Содержание          

5. Информационная база прогнозных исследований. 3

15. Определение макроэкономического планирования, его объект, цели и задачи  5

25. Зарубежный опыт планирования на примере Франции. 8

Задача. 11

Список использованной литературы.. 13

5. Информационная база прогнозных исследований.

Прогнозирование и планирование явно или неявно основывается на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных, или первичной и вторичной информации.

Первичные данные  получают в результате исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований.

Вторичные данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, - это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

Кабинетные исследования являются наиболее доступным и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования. Для небольших организаций – это основной метод получения информации.

Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах. Внутренними источниками могут быть отчеты руководителей на заседаниях и собраниях коллегиальных органов управления, сообщения персонала, обзоры жалоб, протоколы различных заседаний, деловая переписка.

Вторичная информация из внешней среды обширна,  как правило,  рассеяна во множестве источников, которые полностью не возможно перечислить.

Следует использовать следующие источники: статистические ежегодники, данные переписи населения; каталоги, проспекты игодовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения.

В России функционирует ряд компьютерных  информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разной информации. Активно развивается процесс распространения электронной информации.

Основная тематика электронных баз данных – это финансово-экономическая статистика, информация о государственных бюджетах, фирмах, отраслях, странах, регионах, коммерческих предложениях, ценных бумагах.

Главные достоинства использования вторичных данных – это быстрота получения, дешевизна, легкость  использования, а также повышение эффективности сбора первичных данных. Недостатки – это возможная несогласованность единиц измерения, использование различных определений  и систем классификаций, разная степень новизны, трудность оценки достоверности.

Внешнюю информацию можно  подразделить на официально опубликованную, доступную для всех, и так называемую синдикативную информацию. Это первичная информация, которую специальные информационно-консультационные организации собирают, обрабатывают, а затем продают своим подписчикам.

Важным достоинством синдикативных данных является их невысокая стоимость, так как она разделяется между подписчиками. Синдикативные данные основаны на отработанной системе сбора информации, поэтому им присуще высокое качество.

Синдикативные данные собирают обычно в нескольких направлениях:

-  Оценки отношений потребителей и общественного мнения. Например, как изменяется система общественных ценностей и как это влияет на выбор потребителей.

-  Определение рыночных сегментов. Получают информацию о потребителях, определяющих структуру рынков потребительских товаров, рынков продукции производственно-технического назначения.

-  Отслеживание рыночных тенденций.  Ведется отслеживание динамики показателей объема продажи рыночной доли как для розничной торговли, так и для отдельных домашних хозяйств.

15. Определение макроэкономического планирования, его объект, цели и задачи

В каждой стране  велико значение государства как мощной организации, которая сплачивает разрозненные силы, противоречивые интересы, вырабатывает и во многом осуществляет стратегию развития общества. Игнорирование  этого  всеобщего критерия обычно сопровождается большими потерями:  сбоями в экономике, разбалансированностью хозяйства, нарушением макроэкономических пропорций и микроэкономических связей, расстройством финансов, системной нестабильностью.

Влияние государства особенно велико в разработке и осуществлении программы реформ, охватывающей определенные этапы и относительно длительный период времени. Такая программа в наших российских условиях тем более важна, что вне зависимости от субъективных желаний экономика не в состоянии моментально перейти на рельсы рыночного хозяйствования. Нерыночная структура народного хозяйства России требует ряда лет, чтобы осуществить необходимые для этого сдвиги, а кроме того, создать соответствующую рыночную инфраструктуру.

В условиях осуществления рыночных преобразований в России меняются и функции органов централизованного управления (представленных министерствами экономики, финансов, труда и социального развития, министерствами и ведомствами отраслевой направленности) в сфере планово-прогнозной деятельности. Они должны сосредоточить свою деятельность:

Во-первых, на определении среднесрочных и долгосрочных перспектив экономического, социального и научно-технического развития страны, а также отраслей народного хозяйства;

Во-вторых, на формировании и организации выполнения общегосударственных программ на основе широкого использования программно-целевых и индикативных  методов планирования, имея в виду, что управление экономикой в условиях перехода к рынку должно представлять собой синтез макроэкономического планирования и прогнозирования, определения целей и приоритетов социально-экономической политики в неразрывном единстве с формированием всей системы экономических регуляторов и созданием экономической среды для успешного функционирования общероссийского рынка.

Макроэкономическое планирование – научное предвидение развития и результатов функционирования общественного воспроизводства, основанное на установлении его закономерностей, тенденций социального  научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно-следственных связей в народном хозяйстве.

Социально-экономическая сторона планирования основана на познании экономических законов, на отражении экономической политики государства и выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т.е. объект планирования.

Методологическая сторона планирования отражает  совокупность принципов и методов  планирования, т.е. инструментарий познания и активного воздействия на социально-экономические процессы.

Организационная сторона планирования отражает структуру плановых органов и технологию разработки планов, т.е. субъект планирования.

Основные задача:

-                    определение общественных потребностей;

-                    выявление возможных для их удовлетворения материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-                    обоснование наиболее рациональных  направлений использования ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями;

-                    обеспечение сбалансированности развития между отдельными сферами народного хозяйства, отраслями и видами производства, между экономическими районами страны;

-                    повышение эффективности использования всех видов ресурсов.

Основными принцами макроэкономического планирования являются: 

-  изучение социально-экономических процессов в государстве, определение конкретных объектов государственного влияния и выбор путей и средств этого влияния; 

- информирование субъектов рыночных отношений о перспективах и прогнозах социально-экономического развития государства (региона); 

- применение экономических регуляторов и нормативов, обязательных для всех субъектов рыночных отношений; 

- реализация прямого влияния на хозяйствующие субъекты через средства государственного бюджета. 

Планы и прогнозы на общегосударственном уровне предусматривают проблемы относительно страны в целом, т.е. наиважнейшие пропорции развития народного хозяйства, приоритеты и программы. 

Типовые разделы макроэкономического плана: 

-    природно-экономические особенности страны и регионов: текущее и перспективное состояние; 

-    изменения в структуре экономики на перспективу, важнейшие пропорции и приоритеты; 

-    перспективы развития отраслей и межотраслевых связей; 

-    направления социального развития общества, социальная защита населения; 

-    перечень целевых программ и их ресурсное обеспечение; 

-    развитие внутреннего (национального) и внешнего (международного) рынков в перспективе, характер их конъюнктуры; 

-    формирование финансового плана и бюджета, разработка экономических регуляторов и нормативов. 

В системе макроэкономического планирования важное значение имеет государственный заказ - форма прямого государственного регулирования хозяйственных связей. Договоры на исполнение государственного заказа заключаются органами государственной контрактной системы и предприятиями-изготовителями как генеральные договоры по отношению к договорам, заключаемым между производителями и потребителями продукции. 

Выгодность государственного заказа для производителя обеспечивается: 

-    договорной ценой; 

-    материальными ресурсами в пределах номенклатуры продукции, по которой размещаются госзаказы, в количествах, определенных генеральным договором; 

-    льготами по налогу на прибыль; 

-    гарантией реализации произведенной продукции

25. Зарубежный опыт планирования на примере Франции.

Интересный опыт общегосударственного планирования в условиях рынка накоплен во Франции.

Сразу после окончания второй мировой войны перед правительством страны, которое возглавлял генерал де Голль, стала проблема  поиска путей  восстановления и дальнейшего развития экономики. В конце концов, было принято решение о том, что Франции необходимо располагать системой, которая не то чтобы заменила рыночную экономику, но дополнила бы ее и усилила.

Основная идея при этом заключалась в следующем: если не работать по плану, то общество будет  обречено на разрозненные усилия, непоследовательные капиталовложения. Кроме того,  будет иметь место постоянная тенденция придавать первостепенное значение потреблению  в ущерб капиталовложениям, что естественно для страны, пережившей разрушительную войну.

Следовательно, необходимо было создать  механизм, который координировал бы инвестиции, а также управлял бы потреблением, вносил в эту область определенный порядок.

Организует разработку плана созданный в 1946 году генеральный комиссариат по плану – главный центр французской системы планирования экономики. Первый во Франции государственный план, получивший название «плана Монне» - основателя  французской системы планирования – действовал с 1947 по 1953 гг.

 В настоящее время  во Франции действует уже одиннадцатый по счету  план.

Основополагающие принципы планирования:

-    Франция была и остается страной со смешанной экономикой, т.е. в ней будут уживаться государственный и частный секторы.

-    Страна должна быть открытой для международной конкуренции.

-    Французский план не должен носить подобно советскому директивного характера. Он должен быть индикативным, т.е. показывающим экономике желаемое направление и использующим  средства, которыми располагает государство, чтобы двигаться в нужном направлении, однако не должен чрезмерно обременять предприятия.

-    Составляться он должен не бюрократическим, не технократическим, не узким кругом специалистов. Его следует разрабатывать с участием организаций предпринимателей, профсоюзов, а также представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, администрации всех уровней. Кроме того в разработке плана должны участвовать и независимые эксперты из мира науки.

Процесс планирования состоит из пяти этапов:

-    Этап перспективного анализа, или по-другому прогноза. Речь здесь идет об определении долгосрочной перспективе – периода, превышающего  пять лет во временном отношении.

-    Начинается после того, как  закончена разработка перспективы. Заключается в том, чтобы определить долгосрочные тенденции и попытаться заранее предусмотреть моменты перемен направления этих тенденций.

-    Этап стратегического размышления. Состоит в оценке того, каковы сильные и слабые стороны экономики страны.

-    Процесс планирования, роль которого в том, чтобы воплотить стратегию в совокупность целей, достижимых на протяжении ближайших 4-5 лет.

-    Программирование. При этом намечаемые на среднесрочный период в пять лет цели разбиваются на подразделы меньших размеров – в год, два.

Задача

Имеется временной ряд показателя объема валовой продукции в регионе в сопоставимых ценах за 7 лет. Используя метод скользящей средней, сделать прогноз валового выпуска продукции в регионе на последующий год (р = 3).

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

ВРП, млн. руб.

125

85

70

120

100

75

85

Решение

Определяю временной сглаженный временной ряд.

У4 = (125 + 85 + 70) / 3 = 93

У5 = (85 + 70 + 120) / 3 = 92

У6 = (70 + 120 + 100) / 3 = 97

У7 = (120 + 100 + 75) / 3 = 98

У8 = (100 + 75 + 85) / 3 = 87

Результаты расчетов представим в таблице.

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

прогноз

ВРП, млн. руб.

факт

125

85

70

120

100

75

85

-

ВРП, сглаженный

125

85

70

93

92

97

98

87

Ответ: Прогнозируемый объем валового выпуска в 8 году исследования в регионе составит 87 млн. руб.

Список использованной литературы

1.       Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ИНФРА-М, 2002.

2.       Большаков Н.М., Кузьбожев Э.Н. Основы социально-экономического прогнозирования. – СПб.: ЛТА, 2002.

3.       Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002.

4.       Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под. ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

5.       Прогнозирование и планирование экономики./Под ред. Борисевича В. М. -   Минск: Экоперспектива, 202002.

6.       Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М.: ПРИОР, 2003.