Основной целью данного дипломного проекта являлось изучение деятельности организации, закрепление и систематизация полученных в ходе обучения теоретических знаний по бюджетному учету, экономическому анализу, а также развитие практических умений и навыков по ведению бюджетного учета в организациях.
В ходе выполнения данной дипломной работы были изучины принципы организации и особенности функционирования бюджетных учреждений, правовое регулирование бухгалтерского учета в бюджетных организациях.
Для достижения этой цели решины следующие задачи:
- изучины теоретические основы организации бюджетного учета и контроля в них;
- проанализированы источники финансирования;
- проведен факторный анализ статей сметы расходов;
- осуществлен анализ кассовых и фактических расходов, показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Объектом исследования являлся ГОУ «Краевой Дом молодежи».
Предметом исследования являются особенности организации бюджетного учета и контроля в ГОУ «Краевой Дом молодежи».
Учреждение – ГОУ «Краевой Дом Молодежи» является некоммерческим, научно-образовательным учреждением, созданным его учредителем в целях выполнения и обеспечения образовательной, методической, информационной, издательской и полиграфической деятельностей.
Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании» с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
Учредителем Учреждения от имени Хабаровского края является Министерство имущественных отношений Хабаровского края, в соответствии с положением «О министерстве имущественных отношений Хабаровского края», зарегистрированного регистрационной палатой Хабаровского края по государственной регистрации юридических лиц 12.02.2002г. за № 27:23-р 4589.
Предметом деятельности Учреждения являются:
- информационно-методическое обеспечение деятельности комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края, молодежных структур муниципальных образований края, детских и молодежных общественных объединений и иных учреждений и организаций, ведущих работу с молодежью;
- реализация программ дополнительного образования в области молодежной
политики;
- создание молодежных объединений, подростковых, спортивных клубов,
молодежных телефонов доверия, оздоровительных лагерей и других подразделений, ведущих работу с молодежью.
Контроль и ревизия деятельности Учреждения осуществляется комитетом по молодежной политике Правительства Хабаровского края, налоговыми, природоохранными и иными органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации возложена проверка деятельности государственных учреждений.
За 2004 год выборочной проверкой выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 65237,0 руб., списано расходов без оправдательных документов на сумму 167411,0 руб., списано расходов не оформленных в соответствии с требованиями бухгалтерского учета на сумму 173353,14 руб.; недоначислены и недоперечислены в бюджет налоги по зарплате на сумму 34925,0 руб.
Для устранения имеющихся нарушений и недопущения их в дальнейшем руководителю и главному бухгалтеру необходимо усилить контроль за порядком оформления, отражения и учета хозяйственных операций.
Требовать от сотрудников строгого выполнения правил заполнения первичных документов, соблюдения периодичности и порядка составления документации согласно графика – документооборота.
Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использования финансовых ресурсов.
Проанализируем финансирование ГОУ «Краевой Дом Молодежи».
Утверждено по смете 25075000 руб., а произведено кассовых расходов на 1764 руб. больше, т.е. 25076764 руб. Сверх сметы произошло увеличение кассовых расходов по статьям:
- Начисления на оплату труда - 536 руб.
- Прочие предметы снабжения -587 руб.
- Командировки – 30 руб.
- Оплата котельно-печного топлива – 300 руб.
- Оплата потребления электр.энергии – 270 руб.
- Прочие текущие расходы – 944 руб.
Самая большая экономия по кассовым расходам наблюдается по статьям:
- Оплата коммунальных услуг- 530 руб.
- Оплата текущего ремонта оборудования - 150 руб.
- Приобретение оборудования - 127 руб.
Государственное образовательное учреждение «Краевой дом молодежи» недофинансирован краевым бюджетом.
По сравнению с 2003 годом смета расходов на 2004 год составлена с превышением от уровня 2003 года на сумму 6 726 915 руб. Наибольшее увеличение отмечено по статье «Расходы на вневедомственную охрану» - 3 000 000 руб., значительных рост также отмечен по статьям «Заработная плата и отчисления по ЕСН» - 2 348 755 руб., «Расходы на проведение мероприятий» - 2 156 820 руб., «Заработная плата сотрудников «Альфа» - 700 000 руб. По статье «Приобретение предметов длительного пользования» рост составил 570 100 руб., 216 000 руб. из них на приобретение предметов длительного пользования для филиала в п. Ванино.
В связи недофинансированием ГОУ «Краевой Дом Молодежи» учреждению приходится осуществлять кассовых расчетов меньше, чем фактических на сумму 1619213 тыс. руб.
Кроме общего превышения наблюдается повышение и по отдельным подстатьям и элементам расходов. Так фактические расходы по оплату ГСМ превышают кассовые на 77580 руб., на приобретение прочих предметов снабжения – на 94873 руб., на оплату котельно-печного топлива – на 68789 руб., на оплату водоснабжения – на 6746 руб., на оплату текущего ремонта здания – на 774569 руб., на оплату прочих текущих расходов – на 1051998 руб., приобретение медикаментов – на 5601 руб., на приобретение оборудования – на 105782 руб. Одновременно кассовые расходы оказались больше фактических на оплату труда в сумме 68341 руб., расходы по начислениям на оплату труда – 18792 руб., на командировочные расходы в сумме 434157 руб., на оплату услуг связи – 3092 руб., на оплату коммунальных услуг - 11391 руб., оплату потребления электрической энергии – 34323 руб., оплату текущего ремонта оборудования – 5600 руб.
По данным проведенного анализа можно сделать следующий вывод: валюта баланса на конец отчетного периода увеличилась на 3914314 руб. или на 15% от 2003 года. Это оценивается положительно, т.к. увеличение баланса свидетельствует о приобретении имущества данной организацией. Наибольшее влияние на это оказало увеличение остатков по разделам:
- «Основные средства и долгосрочные вложения» – на сумму 2195313 руб.
- «Малоценные предметы» на сумм 61626 руб.
- «Расчеты» на сумму 804080 руб. и другие разделы.
Но среди других разделов, увеличивающих валюту баланса, присутствуют статьи и отрицательного характера, т.е. это статья «Расходы», увеличивающие имущество на сумму 768664 руб. и статья «Убытки» - на сумму 719700 руб.
Уменьшающие валюту баланса являются следующие разделы:
- «Материальные запасы» на сумму 650522 руб.
- «Готовая продукция» на сумму 99952 руб.
В общем ситуация в учреждении характеризуется неоднозначно: с одной стороны – хорошо – увеличение имущества, реализация услуг, с другой стороны – плохо – увеличение убытков и расходов учреждения.
Также замечено, что самое наибольшее увеличение темпа роста по сравнению с 2003 годом заметно по статье «Средства учреждений» на 120,7 %, по статье «Убытки» на 184 % и по статье «Расходы» на 100%. На 58,6 % сократились «Материальные запасы». А по статье «Малоценные предметы» заметно небольшое увеличение на 1,2 %.
Из данного анализа заметно, что на общее увеличение валюты баланса на сумму 3914314 рублей наибольшее влияние оказали следующие факторы:
- увеличивающие факторы – это сумма по разделам: «Фонд и средства целевого назначения» возросла на сумму 2249179 руб. (в основном из-за увеличения статьи «Износ ОС» на сумму 2313357 руб. и «Фонд в малоценных предметах» на сумму 61626 руб.), а также увеличения «Расчеты» - 2280332 руб.;
- уменьшающие факторы – это сумма по разделу «Финансирование из бюджета» - 841700 руб.
Наибольший удельный вес в активе баланса и в 2003, и в 2004 году занимает I раздел «Основные средства и долгосрочные финансовые вложения» (соответственно – 64,8 % (в сумме 16584843 руб.) и 63,7 % (в сумме 18780156 руб.), в течение отчетного периода произошло уменьшение удельного веса на 1,1 %.
Раздел «Материальные запасы» занимает наименьший удельный вес в составе валюты баланса - на 2003 г. 4,3 %, на 2004 г. 1,6 %, т.е. заметно самое большое снижение удельного веса – 2,7 %.
Раздел «Малоценные предметы» занимает существенный удельный вес в активе баланса (в 2003 – 19,3 % , в 2004 году – 16,9 %).
Убытки наблюдаются в течение двух исследуемых периодах, но в динамике удельный вес в составе имущества учреждения увеличивается 2,2 %. Это можно оценить отрицательно деятельность учреждения.
Конечно, самый большой удельный вес заметен по средствам, полученным от предпринимательской деятельности (2003 год – 0,27 %, 2004 год – 0,18 %), но в любом случае этот удельный вес невесом.
Раздел «Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги» и раздел «Расходы на капитальные расходы» вовсе отсутствуют.
В пассиве баланса показываются источники средств бюджетного учреждения, за счет которых были произведены расходы и приобретены материальные ценности.
В 2003 году отсутствовали «Расходы», а в 2004 году они составляют 768664 руб., что в составе имущества занимают 2,6 %.
Увеличение валюты баланса - в части источников финансирования - произошло из-за увеличения остатков по разделу «Фонды и средства целевого назначения» на сумму – 2249179 руб., удельный вес которых самый большой – 2003 год – 84,1 %, 2004 год – 80,6 %. Заметно снижение удельного веса на 3,5 %.
Раздел «Финансирование из бюджета» уменьшают валюту баланса на сумму 841700 руб. Это характеризует организацию с отрицательной стороны, так как расходы по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия были урезаны, и, соответственно, их становится недостаточно для существования деятельности организации.
Раздел «Расчеты» также увеличивают валюту баланса на сумму 2280332 руб. Удельный вес их составляет на 2003 год – 11,4 %, 2004 год -17,6 %, т.е. заметна тенденция увеличения удельного веса на 6,2 %.
«Доходы будущих периодов» в составе источников формирования имущества занимают самую маленькую долю – в 20003 году- 1,2%, в 2044 году – 1,8 %. Идет увеличение удельного веса на 0,6 %.
Раздел «Финансирование капитального строительства» отсутствует.