Содержание
Задача 1. 3
Задача 2. 5
Задача 3. 7
Список литературы.. 10
Задача 1
Лесхозом был выдан лесорубочный билет акционерному обществу, дающий право на заготовку древесины с указанием срока ее заготовки и вывоза до 20 февраля 2000 года. По результатам проведенного 25 марта 2000 года освидетельствованием участков лесного фонда, на которых производились лесозаготовительные работы, был выявлен ряд лесонарушений, в частности оставление недорубов, неудовлетворительная чистка лесосеки о чем был составлен надлежащий акт и направлена претензия о необходимости уплаты неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.
АО отказалось выплачивать сумму неустоек, ссылаясь на факт переуступки прав по лесорубочному билету ООО. В подтверждение своих возражений лесхозу были представлены доверенность, выданная директоров АО в пользу ООО с правом ведения лесозаготовительной деятельности на участках лесного фонда, указанных в лесорубочном билете, а также уведомительное письмо АО о необходимости внесения изменений в лесорубочный билет, направленное в лесхоз 05 марта 2000 года.
Лесхоз обратился с иском в арбитражный суд. Какое решение вынесет суд?
Решение:
Данную проблему можно решить руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005).
Данный Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации лесопользователи осуществляют права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Деятельность акционерного общества, которому был выдан лесорубочный билет явно противоречит данной статье.
Кроме того, в Лесном кодексе сказано, что при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:
осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;
проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;
осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке;
соблюдать санитарные правила в лесах и т.д.[1]
Таким образом, деятельность акционерного общества наносила явный вред лесу, акционерное общество не выполняло своих обязанностей как лесопользователя. Поэтому суд должен принять решение о выплате неустоек акционерным обществом.
Задача 2
Природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском к производственному объединению коммунального хозяйства с иском о возмещении вреда, причиненного природным ресурсам. Областным комитетом по экологии было установлено, что в течении одного месяца в результате выхода насоса на станции биологической очистки производился сброс хозяйственно-бытовых стоков в реку. Всего было сброшено 12 тыс. м3 стоков, что привело к загрязнению реки. Сброс был оценен как залповый, экстремальный, причинивший ущерб реке и создавший угрозу здоровью населения через водоснабжение.
Факт аварии насоса и сброса стоков подтверждается актом областного комитета экологии и природных ресурсов, протокола осмотра места происшествия, произведенного следователем, данными лабораторного анализа проб загрязненного водоема.
Расчет ущерба был основан на инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещении отходов, другие виды вредного воздействия».
Суд удовлетворил требования природоохранной прокураторы. Правомерно ли решение арбитражного суда? Разберите ситуацию.
Решение:
Данное дело решается с учетом положение Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.
Решение арбитражного суда можно считать правомерным исходя из следующих положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.
Во-первых, негативное воздействие на окружающую среду является платным.[2] К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Во-вторых, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.[3]
В-третьих, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.[4]
Задача 3
Организация получила охотничьи угодья на основании договора и представленной долгосрочной лицензией на пользование охотничьими угодьями. В пределах территории, переданной организации в пользование, гражданин, не имеющий разрешительных документов на охоту, произвел отстрел 2-х лосей. По выявленному факту был составлен протокол с соблюдением всех требований законодательства. Организация предъявила в суд иск о взыскании с гражданина ущерба за причинение вреда животному миру, в размере, исчисленном на основании действующих такс.
Каково будет решение суда? Возможно ли одновременное предъявление требований к правонарушителю со стороны государства и организации – пользователя животного мира? Каков характер этих требований?
Решение:
Согласно Федеральному закону «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ, объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическими лицами в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.[5]
Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Охота – это один из видов пользования животным миром, который может предоставляться юридическими лицам и гражданам.
Согласно статьи 35 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ, пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.
Так как у гражданина, убившего двух лосей, не было данных документов, то государство может предъявить требование о нарушении порядка пользования объектами животного мира.
Далее, согласно статье 40 данного закона, пользователи животным миром имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды.
Таким образом, организация также имеет право предъявить иск к данному гражданину о причинении вреда неправомерными действиями животному миру.
Иск должен быть удовлетворен судом на основании перечисленных положений Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ.
Список литературы
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант.
3. Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ. – Справочная система Гарант.
4. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 25 мая 1999 г. N 399. – Справочная система Гарант.
5. Исматов Н.В. Экологическое право РФ. – М.: Юристъ, 2005.
6. Казаров С.А. Экологическое право: учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2004.
7. Фомин С.Л. Экологическое право России / Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.
[1] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.83.
[2] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.16.
[3] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.39.
[4] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.77.
[5] Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.33.