Оценка экономической эффективности деятельности совместного предприятия.

Тема: Совместные предприятия и свободные экономические зоны.

Введение. 1

1.Совместные предприятия, как участники инвестиционного процесса. 2

2.Организационно правовые формы СП.. 3

3.Правовое регулирование иностранных инвестиций и деятельности СП на территории Российской Федерации. 11

4.Состояние и развитие СП в РФ.. 18

5.Список использованной литературы.. 22

Введение

В последнее время в России сложилась довольно стабильная экономическая ситуация. Практически сложился рынок ценных бумаг, индекс инвестиционной привлекательности России растет, на сегодняшний день, он ведущими мировыми агентствами оценивается как, «В++», что означает, что мы наконец то достигли уровня инвестиционной привлекательности стран Восточной Европы (таких как Болгария, Югославия)[1]. И хотя, такой рубеж кажется невысоким, наша страна смогла его достичь только к концу 2005 года.

Это стало возможно, благодаря внятной инвестиционной политике государства, приоритетные направления в которой были определены курсом, проводимым в экономике действующим Президентом и Правительством РФ. Одной из перспективных задач, в рамках которой стабилизируется инвестиционная деятельность, является вхождение России в ВТО (Всемирную торговую организацию), требованием для вступления в которую является стабильный, защищенный государством инвестиционный климат.

В данной работе будут рассмотрены основные тенденции в развитии совместного предпринимательства в РФ, а также пути создания СП и их организационно-правовые формы, которые определяются действующим на территории России Законом  "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ, а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.

1.Совместные предприятия, как участники инвестиционного процесса

Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике[2] выделяют три основные формы инвестирования:

1.  Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).

2.  Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).

Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Сейчас, когда становится реальностью оживление нашей экономики, особенно актуальными становятся привлечение прямых иностранных инвестиций и создание совместных предприятий (СП) в стране.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

От экспорта, выступающего в качестве одной из форм внешнеэкономической деятельности, совместное предпринимательство отличается тем, что оно формирует партнерство иностранной и местной фирмы, в результате которого создаются производственные мощности. Если внешняя торговля есть экспорт товара, то совместное предпринимательство представляет собой экспорт за рубеж национального капитала.

Необходимость создания СП в России обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению страны в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны более передовая технология, высокая производительность труда, высокая фондоотдача и высокий уровень заработной платы, что оказывает положительное влияние на российскую экономику.

2.Организационно правовые формы СП

Под организационно-правовой формой любого предприятия понимается установленная в законодательстве РФ о предпринимательстве и закрепляемая в учредительных документах совокупность признаков правового режима имущества  и порядка управления предприятием.

В Законе[3]  «Об иностранных инвестициях» 1991г., в соответствии со ст. 12 Закона, совместные предприятия могли иметь организационно-правовые формы: акционерного общества; смешанного товарищества; товарищества с ограниченной ответственностью; полного товарищества. Перечень организационно-правовых форм, предусмотренный ст.12 Закона «Об иностранных инвестициях», был не полон. По этому в обновленном варианте данного закона в 1999 году, просто определено понятие прямой иностранной инвестиции.

Так, прямая иностранная инвестиция – это приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Понятие «иностранные юридические лица» закрепляется в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.95 г. Согласно ст. 2 Закона — это юридически лица и организации, гражданская правоспособность которых опреляется по праву иностранного государства, в котором они учреждены Все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом, никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется. Однако по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование.

Российский законодатель[4] «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30.11.89 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который можно открывать представительство: этот срок не превышает трех лет. Что касается филиала, то головная организация представляет в федеральный орган исполнительной власти положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования, к содержанию которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 2 ст. 22 Федерального закона от 09.07.99 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» указывается, что должно содержаться в положении о филиале иностранного юридического лица: наименование филиала и головной организации, организационно-правовая форма головной организации, местонахождение филиала на территории Российской Федерации и юридический адрес его головной организации, цели создания и виды деятельности филиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала, порядок управления филиалом.

Оценка вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица производится головной организацией на основе внутренних или мировых цен.

Гражданским законодательством[5]  РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы в которых может создаваться совместное предприятие.

Акционерное общество (англ. - public или joint-stock company) отличается от остальных видов хозяйственных товариществ тем, что его капитал разбит на некоторое количество равных и неделимых частей (паев-акций). Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций равной номинальной стоимости, несущее ответственность по своим обязательствам только собственным имуществом.            

АО является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы.  В акционерных компаниях их участники (акционеры) не имеют права участвовать в управлении текущими делами предприятия; это - прерогатива директора. Функции акционеров по управлению обществом ограничиваются выборами членов правления (директората) и голосованием на ежегодных собраниях акционеров.

Имущество АО формируется за счет продажи акций в виде открытой подписки, полученных доходов и других законных источников. Главный источник финансовых средств АО - эмиссия ценных бумаг (акций). По общему правилу акции могут свободно обмениваться, продаваться, покупаться и отчуждаться иными способами кем угодно, кому угодно и в каком угодно количестве, т.е. состав участников акционерных обществ нестабилен. Поэтому для АО характерно наличие сотен и даже тысяч участников-акционеров. Именно это обстоятельство препятствует широкому использованию формы акционерного общества для создания СП, являющихся международными хозяйственными организациями.

СП в форме смешанного (коммандитного) товарищества представляет собой пользующееся правами юридического лица объединение нескольких физических и (или) юридических лиц, созданное на основании договора между ними для совместной хозяйственной деятельности (ст.10 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).

Участниками смешанного товарищества являются действительные члены и члены-вкладчики.

Действительными членами (товарищами) смешанного товарищества признаются лица, внесшие согласно договору вклад в образование уставного капитала СП, лично участвующие в его уставной деятельности и солидарно отвечающие по его обязательствам в полном объеме всем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание. Членами-вкладчиками (коммандитистами) товарищества признаются лица, внесшие в соответствии с договором вклад в образование уставного капитала предприятия и отвечающие по его обязательствам в пределе стоимости внесенного вклада. Таким образом, правовой статус действительных членов и членов-вкладчиков различается неодинаковыми правомочиями по управлению делами предприятия и различным объемом ответственности за результат его работы. Если первые наделены большими полномочиями по управлению СП, то и ответственность их за результаты своей деятельности больше по сравнению с ответственностью коммандитистов, делегировавших им права.

Действительные члены товарищества несут ответственность по долгам и обязательствам предприятия солидарно. Солидарный характер ответственности означает ее наступление в полном объеме, т. е. всем принадлежащим им имуществом. Действительный член смешанного товарищества, выполнивший обязательства перед кредиторами предприятия в полном объеме, вправе возместить понесенные расходы за вычетом своего долга за счет остальных действительных членов (регрессивная ответственность). При этом последние отвечают перед исполнившим общее обязательство товарищем также солидарно.

Коммандитисты отвечают перед кредиторами товарищества в пределах своей доли в праве общей собственности, т. е. в размере своего вклада в образование уставного капитала СП. Солидарное участие коммандитиста в долгах товарищества возможно лишь с его согласия и дает ему право требовать изменения своего статуса и признания его действительным членом товарищества. При этом нужно помнить, что и товарищество отвечает по долгам своих действительных членов и не несет ответственности по  обязательствам членов-вкладчиков.

Как правило, члены-вкладчики участвуют в работе общего собрания или конференции собственников СП с правом совещательного голоса. Право решающего голоса принадлежит им при обсуждении лишь тех вопросов, которые касаются их статуса как собственников.

Что же касается участия в прибылях СП, то различия в статусе полных товарищей и членов-вкладчиков не учитываются; главным моментом, от которого зависят размеры дивидендов, следует считать размер вклада каждого участника в образование уставного капитала предприятия.

Следует отметить, что рассмотренная организационно-правовая форма СП особенно удобна для иностранного инвестора, решившегося вложить свои капиталы на территории Российской Федерации в качестве члена-вкладчика. Его интересует доля прибыли, и он ее получит как коммандитист. Вопросы текущей деятельности СП иностранного инвестора обычно не интересуют, ибо он не может постоянно находиться на территории России и не разбирается в тонкостях и противоречиях российского хозяйственного законодательства. Иностранные инвесторы поручают ведение текущих дел своим российским партнерам, выступающим в качестве действительных членов СП. Рискнув вложить свои средства в российскую экономику, иностранные предприниматели, тщательно выбрав себе российского партнера и подписав учредительный договор, не вникают в мелочи повседневной деятельности своих российских коллег по управлению делами СП, ограничиваясь контролем решения наиболее важных вопросов.

Совместное предприятие[6] в форме товарищества с ограниченной ответственностью (англ. - corporation) -  также наиболее часто применяемая при создании СП организационно-правовая форма. ТОО представляет собой объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности. Оно является юридическим лицом, действует на основании устава, утверждаемого его участниками, имеет собственное наименование с указанием организационно-правовой формы.

Различие между смешанным товариществом и ТОО заключается в отсутствии деления учредителей на полных товарищей и коммандитистов и в обусловленном этой однородностью характером их ответственности перед кредиторами предприятия. Ответственность участников ТОО по возможным искам ограничивается долей их участия в капитале предприятия. Рассчитавшись с кредитором, участник такого СП может считать себя гарантированным от каких-либо других претензий. Прочее его имущество ни в коей мере не может служить объектом притязаний возможных кредиторов СП. Иначе говоря, общая сумма долей всех участников СП и служит пределом ответственности СП перед кредиторами. СП, накопив долгов сверх этого предела, не ставит своих участников перед необходимостью их оплаты в полном объеме. «Излишки» либо компенсируются за счет другого имущества предприятия (не входящего в уставный фонд СП), если оно имеется, либо возмещаются за счет соразмерного уменьшения дивидендов участников СП, либо остаются непогашенными. Поэтому чем больше размер уставного капитала СП, тем надежнее гарантии его партнеров.

Следующим отличием ТОО от смешанного товарищества является то, что участники не обязаны лично участвовать в деятельности СП, т.е. могут выступать в качестве рантье, живя на дивиденды. Они внесли свой вклад в капитал товарищества и на этом их участие в СП может закончиться, в то время как действительные члены смешанного товарищества обязаны управлять его делами.

Основное отличие ТОО от АО заключается в том, что в ТОО число участников обычно не превышает десяти, состав товарищей известен и стабилен, а их право продавать свою долю посторонним лицам ограничено и может быть реализовано лишь после того, как от ее покупки отказались другие участники товарищества. В АО, где количество акционеров нередко составляет сотни и тысячи, ограничения по отчуждению акций носят минимальный характер.

СП в форме полного товарищества или общества с неограниченной ответственностью (англ. - general partnership) определено как объединение нескольких граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними.

Полное товарищество должно иметь собственное наименование с указанием организационно-правовой формы и названия (фамилии) не менее одного участника. В отличие от всех перечисленных форм СП данная организационно-правовая форма не предполагает образования юридического лица, т.е. СП, учрежденное в этой форме, не имеет устава, а все вопросы его деятельности решаются его учредителями в рамках соответствующего договора.

Данная организационно-правовая форма применяется для СП, создаваемых на относительно короткий срок, для решения локальной производственной проблемы.

По условиям договора о полном (или неограниченном) товариществе (партнерстве) участники СП, образованного в этой форме, несут неограниченную и солидарную ответственность по всем долгам и обязательствам, возникающим в результате их деятельности. Исковые требования и претензии могут быть предъявлены кредитором (истцом) к любому участнику полного товарищества и обращены на все его состояние, включая личное имущество, кроме тех объектов права собственности, на которые в соответствии с действующим законодательством нельзя обращать взыскания.

Недостаток данной организационно-правовой формы заключается в том, что она требует особых, доверительных отношений между партнерами. Слишком велик риск, ответственность и взаимозависимость товарищей: каждый из них не только своими действиями создает обязательства, распространяющиеся и на его коллег, но и сам всем своим состоянием зависит от действий, предпринимаемых остальными участниками СП. Как правило, в полном товариществе не допускается замена участника другим лицом или лицами. В таких случаях необходимо прекращение этого договора и заключение нового с иным составом участников.

3.Правовое регулирование иностранных инвестиций и деятельности СП на территории Российской Федерации

Правовое регулирование[7] иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. В ФЗ о "Об иностранных инвестициях…" определены гарантии иностранным инвесторам, предусмотрены различные льготы для инвесторов, а также определены порядок регистрации СП, установлен набор документов необходимых для регистрации, другие вопросы государственной поддержки.

Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", который регулирует деятельность СП в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции, а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе" в ст.37 предусматривает, что при осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами Российской Федерации, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций в порядке, определяемом Верховным Советом Российской Федерации.

3. Свободные экономические зоны – как область развития СП.

СЭЗ создаются[8] с целью привлечения иностранного капитала, передовой  зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливается следующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам, до 50% установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации; понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечении границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом  для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Практика создания имеющихся и проекты будущих  СЭЗ  на  территории России  показывают,  что  в  зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

-комплексные зоны производственного характера;

-внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

-функциональные,  или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон  могут  быть  охарактеризованы  следующими  основными признаками. Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территориальных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

К комплексным  зонам может быть отнесена (по крайней мере,  по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ,  создаваемых в России,  в том числе - СЭЗ в Находке,  Калининградской области,  Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов,  сдачи в аренду помещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свободной торговли  "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"),  свободные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэропорта  "Внуково"),  "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта .

Отраслевые зоны (технологические парки,  технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные,  так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества,  внедрению результатов отечественной науки, а также  разработке наукоемких технологий,  новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

К отраслевым зонам научно-технического характера относится  СЭЗ  в Зеленограде,  которая  должна специализироваться в области микроэлектроники,  информатики и связи;  к зонам финансового ("оффшорного") характера может быть отнесена зона экономического благоприятствования в Ингушетии; к зонам туристическо-курортного типа - особая экономическая зона "Кавказские Минеральные Воды".

Создание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособления от центра при получении существенных таможенных, налоговых, финансовых льгот и привилегий. С помощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемы того или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техники и технологии.

Общей характерной[9] чертой различных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим  в той или иной стране. Конкретные льготы и преимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но по существу они, как правило, сходны.

К наиболее распространенным льготам и привилегиям действующим в СЭЗ, относятся;

1)полное освобождение от пошлин и других сборов ввозимых в зону машин и оборудования ,сырья и компонентов для организации производства;

2)освобождение инофирм от уплаты подоходного налога (на определенный срок),а также предоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальных прямых и косвенных налогов и сборов, которые обычно уплачиваются иностранными фирмами в данной стране;

3)предоставление льготных кредитов;

4)аренда помещений, транспорта по льготным тарифам

5)обеспечение для иностранных инвесторов упрощенного порядка вступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.

Характерной чертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы (в основном ограничение социальной защиты  трудящихся запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ, приостановление действий трудового законодательства в части фиксирования минимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня, освобождение предпринимателей от уплаты  взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режим обеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.

Благоприятный инвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых и доступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особых финансово-административных условий для инвесторов.

Правовое регулирование СЭЗ и основные характеристики и проблемы рассмотрим на примере СЭЗ «Находка» и ОЭЗ «Янтарь».

Основные характеристики

СЭЗ "Находка"

ОЭЗ  в Калининградской области

Этапы   создания   и  развития (по нормативным  документам)

Решение о создании - 14.07.90 г. (постановление ВС РСФСР)

Положение о СЭЗ - 23.11.90 г.

Положение о СЭЗ "Янтарь" - 25.09.91 г.

Фактическая отмена налоговых льгот для совместных предприятий в СЭЗ - Закон РФ "Об основах  налоговой системы", 1.01.92 г.

Дополнительные финансовые льготы зонам и гарантии иностранным инвесторам - указ Президента РФ от 4.06.92 г.

Новая редакция  Положения о СЭЗ - постановление   Правительства от 26.02.92 г.

Кредитные льготы  - постановление Правительства, август 92 г.

Подтверждение  таможенных льгот - указ Президента от 23.12.92г.

Упразднение таможенных льгот - Закон РФ "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г.  Фактическая отмена налоговых льгот - письмо ГНС

Дополнительные финансовые льготы (кредиты),  поручение о создании  свободных таможенных зон и  передача  местного аэродрома для  совместного  использования в военных  и  гражданских целях -  постановление  Правительства РФ от 8.09.94 г.

Восстановление и расширение налоговых льгот - указ Президента РФ от 7.12.93 г.

Дополнительные финансовые льготы (кредиты, субвенции)  - постановление Правительства РФ  от 25.05.94 г.   

Отмена налоговых льгот - Закон РФ  "О финансировании государственных расходов..." от 1.02.95 г.             

Отмена всех льгот, ранее предоставленных  участникам внешнеэкономической деятельности - Закон РФ от 24.02.95 г.

Отмена таможенных льгот  - указ Президента РФ от 6.03.95 г.

Льготы  для  компенсации потерь участникам ВЭД  - постановление Правительства РФ от 10.05.95 г.

Создание специализированной зоны  экспортного производства на территории  СЭЗ  "Находка" - указ Президента РФ   "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной  деятельности  в СЭЗ "Находка" от 11.03.96 г.

Восстановление таможенных,  финансовых и, в перспективе,  налоговых льгот -   Закон РФ  "Об особой экономической зоне в Калининградской области",  подписан Президентом РФ 22.01.96 г.

Территория

г. Находка и Партизанский район Приморского края,  площадь  ок. 4600 кв. Км

Калининградская область, площадь ок. 15000 кв. км

Специализация

Добыча и глубокая переработка местных  ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонт, машиностроение, электронная промышленность, международный туризм, отрасли агропромышленного комплекса,  в  перспективе - легкая промышленность.

Радиоэлектроника  и электронная промышленность,   судостроение, производство  оборудования  для пищевой  и  целлюлозно-бумажной промышленности,  глубокая пере работка рыбы  и других морепродуктов,   производство  товаров народного потребления,   международный туризм.

Преимущества региона для создания свободной экономической зоны

1. Выгодное экономико-географическое положение:  близость  от крупнейших центров АТР,  фактически  сложившаяся  "монополия" Находки  на  внешнюю   торговлю России со странами региона.

2. Развитая транспортная инфраструктура - крупные незамерзающие  порты,   оконечный   пункт Транссибирской магистрали.

3. Наличие  некоторого  промышленного потенциала города.

4. Хорошие климатические  условия для сельского хозяйства.

5. Опыт внешнеторговой деятельности.

1. Выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой.

2. Наличие незамерзающего  морского порта.

3. Уникальные   залежи   янтаря (до 90% мировых запасов).

4. Высококвалифицированная  рабочая сила,  высокая концентрация учебных заведений.

5. Наличие   машиностроительных производств  высоких технологий (в составе ВПК).

6. Наличие  предпосылок для создания  курортно-туристического комплекса международного значения (район Куршской косы).

7. Наличие   некоторого   опыта внешнеэкономической  деятельности (в качестве СЭЗ "Янтарь").

Недостатки региона для создания свободной экономической зоны

1. Недостаточная степень развития транспортно-дорожной инфраструктуры (необходимость реконструкции портов и железной дороги от Хабаровска до Находки).

2. Удаленность  от  центральных районов России,  высокие транспортные  издержки  на  доставку экспортных и импортных грузов.

3. Неразвитость  АПК  и  легкой промышленности.

4. Наличие в регионе уже действующих СЭЗ   (Китай,   Тайвань, Юж.Корея,  Гонконг,  Сингапур), привлекательных   для  потенциальных инвесторов.

5. В перспективе возможна  конкуренция   местным  портам   со стороны  модернизируемого порта Зарубино, предоставляющего  выход к морю, в том числе,  севеверо-восточным  провинциям  Китая.

1. Использование для военных нужд большей части  территории, высокая степень  милитаризованности промышленности.

3. Узкая специализация  на рыбной промышленности  (40% объема производства), большая доля ресурсоемких производств (переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность),  неразвитость АПК и легкой промышленности.

4. Изношенный  и технологически устаревший  парк  промышленного оборудования,  повышенная энергоемкость хозяйства.

5. Повышенная транспортоемкость хозяйства из-за зависимости области   от  удаленных  регионов России и стран СНГ по снабжению сырьем и комплектующими (до 90% ввоза)  и  по сбыту продукции (более 70% вывоза).

6. Неразвитость транспортно-дорожной, жилищной инфраструктуры.

7. Дефицит электроэнергии,  зависимость  от  Литвы   в  сфере энерго- (80%)  и газоснабжения (100%).

8. Наличие  сильных конкурентов местному порту  (страны Балтии, в перспективе -  новый российский порт в Финском заливе)  для обслуживания  экспортно-импортных потоков грузов.

4.Состояние и развитие СП в РФ

При анализе[10] сложившейся экономической ситуации и перспектив в сфере организации и становления СП представляются разумными рассмотрение и оценка деятельности СП как основной составляющей предприятий с иностранными инвестициями с точки зрения их развития на территории всей Российской Федерации в отдельных областях государства.

С 1991 г. на территории России было создано 13450 СП с участием фирм из более чем 60 стран. Это не много, т.к., например, в маленькой по сравнению с Россией Венгрии за то же создано более 17 тыс. СП, в Польше - 15 тыс. Основной причиной, сдерживавшей создание СП в нашей стране, является неконвертируемость рубля.

Объяснением этого может являться целый ряд причин: отсутствие сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, заинтересованность России в привлечении иностранного капитала, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления, успехи России в продвижении к экономике свободного рыночного хозяйства и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой. Принятие России в ведущие международные финансовые организации (такие как МВФ, МБ, ЕБРР) в какой-то степени повлияло на повышение доверия к России как к участнику международного сотрудничества и открыло ей доступ к новым источникам внешнего финансирования. Эти обстоятельства и делают российскую экономику привлекательной для иностранных инвесторов. Однако большинство иностранных предпринимателей, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом являются характерными: небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за СКВ.

 При общем сокращении производства в стране выпуск продукции на совместных предприятиях заметно увеличивается. По оценкам зарубежных специалистов, наиболее привлекательными районами для инвестирования в РФ считаются Москва и Санкт-Петербург, затем - Республика Карелия, Калининградская область, Самарская область и Краснодарский край, а также дальневосточные районы - Сахалин, Хабаровский край и Приморский край. Замыкают список Калмыкия, Дагестан и Тамбовская область.

В ряду иностранных партнеров по СП, которые осуществляют прямые инвестиции, ведущие позиции занимают США (около 14%), Германия (около 12%), затем Великобритания, Финляндия, Польша и Китай. Т.е. в процессе создания ПИИ в России лидируют промышленно развитые страны - те, которые имеют богатый опыт как в сфере инвестирования, так и в целом в области международного сотрудничества.

Активизируется процесс создания предприятий с иностранным капиталом из азиатских стран. Среди этих стран можно выделить группу лидирующих стран: Китай (14,3%), Япония (5,6%), Сингапур, Республика Корея, Индия и Австралия. Пока что слабо участвует в создании ПИИ в России капитал стран Латинской Америки и Африки. Это происходит в основном из-за дефицита накоплений в самих этих странах. Несмотря на это, хоть и в небольшом количестве, на российском рынке представлены СП Бразилии, Венесуэлы, Кубы и Колумбии.

Российская сторона должна понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Чтобы не рисковать своими капиталами и получать определенный доход от своей деятельности, они применяют в России минимально рисковую стратегию, сосредотачивая свои инвестиции на следующих направлениях:

-на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;

-на потребительских товарах и услугах, где инвестиции незначительны.

Именно поэтому большинство СП на территории России задействованы в сфере промышленности (около 37%). Это в первую очередь предприятия по добыче и первичной переработке нефти, газа и угля. Торговля и общественное питание составляют около 30% всех СП. Важными сферами деятельности СП являются также: деревообработка, производство товаров народного потребления, строительство, туризм, общественное питание и сфера бытового обслуживания. Крайне медленно создаются СП в машиностроении, металлообработке, металлургии, химии и нефтехимии.

Наибольшее количество экспортируемой продукции СП на территории Российской Федерации - продукция промышленного производства, 2/3 от нее составляет горючее (топливо). Значительные суммы экспорта приходятся на продукцию деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу и морепродукты. Следует отметить, что структура экспорта ПИИ отражает структуру экспорта России в целом. Экспорт РФ в целом носит сырьевой характер, поэтому нет особых оснований рассчитывать, что экспорт ПИИ будет принципиально иным.

Географический спектр экспортирования продукции российских СП достаточно широк. СП России экспортируют в Польшу, Германию, Финляндию, Великобританию, Канаду, Японию и Италию.

СП России импортируется продукция текстильной промышленности машиностроительной. 1/5 часть всего импорта (примерно 18,5%) СП по России поступает из США, а около 7% товаров импортируется из Германии. Здесь на одно из лидирующих мест выходят Китай и Южная Корея.

Вопрос занятости в СП также весьма важен и его следовало бы рассмотреть подробно. Занятость в СП на общем фоне роста безработицы только за последние два года увеличилась более чем в два раза, причем основная часть их персонала - российские граждане. Специалистов, особенно молодых, привлекает возможность получения новых навыков, более развитая культура производства, денежное поощрение труда и поездки за рубеж. Подобные факторы достаточно трудно измерить количественно, но они весьма важны с качественной стороны. Создание СП и привлечение иностранных инвестиций позволяют пережить трудные времена и обрести новую гражданскую специализацию ряду крупных оборонных заводов.

 

Заключение

Проанализировав указанные выше цифры, можно прийти к выводу, что за последние годы  число предприятий с иностранными инвестициями значительно возросло. Однако темп их роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения далеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своим емким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основных объектов приложения иностранного капитала в мире.

Притоку иностранного капитала в Россию препятствуют:

-слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;

-несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

-затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

-сравнительно высокие налоги и незначительные инвестиционные льготы;

-недостаточное страхование от политического и экономического риска.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что существующий в России механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан все еще недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране, дальнейшее совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание СП) могут существенно стимулировать приток этого капитала.

5.Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ.

2. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.

3. Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

4. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе".

5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

6.Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N5221-I.

7. Федеральный закон от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".

8. Постановление ВС РСФСР от 24 октября 1990 г. "О создании в Приморском крае в районе г. Находка свободной экономической зоны".

9.Указ Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 345 "О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной экономической зоне "Находка".

10. Указ Президента РФ от 18 июня 1994 г. N 1257 "Об урегулировании вопросов создания и функционирования свободных таможенных зон в Российской Федерации".

11.Бочаров В.В. Инвестиции – “Питер”, 2003г.

12. Иванов Г. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования – “Феникс”, 2002г.

13. Мыльник В. Инвестиционный менеджмент. Учебное пособие – “Академический проект”, 2002г.

14. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы.  - Вопросы экономики, 1997, N 12.

15. Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны. М. «Законодательство»-2000г.

16. Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации/ М., «Норма», 2001г.

17. Н.М.Голованов. Гражданское право/Учебник/ СПб, «Питер», 2003г.

18. Сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (http://www.economy.gov.ru)

19. Сайт Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономического развития и торговли РФ (http://www.fipc.ru).

20. Журнал «Эксперт» - №47(493), 2005г.


[1] Журнал «Эксперт» - №47(493) ,2005г стр.12

[2] Иванов Г. Инвестиции: сущность, виды, механизмы функционирования – “Феникс”, 2002 -С.18

[3]  Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации/ М., «Норма», 2001г.-С.34

[4] Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации/ М., «Норма», 2001г.- С.36

[5] Н.М.Голованов. Гражданское право/Учебник/ СПб, «Питер», 2003г.- С.75

[6] Н.М.Голованов. Гражданское право/Учебник/ СПб, «Питер», 2003г.-С.80

[7] Ковешников М.Е. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации/ М., «Норма», 2001г.- С.42

[8] Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны. М. «Законодательство»-2000г.-С.49

[9] Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы.  - Вопросы экономики, 1997, N 12.

[10] Сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (http://www.economy.gov.ru)