Тема: "Рынок труда: современное состояние и тенденции развития"
Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1 Специфические особенности рынка труда в современной национальной экономики 5
1.1 Рынок труда как категория и экономический феномен. 5
1.2 Факторы формирования рынков труда. 8
1.3 Особенности государственного регулирования региональных рынков труда 12
2 Анализ рынка труда на примере Московской области. 14
2.1 Аналитический обзор социально-экономической ситуации в Московской области за 2006 – 2008 г.г. 14
2.2 Ключевые проблемы на рынке труда Московской области. 18
2.3 Специфика трудовой миграции Московской области. 20
Заключение. 31
Список используемой литературы.. 34
Приложения
Введение
Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
В западных экономических теориях рынок труда - это рынок, где peaлизуется один из прочих производственных ресурсов.
Рынок труда является важным элементом рыночной экономики наряду с рынком товаров и рынком капитала. При этом рынок труда, будучи объектом государственного регулирования, приобретает характер экономико-правовой категории.
Он представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложений на рабочую силу. Субъектами этих отношений выступают: безработные граждане, работодатели и государство, имеющие на рынке свои общие и особые интересы.
Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями — будущими субъектами трудовых отношений.
В условиях финансового кризиса, регулирование рынка труда требует особенного подхода. Необходимо поддерживать людей, оставшихся без работы и проводить эффективную политику занятости населения, как в России, так и на уровне отдельных регионов страны, поэтому изучение рынков труда является актуальной темой для работы.
Цель работы - отразить рынки труда в современной России и определить приоритетные направления политики занятости в условиях кризиса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
—отразить рынок труда как экономический феномен;
—определить факторы формирования рынков труда;
—раскрыть особенности государственного регулирования рынков труда;
—провести анализ социально-экономической ситуации в Московской области за 2006 – 2008 г.г.;
—выявить проблемы на рынке труда Московской области;
—отразить специфику трудовой миграции Московской области.
Объект работы - рынок труда Московской области.
Предмет работы - исследование рынка труда и политики занятости населения в Московской области.
Для написания работы использовались нормативно-правовые акты: Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, а также специализированные учебные пособия по региональной экономике и экономике труда. Также использовались периодические издания и статистические материалы.
Методами исследования являются: наблюдения, сравнения, абсолютных и относительных разниц, динамический метод и ряд других.
1 Специфические особенности рынка труда в современной национальной экономики
1.1 Рынок труда как категория и экономический феномен
Рынок труда (рабочей силы) - важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д[1].
Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
В западных экономических теориях рынок труда - это рынок, где peaлизуется один из прочих производственных ресурсов. Здесь можно выделить четыре основных концептуальных подхода к анализу функционирования современного рынка труда.
В основе первой концепции лежат постулаты классической политэкономии (Дж.Перри, М. Фелдстайн, Р.Холл), а в 80-х годах ее поддерживали также сторонники концепции экономики предложения (Д.Гиллер, А.Лаффер и др.). Приверженцы этой концепции полагают, что рынок труда, как все прочие рынки действуют на основе ценового равновесия, т. е. основным рыночным регулятором служит цена – в данном случае рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью заработной платы, по их мнению, регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие Инвестиции в образование и квалификацию (в человеческий капитал) - это аналоги инвестиций в машины и оборудование. Согласно модели ценового равновесия, индивид «инвестирует в квалификацию» до тех пор, пока не понижается норма прибыли на эти вложения. Из неоклассической концепции следует, что цена на рабочую силу гибко реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения, а безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие.
Поскольку всерьез говорить об изменении заработной платы в точном соответствии с колебаниями спроса и предложения, тем более об отсутствии безработицы, не приходится, сторонники этой концепции ссылаются на некие "несовершенства" рынка, которые приводят к несоответствию теории с жизнью. К ним относят влияние профсоюзов, установление государством минимальной заработной платы, отсутствие информации и т. д.
Иного подхода к объяснению функционирования рынка труда придерживаются кейнсианцы и монетаристы. В отличие от неоклассиков они рассматривают рынок труда как явление постоянного и фундаментального неравновесия.
Кейнсианская модель (Дж..Кейнс, позже Р.Гордон и др.), в частности, исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) жестко фиксирована и практически не меняется (особенно в сторону уменьшения). Этот элемент никак не доказывается, он берется как безусловный факт. Поскольку же цена по данной концепции не является регулятором рынка, такой регулятор должен быть привнесен извне. Его роль отводится государству, которое, уменьшая или увеличивая совокупный спрос, может данное неравновесие ликвидировать.
Как и сторонники кейнсианского подхода, представители школы монетаристов (прежде всего М.Фридмен) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу, более того из предпосылки их однонаправленного, повышательного движения. Монетаристами вводится понятие некого естественного уровня безработицы, отражающего структурные характеристики рынка труда, делающего цены на нем негибкими, препятствующими нормальному его функционированию, yсугубляющими его неравновесие и, стало быть, безработицу[2].
Еще один распространенный подход к механизму функционирования рынка труда представлен школой институционалистов. Основное внимание в ней уделяется анализу профессиональных и отраслевых различий в структуре рабочей силы и соответствующих уровне заработной платы. Здесь пролеживается отход от макроэкономического анализа и попытка объяснить характер рынка особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных и демографических групп.
И, наконец, в марксистской экономической теории рынок труда определяется как рынок особого рода. Его отличает от других разница товара "рабочая сила" и физического капитала. Если рабочая сила в процессе труда создает стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на новую стоимость самим трудом. В силу этого марксисты полагают, что рынок рабочей силы, хотя и подчиняются общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как субъективный фактор производства, будучи товаром, в то же время активно влияет на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.
Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товаров рынка. Регулятором здесь являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате[3].
Таким образом, рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Факторы, влияющие на рынок труда рассмотрены далее.
1.2 Факторы формирования рынков труда
Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения, его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест[4].
Спрос на рабочую силу зависит в первую очередь от макроэкономических тенденций. При росте экономики рабочих мест становится больше, при кризисе или спаде их число сокращается. Кроме того, спрос на рабочую силу, как, впрочем, и ее предложение, зависит от уровня оплаты труда. В странах и регионах с "дешевой" рабочей силой ниже издержки создания новых рабочих мест и поэтому чаще размещаются новые трудоемкие производства. При высоком уровне оплаты труда работодатели стремятся снизить свои издержки путем автоматизации производства или его вывода в "дешевые" страны или регионы, тем самым ограничивая предложение новых рабочих мест на региональных или локальных рынках труда
Значительную роль в формировании спроса играет структура экономики, в том числе соотношение трудоемких и нетрудоемких отраслей. В современной экономике наиболее трудоемки отрасли услуг, поэтому в крупных городах, где сектор услуг развивается опережающими темпами, предложение рабочих мест больше, что способствует лучшему состоянию рынков труда. В небольших монофункциональных городах рынки труда зависят от положения градообразующего предприятия и поэтому наиболее уязвимы и нестабильны.
Еще один фактор спроса на рабочую силу - политика государства в сфере занятости.
Во-первых, государство выступает в качестве регулятора рынка труда, определяя "правила игры" - найма и увольнения работников, социальных гарантий и социального страхования занятых. При более жестком государственном регулировании и высоком уровне социальной защиты занятых, характерном для западноевропейских стран, работодатели, как правило, стремятся минимизировать риски дополнительных издержек и ограничивают наём работников, что приводит к росту безработицы. При более мягком регулировании, характерном для США, занятые менее защищены при ухудшении ситуации в экономике, но при благоприятной экономической конъюнктуре облегчается создание новых рабочих мест, в результате рынок труда оказывается более гибким. В России трудовые отношения регулируются федеральным законодательством. В начале 2000-х годов был принят Трудовой кодекс с достаточно жесткой регламентацией отношений работника и работодателя в целях социальной защиты занятых. Однако побочным негативным эффектом стала скрытая дискриминация при найме на работу тем категориям занятых, которые защищаются законом (женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов и др.).
Во-вторых, государство влияет на рынок труда как крупнейший работодатель, оплачивающий за счет госбюджета занятых в сфере - социальных услуг, обороне и охране общественного порядка, государственном управлении и др. Политика государства, определяющего число и структуру занятых в этих отраслях, уровень оплаты их труда, также влияет на занятость. Если повышение оплаты не сопровождается мерами по снижению неэффективной занятости, результатом, как правило, становится рост числа работников бюджетного сектора. В российских регионах со слаборазвитой экономикой, особенно высокодотационных, бюджетный сектор стал ведущим по численности работников и занятость в нем продолжает расти[5].
Предложение рабочей силы зависит от динамики численности населения и половозрастного состава. В регионах с незавершенным демографическим переходом и растущей численностью населения проблемы занятости наиболее остры. Они обусловлены, в частности, количественной диспропорцией между возрастной когортой молодежи, входящей на рынок труда, и меньшей по численности возрастной когортой уходящих на пенсию. Такая ситуация характерна для слаборазвитых республик Северного Кавказа и юга Сибири, она усугубляется незначительным предложением новых рабочих мест.
Диспропорция может быть не только количественной, но и структурной, когда спрос на рабочую силу не совпадает с предложением по полу, профессиональной структуре, уровню образования и квалификации. Многие структурные несовпадения можно ослабить с помощью переподготовки имеющихся кадров, но это возможно не всегда. К тому же такая активная политика в сфере занятости весьма затратна.
Поведение населения на рынке труда зависит также от уровня образования, социокультурных особенностей, в том числе эмансипации женщин, территориальной мобильности. В регионах и городах с более высоким уровнем образования населения его адаптация к изменениям спроса на рынке труда идет быстрее, поэтому безработица, как правило, ниже. В регионах нового освоения, заселенных недавними мигрантами, при ухудшении ситуации на рынке труда быстрее начинается миграционный отток, так как мобильность населения выше[6].
1.3 Особенности государственного регулирования региональных рынков труда
Государственное регулирование рынков труда способствует:
—во-первых, распределению и размещению трудовых ресурсов путем децентрализованного и централизованного регулирования (через систему индикативного планирования);
—во-вторых, осуществлению политики макроэкономической стабилизации в регионе;
—в-третьих, осуществлению распределения и перераспределения региональных доходов путем введения местных налогов и др.;
—в-четвертых, влиянию на правовые основы, учитывающие особенности функционирования регионального рынка труда;
—в-пятых, осуществлению развития муниципального сектора экономики (расширяя или сужая его границы);
—в-шестых, развитию региональной рыночной инфраструктуры и институциональной рыночной среды[7].
Изменение соотношения госрегулирования и саморегулирования и его характера по мере решения конкретных задач приводит к стабилизации и преобразованию рынка труда. Критерием эффективного регулирования регионального рынка труда выступает успешное решение задач на каждом этапе (можно предположить, что развитие регионального рынка труда прошло два этапа: процесс становления, выразившийся в нарастании безработицы (кризисное состояние) и депрессивное состояние).
Государственное регулирование проявляется в различных комбинациях объемов, соотношений мер и методов регулирования. Они вытекают из прежнего состояния региональной экономической системы, а также из социально-демографической структуры населения, профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, национального состава, традиционных видов занятости, распространенных на данной территории.
Выводы по главе 1
Рынок труда (рабочей силы) - важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества.
Состояние рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест.
Государственное регулирование проявляется в различных комбинациях объемов, соотношений мер и методов регулирования.
2 Анализ рынка труда на примере Московской области
2.1 Аналитический обзор социально-экономической ситуации в Московской области за 2006 –
Московская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов в Российской Федерации и на протяжении последних лет занимает ведущие места по темпам развития производства, по инвестициям, по вводу жилья и ряду других показателей, характеризующих состояние экономики.
Основные характеристики состояния рынка труда региона определялись демографическими факторами, темпами экономического развития, условиями труда и уровнем его оплаты, параметрами спроса и предложения рабочей силы.
Численность постоянного населения Московской области на декабрь 2008 г. (с учетом итогов переписи населения) составила 6622 тыс. человек, что на 5,1 тыс. человек больше, чем в 2006 года. Численность населения в трудоспособном возрасте увеличилась за этот период на 80,7 тыс. человек и составила 4128,1 тыс. человек. Численность вступающей в трудоспособный возраст молодежи все еще превышает численность населения, выбывающего из трудоспособного возраста. Среднегодовая численность экономически активного населения увеличится по сравнению с 2006 г. на 7,2% и на конец 2008 г. составит 3654 тыс. человек (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Среднесписочная численность занятых по полному кругу организаций увеличилась с 2006 г. на 0,5% и в 2008 г. составила 1976,3 тыс. человек. На 1 февраля 2009 г. численность занятых по полному кругу организаций возросла до 1984,6 тыс. человек.
За период с 2006 по 2008 г.г. наибольший рост числа занятых наблюдался в следующих отраслях экономики: управлении (163,1%), культуре и искусстве (113,6%), торговле и общественном питании (111,2%), транспорте (109,7%), финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (107,5%), материально-техническом снабжении и сбыте (100,4%), промышленности (100,3%). Число занятых уменьшилось в сельском и лесном хозяйстве (75,6%), строительстве (90,4%), научных организациях (96,0%), связи (96,7%), жилищно-коммунальном хозяйстве (98,6%).
Численность работников, уволенных в результате сокращения кадров или ликвидации крупных и средних организаций, выросла по сравнению с 2006 г. на 55,6% и составила 24,9 тыс. человек. За 2009 г. ожидаемое число уволенных составит 22,0 тыс. человек.
Численность работников, принятых на дополнительно введенные рабочие места на крупных и средних организациях, увеличилась с 2006 г. на 15,8% и в 2008 г. составила 23,1 тыс. человек. За 2009 г. ожидаемое число принятых на дополнительно введенные рабочие места составит 22,4 тыс. человек.
По сравнению с 2006 г численность сотрудников, работающих в режиме неполной рабочей недели (неполного рабочего дня), сократилась в 2008 г. до 18,9 тыс. человек, т.е. на 16,3%. За 2009 г. эта категория граждан составит 18,3 тыс. человек. По сравнению с 2006 г. численность сотрудников, находящихся в отпусках по инициативе работодателя, сократилась в 2008 г. до 40,9 тыс. человек, т.е. на 39,8%. За 2009 г. их численность составит 38,0 тыс. человек.
В области растет количество малых организаций: ожидаемый темп роста за 2006 – 2008г.г. - 9,7%, ожидаемое количество - 41000 организаций. Среднесписочная численность работников на этих организациях увеличится до 351,3 тыс. человек, т.е. на 7,5%.
Все эти макроэкономические факторы влияли на параметры занятости и рынка труда.
По сравнению с 2006 г. спрос на рабочую силу в 2008 г. увеличится до 341,8 тыс. человек, т.е. на 3,4%.
Предложение рабочей силы на рынке труда (по оценкам специалистов) уменьшится на 2,8% и в 2008 г. составило 544,4 тыс. человек. Все еще значительное превышение предложения рабочей силы над спросом обусловлено и значительным приростом населения трудоспособного возраста (с 2006 г. по 2008 г. на 97,7 тыс. человек).
Основными категориями граждан, попадающих на рынок труда, являются: граждане, уволенные по текучести кадров; выпускники учебных заведений всех уровней; работники, уволенные в результате сокращения кадров или ликвидации организаций; механический приток в область населения в трудоспособном возрасте, а так же граждане, ранее занятые в личном подсобном хозяйстве, и другие категории[8].
Граждане, уволенные по текучести кадров, составляют около 30% от всех категорий населения, попавших на рынок труда. За анализируемый период численность данной категории увеличится всего на 0,9% и составит в 2008г. 168 тыс. человек. Основными причинами увольнения по собственному желанию были низкая зарплата, удорожание проезда к месту работы, несвоевременная выплата заработной платы.
Численность выпускников учебных заведений всех уровней увеличилась с 2006 г. на 13% и в 2008 г. составила 44,2 тыс. человек.
Численность работников, уволенных в результате сокращения кадров или ликвидации организаций, с 2006 г. увеличится на 37,5% и составило за 2008 г. 22,0 тыс. человек.
Численность граждан, приезжающих на постоянное место жительство в область и попадающих на рынок труда, за анализируемый период увеличится на 20% и составило за 2008 г. 37,0 тыс. человек.
Численность граждан, ранее занятых в личном подсобном хозяйстве, уменьшится на 0,9% и составило за 2008 г. 51 тыс. человек.
Общая численность незанятых ищущих работу граждан на 31.12.2008 составляла 223,1 тыс. человек, уровень общей безработицы – 4,1%. За два года общая численность незанятых ищущих работу граждан на конец периода снизилась на 33,8 тыс. человек и составило на конец 2008 г. 207,2 тыс. человек.
В то же время в 27 районах Московской области уровень общей безработицы превышает среднеобластной показатель. Наиболее высокий уровень в районах: Лотошинском – 15,1%, Шаховском – 14,4%, Шатурском – 12,0%, Зарайском –11,3%. Самый низкий уровень безработицы отмечен в районах: Воскресенском –2,7%, Одинцовском, Чеховском – 2,9%, Химкинском – 3,0%, Ступинском – 3,5%, Домодедовском –3,6%, и в г. Железнодорожный – 3,1%.
Положительные тенденции на общем рынке труда позитивно отразились и на регистрируемом рынке труда. Сократилось число граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в областную службу занятости населения и поставленных на учет: за 2006 г. на учет было поставлено 196,8 тыс. человек, за 2008 г. – 158,5 тыс. человек, что составило 80% к уровню 2006 года.
Число граждан, признанных безработными в течение года, уменьшилось с 75,5 тыс. человек за 2006 г. до 72,9 тыс. человек за 2008 г., т. е. на 3,6%. Численность официально зарегистрированных безработных на конец года сократилась с 38,4 тыс. человек в 2006 г. до 36,9 тыс. человек в 2008 г. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,1% в 2006 г. до 1% в 2008 г. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2-3)[9].
2.2 Ключевые проблемы на рынке труда Московской области
В связи с финансовым кризисом на рынке труда также произошли изменения, произошло сокращение сотрудников, некоторые организации обанкротились и поэтому даже позитивные изменения в экономике Московской области не смогут в ближайшее время в полной мере оказать благоприятное влияние на рынок труда.
В силу своей инерционности процессы, происходящие в трудовой сфере, идут крайне медленно, а недостаточная ее реформированность усугубляет неэффективную занятость, влекущую за собой низкие производительность и оплату труда значительного числа работающих.
Спрос и предложение на рынке труда не совпадают ни по масштабам, ни по структуре.
Московская область традиционно относится к трудоизбыточным регионам, поэтому значительная часть ее населения ориентирована на потребность столичной экономики, куда отвлечена значительная часть трудовых ресурсов области, причем, в основном, это высококвалифицированные работники рабочих специальностей, получающие в столице заработную плату существенно выше, чем в области по аналогичным профессиям. Поэтому на положение в областной экономике будут оказывать в ближайшие годы все большее влияние проблемы, связанные с комплектацией кадров на ее предприятиях и организациях, не позволяющие им развиваться динамично.
Остается низким качество рабочих мест: это и изношенность основных фондов предприятий и плохие условия труда, которые ведут к росту заболеваний и травматизма, что, в конечном счете, снижает возможности трудоустройства ищущих работу граждан в силу непрестижности рабочих профессий.
По-прежнему, сложным остается трудоустройство категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите: молодежи, инвалидов, несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет, многодетных родителей, бывших военнослужащих и членов их семей и др. Именно эти группы населения, а также значительная часть пенсионеров, лиц, ранее добровольно незанятых, нуждающаяся в трудоустройстве в связи с низким уровнем жизни, оказывают давление на рынок труда. В прогнозном периоде можно ожидать расширения указанных групп населения, нуждающихся в трудоустройстве.
Система государственного профессионального образования по-прежнему слабо учитывает изменения, происходящие на рынке труда и в спросе на рабочую силу в профессиональном плане. Это приводит к тому, что значительная часть выпускников профессиональных учебных заведений не может трудоустроиться на рабочие места. Доля указанной категории в предложении рабочей силы остается достаточно высокой. В связи с финансовыми трудностями практически свернуто внутрипроизводственное обучение, работодатели проявляют слабую заинтересованность в повышении квалификации кадров, организации опережающего обучения. Усиливается разрыв между качеством рабочей силы, которую требуют работодатели, и квалификацией претендентов на рабочие места.
Московская область – один из самых крупных регионов Российской Федерации по численности населения, в котором сосредоточены предприятия практически всех отраслей экономики, включая науку и ВПК. На ее территории находятся и города-наукограды (Жуковский, Дубна, Фрязино и др.), и города, где основными являются предприятия оборонного комплекса.
Тяжелое положение, которое на протяжении многих лет испытывают предприятия указанного профиля, оказывало и продолжает оказывать негативное влияние на территориальный рынок труда.
По оценкам специалистов органов службы занятости в предстоящие годы экономика области не будет обладать достаточным потенциалом для кардинального решения вопросов общей безработицы.
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2009-2012 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью (от относительно благополучной до напряженной) в отдельных муниципальных образованиях и отраслях свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда[10].
2.3 Специфика трудовой миграции Московской области
Московская область является одним из крупнейших по численности населения регионов России. На её территории проживает 6,63 млн. человек (около 4,6% от общего числа жителей России), из них 80,8% составляет городское население. Плотность населения – 144 человека на 1 кв. км.
В Московской области, как и в целом по всей России, в течение уже длительного времени сохраняется сложная демографическая обстановка, выражающаяся, в первую очередь, в высоких показателях естественной убыли населения (ежегодная естественная убыль населения колебалась от 64,3 тысяч человек в 2001 году до 52,4 тысяч человек в 2008 году) за счет значительного превышения смертности над рождаемостью.
Уровень смертности в Московской области за последние 5 лет уменьшился на 5%. Прогнозируемый коэффициент смертности в 2009 году сократится до 16,9 человек (на 1000 человек населения).
Важнейшей социально-демографической задачей общества является снижение младенческой смертности. Её уровень и динамика отражают не только состояние здоровья народа, но и общий уровень социально-экономического развития государства, в том числе уровень и качество жизни всего населения в целом, уровень развития здравоохранения.
Положительным фактом в социально-демографическом развитии Московской области явилось, начиная с 2000 года, снижение коэффициента младенческой смертности. В 2004 году его значение достигло 8,2 промилле, в 2008 – 9,1. Это меньше, чем по Российской Федерации в целом (10,4 промилле в 2008 году). В промышленно развитых странах мира показатель младенческой смертности находится на уровне менее 10 промилле.
Одним из обобщающих показателей общего уровня социально-экономического развития общества является показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении. В 2006 году продолжительность жизни населения области составила: мужчин – 59 лет, женщин – 72,6 года, оба пола вместе – 65,6 лет. Ожидаемая продолжительность жизни возросла в 2008 году до 66,6 лет, в том числе для мужчин - до 59,5 лет, для женщин до - 73,6 лет.
Структура населения по основным возрастным группам в 2008 году выглядела следующим образом: численность населения трудоспособного возраста (мужчин 16-59 лет, женщин 16-54 лет) - 4190,6 тыс. человек (63,1%), численность населения моложе трудоспособного возраста – 900,7 тыс. человек (13,6%), численность населения старше трудоспособного возраста – 1529,8 тыс. человек (23,3%). По прогнозным оценкам в последующие годы уменьшится доля населения трудоспособного возраста, увеличиться доля населения старше трудоспособного возраста при постоянной доле населения моложе трудоспособного возраста.
Под влиянием процесса старения населения возрастает коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных граждан на 1000 человек трудоспособного населения): от 586,6 промилле в 2005 году до 589 - в 2009 году, 622 - в 2012 году. Это может оказать негативное влияние на уровень пенсионного обеспечения, уровень среднедушевых доходов населения, особенно семей, имеющих двух и более несовершеннолетних детей, семей пенсионеров, а также граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
В условиях естественной убыли населения единственным источником пополнения как всей численности населения, так и трудоспособной её части, является миграция. В 2006-2007 годах миграционный прирост снизился с 72,1 тыс. человек до 54,7 тыс. человек или на 24,1%. В 2008 году вновь отмечен существенный миграционный прирост населения - до 70,0 тыс. человек.
Безусловно, решаться демографические проблемы должны, в первую очередь, на государственном уровне. Предпринятые Правительством Российской Федерации меры дают положительные результаты, однако существенных изменений ждать придется долгие годы, а экономике Подмосковья рабочие руки нужны уже сегодня.
Наибольшее количество работников занято в обрабатывающих производствах – 23%, в организациях, занимающихся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 14,1%, в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 11,5%, в образовании – 9,2%.
Динамика численности экономически активного населения области, занятого и незанятого населения в 2006 - 2008 г.г. отражена в ПРИЛОЖЕНИИ 6.
Численность экономически активного населения за период с 2004 по 2008 годы увеличилась на 2,8%, численность занятого населения - на 4,2%, численность незанятого населения уменьшилась на 29,4%. Уровень общей безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, снизился на 1,4 процентных пункта. Ожидаемый уровень общей безработицы в 2008 году составит 3,0%[11].
В поиске подходящей работы незанятые жители Подмосковья обращались в государственную службу занятости Московской области. Списочная численность незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве, за период с 2004 по 2008 годы сократилась на 13,2%, списочная численность граждан, признанных безработными – на 12,3%.
Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, за этот период снизился на 0,3 процентных пункта и составил 0,8% в 2008 году. Ожидаемый уровень регистрируемой безработицы на конец 2008 года составил 0,8%.(ПРИЛОЖЕНИЕ 7). Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный к экономически активному населению, к 2010 г. снизится до 0,9% (ПРИЛОЖЕНИЕ 8-9 ).
Распределение состоящих на учете безработных граждан на конец 2008 года выглядит следующим образом:
1. по причинам попадания на рынок труда:
—были уволены из организации по собственному желанию - 42,2 %;
—высвобождены по сокращению штатов или ликвидации организации - 18,7%;
—уволены за нарушение трудовой дисциплины - 0,8%,
—уволены из Вооруженных Сил - 0,2%;
—освобождены из мест лишения свободы - 0,2%,
—выпускники учебных заведений - 6,9%,
—другие причины – 30,8%.
2. по образованию:
—имеют высшее профессиональное образование – 19,2%;
—среднее профессиональное образование – 26,1%;
—начальное профессиональное образование – 13,1%;
—среднее полное общее образование – 31,9%;
—имеют основное общее образование – 3,1%,
—не имеют среднее полное общее образование – 6,6%.
Среди зарегистрированных безработных граждан большая часть (42,2%) приходится на категорию «уволившиеся по собственному желанию». Основными причинами увольнения по собственному желанию остаются низкая заработанная плата, несвоевременная ее выплата, удорожание проезда к месту работы.
Несмотря на сохраняющуюся безработицу, организации Московской области продолжают испытывать дефицит рабочей силы, особенно в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и в работниках неквалифицированного труда. Списочная потребность в работниках, заявленная организациями в органы службы занятости в 2008 году составила 230,7 тыс. единиц, что на 8,2% больше чем в 2007 году. Среди общего количества заявок работодателей 75% вакансий - по рабочим профессиям.
Структура заявленных вакансий: промышленность - 34,4%, строительные организации – 16,9%, организации торговли и общественное питания - 16,2%, транспорт и связь – 8,4%, сельскохозяйственное производство - 3,6%.
Среднегодовая ежемесячная потребность в работниках, заявленная организациями в органы службы занятости, в 2008 году составила 56,6 тыс. человек, или 114,5% к уровню 2007 года. Средняя продолжительность существования вакансий в областной базе данных в 2008 году составляла более 4 месяцев. Невостребованными более года оставались 19,3% вакансий.
По прогнозу на 2009 год списочная потребность в работниках составит 240,0 тыс. человек. Среднегодовая ежемесячная потребность в работниках в 2009 году составит 65,0 тыс. человек, а в 2012 году достигнет 75,0 тыс. человек.
Сохранение большого количества свободных рабочих мест в течение длительного периода обусловлено значительной разницей в уровне оплаты и условий труда по сравнению с г. Москвой. В 2008 году отрицательное сальдо между въездом и выездом граждан на работу (в основном, в столицу) составило 602,5 тыс. человек.
Несмотря на значительный миграционный прирост населения, Московская область нуждается в дополнительном притоке трудовых ресурсов, в первую очередь, на малопривлекательные для жителей Подмосковья профессии.
Одной из задач демографической политики является повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития.
Вследствие близкого расположения к столице спецификой Московской области является отвлечение значительной части трудовых ресурсов в г. Москву. В связи с более высоким уровнем заработной платы, возможностью профессионально-карьерного роста, на предприятиях Москвы трудоустраиваются до 30% экономически активного населения районов Балашихинский, Домодедовский, Люберецкий, Мытищинский, Пушкинский, Химкинский, городов Долгопрудного, Железнодорожного, Ивантеевки, Королева, Реутова. В Красногорском, Одинцовском, Ленинском районах этот процент достигает 50.
В свою очередь на предприятиях городов и районов ближайшего Подмосковья трудятся жители более удаленных районов и соседних областей. Например, в городе Дубна интенсивное развитие социально-экономической инфраструктуры, создание новых рабочих мест являются основными причинами притока рабочей силы из Тверской области. В городе Железнодорожном наряду с местным населением работают жители городов Электроугли, Электрогорска, Ногинска, Павловского Посада. На предприятиях Мытищинского района работают граждане, проживающие в Пушкинском, Щелковском, Сергиево-Посадском районах, в городе Ивантеевке, во Владимирской области. Продолжает увеличиваться приток рабочей силы на предприятия Подольска из Чеховского, Серпуховского, Домодедовского районов, а также из Тульской области.
С целью регулирования внутренней и внешней миграции населения проводятся городские, районные и межрайонные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; осуществляется обмен информацией о вакансиях организаций районов и городов, информирование населения через средства массовой информации о возможностях трудоустройства.
В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также для информирования работодателей, заказчиков работ (услуг), заявивших о потребности в привлечении иностранных работников в 2008 году, о возможности замещения вакантных и создаваемых рабочих мест за счет трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, проведена работа по оказанию содействия в трудоустройстве гражданам, изъявившим желание осуществлять трудовую деятельность вне пределов территории постоянного проживания. На сайте Главного управления государственной службы занятости населения Московской области (далее - Главное управление) размещены сведения о российских гражданах, жителях других регионов, изъявивших желание осуществлять трудовую деятельность в организациях на территории Московской области. Данные сведения содержат информацию о профессии, по которой граждане желают трудоустраиваться, о квалификации, условиях и характере трудоустройства, потребности в жилье.
Положительная динамика экономического развития Московской области предопределяет увеличение спроса на рабочую силу, поэтому регион заинтересован в привлечении трудовых ресурсов из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья.
В Подмосковье привлекаются иностранные работники из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Ниже представлены страны дальнего зарубежья, являвшимися основными поставщиками трудовых ресурсов в 2007 и 2008 годов.
Рисунок 1 - Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2007 гг.
Рисунок 2 - Привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья в 2008 года
Проведенный мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран дальнего зарубежья показал значительное увеличение численности трудовых мигрантов из Сербии, Вьетнама, Польши, КНДР, что обусловлено высокими темпами развития строительного и промышленного комплекса в Подмосковье.
В 2008 года всего 2% от общего числа организаций, привлекающих иностранную рабочую силу из стран дальнего зарубежья, являются наиболее крупными потребителями иностранной рабочей силы. На долю этих организаций приходится 34% от общей численности привлекаемых работников. Численность привлекаемых работников в данных организациях – от 200 до 1000 человек. Большинство организаций привлекает к трудовой деятельности иностранных работников численностью менее 100 человек.
По отраслям экономики иностранные работники, привлекаемые в 2008 году, распределились следующим образом:
—строительство – 60,9% от общего числа иностранных работников из стран дальнего зарубежья;
—обрабатывающие производства –24,3%;
—торговля и ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 8,0%;
—транспорт и связь – 0,3%;
—операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 1,4%;
—предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 0,3%;
—сельское хозяйство – 0,1%;
—другие отрасли –4,7%.
Наряду со специалистами, занимающими высшие руководящие должности, инструкторами и консультантами производственного процесса, специалистами по наладке технологического оборудования привлекались высококвалифицированные работники рабочих профессий.
Основные страны ближнего зарубежья, из которых привлекались иностранные работники в первом полугодии 2007 и 2008 годов, представлены ниже.
Рисунок 3- Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2007 года
Рисунок 4 - Привлечение иностранных работников из стран ближнего зарубежья в 2008 года
Мониторинг привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья показал незначительное изменение численности привлеченных работников в 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.
По отраслям экономики иностранные работники из стран ближнего зарубежья распределились следующим образом:
—строительство –34,2% от общего числа иностранных работников из стран ближнего зарубежья;
—обрабатывающие производства –30,9%;
—торговля –13,2%;
—сельскохозяйственное производство –4,5%;
—транспорт –3,9%;
—другие отрасли –13,3%.
Наиболее востребованными по-прежнему были рабочие строительных профессий (каменщики, монтажники, плотники, бетонщики, штукатуры), а также водители, грузчики, операторы, слесари, газоэлектросварщики, уборщики и подсобные рабочие.
В целом привлекаемая иностранная рабочая сила из стран дальнего и ближнего зарубежья не оказывает существенного влияния на рынок труда.
Выводы по главе 2
Московская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов в Российской Федерации. По сравнению с 2006 г. спрос на рабочую силу в 2008 г. увеличится до 341,8 тыс. человек, т.е. на 3,4%. Предложение рабочей силы на рынке труда (по оценкам специалистов) уменьшится на 2,8% и в 2008 г. составило 544,4 тыс. человек. Все еще значительное превышение предложения рабочей силы над спросом обусловлено и значительным приростом населения трудоспособного возраста. Численность выпускников учебных заведений всех уровней увеличилась с 2006 г. на 13% и в 2008 г. составила 44,2 тыс. человек.
Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,1% в 2006 г. до 1% в 2008 г
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2009-2012 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью в отдельных муниципальных образованиях и отраслях свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда.
Заключение
Рынок труда (рабочей силы) - важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т.д
Государственное регулирование проявляется в различных комбинациях объемов, соотношений мер и методов регулирования. На региональном уровне более четко просматриваются возможности применения поощрительных и ограничительных мер регулирования.
Необходимость сочетания государственных и региональных целей, задач регулирования рынка труда объективно придает региональным органам исполнительной власти роль координаторов.
Московская область является одним из наиболее динамично развивающихся регионов в Российской Федерации и на протяжении последних лет занимает ведущие места по темпам развития производства, по инвестициям, по вводу жилья и ряду других показателей, характеризующих состояние экономики.
В 2006-2008 г.г. отмечен значительный рост промышленного производства.
Основные характеристики состояния рынка труда региона определялись демографическими факторами, темпами экономического развития, условиями труда и уровнем его оплаты, параметрами спроса и предложения рабочей силы.
За период с 2006 по 2008 г.г. наибольший рост числа занятых наблюдался в следующих отраслях экономики: управлении (163,1%), культуре и искусстве (113,6%), торговле и общественном питании (111,2%), транспорте (109,7%), финансах, кредите, страховании и пенсионном обеспечении (107,5%), материально-техническом снабжении и сбыте (100,4%), промышленности (100,3%). Число занятых уменьшилось в сельском и лесном хозяйстве (75,6%), строительстве (90,4%), научных организациях (96,0%), связи (96,7%), жилищно-коммунальном хозяйстве (98,6%).
По сравнению с 2006 г. спрос на рабочую силу в 2008 г. увеличится до 341,8 тыс. человек, т.е. на 3,4%.
Предложение рабочей силы на рынке труда (по оценкам специалистов) уменьшится на 2,8% и в 2008 г. составило 544,4 тыс. человек. Все еще значительное превышение предложения рабочей силы над спросом обусловлено и значительным приростом населения трудоспособного возраста (с 2006 г. по 2008 г. на 97,7 тыс. человек).
Численность выпускников учебных заведений всех уровней увеличилась с 2006 г. на 13% и в 2008 г. составила 44,2 тыс. человек.
Положительные тенденции на общем рынке труда позитивно отразились и на регистрируемом рынке труда. Сократилось число граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в областную службу занятости населения и поставленных на учет: за 2006 г. на учет было поставлено 196,8 тыс. человек, за 2008 г. – 158,5 тыс. человек, что составило 80% к уровню 2006 года.
Число граждан, признанных безработными в течение года, уменьшилось с 75,5 тыс. человек за 2006 г. до 72,9 тыс. человек за 2008 г., т. е. на 3,6%. Численность официально зарегистрированных безработных на конец года сократилась с 38,4 тыс. человек в 2006 г. до 36,9 тыс. человек в 2008 г. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,1% в 2006 г. до 1% в 2008 г
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2009-2012 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью (от относительно благополучной до напряженной) в отдельных муниципальных образованиях и отраслях свидетельствует о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда.
С целью регулирования внутренней и внешней миграции населения проводятся городские, районные и межрайонные ярмарки вакансий и учебных рабочих мест; осуществляется обмен информацией о вакансиях организаций районов и городов, информирование населения через средства массовой информации о возможностях трудоустройства.
В целом привлекаемая иностранная рабочая сила из стран дальнего и ближнего зарубежья не оказывает существенного влияния на региональный рынок труда.
Таким образом, дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие Московской области обусловливает необходимость как территориального перераспределения трудовых ресурсов, так и привлечения рабочей силы из других регионов, стран дальнего и ближнего зарубежья.
Список используемой литературы:
Литература на русском языке:
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Трудовой кодекс РФ
4. Постановление Правительства Москвы № 126-ПП от 24.02.2009г «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2008 году и о комплексной программе мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 гг.»
Монографии, учебники и учебные пособия
5. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 2007.
6. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2008.
7. Бутов В.И Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М.: Март, 2007.
8. Видяпин В.Н., Степанов М.В. Региональная экономика. М.: Инфра-М, 2007.
9. Владимирова Л.П. Экономика труда. М.: изд. Дом «Дашков и К°», 2007
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА- ИНФРА-М, 2007.
11. Ибрагимова И.С. «Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики»: учебное пособие. – Наука. – М. 2007 г.
12. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика.- 2007.
13. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Юнити- Дана, 2008.
14. Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 2008.
15. Региональная экономика и управление. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. М.: ИНФРА-М, 2007. — 416 с.
16. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.
17. Родионов И.А. Экономическая география и региональная экономика. М.: Юнити-Дана, 2007 г.
18. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: изд. «МИК», 2007.
19. Региональная экономика / Под. Ред. Н.Г. Курицова. Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
20. Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.
Периодические издания
21. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник (4-е издание). Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
22. Гимпельсон В. «Российская модель рынка труда и заработная плата» // Население и общество № 6 – 2008 г
23. Заславский И. Е. «Труд, занятость, безработица». – Экономика. - СПб. – 2008 г.
24. Зубаревич Н. «Региональные рынки труда России: сходство непохожих» // Население и общество № 4 – 2008 г.
25. Капелюшников Р.И. «Российский рынок труда: адаптация без рестуктуризации» // Население и общество № 2 – 2008 г.
26. Прогноз социально-экономического развития Московской области на 2009-2011 годы.
27. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год
28. Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года. Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2010 года.
Приложение 1
Экономическая активность и занятость населения |
||||||||
№ |
Показатели на конец года |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1. |
Население 15-73 лет, чел. в том числе в трудоспособном возрасте |
5245535 4066757 |
5263155 4128117 |
5316228 4183693 |
5338272 4215380 |
5353831 4238793 |
5347067 4237166 |
5331512 4221436 |
2. |
Экономически активное население |
3434000 |
3527000 |
3654000 |
3682000 |
3670000 |
3698000 |
3689000 |
в том числе: |
||||||||
3. |
Занятое население, чел. |
3210922 |
3311795 |
3446810 |
3489700 |
3521000 |
3534200 |
3533800 |
4. |
Уровень занятости населения, % |
61,2 |
62,9 |
64,8 |
65,4 |
65,8 |
66,1 |
66,3 |
(стр.3/стр.1*100) |
Приложение 2
Показатели, характеризующие общие масштабы безработицы |
||||||||
№ |
Показатели на конец года |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
1. |
Общая численность безработных, чел. |
223111 |
215242 |
207190 |
192300 |
179000 |
163800 |
152200 |
2. |
Уровень общей безработицы, % |
6,5 |
6,1 |
5,7 |
5,2 |
4,8 |
4,4 |
4,1 |
((стр.1табл.2/стр.2табл.1)*100) |
||||||||
3. |
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, чел. |
38424 |
36088 |
36913 |
35500 |
35500 |
35000 |
34500 |
4. |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
((стр.3табл.2/стр.2.табл.1)*100) |
Приложение 3
Динамика общей и регистрируемой безработицы |
||||||
(на конец периода) |
||||||
человек |
||||||
Численность общей безработицы |
Численность регистрируемой безработицы |
|||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Всего, |
207190 |
192300 |
179000 |
36913 |
35500 |
35500 |
в т.ч по полу |
||||||
женщин |
100030 |
92850 |
86420 |
27370 |
26320 |
26320 |
мужчин |
107160 |
99450 |
92580 |
9543 |
9180 |
9180 |
в т.ч. по месту проживания: |
||||||
в городской местности |
164320 |
152516 |
141980 |
27302 |
25915 |
25850 |
в сельской местности |
42870 |
39784 |
37020 |
9611 |
9585 |
9650 |
в т. ч. по возрасту |
||||||
в возрасте 16-29 лет |
98150 |
91105 |
84805 |
10904 |
10480 |
10080 |
в предпенсионном возрасте |
24763 |
22990 |
21400 |
4235 |
4350 |
4500 |
в других возрастах |
84277 |
78205 |
72795 |
21774 |
20670 |
20920 |
в т.ч. по образованию |
||||||
имеющих высшее и сред-нее профессиональное |
||||||
образование |
91160 |
83700 |
73990 |
18252 |
17550 |
17550 |
начальное профессиона-льное и среднее общее |
||||||
образование |
114995 |
107650 |
104165 |
15143 |
14560 |
14560 |
не имеющих полного сред-него образования |
1035 |
950 |
845 |
3518 |
3390 |
3390 |
в т.ч. по причине незанятости |
||||||
уволенные из организации по сокращению штатов, |
||||||
ликвидации |
21540 |
17100 |
15500 |
6992 |
6750 |
6750 |
уволившиеся по собствен-ному желанию |
103561 |
98600 |
93700 |
16392 |
15800 |
15800 |
выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы |
||||||
18535 |
16500 |
14000 |
2601 |
2750 |
2750 |
|
потерявшие работу по другим причинам |
63554 |
60100 |
55800 |
10928 |
10200 |
10200 |
в т.ч. по поиска работы продолжительности |
||||||
ищут работу до 1 месяца |
27142 |
25200 |
23450 |
5585 |
5370 |
5370 |
от 1 месяца до года |
95929 |
89080 |
82870 |
26501 |
25490 |
25490 |
более года (хроническая безработица) |
84119 |
78020 |
72680 |
4827 |
4640 |
4640 |
Приложение 4
Общие коэффициенты естественного движения населения |
|||||
на 1000 человек |
|||||
промилле |
|||||
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
|
Число родившихся |
|||||
Российская Федерация |
9,7 |
10,2 |
10,4 |
10,2 |
10,4 |
Московская область |
8,2 |
8,8 |
9,1 |
9,0 |
9,1 |
Число умерших |
|||||
Российская Федерация |
16,2 |
16,4 |
16,0 |
16,1 |
16,0 |
Московская область |
17,9 |
17,9 |
17,5 |
17,5 |
17,0 |
Приложение 5
Движение численности населения за 2002 -2006 годы |
|||||
тыс. чел. |
|||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Общий прирост населения |
7,8 |
5,1 |
7,7 |
-1,6 |
17,6 |
Естественный прирост |
-64,3 |
-60,6 |
-55,6 |
-56,3 |
-52,4 |
Миграционный прирост |
72,1 |
65,7 |
63,7 |
54,7 |
70,0 |
Численность населения на 1 января |
6609,1 |
6616,9 |
6622,0 |
6629,7 |
6628,1 |
Среднегодовая численность населения |
6613,1 |
6619,4 |
6625,9 |
6628,9 |
6636,9 |
Приложение 6
Экономически активное население Московской области |
|||||||||
тыс. человек |
|||||||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|||||
Экономически активное население |
3505,0 |
3618,0 |
3682,0 |
3581,0 |
3603,0 |
||||
Численность занятого населения |
3353,0 |
3458,0 |
3544,0 |
3463,0 |
3495,0 |
||||
Численность незанятого населения |
153,0 |
160,0 |
138,0 |
118,0 |
108,0 |
||||
Уровень общей безработицы |
4,4 |
4,4 |
3,7 |
3,3 |
3,0 |
||||
Приложение 7
Динамика численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения в поиске подходящей работы за 2004-2008 годы |
|||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Списочная численность незанятых граждан, обратившихся в службу занятости населения (тыс. человек) |
174,6 |
167,1 |
170,2 |
170,8 |
151,6 |
Списочная численность граждан, признанных безработными, (тыс. человек) |
109,02 |
108,32 |
108,97 |
109,02 |
95,66 |
Численность незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости на конец периода, (тыс. человек) |
48,6 |
44,7 |
44,7 |
41,1 |
35,6 |
из них: численность безработных граждан (тыс. человек) |
38,4 |
36,1 |
36,9 |
33,3 |
28,7 |
Уровень регистрируемой безработицы на конец периода, (%) |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,8 |
Приложение 8
Сводная таблица спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Московской области
тыс. человек
2005г. (факт) |
2006г. (факт) |
2007г. (факт) |
2008г. (ожид.) |
2009г. (прогн) |
2010г. (прогн)) |
2011г. (прогн) |
|||
1.Спрос на рабочую силу, всего |
330,5 |
340,1 |
340,7 |
341,8 |
342,2 |
342,2 |
342,2 |
||
в том числе: |
|||||||||
вакансии на начало прогнозного периода |
55,8 |
60,0 |
60,1 |
59,7 |
59,8 |
59,8 |
59,9 |
||
потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу в прогнозируемом периоде |
39,2 |
42,8 |
42,8 |
42,9 |
42,9 |
42,8 |
42,8 |
||
потребность в работниках на замену выбывающих по собствен. желанию и другим причинам, не связанным с сокращен. численности персонала |
235,5 |
237,3 |
237,8 |
239,2 |
239,3 |
239,5 |
239,6 |
||
2.Предложение рабочей силы, всего |
570,1 |
570,8 |
564,0 |
547,8 |
528,5 |
510,6 |
490,1 |
||
в том числе: |
|||||||||
безработные на начало года |
243,8 |
223,1 |
215,2 |
207,2 |
192,3 |
179,0 |
163,8 |
||
из них зарегистрированные в органах службы занятости |
33,5 |
38,4 |
36,1 |
36,9 |
35,5 |
35,5 |
35,0 |
||
увольняемые работники в течение года |
16,0 |
19,8 |
23,0 |
22,0 |
21,5 |
21,0 |
20,5 |
||
работники, уволившиеся по собственному желанию |
166,5 |
174,6 |
171,0 |
170,5 |
170,0 |
169,0 |
168,0 |
||
выпускники учебных заведений всех уровней |
39,0 |
43,2 |
44,3 |
40,0 |
38,0 |
36,0 |
34,0 |
||
уволенные из Вооруженных Сил |
16,2 |
16,0 |
15,5 |
15,0 |
14,7 |
14,5 |
14,2 |
||
освобожденные из мест лишения свободы |
6,0 |
6,0 |
5,5 |
5,1 |
5,0 |
4,8 |
4,6 |
||
механический приток населения в трудоспособном возрасте |
30,9 |
36,6 |
38,2 |
37,0 |
36,5 |
36,3 |
35,5 |
||
не имеющие работы по др. причинам |
51,6 |
51,5 |
51,5 |
51,0 |
50,5 |
50,0 |
49,5 |
||
Соотношение спроса и предложения (на конец года) |
|||||||||
Коэффициент напряженности (стр.2/стр.1)*100 |
1,72 |
1,68 |
1,66 |
1,59 |
1,55 |
1,44 |
1,38 |
||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу (незаполненные вакансии). |
60,0 |
60,1 |
59,7 |
59,8 |
59,8 |
59,9 |
59,9 |
||
Общая численность безработных |
223,1 |
215,2 |
207,2 |
192,3 |
179,0 |
163,8 |
152,2 |
||
Численность официально зарегистрированных безработных |
38,4 |
36,1 |
36,9 |
35,5 |
35,5 |
35,0 |
34,5 |
||
Справочно (на конец года) |
|||||||||
Занятое население |
3210,9 |
3311,8 |
3456,8 |
3492,7 |
3501,8 |
3506,2 |
3510,0 |
||
Численность экономически активного населения |
3434,0 |
3527,0 |
3654,0 |
3682,0 |
3700,0 |
3698,0 |
3686,0 |
||
Ур. общей безработицы в % к экономически активному населению |
6,5 |
6,1 |
5,7 |
5,2 |
4,8 |
4,4 |
4,1 |
||
Ур. регистрируемой безработицы в % к эконом. активному населению |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
||
Приложение 9
Прогноз показателей рынка труда в среднегодовом исчислении |
||||||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2011 г./ |
||
Ед.изм. |
ожид. |
прогноз |
прогноз |
прогноз |
2008 г. в % |
|
Численность экономически активного |
||||||
населения (ЭАН) |
тыс. чел. |
3668,0 |
3691,0 |
3699,0 |
3692,0 |
100,7 |
Численность занятого населения |
||||||
(удовлетворенный спрос) |
тыс. чел. |
3468,3 |
3505,4 |
3527,6 |
3534 |
101,9 |
Численность безработных граждан |
||||||
(неудовлетворенный спрос) |
тыс. чел. |
199,7 |
185,7 |
171,4 |
158 |
79,1 |
Численность безработных граждан, |
||||||
зарегистрированных в службе занятости |
тыс. чел. |
35,5 |
35,5 |
35 |
34,8 |
98,0 |
Уровень общей безработицы к ЭАН |
% |
5,4 |
5,0 |
4,6 |
4,3 |
|
Уровень регистрируемой |
||||||
безработицы к ЭАН |
% |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
0,9 |
[1] Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.
[2] Юсупов К.Н. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов, А.В. Янгиров, P.P. Ахунов. - М: КНОРУС, 2006. - 232 с.
[3] Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: Юнити- Дана, 2008.
[4] Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко и Ю.С. Дульшикова. — М.: Изд-во РАГС, 2006. 616 с.
[5] Ибрагимова И.С. «Механизм регулирования занятости в условиях рыночной экономики»: учебное пособие. – Наука. – М. 2007 г.
[6] Наталья Зубаревич «Региональные рынки труда России: сходство непохожих» // Население и общество № 4 – 2008 г.
[7] Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Учебник (4-е издание). Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
[8] Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 2008.
[9] Формы федерального государственного статистического наблюдения за 2004-2008 годы.
[10] Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года. Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области до 2010 года.
[11] Попов Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей. М.: Финансы и статистика, 2008.