Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Реорганизация некоммерческих организаций и ее формы................. 4

2. Расходы некоммерческой организаций............................................... 12

Заключение.................................................................................................. 15

Список литературы..................................................................................... 17

Введение

В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко возросло, изменился и их качественный состав. Регистрируются все новые фонды, ассоциации, клубы, объединения.

Однако не следует пока говорить о каком-либо бумаге некоммерческих организаций в России. Идет процесс нормального развития. Если взять мировую практику по этому вопросу, то обнаружится, что сферы деятельности коммерческих и не коммерческих организаций в развитых СС странах примерно одинаковы. Разумеется, многое здесь зависит от особенностей законодательства той или иной страны: в Германии, например, некоммерческие организации имеют гораздо большую силу и влияние, нежели в США. Однако в целом некоммерческие организации любой развитой страны представляют собой обширную и влиятельную систему, способную отстаивать свои интересы на любом уровне.

В постсоветской России развитие некоммерческих организаций сначала несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако такие весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ и МЦФБ, возникли и развились очень быстро. После завершения создания в России системы товарных, а затем и фондовых бирж темп роста количества некоммерческих организаций в стране снизился. Сейчас наблюдается новый скачок. Вполне закономерно возникновение большого количества некоммерческих организаций научной направленности - посредников.

Еще один важный аспект деятельности некоммерческих организаций - координации действий и защита интересов предпринимателей. Взаимодействие предпринимателей и государства, вопросы представительства интересов предпринимателей в государственных органах - все эти функции должны выполняться и выполняются некоммерческими организациями.

1. Реорганизация некоммерческих организаций и ее формы

Статья 16 "Реорганизация некоммерческой организации" Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" основывается на положениях ст. 57-59 ГК РФ. Правила, установленные в пп. 1-3 ст. 16, сформулированы в императивных нормах, не предполагающих возможности применения противоречащих им правил реорганизации некоммерческой организации. Положения комментируемой статьи, а также ст. 17 Закона применяются к некоммерческим организациям, обладающим правами юридического лица.

Статья не распространяется на религиозные организации (см. п. 4 ст. 1 Закона).

Понятие "реорганизация" означает прекращение реорганизуемого юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Особенности правопреемства в зависимости от формы реорганизации юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) установлены в ст. 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации некоммерческой организации в форме преобразования регулируется также ст. 17 Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).

Прекращение некоммерческой организации с переходом прав и обязанностей к вновь возникающим юридическим лицам отличает ее реорганизацию от ликвидации, не предполагающей правопреемства (см. ст. 61 ГК РФ; ст. 18-20 Закона и комментарии к ним).

Согласно п. 1 ст. 16 Закона порядок реорганизации некоммерческой организации определяется ГК РФ (см. ст. 57-61 ГК РФ), Законом (см. ст. 16-17) и другими федеральными законами. Под другими федеральными законами прежде всего подразумеваются законы, регулирующие создание, деятельность, реорганизацию и ликвидацию отдельных видов некоммерческих организаций.

Например, реорганизация общественного объединения осуществляется с учетом правил ст. 25 ФЗ "Об общественных объединениях", согласно которой реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном ГК РФ.

Реорганизация негосударственного пенсионного фонда, помимо соответствующих норм ГК РФ и Закона, регулируется правилами ст. 33 ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривающей, что реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с государственным уполномоченным органом в случае неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников в соответствии с заключениями независимого аудитора и актуария.

Реорганизация образовательного учреждения осуществляется с учетом правил ст. 34 Закона РФ "Об образовании", в соответствии с которой образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушение обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

Подобные нормы, регулирующие особенности реорганизации различных некоммерческих организаций, содержатся и в других законах о таких организациях.

2. Пункт 2 комментируемой статьи частично воспроизводит общие для юридических лиц правила, установленные в п. 1 ст. 57 ГК РФ, называя пять форм реорганизации некоммерческой организации. Данные формы реорганизации изложены и в ГК РФ, и в комментируемой норме в виде исчерпывающего перечня, что не допускает возможности проведения реорганизации некоммерческой организации в иных формах.

Слиянием организаций признается создание новой организации с передачей ей всех прав и обязанностей двух или нескольких организаций, участвующих в слиянии, и прекращением последних. При слиянии организаций все права и обязанности каждой из них переходят к организации, созданной в результате слияния, в соответствии с передаточными актами. Организации, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния возникает новая организация, подлежащая государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такой организации влечет возникновение нового юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности всех организаций, участвовавших в слиянии.

Требования к содержанию передаточного акта установлены п. 1 ст. 59 ГК РФ. Данный документ должен включать весь комплекс обязательств реорганизуемой организации (в т.ч. и такие, по которым не наступил срок исполнения, а также оспариваемые обязательства) с указанием лица, которому передаются соответствующие права и обязанности.

При слиянии организаций правопреемство является общим (универсальным), т.е. к вновь возникшему в результате такой реорганизации юридическому лицу переходят все права и все обязанности участвовавших в слиянии организаций.

Присоединением организации признается прекращение одной или нескольких организаций с передачей всех их прав и обязанностей другой организации. При присоединении одной организации к другой к последней переходят все права и обязанности присоединенной организации в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, присоединение представляет собой форму реорганизации, при которой возникает не новое юридическое лицо (таковым уже является организация, к которой осуществляется присоединение), а изменяется юридический статус (объем прав и обязанностей) организации, к которой присоединились одна или несколько других организаций. Государственной регистрации в этом случае подлежит не организация, к которой осуществлялось присоединение, а изменения и дополнения к ее учредительным документам. Сама же организация, к которой осуществлялось присоединение, считается реорганизованной не с момента государственной регистрации (как это имеет место при других формах реорганизации), а с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации. Присоединившаяся организация (организации) прекращают свое существование с этого момента (см. второй абзац п. 3 комментируемой статьи).

Разделением организации признается ее прекращение с передачей всех ее прав и обязанностей вновь созданным организациям. При разделении организации все ее права и обязанности переходят к юридическим лицам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом.

Согласно ст. 59 ГК РФ разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам организации, реорганизуемой в форме разделения, в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. обязательствам, оспариваемым сторонами. Разделительный баланс относится к числу документов, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации организаций, возникающих в результате разделения юридического лица.

В результате реорганизации в форме разделения реорганизованная организация прекращает свое существование, и сведения о ней исключаются из государственного реестра юридических лиц. При разделении организации возникают как минимум две новых организации, каждая из которых подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Вновь возникшие организации обязаны солидарно отвечать по имущественным обязательствам разделенной организации в случае, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемников такой организации (о солидарной ответственности см. ст. 323 ГК РФ). В таком случае кредитор вправе предъявить свои требования ко всем юридическим лицам, возникшим в результате разделения организации, или к одному из них в полном объеме. По-видимому, если одна из вновь созданных организаций примет на себя удовлетворение всех требований кредитора, то она вправе впоследствии в порядке регресса потребовать от других таких организаций долевого участия в произведенных им затратах.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете" (СЗ РФ, 1996, N 48, ст. 5369; 1998, N 30, ст. 3619) при реорганизации юридического лица обязательно проводится инвентаризация его имущества и обязательств. Поэтому составлению разделительного баланса должна предшествовать полная инвентаризация имущества и обязательств организации, подлежащей разделению. При проведении инвентаризации необходимо руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

Выделением организации признается создание одной или нескольких организаций с передачей ей (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. При выделении из организации одной или нескольких организаций к каждой из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованной организации в соответствии с разделительным балансом.

В отличие от реорганизации в форме разделения, при выделении реорганизованная организация продолжает действовать в качестве юридического лица. Вторым отличием является то, что при выделении передаются не все, а только часть прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица. Определенные права и обязанности сохраняются за организацией, реорганизуемой в данной форме.

Государственной регистрации при выделении одной или нескольких организаций подлежит вновь созданная в результате выделения организация (организации). Что касается юридического лица, из которого выделилась одна или несколько новых организаций, то в его учредительные документы вносятся изменения, предусмотренные в решении о выделении. Указанные изменения, вносимые в учредительные документы, подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

Преобразование юридического лица означает изменение его организационно-правовой формы, в результате чего возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренного законодательством. При преобразовании организации к юридическому лицу, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом.

В случае преобразования организации государственной регистрации подлежит вновь возникшее юридическое лицо, вид которого определяется по правилам ст. 17 Закона в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации, претерпевшей преобразование. К этому юридическому лицу с момента его государственной регистрации переходят все имущественные (а в ряде случаев и неимущественные) права и обязанности преобразованной некоммерческой организации как субъекта гражданско-правовых отношений.

С момента государственной регистрации нового юридического лица некоммерческая организация, реорганизованная путем преобразования, перестает существовать в качестве юридического лица, и запись о ней исключается из государственного реестра.

Ограничения на преобразование некоммерческой организации в юридическое лицо того или иного вида предусмотрены в ст. 17 Закона.

Одним из общих условий реорганизации юридического лица является соблюдение прав его кредиторов. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации предусмотрены ст. 60 ГК РФ.

3. Пункт 3 комментируемой статьи почти дословно воспроизводит нормы п. 4 ст. 57 ГК РФ, действующие в отношении всех юридических лиц. По общему правилу, реорганизация организации признается завершенной и влечет юридические последствия (правопреемство) с момента осуществления государственной регистрации созданного в результате реорганизации юридического лица.

Поскольку в случае присоединения одной организации к другой вместо двух юридических лиц остается одно, права и обязанности реорганизованной организации переходят к организации, к которой осуществлялось присоединение, с момента совершения в едином государственном реестре записи о прекращении присоединенного юридического лица. См. также комментарий к п. 2 ст. 16 Закона.

4. Согласно п. 4 ст. 16 Закона организации, возникающие в результате реорганизации некоммерческой организации, подлежат государственной регистрации в порядке, который установлен ст. 51 ГК РФ. Как уже отмечалось, в отсутствие упомянутого в комментируемой норме закона о государственной регистрации юридических лиц указанная регистрация осуществляется в соответствии с действующим законодательством (см. комментарий к ст. 3 Закона).

Целесообразно иметь в виду, что ГК РФ предусматривает два основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц, возникших в результате реорганизации. Это: а) непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса и б) отсутствие в указанных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст. 59 ГК РФ).

Передаточный акт и разделительный баланс обязательно должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованной организации в отношении всех ее кредиторов и должников, в т.ч. и обязательства, оспариваемые сторонами.

2. Расходы некоммерческой организаций

Некоммерческая организация в соответствии с Федеральным законом от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями и дополнениями) должна иметь самостоятельный баланс или смету. Исполнительный директор или другое лицо, уполномоченное высшим органом управления некоммерческой организации, утверждает смету, отражающую статьи расходов и их состав, необходимые для выполнения уставной деятельности. Смета представляет собой перечень планируемых поступлений и расходов материальных и денежных средств.

Если некоммерческая организация не занимается коммерческой деятельностью, а действует только в рамках уставной непредпринимательской деятельности, все расходы, связанные с такой деятельностью, в том числе и административные, учитываются на счете 96 "Целевые финансирование и поступления".

Административные расходы, связанные с осуществлением того или иного уставного проекта, необходимо учитывать раздельно по субсчетам в соответствии со сметой затрат.

Целевые поступления благотворительной организации должны быть равны целевым расходам.

В состав расходов входят расходы:

связанные с выполнением благотворительных программ;

связанные с содержанием благотворительной организации;

связанные с предпринимательской деятельностью;

средства, направленные на внутрихозяйственные расчеты;

потери и списания.

Все хозяйственные операции, осуществляемые некоммерческими организациями, связанные с выполнением уставной деятельности, должны оформляться оправдательными документами, являющимися первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В процессе хозяйственной деятельности некоммерческие организации могут совершать в отношении имущества, находящегося в ее собственности или на ином вещном праве, любые сделки, не противоречащие законодательству, уставу этой организации, указаниям жертвователя.

Как уже отмечалось, поступления в благотворительной организации в суммарном выражении должны соответствовать расходам. Это означает, что целевые средства, полученные на осуществление тех или иных уставных целей, должны быть использованы по назначению в течение срока реализации программы. Средства, использованные не по назначению, взыскиваются в доход федерального бюджета.

Расходы, связанные с содержанием некоммерческой организации. Это расходы, связанные с командировками и служебными поездками, заработная плата административно-управленческого персонала, отчисления в фонды социального страхования и обеспечения от расходов на оплату труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на приобретение оборудования и инвентаря, капитальный и текущий ремонт, арендная плата, оплата за телефон, почтово-телеграфные и представительские расходы, расходы на проведение обязательного аудита, амортизационные отчисления, оплата коммунальных услуг, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, расходы, связанные с публикацией отчета о деятельности некоммерческой организации, прочие расходы.

Расходы, связанные с предпринимательской деятельностью. Согласно законодательству некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с целью достижения уставных задач.

Состав затрат, связанных с предпринимательской деятельностью и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.92 г. N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" (с изменениями и дополнениями).

Следует отметить, необходимость ведения раздельного учета затрат, связанных с осуществлением уставной и коммерческой деятельности. Часть этих расходов может возмещаться за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов в распоряжении некоммерческой организации.

Проблемы организации бухгалтерского учета, с которыми сталкиваются некоммерческие организации, связаны с отсутствием соответствующей законодательной базы, и они в своей деятельности вынуждены руководствоваться нормативными документами, которые регулируют деятельность коммерческих организаций.

Средства, направленные на внутрихозяйственные расчеты. Имущество, выделенное обособленным подразделениям, взаимный отпуск материальных ценностей; списывается некоммерческой организацией со счетов учета имущества в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому подразделению, выделенному на отдельный баланс.

Потери и списания. В состав расходов некоммерческих организаций включаются некомпенсируемые потери (порча гуманитарных средств и других материальных ценностей, направленных на реализацию уставных целей).[1]

Заключение

Согласно Гражданскому кодексу некоммерческими являются организации, не имеющие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.

В ГК определены следующие формы существования некоммерческих организаций в России: потребительские кооперативы (некоммерческие партнерства), учреждения, фонды, общественные и религиозные организации (объединение), объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). ГК РФ допускает создание некоммерческих организаций и в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Некоммерческая организация может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки.

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

другие не запрещенные законом поступления.

В состав расходов входят расходы:

связанные с выполнением благотворительных программ;

связанные с содержанием благотворительной организации;

связанные с предпринимательской деятельностью;

средства, направленные на внутрихозяйственные расчеты;

потери и списания.


Список литературы

1.     Гражданский Кодекс РФ.

2.     Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ".

3.     Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта, 28 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

4.     Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.)

5.     Алексеев О.Б, Лапшев П.И. Местное самоуправление в России: эффективное управление муниципальными финансами. Практические рекомендации. Издательство ИГПИ, М. 2003.

6.     Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. Вопросы экономики. М., 2003. № 3.

7.     Бабич А. М. Финансы и денежное обращение, Кредит 2002г.

8.     Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. – с.175-176; 181-182

9.     Козлова Н.В. Некоммерческие организации: благотворительность или предпринимательство? // Законодательство, 2004, N 1

10.                        Кузьмин Г. Налогообложение некоммерческих организаций // Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 50, декабрь 2004 г.

11.                        Налоговая система России: учеб. Пособие/под ред. Д.Г. Черника и А.З.Дадашева. – М.: «АКДИ Экономика и жизнь», 2003 г.

12.                        Основные нормативные документы, регулирующие деятельность некоммерческих организаций // Финансовая газета. Региональный выпуск, N 07, февраль 2001 г.

13.                        Основы  муниципальной экономики. М. Б. Горный, А. Т. Ошурков, Н. И. Скрябина. Весь Мир. 2002 г.

14.                        Семенюта О. Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие, - М.: Контур, 2003. – 334с

15.                        Суворов А.В. Налогообложение некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет, №20, октябрь 2004


[1] Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб: Питер, 2001. – с.175-176; 181-182