Страхование

Контрольная работа

Тема 2. Организация страхования в России. 2

1. Введение. 2

2.Основные принципы страхового дела. 3

3. Государственное регулирование страховой деятельности. 3

4.Функции Федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. 8

5. Состав и содержание документов, регламентирующих деятельность отдельной страховой компании. 14

6. Заключение. 21

Задача. Вариант 1. 23

Литература: 24

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Организация страхования в России

1. Введение

Современной Россией следует считать Россию с транзитивной (т. е. пе­реходной) экономикой. Датой отсчета можно считать дату принятия но­вой Конституции Российской Федерации, дату принятия второй части Гражданского Кодекса РФ, а также дату принятия Закона РФ от 27 нояб­ря 1992 г. № 4015-1 «О страховании».

Для развития страхового рынка и страхового бизнеса в Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное населе­ние, наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности, появление новых видов стра­хования и др.

Началом возникновения современного российского страхового биз­неса можно считать 1989 г., когда появились страховые кооперативы. Важную роль в. становлении и развитии современного страхового дела в России сыграл Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «О стра­ховании», который заложил все основы современного страхового дела.[1] Дальнейшее развитие этого закона произошло в Гражданском Кодек­се РФ (глава 48 «Страхование»).[2] ГК РФ уже четко определил, что сле­дует понимать под страхованием имущества, неполным имуществен­ным страхованием, дополнительным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда, страхованием от­ветственности по договору, страхованием предпринимательского рис­ка, перестрахованием.

Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"»[3] из­менил название Закона РФ от 27 января № 1015-1 на термин «организация страхового дела». Этот термин более точно выражает сам про­цесс страхования, в то время как предыдущий закон более точно выра­жал экономическую категорию.

2.Основные принципы страхового дела

   Страховое дело в России  базируется на следующих основных принципах:

личная ответственность - сами работники участвуют в финансировании страхования, размер выплат зависит от предварительных взносов работников и их страхового стажа;

солидарность - работодатели, трудящиеся и государство принимают финансовое участие в страховании, оказывая своими взносами материальную помощь (при наступлении страховых случаев) менее обеспеченным;

организационное самоуправление - руководство органами социального страхования осуществляется полномочными представителями работников и работодателей, что укрепляет солидарность двух социальных субъектов и страховых сообществ, делает систему социального страхования «прозрачной» для общественности, способствуя социальной стабильности, формированию демократического сознания населения;

всеобщность - социальное страхование распространяется на самые широкие круги нуждающихся в нем, что выражается в законодательном закреплении гарантий реализации прав застрахованных, порядка осуществления соответствующих выплат и предоставления услуг;

обязательность (принудительность) социального страхования независимо от воли и желания работодателей и застрахованных, что находит выражение в обязательном характере (по закону) уплаты страховых взносов работодателями и работниками, а также в определенных случаях и государством (из государственного бюджета;

государственное регулирование - законодательное закрепление гарантий прав в области страховой защиты, уровня выплат и качества услуг, условий назначения пособий, контроля за правильностью использования финансовых средств.

3. Государственное регулирование страховой деятельности.

Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ законодательно ввел сле­дующие важные положения.

1.Страхование расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц, — резидентов Российской Федерации — может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

2.Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

3.Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тыс. МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключительно перестрахования.

Данный закон послужил основанием для разработки программных действий по развитию страхового дела в России.

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 были утверждены «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах».[4] Основными направлениями намечено, что главной целью является со­здание эффективной системы страховой защиты имущественных ин­тересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспе­чивающей:

- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных ава­рий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюд­жет;

-формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;

- максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения указанных целей необходимо:

-обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

-проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;

-повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности;

-развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;

-совершенствование нормативной базы страховой деятельности/

Важнейшими задачами развития национальной системы страхования являются:

-обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

-       проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;

-       повышение эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности;

-развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков.

Для решения задач обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования одним из приоритетных направлений дея­тельности страховых организаций и перестраховочных компаний явля­ется повышение минимального размера уставного капитала, а также его формирование исключительно за счет денежных средств.

Одной из главных тенденций развития рынка будет концентрация страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным развивать национальное страховое дело в соответствии с современными требованиями.

Регулирование структурных преобразований должно включать за­щиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреж­дение и пресечение монополизма, в том числе:

-пресечение злоупотреблений страховыми организациями доминирующим положением (включая установление необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги);

-контроль за соглашениями и согласованными действиями страховых организаций, а также за созданием объединений (союзов и ассоциаций) страховых организаций;

-запрещение действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на федеральном и региональных рынках страховых услуг;

-определение на конкурсной основе страховых организаций, привлекаемых к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

-осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг.

Намечен бурный рост системы перестрахования, который позволя­ет поощрять развитие различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов.

Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволя­ет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. С учетом того, что запрет перестрахования за рубежом невозможен, полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на западный страховой рынок. Выход толь­ко в разумных протекционистских мерах, включая меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием инфра­структуры перестрахования. Первоочередной задачей является подготовка силами национальных объединений страховщиков свода обыча­ев делового оборота по перестраховочной деятельности.

Стабильность страхового рынка[5] во многом определяется его инфра­структурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц (создание информационно-аналити­ческих центров, проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.).

Развитие системы страхования зависит от уровня профессионализ­ма руководителей и специалистов страховых компаний. В связи с этим необходимо установить единые квалификационные требования к руководителям страховых организаций, порядок их аттестации и обяза­тельной периодической переаттестации. Намечено, также ускорить со­здание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев, определить порядок аттестации и лицензирования актуариев. Особое внимание следует обратить на создание систе­мы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки.

Решение задачи проведения активной структурной политики на рынке страховых услуг связано со следующими моментами.

Основным из них является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования.

В настоящее время удельный вес обязательного страхования достиг более чем 40% всего страхового рынка (в 1992 г. — 6%). В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования.

Практика показала, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования стра­хового рынка в условиях экономического спада при неразвитой стра­ховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка.

4.Функции Федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора за страховой деятельностью в РФ, является Федеральная служба страхового надзора.[6]

Она осуществляет следующие полномочия по контролю и надзору за:

- соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

-выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;

- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками банковских гарантий;

- соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

- принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

- проводит аттестацию страховых актуариев;

- ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

- получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;

- выдает в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

- обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора;

- осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- дает согласие на замену страховщика по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- публикует в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, а также единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела);

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

- обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

- обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;

- организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

- осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

- взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

- представляет Российскую Федерацию по поручению Правительства Российской Федерации в международных организациях по вопросам страхового надзора, участвует в установленном порядке в деятельности международных организаций в сфере страхового надзора;

- участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке проектов нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации по вопросам страхового надзора;

- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

- осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба страхового надзора с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, включая научные исследования, по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, а также для участия в проведении проверок деятельности субъектов страхового дела научные и иные организации, ученых и специалистов;

-применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба страхового надзора не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральная служба страхового надзора подчиняется Минфину России.

Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает меры по совершенствова­нию нормативно-методической базы регулирования страховой деятель­ности, разрабатывает экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы, в первую очередь организаций, осуществ­ляющих долгосрочные виды страхования. Государственная поддерж­ка страхования должна осуществляться с учетом значимости и при­оритетности решаемых задач по следующим направлениям:

1)      прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

-определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

-обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности, страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

-повышение роли государственных страховых компаний в реализации политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им поддержки;

-предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

2)      законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка, включающее:

- конкретизацию условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок;

-дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж;

-выработку законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке;

3) совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, предполагающее:

-создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации;

-разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций;

-определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий;

-совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, принципов добросовестной конкуренции;

-введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, действия которых привели финансово-кредитную организацию к банкротству.

Деятельность Минфина России должна осуществляться в постоянном взаимодействии с:

-правоохранительными и налоговыми органами в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования;

-органами, осуществляющими антимонопольную политику в целях развития конкуренции на страховом рынке;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству;

-Всероссийским союзом страховщиков, другими профессиональными объединениями страховщиков;

-органами страхового надзора зарубежных стран, прежде всего государств-участников СНГ, с учетом предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию.

Для решения задачи развития взаимоотношений российского и меж­дународных страховых рынков «Основными направлениями» намечено следующее.

В связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением РФ во Всемирную торговую организацию в 1998-2000 гг. предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений россий­ского и международных страховых рынков.

При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционно­го потенциала страхового сектора, его использование в интересах на­циональной экономики.

5. Состав и содержание документов, регламентирующих деятельность отдельной страховой компании.

Деятельность отдельной страховой компании в России регламентируются рядом законодательных актов.

К основным относятся:

Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ глава 48 (ст. 927-970).  В данных статьях определены основные понятия страхования и  их место в гражданско –правовом обороте. Страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Договор личного страхования является публичным договором

 В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Он устанавливает основные понятия страховой деятельности на территории РФ. Так, согласно ст.2 «Страхование и страховая деятельность (страховое дело)». Определяет[7] что,  страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

Кроме основных положений данный закон определяет еще следующие разделы страховой деятельности. Такие как, обеспечение  финансовой устойчивости страховщиков(ст.ст.25-29), государственный надзор за деятельностью           субъектов страхового дела  (ст.ст.  30 -  33).

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора", которая регламентирует деятельность службы по ее правам в отношении проверяемых страховых компаний. На основании данного закона Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная служба страхового надзора руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.                      

По мере укрепления российского страхового рынка и создания не­обходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных страховых компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщи­ков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания си­стемы защиты инвестиций.

В то же время в первоочередном порядке необходимо создавать усло­вия для увеличения емкости национального страхового рынка с учетом того, что в любом случае возможности протекционистских решений мо­гут быть весьма ограничены в условиях реальной международной конкуренции.

Бурное развитие страхового дела в России требует участия иностранных страховых компаний, которых российские страховые компании не допускают к работе в нашей стране, опасаясь конкуренции и потери доходов. Вместе с тем подавляющее количество российских страховых компаний работает не на людей, а на себя, используя день­ги страхователей и извлекая из них прибыль.

Жизнь требовала изменить отношение к иностранным страховым ком­паниям.[8] Это было сделано Законом РФ от 30 ноября 1999 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"».[9]

Согласно положениям этого закона, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное стра­хование, государственное, имущественное, связанное с осуществлени­ем поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государствен­ных и муниципальных организаций.

В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в устав­ных капиталах страховых организаций превышает 15%, то федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (ос­новным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

С этой целью приказом Минфина России от 26 мая 2000 г. № 50-Н были утверждены «Положение о выдаче разрешений страховым орга­низациям с иностранными инвестициями» и «Положение о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций».1[10]

Положением о выдаче разрешений страховым организациям с ино­странными инвестициями установлено, что под данными организаци­ями понимаются страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, страховые организа­ции, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностран­ным инвесторам (основным организациям).

Иностранными инвесторами в целях настоящего Положения при­знаются фирмы, имеющие право осуществлять инвестиции на терри­тории РФ в виде приобретения акций (долей в уставном капитале). и/или вложений иностранного капитала в уставный капитал страхо­вой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ:

♦  иностранное юридическое лицо, созданное в соответствии с зако­нодательством государства, в котором оно учреждено;

♦  иностранный гражданин, гражданская право- и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством го­сударства его гражданства (подданства) или постоянного места жительства.

Под дочерним обществом иностранного инвестора в целях настоя­щего Положения понимается юридическое лицо, созданное в соот­ветствии с законодательством РФ, в котором иностранный инвестор в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответ­ствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возмож­ность влиять на политику компании.

Лицензирование страховых организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, установленными согласно законодательству РФ, а также настоящим Положением.

Приказ Минфина РФ от 17 июля 2001 г. N 52н "Об утверждении Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации" ввел в действие «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации».

Совокупный уставный капитал страховых организаций рассчитывается на основании их учредительных документов, представляемых в Минфин России в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», как сумма уставных капиталов страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности.

В 1998 г. были также приняты Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,[11] Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального Закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов нало­говой полиции"», Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере аг­ропромышленного производства».[12]

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 г. были утверждены «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» и «Классификация по видам страховой деятельности».[13] Этими документами установлен порядок выдачи лицензии, которая может быть выдана на проведение страхо­вой деятельности на определенной территории, заявленной страхов­щиком. Установлены также виды страховой деятельности, приведен­ные ниже.

Статья 32.9. Классификация видов страхования

1. В лицензии, выдаваемой страховщику, указываются предусмотренные классификацией следующие виды страхования:

1) страхование жизни на случай смерти, дожития до определенного возраста или срока либо наступления иного события;

2) пенсионное страхование;

3) страхование жизни с условием периодических страховых выплат (ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика;

4) страхование от несчастных случаев и болезней;

5) медицинское страхование;

6) страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта);

7) страхование средств железнодорожного транспорта;

8) страхование средств воздушного транспорта;

9) страхование средств водного транспорта;

10) страхование грузов;

11) сельскохозяйственное страхование (страхование урожая, сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, животных);

12) страхование имущества юридических лиц, за исключением транспортных средств и сельскохозяйственного страхования;

13) страхование имущества граждан, за исключением транспортных средств;

14) страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

15) страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта;

16) страхование гражданской ответственности владельцев средств водного транспорта;

17) страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта;

18) страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты;

19) страхование гражданской ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;

20) страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам;

21) страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору;

22) страхование предпринимательских рисков;

23) страхование финансовых рисков.

Деятельность страхового брокера регулируется Временным положением о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации,[14] утвержден­ным приказом Росстрахнадзора № 02-02/03 от 9 февраля 1995 г.

6. Заключение

За прошлый год рынок страхования[15] в России действительно сделал огромный шаг вперед. Сегодня пора освобождаться от стереотипа, что страхование – это прежде всего способ налогового планирования. Наш оптимизм подтвержден расчетами: реальный рынок страхования, по нашему мнению, вырос в 2004 году на 12% (без учета сборов по ОМС), в то время как объем «схем» сократился почти на 17%. Доля реального страхования в ВВП также выросла – с 1,3% до 1,4%. По этому показателю нам, конечно, еще далеко даже до некоторых стран Восточной Европы, однако есть основания полагать, что мы будем быстро сокращать разрыв. Рынок реального страхования в 2004 году составил 49% от общих сборов, а в абсолютном выражении – 183,1 млрд. руб. Мы ожидаем значительных темпов роста рынка в обозримом будущем – на 20-25% ежегодно, а по отдельным сегментам - до 40-50%. Доля реального страхования в ВВП должна вырасти до 3,5-4%  к  2008 г.

По всей видимости, скоро произойдет смена локомотивов роста. В течение последних 3-х лет ими были автострахование, включая ОСАГО, и страхование крупного бизнеса (особенно экспортоориентированного), а также залоговое страхование. Среди наиболее перспективных сегментов – долгосрочное страхование жизни (в том числе программы с инвестиционной составляющей как альтернатива различным формам коллективных инвестиций), страхование моторных рисков, различных видов ответственности, малого и среднего бизнеса. Рост экономики и усиление конкуренции на рынках товаров и услуг должны благоприятно повлиять на динамику сегментов страхования имущества и ответственности предприятий, увеличив спрос промышленных, торговых, строительных компаний и организаций сферы услуг на страхование.

Мы также ожидаем через 2-3 года высоких темпов роста страхования имущества физлиц, до сих пор находившегося в тени. Строительный бум, улучшение качества жилья, развитие ипотечных программ, субурбанизация (строительство коттеджей и таун-хаусов для среднего класса в пригородах крупных мегаполисов), ускорение приватизации квартир и дачных строений – вот факторы, предопределяющие перспективность этого рынка. Мы не разделяем скептицизма некоторых аналитиков, считающих, что в России классическое страхование жизни никогда не будет столь же популярно, как в других странах. По нашему мнению, взносы по накопительным программам страхования жизни уже в 2007 году смогут достичь 25-30 млрд руб.

Динамично развивается и, по нашим прогнозам, будет расти еще долгое время сегмент страхования моторных рисков (автокаско, страхование автогражданской ответственности). Мы прогнозируем более высокие темпы роста автокаско, чем обязательной и добровольной «автогражданки». Количество заключенных договоров автокаско будет расти опережающими темпами по отношению к величине автопарка. Во-первых, в отличие от ОСАГО, этот вид необязательный и охват им населения будет расти постепенно, но стабильно. Во-вторых, обновление автопарка изменяет его структуру – все больше доля автомобилей высокой и средней ценовой категории и новых автомобилей по сравнению с подержанными, а норма страхования таких средств автотранспорта выше. Соответственно, по мере дальнейших структурных изменений автопарка и предпочтений населения в области страхования будет расти спрос на автокаско.

За годы развития рыночной экономики образовались крупные, финансового устойчивые страховые компании, с честью прошедшие  кризисные ситуации в стране.  Таким образом, сегодня предприятия разных уровней и сфер деятельности имеют возможность минимизировать финансовые потери организации, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью с помощью страхования. ОСАГО много будоражило народ России, но сегодня уже не идет принципиального разговора о самом виде страхования, сегодня уже речь идет о тарифах. Не за горами обязательное страхование жилых помещений. То есть, можно сделать вывод, что государство с помощью инструментов страхования стремиться принести в нашу жизнь цивилизованность и уверенность в будущем.

Задача. Вариант 1.

Произвести расчет единовременной брутто-ставки по страхованию жизни на дожитие по следующим данным:

- возраст человека (Х), лет – 1 год;

- Срок страхования (t), лет -19 лет;

- Страховая сумма (S), руб.-100 руб.;

- Доля нагрузки в структуре тарифа(Но),%-10%;

- Норма процента (i),%- 28%.

Решение

1.Согласно, таблицы 3, при  х=1, Lx= 95940, то до 20 лет из 100000 доживет 92917.

            dx

Qx =----------

           Lx

 

 То есть,  при d20 = 150 , тогда Q20=0,00161

2. По таблице смертности определим сколько человек в возрасте 1года, доживут до 20 лет Lx+ t= 92917 человек.

3.Определяем количество страхового фонда.

P t = Lx+ t*S          P=92917*100=9291700 руб.

                 1

V   = 

        (1+i )

 

t

 
4. Определим сумму до начисления процентов методом дисконтирования.

t

 

t

 
P= Pt*V    , где                              - диск     дисконтирующий множитель

                 1

V   =  -------9

        (1+0,28 )

 
                                             

 За I примем  8 % = _1_     = 0,78125

                                  1,28

P=9291700* 0,78125= 7259140 руб.

4. Определим единовременную нетто-ставку, которую внесет каждый страхователь. Она предполагает уплату взноса в начале срока страхования.

Тн=Ех=P/Lx=7259140  /95940 = 75,66 руб.

5. Брутто-ставка, рассчитывается.   

 Тб = Тн*100/100-Н (1.5)

Тб = 75,66 *100/100-10 =7566/90=84,07

брутто-ставка составляет 84,07 руб.

6.Определим страховой взнос со страховой суммы.

100*84,07/100 = 84,07 руб.

Ответ: единовременная брутто-ставка составит 84,07 рублей.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ

2.Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

3.Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"».

4.Законом РФ от 30 ноября 1999 г. № 204-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"».

5.Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

6.Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

 7.Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального Закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов нало­говой полиции"».

8.Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. № 1399 «О государственном регулировании страхования в сфере аг­ропромышленного производства».

9.Приказ Росстрахнадзора № 02-02/03 от 9 февраля 1995 г.

10.Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 г. «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» и «Классификация по видам страховой деятельности».

11.Приказ Минфина РФ от 17 июля 2001 г. N 52н "Об утверждении Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации".

12. И.Т.Балабанова, А.И.Балабанов/ Страхование/ Питер, 2004.

13. Журнал «Эксперт»-3.2005 г.


[1] Страховой портфель (Книга предпринимателя. Книга страховщика. Книга делового менеджера) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. — М: Соминтек, 1994. С. 371-381.

[2] Экономика и жизнь. 1996, 9 марта.

[3] Российская газета. 1998, 4 января

[4] Российская газета. 1998, 17 октября.

[5] И.Т.Балабанова, А.И.Балабанов/ Страхование/ Питер, 2004. – С.14

[6] Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора",

[7] И.Т.Балабанова, А.И.Балабанов/ Страхование/ Питер, 2004.- С.27

[8] И.Т.Балабанова, А.И.Балабанов/ Страхование/ Питер, 2004.- С.29

[9] Российская газета. 1990, 23 ноября.

[10] Российская газета. 2000, 3 августа.

[11] Российская газета. 1998,12 августа


[13] Российская газета. 1998, 8 декабря

[14] Экономика и жизнь. 1995, № 31, август.

[15] Журнал «Эксперт»-3.2005