Содержание

Вопрос №2. 3

Вопрос № 11. 6

Вопрос № 23. 10

Вопрос № 33. 13

Список использованной литературы.. 15

Вопрос №2 Основные понятия, цели, задачи и принципы коммерческой деятельности в торговле, е. содержание.

Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.[2]

) Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:

) Закупка материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров оптово-посредническими и др. торговыми предприятиями.

) Планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиях

) Организация сбыта продукции предприятиями- изготовителями.

) Выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности.

) Организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество.

) Розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.     

Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В тоже время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.[6]

Коммерция – слово латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли.

Толковый словарь В.И.Даля определяет коммерцию как «торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы». Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.[10]

Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.[11]

Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле—продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п., т.е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.[1]

Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле – понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т.е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственный операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.[6]

Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса). 

Вопрос № 11 Технология товародвижения в магазине: понятие, назначение. Торгово-технологический процесс в предприятии торговли: понятие, назначение, структура, содержание.

Теоретики маркетинга доказали, что чем большую часть канала товародвижения контролирует организация, тем больший доход с этого канала она имеет. Это объясняется тем, что от потребителя к производителю движутся информационные и финансовые, а от производителя к потребителю - товарные потоки. Схематично эти потоки для различных каналов товародвижения представлены на рисунке 1.

Как видно из рисунка 1, между производителем и потребителем может находиться различное число участников товародвижения. При этом количество различных уровней посредников принято называть длиной канала, а количество посредников, действующих на одном уровне - шириной канала товародвижения.[5]

Кроме того, независимо от длины и ширины различают прямые и косвенные каналы товародвижения. Прямые - это когда все посредники на пути товара являются одним юридическим лицом (т.е. при движении товара перехода прав собственности на него не происходит вплоть до его продажи конечному потребителю). Косвенные каналы характеризуются многократной передачей прав собственности на товар при его движении по каналу.

В соответствии с действующим законодательством, при любом переходе прав собственности на товар, т.е. при совершении акта купли-продажи, участники операций должны отчислять государству соответствующие налоги и сборы. С учётом накопления этой суммы, а также накопления прибыли всеми участниками трансакций, конечная цена товара существенно возрастает, по сравнению с первоначальной ценой. При этом в случае, если переход товара от первичного производителя до конечного потребителя осуществляется по прямому каналу, то этого не происходит.

В соответствии с современными представлениями о маркетинге, производство следует начинать тогда, когда проведён анализ потребительского рынка, выявлены различные сегменты, на которые и следует в первую очередь ориентироваться. Естественно, что лучше знает потребности покупателей тот, кто непосредственно с ним работает, то есть конечный посредник. Но он только в том случае будет делиться информацией и финансами (в полном объёме) со своими предшественниками по каналу, если этот канал - прямой.[9]

Напрашивающийся простой вывод - что надо строить прямые каналы товародвижения, осуществить достаточно сложно. Дело в том, что существующие каналы уже находятся в руках различных юридических лиц, и вряд ли они будут рады передать свою собственность кому-либо без существенных затрат.[7]

Современное законодательство предлагает другой путь построения прямых каналов товародвижения - через договора о совместной деятельности, которые позволяют без изменения учредительных документов участников создавать интересующие как производителей и посредников, так и потребителей структуры.[2]

Кроме того, на сегодняшний день один из выходов из создавшегося экономического и политического положения - в массовой ликвидации экономической, и, прежде всего, маркетинговой безграмотности широких народных масс.[6]

В практике организации товародвижения находят применение две его формы: транзитная и складская. Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через складские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения. Так, расходы на доставку и реализацию 1 т груза снижаются на 40 - 45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, время на погрузку и разгрузку автомобилей сокращается в пять раз. Кроме того, использование тары-оборудования для доставки и продажи товаров позволяет сократить 8 технологических операций в торговле и 13 - на транспорте и предприятиях поставщиков.[3]

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения. [4]

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Достижения науки и техники все более широко используются и в сфере обращения, что стимулирует увеличение товарооборота, способствует повышению культуры торговли, создает условия для совершенствования технологии, механизации и автоматизации торговых процессов, более эффективного использования торговых и складских площадей, транспортных средств.[2]

Вопрос № 23 Товарные оптовые склады: понятие, функции, классификация складов и их характеристика.

В новых условиях хозяйствования важная роль принадлежит организации и технике торговли. Хорошо налаженная работа предприятий оптовой торговли, баз и складов оказывает существенное влияние на весь процесс материально-технического снабжения, а также обеспечение сохранности материальных ценностей, ускорение продвижения их от поставщиков к потребителям  при меньших затратах (издержках) непосредственно влияют на экономические показатели производственных предприятий.[9]

Складское хозяйство является необходимым элементом общественного производств, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Складское хозяйство помогает правильно решать вопросы по устройству и размещению предприятий оптовой торговли, баз  и складов, механизации погрузочно-разгрузочных, транспортно-складских работ, использования современного подъемно-транспортного и другого оборудования, по организации работы складов в соответствии с технологическим процессом осуществления качественной и количественной приемки и обеспечения сохранности материальных ценностей. От качества работ складов в значительной степени  зависит своевременное выполнение плана производства по объему и номенклатуре выпускаемой продукции.[6]

При расчете площадей складских устройств следует руководствоваться действующими нормами технологического проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения старых складов.

Различают общую, полезную (рабочую) и дополнительную площадь складов.[3]

Важным показателем оценки работы действующих складов является бесперебойность снабжения потребителей. Качество работы склада характеризуется своевременностью, бесперебойностью и комплектностью снабжения материалами потребителей с наименьшей затратой материальных и денежных средств. При выборе варианта устройства склада и механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ существенное значение имеет размер первоначальных капитальных вложений. Наиболее выгодным вариантом будет считаться тот, который при наименьших начальных затратах даст лучшие технико-экономические показатели. При этом срок окупаемости капиталовложений будет меньшим.

В наше время перед проектировщиками складских помещений поставлена задача по разработке, созданию и внедрению новых прогрессивных технологий складской переработки грузов с необходимым прогрессивным комплексом машин и оборудования. В соответствии с этим можно назвать следующие ключевые направления научно-технического прогресса в проектировании современных автоматизированных предприятий оптовой торговли с цехами услуг:[5]

1)     разработка   и   формирование   оптимальных   структур   подъемно-транспортного оборудования по грузоподъемности и специализации;

2) автоматизация погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ с широким использованием микропроцессорной техники, ЭВМ, развитие диспетчеризации на основе информационных систем;

3) совершенствование подъемно-транспортных средств с целью повышения надежности и сокращения расходов на содержание в процессе эксплуатации;

4) дальнейшее развитие и повышение эффективности контейнерных и пакетных перевозок грузов;

5) разработка и внедрение единых прогрессивных технологических процессов работы складов.

Вопрос № 33 В магазин поступили кондитерские изделия конфеты «Птичье молоко». При приемке товара оказалось, что конфеты по качеству не соответствуют ГОСТу.

Определить:

1.                Сопроводительные документы, определяющие качество товара;

2.                Как должны поступить в данной ситуации работники магазина?

3.                Каковы сроки приемки?

4.                С кем осуществляется приемка?

Решение о качестве продукции указанной совокупности, называемой партией, принимается на основе результатов контроля выборки из партии, т.е. указанного ограниченного числа единиц продукции.

Продукция одного наименования, типоразмера или типономинала, изготовленная по одной технологии, в одинаковых условиях и в определенный промежуток времени, характеризуется показателями качества, распределение которых подчиняется законам математической статистики. Выборочный контроль, процедуры и правила которого основаны на законах математической статистики, называется статистическим контролем качества продукции.[6]

Благодаря небольшим затратам и высокой степени достоверности результатов статистический ККП является эффективным средством повышения качества продукции. Выборочный контроль, процедуры и правила, которого не основаны на законах математической статистики, может приводить к ошибочным заключениям.

Различают ККП для решения ее годности и приемки - приемочный контроль (не обязательно готовой продукции) и ККП для оценки состояния технологических процессов и решения о необходимости их наладки. Последний вид контроля, как правило, является статистическим и называется статистическим регулированием технологических процессов.

В ГОСТ 16504-81 вошли термины «активный» и «пассивный» контроль. При активном контроле принимаются решения по улучшению качества продукции, в то время как при пассивном контроле только фиксируется брак.

В зависимости от места ККП в процессе ее изготовления различают входной контроль, операционный контроль, контроль готовой продукции, иногда именуемый финишным, контроль транспортирования и хранения продукции на предприятии и т. д.

Входной контроль не является обязательным, но в ряде случаев он очень полезен и даже необходим. Например, показатели качества продукции в процессе транспортирования и хранения могут изменяться. Перед запуском в производство такая продукция должна быть проверена в условиях предприятия.

Важное значение имеет операционный контроль. Своевременное выявление брака на операциях позволяет исключить пропуск его потребителю и направлено на повышение эффективности производства путем сокращения непроизводственных потерь, обусловленных поздним обнаружением брака. Несколько особое место среди перечисленных видов контроля занимают инспекционный и летучий контроль. Инспекционный контроль - это контроль уже проконтролированной продукции, из которой исключен обнаруженный брак. Его осуществляют при необходимости проверки качества работы ОТК или контрольного автомата. В особых случаях инспекционный контроль выполняется представителями заказчика для повышения достоверности результатов контроля важных видов продукции.

Список использованной литературы

1.     Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.

2.     Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. — М.: Экономика, 1991.

3.     Виноградова С.Н. Организация и технологии торговли. — Мн.: Вышэйшая школа, 2004.

4.     Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия. — М.: Инфра-М,1997.

5.     Диксон П. Управление маркетингом. — М.: Бином, 1998.

6.     Дубровский В.Ж., Чайкин Б.И. Экономика и управление предприятием (фирмой): Учебник. — Екатеринбург, 1998.

7.     Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства. — Минск: ИП Экоперспектива, 1998.

8.     Котлер Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 2002.

9.     Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива — СПб.: Перспектива, 1996.

10.                       Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. — СПб.: ПитерКом, 2002.

11.                       Наумов В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Г.Л.Багиева: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.

12.                       Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. — М.: Бином, 1997.

13.                       Сбытовая политика фирмы: практическое пособие. — М.: ВНИИЭС, 1998.