Содержание        

Введение. 3

1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации. 4

2. Развитие избирательного права в России. 12

3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ.. 17

4. Гарантии избирательных прав граждан РФ.. 28

Заключение. 32

Список литературы.. 34

Введение

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и предпринимательской деятельности путем назначения. Однако и назначения по на высший пост в органах исполнительной власти и судебной власти осуществляется выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве на Федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания - государственная Дума и глава государства – Президент РФ. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных срывов, а может и правовых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

 Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные выборы, которые являли собой сплошной фарс.

 Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводятся на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа на основе которых может быть создана демократическая власть. Политические партии как раз способствуют формированию такого большинства.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который иногда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с избирательным правом и избирательной системой в Российской Федерации.

Задачи работы:

-    Определить сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации

-    Рассмотреть развитие избирательного права в России

-    Охарактеризовать основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ

-    Определить гарантии избирательных прав граждан РФ.

1. Сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации

Избирательное право демократически развитых государств как правовая категория – это институт конституционного права, представляющий собой систему правовых норм, сформулированных и содержащихся в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках права), регулирующих общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливающих их права и обязанности в сфере осуществления народовластия -–выборов в органы государственной власти и выборные органы государственного самоуправления.

Современное избирательное право должно соответствовать определенным международно-правовым стандартам, выработанным, в основном, после второй мировой войны, когда интенсивно начался процесс переосмысления политических и гражданских прав и свобод человека. Эти права стали предметом пристального внимания международных организаций и вскоре приобрели характер не только внутреннего дела отдельных государств, но и межгосударственное значение.

Важнейшие из них получили закрепление в международных правовых актах. Например, всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, гласит: «Воля народа должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного или же посредством других форм, обеспечивающих свободу голосования».

С ней перекликается международный пакт о гражданских и политических правах, понятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году, провозгласивший для каждого гражданина право «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей».[1]

Содержание избирательного права – это облаченные в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических партий, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной компании.

На основе опыта развития представительской демократии и международных документов, в нормативных правовых актах закрепили ряд принципов избирательного права, составляющих его содержание.

К ним относятся:

-  всеобщее, равное и прямое избирательное право;

-  периодичность выборов;

-  свободное волеизъявление избирателей при тайном голосовании;

-  гласность и открытость выборов;

-  независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение избирательных компаний, от органов государственной власти;

-  предоставление равных возможностей кандидатам для предвыборной агитации;

-  состязательность претендентов;

-  возможность обжалования действий и решений участников, а так же результатов выборов в суд.

Содержанием избирательного права являются также положения, регламентирующие этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательских действий и принятие компетентными органами решений:

-  по регистрации или учету избирателей;

-  составлению списков избирателей;

-  образованию избирательных округов;

-  выдвижению и регистрации кандидатов;

-  предвыборной агитации;

-  проведению голосования и подведению его итогов.

Наконец, содержание избирательного права составляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов.[2]

Общественные отношения, в связи с выборами, возникают, изменяются и прекращаются при наступлении юридических фактов, то есть, определенных обстоятельств, ситуаций, событий, условий и временных периодов, с которыми законодательство связывает эти отношения.

Признание тех или иных обстоятельств или условий юридическими фактами осуществляется органами государства или иными правомочными органами в зависимости от условий выборов, а так же этапов выборов и избирательных процедур.

Избирательное право принято так же рассматривать как гарантированное государством право граждан участвовать в выборах. Различают активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право – прямое или косвенное право граждан обладать, при достижении установленного законом возраста, решающим голосом в избрании органов государственной власти (депутатов Государственной Думы, главу государства), органов местного самоуправления, или принимать участие в отзыве членов и руководителей выборных органов. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах или во время компании по отзыву избранного лица.

Пассивное избирательное право - это право граждан быть избранным в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. В отличие от активного избирательного права, оно реализуется, прежде всего, самим кандидатом при поддержке гораздо меньшего числа граждан, но и по более сложной процедуре, и может заканчиваться избранием кандидата. Для этого требуется провести в определенной законом последовательности целый ряд действий, как самим гражданином, так и другими участниками избирательного процесса, начиная с выдвижения и регистрации гражданина в качестве кандидата, до проведения предвыборной агитации, подсчета голосов и установления результатов выборов.

Реализация гражданином пассивного права зависит не только и не столько от данного лица, сколько от волеизъявления других субъектов избирательной компании.

Избрание выдвинутого в качестве кандидата гражданина возможно только при непосредственной и достаточной поддержке его со стороны политических партий и избирателей на различных этапах избирательной компании, в том числе необходимо, чтобы за него проголосовало не менее установленного в законе числа избирателей.

Свои субъективные права граждане приобретают при достижении определенного возраста. При этом законодательными актами могут устанавливаться различные основания для приобретения активного и пассивного избирательного права.

Однако при достижении совершеннолетия, автоматически вовсе не следует, что у гражданина одновременно появляется и пассивное избирательное право. Для его приобретения устанавливаются дополнительные возрастные цензы в зависимости от характеров выборов.

Смысл возрастного ценза в том, чтобы предоставить возможность управлять страной гражданам, обладающим житейским навыком, широким кругозором и достаточными знаниями об окружающей действительности, способным на основе своего собственного накопленного опыта принимать адекватные складывающейся обстановке решения.

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления, принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Главное в выборах то, что они являются формой осуществления гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенным признаком выборов является прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осуществления принадлежащей народу власти.

Этому в полной мере соответствует правило, согласно которому право на участие в правлении государством, прежде всего активное и пассивное избирательское право, предоставляется гражданам конкретного государства, то есть лицам, обладающим гражданством. Избирательное право – право не просто человека, а гражданина.

Выборы государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[3]

Актом, устанавливающим порядок формирования органов государственной власти страны, является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», принятый в 1994 году. Этим актом определены основные гарантии избирательных прав граждан при выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, других федеральных органов государственной власти, которые предусмотрены Конституцией России и избираются непосредственно гражданами в соответствии с Федеральными законами.

Гарантии, установленные данным актом действуют и при выборах в органы государственной власти и субъектов РФ, а так же в органы местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации могут так же устанавливать и дополнительные гарантии избирательных прав граждан. Закон четко определяет широкий спектр гарантий избирательных прав на всех стадиях избирательных компаний.

Порядок избрания Президента РФ регулируется Федеральным Законом РФ «О выборах Президента РФ», принятым в 1995 году. Ранее избрание первого президента Росси проводилось на основе Конституции РСФСР «О выборах президента РСФСР», принятого в 1991 году.

В новом законе о выборах подробно и точно урегулированы вопросы, связанные с организацией выборов Президента РФ, статусом избирательных объединений, которым принадлежит важная роль в процессе выдвижения кандидатов на ложность Президента, с выдвижением кандидатов н должность Президента РФ, со статусом кандидатов, с предвыборной агитацией, финансированием выборов, голосованием и определением результатов выборов, вступлением в должность Президента, с ответственностью за нарушение избирательных прав граждан.

Выборы Президента РФ проводятся по единому Федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию России.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на основании Федерального Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», принятого в 1995 году.

Этот акт подробно урегулировал вопросы, связанные с избирательными органами и избирательными участками, списками избирательными комиссиями, избирательными объединениями, выдвижением и регистрацией кандидатов в депутаты, статусом кандидатов в депутаты, предвыборной агитацией, финансированием выборов, голосованием и определением результатов голосования, замещением вакантных мандатов депутатов, ответственных за нарушение избирательных прав граждан, методикой пропорционального распределения депутатских мандатов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, 225 депутатов избираются на основе можуритарной системы по одномандатным (один округ – один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением образуемых субъектами РФ избирательных округов, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Единая норма устанавливается путем деления общего числа избирателей в России на 225 одномандатных избирательных округов. Еще 225 избирателей избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному округу.

Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Участие гражданина РФ в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать давление на гражданина РФ с целью принудить его к участию или не участию в выборах, а так же на его свободное волеизъявление.

Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательских прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны содействие гражданину РФ в реализации избирательских прав, установленных настоящим Федеральным Законом.

Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, настоящим Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и иными Федеральными Законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти, субъектов РФ - быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин РФ может избирать и быть избранным, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом не дееспособными или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.[4]

5 сентября 1997 года Государственной Думой Российской Федерации был принят закон «Об основных гарантиях избирательских прав и право на участие в референдуме граждан РФ». Этот Федеративный Закон определяет основные гарантии реализации гражданами РФ конститутационного права на участие в референдуме РФ, референдуме субъектов РФ, местного референдума, а так же право избирать и быть избранным в Федеративные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, иные Федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, предусмотренные Конституцией РФ, Конституциями, уставами субъектов РФ, избираемые непосредственно гражданами, а так же в органы местного самоуправления.

Настоящий Федеративный Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Иными нормативными актами РФ и субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательских прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным Законом.

Демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а так же референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного прав и права на участие в референдуме.[5]

2. Развитие избирательного права в России

В Российской империи выборные демократические институты возникли в начале ХХ века в связи с относительно бурным развитием в тот период новых капиталистических общественных отношений, дальнейшим структурированием общества и ростом объективной потребности в расширении участия российских подданных в управлении государством. В этих условиях царем было учреждено парламентское учреждение с ограниченным представительством и урезанными законодательными полномочиями – Государственная Дума.

6 августа 1905 года были опубликованы «Манифест об учреждении Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Затем, с учетом особенностей общественно-политического развития было принято новое «Положение о выборах в Государственную Думу» 3 июня 1907 года с разъяснениями Правительствующего Сената и Министерства внутренних дел. Указанные акты послужили основой для выборов Государственной Думы четырех созывов (в 1906 году, дважды в 1907 году а так же в 1912 году).

Сословная обособленность, многостепенность выборов, устранение от выборов громадного числа трудового населения страны в связи с существованием различных цензов (оседлости, имущественного и других) – таковы основные черты этих актов.

Избрание членов Государственной Думы по губерням и областям производилось губернскими избирательными собраниями, состоящими из выборщиков, избираемых на съездах, землевладельцев, городских избирателей или крестьян. В выборах получили права участвовать лица, обладающие определенным имущественным цензом, а именно:

-  собственники недвижимого имущества; лица, уплачивающие промысловый налог (торговцы, фабриканты); получающие пенсию или жалование по службе; снимающие отдельную квартиру; крестьяне – домохозяева; рабочие и служащие тех фабрик и заводов, где было не менее 50-ти рабочих.

В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25-ти лет, лица, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, бродячие инородцы, малоимущие лица и другие категории населения.

Для рабочих была установлена система трех степенных выборов.

Первый этап – выборы уполномоченных (по одному от предприятия, а если на предприятии работало свыше 1000 человек, то по одному на каждую полную тысячу).

На втором этапе уполномоченные избирали на съезде выборщиков, которые на третьем этапе в составе губернского избирательного собрания выбирали членов Государственной Думы.

Крестьяне-домохозяева участвовали в четырех степенных выборах: сначала они избирали членов волостного схода, затем на волостном сходе избирались двое уполномоченных, которые в свою очередь на съезде избирали выборщиков, выборщики входили в состав губернского избирательного собрания, которое и избирало членов Государственной Думы.

Организацию и контроль за проведением выборов осуществляет местная администрация, непосредственно привлекая органы полиции. Общая организация и контроль за проведением выборов были возложены на структурно входящий в Министерство внутренних дел отдел Особого делопроизводства департамента полиции.

Первая Конституция РСФСР 1918 года заложила основы избирательной системы для начального этапа советского периода истории России. Она прежде всего запретила классовый подход к формированию органов власти и управления, декларировала выборность всех органов снизу доверху. Высшими органами власти и общего управления стали Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком.

Правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане, достигшие ко дню выборов 18 – летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности и оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда. Избирательными правами были наделены также военнослужащие Советской Армии и Флота, а также, проживающие на территории России иностранцы из рабочих или крестьян.

Этих прав лишались лица, прибегающие к наемному труду, лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов, служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома. Не обладали избирательными правами душевнобольные и состоящие под опекой умалишенные лица, а также осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом.

Конституция СССР 1936 года существенно изменила как систему органов государственной власти, так и избирательную систему. Советы депутатов трудящихся составили единую систему представительных органов государственной власти.

 Внешним органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч человек населения. Совет национальностей избирался гражданами союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по норме: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа. Местными органами государственной власти стали Советы депутатов трудящихся.

Все советы являлись выборными органами. Выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На основании Конституции Президиум ЦИК СССР принял постановление о прекращении производства дел о лишении избирательных прав граждан СССР по мотивам социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

В 1988 году в рамках проводимых в СССР и союзных республик реформ в области государственного строительства в очередную Конституцию СССР, которая была в 1977 году, вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми высшим органом государственной власти становиться съезд народных депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов, избираемых в равных долях от территориально-избирательных округов, национально- территориальных избирательных округов и от общесоюзных общественных организаций. Верховный Совет РФ становится постоянно действующим законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти СССР, избираемым Съездом Народных депутатов СССР из числа народных депутатов ССР.

Реформы затронули и избирательную систему: в новой редакции Конституции говорилось, что выборы народных депутатов проводятся по одномандатным и многомандатным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (но это не касалось порядка избрания народных депутатов от общественных организаций).

Характеризуя советский этап избирательного права и применяемые в это время избирательные системы, следует отметить, что принципы избирательного права и построения избирательных систем закреплялись в советских Конституциях, находили дальнейшее развитие и регламентацию в законах и иных нормативных правовых актах. Но избирательные компании во многом носили чрезмерно заорганизованный и формальный характер, выборы, как правило, проводились на безальтернативной основе и их результаты, поэтому были предрешены.[6]

Современный этап развития избирательного права и избирательной системы РФ берет свое начало с конца 1993 года. Указом Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 года было прервано осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, исходя из принципиальных положений существовавшего к тому времени проекту Конституции РФ, были утверждены положения о федеральных органах власти, Положение о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положение о выборах Федерального Собрания РФ.

После проведения первых выборов в Федеральное Собрание РФ и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции РФ (декабрь 1993 года), продолжалось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов РФ были приняты пакеты законодательственных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.

В настоящее время основными источниками современного избирательного права являются:

1.                     Конституция РФ;

2.                     Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 25 сентября 1994 г.;

3.                     ФЗ «О выборах Президента РФ» от 17 мая 1995 г.;

4.                     ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 21 июня 1995 г.;

5.                     ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995г.;

6.                     ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г.;

7.                     Конституции, уставы, законодательные и иные нормативно-правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ о выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а так же о выборах в органы местного самоуправления;

8.                     Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, связанным с выборами в органы местного самоуправления.[7]

3. Основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ

Рассмотрим основные этапы избирательного процесса на примере федеральных выборов.

1.                     Процедура или этап назначения выборов. В соответствии с Конституцией РФ, выборы Президента РФ назначает Совет Федераций Федерального собрания РФ.

По Федеральному закону о выборах президента, днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня избрания Президента. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4-х месяцев.

Согласно ст. 84 Конституции РФ, выборы депутатов Государственной Думы первого созыва назначает Президент РФ. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

В случае, если Совет Федерации не назначит выборов Президента в установленный срок или Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочие Президента или депутатов Государственной Думы.

2.                     Образование избирательных округов или избирательных участков.

Выборы Президента РФ проводятся по единому избирательному федеральному округу, включающему в себя всю территорию России.

Для проведения выборов депутатов Государственной Думы, на всей территории РФ образуются 225 одномандатных избирательных округов, которые должны отвечать следующим требованиям:

-  равенство числа избирателей в избирательных округах в пределах одного субъекта РФ с допустимым взаимным отклонением не более 10% , а в трудно доступных и отдаленных районах – не более 15%;

-  должны образовывать единую территорию.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, глава местной администрации образует на позднее, чем за 60 дней до выборов, по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией, избирательные участки.

Участки образуются с соблюдением следующих требований:

-  не более 3000 тысяч избирателей на каждом избирательном участке;

-  учет границ административно – территориального деления в субъекте РФ;

-  недопустимость пересечения границ избирательных участков.

3.                     Формирование избирательных комиссий .

Подготовку и проведение выборов на федеральном уровне обеспечивают:

-  центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

-  избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;;

-  окружные избирательные комиссии;

-  территориальные избирательные комиссии;

-  участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формируется в соответствии с ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Срок полномочий комиссии – 4 года. Она состоит из 15 членов. Члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или учетную степень в области права.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства.

Избирательные комиссии субъекта Российской Федерации состоит из 10 – 14 человек. Избирательная комиссия субъекта РФ является юридическим лицом и действует на постоянной основе.

 Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, не позднее, чем за 92 дня до выборов Президента РФ в количестве 8 – 14 человек.

Территориальные избирательные комиссии формируются на позднее, чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 – 9 человек. Состав этих комиссий назначается выборными органами местного самоуправления.

Участковые избирательные комиссии формируются выборными органами местного самоуправления не позднее, чем за 44 дня до дня выборов в количестве 5 – 10 человек.

Каждое звено избирательных комиссий действует в соответствии с полномочиями, возложенными на него законодательными актами. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий Центральной избирательной комиссии РФ.

Срок полномочий территориальных и участковых избирательных комиссий истекает после официального опубликования общих результатов выборов, либо в иной срок, установленный законом.

4.                     Составление списков избирателей .

Список избирателей составляет участковая избирательная комиссия на основании данных, представленных по установленной форме главой местной администрации.

Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и на 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Данные об избирателях он направляет в избирательную комиссию не позднее, чем за 40 дней до выборов.

В список избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в списки избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории данного избирательного участка.

5.                     Выдвижение и регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов на должность Президента РФ может производиться избирательными объединениями или блоками, а так же непосредственно избирателями.

Выдвижение кандидата производится на съезде избирательного объединения. Избирательное объединение или блок вправе выдвинуть только одного кандидата, в том числе и лицо, не являющееся членом избирательного блока или объединения.

При выборах депутатов Государственной Думы, выдвижение депутатов в одномандатных избирательных округах может проводиться избирательными объединениями. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит, кроме того, каждому гражданину РФ. Избиратели по месту работы, жительства, службы и учебы вправе так же выдвинуть кандидата.

Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотировки на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается федеральным избирательным объединением на съезде данного объединения. Общее число кандидатов по каждому федеральному списку не должно превышать 270 человек.

Инициаторы выдвижения кандидатов на должность Президента РФ или в депутаты Государственной Думы обязаны собрать в их поддержку не менее 1миллиона подписей . На выборах депутатов Государственной Думы в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей от общего числа избирателей данного избирательного округа.

Регистрация кандидатов на должность Президента РФ производится Центральной избирательной комиссией РФ. При выборах депутатов государственной Думы Комиссия регистрирует так же списки кандидатов избирательных объединений и блоков. Окружные избирательные комиссии производят регистрацию кандидатов в депутаты Государственной Думы, выдвинутых в одномандатных избирательных округах.

6.                     Предвыборная агитация.

Согласно федеральному законодательству, граждане РФ, кандидаты на должность Президента РФ, кандидаты в депутаты Государственной Думы, избирательные объединения и блоки, инициативные группы избирателей вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию. Предвыборная агитация может осуществляться через средств массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения печатных агитационных материалов.

К содержанию предвыборной агитации предъявляются определенные требования. Агитационные предвыборные материалы и выступления не должны содержать призывы к насильственному изменению конститутационного строя и нарушению целостности России. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений или материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органом местного самоуправления, а так же их должностным лицам и при исполнении ими служебных обязанностей, воинским частям, военным учреждениям и организациям, благотворительным организациям и религиозным объединениям, членам избирательных комиссий.

7. Голосование и определение результатов выборов.

При выборах Президента РФ, избранным читается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы несостоявшимися, если в них приняло участие меньше половины внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень были включены двое кандидатов и ни из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за этого кандидата больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

Во время выборов депутатов Государственной Думы результаты выборов в одномандатных избирательных округах определяются окружными избирательными комиссиями. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей принявших участие в голосовании. Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей (этот же критерий использует и Центральная избирательная комиссия РФ при признании выборов несостоявшимися по федеральному избирательному округу).

При определении результатов выборов по федеральному избирательному округу избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили менее 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из распределения депутатских мандатов исключаются. Остальные получают мандаты пропорционально полученным голосам, число которых определяется по специальной методике: Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Эта сумма голосов делится на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу.

Полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым избирательным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть, полученная в результате деления, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный список.

Формирование избирательного законодательства и избирательной системы в Российской Федерации в настоящее время еще не завершено. Предстоит устранить многие пробелы и противоречия федерального и регионального избирательного законодательства, повысить статус избирательной системы и ввести некоторые нормы и гарантии избирательных прав российских граждан в поле конституционно-правового регулирования.

Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформированы в международно-правовых актах, Конституции и законах Российской Федерации.

Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов; возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта норма не является конституционно установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающий возраст для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за её пределами.

Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличии от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В тоже время для многих избирательных компаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которые в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от анг. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избирательного органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов;. в субъектах Федерации эта норма часто ниже).

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законам и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) - 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законам минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администрации субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента РФ от 30 мая 1997г.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.[8]

 Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранным граждане, призванные судом недееспособным, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.

 Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

 Российским федеральным законом не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее возможность досрочного лишения полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических странах (США, Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости депутатов.

 Главное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане. Удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.

 Принцип равенства имеет значение как, для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, представлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек – один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес» т.е. одинаково влиять на результат выборов. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составление избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

 Конституционный Суд Российской Федерации рассматривал запрос о проверке конституционности одной из статей Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики». Запрос был вызван тем, что выборы в Государственный Совет (законодательный орган) сначала проводились при условии, что избранным считался кандидат, получивший 25 процентов голосов избирателей. Но когда таким путём удалось сформировать только часть Государственного Совета, то эта часть удалила из Закона требование о 25 процентах, и на повторных выборах оставшаяся часть депутатов была избрана значительно меньшим числом избирателей. Конституционный Суд в своем постановлении отметил, что изменение правил подсчета голосов при повторном голосовании в процессе уже начатых выборов нарушает принцип равного избирательного права, и что такое нарушение может поставить под сомнение легитимность решений законодательного органа.

 Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам, без каких либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые в свою очередь избирают какого либо депутата или должностное лицо. Так в США через каждые четыре года граждане избирают выборщиков в количестве 438 человек, и эти выборщики избирают Президента США. Косвенные или многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в больше степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений, исключая возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.

 Тайное голосование – обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного депутата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто на вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя.

В Российской Федерации в отличие, например, от США не применяются машины для голосования, а голосование проводиться с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускаются присутствие иных лиц.[9]

4. Гарантии избирательных прав граждан РФ

 19 сентября 1997 года был принят Федеральный Закон РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме РФ» включающий общие для Федерации и её субъектов требования к порядку организации выборов составляющие основные гарантии избирательных прав граждан.

Настоящий закон определяет основные гарантии реализации гражданами РФ конституционного права на участие в референдуме РФ, референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями, уставами субъектов РФ и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.

 Основные гарантии избирательности прав и права на участие в референдуме граждан РФ определяется вышеуказанным законом, и могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующий закон.

 Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

 Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать содействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободные волеизъявления.

 Если гражданин РФ проживает за пределами территории РФ, он также обладает всей полнотой избирательности прав.

 Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

 Не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

 Избиратели участвуют в выборах РФ на равных основаниях. Голосование на выборах в РФ является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлениями избирателя.

 В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

 В международно-правовых актах и документах сформулированы требования, выполнение которых является обязательным условием для того, чтобы выборы признавались легитимными. Таковыми являются требования, чтобы выборы были свободными, справедливыми и подлинными.

 Свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и с соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен ровный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т.д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострениями политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий.

 Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. Несовместимо с проведением свободных выборов официально объявленное чрезвычайное положение. В конечном счете выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной формой.

 Законодательно закреплено также, сто демократические свободные выборы в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

 Справедливый характер выборов вырастает прежде всего из демократического избирательного права, в котором прочно гарантированы всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Активное избирательное право должно предоставляться гражданам, достигшим минимального возраста, и не ограничивается условиями владения собственностью, чрезмерными требованиями проживания в стране или конкретной местности, языковыми требованиями и другими цензами, способными отстранить граждан от участия в выборах.

 Для обеспечения справедливости выборов необходимо эффективная защита выборов – как в ходе их проведения, так и при подсчете голосов – от мошенничества и злоупотребления. В частности должно быть обеспечено присутствие наблюдателей и равный доступ к средствам массовой информации для всех кандидатов и партий, участвующих в выборах.

 Подлинные выборы также предполагают реализацию гражданами совокупных демократических избирательных и других прав. Такие выборы заранее направлены на то, что как отдельные посты, так и власть в целом будут определены на основе воли большинства избирателей. Любое меньшинство должно проявить готовность к тому, чтобы признать невыгодные для себя результаты выборов, если они были свободными, справедливыми и законными.

 Подлинные выборы, кроме того, обеспечивают избирателям реальный выбор, т.е. на основе политического плюрализма. В связи с этим в большинстве законов РФ и её субъектов закреплено обязательная альтернативность выборов, т.е. наличие в избирательном бюллетене фамилии не одного, а более двух кандидатов. Чтобы стать подлинными выборы должны проводиться в условиях информированности населения в отношении кандидатов и их программ, а также в отношении того, «кто, когда, где и каким образом» будет осуществлять регистрацию и проводить голосование.

 Международно-правовые акты и документы, регулирующие проведение выборов носит самый общий характер, они универсальны и потому абсолютно и во всем подходят для любого демократического государства. Эти стандарты служат важной гарантией избирательности прав граждан в каждой стране, считающей себя частью мирового сообщества.[10]

 

Заключение

Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были решены:

-    Определена сущность и содержание избирательного права в Российской Федерации

-    Рассмотрено развитие избирательного права в России

-    Охарактеризованы основные этапы и принципы современного избирательного процесса в РФ

-    Определены гарантии избирательных прав граждан РФ.

Оценивая политическую ситуацию в стране в данный период времени, следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российской Федерации как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуется, а иногда и грубо нарушаются.

 Так, например, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её народ на деле все больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшими непосредственными выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать волю народа, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей. Достаточно сказать что при проведении выборов в Государственную Думу РФ, состоявшиеся в 1993 г., требовалось участие в них только 25% зарегистрированных избирателей, чтобы признать выборы состоявшимися.

 Фактически не реализуется в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также и президентской власти, стоящей под всеми другими властями.

 Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

 Все это говорит о том, что столкновение в России помимо демократического государства потребует еще немного времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут быть в полной мере реализованы.

Список литературы

1.                     Авдотьев А. Д. Хрестоматия по конституционному праву России - М.: Юристъ, 2003.

2.                     Игнатов О. А. Избирательное право в вопросах и ответах. - М.Н\: ИНФРА-М, 2004.

3.                     Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации./Под ред. А. В. Иванченко. - М.: Логос, 2003.

4.                     Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004.

5.                     Коваленко А. И. Конституционное право РФ. – М.: БЕК, 2003.

6.                     Конституция РФ. – М.: Юристъ, 2004.

7.                     Новиков Ю.А. Избирательная система России. - М.: ОМЕГА-Л, 2004.

8.                     Постников А.Е. Избирательное право России. - М.: Дело, 2004.

9.                     Шелютто Н.В. Избирательные процедуры и права граждан.- М.: Сфера, 2003.

10.                Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – Спб.: Нева, 2003.


[1] Коваленко А. И. Конституционное право РФ. – М.: БЕК, 2003. – С. 184

[2] Игнатов О. А. Избирательное право в вопросах и ответах. - М.Н\: ИНФРА-М, 2004. – С. 51

[3] Конституция РФ. – М.: Юристъ, 2004.

[4] Постников А.Е. Избирательное право России. - М.: Дело, 2004. – С. 130

[5] Шелютто Н.В. Избирательные процедуры и права граждан.- М.: Сфера, 2003. – С. 147

[6] Князев С.Д. Очерки теории российского избирательного права. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2004. – С. 141

[7] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации./Под ред. А. В. Иванченко. - М.: Логос, 2003. – С. 126

[8] Авдотьев А. Д. Хрестоматия по конституционному праву России - М.: Юристъ, 2003. – С. 261

[9] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – Спб.: Нева, 2003. – С. 209

[10] Новиков Ю.А. Избирательная система России. - М.: ОМЕГА-Л, 2004. – С. 225