Содержание

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 3

2. Развитие представлений о пространстве и времени. 7

3. Биоэтика и поведение человека. 8

Список литературы.. 9

1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; сред­ства, методы познания — его орудия (материальные и ду­ховные) и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нем следует раз­личать такие элементы его структуры: фактический мате­риал; результаты первоначального его обобщения в поня­тиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, прин­ципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но различаются друг от друга, каждый из них имеет свою спе­цифику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, си­стематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следую­щие основные значения:

1.  Некоторый фрагмент действительности, объек­тивные события, результаты, относящиеся либо к объек­тивной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2.  Знание о каком-либо событии, явлении, достовер­ность которого доказана, т. е. как синоним истины.

3.  Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту  систему.

   Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные при­знаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда  объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ —разделение объекта на составные части, индукция —движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышле­ния). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важ­ным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых с помощью рациональной обработки Данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принци­пы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущно­сти, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — квинтэс­сенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача те­оретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про­цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ», и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — дви­жение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др1.

Характерной чертой теоретического познания являет­ся его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществ­ляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимо­связаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпи­рическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретичес­кое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой сторо­ны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического по­знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамичная система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпи­рическими данными, не обобщая их в системе теоретичес­ких средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоре­тическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизиро­вать один из этих уровней в ущерб другому.

Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпири­ческому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоре­тическое познание. «Схоластическое теоретизирование» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источ­ника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения — такие, напри­мер, как концепциям «введениия коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого социализма.

2. Развитие представлений о пространстве и времени

Даже в античном мире мыслители задумывались над природой  и  сущностью пространства  и  времени.  Так,  одни  из  философов  отрицали   возможность существования пустого пространства или, по их выражению, небытия.  Это  были представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач  и  философ из г.  Акраганта,  Эмпедокл,  хотя  и  поддерживал  учение  о  невозможности пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения.  Он говорил, что рыба, например, передвигается в воде,  а  пустого  пространства не существует.

      Некоторые философы, в том  числе  Демокрит,  утверждали,  что  пустота существует,  как  материи  и  атомы,  и  необходима  для  их  перемещений  и соединений.

В  доньютоновский  период  развитие  представлений  о  пространстве  и времени  носило  преимущественно  стихийный  и  противоречивый  характер.  И только в  "Началах"  древнегреческого  математика  Евклида  пространственные характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму.  В  это время зарождаются геометрические представления об однородном  и  бесконечном пространстве.

Геоцентрическая  система  К.   Птолемея,   изложенная   им   в   труде "Альмагест", господствовала в естествознании  до  XVI  в.  Она  представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время  было бесконечным,  а  пространство  конечным,  включающим  в   себя   равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.

Коренное  изменение  пространственной  и   всей   физической   картины произошло в гелиоцентрической системе мира, развитой Н. Коперником в  работе "Об обращениях небесных сфер". Принципиальное отличие этой системы  мира  от прежних теорий состояло в том,  что  в  ней  концепция  единого  однородного пространства и равномерности течения времени  обрела  реальный  эмпирический базис.

Космологическая  теория  Д.  Бруно   связала   воедино бесконечность Вселенной и пространства. В своем произведении "О  бесконечности,  Вселенной и  мирах"  Бруно  писал:  "Вселенная  должна  быть   бесконечной   благодаря способности   и   расположению   бесконечного   пространства   и   благодаря возможности и сообразности бытия бесчисленных  миров,  подобных  этому...".

Представляя  Вселенную  как  "целое  бесконечное",  как  "единое,  безмерное пространство", Бруно делает вывод и о безграничности пространства,  ибо  оно "не имеет края, предела и поверхности".

Практическое обоснование выводы Бруно  получили  в  "физике  неба"  И.

Кеплера и в  небесной  механике  Г.  Галилея.  В  гелиоцентрической  картине движения планет Кеплер увидел действие единой физической силы. Он  установил универсальную  зависимость  между  периодами  обращения  планет  и  средними расстояниями их до Солнца, ввел представление об их  эллиптических  орбитах.

Концепция Кеплера  способствовала  развитию  математического  и  физического учения о пространстве.

Подлинная революция в механике связана с именем Г. Галилея. Он ввел  в механику  точный  количественный  эксперимент  и   математическое   описание явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве  сыграл открытый им общий принцип классической механики  —  принцип  относительности Галилея. Согласно  этому  принципу  все  физические  (механические)  явления происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся  равномерно и прямолинейно с постоянной  по  величине  и  направлению  скоростью.  Такие системы  называются  инерциальными.  Математические  преобразования  Галилея отражают движение в двух инерциальных системах,  движущихся  с  относительно малой скоростью (меньшей, чем скорость света в вакууме).  Они  устанавливают инвариантность (неизменность) в системах длины, времени и ускорения.

Дальнейшее развитие представлений о пространстве и времени  связано  с рационалистической физикой Р. Декарта, который создал  первую  универсальную физико-космологическую картину мира. В основу ее Декарт положил идею о  том, что все явления природы объясняются механическим  воздействием  элементарных материальных частиц.  Взаимодействием  элементарных  частиц  Декарт  пытался объяснить все наблюдаемые физические явления: теплоту, свет,  электричество, магнетизм. Само же взаимодействие он представлял в виде давления  или  удара при соприкосновении частиц друг с другом и ввел таким образом в физику  идею близкодействия.

      Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он  ввел  координатную систему (названную впоследствии его именем), в которой время  представлялось как одна из пространственных осей.  Тезис  о  единстве  физики  и  геометрии привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого тезиса он отрицал пустое пространство  и  отождествил  пространство  с протяженностью.

      Декарт  развил  также  представление  о  соотношении  длительности   и времени. Длительность, по его мнению, "соприсуща материальному  миру.  Время же — соприсуще человеку и потому является  модулем  мышления".  "...  Время, которое мы отличаем от длительности, — пишет Декарт в  "Началах  философии", — есть лишь известный способ, каким мы эту длительность мыслим... ".

      Таким образом, развитие  представлений  о  пространстве  и  времени  в доньютоновский  период   способствовало   созданию   концептуальной   основы изучения физического пространства и времени. Эти  представления  подготовили математическое  и  экспериментальное  обоснование  свойств  пространства   и времени в рамках классической механики

Пространство и время в классической механике. Представления о пустоте у Ньютона связывается с существованием абсолютного пространства: «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему остается всегда одинаковым и неподвижным». Ньютон определяет также и абсолютное, истинное математическое время: «Абсолютное, истинное математическое время само по себе и самой своей сущности, безо всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью».

«Время и пространство представляют собой как бы вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве – в смысле порядка положения. По самой своей сущности они есть места, приписывать же первичным местам движения нелепо. Вот эти-то места и суть места абсолютные, и только перемещения из этих мест составляют абсолютные движения…».

Ньютон подчеркивает, что само по себе движение имеет относительный характер, «относительное движение тела может быть и произведено и изменено без приложения сил к этому телу», то есть в зависимости от системы отсчета, относительно которой это движение рассматривается. При этом система отсчета должна обязательно либо покоиться, либо двигаться равномерно и прямолинейно по отношению к абсолютному пространству. Принципы, обозначенные в классической механике являются следствием представлений о непрерывном пустом пространстве и непрерывном времени, в которых выделено индивидуальное тело.

Пространство и время в релятивистской механике. В эпоху возрождения достигается осознание взаимосвязи между механикой и геометрией, чего не было в философии древних греков. Это привело к представлению о геометрическом объекте, движущемся в пространстве с течением времени. Это, бесспорно, серьезный шаг в направлении возникновения физики как стройной системы знаний, в фундамент которой закладываются представления о пространстве и времени как исходные понятия науки. Однако каковы особенности и характерные черты этого пространства? Заполнено ли оно эфиром или является пустым? Вопрос этот не был праздным, решение его играло роль глубинной предпосылки построения в дальнейшем всего каркаса ньютоновской физики.

Для обыденного сознания характерно традиционное представление о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, даже если бы эта материя исчезла. Такой взгляд приводил в прошлом к концепции абсолютного пространства и времени, получившей наиболее отчетливую формулировку в труде Ньютона «Математические начала натуральной философии». Здесь пространство и время определялись как самодовлеющие сущности, существующие вне и независимо от каких-либо материальных процессов. 1

Содержанием теории относительности является физическая теория пространства и времени, учитывающая существующую между ними взаимосвязь геометрического характера.

В соответствии с теорией относительности, которая объединяет пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум, пространственно-временные свойства тел зависят от скорости их движения. Пространственные размеры сокращаются в направлении движения при приближении скорости тела к скорости света а вакууме (300 000 км/с), временные процессы замедляются в быстродвижущихся системах, масса тела увеличивается. В классической науке такого не было.

В теории относительности были раскрыты новые стороны зависимости пространственно-временных отношений от материальных процессов. Эта теория подвела физические основания под неевклидовы геометрии и связала кривизну пространства и отступление его метрики от евклидовой с действием гравитационных полей, создаваемых массами тел. Общая теория относительности исходит из принципа эквивалентности инерционной н гравитационной масс, количественное равенство которых давно было установлено в классической физике. Кинематические эффекты, возникающие под действием гравитационных сил, эквивалентны эффектам, возникающим под действием ускорения.

Теория относительности установила не только искривление пространства под действием полей тяготения, но и замедление хода времени в сильных гравитационных полях. Даже тяготе­ние Солнца - достаточно небольшой звезды по космическим меркам - влияет на темп протекания времени, замедляя его вблизи себя. Одно из самых фантастических предсказаний общей теории относительности - полная остановка времени в очень сильном поле тяготения. Замедление времени тем больше, чем сильнее тяготение.

Существует принципиальное отличие, вкладываемое в понятие вероятности в классической и релятивистской механике. В классической механике вычисление вероятности заменяет отсутствие достаточных знаний о влиянии тех или иных малых отклонений для точного описания явления. В релятивисткой механике вероятность лежит в самой основе всего, и подсчет шансов начинается уже с фундаментальных законов физики.

3. Биоэтика и поведение человека

Биоэтика понимается как раздел этики, рассматривающий область отношения человека к различным живым формам. Само слово "этика" определяется как ответственность человека перед окружающими; таким образом, биоэтика понимается как область знаний о поведении человека по отношению к другим и как философское понятие, касающееся нравственной стороны поведения человека.

Биоэтика рассматривает этичность поведения человека по отношению к животным; это направление некоторые зарубежные авторы называют "биологическая" биоэтика". Другое направление биоэтики - этика отношения к человеческим существам; в этом плане биоэтика смыкается с медицинской этикой - деонтологией. Медицинская биоэтика касается вопросов биотехнологии, генной инженерии, отношения к пациентам; в первую очередь, к беспомощным, к детям, когда люди становятся материалом для наблюдений, экспериментов. С позиции философии биоэтика означает позитивное отношение человека к окружающему миру.

Внимание специалистов и широкой общественности привлекают проблемы биоэтики, ибо использование методов генной инженерии дает возможность человеку проникнуть в ранее недоступные ему сферы и научиться управлять ими. К ним относятся: контроль и модификация генетического кода, наследственности, возможность управления человеческим разумом с помощью специальной медицинской техники и т.д. Перед наукой открылось, по сути, неограниченное поле деятельности по модификации человеческой личности, по изменению телесных основ индивида. Неудивительно, что на первый план выдвигаются и морально-этические категории, чтобы уберечь человечество от антигуманного использования научных достижений[1].

Значимость биоэтики обусловлена и разработкой проекта “геном человека”, позволяющего построить генетическую карту человека. “Ставки, сделанные на картирование человеческого генома, огромны, - подчеркивает Ф. Майор. - Впервые сам человек рассматривается как часть всемирного наследия, которое необходимо беречь”. Исследования в сфере биологии и генной технологии дают основания для” подобного рода высказываний. Сейчас обращается внимание на развитие синтетической теории эволюции, представляющей собой объединение идеи Дарвина и концепции наследственности на основе ДНК. Без этого нельзя решить крупнейшие проблемы в биологии, как и в науке в целом, которые связаны с функционированием мозга и такими его способностями, как восприятие, память, эмоции и в итоге самосознание.

Люди могут получить ключи к решению главных проблем борьбы с неизлечимыми болезнями. Такими как рак, СПИД, диабет и многими другими. И возможно не за горами те времена, когда средняя продолжительность жизни человек будет составлять 150 лет, а его активные творческие возможности существенно возрастут.

Благодаря неидентичности генов у разных людей возможно получение информации для оформления «геномного» паспорта, «молекулярной дактилоскопии», для развития таких наук как история, палеонтология, археология, антропология, этнография, лингвистика. Через геномные исследования, возможно, найдут объяснения парадоксы лингвистической карты мира.

Но с другой стороны, информация, закодированная в генах человека, может представлять интерес для самых разных людей и социальных служб. Для работодателя она может стать основанием отказать в рабочем месте, обосновывая это тем, что повышает риск возникновения того или иного заболевания. Информация может заинтересовать того, кто занимается медицинской страховкой и, зная о генетической предрасположенности к какой – либо болезни, он станет требовать от человека повышенных страховых платежей.

Можно ли передавать информацию о генах конкретного человека третьим лицом без его ведома, использовать ее в исследовательских целях?

Следует ли информировать родственников человека при выявлении у него отклонений, которые могут привести к серьезному заболеванию?

А если генетический тест выявил у человека предрасположенность к неизлечимой болезни, которая разовьется у него в старости. Надо ли информировать его об этом?

Генетическая информация может иметь немалую коммерческую ценность.

Если воздействие на гены соматических клеток затрагивает только данный организм, то воздействие на зародышевые клетки в том или ином виде может сказываться даже на потомстве. Последствия таких вмешательств могут обнаружиться лишь в череде поколений. А имеет ли право ребенок быть не объектом, а субъектом?

Список литературы

1. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа, 1998 г.

2. Дягилев Ф. М. Концепции современного естествознания. – М.: ИМП, 1998 г.

3. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2002 г. Издание 4-е, исправленное и дополненное.

4. Кокин А. В. Концепции современного естествознания. – М.: Приор, 1998 г.

5. Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. Феномен человека - вчера и завтра. Ростов Н/Д.  “Феникс” 1996 г.

6. Хорошавина С. Г. «Концепции современного естествознания». Курс лекций. (Серия «Учебники, учебные пособия»), Ростов Н / Д. «Феникс», 2002 г.


1 Дягилев Ф. М. Концепции современного естествознания. – М.: ИМП, 1998 г. С. 79 – 91.

1 Хорошавина С. Г. «Концепции современного естествознания». Курс лекций. (Серия «Учебники, учебные пособия»), Ростов Н / Д. «Феникс», 2002 г. С. 238 – 239.

[1] Поликарпов B.C., Поликарпова В.А. ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА - ВЧЕРА И ЗАВТРА. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс” 1996, с 52.