Содержание

Задача 1. 3

Задача 2. 5

Задача 3. 7

Список литературы.. 10

Задача 1

Лесхозом был выдан лесорубочный билет акционерному обществу, дающий право на заготовку древесины с указанием срока ее заготовки и вывоза до 20 февраля 2000 года. По результатам проведенного 25 марта 2000 года освидетельствованием участков лесного фонда, на которых производились лесозаготовительные работы, был выявлен ряд лесонарушений, в частности оставление недорубов, неудовлетворительная чистка лесосеки о чем был составлен надлежащий акт и направлена претензия о необходимости уплаты неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.

АО отказалось выплачивать сумму неустоек, ссылаясь на факт переуступки прав по лесорубочному билету ООО. В подтверждение своих возражений лесхозу были представлены доверенность, выданная директоров АО в пользу ООО с правом ведения лесозаготовительной деятельности на участках лесного фонда, указанных в лесорубочном билете, а также уведомительное письмо АО о необходимости внесения изменений в лесорубочный билет, направленное в лесхоз 05 марта 2000 года.

Лесхоз обратился с иском в арбитражный суд. Какое решение вынесет суд?

Решение:

Данную проблему можно решить руководствуясь Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005).

Данный Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Согласно статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации лесопользователи осуществляют права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, свободно, если это не ухудшает состояние лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Деятельность акционерного общества, которому был выдан лесорубочный билет явно противоречит данной статье.

Кроме того, в Лесном кодексе сказано, что при осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:

осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;

соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;

не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;

вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;

не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;

проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;

осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;

проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;

возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке;

соблюдать санитарные правила в лесах и т.д.[1]

Таким образом, деятельность акционерного общества наносила явный вред лесу, акционерное общество не выполняло своих обязанностей как лесопользователя. Поэтому суд должен принять решение о выплате неустоек акционерным обществом.

Задача 2

Природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с иском к производственному объединению коммунального хозяйства с иском о возмещении вреда, причиненного природным ресурсам. Областным комитетом по экологии было установлено, что в течении одного месяца в результате выхода насоса на станции биологической очистки производился сброс хозяйственно-бытовых стоков в реку. Всего было сброшено 12 тыс. м3 стоков, что привело к загрязнению реки. Сброс был оценен как залповый, экстремальный, причинивший ущерб реке и создавший угрозу здоровью населения через водоснабжение.

Факт аварии насоса и сброса стоков подтверждается актом областного комитета экологии и природных ресурсов, протокола осмотра места происшествия, произведенного следователем, данными лабораторного анализа проб загрязненного водоема.

Расчет ущерба был основан на инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды и природных ресурсов РФ, постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещении отходов, другие виды вредного воздействия».

Суд удовлетворил требования природоохранной прокураторы. Правомерно ли решение арбитражного суда? Разберите ситуацию.

Решение:

Данное дело решается с учетом положение Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.

Решение арбитражного суда можно считать правомерным исходя из следующих положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ.

Во-первых, негативное воздействие на окружающую среду является платным.[2] К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

-             выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

-             сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

-             загрязнение недр, почв;

-             размещение отходов производства и потребления;

-             загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

-             иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Внесение платы не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Во-вторых, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.[3]

В-третьих, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.[4]

Задача 3

Организация получила охотничьи угодья на основании договора и представленной долгосрочной лицензией на пользование охотничьими угодьями. В пределах территории, переданной организации в пользование, гражданин, не имеющий разрешительных документов на охоту, произвел отстрел 2-х лосей. По выявленному факту был составлен протокол с соблюдением всех требований законодательства. Организация предъявила в суд иск о взыскании с гражданина ущерба за причинение вреда животному миру, в размере, исчисленном на основании действующих такс.

Каково будет решение суда? Возможно ли одновременное предъявление требований к правонарушителю со стороны государства и организации – пользователя животного мира? Каков характер этих требований?

Решение:

Согласно Федеральному закону «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ, объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическими лицами в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии.[5]

Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.

 Пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Охота – это один из видов пользования животным миром, который может предоставляться юридическими лицам и гражданам.

Согласно статьи 35 Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ, пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок.

Так как у гражданина, убившего двух лосей, не было данных документов, то государство может предъявить требование о нарушении порядка пользования объектами животного мира.

Далее, согласно статье 40 данного закона, пользователи животным миром имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель объектов животного мира, ухудшение среды обитания объектов животного мира, за необоснованное ограничение права на пользование животным миром, права собственности на полученную продукцию, а также в случаях прекращения права на пользование животным миром при изменении статуса земель с учетом упущенной выгоды.

Таким образом, организация также имеет право предъявить иск к данному гражданину о причинении вреда неправомерными действиями животному миру.

Иск должен быть удовлетворен судом на основании перечисленных положений Федерального закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ.

Список литературы

1.           Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант.

2.           Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант.

3.           Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ. – Справочная система Гарант.

4.           Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия  Российской Федерации «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб,  причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием  или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам  охоты» от 25 мая 1999 г. N 399. – Справочная система Гарант.

5.           Исматов Н.В. Экологическое право РФ. – М.: Юристъ, 2005.

6.           Казаров С.А. Экологическое право: учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2004.

7.           Фомин С.Л. Экологическое право России / Под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна - М.: Изд-во МНЭПУ, 2005.


[1] Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года N 22-ФЗ (ред. от 21.07.2005). – Справочная система Гарант. – ст.83.

[2] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.16.

[3] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.39.

[4] Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.77.

[5] Федеральный закон   «О животном мире» от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.33.