Содержание

1. Государственная правовая охрана окружающей среды, стандартизация в области охраны природы и окружающей среды. Управление охраной окружающей среды.. 3

12. Источники и классификация загрязнений промышленных выбросов в атмосферу. 8

16. Типовые решения по очистке воздуха в промышленности и на транспорте  10

Задача №2. 15

Список литературы.. 17

1. Государственная правовая охрана окружающей среды, стандартизация в области охраны природы и окружающей среды. Управление охраной окружающей среды

Современное состояние окружающей среды в Российской Федерации характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод. Загрязнение и деградация окружающей среды с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения окружающей среды и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной.[1]

Право на благоприятную окружающую среду относится к числу важнейших прав человека, поскольку связано с поддержанием нормальных условий жизни. Одна из основных форм обеспечения конституционных гарантий прав формирование законодательства, четко и однозначно определяющего механизмы реализации прав и свобод человека и гражданина, устанавливающего конкретные полномочия органов власти всех уровней по реализации конституционных норм.

В научной литературе принято рассматривать "экономико-правовой механизм", либо в механизме действия экологического права определять "правовое регулирование экологического механизма охраны среды"; либо говорить о "механизме обеспечения исполнения экологических требований законодательства".

Поскольку право на здоровье и благоприятную окружающую среду рассматривается нами как основная цель правовой охраны среды, имеет смысл остановиться на государственном механизме правовой охраны, так как исследуемое право реализуется в рамках этого механизма.

Государственный механизм использования и охраны окружающей природной среды (биосферы) Российской Федерации – это эколого-правовая система, основу которой составляют средства и методы (способы) воздействия государства (в лице его правомочных органов) в сфере охраны и использования всех компонентов биосферы[2].

Средства и методы воздействия показывают, каким образом государство решает задачу сохранения баланса в системе "человек – окружающая среда".

Средства воздействия – это взятые в органичном единстве меры организационной, экономической, идеологической (информационно-воспитательной) защиты и использования окружающей природной среды России, включая меры особой охраны, предусмотренные ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Названные меры направлены на соблюдение и исполнение всеми субъектами требований экологического законодательства при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, представляющей угрозу здоровью человека и окружающей среде.

К мерам организационного регулирования следует отнести экологическое планирование; государственный экологический мониторинг; экологические кадастры, реестры, регистры; нормирование в области охраны окружающей среды; оценку воздействия на окружающую среду и экологическую экспертизу; экологическую сертификацию, экологическое лицензирование.

К мерам экономического регулирования экологической деятельности следует отнести финансирование и материально-техническое снабжение природоохранных мероприятий; социально-экономическую оценку природных ресурсов России; экологическое страхование; плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Применение перечисленных мер носит динамичный характер, являясь реальным регулятором развивающихся рыночных отношений при условии их всестороннего и целенаправленного правового осуществления.

К мерам идеологического воздействия можно отнести предусмотренные главой 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды, а именно:

-        право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде;

-        право создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

-        право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам для получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране; право принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, в референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;

-        выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке; оказывать содействие органам государственной власти и местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-        обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на нее, получать своевременные и обоснованные ответы;

-        предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют еще более широкие права:

-        разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы охраны среды, защищать права и законные интересы граждан в этой области, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

-        за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

-        оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

-        организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

-        обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

-        участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

-        обращаться в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, в органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

-        организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

-        организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

-        рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

-        подавать в органы государственной власти и местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

-        предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

-        осуществлять другие предусмотренные законодательством права;

-        на получение систематического экологического образования и воспитания, распространение экологических знаний, проведение научных исследований в сфере использования и охраны биосферы.

Все меры идеологического воздействия детализируют конституционное требование "беречь и защищать природу", преследуют цель информационно-воспитательного воздействия на население, способствуют соблюдению экологической безопасности, законности и правопорядка, дополняют меры организационного и законодательного регулирования[3].

Предусмотренные законодательством меры обеспечиваются государственным принуждением, закрепленным в эколого-правовых нормах. В этом смысле все они являются "эколого-правовыми" формами воздействия на экологического правонарушителя.

 

12. Источники и классификация загрязнений промышленных выбросов в атмосферу

Существуют два разных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный.

От естественных источников в атмосферу поступает: пыль космическая (до 5 миллионов тонн в год), пыль вулканическая, пыль растительная, пыль от эрозий почвы, морская соль, дымы от пожаров, вулканические газы, газы от разложения растений и животных, газы от жизнедеятельности растений и животных. Естественные загрязнители носят распределённый характер. Уровень загрязнения одних является фоновым и мало изменяется. Особую роль играет атмосферная пыль. Она способствует конденсации паров воды и образованию осадков. Пыль и капли воды поглощают жёсткое ультрафиолетовое излучение и защищает живые организмы от излучения.

Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы являются: теплоэнергетика, транспорт, промышленность, нефтепереработка и газопереработка, испытания оружия. Самые распространённые загрязнители атмосферы: оксиды углерода, диоксид серы, пыль, оксиды азота, углеводороды. В воздухе атмосферы присутствуют более 500 вредных веществ антропогенного происхождения.

Промышленные выбросы можно классифицировать:

1. По организации отвода и контроля.

-       Организованный (выброс через специально созданные газоходы, воздуховоды и шахты).

-       Неорганизованный.

2. По температуре.

-       Нагретые выбросы (когда температура выбросов больше температуры окружающей среды).

-       Холодные выбросы (когда температура выбросов равна температуре окружающей среды).

3. По признаку очистки.

-       Выбросы без очистки (организованные или неорганизованные).

-       Выбросы после очистки (организованные).

-       Выбросы делятся на первичные и вторичные.

-       Первичные (поступают непосредственно от источника выброса).

-       Вторичные (продукты преобразования первичных в атмосфере).[4]

Классификация источников загрязнений воздушной среды.

1. По назначению.

-       Технологические.

-       Вентиляционные.

2. По месту расположения.

-       Незатенённые или высокие находятся в зоне недеформированного воздушного потока с высотой больше чем 2,5 высоты окружающих зданий.

-       Затенённые расположены на высоте от 2 метров до 2,5 высоты окружающих зданий.

-       Наземные расположены на высоте от 0 до 2 метров от поверхности земли.

3. По геометрической форме.

-       Точечные (трубы, шахты).

-       Линейные (открытые окна, аэрационные фонари).

4. По режиму работы.

-       Непрерывные

-       Периодические

-       Залповые

-       Мгновенные

5. По дальности распространения.

-       Внутриплощадные (когда выбросы создают повышенную концентрацию загрязняющих веществ. Случается только на промышленных площадках, но не в населённых пунктах).

-       Внеплощадные (когда повышенная концентрация загрязняющих веществ создаётся в населённых пунктах).

 

16. Типовые решения по очистке воздуха в промышленности и на транспорте

Развитие промышленности, энергетики, транспорта часто приводит к загрязнению воздуха, т.е. к повышению содержания в нём углекислого газа и ряда других вредных газов и вызывает необходимость санитарного контроля за состоянием воздуха, тщательной очистки и обезвреживания промышленных газов перед выбросом их в атмосферу, выноса вредных в санитарном отношении промышленных предприятий за пределы жилых районов, создания экологически чистых производств.

Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, пере­носимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вме­сте с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов.

Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загряз­нению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.

Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический про­гресс ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вред­ности. Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу дан­ных, приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеи­вания, и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы

Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей приро­де. Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естест­венное загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне всякого влияния человека, А антропогенное - в результате деятельности людей.

Естественное загрязнение атмосферы обусловлено поступлением в неё вулканического пепла, космической пыли (до 150-165 тыс. т ежегодно), расти­тельной пыльцы, морских солей и т.п. Основными источниками природной пы­ли являются пустыни, вулканы и оголенные участки земель.

К антропогенным источникам загрязнения атмосферного воздуха относят­ся энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные предприятия, транспорт, сельскохозяйственное производство. Из всего количе­ства загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, около 90 % составля­ют газообразные вещества и около 10 % — частицы, т.е. твердые или жидкие вещества.

Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются: а) создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей; б) развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; в) снижение токсичности моторных топлив; г) развитие работ по рациональной организации движения автотранспорта в городах, совершенствованию дорожного строительства с целью обеспечения безостановочного движения на автомагистралях.

К трудностям очистки газов от загрязнителей относится в первую очередь то, что объемы промышленных газов, выбрасываемых в атмосферу, огромны. Например, крупная теплоэлектроцентраль способна в один час выбросить в атмосферу до 1 млрд. куб. метров газов. Поэтому даже при весьма высокой степени очистки отходящих газов количество загрязняющего вещества, поступающего в воздушный бассейн, будет оцениваться значительной величиной.

Кроме того, нет единого универсального метода очистки для всех загрязнителей. Эффективный метод очистки отходящих газов от одного загрязняющего вещества может оказаться бесполезным по отношению к другим загрязнителям. Или метод, хорошо оправдавший себя в конкретных условиях (например, в строго ограниченных пределах изменения концентрации или температуры), в других условиях оказывается малоэффективным. По этой причине приходится использовать комбинированные методы, сочетать несколько способов одновременно. Все это определяет высокую стоимость очистных сооружений, снижает их надежность при эксплуатации.

Вредные примеси в отходящих газах могут быть представлены либо в виде аэрозолей, либо в газообразном или парообразном состоянии. В первом случае задача очистки состоит в извлечении содержащихся в промышленны газах взвешенных твердых и жидких примесей – пыли, дыма, капелек тумана и брызг. Во втором случае – нейтрализация газо- и парообразных примесей.

Очистка от аэрозолей осуществляется применением электрофильтров, методов фильтрации через различные пористые материалы, гравитационной или инерционной сепарации, способами мокрой очистки.

Очистка выбросов от газо- и парообразных примесей осуществляется ме­тодами адсорбции, абсорбции и химическими методами.

Адсорбция есть процесс поглощения газа или пара поверхностью твердых тел (адсорбентов) - силикагеля, активированного угля и других. В случае низ­кой концентрации и правильного подбора адсорбента этот метод позволяет из­влекать любую примесь с высокой степенью очистки, достигающей 99 %. Ад­сорбенты используются в виде зерен размером 2-8 мм или в пылевидном со­стоянии. Загрязненный газ пропускается через слой адсорбента.

Абсорбционный способ очистки основан на различной растворимости компонентов газовой смеси в жидкости - абсорбенте. В качестве абсорбентов, используемых для очистки газовых выбросов, применяются вода, растворы ще­лочей, этаноламины и другие жидкости. К достоинствам абсорбционной очист­ки относятся, прежде всего, высокая степень очистки, непрерывность процесса, возможность извлечения большого количества примесей и возможность реге­нерации абсорбента, а к недостаткам - громоздкость оборудования, сложность технологических схем очистки.

Химические методы очистки газообразных отходов заключаются в том, что к отходящим промышленным газам добавляют различные реагенты. Всту­пающие в химические реакции с примесями. Иногда этими реагентами могут служить компоненты самих загрязнителей, а реакции поддерживаются приме­нением катализаторов. В результате взаимодействия образуются новые соеди­нения, не оказывающие отрицательного воздействия на природу.

Основное достоинство химических методов очистки - высокая степень очищения.

Одним из видов химических методов может служить термическая очистка - дожигание отработавших газов. При высоких температурах происходит окис­ление содержащихся токсичных органических загрязнений кислородом воздуха до нетоксичных соединений. Дожигание органических примесей в газах про­мышленных выбросов и транспорта применяют в основном в тех случаях, когда утилизация их нецелесообразна или невозможна.

Задача №2

Установить основные размеры нефтеловушек и эффективность очистки воды, поступающей с промывочно-пропарочных станций (ППС).

Концентрация нефтепродуктов в очищаемой воде С1, мг/л

85

Количество цистерн, обрабатываемых на ППС в сутки, N

220

Глубина проточной части нефтеловушки, Н1, м

2,15

Расчетная скорость потока в пределах рабочей длины отстойника, V, м/с

0,020

Указания:

К=1,3; расход воды 12 м3; количество отделений в нефтеловушке п=4; допустимая концентрация нефти С=25 мг/л; К0=1,1; Коб=0,5; u=0,0025 м/с.

Решение:

а) Средний расход производственных сточных вод

Q = 12N = 12∙220 = 2640 шт.

б) Максимальный секундный расход на нефтеловушке:

.

в) Ширина отделения отстойника

м.

г) значение вертикальной турбулентной составляющей

 = 0,001.

д) общая длина отстойника

м.

е) требуемый коэффициент очистки воды:

.

ж) количество улавливаемой нефти

=71,0424 т/сут.

з) санитарно-защитная зона:

(L+100)∙(4B+100) = 144.2∙100.076 = 14430,9592 м2.

Список литературы

1.     Бекасов В.И. Охрана природы /А.Я. Васин, Л.К. Маринина. – М.: Дело, 2004.

2.     Борисов Е.Ф. Лесное хозяйство: Учебник. – М.: ЮРИСТ, 2002. – 568 с

3.     Семенов А.Д. Экономика природопользования. – М.: Инфра-М, 2004.

4.     Черкасов В.Н. Охрана окружающей среды. – М.: Мысль, 2002.

5.     Экономика природопользования: Учебное пособие. ЧастьII / Н.М, Ломова, О.Н. Петрушенко. – Новосибирск, 2001. – 212 с.


[1] Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М.: Юриспруденция, 2002. – с.8.

[2] Кирсанов А.Г., Миташова Н.И. Охрана окружающей среды на предприятиях бытового обслуживания: Справочное пособие. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – с. 61.

[3] Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. – М., 1994. – с. 122.

[4] Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2004. – с. 216.