Содержание

1. Методология ревизии налоговых отчислений. 3

2.Ревизия налога на добавленную стоимость. 4

3. Ревизия налога на прибыль. 7

4. Ревизия налога на доходы физических лиц. 9

5. Ревизия единого социального налога. 12

Список литературы.. 16

1. Методология ревизии налоговых отчислений

Документы необходимые для проведения ревизии

1. Акты сверки расчетов с налоговыми органами по всем видам налогов и сборов;

2.Регистры бухгалтерского и налогового учета по счету 68;

5. Бухгалтерская отчетность;

6. Иные документы необходимые для проведения ревизии.

Ревизор применяет следующие процедуры

Инспектирование (проверка записей, документов); пересчет (проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение ревизором самостоятельных расчетов)

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить правильность расчетов с налоговыми органами по всем видам налогов и сборов.

Инвентаризация расчетов с бюджетом, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счет 68 "Расчеты с бюджетом".

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом должны быть согласованы с налоговыми органами и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Выполняя процедуру проверки по учету расчетов с бюджетом, ревизору необходимо ответить на следующие вопросы:

Инвентаризация расчетов с бюджетом проводилась в соответствии с положениями нормативных актов?

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам ведется в соответствии с требованиями Инструкции по применению Плана счетов?

Бухгалтерский учет прочих налогов и сборов соответствует положениям нормативных актов?

Данные аналитического и синтетического учета по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" соответствуют данным главной книги и баланса?

Корреспонденция счетов по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

2.Ревизия налога на добавленную стоимость

   Важнейшим элементом налоговой системы и главным налогом является налог на добавленную стоимость (НДС), который представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.

   НДС занимает 2-е место среди источников формирования бюджета. НДС в настоящее время – основной и наиболее стабильный источник налоговых поступлений федерального бюджета.

   НДС – косвенный налог на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Ревизор должен помнить, что показатель добавленной стоимости объективно характеризует результат собственной деятельности предприятия, результат труда, затраченного работниками данного предприятия. Этот показатель отличается от показателей валовой, товарной и реализованной продукции, которые отражают результаты труда, затраченного не только на данном предприятии, но и на предприятиях – поставщиках сырья, материалов, топлива и др. используемых в процессе производства материальных ресурсов.

  Ревизор проверяет правильность отнесения к плательщикам НДС (статья 143 НК):

ü    организации;

ü    индивидуальные предприниматели;

ü    лица, признаваемые плательщиками налога (налогоплательщиками) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

   Плательщики налога подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе в качестве налогоплательщика: организации – по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого её обособленного подразделения; индивидуальные предприниматели – по месту жительства; иностранные организации – по месту нахождения своих постоянных представительств.

   Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если в течение предшествующих 3-х последовательных налоговых периодов налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 – 3 Налогового Кодекса (НК), без учёта НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб.

   В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиками за период, в течение которого они были освобождены от обязанностей налогоплательщика, а также в случае непредставления налогоплательщиками необходимых документов, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пени.

  Ревизор проверяет объект налогообложения (статья 146 НК):

1)    реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в т. ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

2)    передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в т. ч. через амортизационные отчисления;

3)    выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4)    ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

   Перечень товаров (работ, услуг) не признающихся реализацией и перечень операций, не подлежащих налогообложению, перечень товаров, ввозимых на территорию РФ, не подлежащих налогообложению, подробно описаны во 2-й части НК.

   Следующим этапом проведения ревизии является проверка налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведённых им или приобретённых на стороне товаров (работ, услуг) в соответствии с главой 21 НК.

   Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

   Ставки НДС:

·        0% – по перечню, установленному статьёй 164 НК;

·        10% – по  продовольственным товарам и товарам для детей (по перечню, утвержденному Правительством РФ);

·        18% – по остальным товарам (работам, услугам);

   Для исчисления НДС следовало бы из выручки от реализации продукции предприятия вычесть все его материальные затраты, нашедшие отражение в себестоимости реализованной продукции, и на полученную разность начислять налог.

      Уплата НДС  при реализации (передаче) товаров (выполнении в т. ч. для собственных нужд, услуг) на территории РФ производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в т. ч. для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено законодательством.

3. Ревизия налога на прибыль

   Налог на прибыль один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций. 

   Налог на прибыль – федеральный налог, распределяемый в пропорции. Он является регулирующим налогом. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять своё функциональное предназначение – обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична.

  При проведении ревизии необходимо помнить, что плательщиками налога являются:

·        предприятия и организации (в т. ч. бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность;

·        коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала;

·        филиалы иностранных банков – нерезидентов;

·        предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, занимающиеся страховой деятельностью;

·        малые предприятия.

   Не являются плательщиками налога на прибыль:

·        ЦБ РФ и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения;

·        организации, применяющие упрощённую систему налогообложения;

·        организации, по прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса;

·        предприятия по прибыли от реализации произведённой ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, произведённой и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индивидуального типа.

Основным этапом ревизии является проверка объекта обложения налога на прибыль - конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учёте понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчёт налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. В расчёте финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчёта этих сумм. Сумма налога зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика.

   Порядок формирования состава затрат, относимых к издержкам производства и обращения, определяет также и объём налогооблагаемой прибыли. Этот порядок  регламентируется специальными нормативными актами.

   Методика исчисления налога подробно изложена в НК РФ.

   Следующим этапом проведения ревизии является проверка ставки налога на прибыль состоит из 2-х частей:

·        твёрдая ставка налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – 11%;

·        ставка налога, зачисляемая в бюджеты субъектов РФ (определяется ими самими самостоятельно), – не выше 19% для предприятий и организаций, для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, страховщиков, бирж, брокерских контор, баков, др. кредитных организаций, – не  выше 27%.

   При характеристике такого реквизита налога на прибыль как сроки платежа, следует различать авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли.

   Авансовые платежи налога на прибыль производятся 15-го числа каждого месяца в размере ⅓ квартальной суммы налога, исчисленного из предполагаемой прибыли на квартал, указанный в справке об авансовых взносах налога на прибыль в бюджет на квартал.

   Окончательный расчёт налога на прибыль производится по данным о фактически облагаемой прибыли за квартал в 5-тидневный срок со дня, установленного для представления квартальных расчётов, а в целом за год – в 10-тидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчёта и баланса за год. Если фактическая прибыль больше указанной в справке и, следовательно, авансовые платежи были занижены, то предприятия производит дополнительные платежи; подлежащая доплате сумма налога корректируется (увеличивается) на процентную ставку ЦБ РФ за пользование банковским кредитом. Доплаты производятся по фактическим данным за квартал и в целом за год.

4. Ревизия налога на доходы физических лиц

  

   Налог на доходы физических лиц введён с 1 января 2001 г. (ранее подоходный налог с физических лиц). Плательщиками налога признаются физические лица, являющиеся резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

   Объектом налогообложения признаётся доход, полученный налогоплательщиками:

1)    от источников в РФ и/или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

2)    от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

   Доходы, не подлежащие налогообложению перечислены в статьях 215, 217 НК.

   Ставки налога на доходы физических лиц:

¨     35% в отношении:

ü выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и др. основанных на риске игр (в т. ч. с использованием игровых автоматов);

ü стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и др. мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 2000 руб. за налоговый период;

ü суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиком заёмных средств в части превышения ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым займам в иностранной валюте над суммой процентов, исходя из условий договора;

ü включаемых в налогооблагаемую базу страховых выплат по договорам добровольного страхования;

ü процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, исчисленной исходя из  ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублёвым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте;

¨     30% в отношении:

ü дивидендов;

ü доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

¨     13% – в  отношении остальных доходов, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ.

   Следствием введения единой ставки налога на доходы (13%) является «освобождение» основной массы физических лиц, являющихся наёмными работниками, от необходимости составления и предоставления налоговой декларации о своих доходах (по имеющимся у Правительства РФ данным подоходный налог по ставке 30% уплачивали менее 1% налогоплательщиков).

   При определении налоговой базы ревизором учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной форме, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. В отличие от ранее действующего подоходного налога предусматривающего массу разнообразных малообоснованных налоговых льгот, предусмотрена система чётких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

   Налоговым периодом признаётся год. 

   Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога – сумма, полученная в результате сложения сумм налога. Она исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика.

   В налоговые органы должны будут представить декларацию о фактически полученных в 2001 г. доходах следующие категории налогоплательщиков:

·        индивидуальные предприниматели и др. лица, занимающиеся частной практикой, например, нотариусов, адвокатов и т. д.;

·        лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера от физических лиц, не являющихся агентами (например, по договорам найма или аренды любого имущества, договорам купли-продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности);

·        физические лица, получившие доход, с которых не был удержан налог налоговым агентом;

·        физические лица – налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ;

·        налогоплательщики, заявляющие о своём праве на получение социальных, имущественных, профессиональных налоговых вычетов.

5. Ревизия единого социального налога

   В новом Налоговом кодексе с 1 января 2001 г. вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. Налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

При проведение ревизии налоговых отчислений ревизор проверяет следующее:

   Налогоплательщики:

1)    работодатели, производящие выплаты наёмным работникам, в т. ч.:

·        организации;

·        индивидуальные предприниматели;

·        родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

·        крестьянские (фермерские) хозяйства;

·        физические лица;

2)    индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, традиционные (фермерские) хозяйства, адвокаты.

   Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведённые на уплату налога на вменённый доход отдельными видами деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

   Объект налогообложения:

·        для налогоплательщиков, указанных в п. 1 – выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям, в т. ч. вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам; выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков, указанных в п. 1 за исключением налогоплательщиков – физических лиц, в пользу физических лиц, связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукций и/или товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 руб. в расчёте на календарный месяц;

·        для налогоплательщиков, указанных в п. 2 – доход, определяемый, исходя из стоимости патента.

   Налоговым периодом признаётся календарный год.

    Дата получения доходов и осуществления расходов определяется как:

·        день начисления доходов в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются налоговые выплаты);

·        день фактической выплаты (перечисления) или получения соответствующего доходы – для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также иных доходов, включая материальную выгоду.

   При расчётах с использованием банковских счетов, открытых налогоплательщиком в кредитных организациях, датой перечисления дохода считается день списания денежных средств со счёта налогоплательщика.

   Сумма налога, исчисляемая налогоплательщиком-работодателем отдельно, в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведённые ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.

   Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший период, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

   Налогоплательщики должны вести учёт отдельно по каждому из работников (физических лиц, в пользу которых осуществляются безвозмездные выплаты) о суммах выплаченных ими доходов и суммах налога, относящихся к этим доходам.

   Налогоплательщики представляют в Пенсионный фонд РФ сведения, в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учёте в системе государственного пенсионного страхования.

   В сроки, установленные для уплаты налога, налогоплательщики обязаны представить в Фонд социального страхования РФ сведения о суммах:

1)    начисленного налога в Фонд социального страхования РФ;

2)    использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и уходу за ребёнком до достижении им возраста 1,5 лет, при рождении ребёнка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

3)    направленных ими на приобретение путёвок;

4)    расходов, подлежащих зачёту;

5)    уплачиваемых в Фонд страхования РФ.

Список литературы

1.     Налоговый кодекс РФ (Часть 1): Федеральный закон № 146 – ФЗ от 31.07.98, изм. и доп. 09.07.99 (№ 155 – ФЗ) // Экономика и жизнь. 1999 г. № 30.

2.     Налоговый кодекс РФ (Часть 2): Федеральный закон № 117 – ФЗ от 05.08.2000 // Экономика и жизнь. 2000 г. № 32.

3.     Касьянов М. М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан // Российская газета. 2000 г. № 101. С. 2, 13, 22 – 23.

4.     Кочетова Н. Налог на доходы физических лиц // Ревизия и налогообложение. 2001 г. № 1. С. 25 – 28.

5.     Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005. 688 с.

6.     Справочник директора предприятия / Под ред. Лапусты М. Г. 4-е изд., испр., измен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 784 с.

7.     Юткина Т. Ф.  Налоги и налогообложение:  Учебник.  М.: ИНФРА-М, 1999. 429 с.