных почтовых отправлений, их контроль таможенными органами РФ, а также отправка по назначению осуществляются в местах международного почтового обмена (п.22 Правил оказания услуг почтовой связи).

Порядок производства таможенного оформления устанавливается в зависимости от вида товара, перемещаемого через таможенную границу (ст.59 ТК РФ). Особенности таможенного оформления международных почтовых отправлений установлены в ст. 293 ТК РФ.

3.2. Оформление легковых автомобилей

Таможенное оформление транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами, за исключением указанных в п.3 настоящего Положения случаев, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке) физические лица, перемещающие транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, таможенное оформление транспортных средств производится иными таможенными органами. Таможенное оформление транспортных средств в указанных случаях с предоставлением в установленном порядке льгот по уплате таможенных платежей и применением количественных ограничений производится при условии представления физическими лицами письменного заключения таможенного органа, в регионе деятельности которого они находятся (постоянно либо временно проживают и зарегистрированы в установленном порядке), о возможности предоставления указанных льгот.

Таможенное оформление транспортных средств, временно ввозимых в Российскую Федерацию (в том числе перемещаемых транзитом) на срок до 2 месяцев включительно, производится таможенными органами, в регионах деятельности которых расположены пункты пропуска через таможенную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами ГТК России.[3]

В случае временного ввоза транспортных средств в Российскую Федерацию через общую границу Российской Федерации и Республики Беларусь их таможенное оформление (в случае, если законодательством Российской Федерации установлена необходимость производства таможенного оформления) производится таможенными органами, в регионах деятельности которых находятся места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Местами таможенного оформления транспортных средств, являются склады временного хранения. По согласованию с ГТК России либо региональным таможенным управлением, которому непосредственно подчиняется таможня, таможенное оформление может производиться в других специально выделенных и обозначенных местах, предназначенных для хранения транспортных средств и проведения с ними грузовых и иных операций под таможенным контролем, в случаях, когда таможенное оформление целесообразно проводить в этих местах, а также в других случаях, определяемых нормативными правовыми актами ГТК России.

Таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в случаях перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами для личного пользования имеют правомочия на совершение таможенных операций исключительно в случаях,

- оформления процедур внутреннего и международного таможенного транзита, реэкспорта (при вывозе товаров непосредственно из пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

- временного ввоза (вывоза) при перемещении товаров следующими на них физическими лицами;

- вывоза товаров в сопровождаемом багаже;

- ввоза в сопровождаемом багаже товаров, за исключением легковых автомобилей, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД России, и легковых автомобилей, предназначенных для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемых в товарной позиции 8702 ТН ВЭД России.

Заключение

Ст. 172 ТК РФ устанавливает случаи применения упрощенного порядка таможенного оформления товаров, помещаемых под таможенный режим международного таможенного транзита. В соответствии с п.1 данной статьи упрощенный порядок применяется в тех случаях, когда совпадают места прибытия транзитных товаров на таможенную территорию и их убытия с этой территории.

Аналогичная норма в ТК РФ 1993 г. отсутствовала, однако ее включение в ТК РФ 2003 г. представляется вполне целесообразным. Назначение данной статьи заключается в установлении порядка таможенного оформления товаров, пребывание которых на таможенной территории РФ фактически ограничивается нахождением в одной точке, поскольку место их прибытия на таможенную территорию и их убытия с этой территории совпадает. Подобные ситуации характерны для товаров, перевозимых авиационным транспортом или морскими судами.

Поскольку в данных случаях потенциальная угроза защищаемым национальным интересам РФ относительно мала, представляется вполне оправданным стремление законодателя максимально упростить применяемые таможенные процедуры.

В ст. 171 закреплено положение, согласно которому разрешение на транзит выдается в день предъявления товаров и представления документов и сведений таможенному органу. Разумеется, такое разрешение выдается при соблюдении всех требований, установленных таможенным законодательством применительно к перемещению товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита.

Отдельно регламентированы процедуры, применяемые в том случае, когда транзитные товары перегружаются с транспортного средства, используемого при прибытии товаров, на транспортное средство, используемое при их убытии. Такая перегрузка допускается только с письменного разрешения таможенного органа.

Список литературы

1.      Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.). Статья 297. Транзит международных почтовых отправлений

2.      Т.Н. Трошкина. Таможенный кодекс Российской Федерации в вопросах и ответах. - М.: Новая Правовая культура, 2004. Глава 10. Внутренний таможенный транзит (п.п. 55-61)

3.      Андреев Ю.М. Налоговая политика. М., 2003.

4.      Глухов В.В.,  Дольде И.В. Налоги: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Специальная литература, 2004.

5.      Закон РФ от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе" (с изменениями от 7 августа, 25 ноября, 27 декабря 1995 г., 5 февраля 1997 г., 10 февраля, 4 мая 1999 г., 27 мая, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г.)

6.      Основы налогового права. / Под редакцией С.Г. Пепеляева. М.: Инвест – фонд, 2004.

7.      Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2000.

8.      Сомоев Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. – М.: Приор, 2004.


[1]  А. Кушниренко - руководителем Департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Министерства торговли РФ, ответственным секретарем Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике.

[2] Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право России: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2004

[3] Приказ ГТК РФ от 21 августа 2000 г. N 741 "О мерах по совершенствованию контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" // Российская газета от 10 октября 2000 г. N 195