Содержание

1. Стандартизация: понятие, цели и задачи. Основные направления развития стандартизации в России. Профессиональная значимость стандартизации. 3

2. Системы сертификации: понятие. Системы сертификации однородной продукции  8

3. Задача. 17

Список литературы.. 18

1. Стандартизация: понятие, цели и задачи. Основные направления развития стандартизации в России. Профессиональная значимость стандартизации

Стандартизация — это деятельность, направленная на разра­ботку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обес­печивающая право потребителя на приобретение товаров над­лежащего качества за приемлемую цену, а также право на безо­пасность и комфортность труда.

 Цель стандартизации — дос­тижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), про­цессов их функциональному назначению, устранение техниче­ских барьеров в международном товарообмене, содействие на­учно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных об­ластях.

Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают прежде всего из содержания понятия. Конкре­тизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: [6.c.123]

• безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоро­вья людей, окружающей среды и имущества;

• совместимость и взаимозаменяемость изделий;

• качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;

• единство измерений;

• экономию всех видов ресурсов;

• безопасность хозяйственных объектов, связанную с воз­можностью возникновения различных катастроф (при­родного и техногенного характера) и чрезвычайных си­туаций;

• обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

-       установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конечной продукции на стадии на стадии её проектирования, серийного производства и эффективного использования;

-       определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надёжности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;

-       установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения её оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;

-       развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего средства специализации, повышения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;

-       обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;

-       установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;

-       установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства и др.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (пред­метом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартиза­ция может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации назы­вают совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартиза­ции, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического ре­гиона мира принимают стандарт. Если участие в стандартиза­ции открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация. [6.c.125]

Региональная стандартизация — деятельность, от­крытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осущест­вляется специалистами стран, представленных в соответствую­щих региональных и международных организациях, задачи кото­рых рассмотрены ниже.

Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандар­тизация также может осуществляться на разных уровнях: на го­сударственном, отраслевом уровне, в том, или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ас­социаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, за­водов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов "Государственная система стан­дартизации Российской Федерации (ГСС)". Изменения и до­полнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая ка­тегория нормативного документа — технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных доку­ментах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие измене­ния внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина "утверждение" стандарта официально установлен тер­мин "принятие" стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов. Приближение правил отечественной стандартизации к меж­дународным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении га­рантии. Следуя международному опыту, их относят к коммер­ческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавли­вающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно "Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и не­продовольственных товаров" разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электро-радиотехники и других товаров долговремен­ного пользования.

Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успе­вать и даже опережать их, чтобы стандарты способствовали развитию отечественного производства, а не сдерживали его.

Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартиза­ции и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаи­мопонимания между партнерами как в сфере техники и техно­логии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.

Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заин­тересованных сторон. Это реализуется законным правом изгото­вителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специа­листов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.

Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует раз­витию стандартизации в странах содружества и укреплению экономических связей между ними. [6.c.128]

2. Системы сертификации: понятие. Системы сертификации однородной продукции

Сертификация продукции — процедура подтверждения соответствия, посредством ко­торой независимая от изготовителя (продавца, исполните­ля) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует уста­новленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

-        создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Россий­ской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле (в ред. Федерального закона от 31.07.98 № 154-ФЗ);

-       содействия потребителям в компетентном выборе про­дукции;

-       зашиты потребителя от недобросовестности изгото­вителя (продавца, исполнителя);

-       контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

-       подтверждения показателей качества продукции, за­явленных изготовителем.

Обязательная сертификация в России, как и в зарубежных странах, распространяется прежде всего на потребительские то­вары и подтверждает их безопасность и экологичность.

На основании Закона "О защите прав потребителей" Гос­стандарт РФ как национальный орган по сертификации потреби­тельских товаров установил номенклатуру товаров, которые под­лежат обязательной сертификации, и включил в нее более 70 видов продукции и некоторые виды услуг.

В качестве критериев для включения товара в этот перечень были выбраны: потенциальная опасность для пользователя; на­личие требований безопасности в нормативном документе на товар; массовость потребления; степень угрозы жизни и здоро­вью человека и др. Перечень ежегодно обновляется и дополняется по мере принятия новых законодательных актов в области охраны здоровья и защиты интересов потребителей. Изменения в пере­чень могут быть внесены и другими органами государственного управления, уполномоченными создавать системы сертификации. На основании их предложений Госстандарт как координирую­щий обязательную сертификацию и проводящий государственную политику в этой области составляет сводный перечень продук­ции, подлежащей обязательной сертификации.

Перечень распространяется и на импортируемую продукцию, о чем проинформированы по соответствующим каналам офици­альные органы зарубежных стран.

В 1998 г. В России действовало несколько десятков систем обязательной сертификации, часть из них (системы сертифика­ции однородной продукции) входит в состав системы ГОСТ Р. 15 систем обязательной сертификации образованы разными федеральными органами исполнительной власти.

Создавшиеся масштабы работ по обязательной сертифика­ции, участие в ней различных органов федерального уровня требуют четкой координации. Координирующей функцией на основе Закона РФ "О защите прав потребителей" наделен Гос­стандарт РФ. В его обязанности входит:

• формирование единой государственной политики в об­ласти сертификации,

• обеспечение взаимодействия в практике сертификации федеральных органов исполнительной власти,

• приведение в соответствие требований к объектам сер­тификации, проходящим сертификацию в различных системах,

• унификация методов и процедур контроля за сертифици­рованной продукцией,

• согласование номенклатуры объектов обязательной сер­тификации.

Разделение полномочий и сферы взаимодействия в области обязательной сертификации регламентируется двусторонним соглашениями Госстандарта РФ с федеральными органами ис­полнительной власти.

Наиболее крупной системой обязательной сертификации является. ГОСТ Р. Это первая система обязательной сертифика­ции, созданная во исполнение Закона "О защите прав потреби­телей", организованная и возглавляемая Госстандартом РФ. В ее составе действуют более 40 систем сертификации однород­ной продукции, около 900 органов по сертификации и более 2000 испытательных лабораторий, которые аккредитованы в ус­тановленном порядке. Ежегодно в Системе ГОСТ Р выдается около 500 тыс. сертификатов соответствия на продукцию и ус­луги. Система ГОСТ Р выполняет задачи по сертификации им­портируемой продукции. Для этого в ней аккредитованы зару­бежные органы по сертификации: ДИН-ГОСТ-ТЮФ (Германия), Сосьете Женераль (Швейцария), Мертконтроль (Венгрия), ГОСТ-Азия (для стран Юго-Восточной Азии).

В Системе ГОСТ Р может проводиться и добровольная сер­тификация. Практика показывает, что заявители на доброволь­ную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформиро­вана действующая инфраструктура сертификации в России, а также в странах СНГ. Правила Системы, апробированные в те­чение нескольких лет, легли в основу создания общих положе­ний по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признаю­щих ее правила, в том числе и органов государственного управ­ления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы, кроме Госстандарта, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом "О сертификации продукции и услуг".

Объективность и достоверность подтверждения соответствия в Системе обеспечена соблюдением принципов компетентности и независимости органов сертификации и испытательных лаборато­рий. Основополагающий принцип Системы — построение ее на основе систем сертификации однородной продукции, поэтому Система ГОСТ Р является их совокупностью, объединенной едиными правилами и принципами. Эти системы формируются на основе "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации". Каждая система сертификации однородной про­дукции утверждается Госстандартом России и регистрируется в Государственном реестре. Наиболее крупными считаются системы по сельскохозяйственным и пищевым товарам, автотранспорт­ным средствам, электрооборудованию, продукции строитель­ного комплекса, химическим материалам, средствам индивидуаль­ной защиты. Возглавляют системы в качестве центрального ор­гана в большинстве случаев управления Госстандарта или его научно-исследовательские институты.

Госстандарт ведет Государственный реестр, который содержит основную информацию по сертификации: о выданных сер­тификатах; аккредитованных органах и испытательных лаборато­риях; утвержденных системах сертификации; аттестованных экспертах-аудиторах и др. Официальный язык Системы ГОСТ Р русский, но по согласованию сторон допускается оформление до­кументации и на другом языке.

Основные принципы и правила Системы установлены ком­плексом документов, включающим четыре группы положений: общесистемные положения, сертификация продукции, серти­фикация услуг, сертификация систем качества и производств. Каждая группа документов содержит основополагающие доку­менты и конкретизирующие положения.

Период существования в России обязательной сертифика­ции в Системе ГОСТ Р слишком мал для того, чтобы были практически отработаны и усовершенствованы ее процедуры и достигнуты желаемые результаты. Однако существующие про­блемы в этой области определены намного более четко. Они касаются организационной стороны, совершенствования пра­вил и практической работы. Так, установлены частые случаи несоответствия правил систем сертификации однородной про­дукции "Правилам по проведению сертификации в РФ" и слабого отражения в них специфики сертифицируемой продукции.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, в силу неравномерности геогра­фии их расположения не могут обеспечить полностью потреб­ности в сертификации некоторых экономических регионов страны. В целом отмечается нехватка органов по сертификации некоторых видов продукции, например, пищевой. По этой причине аккредитованные органы сертифицируют лишь около 20% продовольственных товаров. В связи с этим рассматривается вопрос о подтверждении соответствия путем заявления деклара­ции изготовителя.

Существуют также кадровые проблемы, которые касаются Не только нехватки кадров, но и не всегда надлежащего уровня их компетентности, что приводит к ошибкам практического ха­рактера.

И, наконец, наблюдается дублирование деятельности Госстан­дарта по надзору за соблюдением обязательных требований госу­дарственных стандартов и за сертифицированной продукцией. Во многом проблемы связаны с тем, что формирование серти­фикации совпало с начальным этапом становления рыночной экономики, что оставляет надежду на совершенствование серти­фикации по мере становления российского рынка товаров и услуг.

В России действуют более 80 систем добровольной серти­фикации, охватывающих в основном рынок потребительских товаров и услуг. Системы добровольной сертификации отмечаются некото­рыми характерными чертами:

• активная роль заявителя, который определяет подтвер­ждаемые требования к объекту сертификации, методы их проверки, стандарты или другие нормативные докумен­ты, устанавливающие требования, выбирает схему серти­фикации;

• самоорганизация системы, т. е. инициирование ее созда­ния и регистрации любыми субъектами хозяйственной деятельности;

• открытость, возможность для заинтересованных сторон ознакомиться с составом участников системы, правилами и процедурами сертификации;

• самостоятельность, невмешательство федеральных и ме­стных органов исполнительной власти, иных государст­венных и общественных структур в деятельность системы (если они не являются ее организаторами).

Добровольную сертификацию может проводить орган по обязательной сертификации. В этом случае необходимо:

• зарегистрировать систему добровольной сертификации и ее знак соответствия,

• предусмотреть в правилах проведения сертификации на­ряду с обязательной и добровольную сертификацию.

Право на проведение сертификации вновь создаваемая сис­тема добровольной сертификации получает после ее регистра­ции в соответствии с ГОСТ Р 40.101-95 "Государственная реги­страция систем добровольной сертификации и их знаков соответствия". Срок действия сертификата соответствия по прави­лам добровольной сертификации устанавливает орган по доб­ровольной сертификации с учетом срока действия норматив­ного документа, на соответствие которому проведена сертифи­кация. [8.c.76]

Знаки соответствия в системах добровольной сертификации подтверждают соответствие товара (услуги):

• всем требования нормативного документа,

• отдельным требованиям нормативного документа.

В последнем случае к знаку соответствия должна добавлять­ся ограничительная оговорка (маркировка).

Еще одна особенность систем добровольной сертификации относится к признанию сертификатов соответствия. Основным критерием признания является авторитет органа, выдавшего сертификат. Однако в конечном счете решение о признании принимает непосредственно заинтересованная в сотрудничест­ве с держателем сертификата сторона. Более трудной проблемой считается признание российских систем добровольной сертификации за рубежом. В связи с этим системы добровольной сертификации при их организации должны быть гармонизованы с международными правилами и нормами. Информация об этих системах должна быть доступ­ной для заинтересованных сторон.

Официальную информацию о зарегистрированных системах добровольной сертификации, в том числе об их правилах, зна­ках соответствия, формах сертификата, публикует Госстандарт РФ на основе данных Государственного реестра систем серти­фикации.

Несмотря на то, что в российском законодательстве нет строгих ограничений по отношению к добровольной сертифика­ции и это предоставляет системам право работы по своим пра­вилам, добровольная сертификация в России основана на со­блюдении рекомендуемых международных принципов, своеоб­разного кодекса добровольной сертификации. К этим принци­пам относят следующие положения:

• в системе добровольной сертификации должны быть оп­ределены правила и процедуры, о которых информиру­ются заявители; • объекты сертификации и их характеристики, которые может подтвердить данная Система, должны четко ого­вариваться с указанием конкретных нормативных доку­ментов.

Одной из первых, наиболее известной и авторитетной, можно считать введенную в действие в 1993 г. Систему добро­вольной сертификации СовАсК1. Объектами сертификации в ней являются многие виды продукции, услуги, процессы, систе­мы обеспечения качества, системы производства. Кроме того, Со-вАсК имеет право на проведение аккредитации испытательных лабораторий, а также аудиторов по оценке систем качества и аттестации производств.

В основу создания Системы были положены разработки ИСО, руководства ИСО/МЭК, европейские стандарты EN 45000, в силу чего Система СовАсК гармонизована не только с Систе­мой обязательной сертификации ГОСТ Р, но и с международ­ными правилами и нормами. В отличие от ГОСТ Р, где про­верки проводят эксперты-аудиторы, Система СовАсК разгра­ничивает обязанности эксперта и аудитора. В качестве экспер­тов приглашаются высококвалифицированные специалисты, ра­ботающие в определенной отрасли и обладающие знаниями по сертификации. В реестре Системы СовАсК аккредитовано не­сколько десятков аудиторов. Аудитор — это специалист по про­ведению проверок систем качества и аттестации производства.

Эксперты же приглашаются по мере необходимости и включа-кхгся в состав аудиторских групп. Кроме экспертов, которые прошли аттестационную комиссию Руководящего комитета СовАсК, есть еще и члены-корреспонденты, которые выражают желание стать экспертом и пройти аттестацию.

СовАсК по-особому подходит к аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, считая целесооб­разным проводить одновременную аккредитацию и в Системе ГОСТ Р. Это необходимо для придания большей весомости как самой аккредитации, так и результатам испытаний, обеспечива­ет их сопоставимость, а также усиливает признаваемость сер­тификата и знака соответствия.

Сертификация в Системе СовАсК, как это предусмотрено российскими правилами по отношению к добровольной сертификации, проводится на соответствие тем нормативным документам, которые предлагает заявитель. Это может быть и стандарт любой зарубежной страны, что очень важно для отечественных предприятий-экспортеров.

Другое направление содействия развитию экспорта - помощь экспортерам в подготовке продукции к сертификации за рубежом. Уже отработана определенная процедура. Вся ос­новная работа, которая необходима по процедуре сертифика­ции, кроме заключительного этапа, осуществляется силами СовАсК, а на конечный этап приглашается представитель соот­ветствующей зарубежной сертификационной фирмы, которая и выдает сертификат, пока более признаваемый иностранными покупателями, чем сертификаты СовАсК. Специалисты СовАсК считают такую практику весьма полезной как в плане снижения затрат, которые были бы необходимы при полном объеме сертификации за рубежом, так и в плане приобретения Доверия зарубежных партнеров и выгод для заявителя. [8.c.83]

Другая область сертификации — системы обеспечения каче­ства на предприятиях. Самый первый в СНГ сертификат соот­ветствия системы качества требованиям стандартов ИСО серии 9000 был выдан в Системе СовАсК Кировскому шинному заводу. В системе СовАсК может осуществляться и обязательная сертификация, но для этого требуется получить полномочия от Госстандарта РФ.

СовАсК как организация представляет собой Международное объединение (МО), членами которого являются организации и предприятия всех форм собственности стран СНГ. Испытатель­ные лаборатории, которые аккредитует СовАсК, также могут на­ходиться за пределами России, и это расширяет не только об­ласть аккредитации, но и возможности сертификации. МО СовАсК проводит большую работу и в области обеспечения ка­чества: объединение учредило ежегодную премию за лучшую ра­боту предприятия по качеству независимо от государственной принадлежности. Премия не предусматривает денежного воз­награждения, являясь моральным поощрением работ и широ­кой их пропаганды. Предприятие получает право использовать звание лауреата в рекламных целях и отмечать это в докумен­тации. Присуждается премия за новации в практике обеспече­ния качества и управления им; разработку и эксплуатацию систем обеспечения качества; производство и реализацию сертифици­рованной продукции (услуг).

В настоящее время осуществляется дальнейшее совершен­ствование Системы СовАсК для ее более полной гармонизации с международной практикой.

Интерес к добровольной сертификации связан с ее широ­кими возможностями по подтверждению соответствия тем тре­бованиям, которые интересу* потребителя и заявлены заказчиком сертификации. В России добровольная сертификация не только удовлетворяет потребности внутреннего рынка, но используется также для экспортируемой или перспективной для экспорта продукции. В таких случаях добровольная сертифика­ция в рамках контракта купли-продажи приобретает обязатель­ный характер. [8.c.85]

3. Задача

Три транспортные компании предлагают услуги по морским перевозкам грузов. С какой фирмой выгоднее заключить договор на перевозку, если цены на транспортные услуги у первой компании 10$ за 1 км, у второй 10$ за милю, у третьей - 10$ за морскую милю. Рассчитайте стоимость услуг каждой компании, если груз нужно перевести на расстояние 3000 км. Проранжируйте транспортные услуги по шкале отношений в возрастающем порядке.

Решение

1 миля сухопутная = 1,0609 км.

1 миля морская = 1,853 км.

Путем перевода километры в мили решаем задачу и ранжируем в порядке возрастания.

Стоимость перевозки третьей компании = 10*1619,97 = 16199,7$

Стоимость перевозки второй компании = 10*1846,11 = 18461,1$

Стоимость перевозки первой компании = 10*3000 = 30000$

Из проведенных расчетов видно, что самая недорогая услуга по перевозке у предприятия три а самая дорогоя у первого предприятия.

Список литературы

1.     Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.

2.     Закон Российской Федерации от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 09.01.96 № 2-ФЗ).

3.     Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

4.     Закон Российской Федерации от 10.06.93 №5154-1 «О стандартизации» (в ред. Федерального закона от 27.12.95 № 211-ФЗ).

5.     Исаев Л.К., Малинский В.Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов, 1996-169 с.

6.     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. -  М.: ЮНИТИ, 2003. 456 с.

7.     Лифиц И.М. Основы  стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. -  М.: Юрайт, 2000.

8.     Чижикова Т.М. Стандартизация, сертификация, метрология: Учебное пособие. – М.: Колос, 2002.