Введение 2

Глава 1. Специальные административно-правовые режимы_ 2

Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и технологического характера  4

2.1 Техногенные аварии_ 6

2.1.1.Промышленные взрывы_ 6

2.1.2.Пожары на промышленных объектах_ 7

2.1.3.Аварии с выбросом вредных веществ 8

2.2.Стихийные явления и бедствия 9

Глава 3.  Чрезвычайное и военное положения 13

3.1 Чрезвычайное положение 13

2.2 Военное положение 16

Глава 4. Иные режимы_ 21

4.1 Режим охраны государственной границы_ 21

4.2. Режим секретности_ 22

Заключение 25

Список литературы_ 27

Введение

В процессе жизнедеятельности человек старается не думать о чрезвычайных ситуация, считая, что с ним это вряд ли случится. Но тем менее в результате своей деятельности человек достаточно часто, например, использует химические вещества, которые по своим свойствам оказывают вредное влияние на организм. Не смотря на постоянное совершенствование технологии, увеличивается потенциальная опасность ситуаций, связанных с выбросами СДЯВ, утечками и др.

Есть и не менее опасные вещи, чем утечки ядовитых веществ, например, стихийные бедствия, такие как наводнения, цунами, оползни, вулканические извержения, землетрясение (самые опасные и разрушительное, потому что может нести в себе все эти бедствия одновременно) и т.д.

Несмотря на то что, мы живем в достаточно мирное время, не стоит забыть и о таком явлении, как война и возможность введения военного положения.

Поэтому целью данной работы является изучение чрезвычайных ситуаций. Каждый человек должен знать как правильно действовать в критической ситуации.

 

Глава 1. Специальные административно-правовые режимы

Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия.

Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны: содержательную и формальную.

Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия.

Юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав.

 Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.

Развитие человеческого общества представляет собой, как известно, очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.

  Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и, прежде всего, правовых, организационных, экономических, материально-технических.

Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях.

Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к специальным административно-правовым режимам.

 Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Особыми условиями, влекущими корректировку в организации уп­равления, являются:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного харак­тера.

2. Чрезвычайное положение.

3. Военное положение.

      4. Режим охраны государственной границы.

      5. Режим секретности.

 

Глава 2. Чрезвычайные ситуации природного и технологического характера

Особенности управления в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера предусмотрены федеральным законом от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвы­чайных ситуаций природного и техногенного характера»[1]. В этом законе под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на опреде­ленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, ко­торые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значитель­ные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная их направленность - предупреждение таких ситуаций.

Непосредственное государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти. Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические   мероприятия   по   повышению   устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы и правила безопасности производства, техно­логических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т.д.

В чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные и иные неотложные работы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий (стихийных бедствий) -  МЧС России -  является специальным федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим государствен­ное управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует подведомственные ему территориальные орга­ны соответствующего профиля.

Закон определяет также права и обязанности предприятий, учреж­дений и организаций, а также граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Особенности управления вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.

Так, при чрезвычай­ных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрез­вычайное положение. Он может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

МЧС России в этих условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправ­ления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению пос­ледствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществ­ление мероприятий в этой области; организует формирование и достав­ку гуманитарной помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов, можно подраз­делить на две группы:

а) те, которые осуществляются в нормальных условиях и направ­лены на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

б) те, которые реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной задачи по защите интересов граждан и общества.

2.1 Техногенные аварии

 В большинстве случаев техногенные аварии связанны с неконтролируемым, самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и/или энергии. Самопроизвольное высвобождение энергии приводит к промышленным взрывам, а вещества - к взрывам, пожарам и химическому загрязнению окружающей среды.

         2.1.1.Промышленные взрывы

 Взрыв - процесс быстрого неуправляемого физического или химического превращения системы, сопровождающийся переходом её потенциальной энергии в механическую работу. Механическая работа, совершаемая при взрыве, обусловлена быстрым расширением газов или паров. В основании взрывного процесса могут лежать как физические так и химические превращения.

 При химических взрывах вещества могут быть твёрдыми, жидкими, газообразными, а также аэровзвесями горючих веществ (жидких и твёрдых) в окислительной среде(чаще в воздухе).

 Физический взрыв чаще всего связан с неконтролируемым высвобождением потенциальной энергии сжатых газов из замкнутых объёмов машин и аппаратов, сила взрыва сжатого или сжиженного газа зависит от внутреннего давления этого резервуара.

 Параметрами, по которым определяют мощность взрыва, является энергия взрыва и скорость её выделения. Энергия взрыва определяется физико-химическими превращениями, протекающими при различных типах взрывов.

 В производственных условиях возможны следующие основные виды взрывов: свободный воздушный, наземный, взрыв в непосредственной близости от объекта, а  также взрыв внутри объекта (производственного сооружения).

         2.1.2.Пожары на промышленных объектах

 Под пожаром понимают неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Причиной возникновения пожаров на промышленных объектах можно разделить на две группы. Первая - это нарушение противопожарного режима или неосторожное обращение с огнём, вторая - нарушение пожарной безопасности при проектировании и строительстве зданий. Пожары могут возникнуть при взрыве в помещениях или производственных аппаратах при утечках и аварийных выбросах пожаровзрывоопасных сред в объёмы производственных помещений.

 Пожар является химической реакцией между горючими веществами и кислородом воздуха (или иным  видом окислительной среды). Для того чтобы возник пожар необходимо три компонента: горючее вещество, кислород и первоначальный источник теплоты с энергией, достаточной для начала реакции горения.

 Образование пламени связанно с газообразным состоянием вещества, поэтому горение жидких и твёрдых веществ, сопровождающееся возникновением пламени, предполагает их предварительный переход в газообразную фазу.

 При пожарах существует несколько различных опасных факторов. Первый из них - это повышенные температуры в зоне горения. Они могут привести к тепловым ожогам поверхности кожи и внутренних органов людей, а также вызвать потерю несущей способности строительных конструкций зданий и сооружений. Вторым фактором является поступление в воздух рабочей зоны значительного количества вредных продуктов сгорания, в большинстве случаев приводящее к острым отравлениям людей.

         2.1.3.Аварии с выбросом вредных веществ

 На многих предприятия для технологических целей применяют вредные, в том числе сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). Так, например, хлор и аммиак используют на многих предприятиях текстильной, химической, пищевой промышленности. В различных производствах широко применяются щелочи, кислоты и другие агрессивные и сильнодействующие вещества. При аварийных разгерметизациях ёмкостей, оборудования, с содержанием токсичных веществ или их перевозкой, связанны с повышенным риском опасностей, так как при выходе на ружу этих веществ приводит к превышению предельно допустимой концентрации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы.

 В зависимости от термодинамического состояния жидкости, находящейся при хранении в ёмкости, возможно три варианта протекания процесса при разгерметизации ёмкости:

 - при больших перегревах жидкость может полностью переходить во взвешенное мелкодисперсное и парообразное состояние с образованием токсичных, вредных и пожаровзрывоопасных смесей;

 - при низких энергетических параметрах жидкости происходит спокойный её пролив на твёрдую поверхность, а испарение осуществляется путём теплоотдачи от твёрдой поверхности;

 - промежуточный режим, когда в начальный момент происходит резкое вскипание жидкости с образованием мелкодисперсной фракции, а затем наступает режим свободного испарения с относительно низким скоростями.

 Ряд веществ в промышленных условиях хранится и используется при низких температурах (криогенных температурах) в жидком состоянии. Наиболее часто встречаются: жидкий кислород и азот, жидкий водород, гелий и т.д. Эти вещества в общепринятом понимании нельзя назвать ядовитыми или токсичными, но поступление их в атмосферу в большом количестве может вызвать вытеснение из неё кислорода, что также создаст определённых размеров опасную зону. Кроме того некоторые из этих веществ являются окислителями или пожаровзрывоопасными веществами, низкие температуры этих веществ могут привести  к дополнительным опасным факторам, таким как потенциальная опасность ожогов поверхности тела и внутренних органов у людей, а также к потере несущей способности силовых элементов зданий, машин и механизмов за счёт хладоломкости.

 Используемые в настоящее время в промышленности криопродукты можно подразделить на три типа: нейтральные криопродукты (азот, гелий), криопродукты-окислители (кислород), горючие криопродукты (водород, метан). При сбросе в атмосферу каждого из трёх типов криопродуктов в зоне выброса создаются свои специфические опасности.

         2.2.Стихийные явления и бедствия

 Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс, причиной возникновения которого может быть: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, обвал, карст, сель, просадка в лесовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цунами, лавина, наводнение, подтопление, затор, штормовой нагон воды, сильный ветер, смерч, пыльная буря, суховей, сильные осадки, засуха, заморозки, туман, гроза, природный пожар (ГОСТ Р 22.0.06 - 95). Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

 Землетрясения являются грозными природными катастрофами по числу жертв, размерам ущерба, по величине охваченных ими территорий и трудности защиты от них. Несмотря на усилия сейсмологов, землетрясения часто происходят неожиданно. Так 7 декабря 1988 год в Армении пострадало более 25 тысяч,  разрушено 1,5 тыс. деревень, значительно пострадали 12 городов, 2 из которых полностью разрушены (Спитак, Ленинакан).

 При землетрясениях в окружающем пространстве наблюдается сейсмический удар, происходит деформация горных пород, возможно извержение вулканов, нагон воды (цунами), смещение горных пород, снежных масс, ледников и т. д.

 Землетрясение начинается от глубинного очага (гипоцентра) на глубине от 5 до 700 км из-за напряжения вдоль линии взаимодействия плит. Точки в эпицентре - месте, расположенном непосредственно над гипоцентром, и вокруг него вызываются поперечными и продольными (наиболее разрушительными) сейсмическими волнами. Продолжительность землетрясения несколько секунд. Силу землетрясения принято характеризовать балльностью, а воздействие землетрясения на объект его интенсивностью. Внешние проявления оцениваются по 12 бальной шкале Меркалли: сила землетрясения от 1 до 4 баллов не вызывает повреждение зданий и сооружений, а также остаточных явлений в грунтах и изменения режима грунтовых и наземных вод, наблюдается легкое покачивание висячих предметов и регистрируется только специальными приборами.

 Землетрясения силой от 5 до 7 баллов вызывает значительное повреждение зданий, в некоторых случаях их разрушение. На дорогах появляются трещины, наблюдаются нарушение стыков трубопроводов, повреждение каменных оград. В сухих грунтах образуются тонкие трещины, возможны оползни и обвалы. Изменяется дебит источников и уровней грунтовых вод. Возникают новые и пропадают старые источники воды. В помещениях сильно качаются висячие предметы, легкая мебель сдвигается, падают книги, посуда и вазы. Передвижение людей без дополнительной опоры затруднено. Все люди покидают помещение.

 Землетрясения силой от 8 до 10 баллов вызывает обрушение многих зданий, дамбы и насыпи получают значительные повреждения, на дорожном полотне трещины и деформации, обрушение труб, башен, памятников, оград. Возникают трещины в грунтах до 1 м. Наблюдается обвал скал и морских берегов. Наблюдается возникновение новых озёр, прибоя и выплёскивания воды в водоёмах и реках. В помещениях многочисленные повреждения предметов домашнего обихода. Животные мечутся и воют.

 Землетрясения силой от 11 до 12 баллов вызывает общее разрушение зданий и сооружений. Значительная часть населения гибнет от оползней. В грунте наблюдаются вертикальные и горизонтальные разрывы и сдвиги. Образуются озёра, водопады, изменяются русла рек. Растительность и животные погибают от обвалов и осыпей в горных районах. Землетрясение с эпицентром в океане вызывают гигантские разрушительные морские волны - цунами.

 Предсказание землетрясения - важнейшая научно-практическая задача сейсмологии.

 Вулканические извержения представляет собой достаточное опасное геологическое явление. Процессы которые происходят в земной толщине и вызывающие извержения, ещё не до конца изучены. Расплавленная порода (магма), будучи более лёгкой, чем окружающие породы, медленно поднимается к поверхности земли по разломам земной коры. После чего лава достигнув точки выхода, выбрасывает из кратера столб чёрного дыма или пепла достигающий высоты до 5 км, на кратере появляются трещины из которых выделяются удушливые газы или горячая вода. Затем начинается извержение лавы из жерла вулкана.

 Извержение вулкана возле близ лежащих населенных районах носят катастрофический характер. Всё живое и постройки могут быть уничтожены лавовыми или селевыми потоками, засыпаны пеплом.

 Одно из самых известных нам извержений вулкана было отмечено в 79 г. н.э., это был вулкан Везувий, который погубил собой два больших города Помпеи и Геркуланум. Летом 24 августа в течении 30 часов из вулкана было выброшено около 3 куб. км. расплавленных пород и засыпало эти города. Одни люди задохнулись от едкого дыма, другие были погребены под горными породами падающими с неба после взрыва кратера.

 Извержение вулкана это мощный фактор, оказывающий влияние на современный газовый состав и состояние атмосферы.

 Наводнения  - это значительные затопления местности в результате подъема уровня

воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого различными причинами (весеннее снеготаяние, выпадение обильных ливневых и дождевых осадков, заторы льда на реках, прорыв плотин, ветровой нагон и т.д.).

 Наводнения наносят огромный материальный ущерб и приводят к человеческим жертвам. Непосредственный материальный ущерб от наводнений заключается в повреждении и разрушении жилых и производственный зданий, автомобильных и железных дорог, линий электропередач и связи, мелиоративных систем, гибели скота и урожая с/х культур, порче и уничтожении сырья, продуктов питания, кормов, удобрений и т.д.

Грозовые разряды могут явиться причиной как пожаров, так и механических повреждений оборудования, нарушение на линиях связи и энергоснабжения отдельных территорий, взрывов технического оборудования. 

 Молния - это электрический разряд большой мощности. Электрическое напряжение возникает в облаках в результате трения молекул. Подобное явление можно наблюдать, если расчесывать волосы эбонитовой расческой. Волосы и расческа заряжаются электричеством, пока заряд не достигнет такой силы, что между ними начинают проскакивать искры и слышится потрескивание.

 Внутри грозового облака ветры перемещаются вверх и вниз с большой скоростью.

Капельки воды, пылевые частицы и кусочки льда трутся друг о друга, отталкиваясь или разбиваясь, при этом нарастает напряжение электрического поля. Когда его напряжение достигает определенной силы, то происходит разряд, сверкает молния.

 Температура молнии достигает 300000 градусов. Она так сильно разогревает окружающий воздух, что он стремительно расширяется и с грохотом преодолевает звуковой барьер, подобно сверхзвуковому реактивному самолету. Этот грохот мы слышим как раскаты грома.

           

Глава 3.  Чрезвычайное и военное положения

3.1 Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение в соответствии с действующим зако­нодательством представляет собой режим, хотя и пересекающий­ся с чрезвычайными ситуациями, но не полностью совпадающий в основаниях введения.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»[2]: чрезвычайное поло­жение - это вводимый на всей территории РФ или в ее отдель­ных местностях особый правовой режим деятельности органов го­сударственной власти и местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий уста­новленные данным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав орга­низаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для его введения, представ­ляют собой непосредственную угрозу жизни или безопасности граж­дан или конституционному строю РФ и устранение которых невоз­можно без применения чрезвычайных мер.

Обстоятельства введения чрезвычайного положения подразде­ляются на две группы: а) обстоятельства, создаваемые преднаме­ренными действиями людей: попытки насильственного изменения конституционного строя РФ; захвата или присвоения власти; воо­руженный мятеж; массовые беспорядки и др.; б) обстоятельства, возникающие из событий в результате непреднамеренных действий (деятельности) людей; чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опас­ных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значи­тельные материальные потери и нарушение условий жизнедеятель­ности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

С учетом данной классификации группируются меры и вре­менные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного по­ложения. Выделяются меры и ограничения, которые могут приме­няться независимо от обстоятельства, вызвавшего введение чрез­вычайного положения: полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полно­мочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления, установление ограниче­ний передвижения по территории, введение особого режима въез­да на территорию и выезда с нее и др.

Дополнительные меры и ограничения, применяемые при вве­дении чрезвычайного положения в зависимости от обстоятельств, относящихся: а) к первой группе: введение комендантского часа, ограничение свободы печати и др.; б) ко второй группе: временное отселение жителей в безопасные районы; введение карантина; про­ведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий и др.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения использу­ются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исклю­чительных случаях могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы для выполнения определенных законом задач.

Осуществление комплекса мер по обеспечению режима чрез­вычайного положения, особенно связанных с ограничениями прав и возложением дополнительных обязанностей на граждан, их объе­динения, вносят коррективы и в систему управления на соответ­ствующей территории.

На территории Президентом РФ могут создаваться особые формы управления:

а) комендант, назначаемый Президентом РФ для осуществле­ния единого управления силами и средствами, обеспечивающими, режим чрезвычайного положения на территории. Для этого комен­дант наделяется значительным объемом административных полно­мочий. Он руководит комендатурой территории, действующей на основании положения, утверждаемого Президентом РФ. Комендант руководит объединенным оперативным штабом, который может быть создан Президентом РФ для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения. В со­став штаба входят представители органов, обеспечивающих этот режим;

б) особое управление территорией. Оно вводится путем созда­ния: а. временного специального органа управления территорией; б. федерального органа управления территорией.

Временный специальный орган управления действует на ос­новании положения, утвержденного Президентом РФ. Ему могут быть переданы полностью или частично полномочия органов испол­нительной власти субъекта РФ и местного самоуправления терри­тории. Руководитель этого органа назначается Президентом РФ. Ко­мендант территории переходит в подчинение руководителю времен­ного специального органа управления и по должности является его первым заместителем.

Федеральный орган управления территорией создается в слу­чае, если временный специальный орган не обеспечил достижение цели введения чрезвычайного положения. При этом полномочия специального органа управления прекращаются.

Руководитель федерального органа управления назначается, а положение о данном органе утверждается Президентом РФ. В этом случае осуществление полномочий органов государственной влас­ти и местного управления территории приостанавливается, их функции возлагаются на федеральный орган управления. Комен­датура территории входит в структуру федерального органа уп­равления территорией. Комендант территории по должности явля­ется первым заместителем руководителя федерального органа уп­равления территорией.

Комендант, органы особого управления территорией вправе издавать в пределах своих полномочий приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, обя­зательные для исполнения на территории.

Прекращение периода действия чрезвычайного положения вле­чет утрату силы правовых актов, принятых в целях обеспечения режима чрезвычайного положения, в том числе определяющих уп­равление в условиях чрезвычайного положения.

2.2 Военное положение

Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным поло­жением, предусмотренным Федеральным конституционным зако­ном от 30 января 2002 г. «О военном положении»[3]. В этом законе военное положение определяется как особый правовой режим, вво­димый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соот­ветствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии (содержание этих понятий раскрыто в самом законе).

Основания введения военного положения - агрессия против РФ или ее непосредственная угроза, а цель - создание условий для ее отражения или предотвращения.

Режим военного положения включает в себя комплекс эконо­мических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на -создание условий для отражения или предотв­ращения агрессии против РФ.

В условиях военного положения в той мере, в какой это необ­ходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государ­ства, могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иност­ранных граждан и лиц без гражданства, а также деятельность орга­низаций независимо от организационных форм и форм собствен­ности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.

Введение военного положения предполагает применение Воо­руженных Сил РФ для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Его обеспечение становится важнейшим направлением деятельности органов государственной власти. Возрастает также роль органов военного управления в данной области.

Режим военного положения органы государственной власти и военного управления обеспечивают путем применения мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом РФ «О воен­ном положении». Эти меры дифференцируются в нем применитель­но к территориям, на которых: а) введено военное положение; б) оно не введено; в) ведутся боевые действия.

На территории, на которой оно введено, могут быть существен­но ограничены:

личные права и свободы граждан: на передвижение, время пребывания в общественных местах, расширение основания для личного досмотра и т. д.;

политические права и свободы граждан: запрещение публич­ных акций, в том числе проведение забастовок, приостановление деятельности общественных, религиозных объединений, если она подрывает в условиях военного положения оборону и безопасность РФ и т. д.;

имущественные права граждан: у них может изыматься иму­щество, необходимое для нужд обороны с последующей выплатой государством его стоимости.

На граждан и организации могут быть возложены дополнитель­ные обязанности в виде их привлечения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия и др., введения особого режима работы объектов, обеспе­чивающих функционирование коммуникаций (транспорта, связи, энергетики) и др.

На территории, на которой введено военное положение, могут создаваться на военное время специальные формирования с целью осуществления мер по организации производства (выполнения ра­бот, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Воо­руженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и ор­ганов.

Как на территории, на которой введено военное положение, так и на других территориях в период военного положения могут при­меняться меры, связанные с введением ограничений на осуществ­ление экономической и финансовой деятельности, оборот имуще­ства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, режим трудовой деятельности т. д.

На территории, на которой ведутся военные действия, приме­нение мер, предусмотренных для территорий, на которых введено военное положение, может быть возложено на органы военного уп­равления.

В указанном законе определены полномочия органов государ­ственной власти в области обеспечения режима военного положе­ния и особенности их функционирования в период его действия с учетом их места в системе государственной власти, содержания деятельности и компетенции.

Президент РФ руководит организацией обеспечения режима военного положения; обеспечивает согласованное функционирова- ние и взаимодействие органов государственной власти в целях его обеспечения; контролирует применение мер по его обеспечению; определяет меры по его обеспечению, применяемые органами ис­полнительной власти и органами военного управления; определяет задачи и устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспе­чения режима военного положения; определяет порядок прохож­дения военной службы в этот период и т. д.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам обеспечения режима во­енного положения, а Государственная Дума принимает федераль­ные законы по этим вопросам и т. д.

Правительство РФ руководит в пределах своей компетенции деятельностью органов исполнительной власти и организаций по обеспечению военного положения; организует разработку и обеспе­чивает применение мер, направленных на производство продукции для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения; организует работу по обес­печению потребностей государства материально-техническими, тру­довыми и другими ресурсами, организует разработку военно-хозяй­ственного плана и т. д.

Иные федеральные органы исполнительной власти осуществ­ляют полномочия, во-первых, за пределами специальных мер, под­лежащих применению на территориях, на которых введено воен­ное положение: организуют производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения; снаб­жение населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинское обслуживание; регулируют деятельность организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства и т. д.; во-вто-. рых, полномочия по реализации мер, которые могут применяться на территории, на которой введено военное положение. Однако пол­номочия данной группы указанные органы могут осуществлять лишь на основании указов Президента РФ. К ним, в частности, относят­ся полномочия по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, охраны военных, важных государствен­ных и специальных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; организация эвакуации объектов хозяйственного, соци­ального и культурного назначения; изъятие в соответствии с фе­деральным законом транспортных средств и другого имущества у организаций и граждан; установление ограничения движения транс­портных средств и порядка их осмотра и т. д.

Аналогичные полномочия на подведомственной территории осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закон содержит специальные нормы, определяющие особенно­сти правового положения в этот период как граждан, так и орга­низаций. Граждане пользуются всеми правами и свободами чело­века и гражданина, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено федеральными законами. В частности, они обязаны выполнять нормативные правовые акты РФ по вопросам военного положения, а также требования обеспечивающих его ре­жим органов и должностных лиц; являться по вызову в эти орга­ны, а также в военные комиссариаты административно-территориальных образований, на территории которых граждане прожива­ют. Граждане должны участвовать в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником ору­жия; предоставлять в соответствии с федеральным законом иму­щество для нужд обороны.

Права организаций и их должностных лиц могут быть огра­ничены в той мере, в которой это необходимо для обеспечения обо­роны и безопасности РФ. На территории, на которой действует во­енное положение, они обязаны выполнять требования органов ис­полнительной власти и военного управления, обеспечивающих его режим.

Организации в период действия военного положения обязаны: предоставлять для нужд обороны имущество, находящееся в их соб­ственности, с последующей выплатой стоимости этого имущества; выполнять задания (заказы) в целях обеспечения обороны и безо­пасности РФ в соответствии с заключенными договорами (контрак­тами).

Меры обеспечения военного положения и, в частности, различ­ного рода ограничения должны применяться уполномоченными орга­нами и должностными лицами в строгом соответствии с устанав­ливающими их законами и другими нормативными правовыми ак­тами.

Режимы чрезвычайного и военного положения затрагивают общие вопросы организации управления там, где они введены. По­этому они не могут быть сведены к мерам, относящимся лишь к области деятельности соответственно правоохранительных и воен­ных органов.

Глава 4. Иные режимы

4.1 Режим охраны государственной границы

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

·        въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

·        хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно - политических, культурных и других мероприятий;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

·        учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

·        промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.             Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом. В пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. 

Пределы пограничной зоны определяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям старших должностных лиц органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации. 

В таком же порядке определяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию со старшими должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации и подлежат опубликованию.

4.2. Режим секретности

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации[4], Законе РФ от 21 июля 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»[5], Законе Российской Федерации «О безопасности»[6], Указе Президента РФ №1203 от 30 ноября 1995 года об утверждении «Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»[7].

Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну. Защита такой информации от нежелательного распространения обеспечивается нормами морали и права.

 Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны.

Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Можно назвать следующие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может принести ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закреплены в законодательстве;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.

Итак,  секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности.

Заключение

В завершении рассмотрения данного вопроса, хотелось бы сделать следующие выводы.

1. Чрезвычайное положение — это предусмотренный Конституцией РФ особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, возлагающий на них дополнительные обязанности

Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти, либо изменения конституционного строя РФ путем насилия.

2. Военное положение - особый правовой режим, вво­димый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соот­ветствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии (содержание этих понятий раскрыто в самом законе).

Основания введения военного положения — агрессия против РФ или ее непосредственная угроза, а цель — создание условий для ее отражения или предотвращения.

Режим военного положения включает в себя комплекс эконо­мических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на -создание условий для отражения или предотв­ращения агрессии против РФ.

3. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы — частые явления в любой стране, в том числе и в нашей. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури, ураганы, лесные пожары, взрывы на промышленных предприятиях, химические аварии и т. п.    

Большей частью чрезвычайные ситуации имеют природное происхождение или носят техногенный характер. Природные — это стихийные бедствия, техногенные -это аварии и катастрофы.         Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, возможное количество человеческих жертв. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

2.     Закон РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. / Правовая система Консультант.

3.     Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. / Правовая система Консультант.

4.     Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. / Правовая система Консультант.

5.     Федеральный закон от 30.01.2002 №1-ФКЗ «О военном положении» / Правовая система Консультант.

6.     Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. / Правовая система Консультант.

7.     Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД "Зерцало-М". 2003. — 608 с.

8.      Бахрах Д.Н. Административное право. М.: «БЕК», 2004.

9.      Безопасность жизнедеятельности. / Под ред. С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, Л.Л. Морозова, В.С. Спиридонов, В.П.Сивков, Д.М. Якубович. -  Высшая школа 2000.

10.            Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Москва – 2000


[1] Правовая система Консультант.

[2] Правовая система Консультант.

[3] Правовая система Консультант.

[4] Правовая система Консультант.

[5] Правовая система Консультант.

[6] Правовая система Консультант.

[7] Правовая система Консультант.